Налогообложение страховых организаций

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

А) Сборы взимаются за услуги государства, которые оно оказывает конкретной категории своих граждан, то есть это принудительные платежи за услуги индивидуальногохарактера.

Б) Взносы являются принудительными платежами за услуги, которые государство оказывает определенным группам своих граждан без эквивалентного обмена.

В) Пошлины (вообще) — источники государственных доходов, занимающие среднее место между налогами и частнохозяйственными доходами. С последними Пошлины имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений к нему или между собой. Некоторые Пошлины носят характер платы за услуги государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с частнохозяйственными источниками дохода; различие заключается в том, что услуги, оплачиваемые Пошлины, не носят материального характера (как, напр., почтовая или телеграфная корреспонденция, пользование шоссейными или железными дорогами и т. д.).

Г) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

Д) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

Е) сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.)

Ж) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа

Функции налогов и их взаимосвязь

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);

3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

5) поощрительная – (порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.Некоторые экономисты указываю на социальную функцию налогов, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами различных групп населения.Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Место и роль налогов в воспроизводственном процессе.

Налоги объективно в силу своей экономической сущности оказывают воздействие на индивидуальное и общественное воспроизводство. Налоги, изымая часть дохода хозяйствующего субъекта, не могут быть нейтральными по отношению к индивидуальному воспроизводству. Это воздействие может быть позитивным или негативным.

Негативное: Налоги уменьшают доход, который остается в распоряжении хозяйствующего субъекта или отдельного лица. Это ведет к тому, что у частных хозяйств снижаются возможности для развития производства, у населения сокращаются потребление и сбережения. Уменьшение сбережений приводит к сокращению объемов инвестиций, к снижению объемов производства след производственного цикла. В результате появляются негативные последствия и для общественного производства, так как уменьшается совокупный спрос и снижается совокупное предложение. Падают темпы экономического роста в целом.

Позитивное: уменьшая число налогов, снижая налоговые ставки, устанавливая доп. налоговые льготы, гос-во способствует развитию частного бизнеса, который является основой для развития общественного производства в целом, для увеличения темпов роста национальной экономики. Развитие частных хозяйств ведет к значительному росту налоговых поступлений в бюджет. В результате гос-во получает больше возможностей для производства общественных благ. Гос-во получает доп возможности для влияния на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Налоги позволяют стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано гос-во.

Налоги перераспределяют ВВП, что и позволяет им оказывать воздействие на воспроизводство. Налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия гос-ва на объем спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также стимулирование отдельных видов, отраслей и сфер экономики.

⇐ Предыдущая1234

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Водолазкина К.В. 1 Бондаренко Т.Н. 1 1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 2339 KB 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая : (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, действующая редакция от 29.12.2014) / СПС «Консультант Плюс». 2. Комментарий к положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / А. С. Бакаев. – М.: Юрайт, 2010. – 231 с. 3. Страхование : учебник для бакалавров / С.Б. Богоявленский ; под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 867 с. 4. Осипова Т.И., Чеснокова Л.А. Налогообложение страховых организаций в глобальной экономике // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. – № 3. – С. 18–26. 5. Пласков, Г.В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: // Налоги – 2008. – № 6. – С. 11–16. 6. Страхование: Учебник / под ред. Т.А. Федоровой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Магистр», 2009. – 1006 с. 7. Корнева Е.В., Корень А.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности // Науковедение. – 2013 – № 6 (19). 8. Ворожбит О.Ю. «Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства» Печатная Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. – 2010. – № 5 (9). – С. 9–16. 9. Корень А.В. «Формирование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции» печ. Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9 – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. – С. 651-656.

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ .

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического .

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат . Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики .

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Вид налога

Налоговые ставки СО

Ставки налогов по общей системе налогообложения

Налог на прибыль

20 %

НДФЛ

13 % как налоговый агент

Страховые взносы во внебюджетные фонды

23,2 % – ПФ РФ; 2,9 % – ФСС; 5,1 % -ФФОМС.

Налог на имущество организаций

Не более 2,2 %

Транспортный налог

Дифференцирована в зависимости от мощности транспортного средства

Земельный налог

0,3 %-1,5 %

Акциз

Страховые операции не облагаются

В соответствии с налоговым кодексом и видом акцизной продукции

НДС

Страховая деятельность не облагается

18 %

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Современное налоговое законодательство устанавливает общий порядок определения налоговой базы и расчета налога на прибыль организаций для всех налогоплательщиков, прибыль которых подлежит налогообложению. Однако специфика деятельности страховщиков обуславливает особенности определения как доходов, так и расходов, учитываемых ими при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Состав доходов и расходов, а в некоторых случаях порядок определения их стоимостного эквивалента (налоговой базы), сроков признания доходов у страховых организаций имеют особенности, устанавливаемые ст. 293,294,330 НК РФ . Состав доходов, учитываемых в налоговой базе для расчета налога на прибыль организаций, отражает специфику операций и услуг, оказываемых страховыми организациями. Перечень доходов не является закрытым. Специфические доходы страховых организаций можно условно разделить в зависимости от направления деятельности, в процессе осуществления которой они получены, на три группы:

– доходы по страхованию (перестрахованию, сострахованию);

– доходы страховых организаций от деятельности, связанной с осуществлением страхования (перестрахования, сострахованию);

– прочие доходы.

Специфика определения стоимостной оценки расходов страховых организаций и сроков их признания в налоговом учете, так же, как и доходов, отражена в ст. 330 НК РФ «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховыми организациями» .

Расходы страховых организаций, учитываемые при расчете налоговой базы и обусловленные потребностями их деятельности, как и доходы, можно условно разделить на три группы:

1) расходы по страховой деятельности;

2) расходы по деятельности, связанной с осуществлением операций страхования;

3) прочие расходы страховых организаций.

Все страховщики исчисляют налоговую базу для расчета налога на прибыль как разность между выручкой от реализации страховых услуг, поступлениями от иной деятельности, осуществляемой страховщиками в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг), уточненную на сумму доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты.

В соответствии с Налоговым кодеком РФ, к расходам страховых компаний относятся суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, сформированных в отчетном периоде, по сравнению с предыдущим. Таким образом, страховым организациям дается возможность облагать налогом на прибыль не все начисленные к получению страховые взносы, а, за счет формирования ряда страховых резервов, только заработанную страховую премию. При этом, страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы .

Все указанные условия приводят к тому, что налоговые поступления от страховой деятельности на доходы федерального бюджета РФ влияют не существенно. Таким образом, налоговая политика государства, регулирующая налогообложение страховых организаций направлена на поддержку и развитие эффективных форм страховой защиты в РФ.

Содержание

Библиографическая ссылка

Водолазкина К.В., Бондаренко Т.Н. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13139 (дата обращения: 17.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Ю.Т. Ахвледиани — СТРАХОВАНИЕ

Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующей налоговой системой.

Система налогообложения страховой деятельности обеспечивает увеличение поступлений в бюджетную систему и способствует оптимизации страхового рынка. Законодательство, регулирующее отношение субъектов права в области налогообложения, включает Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, которая подразумевает правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов.

Налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые страховыми организациями, представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Наименование налога, сбора, платежа

Объект налогообложения

Источник уплаты

Ставки, %

Распределение

Федеральные налоги и сборы

Налог на прибыль

Доход от страховых и внереализационных операций, уменьшенный на величину расходов по этим операциям

Прибыль

6.5 % — в ФБ
17.5 % — в РБ

Налог на доходы в виде дивидендов (от долевого участия) от российских организаций

Доход, полученный в виде дивидендов

Прибыль

100 % — в ФБ

Налог на доходы в виде дивидендов (от долевого участия) от иностранных организаций

Доход, полученный в виде дивидендов

Прибыль

100 % — в ФБ

Налог на доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам

Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам

Прибыль

100 % — в ФБ

Налог на добавленную стоимость

Продажная цена имущественных объектов, нестраховых услуг

Выручка от реализации имущественных объектов, оказания нестраховых услуг

100 % — в ФБ

Единый социальный налог

Расходы по оплате труда

Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли

20 % — ФБ
2,9 % — ФСС
3,1 % — ФОМС

Государственная пошлина

Стоимость юридически значимых действий, документов

Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли

Дифференцирована по уровням юридической значимости

100 % — в ФБ по делам федерального уровня;
100 % — в МБ по делам, документам общей юрисдикции

Региональные и местные налоги

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества

Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли

2,2

100 % — в РБ

Транспортный налог

Вид транспортного средства

Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли

Дифференцирована в зависимости от мощности транспортного средства

100 % — в РБ

Земельный налог

Площадь земельного участка, находящегося в собственности организации

Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли

Дифференцирована по ценности территории

100 % — в МБ

В соответствии со ст. 149 НК РФ освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость операции, связанные с оказанием услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами. Налоговым кодексом РФ установлено, что операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает:

• страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

• проценты, начисленные на депо премий по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

• страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

• средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.

Вместе с тем, следует учесть, что налоговая база определяется с учетом полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя- кредитора, если договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ.

Страховщики уплачивают налог на прибыль от страховой деятельности в размере 24 %. Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Датой признания доходов и расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является момент их начисления, независимо от сроков поступления или перечисления денежных средств.

Страховые организации относятся к категории налогоплательщиков, которые руководствуются как общим порядком определения классификации доходов (ст. 249, 250 НК РФ) и расходов (ст. 254— 269 НК РФ) в целях налогообложения прибыли, так и особым порядком их определения, связанным с осуществлением страховых операций.

Особенность ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций состоит в отражении движения средств страховых резервов по видам страхования в разрезе договоров (ст. 330 НК РФ). На дату включения в состав дохода страховой премии страховщик одновременно осуществляет расход в виде отчислений в страховые резервы. Страховые выплаты по договору, производимые в соответствии с условиями договора, также включаются в состав расходов. При этом сумма сформированного по данному договору резерва уменьшается на величину страховых выплат, а оставшаяся неиспользованной часть резерва по договору при его закрытии зачисляется в состав доходов страховщика.

Отдельные виды расходов признаются для целей налогообложения с учетом установленных гл. 25 НК РФ ограничений в части:

• размера, в котором расходы могут быть приняты для целей налогообложения;

• срока, в течение которого расходы относятся на уменьшение доходов;

• условий, при которых расходы могут учитываться для целей налогообложения.

Так, суммы страховых платежей в случае добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) работодателей своих работников включаются в состав расходов на оплату труда с определенными ограничениями по размерам и срокам по договорам:

• долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этого времени не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением смерти застрахованного) в пользу застрахованного лица;

• пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии;

• добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

• добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.

В случае изменения существенных условий договора и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения или их расторжения взносы работодателей по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащим налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия или их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, т.е. чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 % от суммы расходов на оплату труда.

Платежи по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в год на одного застрахованного работника (ст. 255 НК РФ).

Расходы на обязательное и добровольное страхование относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (ст. 253 НК РФ).

В соответствии со ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества:

• добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;

• добровольное страхование грузов;

• добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

• добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

• добровольное страхование товарно-материальных запасов;

• добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

• добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

• добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством Российской Федерации либо является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором в соответствии с условиями договора были перечислены денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора (ст. 272 НК РФ).

Страховые организации являются плательщиком единого социального налога. При определении налоговой базы для уплаты единого социального налога учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (ст. 237 НК РФ). Исключение, согласно п.1 ст. 238 НК РФ, составляют:

• суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• суммы платежей налогоплательщика по договорам личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

• суммы платежей налогоплательщика по договорам личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

В Налоговом кодексе РФ обозначены особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного страхования (ст. 213).

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:

• по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством;

• по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторнокурортных путевок) страхователей или застрахованных лиц;

• по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований по законодательству Российской Федерации.

Суммы страховых выплат, полученные по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы таких страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент заключения договора страхования.

По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:

• гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;

• повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществляется) или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов.

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом-оценщиком.

Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:

• договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);

• документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);

• платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).

При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев:

• когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;

• заключения работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении) при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит двух тысяч рублей в год на одного работника.

При обеспечении интересов страхователей в случае передачи рисков в перестрахование налогообложение прибыли осуществляется следующим образом.

В соответствии со ст. 967 ГК РФ риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. К договору перестрахования применяются правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, подлежащие применению в отношении страхования предпринимательского риска, если договором перестрахования не предусмотрено иное. При этом страховщик по договору страхования (основному договору), заключивший договор перестрахования, считается в этом последнем договоре страхователем (п. 2 ст. 967 ГК РФ).

Не подлежит перестрахованию риск страховой выплаты по договору страхования жизни в части дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иного события. Страховщики, имеющие лицензии на осуществление страхования жизни, не вправе осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию, принятых на себя страховщиками.

При учете расходов методом начисления расход в виде сумм возмещений доли страховых выплат признается на дату возникновения обязательства у перестраховщика по оплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю, выраженному в абсолютной денежной сумме, согласно условиям договора перестрахования. Документами, подтверждающими расходы в виде сумм возмещений доли страховых выплат, могут являться бордеро убытков, счет убытков и иные документы исходя из условий договоров перестрахования. Документооборот по операциям перестрахования определяется условиями договора перестрахования или обычаями делового оборота, что должно найти отражение в учетной политике организации.

Страховые выплаты, произведенные перестраховщиком на основании документов, указанных в договоре перестрахования или применяемых в соответствии с обычаями делового оборота, согласно п. 5 ст. 421 ГК РФ подтверждающих наступление страхового события и размер понесенного ущерба и предъявленных перестрахователем перестраховщику, признаются расходами для целей налогообложения прибыли. При учете расходов методом начисления суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование, признаются расходами в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Данный расход признается в целях налогообложения:

• на дату расчетов в соответствии с условиями договора перестрахования;

• при условии акцепта перестраховщиком на дату предъявления перестрахователем перестраховщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (дата составления счетов премий и убытков, бордеро и т.д.).

Также при наступлении ответственности перестраховщика в отчетном (налоговом) периоде данные расходы могут признаваться на последний день отчетного (налогового) периода, что должно быть отражено в учетной политике налогоплательщика. Данный порядок может применяться при использовании в расчетах депозитной перестраховочной премии, а также в других случаях, используемых в обычаях делового оборота в перестраховании (например, при облигаторном перестраховании).

При кассовом методе учета расходов суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование, признаются в соответствии с п. 3 ст. 273 НК РФ.

В системе налогообложения важное место отводится организации налогового учета. Страховщики организуют налоговый учет и исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок ведения налогового учета (перечень регистров ответственных лиц за их ведение, документооборот и др.) страховые организации должны закреплять в учетной политике.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Данные налогового учета должны отражать:

• порядок формирования суммы доходов и расходов;

• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде;

• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

• порядок формирования страховых резервов;

• сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик может самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

• первичные учетные документы;

• аналитические регистры налогового учета;

• расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

• наименование регистра;

• период (дату) составления;

• наименование хозяйственных операций;

• подпись лица, ответственного за составление указанных регистров.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документов, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Вопросы налогообложения страховой организации являются крайне актуальными для эффективного функционирования страховщиков и развития национальной системы страхования в Российской Федерации.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономика и организация производства»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

тема » Особенности налогообложения страховых компаний «

Выполнил: студентка Олимова З.Г.

Принял: Научный руководитель работы

Баландина Е.В.

Ульяновск 2014

  • Введение
  • Глава 1. Сущность налогообложения страховых компаний
  • 1.1 Понятие страховой компании
  • 1.2 Виды налогов уплачиваемые страховыми компаниями
  • Глава 2. Особенности налогообложения страховых компаний
  • 2.1 Налоговый учёт доходов страховых компаний
  • 2.2 Налоговый учёт расходов страховых компаний
  • 2.3 Налогообложение резервов страховых компаний
  • Глава 3. Перспективы развития налогообложения страховых компаний
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогообложения страховых компаний.

· изучение характеристик современной правовой базы налогообложения страховых фирм;

· выявить основные проблемы налогообложения страховых компаний в современной России и наметить возможные пути их решения.

Страховая компания — это исторически определённая общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями, можно подразделить на следующие основные группы:

налоги с имущества — налог на имущество страховых организаций, сюда же можно отнести транспортный налог;

налоги с выручки от оказания не страховых услуг и реализации имущества — налог на добавленную стоимость;

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным страховой организацией в виде дивидендов, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств, относятся следующие налоговые ставки:

15 % — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

налогообложение страховая компания российская

Если в страховой компании зарегистрированы автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины, она является плательщиком транспортного налога.

Обложению подлежит мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по ставкам от 5 до 50 руб. с 1 л. с. Этот налог перечисляется в бюджет субъекта РФ.

Располагая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объекта основных средств, страховщики обязаны платить налог на имущество организаций. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Налог на операции с ценными бумагами страховая компания платит, если является их эмитентом. Облагается номинальная сумма выпуска по ставке 0,2%, но не более 100 тыс. руб.

Подача исковых и иных заявлений и жалоб, а также выдача документов судами, учреждениями и органами сопровождаются уплатой государственной пошлины. Суммы пошлины дифференцированы по видам действия и суммам удостоверяемых сделок и определяются в твердом размере (рублях), в процентах от суммы сделки или в размере, кратном МРОТ.

Являясь собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, страховые организации с площади земельного участка обязаны платить земельный налог. Ставки устанавливаются законом субъекта РФ и регулярно (ежегодно) корректируются в соответствии с федеральным законодательством.

Всё вышеперечисленное можно представить в виде таблицы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 — Состав и структура налогов, уплачиваемых страховщиками.

Объект (источник уплаты)

Федеральный налог

Региональный налог

Местный налог

Выручка

НДС (по нестраховым операциям)

-Земельный налог и арендная плата на землю

Экономические ресурсы (затраты)

-Государственная пошлина

Налог на операции с ценными бумагами

-Налог на имущество

Транспортный налог

Прибыль

-Налог на прибыль

Сбор за использование наименования «Россия», «Российская Федерация»

Глава 2. Особенности налогообложения страховых компаний

К доходам страховой организации, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 Налогового Кодекса, которые определяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 293, относятся также доходы от страховой деятельности.

2) суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;

5) суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;

7) доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб;

9) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;

12) другие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности.

Как правило, страховые организации используют в налоговом учете метод начисления. В этом случае для разных видов страхования предусмотрен различный порядок признания страховых премий.

А по договорам долгосрочного страхования жизни доход в виде части страхового взноса признается в момент возникновения у страховой организации права на получение очередного страхового взноса согласно договору.

Датой получения дохода (таблица 2.1) в виде сумм страховых премий при кассовом методе будет считаться дата получения денежных средств.

Сумма страховой премии, признаваемой доходом компании «Гарантия» на 30 июля 2012 года, составляет 35 000 руб (50 000 руб. х 70%).

Размер суммы вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования определяется договором сострахования.

Страховая компания «Гарантия», осуществляющая налоговый учет кассовым методом, 3 июня 2012 года заключила договор перестрахования со страховым обществом «Протекция», передав в перестрахование риски в объеме 60%.

Суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование, считаются признанным внереализационным доходом страховой организации, при выполнении двух условий:

Таблица 2.1 — «Основные даты признания доходов и расходов, установленные ст.330 НК РФ»

Вид дохода (расхода)

Момент признания

Доходы

Часть страхового взноса по договорам страхования жизни и пенсионного страхования

Дата возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса

Страховой взнос, причитающийся к получению по договорам страхования, сострахования, перестрахования (кроме вышеуказанных договоров)

Дата возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору

Суммы возмещения доли страховых выплат

Дата возникновения обязательств у перестраховщика по выплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю

Суммы возмещения в результате удовлетворения регрессных исков либо суммы, признанные виновными лицами

Дата вступления в законную силу решения суда либо дата письменного обязательства виновного лица по возмещению причиненных убытков

Средства, полученные от территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Дата перечисления указанных средств, определенная договором страхования

Расходы

Страховые выплаты по договорам страхования, сострахования, перестрахования

Дата возникновения обязательств по выплате страхового возмещения по фактически наступившему страховому случаю

Суммы возмещения доли страховых выплат

Дата возникновения обязательств у перестраховщика по выплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю

Страховые выплаты по договору ОСАГО, осуществленные от имени налогоплательщика — страховой организации другим страховщиком — участником соглашения о прямом возмещении убытков

Дата поступления от страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, требования об оплате возмещенного им вреда потерпевшему (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 282-ФЗ)

В соответствии с НК РФ расходы по страхованию, учитываемые для налогообложения прибыли, можно представить в виде таблицы 2.2.

Страхование

Вид страхования

Норма расхода

Обязательное страхование имущества (п.2 ст.263 НК РФ)

Все виды обязательного страхования имущества

Расходы учитываются в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат

Добровольное страхование имущества

Страхование средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, в том числе арендованных, рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, товарно-материальных запасов, урожаев сельскохозяйственных культур и животных

В сумме фактических затрат

Добровольное страхование ответственности

За причинение вреда, если это установлено законом или международными требованиями

В сумме фактических затрат

За причинение вреда, если это не установлено законом или международными требованиями

Не учитывается для целей исчисления налога на прибыль

Обязательное страхование работников

Все виды обязательного страхования

В пределах установленных тарифов или по сумме фактических затрат, если такие тарифы не установлены

Добровольное личное страхова-ние работников

Добровольное долгосрочное страхования жизни Пенсионное страхование Негосударственное пенсионное обеспечение работников

В размере, не превышающем 12% от расходов на оплату труда работников, определяемых в соответствии со ст.255 НК РФ (без включения страховых взносов по личному страхованию работников)

Добровольное медицинское страхование работников

В размере, не превышающем 6% от фонда оплаты труда работников организации, определяемых в соответствии со ст.255 НК РФ (без включения страховых взносов по личному страхованию работников)

На случай смерти работников или утраты ими трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей

В размере, не превышающем 15 000 руб. в год на одного застрахованного работника (ст.255 НК РФ)

Статьи 252-269 НК РФ содержат указания о порядке признания расходов организаций для целей налогообложения. В соответствии с действующей в настоящее время классификацией расходы делятся на две группы: расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Однако у страховой организации есть дополнительные расходы, которые она несет при осуществлении страховой деятельности. Перечень таких расходов, принимаемых в целях налогообложения прибыли страховых организаций, содержится в п.2 ст.294 НК РФ и включает в себя:

1) суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включающие в себя выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;

3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование по договорам, заключенным российскими страховыми организациями с российскими и иностранными перестраховщиками и брокерами;

4) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;

5) суммы процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;

6) вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;

7) возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора;

8) вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера;

9) расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:

услуг актуариев;

медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществляется страховщиком;

детективных услуг, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности, связанных с установлением обоснованности страховых выплат;

услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;

услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;

услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;

услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичных документов;

инкассаторских услуг;

10) другие расходы, непосредственно связанные со страховой деятельностью.

Все страховые организации в порядке и на условиях, установленных законодательством о страховании, обязаны образовывать из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по договорам страхования и сострахования. Поэтому в расходах страховой организации по страховой деятельности должны быть отражены суммы отчислений в страховые резервы с учетом изменения доли перестраховщиков по рискам, переданным в перестрахование, в страховых резервах. При этом, поскольку по обязательным видам страхования не предусмотрена передача рисков в перестрахование, страховые резервы по ним формируются без учета доли перестраховщика.

Отчисления в резерв незаработанной премии производятся из сумм страховых взносов и включаются налогоплательщиками в состав расходов на последнюю дату отчетного периода. По заявленным убыткам по договорам страхования иным, чем страхование жизни, формируется резерв заявленных убытков.

Отметим, что суммы отчислений в страховые резервы, формируемые не в установленном порядке, не уменьшают налоговую базу. Для целей налогообложения под «установленным порядком» понимается порядок формирования страховых резервов, установленный федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на основании законодательства о страховании.

Основным видом расходов страховой организации по осуществлению страховой деятельности являются страховые выплаты по заключенным договорам страхования при наступлении соответствующих страховых случаев. Страховые выплаты по договорам страхования, сострахования, перестрахования, производимые в соответствии с условиями договоров, включаются налогоплательщиком в состав расходов на дату их осуществления. В соответствии с главой 25 НК РФ к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования. Выплаты, производимые страховой организацией, считаются страховыми выплатами при выполнении двух условий:

1) у страховщика имеется лицензия на данный вид страхования;

2) в договоре страхования предусмотрены события, при наступлении которых у страховщика возникают обязательства произвести страховую выплату.

Отметим, что согласно ст.430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. В частности, по договору страхования жизни физического лица за счет средств предприятия страховая выплата производится не предприятию, а застрахованному лицу или выгодоприобретателю.

Если страховая организация приняла решение использовать метод начисления, страховые выплаты по договору страхования включаются в состав расходов на дату возникновения у страховщика обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя, застрахованных лиц или выгодоприобретателя (при страховании ответственности) по фактически наступившему страховому случаю, выраженного в абсолютной денежной сумме. При применении кассового метода датой признания расходов считается дата фактической выплаты соответствующей денежной суммы.

Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения. Например, это могут быть расходы по ремонту или восстановлению объектов, поврежденных в результате страхового события. Такие выплаты также уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование по договорам, заключенным российскими страховыми организациями с российскими и иностранными перестраховщиками, признаются расходами страховой организации в общеустановленном порядке. Так, если налоговый учет ведется методом начисления, суммы страховых премий (взносов) по договорам перестрахования признаются расходами перестрахователя с даты возникновения обязательства по уплате страховых премий у перестрахователя исходя из условий договора, при этом у перестраховщика указанные суммы признаются доходами на эту же дату. Аналогичным образом признаются расходы в виде вознаграждений и тантьем, выплаченных по договорам перестрахования.

Суммы процентов, уплаченных на депо премий по рискам, переданным в перестрахование, считаются признанными расходами страховой организации по страховой деятельности, если в договоре перестрахования делается оговорка, что перестрахователь депонирует страховую премию, приходящуюся на долю перестраховщика. Если налоговый учет ведется кассовым методом, они признаются расходами страховой организации на дату осуществления выплаты процентов со счета в банке или из кассы. При ведении учета доходов и расходов методом начисления проценты учитываются на дату признания дохода в соответствии с условиями договора перестрахования, а по договорам сроком действия более одного отчетного периода, не предусматривающим ежеквартальную или ежемесячную выплату процентов, расходы признаются на последний день каждого отчетного периода либо на дату выплаты дохода по такому долговому обязательству, если она была осуществлена до даты окончания отчетного периода. Метод начисления процентов (ежемесячный или ежеквартальный) определяется исходя из порядка уплаты авансовых платежей налога на прибыль. Это можно подробно проследить в примере 2.

ПРИМЕР 2

ООО «Олимп» и страховая компания «Гарантия» 4 марта 2012 года заключили договор страхования сроком на 1 год, страховая премия по которому составила 80 000 руб. и была получена на расчетный счет компании «Гарантия» 7 марта 2012 года.

Страховая компания «Гарантия» 11 марта 2012 года заключила договор перестрахования со страховым обществом «Протекция». Премия перестраховщика составляет 50 % от прямого договора страхования, при этом в договоре перестрахования сделана оговорка, что перестрахователем на 1 год депонируется премия, приходящаяся на долю перестраховщика. Проценты на депо премий по рискам, принятым в перестрахование, установлены в соответствии с договором на уровне 14% годовых. В течение срока действия договоров страховых случаев не произошло, поэтому 11 марта 2013 года страховая компания «Гарантия» перечислила страховому обществу «Протекция» депонированную премию вместе с процентами за год. Страховая компания «Гарантия» ведет налоговый учет доходов и расходов кассовым методом, а страховое общество «Протекция» — методом начисления с уплатой ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

Страховая компания «Гарантия» обязана признать следующие доходы и расходы для целей налогообложения — 7 марта 2012 года — доход в виде страховой премии по договору страхования, заключенному с ООО «Олимп» в сумме 80 000 руб.;

11 марта 2003 года — расход в виде депонированной перестраховочной премии и процентов по ней, перечисленных страховому обществу «Протекция» сумме 45 600 рублей, в том числе: перестраховочная премия — 40 000 руб. (80 000 руб. х 50%), проценты на депо премий по рискам, переданным в перестрахование — 5600руб. (40000 руб. х 14%). Страховое общество «Протекция» обязано признать следующие доходы для целей налогообложения:

11 марта 2012 года — доход в виде перестраховочной премии по договору перестрахования, заключенному с компанией «Гарантия», которая фактически находится у компании «Гарантия» до окончания срока договора, — в сумме 40 000 руб. (80 000 руб. х 50%);

31 марта 2012 года — доход в виде суммы процентов на депо премии по риску, принятому в перестрахование, за март 2012 года, в сумме 311,11 руб (40000руб. х 14%: 360 дн. х 20 дн.);

30 апреля, 31 мая, 30 июня, 31 июля, 31 августа, 30 сентября, 31 октября, 30 ноября, 31 декабря 2012 года, 31 января, 28 февраля 2013 года — доходы в виде суммы процентов на депо премии по риску, принятому в перестрахование за соответствующий месяц в сумме по 466,67 руб. за каждый месяц (40000руб. х 14%: 360 дн. х 30 дн.);

Расходы в виде сумм возмещений доли страховых выплат признаются на дату возникновения обязательства у перестраховщика по оплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю, выраженному в абсолютной денежной сумме, согласно условиям договора перестрахования. В случае использования кассового метода учета моментом признания расхода будет являться выплата денежных средств перестрахователю.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх