Налоговая отчетность в электронном виде

Предприятия могут предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы в электронном виде. Это закреплено следующими нормативными документами:

Налоговый кодекс, статья 80;

ФЗ «О бухгалтерском учете»;

ФЗ «Об электронной подписи».

НК РФ обязывает налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Также с 01.01.2014 г. налогоплательщики обязаны сдавать декларацию по НДС в электронном виде (абзац 1 п. 5 ст. 174 НК РФ, п. 3 ст. 80 НК РФ).

Статья 6 ФЗ № 63 «Об электронной подписи» утверждает, что документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, если нормы законодательства не требуют составления документа исключительно на бумаге.

Порядок предоставления отчетности определяется документами МНС России:

«Порядок предоставления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»;

«Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»;

«Методические рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» и др.

Подобные требования и рекомендации приняты и государственными фондами обязательного страхования:

ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательног о пенсионного страхования».

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников составляет 50 человек, представляют расчеты в электронной форме.

Условия для предоставления отчетности в электронном виде:

  • 1. Отчетность должна визироваться квалифицированной электронной подписью (ЭП). ЭП для передачи отчетности может обеспечить только Удостоверяющий центр (УЦ), аккредитованный в Сети доверенных УЦ ФНС России. Удостоверяющий центр может сгенерировать Открытый и Закрытый (секретный) ключи ЭП у себя и выдать их вам. Ключи ЭП позволяют шифровать электронные документы, формировать ЭП и подтверждать достоверность переданной информации. Удостоверяющий центр также может обеспечить технологию формирования ключей прямо на вашем рабочем месте. Для этого необходимо приобрести и установить Средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Это специальная программа, сертифицированная ФСБ России. Она позволит также шифровать и подписывать отчетность. Сроки действия Ключей подписи и реквизиты их владельца фиксирует Сертификат ключа подписи. Ключи должны быть записаны на надежный носитель и сохранены.
  • 2. Информационный обмен должен быть организован в соответствии с Методическими рекомендациями МНС России. Это также потребует специального программного обеспечения (СБиС++ Электронная отчетность, ТАКСКОМ — СПРИНТЕР, КОНТУР — ЭКСТЕРН) сертифицированного ГНИВЦ ФНС России. Оно позволяет:

загрузить отчет из внешней бухгалтерской программы или тут же его создать с использованием имеющегося в программе набора форм отчетности;

проверить отчет при помощи «встроенных» алгоритмов форматнологического контроля на предмет возможных опечаток и ошибок в заполнении;

зашифровать и подписать отчет с использованием Ключей подписи.

Отчетность может быть сформирована любой программой, но обязательно в соответствии с форматами представления данных, утверждаемых МНС.

3. Отчетность должна представляться по каналам связи через специализированного оператора связи — организацию, заключившую договор с Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, и имеющую соответствующие лицензии, документы и технические возможности. Спецоператор фиксирует время и дату сдачи отчетности. Он является третьей стороной, которая в спорных ситуациях подтвердит факт ее сдачи.

После того как отчет отправлен, необходимо следить за ответными сообщениями Спецоператора и инспекции. Факт передачи отчета будет признан, если у вас есть следующие электронные квитанции, подписанные ЭП их отправителя:

подтверждение Спецоператора о дате отправки;

квитанция налоговой инспекции о получении отчетности;

протокол входного контроля, подтверждающий прием отчетности.

Налогоплательщики могут отправлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы в электронном виде без участия спецопе- раторов. Такую возможность бесплатно представляет сайт www.naIog.ru. Но надо обязательно приобрести квалифицированную ЭП. Основное отличие в том, что в отношениях налогоплательщика и налогового органа не будет третьей стороны, которая в конфликтных ситуациях выполняет функции независимого арбитра. Кроме того, отличается качество техподдержки, нет дополнительных сервисов и отправки отчетности в ПФ, ФСС, Росстат. Аналогичные возможности по отправке отчетности в эти органы только разрабатываются.

Технологии передачи отчетности:

On-Line -технология — формирование отчетности, шифрование и отправка производится на сервере оператора;

Off-Line — технология — все действия от формирования до отправки налогоплательщик производит на своем компьютере.

Преимущества представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде:

  • 1) экономия рабочею времени, затрачиваемого на сдачу отчетности;
  • 2) сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля;
  • 3) оперативное обновление форм и форматов отчетности по электронной почте, исключаются факты представления налоговой отчетности по неустановленной форме;
  • 4) получение по электронной почте информации об изменении бюджетных счетов, налогового законодательства и т. д.;
  • 5) подтверждение доставки отчетности, заменяющее экземпляр отчетности с отметкой налогового органа;
  • 6) защита передаваемой информации от просмотра и изменения;
  • 7) представление отчетности независимо от графика работы налогового органа, вплоть до 24-х часов последнего дня срока представления отчетности в налоговый орган;
  • 8) оперативность и точность обработки информации налоговым органом. Данные электронных деклараций и расчетов разносятся по лицевым счетам налогоплательщика в автоматическом режиме. Вероятность появления технических ошибок на стадии ввода информации в данном случае сводится к нулю. В результате налогоплательщик может рассчитывать на более оперативное получение сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом, в том числе в электронном виде;
  • 9) получение по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (сверка расчетов);
  • 10) возможность проверить контрагента, зарегистрирован ли он в ЕГРЮЛ. Электронная выписка из ЕГРЮЛ позволяет получить данные:

о статусе юридического лица (действующее или нет); о постановке на учет в инспекции; регистрации в органах ПФР, ФОМС и ФСС; об учредителях (это позволяет проверить, нет ли среди них «массовых» учредителей из «черных» списков ФНС); о главных должностных лицах компании; о ее уставном капитале; о выданных лицензиях и т. д.

  • 11) Существует возможность обмениваться с контрагентами через Интернет различными документами, подписанными ЭП: счетами- фактурами, договорами и др.;
  • 12) Некоторые программы для отправки отчетности позволяют провести анализ финансового состояния предприятия.

Недостатки представления отчетности в электронном виде:

  • 1. Для подготовки электронной отчетности необходимо наличие компьютера, подключенного к сети Интернет, а также сотрудника, обученного работе с соответствующим программным обеспечением.
  • 2. Зависимость от работы интернет-провайдера и спецоператора.
  • 3. Возможные сбои программного обеспечения.
  • 4. Не все ошибки в налоговой отчетности улавливаются программой на стадии контроля.
  • 5. Дублирование отчетности на бумаге со штампом налогового органа. При получении кредита в банке, возможно, придется заверить экземпляр отчетности на бумажном носителе в налоговом органе. Банк не может проверить электронную подпись, поэтому в большинстве случаев требует отчетность со штампом налогового органа.

Налогоплательщику необходимо:

  • • обратиться в налоговую инспекцию;
  • • выбрать спецоператора связи и заключить с ним договор;
  • • приобрести сертификат ключа электронной подписи, необходимое программное обеспечение. Иногда спецоператор связи может это предоставить.

Статья 80 НК РФ — одна из самых популярных статей кодекса. Почему она так востребована налогоплательщиками и какие важные вопросы регламентирует, расскажем в нашей статье.

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Разобраться в нюансах составления единой упрощенной декларации поможет статья «Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2017 года».

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.).

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

О том, нужно ли оформлять РС по торговому сбору, расскажет статья «Отчетность при торговом сборе (нюансы)».

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

Проверьте свои расчеты среднесписочной численности, воспользовавшись подсказками из нашей статьи «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Подробнее о процедуре представления сведений о численности читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности. Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

Итоги

Налоговый кодекс РФ — основной закон для налогоплательщиков, знание и выполнение которого требуется от каждого из них. Положения ст. 80 НК РФ с комментариями, размещенными в нашей статье, помогут сориентироваться в общих правилах, устанавливаемых НК РФ для подаваемой в налоговый орган отчетности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Не секрет, что отчетность можно сдавать на бумажном носителе, а можно сдать отчетность в налоговую через интернет. Ниже расскажем, как отчитываться электронно и возможно ли сдать отчет в налоговую через интернет бесплатно.

Декларации в ФНС в электронном формате

Малые предприятия большую часть отчетности могут сдавать на бумаге. Однако такой способ требует лишних затрат времени. Сдать отчетность через интернет в налоговую инспекцию гораздо проще. Кроме этого, отправляя отчеты через спецоператоров, вы можете отследить всю цепочку прохождения декларации — от ее отправки до приема специалистами.

Некоторые компании и вовсе не могут обойтись без электронной отчетности, ведь Налоговый кодекс обязывает их отчитываться только по телекоммуникационным каналам связи. Такое правило действует для декларации по НДС. Почти все категории плательщиков вынуждены отправлять данную декларацию через интернет, исключение существует только для отдельных групп налоговых агентов (абз. 2, 3 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Как бесплатно отправить налоговую декларацию через интернет

Налоговая инспекция давно разработала сервис, который помогает всем юридическим лицам и ИП отправлять декларации бесплатно через сайт ФНС. Однако, пользуясь этой системой, придется перебивать все цифры с бумажного носителя вручную — такой способ может привести к ненужным ошибкам и недочетам. Если плательщик будет очень внимателен, ошибок, вероятно, не возникнет, но потратить деньги все-таки придется. Связано это с тем, что отправить отчет можно только с помощью электронной подписи, которая покупается в удостоверяющем центре РФ.

Для облегчения процесса многие IT-компании создают специальные сервисы электронной отчетности. У них же любая компания может приобрести и электронную подпись. Через электронные сервисы можно легко и быстро отправить любой отчет в ФНС. Помимо этого, компании могут запросить сверку по всем налогам, отправить письма, ответить на требования инспекторов и даже приложить сканы запрашиваемых документов. Сервисные центры оказывают техподдержку пользователям и всегда помогают решить возникшие вопросы.

Налоговая отчетность — это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.

Для каждого налога существуют свои фирмы отчетности и свой срок их подачи (представления) в налоговую инспекцию, установленный Налоговым кодексом или иным законодательством.

К налоговой отчетности относятся:
— налоговые декларации, представляемые по окончании налогового периода;
— расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетного периода;
— сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована);
— другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.

Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах — один представляется в налоговую инспекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.

С юридической точки зрения, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Аналогично, расчет авансового платежа — это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Напомним также, налоговый период — это период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (обычно год или квартал). В свою очередь, налоговый период в соответствии с законодательством может быть разделен на несколько более коротких — отчетных периодов. Например, налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Такие же налоговый и отчетный периоды, установлены для единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектами налогообложения «доходы» и «доходы минус расходы». Но, в отличие от налога на имущество организаций, расчеты авансовых платежей по «упрощенному» налогу по окончании отчетных периодов в налоговую инспекцию представлять не требуется (хотя сами авансовые платежи уплачивать необходимо) — подается только ежегодная налоговая декларация.

Так же, как различаются между собой бухгалтерский и налоговый учет, не следует путать бухгалтерскую и налоговую отчетность. К бухгалтерской отчетности относятся: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о финансовых результатах (форма 2) и другие формы, о которых мы рассказывали в главе 6.10. Представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы только юридическое лица. Налоговую отчетность, в отличие от бухгалтерской, обязаны представлять все субъекты предпринимательской деятельности — и юридические лица и индивидуальные предприниматели, вне зависимости от «масштаба» бизнеса и используемой системы налогообложения.

В качестве примера формы налоговой отчетности приведем Налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения:








Как видно бланк декларации достаточно формализован и не допускает «вольностей» при заполнении, поскольку предназначен для сканирования в налоговой инспекции. В левом верхнем углу налоговых деклараций (по всем налогам, не только по налогу УСН) размещен штрих-код, служащий для идентификации декларации сканером. В каждую «клеточку» в декларации записывается только один символ — буква или цифра. Это представляет определенные неудобства, если Вы решите заполнять декларацию вручную. Впрочем, существует довольно много бухгалтерских программ, формирующих налоговые декларации и другие отчеты в автоматическом режиме, при минимальном участии пользователя.

Формы налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам вместе с инструкциями по их заполнению утверждает Федеральная налоговая служба (ФНС). Так, форма приведенной выше декларации по налогу УСН, утверждена Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме». Поскольку российское налоговое законодательство довольно изменчиво (изменения в Налоговый кодекс — иногда незначительные, иногда достаточно серьезные вносятся, как правило, не реже раза в год), с целью соответствия этим изменениям меняются и формы налоговых деклараций. Поэтому, если Вы представили декларацию по какому-либо налогу за прошедший год, будьте готовы к тому, что по окончании текущего года ее придется сдавать уже по обновленной форме.

По общему правилу, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за данный налоговый период (аналогично, авансовые платежи по налогам уплачиваются не позднее срока подачи расчетов по ним). Узнать сроки представления налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам можно из части второй Налогового кодекса РФ, в которой они указаны для каждого налога.

Начинающие предприниматели часто интересуются: можно ли не сдавать отчетность по какому-либо налогу, если сам налог на законном основании не уплачивался? Например, нужно ли представлять декларацию по НДС, предпринимателям, применяющим ЕНВД, и, соответственно, не являющимся плательщиками данного налога? Нужно ли подавать декларацию по акцизам, если предприятие не занималось реализацией подакцизных товаров? При ответе на подобные вопросы необходимо руководствоваться следующим:
1. Не требуется представлять налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов — УСН, ЕНВД и др. (в вышеприведенном примере именно поэтому не нужно подавать декларацию по НДС налогоплательщику, работающему на «вмененке» и не занимающемуся деятельностью, при которой нужно применять ОСН).
2. Налогоплательщик по одному или нескольким налогам, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию (форма утверждена Минфином РФ), в которой перечислены налоги, по которым не представляются «обычные» декларации.

Термин единая (упрощенная) декларация не должен вводить в заблуждение — к упрощенной системе налогообложения эта декларация не имеет никакого отношения, напротив, ее имеют право представлять только налогоплательщики, применяющие ОСН.

Если же ИП или юридическое лицо применяет УСН, и у него в какой-либо период не было деятельности, а значит отсутствовал объект налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, подавать декларацию по данному налогу все равно необходимо. Во всех полях декларации, в которых указываются финансовые показатели, в этом случае ставятся прочерки. Декларация, подаваемая в налоговую инспекцию при отсутствии оснований к уплате налога, на бухгалтерском сленге, обычно называется нулевой декларацией.

Также не нужно представлять декларации по налогам (независимо от применяемого налогового режима), плательщиком которых субъект предпринимательской деятельности не является. Так, если говорить о тех же акцизах, их налогоплательщиками являются только те организации и ИП, которые совершают операции, перечисленные в статье 182 НК РФ (например, производство и последующая реализация этилового спирта). Поэтому если Вы (Ваше предприятие) не совершали таких операций, составлять и сдавать в налоговую инспекцию декларацию по акцизам нет никакой нужды.

Теперь расскажем о порядке представления налоговой отчетности.

Налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по закону могут представляться в электронном виде и на бумажных носителях. В каком виде должен представлять отчетность конкретный налогоплательщик, зависит от среднесписочной численности его работников, цитируем пункт 3 статьи 80 НК РФ:
«Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.»

Таким образом, субъекты малого предпринимательства — организации и ИП, имеющие среднесписочную численность не более 100 человек, вправе сдавать отчетность в бумажном виде, хотя и имеют право делать это в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Отметим, что согласно статье 174 Налогового кодекса плательщики налога на добавленную стоимость (НДС) обязаны представлять декларации по данному налогу исключительно в электронной форме, независимо от численности работников или иных факторов.

Сдача отчетности по ТКС имеет свои плюсы и минусы. Несомненный плюс — это быстрота и удобство, заключающаяся в отсутствии необходимости покидать рабочее место. Минус же заключается в том, что отчетность нельзя сдать «обычным способом» — например, как приложение файлов с декларациями к письму, отправляемому по по электронной почте. Если Вы решите представлять электронную отчетность, то не сможете связываться с налоговой инспекцией напрямую — по закону это можно сделать только через «посредника» — оператора электронного документооборота (ЭДО). Операторы электронного документооборота — это коммерческое организации, оказывающие на договорной основе платные услуги по передаче данных налогоплательщиками в налоговые органы. Стоимость таких услуг различается по регионам и по отдельным операторам, и может в среднем составлять от тысячи до нескольких тысяч рублей в год.

Также для представления налоговых расчетов и деклараций в электронном виде через операторов ЭДО Вам необходимо предварительно получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Оформить электронную подпись можно в любом удостоверяющем центре, каковых в России достаточно много.

Если финансовый фактор в выборе способа сдачи отчетов является для Вас определяющим, при этом Вы как ИП или Ваше предприятие (ООО или др.) не является плательщиком НДС и относится в субъектам малого предпринимательства, вполне допустимо выбрать вариант подготовки деклараций и другой отчетности на бумажных носителях. Подавать отчеты, выполненные на бумаге, можно двумя способами:
— лично или через представителя, имеющего от Вас (вашей фирмы) надлежащим образом оформленную доверенность);
— в виде почтового отправления с описью вложения.

Мы рекомендуем последний способ, т.к. подача отчетности непосредственно в налоговую инспекцию связана с потерей времени из-за нередко возникающих там очередей (особенно в периоды массовой сдачи отчетов).

Отправлять отчетность по почте лучше ценным письмом (оценить отправление можно по минимальной стоимости, например, в 1 рубль) с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае отправки налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления согласно Налоговому кодексу считается дата отправки, поэтому не следует опасаться, что при этом могут быть нарушены установленные законом сроки сдачи той или иной отчетной формы. Доказательством того, что отчетность отправлена Вами вовремя, будет служить оставшийся у Вас экземпляр описи вложения с проставленным на нем почтовым штемпелем, на котором указана дата отправки, и приложенным чеком об оплате почтового отправления. Соответственно, опись необходимо составлять в двух экземплярах, подписать и скрепить печатью налогоплательщика (при ее наличии), передать почтовому работнику, принимающему заказную и ценную корреспонденцию, для проставления штемпеля, затем один экземпляр описи следует вложить и запечатать в конверт с декларациями, расчетами и прочей отчетностью, а другой экземпляр сохранить.

Некоторые бухгалтеры и руководители предприятий почему-то считают способ отправки отчетности почтой ненадежным, опасаясь, что письмо не дойдет, затеряется и т.п. Однако бояться совершенно нечего — даже в случае утери письма по вине почты опись и квитанция, подтверждающие прием письма отделением почтовой связи, будут у Вас на руках, и Вы всегда сможете предъявить их в случае налоговой проверки вместе с оставшимися у Вас вторыми экземплярами налоговых деклараций, расчетов и других отчетных документов.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх