Не социальный человек

⇐ ПредыдущаяСтр 81 из 89

Социальный статус. Слово «статус» пришло в социоло­гию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. В совре­менной социологии под статусом подразумевается со­циальное положение человека в обществе.

Социальное положение — обобщённая характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Статус выступает как определённая позиция в социаль­ной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией руководите­лей органов образования и т. д.

Любой человек занимает несколько позиций, так как уча­ствует во множестве групп и организаций. К примеру, некто является мужчиной, членом определённой партии, мужем, отцом, избирателем, православным христианином, челове­ком средних лет и т.д.

Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором.

Глава 5

Статусный набор — совокупность всех статусов данного индивида.

В наборе статусов всегда найдётся ключевой, или глав­ный. Главным статусом называется наиболее характер­ный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Напри­мер, для мужчин главным чаще всего оказывается статус, связанный с основным местом работы. Главным является тот статус, который определяет стиль жизни, круг знако­мых, манеру поведения и т.п.

Различаются два вида статуса — личный и социальный.

Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус (в узком смысле) — положение чело­века, которое он занимает как представитель большой со­циальной группы (профессиональной, классовой, этниче­ской).

Замечено, что социальный статус играет первенствую­щую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей. Представляясь незнакомым людям, называют своё место работы, социальное положение, возраст… Для знако­мых людей важны не они, а наши личные качества, нефор­мальный авторитет.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. Каждая группа обладает собственной иерархи­ей. В том случае, если статус рассматривается как место в ие­рархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является — высоким, средним или низким. Чело­век, достигший вершины иерархии и, следовательно, высо­кого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой.

Один человек может цениться очень высоко, как коллек­ционер почтовых марок, но сослуживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети посматривают на него свысока. Это при­мер расхождения или несовпадения статусов.

А вот другой пример. Талантливый инженер ничем вы­дающимся в таком качестве себя не проявил. Профессио­нальный статус у него средний — таков престиж инженерно­го труда в обществе. У начальства он пользуется также средним уважением: оно ценит его талант, но считает безы­нициативным. Коллеги называют его «своим парнем» за компанейский характер, высоко ставят его профессиональ­ные качества, но когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его про­фессиональными достижениями и при разговоре со знако­мыми обходят подобную тему.

Названные выше примеры показывают первую форму несовпадения статусов. Оно проявляется в несовпадении по­ведения носителя статуса с ожиданиями окружающих.

Примером второй формы такого несовпадения может быть следующее: статус депутата парламента несовместим со статусом министра. Иначе говоря, обязанности депутата мешают эффективности выполнения одновременно ещё и обязанностей министра.

Приписываемый и достигаемый статус. Кроме рассмат­риваемых видов статуса существуют и другие.

Приписываемый статус — статус, в котором человек рож­дён или который назначается ему по прошествии лет.

Приписываемый статус не совпадает с прирождённым. Прирождёнными в строгом смысле считаются только три со­циальных статуса: пол, национальность, раса. Они все зада­ны биологически, человек наследует их (он, например, муж­чина, русский, представитель белой расы) помимо своей воли и сознания.

Правда, сравнительно недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургической опера­ции. Появились понятия биологического пола и социально приобретённого. В последнее время учёные начали сомне­ваться в том, существует ли вообще прирождённый статус. Когда родители — лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Не­редко они сами выбирают свою национальность из нацио­нальностей отца или матери. Переселившись навсегда в дру­гую страну, эмигранты часто забывают старые обычаи и в корне меняют национальные привычки, язык, стиль поведе­ния. Они уже мало чем отличаются от местных жителей. Биологическая национальность вытесняется социально приобретённой.

Возраст — биологически определяемая черта, но он не яв­ляется прирождённым статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определённые права и обя­занности, каких нет у других категорий.

Существенно отличается от приписываемого статуса до­стигаемый.

Достигаемый статус — статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желаниям, свободному выбору либо благодаря удаче и везению.

Если предписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем.

Человек получает профессию благодаря собственным ста­раниям, подготовке, в большинстве случаев — в результате свободного выбора. Статус спортивного чемпиона, доктора наук или рок-звезды он приобретает ТЗ.КЖ8 благодаря соб­ственным усилиям, огромному труду.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демокра­тичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, учёные установили, что раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас — достигаемых статусов.

Иногда трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не являет­ся такой позицией, к которой стремятся люди. Они, как пра­вило, попадают в это положение не по своей воле. Но и при­писываемым этот статус не назовёшь.

К подобным примерам относятся и многомиллионные слу­чаи превращения людей в эмигрантов в результате социаль­ных потрясений. Рушатся их предшествующие статусы, и они приобретают новые статусы без собственного желания.

А случаи, когда человек, скажем в 30 лет, становится ин­валидом! О каком статусе идёт речь? Достигаемым его на­звать затруднительно, поскольку люди становятся инвали­дами не по своей воле (не путайте с ситуацией, когда они ими становятся по своей вине). Но и предписываемым такой ста­тус не назовёшь.

Описанные выше случаи можно отнести к смешанному статусу. Он обладает чертами и приписываемого и достига­емого статусов.

Статусная (социальная) роль.

Статусная роль — модель поведения человека, ориенти­рованная на конкретный статус.

От человека, обладающего определённым статусом, окру­жающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут дру­гих, которые не вяжутся с их представлением о данном ста­тусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие.

Социальные нормы — предписанные правила поведе­ния — характеризуют именно роль, а не статус. Роль име­нуют ещё динамической стороной статуса. Слова «дина­мическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело с социальным взаимодействием. Таким обра­зом:

• социальные роли и социальные нормы относятся к со­циальному взаимодействию;

• социальные статусы, права и обязанности, функцио­нальная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

• социальное взаимодействие описывает динамику обще­ства, социальные отношения — его статику.

Когда родители запрещают вам возвращаться домой пос­ле определённого часа вечером, заставляют делать надо­евшие вам уроки или напоминают вынести мусор, не думай­те, что у них плохое настроение или они вас не любят.

Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий, а у некоторых он вообще сведён к минимуму. Но вот когда вы достаточно подрастёте, то станете вести себя точно так же.

Подобный театр — если жизнь вообще можно назвать подмо­стками большой социальной сцены, — продолжается сотни тысяч лет. И всякий раз дети говорят: вырасту большим — никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители вор­чат: в детстве мы были лучше.

Мы живём по каким-то неумолимым законам, наверное, так же, как вращаются планеты, рождаются и затухают звёзды. Они объективны и всесильны. Свои законы у небес­ной механики, свои законы у механики социальной. И од­ной из важнейших пружинок последней выступает социаль­ная роль.

С театром вы, наверное, хорошо знакомы. Актеры разы­грывают роли, которые написал им драматург и интерпрети­ровал режиссёр.

Но ещё раньше рождения театра люди придумали со­циальные роли. И не перестают придумывать всё новые и но­вые. Сегодня точно никто не знает, сколько их. Может быть, не меньше, чем звёзд на небе. Президенты, нищие, трактир­щики, интеллигенты… Как разнообразны роли! Но как раз­нообразен и наш мир. Не будь первого, не было бы, пожалуй, и второго.

Элементы статуса. Статусная роль включает совокуп­ность точно определённых прав. Вождь племени имеет право осуществлять религиозные церемонии; наказывать сопле­менников, нарушающих предписанные их статусу требова­ния; предводительствовать в военных походах; руководить общинным собранием.

Поскольку статусные права жёстко никогда не определя­ются, а статусная роль свободно выбирается самим челове­ком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение и осуществление своих прав. Статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жёстких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят неформальный или необя­зательный характер.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. А вот статус, напри­мер, известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий со­циальным стандартам одного с ним круга лиц.

Ролевой набор. Мы уже сталкивались с понятием статус­ного набора. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. В социологии использу­ется ещё одно понятие, которое тесно связано со статусным набором. Это — ролевой набор — совокупность ролей (ро­левой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодё­жи, консультант промышленных фирм и органов власти, ад­министратор, автор научных публикаций, специалист в сво­ей области знаний и др.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры по­ведения и общения с людьми. Даже две похожие роли про­фессора — преподаватель и наставник — предполагают раз­ное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, приём экзаменов. Вторая подразу­мевает неформальное общение со студентами в качестве му­дрого советчика или старшего друга.

Каждая роль в ролевом наборе предстаёт, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С колле­гами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета — другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками — третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отно­шений.

Основные термины и понятия

Статус, социальное положение, статусный набор, социаль­ный статус, личный статус, приписываемый статус, достига­емый статус, статусная роль (социальная роль)

Вопросы и задания

шшяшяшшишшшшшяявшшвяш/швяяшшяшшшшявявяшяшявяяшишшвяшшшшяшшшшшшшшшшяшв^швш 1. Что такое социальный статус? Какие вопросы надо задать чело­веку, чтобы из ответов на них можно было сделать вывод о его со­циальном статусе?

2. Как можно определить главный статус человека в его статусном наборе?

3. В параграфе говорится о социальном статусе человека в узком смысле слова. Предположите, что такое социальный статус в ши­роком смысле слова.

4. Сравните предписываемые и достигаемые статусы по предло­женным вами самим критериям.

5. О чём с точки зрения общественного развития говорит процесс роста числа достигаемых статусов и уменьшение количества пред­писываемых статусов?

6. Что, на ваш взгляд, лучше иметь: большой или малый ролевой набор? Почему?

Практикум

■■■■■■■■■■■■вшаннамшаааашшнвннш

1. Проанализируйте: каков ваш набор социальных и личных стату­сов, тех рангов, которые вы занимаете в группах, используя терми­ны, данные в параграфе.

2. Составьте для себя тот набор социальных и личных статусов, рангов, которые бы вы хотели иметь в своей жизни.

Date: 2015-12-13; view: 2887; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет, по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины могут довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего химия будет ему в тягость и большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли домохозяйки потому, что это единственный путь, уготованный ей в данной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских способностей, способностей к игре на сцене или способностей и склонностей к преподаванию.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети игра-ют в игрушки, «разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием и это понимание со временем растет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием «психодрама», основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями (188, с. 23). Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации, Играет ли индивид роль на «притворной», нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее «Я» личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь иной статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем сказать, что он ведет себя как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль.

26. Личность в системе социальных статусов и ролей

Статус – это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Роль – это динамичная, поведенческая сторона статуса.

Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации т. д.).

Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Социальный статус отражается на внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, зрелость, старость). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Социальный статус означает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Многообразие социальных ролей, выполняемых нами, становится причиной, порождающей различные явления индивидуальной жизни. Уникальность же сочетания социальных функций и ролей выступает как один из аспектов индивидуальной личности, особенностей ее духовных свойств и качеств.

Ориентация на две параллельные, противоречащие друг другу социальные роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Социальный статус имеет важную роль в жизни человека. Именно от него зависит сможет ли индивид побуждать кого-то к совершению действий, оказывать влияние на окружающих и быть для них авторитетом. Или же, наоборот, находится под властью социума.

Что такое социальный статус

Социальный статус — отображает позицию, занимаемую субъектом в обществе, согласно его финансовому состоянию, должности, знаниям и навыкам.

Социальное положение определяет значимость и место человека в обществе. Наделяет его субъективными правами и юридическими обязанностями, определёнными льготами. Так, отличник прилежно выполняет домашнюю работу, хорошо отвечает на уроках, имеет высокие достижения. Женщина, становясь матерью, получает новую обязанность, заботиться о своём ребёнке. Пенсионер освобождает от уплаты налога на имущество на один объект недвижимости.

Какие бывают социальные статусы

Социальные статусы бывают основными, характеризующими жизнедеятельность человека и неосновные, оказывающие влияние на его поведение.

Основные

Прирождённый — это статус, устанавливаемый человеку с рождения, обусловливается биологическими факторами. Он не зависит от личностных качеств и желаний человека. Это пол, национальность, расовая принадлежность. Например, Монголоид — характеризует расу. Женщина — характеризующий пол. Украинцы — определяющий национальность.

Отречение королевской семьи от трона, приведёт к потере королевского титула. В этой ситуации прирождённый статус может измениться.

Предписанный — приобретаемый индивидуумом, вне зависимости от его желания, а за счёт стечения определённых обстоятельств. Это может быть возраст, благосостояние семьи, кровные связи отец и мать, брат и сестра. По истечении времени предписанный статус меняется, к примеру, при достижении школьником возраста совершеннолетия, наступление возраста выхода на пенсию.

Достигнутый — этот статус, связанный со стараниями и рвениями человека, которые он прилагал в течение своей жизнедеятельности для получения образования, материальных и нематериальных благ. Например, он может определяться:

Благодаря достигаемому статусу, можно многое сказать о человеке, о его личностных качествах, о желании достигать высоких результатов и реализовываться, как личность.

Неосновные

Личный — это положение, занимаемое лицом в небольшой группе, такой как семья, круг родственников, рабочий коллектив, друзья. Оно находится в зависимости от заслуг и индивидуальных черт характера. Так, у каждого сотрудника на предприятии, есть своя репутация, в соответствии с которой с ним выстраивают трудовые взаимоотношения, доверяют серьёзные проекты или же, наоборот, поручают незначительную часть работы. Трудяга, всезнайка, лентяй-пример личностных статусов.

Эпизодический — определяется, как кратковременная ситуация, не подчиняющаяся влиянию человека. Клиентом, парикмахерской можно быть пару часов, затем выходя на улицу, лицо становится прохожим, заходя в магазин покупателем. Такие роли возможно сменить несколько раз подряд.

Групповой — предопределяет, что собственное положение в обществе имеют не только отдельно взятые личности, но и целые группы. Это представители наций, профессий, объединений, носители определённого полового признака. Например, в нерабочее время врач, становится свидетелем несчастного случая, в которой требуется медицинская помощь, в силу своих профессиональных обязанностей статус предписывает ему действовать.

Среди всех статусов есть главный, особенно характеризующий отдельного человека, по которому его выделяют или отождествляют окружающее население или он сам. Например, субъект одновременно может быть мужчиной, мужем, братом, другом, предпринимателем, вегетарианцем, легкоатлетом. Если ему задать вопрос «кто вы?», он ответит предприниматель, значит именно в этом статусе достиг успеха, сформировал манеру общения, привычки и круг знакомых.

Может ли человек не иметь социального статуса

Любой индивид обладает парой тройкой статусов, лишится, которых абсолютно невозможно. На смену одного придёт другой заменяющий его. Школьник, закончив одиннадцатый класс, становится, студентом. Гражданин, купивший недвижимость, из покупателя превращается в собственника. Был главным врачом, пошёл на повышение, стал заместителем министра здравоохранения.

Чем больше социальных положений имеет человек, тем многообразнее и интереснее его жизнь.

Задание 4.1
1) Молодой человек 14 лет, который является братом, поприветствовал сестру ранним утром (соц. роль — брат);
2) Вся семья утром позавтракала (соц. роль — член семьи)
3) Молодой человек поехал на автобусе в школу, в котором поболтал с парой человек (соц. роль — пассажир автобуса)
4) В школе он встретился со своими одноклассниками и другими друзьями по школе (соц. роль — учащийся школы, одноклассник)
5) После уроков он пошел в секцию футбола, где встретился со своими партнерами по команде (соц. роль — член команды по футболу)
6) После секции он отправился в домой, встретив соседку по подъезду (соц. роль — сосед)
Получается 6 ролей. На его ролевое поведение оказывает социальная среда, в которой он оказывается. То есть в зависимости от своего окружения (окружения людей), он меня свою роль в обществе.
Мотивы для изменения роли:
1) жизненная необходимость;
2) коммуникативность по отношению к среде пребывания;
3) развитие и образование человека, как личности
Задание 4.2
В большинстве случаев (примерно в 95% случаев) да, сильно оказывает. В качестве примера можно привести военного человека, который был призван на службу не по контракту и который несколько лет воевал на войне. Его соц. роль в этот период — сослуживец, солдат. В ходе боевых действий его писхо-эмоциональное состояние ломается на столько, что вернувшись в мирную жизнь он практически на 80-90% не сможет избавится от сформировавшихся в его сознании обязанностей повлиявшей на него соц роли солдата. Не зря же есть такое выражение: «Чтобы молодой человек стал мужчиной, ему обязательно нужно сходить в армию»
4.3 В зависимости от своих способностей, мотивации и жизненной необходимости личность либо может принять предлагаемую социумом роль, либо отвергнуть ее. То есть человек либо может справится с обязанностями своей роли и влиться в соц группу, либо он может изменить условия выдвигаемые соц группой и прогнуть её под себя, либо он может просто отказаться от этой роли.
В то же время, сама соц роль может заставить человека адаптироваться под выдвигаемые ею условия, что в какой-то мере влияет на мировоззрение личности
5. Может ли человек всегда быть бескомпромиссным, достоин ли он осуждения, когда для достижения цели изменяет себе?
Не идти на компромиссы — невозможно. Осуждать имеет смысл, когда достижение цели происходит аморальным способом и за счет уничтожения жизни других людей
1. И да, и нет.
2. Согласен. То, как выглядеть, вести себя, как одеваться — это выбор каждого человека. Это не может быть навязано.
3. Согласен. Они по сути могут притвориться кем угодно
4. Необязательно. Он может быть человеком, как в пункте 3, но при этом узком кругу семьи соблюдает высоко-нравственные нормы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх