Международная группа компаний

  • Титульный лист
  • Раздел 1. Сведения об иностранном участнике международной группы
  • Раздел 2. Сведения о российском участнике международной группы

Титульный лист

В титульном листе отражаются сведения о налогоплательщике, который представляет данное уведомление.

В поле «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код и наименование налогового органа, в который представляется уведомление. По умолчанию в поле автоматически проставляется код, который был указан при регистрации клиента в системе.

В поле «Номер корректировки» в первичном уведомлении проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

В поле «Финансовый год» указывается календарный год, являющийся финансовым годом. Если отчетный период не совпадает с календарным годом, то указывается календарный год, в котором такой финансовый год начался.

В отдельных полях указывается дата начала и окончания отчетного периода, которым является финансовый год МГК.

Далее указываются сведения о налогоплательщике, представившем уведомление:

  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;
  • наименование организации в латинской транскрипции;
  • ОГРН организации, если она является российской;
  • признак, статус и полномочия участника МГК, признак стратегического предприятия.

Если уведомление представляется уполномоченным участником МГК, то в поле «Описание оснований, подтверждающих право уполномоченного участника международной группы на представление странового отчета» отражаются реквизиты доверенностей и (или) других документов, по которым участник представит страновой отчет.

Поле «Информация о государственном органе, предоставляющем согласие» заполняется только стратегическими предприятиями — участниками МГК и в нем указывается сокращенное наименование органа власти, который выдает предварительное согласие. Вместе с этими данными, указывается код признака наличия согласия, а в поле «Информация о согласии» — реквизиты предварительного согласия или сведения о статусе рассмотрения запроса на такое согласие.

В полях «Наименование международной группы» указывается полное наименование материнской компании МГК согласно учредительным документам в русской и латинской транскрипции.

В поле «Номер российской материнской компании» указывается ИНН, а в поле «Номер иностранной материнской компании» — номер налогоплательщика (его аналог).

В поле «Данное уведомление составлено на ____ страницах» указывается количество страниц, на которых составлено уведомление. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении его состава (добавлении/удалении разделов).

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю:» указывается соответствующее лицо:

  • «1» — налогоплательщик;
  • «2» — представитель налогоплательщика.

При этом указывается ФИО и должность руководителя организации либо ее представителя. Дополнительно представителем указывается наименование документа, подтверждающего его полномочия.

В соответствующих полях указываются номер телефона и адрес электронной почты налогоплательщика либо его представителя.

Раздел 1. Сведения об иностранном участнике международной группы

В разделе 1 отражаются сведения только о материнской компании и (или) уполномоченном участнике МГК — нерезидентах РФ по состоянию на день окончания отчетного периода.

Внимание! Если и материнская компания, и уполномоченный участник МГК — нерезиденты РФ, то раздел заполняется отдельно в отношении каждого из них.

В данном разделе указываются следующие сведения:

  • статус участника в МГК;
  • организационная форма участника МГК, а также организационная форма структуры без образования юридического лица;
  • код иностранного государства, налоговым резидентом которого являются материнская компания и (или) уполномоченный участник. Если они не являются налоговыми резидентами ни в одном из государств, то указывается код «X5»;
  • код государства, в котором создана или зарегистрирована материнская компания и (или) уполномоченный участник;
  • номер налогоплательщика (его аналог), присвоенный в иностранном государстве, налоговым резидентом которого является материнская компания и (или) уполномоченный участник. Если они не являются налоговыми резидентами ни в одном из государств, то указывается «NOTIN»;
  • ИНН материнской компании и (или) уполномоченного участника (при наличии);
  • регистрационный номер, присвоенный в государстве, в котором создана или зарегистрирована материнская компания и (или) уполномоченный участник;
  • полное наименование материнской компании и (или) уполномоченного участника, соответствующее наименованию в учредительных документах, в русской и латинской транскрипции;
  • реквизиты доверенностей и (или) иных документов, по которым обязанность по представлению странового отчета возлагается на уполномоченного участника;
  • код государства — места нахождения материнской компании и (или) уполномоченного участника;
  • адрес места нахождения материнской компании и (или) уполномоченного лица на территории страны, код которой указан в поле «Страна расположения адреса (код)»;
  • дополнительная информация, связанная с материнской компанией и (или) уполномоченным участником (обязательно указывается, если материнская компания и (или) уполномоченный участник одновременно являются иностранной структурой и не являются налоговыми резидентами ни в одном государстве).

Раздел 2. Сведения о российском участнике международной группы

Сведения в разделе 2 заполняются следующим образом:

  • если участник МГК подает уведомление только в отношении своего участия, то указываются сведения только о материнской компании и уполномоченном участнике — резидентах РФ по состоянию на день окончания отчетного периода;
  • если уведомление представляется по всем участникам МГК, то отражаются сведения о материнской компании, уполномоченном участнике и всех налогоплательщиках — участниках МГК, которые являются резидентами РФ по состоянию на день окончания отчетного периода, за исключением себя.

В данном разделе указываются следующие сведения:

  • статус участника в МГК;
  • реквизиты доверенностей и (или) других документов, по которым на российского уполномоченного участника возлагается обязанность по представлению странового отчета;
  • код признака участника МГК;
  • ОГРН участника МГК; его ИНН и КПП;
  • наименование участника МГК в русской и латинской транскрипции;
  • реквизиты доверенностей и (или) других документов, подтверждающих право участника МГК на представление уведомления в отношении другого участника МГК;
  • код признака стратегического предприятия;
  • сокращенное наименование органа власти, который выдает предварительное согласие;
  • код признака наличия согласия;
  • реквизиты предварительного согласия или сведения о статусе рассмотрения запроса на такое согласие.

Организация экономического сотрудничества и развития, или ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development, или OECD), утвердила глобальный план противодействия с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting, или BEPS) в 2013 году. Шаги плана с восьмого по десятый включают разработку правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов, перемещения рисков и капитала, а также других высокорисковых транзакций. С тех пор вот уже пять лет Россия ведет активную борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, пытаясь воплотить в локальном законодательстве закрепленные ОЭСР принципы.
План BEPS в отношении соблюдения принципов рыночности цен по трансфертным сделкам для целей налогообложения включает трехступенчатую систему контроля, которая распространяется как на локальном, так и на международном уровне.
Мастер-файл включает в себя высокоуровневую глобальную информацию о бизнес-процессах внутри международных групп компаний и применяемой ими политике трансфертного ценообразования.
Локальный файл представляет собой подробный отчет о контролируемых сделках, совершенных отдельными компаниями-резидентами конкретной страны, о ценах трансфертных сделок, а также содержит результаты функционального, экономического и финансового анализа, обосновывающих примененные цены по сделкам.
Страновая отчетность – это формальный инструмент контроля над некоторыми международными группами компаний, предполагающий подачу ими специальных годовых отчетов контролирующим органам.
На момент первоначального утверждения плана BEPS в России уже существовало внутреннее законодательство о контроле ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, которое, однако, не предусматривало каких-либо инструментов для международного обмена данными о трансфертных сделках. Фактически это законодательство охватывало второй уровень контроля – локальный файл. Пытаясь обеспечить максимально эффективный сбор информации, Минфин России выпустил рекомендации по подготовке трансфертной документации.
С 2018 года в российское налоговое законодательство были внедрены новые нормы, которые должны обеспечить реализацию восьмого-десятого шагов плана BEPS в части, касающейся мастер-файла и страновой отчетности. Для этих целей Налоговый кодекс был дополнен главой 14.4-1 «Представление документации по международным группам компаний».
В закон введено понятие международной группы компаний. Для того чтобы налогоплательщика признали участником такой группы, недостаточно просто иметь взаимозависимых контрагентов за рубежом. Для этого должны выполняться все условия признания группы международной группой компаний:

  • Группа составляет консолидированную финансовую отчетность по российскому законодательству или по требованию фондовых бирж.
  • В группу входит хотя бы одна организация или структура без образования юридического лица, которая признается налоговым резидентом России или которая действует на территории России через постоянное представительство, и хотя бы одна организация или структура без образования юридического лица, которая не признается налоговым резидентом России или признается таковым, но подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности через постоянное представительство за рубежом.

Российский законодатель постарался вложить в новые нормы дух плана BEPS, поэтому сохранил идею подразделения институтов контроля на три уровня.
Глобальная документация, равно как и мастер-файл из оригинального документа, должна включать в себя информацию о международной группе компаний и ее бизнес-процессах, описывать существенные факты хозяйственной жизни. В глобальной документации излагаются основополагающие принципы распределения функций, рисков и активов в группе компаний и содержатся результаты краткого функционального анализа внутригрупповых сделок. Эту часть страновой отчетности подает материнская компания группы.
Вопросы, непосредственно касающиеся конкретных участников группы, должны содержаться в национальной документации. В ней анализируются результаты сделок в разрезе отдельных контрагентов и делается вывод о соответствии правил ценообразования по сделкам локальному законодательству. Закон прямо предусмотрел, что этот уровень документации соответствует документации, которая готовилась ранее в соответствии со статьей 105.15 Налогового кодекса.
Страновой отчет – это дополнительный документ к уже привычному российским налогоплательщикам уведомлению о контролируемых сделках . Страновой отчет, в отличие от уведомления, должен содержать сведения не только о контролируемых сделках, но и другую финансовую и прочую существенную информацию о своей деятельности. Сведения, указанные в страновом отчете, будут формировать источник автоматического обмена информацией в части трансфертного ценообразования между государствами-членами ОЭСР.
В страновой отчет входят следующие сведения за отчетный период:

  • Общая сумма доходов налогоплательщика, в том числе с разбивкой на сумму доходов по сделкам с участниками этой международной группы компаний и сумму доходов по сделкам с другими лицами, в том числе ассоциированными организациями.
  • Сумма прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период.
  • Суммы исчисленного и уплаченного налога на прибыль организаций.
  • Размер капитала на дату окончания отчетного периода.
  • Сумма накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода.
  • Данные о численности работников.
  • Величина материальных активов на дату окончания отчетного периода.
  • Полный комплекс сведений о каждом участнике международной группы, в том числе с указанием государства (территории), в соответствии с правом которого такой участник учрежден, государства (территории) налогового резидентства и основных видов деятельности каждого участника международной группы компаний.

Дополнительно российский законодатель фактически разделил страновой отчет на два уровня, один из которых является обязательным для всех организаций, а второй – только для тех, кто не соответствует специально установленным критериям.
Первый уровень – это уведомление об участии в международной группе компаний. Его обязаны представлять все налогоплательщики, которые входят в международные группы компаний, кроме иностранных организаций, которые получают доходы от источников в России без образования постоянного представительства.
Страновой отчет должны, в первую очередь, подавать налогоплательщики, о которых не подала страновой отчет материнская компания. Вторым условием, говорящим о необходимости подачи странового отчета, является сумма выручки по группе компаний. Отчет подается, если такая выручка превышает 50 миллиардов рублей (для групп, у которых материнская компания находится в России) или другую сумму, установленную законодательством инкорпорации материнской компании.
Сроки и способы подачи документов, которые закон обязывает готовить для целей контроля трансфертного ценообразования, приведены в таблице:
Обязанность по подаче уведомления об участии в международной группе компаний, глобальной документации и странового отчета возникла уже в отношении отчетного периода 2017 года. За нарушение правил подачи уведомления об участии в международной группе компаний установлен штраф в размере 50 000 рублей, странового отчета – еще 100 000 рублей, глобальной документации – также 100 000 рублей. До 2020 года действует мораторий на привлечение налогоплательщиков к этим видам налоговой ответственности. Это значит, что налогоплательщики не будут привлекаться к ответственности за неподачу отчетности за 2017, 2018 и 2019 годы.
А вот за нарушение сроков подачи национальной документации ответственность уже действует. Видимо, предполагая, что налогоплательщики уже привыкли готовить трансфертную документацию, законодатель не стал ждать и ввел штраф за непредставление национальной документации (то есть бывшей трансфертной документации в соответствии со статьей 105.15 Налогового кодекса) в размере всё тех же 100 000 рублей уже с 2018 года, то есть с отчетности за 2017 год. А налогоплательщикам, которые решили сэкономить на ее подготовке, остается только надеяться, что Федеральная налоговая служба обойдет их своим вниманием.
Реакцию бизнес-сообщества, которая наблюдается сейчас повсеместно, можно описать словами Чацкого: «Глядел, и видел, и не верил!» Хотя единственный способ подать уведомление об участии в международной группе компаний – электронный, Федеральная налоговая служба разработала формат этого документа только к марту 2018 года. Разработчики программных продуктов для бизнеса до сих пор не обеспечили налогоплательщикам возможность подавать уведомления несмотря на то, что для большинства групп срок их подачи истек еще в начале сентября. О страновом отчете никто, кажется, даже не помнит. Российские участники международных групп компаний, даже понимая, что остается еще три года на то, чтобы включиться в процедуру обмена страновой информацией без штрафов, уже чувствуют себя нарушителями. Стоит признаться, что в настоящее время план BEPS в части трансфертного ценообразования можно считать реализованным в российском законодательстве только на бумаге.

Под бухгалтерским учётом (в строгом смысле слова) понимается формирование документированной систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта, а также составление на основе этой информации бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В большинстве стран мира, включая Россию, бухгалтерский учёт является важнейшей стороной деятельности подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности. Лишь для некоторых из них законом предусмотрено освобождение от обязанности вести бухгалтерский учёт либо упрощённые способы его ведения.

Предусмотрен ли бухгалтерский учёт в офшорах?

На протяжении многих лет среди важнейших характеристик (и преимуществ) классических офшорных компаний специалисты выделяли отсутствие требования вести бухгалтерский учёт, готовить и сдавать финансовую отчётность в местные государственный органы. Более того, отсутствие обязанности раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, наряду со льготным режимом налогообложения, по-прежнему считается одним из ключевых признаков «офшорной зоны» в понимании российского законодательства (что отражено, например, в наименовании Приказа Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н, которым утверждён основной российский список офшорных зон).

Однако так ли это на сегодняшний день? Даже поверхностное ознакомление с действующим законами ряда офшорных юрисдикций позволяет сделать вывод о том, что ситуация в этой сфере существенно изменилась.

С конца «нулевых» годов XXI века законодательство большинства офшоров претерпело значительные изменения, направленные на противодействие отмыванию денежных средств, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В числе прочего, они коснулись обязанности компаний вести учёт своих финансовых операций, хранить относящуюся к ним документацию и предоставлять её по запросу местных компетентных органов. Рассмотрим эти обязанности подробнее на примере популярных офшорных юрисдикций.

В настоящее время практически все офшорные юрисдикции требуют от компаний ведения и хранения так называемых «бухгалтерских записей». Содержание этого понятия может несколько отличаться в зависимости от конкретных формулировок закона – в него может вкладываться как просто совокупность документов, отражающих финансовые операции компании (например, контракты, инвойсы, квитанции), так и более или менее систематизированные данные, позволяющие при необходимости подготовить полноценную финансовую отчётность.

Юрисдикция Требования к бухгалтерскому учёту (ведению и хранению финансовой документации)
Британские Виргинские Острова (BC) Подготовка и сдача в государственные органы финансовой отчетности не требуется.

Однако, компания обязана:

  1. хранить в офисе своего регистрационного агента или в ином месте или местах на территории или за пределами BVI, определяемым по решению директоров, записи и подтверждающую документацию компании; и
  2. сохранять записи и подтверждающую документацию не менее 5 лет с даты совершения компанией сделки или прекращения компанией бизнес-отношений, к которым относятся записи и подтверждающая документация.

Термин «записи и подтверждающая документация» («records and underlying documentation”) включает документы финансовой отчетности (accounts) и иные документы (records) (такие как счета, контракты и др.) в отношении:

  • всех денежных сумм, полученных и израсходованных компанией, и оснований их получения и расходования;
  • всех продаж и приобретений компанией товаров;
  • активов и обязательств компании.

Записи и подтверждающая документация должны храниться в форме, позволяющей показать и объяснить сделки компании, и в любое время и с достаточной точностью определить финансовое состояние компании.

Компания обязана хранить соответствующие записи и подтверждающие документы не менее 5 лет с даты завершения транзакции или завершения бизнес-отношений, к которым относится такая документация.

Сейшелы (IBC) Подготовка и сдача в государственные органы финансовой отчетности не требуется (однако, возможна добровольно по выбору компании).

Компания обязана хранить бухгалтерскую документацию, которая:

  1. достаточна для того, чтобы показать и объяснить транзакции компании;
  2. позволяет в любое время и с достаточной точностью определить финансовое состояние компании;
  3. позволяет подготовить финансовую отчётность компании.

Под «бухгалтерской документацией» («accounting records”) Закон понимает документы. относящиеся к активам и обязательствам компании, её приходам и расходам, продажам, покупкам и прочим транзакциям, стороной в которых выступает компания.

Компания обязана сохранять бухгалтерские документы в течение 7 лет с момента завершения соответствующей транзакции.

Белиз (IBC) Подготовка и сдача в государственные органы финансовой отчетности не требуется. Компания обязана хранить свою бухгалтерскую документацию.

Под «бухгалтерской документацией» понимаются финансовые отчеты, бухгалтерские книги, квитанции, контракты, инвойсы, а также записи и документы, относящиеся ко всем транзакциям компании, ее активам и обязательствам.

Указанные бухгалтерские документы должны корректно и достоверно объяснять все финансовые транзакции компании и позволять с достаточной точностью определить ее финансовое положение, а также позволять подготовить финансовую отчётность компании на их основе.

Компании Белиза обязаны хранить бухгалтерскую документацию не менее 5 лет после завершения соответствующей транзакции или прекращения бизнес-отношений.

Кипр
Латвия
Великобритания
Гонконг
Сингапур
Ведение бухгалтерского учёта, составление и сдача финансовой отчётности обязательны в силу закона.

По законам каждой из названных офшорных юрисдикций компания обязана предоставить имеющуюся у неё финансовую документацию (вне зависимости от места ее хранения) своему регистрационному агенту в случае запроса местного регулятора или иного компетентного органа в сроки, указанные в таком запросе.

Фактически это означает, что любая офшорная компания (а точнее – лицо, осуществляющее над ней контроль и хранящее ее финансовые документы) должны быть готовы в любой момент времени предоставить регистрационному агенту указанную документацию.

Таким образом, само наличие этой документации и её адекватность для целей объяснения транзакций компании и установления её финансового состояния, предполагаются. В противном случае компании грозят существенные штрафы или иные правовые процедуры (в зависимости от конкретных причин, по которым местный компетентный орган запросил документы).

Итак, сопоставив требования к ведению и хранению финансовой документации трёх вышеназванных юрисдикций, можно заключить, что на сегодняшний день, несмотря на отсутствие обязанности готовить финансовую отчётность и сдавать её в государственные органы, офшорные компании в любом случае обязаны документировать свои финансовые операции и, по меньшей мере, иметь возможность подготовить на основе таких документов полноценную финансовую отчётность.

Для большинства типов компаний из не-офшорных юрисдикций (напр., британских, кипрских и других стран ЕС) ведение бухгалтерского учёта, подготовка и сдача финансовой отчётности обязательны по закону.

Для чего может потребоваться финансовая отчётность офшорной компании?

В настоящей статье мы не рассматриваем случаи, возникающие в обычных условиях делового оборота. Например, финансовая отчётность компании может потребоваться по запросу её контрагентов при заключении тех или иных сделок с целью убедиться в её платежеспособности и стабильности финансового положения. Равным образом, ознакомление с отчётностью может потребоваться тем, кто намерен приобрести долю в данной компании и т.п.

Однако, главным фактором, предопределяющим необходимость подготовки финансовой отчетности иностранной компании (независимо от того, офшорная она или нет), будет необходимость выполнения требований налогового законодательства страны налогового резидентства контролирующего компанию лица. Для контролирующих лиц – налоговых резидентов России такие требования предусмотрены главой 3.4 («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица») и связанными положениями глав 23 и 25 НК РФ.

Способы определения прибыли КИК

Сумма прибыли (убытка) КИК рассчитывается в соответствии со статьей 309.1 НК РФ, которая предусматривает два возможных способа определения прибыли КИК (по выбору налогоплательщика – контролирующего лица):

  1. по данным финансовой отчетности КИК, составленной по иностранному закону (то есть по закону страны регистрации компании) либо по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО); либо
  2. по правилам главы 25 НК РФ («Налог на прибыль организаций»).

Финансовая отчётность по иностранному закону или МСФО

На сегодняшний день данный вариант определения прибыли КИК является оптимальным в подавляющем большинстве случаев.

Если страна регистрации КИК – это государство, с которым у России отсутствует международный договор по вопросам налогообложения, либо государство, включенное в список государств, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с РФ (на сегодняшний день в этом списке 128 стран и территорий – см. Приказ ФНС от 30.09.2016 № ММВ-7-17/527@), то использование первого из вышеуказанных вариантов (подготовки финансовой отчетности по иностранному закону либо МСФО) будет возможно только при наличии аудиторского заключения, причём такого, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Так, в случае выбора финансовой отчетности по иностранному закону либо МСФО, аудиторское заключение будет обязательным (для целей декларирования прибыли КИК в РФ) для компаний из таких юрисдикций, как Сейшелы, Белиз, Британские Виргинские Острова, Панама, Багамы, Гибралтар, Джерси, Сент-Китс и Невис и всех прочих юрисдикций, включенных в «черный список» ФНС. При этом, если по местному закону аудит не требуется в обязательном порядке, он должен осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита.

Для финансовой отчетности кипрской компании аудит потребуется в любом случае в силу требований внутреннего законодательства. Для компаний, например, Великобритании или Латвии, обязательный аудит требуется только в случае превышения компанией определенных показателей. При этом названные юрисдикции имеют соглашения об избежании двойного налогообложения с РФ и ни одна из них не включена в «черный список» ФНС.

Помимо случаев, когда аудит может требоваться по местному закону, он также может осуществляться добровольно, либо в силу требования учредительных документов (напр., устава) иностранной компании.

Определение прибыли КИК по правилам главы 25 НК РФ

Второй предусмотренный статьей 309.1 НК РФ способ определения прибыли КИК – это ее определение по правилам главы 25 НК РФ. Прибылью КИК в этом случае будут считаться полученные ею доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ. Данный порядок предполагает обобщение первичных документов и других документов, подтверждающих полученные иностранной компанией доходы и осуществленные (понесенные) ею расходы.

О каких именно документах идет здесь речь? Это такие документы, которые позволяют определить сумму прибыли КИК. Ими, в частности, могут быть (абз. 3 п. 2 ст. 309.1 НК РФ):

  • выписки с расчетных счетов КИК,
  • первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.

Существует неопределенность относительно того, как должны оформляться результаты определения прибыли КИК по правилам главы 25 НК РФ, учитывая, что от налогоплательщиков – российских организаций данная глава требует ведения налогового учёта (аналитических регистров налогового учёта) и расчета на основании его данных налоговой базы.

Очевидно, что в подпункте 2 пункта 1 статьи 309.1 НК РФ речь идет не о том, что, определяя прибыль КИК, следует руководствоваться всеми без исключения нормами главы 25 НК РФ, а о том, чтобы использовать основные принципы, применяемые в данной главе, в частности, касающихся доходов, расходов и определения налоговой базы (прибыли).

Помимо множества неясностей, рассматриваемый способ определения прибыли КИК имеет и ещё одну особенность. В случае если контролирующее лицо КИК, являющееся физическим лицом, выбрало порядок определения прибыли КИК по правилам главы 25 НК РФ, такой порядок подлежит применению в отношении соответствующей КИК в течение не менее пяти налоговых периодов по налогу на прибыль организаций с даты начала его применения.

Представление финансовой отчетности КИК в налоговые органы РФ

Согласно пункту 5 статьи 25.15 НК РФ налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании (то есть налоговую декларацию 3-НДФЛ – для физических лиц, либо по налогу на прибыль – для организаций), с приложением следующих документов:

  1. финансовая отчётность КИК за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
  2. аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Указанные документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

В большинстве случаев для адекватного понимания содержания финансовой отчетности КИК, также могут быть желательны расшифровки (комментарии) к финансовой отчетности, какие-либо пояснения к ней в свободной форме, которые налогоплательщик вправе приложить к подаваемым документам.

Крайний срок подачи налоговой декларации 3-НДФЛ – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; налоговой декларации по налогу на прибыль – не позднее не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует помнить, что речь здесь идёт о налоговом периоде по российским налогам для контролирующих лиц. Финансовый год КИК, за который была составлена её финансовая отчётность, завершился ранее – ещё до начала налогового периода контролирующего лица, за который теперь подается налоговая декларация. Так, финансовая отчётность КИК за её 2016 финансовый год будет прилагаться к налоговой декларации контролирующего её физического лица за 2017 год и подаваться не позднее 30 апреля 2018 года.

Непредставление в налоговый орган финансовой отчётности КИК либо представление отчётности с заведомо недостоверными сведениями влечёт взыскание штрафа в размере 100 000 рублей с контролирующего лица (пункт 1.1 статьи 126 НК РФ).

Выводы

Итак, российским контролирующим лицам иностранных компаний рекомендуется заблаговременно до наступления соответствующих compliance-дат по КИК (в частности, даты, на которую прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы контролирующего лица; крайнего срока подачи уведомления о КИК; крайнего срока подачи налоговой декларации):

  • обеспечить надлежащее ведение и хранение финансовой документации иностранной компании, которая позволяла бы установить содержание всех транзакций компании и подготовить на её основании финансовую отчётность. В частности, это означает, что компания должна обеспечивать своевременное оформление договоров со своими контрагентами (поставщиками, покупателями, агентами и пр.); своевременно и корректно оформлять счета, накладные, акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) и иные первичные документы; корректно оформлять платежные документы, получать банковские выписки по произведенным в соответствующие периоды операциям;
  • своевременно инициировать подготовку финансовой отчётности иностранной компании за соответствующий финансово-отчётный период КИК (который может как совпадать, так и не совпадать с календарным годом); а также
  • обеспечить составление аудиторского заключения по финансовой отчётности, если аудит:
  1. требуется в силу статьи 309.1 НК РФ – в связи с отсутствием у данной юрисдикции соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией или наличием юрисдикции в «чёрном списке» ФНС; либо
  2. требуется согласно закону страны регистрации компании; либо
  3. требуется согласно учредительным или корпоративным документам компании; либо
  4. осуществляется компанией добровольно.

Теги: Оффшоры, КИК

  • Титульный лист
  • Раздел 1. Сведения об участнике международной группы, представившем страновой отчет
  • Раздел 2. Сведения странового отчета

В титульном листе отражаются общие сведения об отчете.

В поле «Представляется в налоговый орган» отражается код и наименование налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, представляющий отчет. По умолчанию в поле автоматически проставляется код, который был указан при регистрации клиента в системе.

В поле «Номер корректировки» в первичном отчете проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

В поле «Финансовый год» указывается календарный год, являющийся финансовым годом. Если отчетный период не совпадает с календарным годом, то указывается календарный год, в котором такой финансовый год начался.

В отдельных полях указывается дата начала и окончания отчетного периода, которым является финансовый год МГК.

Внимание! В случае, когда отчетный период не соответствует 12-месячному периоду, причины несоответствия указываются в поле «Предупреждение к отправленной информации».

В поле «Принимающая страна» выбирается код государства, компетентному органу которого представляется отчет. При представлении отчета в ФНС России указывается код «RU».

В поле «Язык информации» выбирается код иностранного языка, который в дополнение к русскому языку используется налогоплательщиком при заполнении отдельных сведений в отчете.

В поле «Страны, в которые направляется отчет» выбирается код одного или нескольких иностранных государств, включенных в перечень иностранных государств, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.

В поле «Налогоплательщик» указывается полное наименование организации, представляющей отчет, в соответствии с учредительными документами.

В полях «Наименование международной группы» указывается полное наименование материнской компании МГК согласно учредительным документам в русской и латинской транскрипции.

В поле «Номер российской материнской компании» указывается ИНН, а в поле «Номер иностранной материнской компании» — номер налогоплательщика (его аналог).

В полях «Предупреждение к отправленной информации» указываются сведения предупредительного характера в русской и латинской транскрипции.

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю:» указывается соответствующее лицо:

  • «1» — налогоплательщик;
  • «2» — представитель налогоплательщика.

При этом указывается ФИО и должность руководителя организации либо ее представителя. Дополнительно представителем указывается наименование документа, подтверждающего его полномочия.

В соответствующих полях указываются номер телефона и адрес электронной почты налогоплательщика либо его представителя.

Раздел 1. Сведения об участнике международной группы, представившем страновой отчет

В разделе 1 отражаются сведения о российском налогоплательщике – участнике международной группы, который представляет отчет.

В поле «Номер корректировки раздела 1» указывается «0», если представляются первичные сведения по участнику, в уточненных сведениях необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

В соответствующих полях указывается признак участника МГК и его статус.

В полях «Страна налогового резидентства» и «Страна, присвоившая номер налогоплательщика» указывается код «RU».

В поле «Регистрационный номер (его аналог)» отражается ОГРН организации. ОГРН не указывается, если налогоплательщик является иностранной организацией, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ, или иностранной организацией, деятельность которой приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ.

В полях «Тип регистрационного номера» указывается тип регистрационного номера, заполненного в поле «Регистрационный номер (его аналог)», в русской и латинской транскрипциях, а именно: «ОГРН» и «OGRN».

В поле «Наименование участника международной группы (в латинской транскрипции)» указывается полное наименование налогоплательщика.

В поле «Страна, присвоившая регистрационный номер» указывается код России — «RU».

В подразделе «Сведения об адресе участника международной группы» указываются следующие сведения об адресе налогоплательщика, расположенном в РФ:

  • код, определяющий тип адреса;
  • код страны расположения адреса, т.е. «RU»;
  • адрес налогоплательщика в русской и латинской транскрипциях соответственно. Эти поля обязательно заполняются в случае, если адрес налогоплательщика не отражен в поле «Адрес».

В поле «Адрес» указываются следующие элементы: почтовый индекс, абонентский ящик, регион, населенный пункт, улица, номер дома и т.д. При этом наименование города или иного населенного пункта обязательно отражаются в русской и латинской транскрипции.

Раздел 2. Сведения странового отчета

В разделе 2 отражаются сведения о показателях деятельности участников МГК в разрезе государств, резидентами которых такие участники являются.

В поле «Номер корректировки раздела 2» указывается:

  • «0» — при отражении первичных сведений странового отчета;
  • от «1» до «998» — при уточнении сведений;
  • «999» — в случае удаления ранее представленных сведений.

В поле «Страна налогового резидентства» указывается код государства, по которому отражены показатели деятельности участников МГК. Если участник не является налоговым резидентом ни в одном из государств, то отражается код «Х5».

В подразделе «Показатели деятельности участников международной группы в стране» отражаются следующие сведения:

  • численность работников на конец отчетного периода или среднесписочная численность за отчетный период, занятых по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • общая численность работников.

В поле «Дополнительная информация по численности работников» указывается способ определения числа работников.

В поле «Доход (выручка) от других участников международной группы» отражается доход (выручка) по сделкам с другими участниками МГК от продажи товаров, иного имущества, от оказания услуг (выполнения работ) и любые другие доходы, кроме дивидендов, полученных от других участников этой группы.

В поле «Доход (выручка) от иных лиц, в том числе ассоциированных организаций» отражается доход (выручка) по сделкам с независимыми лицами, ассоциированными организациями и другими лицами — не участниками МГК.

В поле «Доход (выручка), всего» указывается сумма дохода, полученного от других участников МГК и иных лиц.

В поле «Прибыль (убыток) до налогообложения» указывается сумма прибыли или убытка до налогообложения за отчетный период с учетом всех внереализационных доходов и расходов.

В поле «Налог с дохода (прибыли) уплаченный» отражается сумма налога с дохода (прибыли), фактически уплаченная в отчетном периоде, которая включает в себя:

  • налог, уплаченный в государстве резидентства;
  • налог, уплаченный в государстве, в котором деятельность приводит к образованию постоянного представительства;
  • налог, удержанный в других государствах налоговыми агентами — независимыми лицами, ассоциированными организациями и другими лицами — не участниками МГК.

В поле «Налог с дохода (прибыли) начисленный» отражается сумма обязательств по уплате налога, исчисленного с налогооблагаемых доходов за отчетный период.

В поле «Капитал» указывается сумма уставного капитала (объявленных акций) участника МГК на дату окончания отчетного периода.

В поле «Добавочный капитал» указывается число, соответствующее собственному капиталу участника, за вычетом величины уставного капитала (объявленных акций) и накопленной прибыли.

В поле «Накопленная прибыль» отражается сумма накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода.

В поле «Материальные активы» отражается балансовая стоимость материальных активов, не включая денежные средства, денежные эквиваленты, НМА, финансовые вложения.

Внимание! Все вышеперечисленные показатели деятельности участников МГК отражаются в разрезе кодов валют и числовых значений. В полях «Дополнительная информация к страновому отчету» указывается краткая информация, поясняющая порядок формирования, величину и (или) другие особенности показателей деятельности участников группы.

Далее указываются сведения об участниках МГК:

  • номер налогоплательщика в стране резидентства;
  • ИНН налогоплательщика (при наличии);
  • регистрационный номер и его тип;
  • код государства, в котором участнику присвоен номер налогоплательщика;
  • полное наименование участника МГК в русской и латинской транскрипции.

В подразделе «Сведения об адресе участника международной группы» указываются следующие сведения об адресе налогоплательщика, расположенном в РФ:

  • код, определяющий тип адреса;
  • код страны расположения адреса;
  • адрес налогоплательщика в русской и латинской транскрипциях соответственно. Эти поля обязательно заполняются в случае, если адрес налогоплательщика не отражен в поле «Адрес».

В поле «Адрес» указываются следующие элементы: почтовый индекс, абонентский ящик, регион, населенный пункт, улица, номер дома и т.д. При этом наименование города или иного населенного пункта обязательно отражаются в русской и латинской транскрипции.

В подразделе «Сведения о стране регистрации (инкорпорации) участников международной группы, о типах их экономической деятельности, а также дополнительной информации» указываются следующие данные:

  • код государства, в котором создан (учрежден) или зарегистрирован участник МГК;
  • код типа экономической деятельности участника МГК (можно указать несколько кодов одновременно);
  • дополнительные сведения об участнике МГК, которые необходимо обязательно указывать в случае, если в поле «Сведения о типе экономической деятельности» выбрано значение «CBC513»- иной тип деятельности (данный код выбирается, только если к участнику нельзя применить другие коды). В данном поле отражается любая значимая информация об участнике, например характер его экономической деятельности.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх