Намеренное ухудшение жилищных условий

Новая редакция Ст. 53 ЖК РФ

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Содержание

Комментарий к Статье 53 ЖК РФ

В ст. 53 Кодекса установлены правила, не известные прежнему жилищному законодательству. Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Если лицо, совершившее намеренные действия, указанные в комментируемой статье, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса (см. также указанную статью и комментарий к ней).

Однако положения данной статьи обладают дефектами, которые, с одной стороны, создают неограниченные возможности для усмотрения местных чиновников, а с другой — вообще могут блокировать ее применение.

Например, существенным недостатком комментируемой статьи является то, что в ней не раскрывается содержание понятия «действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Произвольное толкование указанного понятия может довести до абсурда. Например, семейную пару, у которой родился ребенок и в результате уровень обеспеченности этих граждан жилой площадью стал менее учетной нормы, при желании вполне можно «подвести» под указанную статью.

Толкование ст. 53 Кодекса не позволяет ответить и на вопрос, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вероятно, о применении данных правил должны быть даны разъяснения Верховным Судом РФ.

— изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

— изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

— выдел доли собственниками жилых помещений;

— отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

— вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

— вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

— расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

— признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

— вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;

— отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Следует отметить, что виды действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не обусловлены региональной или местной спецификой. Поэтому перечни действий, признаваемых и не признаваемых повлекшими ухудшение жилищных условий, вполне возможно законодательно установить на федеральном уровне путем конкретизации положений ст. 53 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий.

Однако из смысла статьи неясно, какие это действия. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.

Кроме того, ст. 81 ЖК дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.

2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом в случаях намеренного ухудшения жилищных условий. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.

ВВЕДЕНИЕ
Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!!
Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.
Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!!
Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!!
Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец!
Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.

1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).
И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ:
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы.
Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
… — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.
Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?
Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ:
«Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…
Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.
(Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102
Продолжение следует.
АНОНС!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики.
2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.

Главная / Условия участия в программе Молодая семья / Ухудшение жилищных условий

Что вы должны знать о такой правовой коллизии, как ухудшение жилищных условий?

Среди терминов, интересующих всех, кому близка жилищная тематика, есть тот, что вызывает разночтения и неоднозначные толкования. Речь идет о таком понятии, как ухудшение жилищных условий. Попытаемся разобраться в этом запутанном вопросе. Ведь при неверном истолковании статьи ЖК РФ, допускаемом не только обычными гражданами, но и чиновниками, к сфере деятельности которых относится жилищная тематика, возможны определенные нежелательные последствия.

Какие действия могут быть отнесены к данной категории?

Ухудшением жилищных условий является:

  • Раздел лицевого счета;
  • Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
  • Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
  • Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
  • Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
  • Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
  • Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.

Следовательно, речь идет о неких действиях, в результате совершения которых возникает необходимость участия государственных органов в обеспечении гражданина иным жильем.

Намеренное ухудшение жилищных условий

В статье 53 ЖК РФ речь идет про намеренное ухудшение жилищных условий. Суть его заключается в том, что если граждане, стремясь к постановке на учет с целью получения жилплощади, предпринимают некие неправомерные с точки зрения кодекса действия, в таком случае на целых пять лет они лишаются права предпринимать подобные попытки.

Проблемой данной статьи, а соответственно, и тех граждан, чья ситуация с жильем так или иначе подпадает под ее положения является то, что не существует четкого толкования того, что же считается намеренным ухудшением. Иначе даже рождение ребенка или вселение одного супруга на жилплощадь другого после заключения брака могут быть отнесены к такой категории, как умышленное ухудшение жилищных условий. Потому во многих регионах и крупных городах органы местного самоуправления вынуждены вносить свои дополнения и коррективы к существующим положениям ЖК РФ.

Какие действия не являются ухудшением жилищных условий?

К действиям, не являющимся ухудшением жилищных условий, не относятся:

  • Вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
  • Вселение супруга (супруги), родителей, иных категорий граждан, находящихся в определенной степени родства, при соблюдении установленных законом норм;
  • Правовые операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
  • Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
  • В случае признания судом как недействительной сделки с жилым помещением.

Жилищные условия военнослужащих

Немало вопросов и разночтений возникает и при толковании законодательных норм и правовых положений в отношении жилищных вопросов, касающихся такой значительной категории граждан, как военнослужащие.

Что же может быть отнесено к намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих? В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», военнослужащий лишается права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в случае осуществления определенных действий.

Действия по намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих

К подобного рода шагам относятся следующие:

  1. Преднамеренное изменение порядка пользования жилыми помещениями;
  2. Обмен;
  3. Несоблюдение оговоренных условий договора социального найма жилого помещения;
  4. Развод, при котором имело место выделение долей жилого помещения;
  1. Отчуждение частей или всего жилого помещения, в результате чего происходит нарушение (в сторону уменьшения) учетной нормы, касающейся количества квадратных метров, которые должны приходиться на каждого члена семьи военнослужащего.

К отчуждению относятся следующие действия:

  • Добровольный переход жилплощади от одного собственника к другому в результате дарения;
  • Операции по купле-продаже.

При возникновении подобных прецедентов следует лишение права на улучшение жилищных условий сроком на 5 лет. Лишь по истечении этого срока военнослужащий имеет право на повторное обращение по поводу улучшения жилищных условий.

И в завершение несколько слов об ухудшении ЖУ ребенка. Этот аспект жилищного права также является очень важным в вопросе соблюдения прав несовершеннолетних. В данном случае можно сказать следующее.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ в ситуации развода с супругом-собственником жилого помещения бывший супруг собственника теряет право на использование жилого помещения, если не существует каких-то иных договоренностей между бывшими супругами. Но согласно СК (Семейному кодексу) РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, за что отвечают его родители. Это право не утрачивается и после развода родителей. Поэтому добровольное лишение ребенка права на пользование жильем супруга-собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка. Следовательно, даже после развода супругов за ребенком должно сохраняться право на пользование жилым помещением в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ.

  • Купить собственное жилье или улучшить условия имеющегося жилья многим гражданам РФ не под силу. Государство предоставляет материальную помощь на улучшение жилищных условий, однако важно помнить — для ее получения важно соответствовать определенным критериям.

    О том, что значит улучшение жилищных условий и как это можно сделать, если собственных денег нет, а также кто входит в категорию льготников, которым помогает государство, и как получить субсидии, расскажем далее.

    Общая информация о субсидировании

    Улучшение жилищных условий — это совершенствование собственного жилья за счет денежных средств, предоставленных государством безвозмездно.

    Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на жилище. Однако стоит разграничивать такие понятия как жилище и право собственности на жилое помещение. При намерении обратиться за правом на субсидию, ссылаться на одну лишь Конституцию — неправомерно.

    Жилищный Кодекс — основной документ о жилых помещениях и правах на них. Но он не раскрывает в полной мере информацию о том, кому выдавать материальную поддержку на улучшение жилищных условий или на приобретение жилья. Подобная информация прописана в федеральных нормативно-правовых актах.

    Что такое субсидия

    Субсидия на улучшение жилищных условий — это сертификат, который предоставляется гражданину РФ безвозмездно.

    Сертификат является целевым, то есть его можно потратить на определенные нужны — улучшение жилищных условий или приобретение в собственность жилого помещения. Если средства не были израсходованы полностью, остаток направляется обратно в федеральный или региональный бюджет.

    Граждане не получают деньги на руки. Средства направляются в компанию, которая продает жилье либо строит его. На областном и федеральном уровне строго ведется учет выданных средств, а также осуществляется контроль над их целевым использованием.

    Если будет выявлена мошенническая схема по обналичиванию средств, сертификат отбирается, а право на его получение утрачивается.

    Кому положены субсидии

    По закону, существует льготная категория граждан, которая вправе воспользоваться помощью государства в улучшении жилищных условий / приобретение нового жилья.

    Субсидии положены:

    • ветеранам Великой Отечественной войны;
    • военнослужащим;
    • инвалидам;
    • многодетным семьям;
    • молодым семьям, участвующим в региональных жилищных программах.

    Важно отметить, что это всего лишь льготные категории, которые имеют право претендовать на поддержку государства в приобретении жилья.

    Но если лица льготной категории не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то рассчитывать на поддержку государства они не смогут.

    Процедура признания нуждающимся

    Согласно законодательству, нуждающимися в улучшении жилищных условий являются следующие категории граждан:

    • лица, не имеющие в собственности жилого помещения, а также члены их семей не имеют собственного помещения;
    • граждане, не являющиеся нанимателями жилья, члены семьи которых также не нанимают жилое помещение;
    • лица, имеющие в собственности жилье, которое не соответствуют нормам, выдвигаемым для жилых помещений;
    • гражданин не является нанимателем жилья по договору соцнайма;
    • лица, являющиеся нанимателями по договору соцнайма или являющиеся собственниками помещения, где на одного члена семьи выделено меньше квадратов, чем положено по закону;
    • в жилом помещении (по договору соцнайма либо у собственника жилья) проживает несколько семей, в одной из которых проживает тяжело больной, совместное проживание с которым на одной территории невозможно.

    При этом важно, чтобы у семьи не было другого жилого помещения в собственности либо занимаемого по договору соцнайма.

    По закону, для одного человека должна быть выделена жилая площадь в размере 12 м². Семьи льготных категорий, которые не имеют в собственности такую площадь, признаются нуждающимися.

    В ряде случаев, минимальная площадь на одного человека может быть увеличена до 18 м². Например, для ветеранов.

    Как получить статус нуждающихся в 2020 году

    Чтобы претендовать на субсидию, гражданин должен обратиться в местную Администрацию своего населенного пункта, написать заявление и подать документы. Изучив предоставленные бумаги, жилищная комиссия вынесет решение о том, признается гражданин / семья нуждающимся или нет.

    Зачастую, недостаточно одних документов. Уполномоченные органы власти выезжают по указанному адресу для детального изучения условий проживания граждан. Только после этого выносится решение.

    Чтобы вынести решение на предоставление помощи из-за ветхого или аварийного жилья, команда специалистов выезжает для оценки качества жилья. Они составляют протокол, на основе которого жилищная комиссия выносит решение. Протокол может быть обжалован в суде с привлечением независимых экспертов.

    {{ quiz.quizHeader }}

    Размер выплат

    В каком размере будет выдана материальная помощь для улучшения жилищных условий, однозначно ответить трудно. Для каждой категории льготников размер устанавливается отдельно.

    Однако есть установленные по закону нормы, на которые федеральные и региональные представители власти опираются при определении размера материальной помощи на жилье.

    Нормативы выделения средств

    При улучшении жилищных условий, комиссией учитываются уже имеющиеся условия для проживания и категория льготности. К примеру, военнослужащим материальную поддержку на жилье рассчитывают так:

    • 33 м² на семью из одного человека;
    • 42 м² на семью, состоящую из двух человек;
    • по 18 м² на человека для семьи, состоящей из трех и более человек.

    Если улучшение жилищных условий происходит для ветерана ВОВ, то выделяется 33 м². Все потому, что сертификат на улучшение жилищных условий выдается непосредственно на самого ветерана, а не на всю его семью.

    Что касается программ для молодых семей, то они могут отличаться в зависимости от региона. Однако одинаковым остается одно — нельзя выделить меньше установленной законом нормы на человека.

    Что влияет на сумму сертификата

    На размер сертификата влияют 3 важных фактора: установленные нормативы, количество членов семьи, категория льготности.

    Льготные категории граждан на федеральном уровне получают больше региональных льготников. На это влияет распределение бюджета и наличие средств на балансе жилищных фондов.

    Кроме прочего, на сумму сертификата влияет и стоимость 1м² жилой площади в конкретном регионе.

    Чтобы узнать, какие жилищные программы действуют в вашем регионе, необходимо обратиться в местную Администрацию или отделение Жилищного фонда в вашей местности. Либо же, ознакомиться с государственными программами помощи в приобретении жилья можно из официальных источников.

    Документы для получения сертификатов

    Для получения субсидий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны обратиться в уполномоченные органы и написать заявление.

    Если семья не обратиться и не заявит о своем праве, уведомлять их о наличии такой возможности органы власти не должны.

    Итак, в первую очередь семья должна составить заявление на улучшение жилищных условий. К нему прилагаются следующие документы:

    • Удостоверение личности всех членов семьи. На детей до 14 лет предоставляется свидетельство о рождении, старше 14 лет — паспорт гражданина РФ;
    • Выписка из домовой книги за последние несколько лет, на практике не менее пяти лет;
    • Выписки с лицевых счетов всех совершеннолетних членов семьи;
    • Документы, подтверждающие наличие / отсутствие жилых помещений в собственности;
    • Документы, указывающие на право на получение сертификата.

    В качестве доказательства наличия права на получение сертификата служат разные документы, в зависимости от категории льготников. Так, малоимущие семьи предоставляют справки о доходах, молодые семьи — копию свидетельства о браке, ветераны ВОВ — удостоверение ветерана войны.

    Список необходимых документов может разниться. Точный перечень бумаг можно узнать в Администрации по месту жительства.

    Заявление на улучшение жилищных условий: бланк

    1 file(s) 12.58 KB

    Заявление о перечислении жилищной субсидии: образец

    1 file(s) 10.90 KB

    Порядок получения сертификата

    Этапы получения сертификата на улучшение жилищных условий СПб или в регионах:

    1. Сбор документов, необходимых для получения субсидии на улучшение жилищных условий. Важно, чтобы все бумаги и выписки отражали реальное положение вещей и актуальное на момент сдачи пакета документов. К примеру, справка о составе семьи действует 1 месяц, а справки о доходах должны заканчиваться календарным месяцем, предшествующем месяцу подачи документов (документы сдаются в мае, справка о доходах заканчивается апрелем).
    2. Сдача документов в местную Администрацию Жилищного фонда. Далее составляется заявление и назначается дата осмотра жилищной комиссией условий проживания семьи (опционально).
    3. Далее необходимо встать в очередь на улучшение жилищных условий. Семья получит номер очереди. Зачастую существует 2 очереди для получения сертификата — всероссийская (на федеральном уровне) и региональная (на местном уровне).
    4. Выдается сертификат и семья может использовать средства по назначению. Важно потратить средства на целевые нужды — покупка жилого помещения либо улучшение имеющихся условий проживания.
    5. Подготовка и предоставление отчетной документации о том, куда и на что были потрачены средства сертификата. Нормативно-правовыми актами установлен срок, в который необходимо предоставить доказательства того, что государственные деньги были потрачены по назначению.

    На региональном уровне, сроки отчетов могут отличаться. Если же выплаты федеральные, установлены единые сроки предоставления отчетности. Контролируют этот процесс также региональные органы власти.

    Популярные вопросы по статье ✅ Что такое субсидия на улучшение условий жилья?

    Субсидия на улучшение жилищных условий — это сертификат, который предоставляется гражданину РФ безвозмездно.

    ✅ Кому положены субсидии на жилье?

    По закону, субсидия на жилье положены:

    • ветеранам Великой Отечественной войны;
    • военнослужащим;
    • инвалидам;
    • многодетным семьям;
    • молодым семьям, участвующим в региональных жилищных программах.

    ✅ Сколько квадратных метров выделяется на 1 человека?

    По закону, для одного человека должна быть выделена жилая площадь в размере 12 м² минимум. Семьи льготных категорий, которые не имеют в собственности такую площадь, признаются нуждающимися.

    ✅ Что влияет на сумму сертификата?

    На размер сертификата влияют 3 важных фактора: установленные нормативы, количество членов семьи, категория льготности.

    ✅ Улучшение жилищных условий — что это?

    Улучшение жилищных условий — это совершенствование имеющегося жилья за счет денежных средств, предоставленных государством безвозмездно, либо приобретение нового жилого помещения.

    Очереди на получение средств

    При постановке во всероссийскую очередь, семье / гражданину присваивается порядковый номер очереди. Остается ожидать получения средств согласно своему номеру. Порядок улучшения жилищных условий изменить нельзя, равно как и поторопить уполномоченные органы. Можно только ожидать своей очереди.

    Федеральный бюджет, напротив, каждый год выделяет определенную сумму средств на каждый регион для выдачи гражданам жилищных сертификатов.

    Кроме всероссийской, производится постановка в региональную очередь. Средства распределяются зарегистрированным гражданам и семьям согласно порядковой очереди.

    Проблематика

    Существуют некоторые проблемы с постановкой в очередь и выдачей сертификатов на улучшение жилищных условий.

    Постановка в очередь не означает, что семья получит денежные субсидии в том же году, в котором подала заявление. Денег на всех не хватает, а это значит что очередь продвигается, но медленно.

    Отметим, что региональные сертификаты на улучшение жилищных условий граждане получают быстрее, чем федеральные. На практике это означает, что молодые и многодетные семьи улучшат свои жилищные условия с помощью субсидий раньше, чем, к примеру, военнослужащие (претендуют на помощь вне очереди).

    Последние изменения

    В 2019 году изменения коснулись сотрудников Росгвардии. Для них были запланированы субсидии для улучшения жилищных условий.

    Трудящиеся ВВОХРа, СОБРа и ОМОНа при переводе в федеральное подразделение Нацгвардии могут рассчитывать на жилье от государства. Это может быть:

    • Получение готовой квартиры.
    • Выдача субсидии для покупки жилой площади.
    • Использование военной ипотеки.

    Раньше на эти льготы могли рассчитывать только военнослужащие внутренних подразделений, сотрудники полиции не имели таких привилегий.

    Таким образом, государством ведется учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но чтобы получить поддержку от государства, семьям из льготных категорий граждан необходимо заявить о своем праве.

    Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:

    1. граждане:

    1.1. не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске либо населенных пунктах Минского района учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в городе Минске и населенных пунктах Минского района.

    При этом под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:

    по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда соответствующего вида;

    в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, имеющих право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;

    по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством;

    1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске либо населенных пунктах Минского района – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в городе Минске и населенных пунктах Минского района).

    При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске либо населенных пунктах Минского района – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в городе Минске и населенных пунктах Минского района), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей жилых помещений частного жилищного фонда), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;

    1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

    1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, спортивной подготовкой, прохождением клинической ординатуры, а также сезонных и временных работников.

    При этом под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях; под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения;

    1.5. проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, договору финансовой аренды (лизинга) жилого помещения;

    1.6. проживающие в арендном жилье на условиях договора найма арендного жилья, заключенного на период трудовых (служебных) отношений, в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов государственной безопасности, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, на условиях договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, заключенного в соответствии с законодательством, в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда, находящихся в оперативном управлении государственного учреждения «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций «Дипсервис», а также в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного сроком на пять лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 настоящего Кодекса либо на срок до десяти лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 настоящего Кодекса;

    1.7. проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;

    1.8. проживающие в одной квартире либо одноквартирном жилом доме, заселенных несколькими собственниками жилых помещений, при условии, что их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на каждого члена семьи;

    1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками;

    1.10. проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов;

    1.11. относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, за исключением граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подпунктом 1.6 настоящего пункта, а также не занимает объект долевого строительства по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иному соглашению, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством, в населенном пункте по месту принятия на учет. При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске либо населенных пунктах Минского района учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании супругов жилые помещения, занимаемые на условиях договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда, объекты долевого строительства, занимаемые по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иному соглашению, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством, расположенные в городе Минске и населенных пунктах Минского района.

    При этом молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до тридцати одного года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

    1.12. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей на дату принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята или которые признаны в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или им не может быть предоставлено право владения и пользования жилым помещением, из которого они выбыли;

    2. молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов, других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше пяти кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях;

    3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:

    не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Минске либо населенных пунктах Минского района учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании жилые помещения (доли в праве общей собственности на жилые помещения), расположенные в городе Минске и населенных пунктах Минского района);

    проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.2–1.10 пункта 1 настоящей статьи;

    при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.2–1.10 пункта 1 настоящей статьи;

    не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в это жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения этого жилого помещения.

    Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местных исполнительных и распорядительных органов в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, содержания жилых и вспомогательных помещений, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в этом жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется областным, Минским городским исполнительными комитетами.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх