Методика расчета платных услуг в учреждении культуры

Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Театр (автономное учреждение) планирует открыть детскую театральную студию (без прав юридического лица), которая способствует развитию дарований ее участников, освоению и созданию ими культурных, нравственных, эстетических и других ценностей. Посещение студии является платным. Развитием необходимых навыков, творческих способностей, мышления, воображения, обучением актерскому мастерству, сценической речи занимаются сотрудники театра, услуги которых должны оплачиваться по договору возмездного оказания услуг. Что нужно включить в расчет стоимости одного занятия, имеющего часовую продолжительность?

В силу ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги.

Поскольку целью оказания платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе автономных, не может быть извлечение прибыли, в основе ценообразования лежит принцип самоокупаемости затрат.

При расчете тарифа на платную услугу учитываются:

  • прямые расходы (заработная плата основного персонала с начислениями на оплату труда, материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги, и прочие расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги);

  • накладные расходы (коммунальные расходы, затраты на содержание имущества, затраты общехозяйственного назначения, затраты на административно-управленческий персонал и прочие затраты, которые прямо нельзя отнести на конкретную услугу).

Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и накладных расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также порядок распределения накладных расходов.

Приведем пример расчета цены одного занятия по курсу «Театральная студия» (дополнительная платная услуга), исходя из следующего:

  • количество занятий в месяц – 8 ч;

  • продолжительность одного занятия – 1 ч;

  • средняя наполняемость группы – 15 человек;

  • период оказания услуги – 8 месяцев;

  • средний должностной оклад преподавателя в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда, – 32 600 руб.;

  • месячный фонд рабочего времени – 72 ч;

  • стоимость методической литературы – 24 000 руб.;

  • стоимость канцтоваров – 8 000 руб.

* Значение коэффициента накладных расходов рассчитано на основании обобщенных сведений о затратах. Расчет не приводится.

Итак, цена платной услуги составила 100,35 руб. Следовательно, месячная плата за занятия на одного человека составит 802,8 руб. (100 руб. x 8 зан.).

Помимо прямых и накладных затрат, в цену услуги могут быть заложены средства на развитие материально-технической базы учреждения.

Деятельностью в сфере культуры является создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдыха и досуга община.

Продуцирование и реализацию культурных услуг осуществляют культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, центры отдыха) выставочные залы; театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки) учебные учреждения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств); высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории институты культуры, кинематографии, хореографические училища); киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки) базы и конторы проката; киностудии; издательства; редакции газет и журналов радио, телесериале студии и телевизионные технические центры; студии звукозаписи, предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков специализированные реставрационные предприятия и мастерские, предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, отдыха, средств массовой информации; предприятий а народных художественных промысле.

К субъектам бизнеса в сфере культуры относят организации туризма и экскурсионного обслуживания; организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса; модельные агентства; рекламные мастерские и агентства.

Субъектами деятельности в сфере культуры являются :

  • — профессиональные творческие работники, профессиональные творческие коллективы, работники культуры, отдельные граждане;
  • — государственные и частные учреждения, предприятия, организации и учреждения;
  • — творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, их предприятия;
  • — государство в лице его органов власти и управления.

Деятельность в сфере культуры осуществляется на профессиональной и любительской основе и в порядке, определенном законодательством Беларуси предприятиях, предпринимательской деятельности, некоммерческие организации и объединения, а также законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности в сфере культур.

Существенной особенностью услуг в сфере культуры является невозможность приобрести их впрок (концерты, цирковые программы невозможно хранить на складе), перемещать (сыгранный на разных сценах и разными актерскими группами спектакль каждый раз является отдельным продуктом) Отдельные услуги в сфере культуры могут иметь и материальный характер (реставрация, видео и аудио-запись). Нематериальные услуги сферы культуры по функциональным особенностям классифицируют на услуги, непосредственно выполняют культурную функцию (услуги, которые предоставляют актеры, чтецы, музыканты, певцы во время концертов, шоу, спектаклей, лекций, а также услуги, предоставляемые дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, режиссеры и др.), и услуги, которые выполняют функцию «распространительного механизма» (выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат видеокассет, театральных костюмов и реквизита, продажа предметов художественного искусства: картин, скульптур, антиквариата, изделий народных промыслов и сувениров, книг).

Материальные услуги сферы культуры по функциональному назначению подразделяются на :

  • а) производственные средства культуры — продукты организаций культуры и искусства, с помощью которых другие заведения или творческие работники имеют возможность создавать свои продукты (краски, кисть, мольберт; гримированные средства; театральная бутафория, реквизит, театральные костюмы; музыкальные инструменты; полиграфическая техника и др.);
  • б) информационные средства культуры — продукты, с помощью которых потребитель удовлетворяет различные культурные потребности (аудио-, видеотехника и др.), а также разнообразные средства массовых коммуникаций.

Учитывая функции организаций культуры и искусства, услуги в сфере культуры классифицируют на следующие группы:

  • — культурно-профессиональное образование (деятельность архивов, библиотек, лекториев; образовательная деятельность специальных учебных заведений, отдельные виды познавательного туризма по предоставлению соответствующих культурных услуг);
  • — художественное творчество (деятельность заведений искусства: театров, концертных организаций, филармоний, цирков; профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов; любительская творчество по предоставлению соответствующих культурных услуг);
  • — отдых и развлечения населения, которые предоставляют организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса и другие развлекательные заведения.

1) Социокультурные услуги порождаются общественными и индивидуальными потребностями. Культурная деятельность и культурные товары и услуги означают такую деятельность и такие товары, и услуги, которые рассматриваются в точки зрения конкретного свойства. К культурным услугам относятся те, которые приобретают развивающий, образовательный и творческий характер, заключая в себе содержательно-духовный потенциал (услуги воспитания, образования, индивидуального развития, шоу-бизнеса, услуги в скс).

2) Услуги сферы культуры крайне разнообразны. Их можно классифицировать на две группы – основные и дополнительные.

Основные услуги служат достижению уставных целей организации культуры, т.е. направленные на реализацию ее миссии. Дополнительные услуги реализуют второстепенные цели организации культуры, не вступающие в противоречие с основными занятиями. Второстепенные цели могут быть направленны на удовлетворение на потребностей клиентов в информационном обеспечении, питании, сувенирной продукции и т.д.(услуги буфетов, ресторанов, формы различных событий: приемы, встречи, концерты, спектакли).

Услуги скс различают на прямые и посреднические. К прямым относятся услуги актеров, музыкантов и др. исполнителей, имеющие культурную значимость среди потребителей. В качестве посреднических услуги экскурсоводов, лекторов, библиотекарей, которые не имеют собственной культурной значимости, а служат лишь средством передачи прямых услуг потребителям.

Формы и этапы создания своего дела.

1) Практически любой предприниматель, задумав создание собственного дела, осуществляет следующие этапы этого непростого решения:

· возникновение и обоснование идеи о занятии определённым видом предпринимательской деятельности;

· постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;

· формирование конкретного решения об открытии своего дела в организационно – правовой форме;

· подбор надёжных и квалифицированных соучредителей нового дела;

· определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функциониро­вания фирмы;

· разработка необходимых (в зависимости от организационно право­вой формы) учредительных документов;

· проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.

· разработка обоснованного бизнес – плана;

· государственная регистрация фирмы в установленном порядке;

· постановка на учёт в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя);

· регистрация своей фирмы в уполномоченных территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, Фонда социального страхования РФ и Государственного фонда занятости населения РФ;

· открытие в установленном порядке в любом банке расчётных (текущих) и других счетов;

· заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

· получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) па осуществление отдельных видов деятельности;

· проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям; определение методов формирования цен на продукцию или услуги;

· заключение договоров поставки, купли – продажи товаров (услуг) с потребителями;

· проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);

· организация учёта доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Минфина РФ и другие.

2) Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить её. Сначала поиск неудовлетворённой потребности, а затем – организация процесса по её удовлетворению.

Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются в стратегических и тактических целях.

Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов о финансовых возможностях предпринимателя, которые необходимы при формировании уставного (складочного) капитала, т.е. решение вопроса, где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сы­рья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производ­ства.

3) Источниками средств могут быть собственные накопления, средства, взятые в долг у родственников, знакомых, полученные ссуды в банках, у будущих потребителей, или средства, полученные от выпуска и реализации ценных бумаг, а также помощь государственных органов, занимающихся поддержкой предпринимательства.

На этом этапе определяются возможности приобретения или взятия в аренду не­движимости, получения необходимой информации, использования новых технологий и др. Определяются на этом этапе конкретные цели по созданию всех необходимых усло­вий для функционирования фирмы и получения прибыли.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх