НДС в бюджет

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

  • УСН;

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • ЕНВД;

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Рассмотрим виды налогов и сборов в РФ.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2020 году (таблица)

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

Страховые взносы

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».

Итоги

Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями

Бюджетные организации являются плательщиками всех видов налогов в зависимости от видов деятельности. Это налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, земельный налог, водный налог, единый социальный налог, транспортный налог, государственная пошлина.

В качестве налогового агента бюджетные организации исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам.

Рассмотрим данные налоги подробнее.

Налог на прибыль.

Порядок исчисления налога на прибыль регулируется 25 главой НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль (ст. 247 НК РФ).

Согласно ст. 50 ГК РФ бюджетные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, бюджетные организации, получающие прибыль, являются плательщиками налога на нее.

Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ). К полученным доходам относятся доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы.

При этом остаток целевого финансирования, не использованный организацией, прибылью не является (см. ст. 251 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления.

Таким образом, доходы бюджетных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т.ч. таможенной декларацией, приказом о командировке и т.п.). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно учитывать только те расходы, которые непосредственно связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг) с предпринимательской деятельностью.

Расходы бюджетных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы, а также расходы, связанные с ведением основной (некоммерческой) деятельности.

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, как и авансовые платежи по итогам отчетного периода, уплачивается не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, то есть срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Бюджетные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Упрощенная форма декларации отличается от общей формы, утвержденной приказом МНС России от 07.02.2006 № 24н, количеством заполняемых листов.

Указанные бюджетные организации представляют декларации по налогу на прибыль упрощенной формы гласно п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение № 2 к приказу МНС России от 07.02.2006 № 24н). А именно:

— Лист 01 «Титульный лист»;

— Лист 02 «Расчет налога на прибыль»;

— Лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования»:

— Приложения №№ 1, 2, 3, 4, 5 к Листу 02 и Листы 03—06 предоставляются только в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, или в его состав входят обособленные подразделения.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налог на добавленную стоимость.

В соответствии с главой 21 НК РФ бюджетные организации являются плательщиками НДС, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность.

При этом целевые средства, полученные бюджетной организацией, не являются объектом налогообложения, так как согласно пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг, nepeдача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества бюджетным организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговые ставки по НДС определяются ст. 164 НК РФ. Налогообложение производится по ставкам 0, 10 и 18%. Самой распространенной является ставка 18%. Она применяется в случаях:

1) когда операции по реализации товаров (работ, услуг) не облагаются по ставкам 0 и 10%;

2) когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Общий срок уплаты налога в бюджет установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (см. п. 1 ст. 174 НК РФ).

Налоговая декларация подается в тот же срок, который установлен для уплаты налога, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Пункт 6 ст. 174 НК РФ уточняет, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать НДС исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28.12.2005 № 1бЗн.

Налог на имущество.

Порядок налогообложения по налогу на имущество определен гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно порядку ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость этого имущества, учитываемого по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ).

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислении для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В соответствии с п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), объекты основных средств бюджетных организаций не подлежат амортизации.

Вместе с тем решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645 дополнения, внесенные в п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России от 24.03.2000 № 31н, признаны недействительными (недействующими), не влекущими правовых последствий с момента его издания.

Кроме того, согласно п. 17 ПБУ 6/01, по объектам основных средств бюджетных организаций в конце отчетного года производится начисление износа по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете. А налог на имущество исчисляется и уплачивается ежеквартально с учетом остаточной стоимости имущества на конец каждого месяца, поэтому износ все-таки должен рассчитываться ежемесячно. Для обоснованности сумм остаточной стоимости следует составить ведомость по учету стоимости основных средств и их износу, начисленному по соответствующим нормам.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п. 1 ст. 376 НК РФ).

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от суммы величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налог на имущество введен Законом Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 26.04.2004 № 496).

Налоговые ставки:

— 2% для организаций пищевой промышленности (за исключением предприятий, занятых в сфере производства подакцизной продукции и переработки рыбы);

— 2,2% для остальных организаций.

Уплата авансовых платежей и налога.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежеквартально не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают налог не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогом не облагается имущество:

— бюджетных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов на основе сметы доходов и расходов;

— органов государственной власти Сахалинской области;

— органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований и иных органов местного самоуправления Сахалинской области;

— товариществ собственников жилья;

— религиозных организаций, используемое для осуществления благотворительной и иной деятельности, не приносящей доход;

— жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

— используемое (предназначенное) исключительно для оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

— предназначенное для выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции;

— предназначенное для производства, переработки и хранения сельскохозпродукции, при условии, что выручка организации от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции

Единый социальный налог.

На бюджетных учреждениях лежит обязанность уплачивать единый социальный налог. Порядок и условия его уплаты установлены гл. 24 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе бюджетные организации.

Пунктом 1 ст. 236 гл. 24 НК РФ определено, что в объект налогообложения по ЕСН включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (см. письмо МНС России от 22.07.2003 № 05-1-11.1143 «О едином социальном налоге»).

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, — бюджетные организации применяют с 1.01.2005 г. базовую ставку 26,0% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб. С 1.01.2002 по 31.12.2004 г. применялась базовая ставка 35,6% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. До 2001 г. отчисления предприятий во все бюджетные фонды составляли до 38,5% фонда оплаты труда; таким образом, четко прослеживается тенденция снижения налоговых ставок.

При исчислении ЕСН используются регрессивные ставки: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже применяемая ставка налога.

Налоговая база на каждое физическое лицо разделена на интервалы (до 280 тыс. руб.; от 280 001 руб. до 600 тыс. руб.; свыше 600 тыс. руб.), и для каждого интервала установлена отдельная ставка. Такие же интервалы установлены и для применения регрессивного размера тарифа страховых взносов.

С 1.01.2005 г. сокращено количество интервалов налоговой базы, а также изменены размеры ставок, применяемые к соответствующим интервалам, и их распределение между федеральным бюджетом и фондами социального и медицинского страхования.

Транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом данного субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы Российской Федерации определяют его ставку в пределах, установленных НК РФ, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 356 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Так например, в Сахалинской области транспортный налог введен Законом Сахалинской области от 29.11.2002 № 377 «О транспортном налоге» (в редакции от 24.02.2004 № 481).

Уплата авансовых платежей и налога.

Организации исчисляют и уплачивают авансовые платежи по итогам отчетного периода в сроки не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября текущего года.

Сумма авансового платежа за отчетный период устанавливается в размере 1/4 суммы, исчисленной как произведение налоговой базы по состоянию на 1-е число первого месяца отчетного периода и налоговых ставок.

Разница между суммами авансовых платежей и суммой налога, исчисленного за налоговый период с учетом приобретенных в течение года и (или) снятых с регистрации транспортных средств, подлежит уплате не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику в порядке, установленном налоговым законодательством.

Физические лица уплачивают налог в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

От уплаты транспортного налога в Сахалинской области освобождаются:

— Герои Советского Союза, Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, — по одному транспортному средству (легковой автомобиль), а также их общественные объединения (организации) — по автотранспортным средствам, используемым для выполнения своей уставной деятельности;

— физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль). Основание — Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— инвалиды всех категорий, владеющие и самостоятельно управляющие транспортным средством, или в случае управления данным транспортным средством супругой инвалида (супругом), — на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

— общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

— организации (предприятия) пассажирского автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки всех льготных категорий пассажиров в соответствии с законодательством (кроме такси), — по автобусам, осуществляющим перевозки пассажиров;

— профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

— родители, имеющие детей-инвалидов, пользующихся правом на обеспечение автотранспортом на основании заключения медико-социальной экспертизы, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль или мотоколяску);

— граждане, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, владеющие транспортным средством, — на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

— ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны труда — на одно транспортное средство (легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер);

— учреждения интернатского типа, детские дома, дома ребенка, приюты, стационарные учреждения социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей органов социальной защиты населения, стационарные детские оздоровительные лагеря независимо от форм собственности;

— многодетные семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты как «малообеспеченные», — на одно транспортное средство (легковой автомобиль)

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налог вый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 НК РФ.

Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (п. 11 Методических рекомендация по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Мощность двигателя определяется из технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 18 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. При этом субъекты РФ вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования — срока эксплуатации).

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Земельный налог.

Согласно Земельному кодексу РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. До 1 января 2005 г. порядок платы за землю регулировался Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» и издаваемыми в соответствии с ним правовыми актами.

Бюджетные организации, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, не признаются плательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения) и не могут превышать 1,5% по общему правилу и 0,3% в отношении отдельных земельных участков. НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

Бюджетные организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей) самостоятельно на основании кадастровой стоимости земельных участков, получаемой по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, о чем уведомляются в порядке, определяемом муниципальными образованиями (городами федерального значения) не позднее 1 марта календарного года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

В Сахалинской области до 01.01.2006 г. земли облагались земельным налогом по ставкам, установленным Законом № 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями). Что касается ставок земельного налога, то они были установлены Федеральным законом от 9.08.94 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О плате за землю”. После этого в текст Закона № 1738-1 не вносились какие-либо изменения и дополнения, касающиеся индексации ставок земельного налога. Индексировались ставки земельного налога почти ежегодно начиная с 1995 г. соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете на 1995-1997 гг., 1999 г., в 2000 г. — Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год”, который установил, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2 (ст.18).

Для земель сельскохозяйственного назначения, а именно земель крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий, а также сельскохозяйственных предприятий индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы) в 2000 г. ст. 18 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год” установлен коэффициент 1.2 к ставкам налога за земли указанных юридических лиц (в отличие от 1999 г., когда по ним не индексировались ставки налога).

Порядок применения коэффициента 1,2 к ставкам земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения рассмотрим на условном примере сельскохозяйственной организации ЗАО «Ниваагропродукт”, находящейся в Сахалинской области.

Согласно приложению № 1 к Закону № 1738-1 средний размер земельного налога в Сахалинской области составлял в 1994 г. 1360 руб. за 1 га пашни. С учетом проведенной в 1995-1997 гг. индексации ставок средний размер земельного налога по Сахалинской области в 2005 г. составлял:

1360 руб./га х 1,5 х 1,5 х 2 = 6120 руб./га, где:

1,5 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. № 562;

1,5 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. № 378;

2 — повышающий коэффициент к средним размерам земельного налога, применяемый согласно Федеральному закону от 26.02.97 г. № 29-ФЗ.

С 01.01.2006 г. на Сахалине заработал новый земельный налог. Как известно, с 1 января 2006 года утратил силу закон «О плате за землю», что положило конец существованию старой системы налогообложения земельных участков.

В силу окончательно вступила 31 глава НК РФ. Для реализации в области этого закона администрацией приняты соответствующие меры. Финансовая проблема решена полностью за счет средств областного и федерального бюджета. Область взяла на себя обязательства финансировать в полном объеме работы по государственной кадастровой оценке пяти категорий земель, чтобы завершить эту работу уже в 2005 году. Бюджетом области на эти цели выделено 6,8 млн. рублей.

В Сахалинской области проведена государственная кадастровая оценка земель всех категорий. По трём категориям земель приняты постановления администрации области: земли сельскохозяйственных угодий, земли поселений и земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время муниципальные образования приняли решения по вопросам земельного налога. Например, в г. Южно-Сахалинске Администрация области рекомендовала главам муниципальных образований:

— завершить в 2005-2006 годах инвентаризацию земельных участков; обеспечить администрирование земельного налога в части принятия и опубликования представительными органами местного самоуправления муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 1 января 2006 года земельного налога в установленные сроки;

— предусмотреть ассигнования на инвентаризацию земель, проведение территориального землеустройства, мониторингу земель.

— Управление Роснедвижимости по Сахалинской области и управление Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области должны продолжить работу по подготовке и предоставлению в налоговые органы сведений о кадастровой стоимости и правообладателях земельных участков.

Водный налог

Порядок исчисления и уплаты водного налога регламентируется с 1 января 2005 г. главой 25.2 НК РФ «Водный налог».

Согласно ст. 121 Водного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 16.11.95 № 167-ФЗ, основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользование» водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются НК РФ в главе 25.2 «Водный налог».

Бюджетные организации, осуществляющие особое водопользование, являются налогоплательщиками водного налога(ст. 333.8 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Бюджетные организации являются налоговыми агентами по уплате НДФЛ. Обязанность удерживать налог с работников бюджетных организаций возложена на источник выплаты дохода.

Начисление сумм налога производится бюджетными организациями нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %.

Бюджетные организации обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предоставляется, если…

Налоговый кодекс предоставляет несколько возможностей получить право на освобождение от уплаты НДС.

  1. Для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) в соответствии со ст. 145 НК РФ.
  2. Для участников проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).
  3. Для налогоплательщиков, перешедших на специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
  4. При реализации отдельных видов товаров и услуг (ст. 149 НК РФ).

Итак, освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС может применяться как к предприятию (ИП) в целом, так и в отношении отдельных объектов. Условия, при которых оно может быть получено, касаются главным образом масштабов бизнеса (объемов выручки, активов, численности) или направления деятельности предприятия.

Какие организации имеют право на освобождение от НДС в силу небольших масштабов деятельности

Действующее законодательство предоставляет бизнесменам с небольшими оборотами право не платить НДС (ст. 145 НК РФ). Освобождение от обязанностей плательщика НДС предоставляется, если сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн руб. Не могут воспользоваться этим правом предприятия и ИП, реализующие подакцизные товары. Также данная льгота не распространяется на НДС, уплачиваемый в связи со ввозом товаров на территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Освобождение предоставляется на срок 12 месяцев с возможностью последующего продления, если условия для его предоставления продолжают выполняться.

В случае если в течение периода освобождения выручка превысила установленный лимит или была произведена реализация подакцизных товаров, право на освобождение перестает действовать. Бизнесмен будет обязан начислять и платить НДС с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение или был продан подакцизный товар.

Как предоставляется освобождение от НДС налогоплательщикам, перешедшим на специальный налоговый режим

Еще одним вариантом освобождения от НДС является переход на один из специальных режимов налогообложения. Всего существует шесть спецрежимов, перечисленных в п. 2 ст. 18 НК РФ. Плательщики НДС освобождение от уплаты НДС могут получить при использовании четырех из них:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Патентная система налогообложения (ПСН).
  4. Налог на профессиональный доход (НПД).

Важно! 2020 год — последний, в котором организации могут применять ЕНВД. С 01.01.2021 ЕНВД отменяется.

Освобождение от НДС для специальных режимов не действует в части следующих операций:

  1. Ввоз товаров на территорию РФ.
  2. Исполнение обязанностей налогового агента (ст. 161 НК РФ).
  3. Осуществление операций в соответствии с договором простого товарищества (ст. 174.1 НК РФ).

Отдельно следует отметить ЕСХН. В 2019 году ситуация с НДС у сельхозпроизводителей кардинально изменилась. С 01.01.2019 плательщики ЕСХН обязаны платить НДС на общих основаниях (ранее данная категория также была в числе освобожденных от НДС спецрежимов).

Однако законодатель предусмотрел варианты освобождения от уплаты НДС и для сельскохозяйственников. Для этого им необходимо соблюсти одно из условий:

  1. Организация может претендовать на данную льготу, если она подает заявление о переходе на ЕСХН и заявление об освобождении от НДС в одном и том же году.
  2. Плательщик ЕСХН за предшествующий налоговый период имеет доход по сельскохозяйственной деятельности без учета налога в размере:
    1. 90 млн руб. — за 2019 год;
    2. 80 млн руб. — за 2020 год;
    3. 70 млн руб. — за 2021 год;
    4. 60 млн руб. — за 2022 и последующие годы.

Для перехода на специальный режим бизнес должен соответствовать определенным критериям, которые рассмотрим далее.

Критерии, позволяющие работу на спецрежимах

Их можно разделить на следующие группы:

  1. Юридический статус плательщика. К примеру, на УСН и ЕНВД не могут перейти юридические лица, среди учредителей которых есть другие организации, имеющие долю в уставном капитале более 25%. Из данного правила есть исключения — для некоммерческих организаций, общественных организаций инвалидов и предприятий, занимающихся применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Что же касается перехода на ПСН, то он доступен только для ИП.
  2. Вид деятельности. Организации и ИП, относящиеся к некоторым сферам бизнеса, не имеют права отказаться от общего налогового режима. Это игорный бизнес, производство и реализация подакцизных товаров, услуги нотариусов и адвокатов и некоторые другие. Кроме того, для таких спецрежимов, как ЕСХН, ЕНВД, НПД и ПСН, установлен перечень видов деятельности, при которых их можно применять.
  3. Масштабы бизнеса. Для перехода на специальный режим предприятие не должно превышать определенные количественные параметры по годовой выручке, остаточной стоимости основных средств, численности, занимаемым площадям. Эти параметры могут значительно отличаться для разных специальных режимов. Например, для патентной системы численность должна быть не более 15 чел., а для рыболовецких хозяйств (в рамках ЕСХН) может достигать 300 чел.
  4. Организационная структура. Не имеют права перейти на УСН организации, имеющие филиалы.

Важно! Не стоит отождествлять филиалы и представительства. К представительствам указанное выше ограничение не относится.

Освобождение от исполнения обязанностей по НДС налогоплательщика — участника проекта «Сколково»

Отдельную льготную категорию составляют участники проекта «Сколково». Это нельзя назвать специальным режимом, но и к предприятиям с небольшими объемами выручки резиденты «Сколково» тоже не относятся. Какие организации освобождены от уплаты НДС в данном случае, зависит от следующих критериев:

Подпишитесь на рассылку

  1. Вида деятельности, т. е. наличия у организации статуса участника проекта.
  2. Совокупной величины накопленной прибыли. Для корпоративных исследовательских центров это 1 млрд руб., для других участников проекта — 300 млн руб. Причем прибыль суммируется не с начала деятельности, а с 1 января того года, когда выручка от реализации превысила 1 млрд руб.
  3. Для корпоративного исследовательского центра используется дополнительный критерий — он должен реализовывать не менее 50% продукции (услуг) взаимозависимым лицам.

Подробнее прочитать об этих критериях можно в ст. 145.1 НК РФ.

Не облагаются НДС следующие операции

Выше шла речь о тех, кто освобожден от уплаты НДС как предприятие или ИП в целом. Однако законодательство также предусматривает возможность не платить НДС при реализации отдельных видов продукции (товаров, услуг). Льготный перечень содержится в ст. 149 НК РФ. Согласно данной статье освобождаются от уплаты НДС следующие операции:

  1. Социально значимые товары и услуги (медицина, уход за детьми и инвалидами, городской и пригородный пассажирский транспорт).
  2. Услуги в сфере культуры и искусства.
  3. Финансовые услуги (страховые и банковские).
  4. Продукция и услуги, реализуемые общественными организациями инвалидов и учрежденными ими предприятиями.
  5. Оказание услуг в области НИОКР.

Мы привели только основные группы, поскольку полный перечень содержит несколько десятков пунктов.

Отказ от освобождения: НДС выгоднее начислить в следующих случаях

Казалось бы, зачем отказываться от предоставляемой льготы? Но в некоторых случаях может быть выгоднее начислять НДС на общих основаниях.

Дело в том, что при освобождении от НДС не исчисляется не только налог, начисленный с реализации, но и входной. Если он регулярно превышает начисленный, то выгоднее не пользоваться освобождением.

Или если, например, необлагаемые в соответствии со ст. 149 НК РФ операции занимают небольшую долю в обороте компании, то затраты на организацию раздельного учета могут превысить выгоду от экономии на НДС. В этом случае также лучше исчислить НДС по всей реализации без применения льгот.

Отказываясь от права на освобождение от НДС, следует учитывать особенности, связанные с каждым из вариантов предоставления льготы.

  • Если освобождение предоставлено в связи с небольшими оборотами, то отказаться от него можно будет не ранее чем через 12 месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ).
  • Для участников проекта «Сколково» после отказа от данной льготы ее повторное предоставление невозможно (п. 4 ст. 145.1 НК РФ).
  • Для специальных налоговых режимов отказ от освобождения по НДС не предусмотрен.
  • При льготировании отдельных операций отказ возможен только от освобождения по тем из них, которые перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом отказ должен быть оформлен на срок не менее 1 года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

***

Получение освобождения от уплаты НДС зависит от выполнения ряда условий, связанных с юридическим статусом, видом деятельности и масштабами бизнеса налогоплательщика. Освобождение может быть предоставлено как предприятию (ИП) в целом, так и в части реализации отдельных видов продукции (услуг).

В некоторых условиях может быть более выгодно отказаться от данной льготы. В этом случае при оценке экономического эффекта следует учесть все факторы, влияющие на итоговый финансовый результат.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх