Налоговые режимы



В данной статье рассмотрены недостатки современной налоговой системы и пути ее совершенствования.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются обязательными платежами граждан и организаций, так как налоговые поступления являются источником дохода пополнения бюджета государства и (или) муниципальных образований. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. Основным регулятором экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а также определяет преимущества экономического развития. .

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. К федеральным налогам и сборам относятся: водный налог, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, акцизы. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. К местным налогам: налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше трудностей при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.

Приведем ряд недостатков налоговой системы России:

− отсутствие стабильности в проводимой налоговой системе. Из-за большого количества видов налогов существует проблема запутанности и противоречивости нормативной базы налогов, к которым по сей день периодически вносятся изменения и поправки. Это приводит к неустойчивому положению экономики страны, а также к ошибкам при отчислении налогов, за которые предприятиям приходится платить пени за несвоевременную уплату налога;

− устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов с предприятий. Такой метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность у предприятий, т. к. чтобы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги, следовательно, такая тенденция убивает конкуренцию и тормозит развитие торговли;

− система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества. Эта функция обеспечивает социальное равновесие в обществе. О ее отсутствии в нашей системе можно судить по сильно выраженному социальному расслоению в сфере доходов. Это весьма значительный недостаток нашей далеко не совершенной системы;

− чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;

− чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;

− неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

− слабый контроль за сбором налогов. Это приводит к уклонению от уплаты налогов, а следовательно — к уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики. Исходя из вышеприведенных недостатков налоговой системы, можно составить направления совершенствования налоговой системы:

− упрощение налоговой системы способом изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

− ослабление налоговой нагрузки посредством снижения налоговых ставок, т. е. поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг;

− стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;

− оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

− усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

− приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

− максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

− совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

− развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов

В перспективе налоговая система нашей страны должна способствовать установлению баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Литература:

Все компании и ИП платят налоги и взносы. Виды налогов и порядок их уплаты определяются системой налогообложения, на которой работает бизнес. Основная система налогообложения (ОСНО) присваивается налогоплательщикам по умолчанию. В этой статье расскажем о ее ключевых особенностях и рассмотрим основные плюсы и минусы по сравнению со спецрежимами (упрощенка, ЕНВД, сельхозналог, ПСН).

ОСНО для предприятий и ИП

Строгого определения общей системы налогообложения нет. Набор налогов на ОСНО может быть разным в зависимости от вида деятельности. Основной режим универсален: его может использовать любая компания и ИП.

Налоги для юрлиц

Компании на общем режиме уплачивают в обязательном порядке следующие налоги:

  • НДС;
  • налог на прибыль компании;
  • налог на имущество.

Налог на добавленную стоимость уплачивают при реализации товаров и услуг. Платеж уменьшают на сумму входящего НДС, который включен в оплату по договорам с контрагентами. Ставка может составлять 0%, 10% и 18% в зависимости от операции. С 1 января 2019 года ставка 18% заменяется на 20%.

При расчете налога на прибыль налоговая база — это разница между доходами и расходами. Ставка налога — 20% от полученного результата. При этом не все затраты можно вычесть из поступлений. В Налоговом кодексе установлен перечень расходов, которые нельзя учесть в налоговой базе.

Ставка по налогу на имущество отличается по регионам и видам имущества, но не может быть больше 2,2%. А вот спецрежимники уплачивают этот налог только за недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

Налоги для ИП

Для индивидуальных предпринимателей основные налоги на общей системе это:

  • НДС;
  • НДФЛ с доходов от предпринимательства;
  • налог на имущество, задействованное при ведении бизнеса.

Ставка налога на имущество физлиц определяется местными или региональными нормативными актами.

Стандартная ставка НДФЛ равна 13%. Налоговая база по НДФЛ снижается на сумму обоснованных расходов. Если ИП не может подтвердить свои затраты, он имеет право на вычет в размере 20% от суммы выручки. Доходы и расходы от ведения бизнеса нужно учитывать отдельно от прочих денежных движений ИП. Это же касается и имущества, которое используется в предпринимательстве.

Другие налоги и взносы

Кроме того, юрлица и ИП обязаны перечислять НДФЛ за своих сотрудников и уплачивать за них страховые отчисления в фонды. ИП также отчисляет фиксированные взносы в ПФР и ФФОМС за себя.

Есть и другие налоги, которые уплачиваются на общей системе. Если вы имеете на балансе автомобили, уплачивается транспортный налог, участок земли — земельный налог. Если деятельность связана с добычей полезных ископаемых, в состав платежей войдет НДПИ. Также вы можете стать плательщиком акцизов при реализации определенного перечня товаров. Другие налоги, которые встречаются гораздо реже, — это водный налог, налог на игорный бизнес и сборы за пользование природными объектами (животный мир и водные биоресурсы).

ОСНО — это режим для крупного бизнеса?

Общая система ассоциируется с крупным и средним бизнесом. Но часто на ней работают и малые предприятия. При регистрации любая компания или ИП автоматически становятся плательщиками ОСНО. Начинающие предприниматели иногда просто не знают о своем праве работать на другой системе. Если вы хотите работать на льготном режиме, нужно уведомить об этом налоговую сразу при подаче заявления на регистрацию. ФНС может и отказать в оформлении на спецрежим, если вы не соответствуете установленным требованиям.

Чаще всего, в особенности для малого бизнеса, общий режим — это не добровольный выбор, потому что работать на спецрежимах проще, и бизнесмены чаще выбирают их. Но действующие юрлица и ИП могут утратить свое право применять спецрежим. Это происходит из-за несоблюдения лимитов, установленных для упрощенки и прочих льготных систем. Тогда они переходят на ОСНО.

Можно сочетать основную систему с другими режимами для получения максимальной выгоды. Вы можете заниматься деятельностью одновременно на общем режиме и вмененке, а также общем режиме и ПСН (только для ИП). Сочетания ОСН+УСН и ОСН+ЕСХН не разрешаются. При совмещении систем нужно вести отдельный учет для каждой из них.

Плюсы и минусы основной системы налогообложения

Общая система считается самым сложным режимом для малого бизнеса. Вот некоторые из причин, по которым предприятия и ИП стараются по возможности уйти на спецрежимы. Трудности ОСНО:

  • высокая налоговая нагрузка;
  • ведение полного бухгалтерского и налогового учета;
  • заполнение большого числа деклараций;
  • высокая ставка по налогу на прибыль по сравнению с налогами на спецрежимах;
  • необходимость приема на работы нескольких бухгалтеров или создание целого отдела.

Если вы пользуетесь услугами аутсорсинга, стоимость будет дороже, чем для спецрежимов.

Спецрежимы удобнее для малых и микро-предприятий. Скажем, на вмененке и патенте налог вовсе не зависит от фактически полученного дохода, что часто выгодно для предпринимателей. На упрощенке есть возможность выбора между двумя схемами расчета налога: с доходов и с разницы между доходами и расходами.

Несмотря на все сложности, у общего режима есть преимущества:

  • Отсутствие ограничений. Вам не нужно соблюдать лимиты по доходам, сотрудникам, стоимости активов. Вы можете свободно открывать филиалы, расширяя масштабы бизнеса.
  • Организации-плательщики НДС, которые сами работают на общем режиме, охотнее сотрудничают с компаниями на ОСНО и не любят сотрудничать с упрощенцами и другими спецрежимниками. При покупке у спецрежимников товаров или услуг — НДС отсутствует, а, значит нет права на налоговый вычет.
  • Спецрежимники не могут предъявить к вычету НДС, уплаченный при импорте товаров или услуг. А вот предприятия и ИП на основной системе такое право имеют.
  • А еще работа на общем режиме может быть эффективна для компаний, которые оказывают медицинские или образовательные услуги. По такой деятельности ставка налога на прибыль будет равна 0%.

Автор статьи: Валерия Текунова

Взвесьте все плюсы и минусы для вашего бизнеса и работайте на ОСНО или спецрежимах в облачном сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Большинство операций в сервисе автоматизированы: легко ведите учет, платите налоги и взносы, отправляйте отчеты через интернет. Присмотритесь к сервису бесплатно в первые 14 дней работы.

Сущность налоговой системы

Каждое государство должно выполнять определенные функции. Так как оно представлено отдельными образованиями – органами государственной власти, то на их содержание требуются средства. Средства нужны и для осуществления государственных социальных программ, обеспечение предоставления общественных благ.

Получает необходимые средства государство за счет специально установленных сборов. В разных странах, у разных народов и в разное время количество подобных сборов и их название были различными. Сегодня большинство подобных сборов мы называем налогами (существуют еще иные сборы и пошлины). Они могут быть государственными и региональными (муниципальными, местными). Все эти вопросы регулируются специальными законами – налоговым законодательством.

Определение 1

Налоги – это безвозмездные обязательные выплаты юридических и физических лиц в фонд государства, взимаемые специальными органами государственной власти различных уровней, для финансового обеспечения государства и его возможности выполнять свои функции.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Преимущества и недостатки налоговой системы 400 руб.
  • Реферат Преимущества и недостатки налоговой системы 280 руб.
  • Контрольная работа Преимущества и недостатки налоговой системы 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Налоги бывают:

  • прямыми;
  • косвенными;
  • аккордными;
  • подоходными.

Прямые налоги взимаются с субъектов хозяйственной деятельности за доходы, получаемые от факторов производства. Это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п. . К косвенным налогам относятся платежи за товары и услуги, величина которых которые уже включена в цену товара. В эту категорию налогов входят: налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Аккордные налоги не зависят от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). А подоходный налог представляет собой определенный процент от дохода. Различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.

Определение 2

Все налоги, установленные в государстве, методы, принципы и способы их установления, взимания и отмены, налоговой законодательство и органы налоговой службы называются налоговой системой государства.

Каждая страна мира имеет свои особенности налоговой системы. Но все налоговые системы выполняют общие функции. Таковыми являются:

  • сбор средств для наполнения и формирования доходной части бюджетов всех уровней (фискальная функция);
  • перераспределение поступивших налоговых средств между статьями бюджета и регионами и отраслями государства (распределительная функция);
  • использование налоговой политики в качестве инструмента для государственного регулирования экономики (регуляторная функция);
  • функция контроля за состоянием финансов как государства, так и экономических агентов.

Как и любая система, налоговая система имеет свою структуру. Она включает в себя (исходя из определения налоговой системы) все виды налогов, действующие в государстве в настоящее время. Субъекты налогообложения (налогоплательщики) также являются частью налоговой системы. Вся структура базируется на законодательной базе государства и включает еще в себя органы контроля и взимания налогов.

Преимущества налоговой системы

Налоговая система имеет много компонентов (подсистем). Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому важен комплексный подход в налоговой политике. Рассмотрим, к примеру, общую систему налогообложения (наиболее распространенную в России).

Данная система предусматривает поступления от наибольшего количества налогов. Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость, страховые взносы и т.д. . Ставка налога определяется законодательством. налог на прибыль удерживается с юридических лиц. Налог на добавленную стоимость включен в цену товаров и услуг. Поэтому его плательщиками являются как юридически, так и физические лица.

Согласно действующему в стране (Российской Федерации) законодательству общей системой налогообложения пользуются те налогоплательщики, чьи условия не подходят под другие системы налогообложения или они не определились с системой налогообложения (не выбрали другую систему).

К преимуществам общей системы налогообложения относят следующие особенности:

  • данная система практически не содержит ограничений по видам деятельности;
  • объем выручки предприятия или организации ничем не ограничивается;
  • нет ограничений на размеры производственных площадей и количество рабочей силы;
  • данная система не ограничивает размеры имущества, находящегося на балансе предприятия (фирмы, компании);
  • если предприятие понесло убытки (отрицательная прибыль), то оно не платит налог на прибыль.

Недостатки налоговой системы

К недостаткам общей системы налогообложения можно отнести следующие факты. Согласно данной системе предприятию предстоит выплатить большой объем налогов (значительные суммы). Кроме того бухгалтерия должна предоставить первичную документацию за четыре года и вести полный бухгалтерский учет. Это трудоемкий процесс. Он требует к себе усиленного внимания как правоохранительных органов, так и органов налоговой полиции.

Замечание 1

Помимо этого, к категории недостатков налоговой системы Российской Федерации относят то обстоятельство, что она ориентирована на устранение дефицита бюджета. Основным способом достижения этой цели является изъятие доходов предприятий и фирм. Налоговая система страны на сегодня недостаточно связана с уровнем и направлениями развития экономики страны и региона, с деятельностью предприятий-налогоплательщиков (субъектов налогообложения).

Данный факт привел страну к ситуации, когда налоговая система развивается без учета возможностей предприятий и отраслей. А предприятия, испытывая постоянное давление со стороны налоговой системы, либо может стать на грань банкротства и разорения, либо может «уйти в тень». А это, в свою очередь, уменьшает объем налоговых поступлений в бюджет.

Налоговая система должна быть реорганизована таким образом, чтобы стимулировать рост и развитие отечественной экономики. Поэтому в настоящее время разрабатываются методики применения других форм налоговой системы. Сюда относят, например, упрощенную систему налогообложения. Она предусматривает замену многочисленных «традиционных» налогов единым налогом и деятельность субъектов налогообложения в строго ограниченном законодательством правовом поле.

Назначение специальных налоговых режимов. Перечень специальных налоговых режимов на территории РФ. Особенности их применения. Преимущества и недостатки применяемых специальных налоговых режимов. Перспективы развития.

Введение

Разделение на «общую» и «специальную» систему налогообложения обусловлено необходимостью выделения из общеустановленного порядка исполнения обязанности по уплате налогов специального упрощённого порядка уплаты налогов для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со статьёй 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

При этом, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, далее — ЕСХН);

2) упрощённая система налогообложения (далее – УСН);

3) система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

УСН, ЕНВД и ЕСХН могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения специальных налоговых режимов должны соблюдаться определённые критерии. Специальные налоговые режимы ориентированы в основном на малый бизнес.

Налогоплательщики

(статья 346.12. НК РФ)

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Не вправе применять упрощённую систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

13) казённые и бюджетные учреждения;

14) иностранные организации;

15) микрофинансовые организации;

16) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

Наряду с этим НК РФ установлены следующие количественные и стоимостные ограничения для применения УСН (рис. 3):

Рис.3

Организация имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей. В период 2017- 2020 годы указанный лимит не будет индексироваться.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчётного (налогового) периода допущено несоответствие иным требованиям, установленным для применения УСН, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Объекты налогообложения

(статья 346.14 НК РФ)

Объектом налогообложения признаются:

— доходы;

— доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

Налоговая база

(статья 346.18 НК РФ)

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (Д-Р), вправе уменьшить налоговую базу по итогам налогового периода на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал такой же объект налогообложения (Д-Р).

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налоговые ставки

(статья 346.20 НК РФ)

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Объект «доходы»

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчётного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Например (рис. 4):

Рис. 4

Расчёт сумм авансовых платежей по УСН (рис.5)

Рис. 5

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», уменьшают налог (авансовые платежи по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное страхование:

— обязательное пенсионное страхование,

— обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

— обязательное медицинское страхование,

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний),

уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчётном) периоде в соответствии с законодательством РФ.

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счёт средств работодателя в части, не покрытой страховыми выплатами, произведёнными работникам страховыми организациями, по договорам с работодателями в пользу работников.

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключённым со страховыми организациями, в пользу работников за дни временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которые оплачиваются за счёт средств работодателя.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

Т.е. максимальная сумма налогового вычета при объекте «Доходы» 50% от суммы рассчитанного налога без учёта налогового вычета.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Таким образом, плательщики налога УСН по «доходам» смогут уменьшить его сумму на уплаченные в отчетном периоде страховые взносы в следующем порядке: компании и ИП-работодатели не более чем наполовину, а ИП без работников – в полном размере за счет уплаченных взносов «за себя».

Формулы расчёта авансовых платежей по УСН при объекте налогообложения «доходы» представлена на рис. 6 и рис 7:

Рис. 6 Рис.7

Расчёт УСН к уплате по итогам налогового периода производится по следующей формуле (рис.8):

Рис.8

Налоговая декларация

(статья 346.23 НК РФ)

По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

2) индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый учёт

(статья 346.24 НК РФ)

Налогоплательщики обязаны вести учёт доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Назначение специальных налоговых режимов. Перечень специальных налоговых режимов на территории РФ. Особенности их применения. Преимущества и недостатки применяемых специальных налоговых режимов. Перспективы развития.

Введение

Разделение на «общую» и «специальную» систему налогообложения обусловлено необходимостью выделения из общеустановленного порядка исполнения обязанности по уплате налогов специального упрощённого порядка уплаты налогов для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со статьёй 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

При этом, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, далее — ЕСХН);

2) упрощённая система налогообложения (далее – УСН);

3) система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

УСН, ЕНВД и ЕСХН могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения специальных налоговых режимов должны соблюдаться определённые критерии. Специальные налоговые режимы ориентированы в основном на малый бизнес.

Преимущества и недостатки применения специальных режимов по сравнению с общим режимом налогообложения

Преимущества специальных налоговых режимов заключается в том, что их применение позволяет существенно снизить налоговую нагрузку налогоплательщиков по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. При этом, ряд налогов заменяется единым налогов. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов из теневого в легальный бизнес.

Переход на данный режим налогообложения производится с общей системы. Он характеризуется положительными условиями:

1. Обязательства перед бюджетом ограничиваются обложением единым налогом (наряду с зарплатными). Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, налога на имущество организаций, а также налога на прибыль организаций и НДФЛ соответственно.

2. Минимальный объем отчётности.

3. Возможность ведения упрощённого учета.

Наряду с преимуществами специальные налоговые режимы имеют недостатки по сравнению с общей системой налогообложения (далее – ОСН)

Основным недостатком служат значительные ограничения по их применению, которые необходимо соблюдать в течение всего периода использования соответствующих режимов налогообложения.

Превышение установленных законодательством пределов (по численности, остаточной стоимости основных средств, уровню годового дохода и других показателей в зависимости от вида применяемого специального режима) влечёт автоматический переход на ОСН. Налогоплательщик, теряющий право на применение УСН, должен с начала налогового периода пересчитать все налоги, представить налоговую отчетность по ОСН и уплатить налоговые обязательство по общему режиму налогообложения.

Кроме того, в отношении специальных налоговых режимов все еще актуальной остается проблема возможности уклонения от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков путем дробления крупных организаций и применения вновь образованными юридическими лицами УСН. Это требует разработки механизма, препятствующего ситуации, когда вновь образованные в результате дробления организации переходят на УСН и, таким образом, незаконно минимизируют свои налоговые платежи.

Остаётся проблема отсутствия возможности у их покупателей — плательщиков НДС использовать налоговый вычет по взаимоотношениям с плательщиками УСН. Принять к вычету НДС по счету-фактуре, выставленному спецрежимником, нельзя. Данную позицию подтверждают письма Минфина РФ от 05.10.2015 N 03-07-11/56700, от 16.05.2011 N 03-07-11/126. В связи с этим, покупатели, находящиеся на общем режиме налогообложения предпочитают приобретать товары (работы, услуги) у организаций, не освобождённых от уплаты НДС.

При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Благодаря использованию налоговых вычетов по НДС он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх