Муниципального унитарного предприятия

Муниципальное унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. См. Государственное унитарное предприятие.

Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Устав муниципального унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указание которых в соответствии с положениями статьи 52 ГК РФ обязательно в учредительных документах любого юридического лица (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица), также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Российское избирательное право: словарь-справочник. 2013.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 40

(правовой статус сельскохозяйственного

унитарного предприятия; формы государственных

унитарных предприятий)

Предприятия по новому гражданскому законодательству – это коммерческие организации, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества. Право создавать такие предприятия сохранено только за государственными и муниципальными образованиями. Соответственно в сельском

§ 4. Сельскохозяйственные унитарные предприятия___________147

хозяйстве имеются федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов Федерации и муниципальные предприятия.

Правовой статус сельскохозяйственного унитарного предприятия

Законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения (предусматривавшегося прежним законодательством), не находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежат преобразованию до 1 июля 1999 г. в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо должны быть ликвидированы.

Рассматриваемые предприятия называются унитарными, потому что их имущество не делится ни на какие вклады, паи или доли. Это, в частности, означает, что если реорганизованное хозяйство переходит в государственную или муниципальную собственность, то работники теряют права на свои паи и доли.

Сельскохозяйственные унитарные предприятия не могут иметь в собственности и земельные участки; земля для ведения производства предоставляется им бесплатно, в постоянное пользование. Они также вправе арендовать земельные участки, если это предусмотрено их уставами.

До аграрной реформы основную массу государственных предприятий в сельском хозяйстве составляли совхозы. Впоследствии, как уже отмечалось, Конституцией РСФСР им было предоставлено право собственности на закрепленное за ними имущество, а в дальнейшем совхозы были реорганизованы. Оставшиеся совхозы не являются унитарными предприятиями и подлежат преобразованию в одну из форм коммерческих организаций. В государственной и муниципальной собственности остались в основном не подлежавшие приватизации узкоспециализированные хозяйства: племенные заводы, селекционно-гибридные центры, предприятия, осуществляющие возделывание и переработку наркотических и ядовитых веществ и т. п.

Унитарное предприятие – единственный вид коммерческой организации, имеющей не общую правоспособность, а специальную, целевую. Поэтому в его уставе обязательно должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности.

148 Глава 5. Правовое положение сельскохозяйственных организаций

Органом управления унитарным предприятием является его единоличный руководитель (директор), которого назначает собственник предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать наименование собственника его имущества: «федеральное государственное сельскохозяйственное предприятие», «областное государственное сельскохозяйственное предприятие», «муниципальное сельскохозяйственное предприятие».

Гражданским кодексом РФ предусмотрено принятие специального закона о государственных и муниципальных предприятиях. На его основе, очевидно, будет разработан нормативный акт о соответствующих предприятиях в сельском хозяйстве.

В отношении федеральных государственных сельскохозяйственных предприятий функции по их созданию, реорганизации, ликвидации, передаче им федерального имущества на праве оперативного управления, хозяйственного ведения в аренду или пользование осуществляет федеральный орган государственной исполнительной власти, уполномоченный в области управления и распоряжения федеральным имуществом – Министерство имущественных отношений РФ.

Минсельхоз РФ как федеральный орган исполнительной власти имеет право утверждать уставы федеральных предприятий в соответствии с Типовым уставом, назначать на должность и освобождать от нее руководителей федеральных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с ними. Аналогичные .функции выполняют минсельхозпроды республик Российской Федерации, департаменты и управления сельского хозяйства краев, областей, районов в отношении предприятий, находящихся в их ведении.

Формы государственных унитарных предприятий

ГК РФ предусматривает две формы унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения; основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имеют более широкий объем прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ними имуществом по сравнению с казенными. Собственник имущества такого предприятия не отвечает по долгам предприятия. Гарантию удовлетворения имущественных требований кредиторов составля-

§ 4. Сельскохозяйственные унитарные предприятия___________149

ет только уставный фонд самого унитарного предприятия, поэтому к нему законодательством предъявляются особые требования. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее установленной законом суммы. Пока не принят специальный закон, действует норма Положения о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности (подп. «г» п. З)1. В соответствии с ним размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда, установленному законодательством на дату представления устава предприятия для регистрации.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.

При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда орган, уполномоченный создавать данные предприятия, обязан уменьшить уставный фонд, а само предприятие – письменно уведомить своих кредиторов, которые в этом случае приобретают право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является предприятие, и возмещения убытков. Если же размер чистых активов унитарного предприятия станет меньше установленного законом минимума, оно подлежит ликвидации по решению суда.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать дочерние предприятия. В этом случае оно передает дочернему предприятию в установленном порядке часть своего имущества в хозяйственное ведение, утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя, а также контролирует его деятельность, получает часть прибыли и дает разрешение распоряжаться недвижимым имуществом дочернего предприятия. Учредитель не отвечает по долгам дочернего предприятия, кроме случаев, когда банкротство последнего вызвано исполнением обязательных для него указаний учредителя.

В отличие от унитарных казенные предприятия (в аграрном секторе экономики – казенные хозяйства) действуют от имени государства в целом и в его интересах; соответственно государство берет на себя определенную ответственность за

1 Утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.

150___Глава 5. Правовое положение сельскохозяйственных организаций

их деятельность, а права таких предприятий значительно сужены. Государство отвечает по долгам казенного предприятия, если закрепленного за ним имущества не хватает для их уплаты.

Казенные хозяйства могут находиться только в федеральной собственности. Образуются они по решению Правительства РФ; оно же утверждает их уставы.

Минсельхоз РФ утверждает и доводит до казенных хозяйств обязательный для исполнения план-заказ, утверждает цены на производимую в соответствии с ним продукцию (работы, услуги). Цены на продукцию, произведенную в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, устанавливает само казенное хозяйство. Разрешение на эту деятельность также выдает Минсельхоз РФ в форме приказа (распоряжения), определяющего конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых оно распространяется.

Деятельность казенного хозяйства финансируется за счет доходов от реализации продукции, а при их недостаточности ему выделяются средства из федерального бюджета по решению Правительства РФ. Такие средства могут расходоваться только по установленным направлениям. Прибыль казенного хозяйства направляется на производственные цели и социальное развитие хозяйства также по нормативам, ежегодно устанавливаемым Минсельхозом РФ. Оставшаяся прибыль изымается в доход федерального бюджета.

Казенное хозяйство не имеет права создавать дочерние предприятия.

Правовой статус унитарных предприятий будет более детально урегулирован в специальном законе, издание которого предусмотрено Гражданским кодексом; предполагается принятие и закона об унитарных предприятиях в сельском хозяйстве.

Рекомендуемые страницы:

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения об унитарном предприятии

Это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Основные положения об унитарном предприятии содержатся в ст. 113 и 114 ГК. Там раскрываются базовые вопросы, определяющие правовое регулирование формирования и деятельности этих юрлиц.

Они конкретизированы в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В нем содержатся нормы, регулирующие все аспекты деятельности УП.

Специфический характер таких юрлиц предполагает особый порядок, определяющий те или иные действия. В частности процедуры присоединения и преобразования, а также реорганизацию.

Что такое УП?

Общее понятие такой организации дано в ст. 113 ГК. Однако в нем указаны далеко не все основные признаки этого юрлица.

Понятие, предусмотренное ст. 2 закона также является неполным. Выходом может послужить установление основных характеристик УП. Они помогут сформулировать наиболее полное понятие унитарных предприятий.

  • Эта организация является коммерческим юридическим лицом. Основной ее задачей выступает извлечение прибыли.
  • Ей передается имущество, на которое у образованного УП не возникает право собственности. Речь идет о праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Учредителем выступает публично-правовой субъект. Федеральная власть, региональные органы или муниципалитеты.
  • Оно создается только в определенных законом случаях. Ввиду ограничений на участие государства в экономике, действующий порядок подразумевает исключительные причины учреждения УП, связанные с достижением определенных целей (безопасность или социально значимые вопросы). С этим связаны и особые режимы присоединения, преобразования и других процедур, которые могут присутствовать в деятельности УП.

Указанные признаки формируют следующее понятие.

Унитарное предприятие – это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти в исключительных целях, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Разновидности УП

Существуют 2 основные классификации УП. Первая связана с учредителем, а вторая – с типом создаваемой организации.

В зависимости от учредителя

Ст. 113 ГК и ст. 2 закона предусматривают порядок создания следующих организаций.

  • Государственное унитарное предприятие. Так называются организации, учредителями которых выступают региональные власти. Их учредителями выступают те субъекты, которым высшими исполнительными органами делегированы соответствующие полномочия. Цели их создания носят социальный характер. Территория их деятельности ограничивается регионом.
  • Федеральное государственное унитарное предприятие. Закон выделяет такие организации, поскольку их учредителем может быть Правительство, либо другой федеральный орган, который получил соответствующее право. Их создание продиктовано всеми предусмотренными законом целями (безопасность и социальная сфера). Они осуществляют деятельность по всей стране. Особняком стоят предприятия, учрежденные в соответствии со специальным законодательством для осуществления определенных функций. Примером служит «Почта России».
  • Муниципальное унитарное предприятие. Оно учреждается муниципальной властью с целью выполнения ряда социальных функций. Территория деятельности МУПа ограничивается населенным пунктом, районом или другой формой соответствующего образования.

В зависимости от типа предприятия

Ст. 2 закона разделяет виды унитарных предприятий на государственные (муниципальные) и казенные. Они представляют различные формы. Основным отличием между ними выступает статус переданного имущества. Если первые обладают им на праве хозяйственного ведения, то вторым оно предоставлено на праве оперативного управления.

Это существенное отличие, так как казенные предприятия распоряжаются переданным имуществом только с согласия собственника, а остальные самостоятельно, соблюдая необходимый порядок согласования отдельных сделок.

Также существуют и другие особенности. Примером служит уставный фонд. В отличие от государственного или муниципального УП, в казенном предприятии он не формируется.

Правовое положение УП

Правового положение УП урегулировано главой 1 закона. Она устанавливает правоспособность, порядок их участия в других организациях, а также ответственность.

Особенности правоспособности УП

Согласно ст. 3 закона, УП обладают специальной правоспособностью. Необходимо, чтобы все отношения с другими организациями отвечали целям деятельности и ее предмету.

Оно может создаваться как на определенный срок, так и на постоянной основе. Как и остальные организации, оно подлежит процедуре государственной регистрации, после чего и возникает правоспособность.

УП, за исключением казенных, не вправе вести деятельность, не связанную с процессом создания, до тех пор, пока не уставной фонд не сформируется полностью.

Правила участия в других организациях

По общему правилу, УП может участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Однако для реализации такой возможности потребуется согласие учредителя. Оно понадобится и в случаях, связанных с распоряжением долями и вкладами в уставном и складочном капитале, а также акциями.

Отдельное ограничение касается невозможности участия УП в кредитных организациях.

Особенности ответственности УП

Согласно общим правилам, УП не несет ответственности по обязательствам учредителя, но отвечает своим имуществом по собственным.

Учредители ГУПа и МУПа не несут ответственности по его обязательствам. Однако закон предусматривает исключение. Учредитель несет субсидиарную ответственность в случаях, когда банкротство организации обусловлено его действиями.

В случае с казенными предприятиями, учредители несут субсидиарную ответственность в ситуациях, когда имущества организации недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Особенности реорганизации и ликвидации УП

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.

Реорганизация

Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.

Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.

Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.

Ликвидация

Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.

Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.

Как создать унитарное предприятиеУчредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:
— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.
Унитарное предприятие и его виды
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему:
— на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);
— на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Кроме того, имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником Отражение ситуации в учетеСоздание муниципального предприятия органом местного самоуправления подлежит отражению в бюджетном учете в части вложений в уставный фонд унитарного предприятия на счете 204 02 000 «Акции и иные формы участия в капитале».
Проводки выглядят так:

Дебет Кредит
Произведено вложение активов за счет средств бюджета в уставной капитал организации 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 304 05 530″Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению акций и иных форм участия в капитале»
Произведено вложение активов со счетов открытых учреждению в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ в уставной капитал организации 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 201 01 610″Выбытия денежных средств учреждения со счетов»
Произведено вложение средств в иностранной валюте в уставной капитал организации 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 201 07 610″Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»
Вложены объекты основных средств в уставной капитал организации 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 101 ХХ 410″Уменьшение стоимости основных средств»
Вложены объекты нематериальных активов в уставной капитал организаций 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 102 01 420″Уменьшение стоимости нематериальных активов»
Вложены объекты непроизведенных активов в уставной капитал организаций 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 103 ХХ 430″Уменьшение стоимости непроизведенные активов»
Вложены объекты материальных запасов в уставной капитал организаций 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 105 ХХ 440″Уменьшение стоимости материальных запасов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью вложенного имущества (в части положительной разницы) 204 02 530″Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» 401 01 171″Доходы от переоценки активов»
Вложены нефинансовые активы на сумму разницы между стоимостью акций (иных форм участия в капитале) в соответствии с договором и балансовой (остаточной) стоимостью(в части отрицательной разницы) 401 01 172″Доходы от реализации активов» 204 02 630″Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
Списана первоначальная стоимость реализованных акций (иных форма участия в капитале) 401 01 172″Доходы от реализации активов» 204 02 630″Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале»

Юридические аспекты деятельности предприятийСоздавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.
📌 Реклама

Ограничения на распоряжение имуществомУнитарное предприятие не вправе совершать следующие операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом (без согласия собственника):
— продавать;
— сдавать в аренду;
— отдавать в залог;
— вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
— распоряжаться иным способом.
Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа.
Обратите внимание: уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых невозможно без согласия собственника имущества такого предприятия.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх