Метод инверсии

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Мозговой штурм

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:

  1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
  2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
  • принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
  • идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
  1. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

  1. Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
  2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
  3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
  4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
  5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
  6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

  1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
  2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
  3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
  4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

  1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
  2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
  3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
  4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
  5. Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
  6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
  7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

  1. Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
  2. Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
  3. Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
  4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

Метод морфорлогического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

  1. Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
  2. Разбейте его на ключевые элементы.
  3. Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
  4. Запишите все это в матричную таблицу.
  5. Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.

Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

  1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
  2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
  3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

  1. Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
  2. Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
  3. Ждите озарения.
  4. Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
  5. Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

  1. Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
  2. Каждый день выполняйте свой план.
  3. Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
  4. Со временем повышайте планку.

Резюме

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_C1024, _C1042, 1ТРИЗ, 4Когнитивистика, 4Сторителлинг

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки.

Что

Мозговой штурм, или брейншторм, — известная креативная методика по поиску идей в команде. Техника позволяет рассматривать любую проблему под разными углами.

Как

  • Соберите команду из 5–10 человек.
  • Сформулируйте проблему.
  • Засеките 10–15 минут на то, чтобы каждый член команды подумал и записал свои мысли.
  • Каждый участник делится своими идеями, а ведущий записывает их на доске.
  • Группа может дать позитивную обратную связь после того, как автор закончит выступление.
  • Проголосуйте за лучшую идею.

Важно

Поощряйте абсурдные идеи и не критикуйте чужие предложения. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы. Главное не качество идей, а их количество.

Обратная мозговая атака

Суть техники — поиск недостатков и совершенствование рассматриваемого объекта. Метод был придуман в компании General Electric и подходит для решения конкретных задач в различных областях.

  • Соберите команду из 5–10 человек.
  • Сформулируйте задачу.
  • Дайте каждому участнику 10–15 минут для того, чтобы найти или придумать все возможные недостатки описанного объекта.
  • Каждый участник должен поделиться своими идеями.
  • Ведущий записывает идеи на доске.
  • Группа может дать обратную связь после того, как автор закончит выступление.
  • После того как все выскажутся, обсудите, как избавиться от недостатков, используя метод мозгового штурма.

Поощряйте любую критику, даже если она будет болезненно воспринята окружающими.

Матрица возможностей

Эта техника известна также как метод морфологического анализа Фрица Цвикки. Её суть — придумать как можно больше решений для отдельных частей задачи и скомбинировать их случайным образом.

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу 5 на 10.
  • Первый ряд ячеек — «Характеристика». Выпишите сюда основные параметры задачи.
  • Придумайте для каждого параметра свойство и запишите в остальных рядах. Выбирайте абсурдные идеи, а не стандартные.
  • Компонуйте отдельные ячейки в столбцах и оценивайте, насколько результат соответствует поставленной задаче.
  • Выпишите понравившиеся идеи.

Ниже — матрица возможностей для дизайна пакета молока.

Характеристика / свойство 1 2 3 4 5
Формат Кружка в виде вымени Вытянутая бутылка Железная банка, 0,33 л Треугольный пакет Перчатка
Материал Крафтовая бумага Пупырчатая упаковка Закалённое стекло Кожа / замша Глина
Главное изображение Человек пьёт из одной миски с котом Коровы и козы загорают на пляже Солнце пьёт молоко Дети уезжают из города в деревню Доярка становится президентом

Самое главное — выбрать самые существенные параметры и выключить внутреннего критика на этапе заполнения таблицы. Так вы сможете придумать как можно больше невероятных вариаций.

Переворот

Техника придумана экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть — придумать все возможные решения проблемы, записать их и отредактировать так, чтобы они стали значить ровно противоположное.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выпишите всё, что приходит вам в голову, когда вы думаете о её решении. Это могут быть мысли о формулировке задачи, известные методы решения, связь этой задачи с другой — что угодно.
  • Отредактируйте свои мысли так, чтобы они изменили значение на противоположное. Замените слова на антонимы, поменяйте порядок слов, поиграйте с частицей «не».
  • Рассмотрите каждое «перевёрнутое» предположение и спросите себя, при каких условиях оно могло бы стать возможным решением задачи.
  • Запишите возникшие идеи.
  • Выберите лучшие и доработайте их, если требуется.

Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе. Эта поговорка — классический пример применения этого метода.

Метод Киплинга

Метод основан на известном стихотворении Редьярда Киплинга. Суть — проанализировать проблему и развить идеи с помощью вопросов «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?». Метод подойдёт для работы с конкретными задачами в команде и самостоятельно.

  • Сформулируйте задачу.
  • Задайте объекту рассмотрения шесть основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?».
  • Ответив, переходите к дополнительным. Это поможет всесторонне рассмотреть проблему.
    • Сколько?
    • Почему бы и нет?
    • Каков срок?
    • В каком месте?
    • Кто с этим справится?
    • Где ещё?
    • В чём состоит проблема?
    • Где это происходит?
    • Когда это происходит?
    • Почему это происходит?
    • Как преодолеть эти трудности?
    • Кого надо привлечь?
    • Как узнать, что проблема решена?
  • По ходу креативной сессии выписывайте ответы и новые возникающие вопросы.

Метод требует критического мышления и конкретных ответов. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы.

Инсайтный метод

Это известный и доступный метод, которым пользовались художник Сальвадор Дали, мыслитель Рене Декарт и многие другие великие. Техника позволяет работать со своим подсознанием и вылавливать идеи, о наличии которых вы сами не подозревали. Суть — фиксировать содержание снов и использовать эту информацию для решения задач. Также можно использовать идеи, пришедшие к вам во время долговременной медитации.

  • Возьмите тетрадку или блокнот и положите рядом с кроватью вместе с ручкой. Это будет ваш дневник сновидений.
  • Перед тем как лечь спать, сформулируйте задачу, которую хотите решить.
  • Утром, в первые пять минут после пробуждения, запишите всё, что вам снилось. Не анализируйте написанное.
  • Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:
    • Какие люди, вещи, места, события мне привиделись?
    • Какие самые яркие образы сновидения мне запомнились?
    • Какие ассоциации у меня возникают?
    • Какое чувство я испытывал во время сновидения?
    • Какие связи я вижу между своей задачей и содержанием сна?

С первого раза вы можете не увидеть связи между сном и задачей. Чтобы запомнить больше снов, привыкайте вставать без будильника. Часто гениальные идеи приходят в голову не во сне, а когда мы засыпаем. Если с вами такое случится, обязательно дотянитесь до блокнота и запишите мысль.

Метод ассоциативного поиска

Метод подойдёт для создания идей с нуля. Например, для разработки видео или анимации. Суть — найти как можно больше ассоциаций к рассматриваемому объекту и провести связь между понятиями.

  • Приготовьте десяток случайных слов. Можно использовать истории, твиты или изображения.
  • Соберите команду и сформулируйте проблему.
  • На каждое заготовленное слово даётся по минуте. За это время команда должна дать ряд ассоциаций.
  • Старайтесь мыслить масштабно, допускать нелепые ассоциации.
  • Записывайте каждую ассоциацию на доске.
  • Продолжайте, пока не придумаете ассоциации для всех слов или не наберёте достаточно для решения задачи.
  • Используйте полученную информацию по назначению.

Говорите первое, что придёт в голову. Если вы зашли в тупик, просто смените слово. Лучше использовать слова, не имеющие прямого отношения к самой проблеме.

Бисоциация

Эта техника обратна предыдущей: вам придётся искать не ассоциаций, а, наоборот, комбинировать идеи, которые друг с другом не связаны. Вам нужно будет сопоставить задачу с уже известным процессом из совершенно другой сферы. Технику описал писатель и журналист Артур Кёстлер.

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу с двумя колонками. Запишите в левой несколько процессов, не относящихся к задаче. В правой колонке запишите процессы, к задаче относящиеся.
  • Найдите параллели между процессами в колонках. Подумайте, как можно использовать эти сопоставления для решения задачи.
  • Фиксируйте возникающие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие и доработайте их, если требуется.

Примерно так должна выглядеть ваша таблица, если вы хотите подарить другу картину, но не знаете, что нарисовать.

Не относятся к задаче Относятся к задаче
Охота на медведя Выбрать материалы
Химчистка пухового одеяла Выбрать цвета
Покрасить забор Нарисовать картину
Приготовить овсяную кашу Придумать сюжет
Умыться родниковой водой Подарить картину
Залить бензин Написать поздравление
Написать жалобу Упаковать подарок

Успех зависит от умения рассматривать процессы отвлечённо друг от друга. Разорвав шаблоны мышления, вы найдёте связи между не связанными друг с другом понятиями.

Случайный стимул

Эта техника напоминает гадание на кофейной гуще. Её использовали наши предки и современные гадалки для интерпретации знаков. Задача — разглядеть связь между двумя соперничающими темами.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выберите любое слово и напишите его рядом с задачей. Это будет ваш стимул.
  • Чтобы помочь себе, выпишите под стимулом его отличительные черты и ассоциации, с ним связанные.
  • Поставьте таймер на 3–5 минут.
  • Удерживая в голове задачу и стимул, постарайтесь найти между ними связь.
  • Фиксируйте появляющиеся идеи. Не углубляйтесь в детали. Вам надо набросать как можно больше решений.
  • После перерыва выберите наиболее перспективные идеи. Доработайте, если требуется.

Если не удаётся найти связи с первого раза, не мучайтесь. Лучше выберите другую технику. Менять выбранный стимул нельзя. Метод можно усложнить, добавив ещё три случайно выбранных стимула.

Катена

Катена — словесная игра, которая заключается в связывании двух слов в цепочку (катену) при помощи слов-ассоциаций. Ваша задача — выписать цепочки слов на бумаге и доработать появившиеся идеи.

  • Сформулируйте задачу и запишите её.
  • Выделите в формулировке задачи 2–3 ключевых слова.
  • Запишите их на бумаге так, чтобы они стояли поодаль друг от друга. Вам предстоит прописывать цепочки слов между ними.
  • Определитесь с правилами.
    • Какие слова можно придумывать: существительные, прилагательные, глаголы?
    • Какие формы связей допустимы между словами: по контексту или по аналогии? Связь по контексту возникает из типичных жизненных ситуаций, связанных со словом. Например, шампунь — душ. Связь по аналогии возникает как общее при сопоставлении двух слов. Например, ветер — свист, облако — вата.
  • Постройте по 2–3 цепочки ассоциаций между ключевыми словами.
  • Используйте слова из цепочек как стимулы для нахождения идей.
  • Фиксируйте возникшие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие идеи и доработайте их.

Техника подходит для раскачки воображения и снятия ментальных блоков. Строгость соблюдения правил не играет особой роли.

Фила

Название техники происходит от греческого слова «фила» — части племени, произошедшей от одного родоначальника. Суть техники — обратиться за советом к реальным или вымышленным людям, которые оказали на вас положительное влияние.

Чтобы воспользоваться этой техникой, составьте для начала филу — группу советников, которые будут вам помогать.

  • Подумайте и выберите 3–5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Это могут быть близкие, знакомые или кумиры.
  • Составьте для каждого члены филы досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты — всё, что кажется интересным и важным.

Составив филу, приступайте к решению задачи.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выберите советника из состава филы.
  • Выберите случайным образом совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата.
  • Постройте связи между советом и задачей.
  • Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Либо представьте, что вы устроили совещание с советником, и постарайтесь услышать его ответ.
  • Записывайте возникающие идеи.
  • Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей.
  • После перерыва отберите многообещающие идеи и создайте решения на их основе.

Вы можете посвятить не один месяц составлению досье для каждого участника филы. Чем больше информации вы найдёте по каждому советнику, тем проще вам будет решать задачи.

Метод квоты идей

Техника позволит вам находиться в состоянии генерации идей постоянно. Ваша задача — установить себе ограничение на количество идей, которые вы будете придумывать ежедневно.

  • Сформулируйте проблему, цель или задачу.
  • Решите, сколько идей вы готовы придумывать каждый день. Берите планку выше: для начала 10–20 идей.
  • Придерживайтесь установленной квоты ежедневно. При необходимости поставьте себе напоминание.
  • Идеи, относящиеся к одной теме, лучше записывать в одном месте.
  • Периодически просматривайте свои идеи, выбирайте лучшие, дорабатывайте.
  • Для генерации идей можете использовать любую технику.

Не критикуйте себя за неудачные идеи и не вычёркивайте их. Работайте над несколькими проблемами одновременно.

Техника шести шляп Эдварда де Боно

Эту ролевую технику придумал эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно. Ваша задача — рассмотреть проблему с шести точек зрения.

  • Соберите команду из шести человек.
  • Сформулируйте задачу.
  • Раздайте каждому участнику команды по предмету (шляпе) одного цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый и синий. Каждый цвет обозначает свою роль.
  • Участники рассматривают проблему в соответствии с данной им ролью.
  • Идеи высказывают свободно, как во время мозгового штурма, и фиксируются на доске.

Таблица покажет, какие роли соответствуют каждой шляпе.

Цвет шляпы Роль
Красная шляпа Отвечает за эмоции, предчувствия, интуицию
Жёлтая шляпа Описывает выгоды и преимущества
Чёрная шляпа Учитывает недочёты и возможные риски
Зелёная шляпа Генерирует идеи
Белая шляпа Озвучивает факты и цифры
Синяя шляпа Ведущий, контролирует смену шляп

Успех зависит от того, насколько хорошо каждый участник может задействовать разные виды мышления для решения проблемы. Ведущий должен напоминать участникам об их ролях и не позволять примерять до положенного времени чужие роли. Сессия заканчивается, когда каждый участник примерит все шесть шляп.

Фрирайтинг

Это техника впервые была описана профессором английского языка Питером Элбоу. Суть — выключить внутреннего критика и получить доступ к скрытым идеям и знаниям через импровизацию на письме.

  • Возьмите ручку и несколько чистых листов бумаги или откройте новый текстовый файл на компьютере.
  • Поставьте таймер на 20 минут. Выключите все уведомления.
  • Пишите всё, что приходит в голову, пока не кончится время. Не отвлекайтесь.
  • Ничего не зачёркивайте и не исправляйте. Оставайтесь в потоке.
  • Закончив работу, отложите текст.
  • После хорошего перерыва прочтите написанное вслух.
  • Отметьте фрагменты, которые можно использовать в дальнейшей работе.
  • Запишите идеи, возникшие при разборе текста.

Не пытайтесь сразу извлечь пользу из написанного. Первые сессии направлены больше на снятие стресса и внутренних блоков, чем на решение конкретных задач. Если вам не о чем писать, пишите о том, что вас окружает. Постепенно у вас начнут образовываться в голове ассоциации, и дело пойдёт на лад.

Метод ограничений

Метод был сформулирован профессором Стивеном М. Косслином. Ваша задача — понять, что может помешать вам решить проблему, и переосмыслить её формулировку, чтобы прийти к правильному решению.

  • Сформулируйте задачу.
  • Придумайте ограничения, которые мешают вам выполнить задачу. Выпишите их.
  • Найдите три способа, как можно использовать каждое ограничение.
  • Найдите три способа, как можно обойти каждое ограничение.
  • Найдите три способа, как можно изменить каждое ограничение.
  • Подумайте, как трансформируется задача, если снять и изменить каждое ограничение.
  • Найдите ещё ограничения.
  • Повторите поиск ограничений и трансформацию задачи несколько раз.
  • Сравните исходную и конечную задачи.

Если у вашей задачи нет ограничений, придумайте их. Ограничьте задачу в будущем и прошлом, сверху и снизу.

Разработка новых идей при решении любого рода задач на протяжении многих веков жизнедеятельности человечества являлась самой сложной задачей человека.

Самым первым методом являлся метод проб и ошибок. Его принцип понятен из названия и заключался в последовательным продвижением идеи, которая отсекалась на определённом этапе или в конечном счете принималась и являлась единственно верной. Но у самого древнейшего метода есть один из очень существенных минусов — это низкая эффективность. В последствии с развитием науки и техники к данному вопросу появляются методы, на которые опираются новаторы для решения поставленной задачи то есть генерации идеи.

Первый мeтод генерирования идeи назвал Алекс Осборн — методом Мозгового штурма. Основной принцип метода заключается в том, что собирается группа людей и предлагает разные идеи, которые участники группы в последствии пытаются развить. При этом они на «месте» проводят анализ их достоинства и недостатков.

Второй метод разработал Эдвард де Боно. Он назвал его методом «Шести шляп». Его суть основана на том, что исследователь по очередности надевает на голову шесть шляп различных цветов. В шляпе белого цвета он четко проверяет все числовые и фактические данные, в черной он пытается найти все минусы стороны, в желтой он анализирует положительныe стороны, в зеленоватой он создает новые идеи, в красной же он позволяет дать волю эмоциям. В итоге в синей шляпе он подводит итоги проделанных работ.

Третий мeтод Чарльза Вайтинга. Он назвал его методом фокальных объектов. В нем признаки различных объектов, которые можно расписать по отдельности находятся в нашем объекте исследования. Например, понятие «шпионажа в письме» Письмо пишется обычной ручкой, но с невидимыми чернилами, которые отображаются только под ультрафиолетом. Ручка заполняется такими чернилами и в нее устанавливается маленькая ультрафиолетовая лампочка, которая может использоваться как фонарик.

Следующий метод основал Тони Бьюзен. И назвал его мeтодом мeнтальных карт. Он выдвинул теорию, основная идея в которой — творческий процесс очень сильно взаимодействует с памятью, и потому нуждается в развитии именно своей памяти. Основная идея его метода заключалась в том, что он написал в центре листа одно ключевое понятие, а все связанные понятия с этим словом на ветви которые отходят от главной идеи. Идею можно не только записывать, но и иллюстрировать такие рисунки очень помогают придумывать что-то новое с идеей, которая лучше запомнится.

Следующий метод, автором которого является Уильям Горднон – Синектика. Горднон полагал, что первоисточник генерирования новых идей заключается в поиске аналогий, где первоначально нужно выбрать предмет исследования и создать таблицу для его аналогий. Начальный столбец заполняют данные для чего вообще предмет создан и используется, во второй записывают непрямые, например отрицательные черты признаков из первого столбца. После этого нужно сопоставить цeль, объект и косвенные аналогии. К примеру, объект- картонная коробка из-под шоколада, задача – запись заметок. Прямая аналогия – коробка глянцевая с принятом, ее отрицание – обычная белая бумага. Результатом будет – коробка на которой можно писать заметки.

Фриц Цвикки предложил метод морфологического анализа. Суть этого анализа базируется на том, чтобы разложить на составляющие один исследуемый предмет и выбрать из данных составляющих несколько его главных характеристик, попробовать поменять их и попытаться соединить снова. И в конечном счете получить нечто новое.

Авторы следующего метода-это два ученых Брайан Эно и Питер Шмидт. В своем методе они используют колоду карт, где записывается набор команд, например «прочти новую книгу» и прочее. В процесcе генерирования новой идеи необходимо вытащить карту и попытаться следовать точным ее указаниям.

Метод расшифровки заключается в том, что берется не очень понятное выражение или устойчивое выражение на не родном языке. И когда человек ее просматривает у него в голове будут создаваться разные ассоциации с данным выражением. К примеру, человек занимался выжиганием по дереву, у него возникла ассоциация с гравировкой по металлу.

Заключительный метод ловушки для идей. В нем необходимо фиксировать абсолютно все идеи, их можно записывать на диктофон или в тетрадь и потом при удобном случае всегда возвращаться к ним.

Выше были описаны инновационные методы генерирования идеи, которые выдвигали ученые разных стран в свое время, но ими пользуются в наши дни и возможно и в будущем, в виду их универсальности, открытости и иногда простоты. Они помогают создавать инновации какими мы их видим и ощущаем.

Можно сделать вывод, что с развитием науки и научного подхода для решения данного вопроса креативность при разработке инноваций возрастает. Огромное количество открываемых каждый день и патентуемых технологий позволяет человеку совершенствоваться и пользоваться вышеперечисленными методами как для получения выгоды так и просто для облегчения собственной жизни. Конечно во всевозможных НИИ могут пользоваться методами генерации идеи о которых простые обыватели даже и возомнить не могли, но все равно инновации должны проверяться данными классическими методами. Можно сказать, что одни методы подходят для чисто технических усовершенствований, когда как другие берут на себя большой риск за нестандартность. И конечно отличные результаты показывает комбинирование различных методов.

Ивашкин К.

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Нам трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Методы, описанные в этой статье, помогут вам преодолеть эти ограничения.
Майкл Стивенс (Michael Stevens), руководитель The Industrial Society, некоммерческой организации, чья деятельность направлена на пропаганду превосходства знаний и получения их в процессе работы. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта «логика опыта» мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не «всплыть» из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Методы, описанные в этой статье, помогают преодолеть эти ограничения.

Различные методы

Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement), что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь «играем». Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением.

В процессе генерирования идей вы должны попытаться думать в игровой манере, намеренно откладывая вынесение оценки. Для разминки полезно выполнить упражнение для скорости, чтобы прийти в нужное состояние ума.

Упражнения для скорости

Скорость — это легкость генерирования идей. Существует много несложных игровых упражнений на воображение, помогающих повысить скорость. Хотя такое улучшение не всегда бывает постоянным, эти упражнения очень полезны как разминка для других, более продуктивных методов генерирования идей. При групповом решении проблем они служат для дополнительной цели — для преодоления нежелания людей высказывать вслух необычные идеи.

Упражнения для скорости обычно бывают простыми и требуют, чтобы вы записали максимально возможное число идей за короткое время, обычно за одну-две минуты. Один из примеров: выбрать обычный объект и перечислить такое количество возможных вариантов его использования, которое вы сможете придумать за это время. Еще один пример: взять странную ситуацию и написать все ее последствия, которые вы только можете представить, скажем, что случится, если вы как-то проснетесь утром, а все, связанное с электричеством, перестанет работать?

В этих упражнениях также проявляется гибкость мышления. Чем дальше заходят ваши идеи, тем более изобретательным становится ваше мышление. Скорость и гибкость обычно возрастают с практикой, поэтому, когда у вас есть пара минут на то, чтобы расслабиться, эти упражнения могут быть и забавными и полезными.

«Поток сознания»

Этот метод состоит в том, чтобы позволить разуму «бродить», намеренно его не направляя. Вы называете первое, что приходит на ум в ответ на инициирующее слово, символ, идею или картинку, затем используете это как «спусковой механизм», быстро повторяя процесс снова и снова, чтобы создать поток ассоциаций. Важно избегать подтверждения связи между последовательными идеями. Это стимулирует спонтанность и появление идей, лишь краем связанных с инициирующим словом.

«Поток сознания» вскрывает глубинные пласты памяти, помогая вам обнаруживать отдаленные отношения, подобные тем, которые выявляются при использовании мысленных карт. Для того чтобы идеи были продуктивными, их необходимо зафиксировать либо письменно, либо на диктофон, либо электронно. Это может помешать свободному течению идей и поэтому требует практики.

Обсуждение

Очень простой способ получения дополнительных идей — это обсуждение проблемы с другими людьми. У них часто бывает другой взгляд на проблему и ее значение, а также другие ценности и идеалы. Даже если они не могут напрямую «одарить» вас какими-нибудь значительными идеями, то, что они говорят, может послужить для вас «спусковым механизмом» для запуска новых «линий» мышления. Обсуждение вашей проблемы с другими людьми — очень важное дополнение к другим методам генерирования идей.

Фантазирование

На фантазирование смотрят косо и активно отговаривают от его использования в качестве серьезного навыка мышления; его считают причудливым, потворствующим ненужным фантазиям и непродуктивным. В действительности это — один из основных инструментов мышления для всех, кто способен хорошо решать проблемы. У этого метода есть несколько важных свойств:

  • Сам термин «фантазирование» помогает вам думать в игровой, раскованной манере.
  • Его можно использовать в свободные минуты.
  • Он включает в себя только мысли, но не действия, поэтому он не связан с риском.
  • Это «закрытый» метод, поэтому другие люди не могут вас высмеять.
  • Он часто включает в себя чувства и эмоции, добавляющие ценное измерение вашему мышлению.
  • Мыслями можно манипулировать быстро, а потенциальные препятствия — предвидеть.
  • Вознаграждение можно себе ясно представить, и оно действует как стимул.

Этот метод помогает разрабатывать планы, подготавливающие вас к поиску информации и возможностей, которые помогут вам достичь поставленных целей.

Продуктивное фантазирование необходимо направлять к конкретной цели. Этот метод часто называют «принимать желаемое за действительное». Нет никакого криминала в том, чтобы желать невозможного. Изобретатели делают это все время. Если вы установите для себя высокую планку, то можете использовать фантазирование при разработке планов достижения ваших целей.

Визуализация

Визуализация требует размышления о проблеме с точки зрения образов и может быть полезна при решении многих типов проблем. Например, если бы вам пришлось разработать формулу определения размера ковра для покрытия винтовой лестницы, то вы бы, вероятно, автоматически представили себе эту лестницу. И исходя из этого, вы начали бы придумывать методы проведения расчетов на основе формы ступеней. В других ситуациях выбор мог быть оказаться не столь очевидным, но визуализация — очень мощный и гибкий способ размышления о проблемах, и это умение можно развить в себе с практикой.

Инкубация

Если вы «увязли» в проблеме, поработав над ней некоторое время, то часто продуктивным оказывается перерыв в работе над ней. Как только вы впитываете в себя всю релевантную информацию и прекращаете работать над проблемой, то оказывается, что разум продолжает манипулировать информацией, неосознанно ища релевантные отношения и модели. Часто новая идея или даже решение приходят на ум после этого «инкубационного» периода.

Фраза «с этим надо переспать» возникла потому, что сон — это период вынужденной инкубации. Существует много сведений о людях, просыпавшихся с новым пониманием проблемы, над которой они работали. Говорят, что немецкий химик Кекуле обнаружил кольцевую структуру бензола после того, как увидел во сне змею, кусающую себя за хвост. Если время позволяет, то откладывание проблемы в сторону на некоторое время может помочь вам выработать новый взгляд, если не решение.

Контрольные списки

Это — списки вопросов, стимулирующих работу мысли. Они могут подсказать, где искать определенную информацию, и подхлестнуть работу мысли. Контрольные списки для генерирования идей действуют так: вам задается вопрос о том, каким будет результат, если вы будете манипулировать информацией определенным образом. Их можно применять к идеям или объектам, т. к. они были разработаны для различных целей. Один из хорошо известных примеров — Контрольный список для новых идей (Check List for New Ideas), разработанный Алексом Осборном, — состоит из серии «стимулирующих» вопросов под следующими рубриками:

Использовать для других целей?
Адаптировать?
Модифицировать?
Увеличить?
Уменьшить?
Заменить?
Переделать?
Полностью изменить?
Объединить?

Аналогия

Одна из опасностей в решении проблем — это выбор решения для текущей проблемы на основании того, что оно оказалось эффективным для решения похожей (аналогичной) проблемы в прошлом. Однако аналогии также могут стать моделью, дающей лучшее понимание проблемы. Ярким примером того, как аналогия может привести к инновации, является флотационный метод при производстве стекла. Занимаясь мытьем тарелок, Аластер Пилкингтон заметил, что жир плавает в воде. Улучшенный флотационный метод заключался в том, что расплавленное стекло плавало поверх слоя расплавленного олова. Говорят также, что немецкий печатник Иоганн Гуттенберг, посетив праздник «молодого» вина, увидел аналогию между виноградным прессом и концепцией книгопечатания.

Природный мир полон аналогий, которые особенно полезны в таких областях, как машиностроение и проектирование. Вы можете искать аналогии или можете наткнуться на одну из них случайно, работая над проблемой.

Насильственные отношения

Это простой метод, при котором вы можете намеренно думать о сочетании несвязанных объектов или идей, чтобы увидеть, не даст ли это нового практического результата. Существует много коммерческих продуктов, которые являются результатом такого сочетания, например, многофункциональный верстак, швейцарский армейский нож, «говорящие» именинные открытки. Более сложный вариант этого метода используется при морфологическом анализе, и похожие результаты можно получить с помощью составления списков свойств (атрибутов).

Составление списков свойств

Это аналитический метод, используемый для определения способов улучшения продукта, услуги или системы. Он состоит из трех этапов:

1. Описание физических свойств или характеристик каждого компонента проблемы.

2. Описание функций каждого компонента.

3. Изучение каждого компонента по очереди, чтобы понять, приведет ли изменение его физических свойств к улучшению его функции.

В качестве простого примера можно привести отвертку. Существуют усовершенствованные «навороты» для отвертки, включая индикатор электрического тока, многочисленные сменные насадки, магнитные лезвия и храповики.

Составление списков свойств также применимо для поиска альтернативных областей, в которых можно использовать продукт или услугу; в этих случаях нужно найти применение их отдельным свойствам. Например, свойства оптических волокон позволили задействовать их в столь различных сферах, как телекоммуникации, медицина и создание выставочного и рекламного освещения.

Составление списков свойств используется и при стоимостно-функциональном анализе. Это связано с рассмотрением стоимости каждого компонента единого целого в отношении к функциям, которые он выполняет. Компоненты, являющиеся непропорционально дорогими по отношению к их функциям, могут быть исключены, или могут быть найдены пути снижения их стоимости. Цель — увеличение отношения стоимости к затратам.

Также возможно применение этого метода в аналитических системах при поиске областей потенциальных улучшений. Например, можно проанализировать свойства отходов для поиска путей их использования в качестве сырья для изготовления другого или нового продукта. В идеале при этом будут использоваться элементы существующей производственной системы.

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДИЗАЙНА

Творческий процесс — чрезвычайно сложное явление, в котором эмпирический, то есть чувственный, момент играет большую роль, так как именно чувства, ассоциации, вызвавшие их, дают импульс к возникновению образов. Каждый автор в зависимости от проектной ситуации, опыта работы, меры таланта, работоспособности, информированности выбирает свои способы и методы решения задач. Однако порой психологическая инерция, зацикленность на каких-либо концепциях мешают найти новое решение. Для интенсификации мыслительной активности и ускорения процесса генерирования идей прибегают к креативным (create — англ. — создавать, творить) методам дизайна.

Эти методы основываются на эвристике- теории и практике организации избирательного поиска при решении интеллектуальных задач. Эвристика основывается на приемах исследования, согласно которым решение должно приходить с помощью соответствующих вопросов и предположений. Наводящие вопросы способствуют более точном) определению границ поиска вариантов. Наиболее перспективные направления поиска дает постановка вопроса о назначении объекта проектирования. Формирование наглядного представления о заданной функции обеспечивает постепенный и обдуманный переход от функции к концепции .

Творческие методы представляют собой набор определенных действий, предпринимаемых автором для стимуляции творческих решений.

Метод инверсии

Инверсия — метод проектирования от противного. Он заключается в таком изменении порядка расположения элементов, в такой перестановке, когда в результате получается новое парадоксальное решение. Метод требует сознательного преодоления психологической инерции, отказа от прежних взглядов на объект или явление, отношения к ним с новых позиций .

Если какой-либо объект обычно рассматривают снаружи, то при использовании инверсии его следует рассматривать изнутри. Если существуют определенные традиции в оформлении одежды, в конкретных признаках стилей, то отказ от традиционного, кардинальные изменения будут означать действие метода инверсии. Перевернуть вверх дном, вывернуть на изнанку, поменять местами, заменить одни элементы другими, соединить их иначе — эти выражения характеризуют существо метода инверсии, используемого для получения новых идей.

Примерами могут служить вывернутые наружу швы, застроченные налицо вытачки, карманы на рукавах и спине, застежки в нетрадиционных местах. Сознательное применение метода инверсии дает возможность создать значительный банк идей на основе одного аналога. Примеры использования инверсии представлены на рис. 6-9.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх