НИОКР НДС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Остерская средняя школа»

Исследовательская работа

«Эволюция системы налогообложения в России»

Направление: «История и обществознание»

с. Остер, 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Зачем мы только платим налоги? Этот вопрос задаёт друг другу сегодня большинство россиян. Кто-то уверен, что налоги необходимы для успешного функционирования государства. Другие возражают, обвиняя власть в непомерном выкачивании средств из населения.

В своём исследовании мы поставили цель проследить, как менялась налоговая система России с течением истории, а также сформировать представление школьников о важности выплаты налогов в их будущей жизни.

Основными исследовательскими задачами работы являются:

1) описание системы налогообложения в разные периоды истории России;

2) формирование представления школьников о налогах;

3) анализ результатов опроса обучающихся 9-11 классов на тему «Зачем нужно платить налоги?».

Объект исследования – налоговая система.

Предмет: значимость налогов для развития государства.

Методологической основой исследования с учётом поставленных задач послужили следующие методы:

  • описательный;

  • сравнительный;

  • а также ряд общенаучных методов: анализа, синтеза, систематизации и т.д.

Глава 1. Из истории вопроса.

Раздел 1. Понятие налогов и их виды.

Чтобы определить, что же представляют собой налоги, мы обратились за помощью к законодательству Российской Федерации. Так, в соответствии со статьёй 8 Налогового кодекса РФ, «налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов.

Виды налогов по объекту:

  • прямые;

  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Кроме того, налоги делятся ещё и по субъекту на центральные и местные соответственно.

В России существует трехуровневая система распределения налогов:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Таким образом, налоги в России существуют в виде обязательных денежных выплат с граждан либо организаций и призваны обеспечить нормальное функционирование государства.

Раздел 2. Налоги Древней Руси.

При работе над темой, мы задумались над вопросом: когда же впервые в России заговорили о налогах?

Выяснилось, что налоговая система в нашей стране начала складываться на Руси с конца IX века, с периода образования Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны того времени являлась дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (879-912 гг.). В Древнерусских летописных сводах дань упоминается в смысле военной контрибуции, которую побеждённые славянские народы платили своим победителям варягам и хазарам. Первые русские князья также облагали данью покорённые племена.

По мере усиления Киевского феодального государства дань все более превращалась в прямой налог, т.е. регулярную подать, которую платило население. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью служили «дым» — т.е. количество печей и труб в каждом домохозяйстве или рало (примитивный плуг). Поскольку в этот период хозяйство носило натуральный характер, большая часть дани собиралась в натуральной форме, например, мехами. Но даже в этих условиях некоторая часть дани уплачивалась деньгами. Дань как регулярный прямой налог применялась на протяжении XI, XII и первой половины XIII веков.

Во времена правления княгини Ольги на Руси впервые стали применяться точно фиксированные размеры дани (уроки), а также места сбора подати населением (погосты).

Со второй половины XIII века в годы татаро-монгольского ига (1243-1480) основным налогом на Руси был «выход» («выход ордынский»), который платили Золотой Орде. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Вначале «выход» собирался баскаками – уполномоченными чиновниками Золотой орды. В конце XIII века начались протесты и восстания против действий баскаков. В первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать «выход» для отправки в Золотую Орду. Первым добился такого права Иван I (Калита), который стал собирать «выход» не только со своего княжества, но и от других удельных князей и отвозил его в Орду. Кроме этого существовала ещё такая форма налогообложения, как «ям» — обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам.

В 1480 г. Иван III (1505-1533) прекратил уплату «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

Существовали на Руси и косвенные налоги, в основном в виде различных торговых и судебных пошлин.

В число торговых пошлин входили:

— «мыт» — за провоз товаров через городские заставы. Первоначально «мыт» означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей (дорожной) пошлины.

— гостиная пошлина — за право иметь склады;

— торговая пошлина – за право устраивать рынки;

— «вес» и «мера» — за взвешивание и измерение товаров.

К судебным пошлинам относились «вира» — взималась за убийство- и «продажа» — взималась за прочие преступления.

Таким образом, система сбора налогов начала складываться в период образования единого государства на Руси и выражалась в основном в натуральной форма. Кстати, уже тогда идёт речь о разделении налогов на прямые и косвенные.

Раздел 3. Налогообложение петровской эпохи.

Время правления Петра I (1682-1725), безусловно, является временем расцвета российского государства. Всем известны те преобразования в области государственного управления, которые проводил Пётр. Коснулись они, разумеется, и налоговой системы.

К налоговой политике Петра I относятся следующие мероприятия:

— введение большого количества новых налогов;

— замена приказов коллегиями;

— замена подворного налогообложения подушным.

Ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования, проводимые Петром I, требовали увеличения государственных расходов. Для покрытия дополнительных расходов были введены чрезвычайные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

Для того, чтобы изыскивать средства пополнения казны Петр I учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть находить новые источники доходов. «Находками прибыльщиков» стали гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также удвоение подати для раскольников – староверов.

Основным организационным преобразованием в области налогообложения стала замена приказов коллегиями. В 1717 году создаются финансовые коллегии – центральные правительственные учреждения, управлявшие государственными доходами и расходами, в том числе Камерколлегия, Штатс-контор-коллегия и др.

Главным налогом по-прежнему оставалась подушная подать. Однако у неё были свои недостатки. Во-первых, подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу — ревизскую душу. Во-вторых, совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок. Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. Всем хорошо известно произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души», главный герой которого Чичиков Павел Иванович покупал умерших, но еще не исключённых из ревизских списков крестьян, планируя в дальнейшем заложить их для получения денег.

В 18 веке налоговая система сохранялась в основном в том виде, в каком она сложилась при Петре I, претерпев лишь небольшие изменения.

Раздел 4. Налоги в Советской России.

При рассмотрении данных положений темы мы решили обратиться к одному из самых сложных и противоречивых периодов в истории России начала XX века – периоду нэпа (новой экономической политики).

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях.

Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

1) прямые налоги — основной налоговый источник доходов государства. Доля поступлений в бюджет в 1922 г. составило 43%, в 1924 г., а к 1926 достигала 83% всего бюджета.

Они включали в себя:

а) промысловый налог (1917), который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда (торговые 5, промышленные — 12) предприятия, а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота.

б) денежный подворный налог (1922), являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный налог (1922) представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки.

г) военный налог (1925), которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

д) квартирный налог (середина 20-х), который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

е) и другие.

2) косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

б) налог от демонстрации кинофильмов (1922), уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы.

в) и иные виды.

Таким образом, в советское время в нашей стране сохранились элементы прямого и косвенного налогообложения, дополненные при этом налогами, соответствующими нуждам государства того периода.

Раздел 5. Современная система налогообложения в России.

Так, мы бы могли подробно остановиться на характеристике налогообложения на каждом этапе российской истории. Но для этого потребуется слишком много времени и отдельное исследование. Мы же постарались представить на ваш суд краткую характеристику по наиболее значимым эпохам истории нашей страны. Теперь поговорим о современной ситуации в налогообложении.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. С понятием «налогов» и их видами мы уже знакомились в предыдущих разделах работы. Остановимся более подробно на том, зачем нужны налоги, т.е. какие функции они выполняют сегодня.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

— объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

— субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

— источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

— ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

— налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Исходя из анализа вышесказанного, отметим, что современное налогообложение в России сохраняет своё социальное назначение, т.е. она призвана помочь обеспечить достойное существование всем её гражданам. Кроме того по-прежнему остается деление налогов на прямые и косвенные, которое идёт ещё из глубины веков. Но и немало важным становится тот факт, что особую роль в налоговой системе выполняет государственное регулирование экономики.

Раздел 6. Необычные налоги.

Итак, мы уже давно ведём речь о налогах и могли убедиться, что во все времена они были стандартными и их смысл можно объяснить. Например, хочешь владеть имуществом, плати за это. Но мы задумались, а были ли в истории какие-то редкие налоги, которые даже язык не поворачивается назвать?

Для этого мы обратились к сети Интернет (как же без него) и выяснили, что, оказывается, такие налоги существовали. Например, налог на туалеты. Ввел его римский император Веспасиан, правивший в 70-х годах нашей эры, за что его упрекал собственный сын, который был против подобного налога. Но Веспасиан взял деньги, которые были «заработаны» этим налогом, и поднес их к носу сына. Как думаете, что он произнес при этом? Да-да, «деньги не пахнут». И действительно, римляне настолько привыкли к мраморным общественным туалетам, что продолжали туда ходить и платить за это деньги.

Или другой пример. Османская империя славилась разгулом всевластного чиновничества, которое постоянно повышало собственный уровень жизни, нисколько не заботясь о простом народе. В частности, местные бюрократы были не очень довольны питанием в столовых своих ведомств, поскольку мясо было жестким и не проваренным, а на десерт подавали слишком уж много сладостей. Это приводило к проблемам с зубами, чиновники мучились от кариеса, а услуги османских дантистов стоили очень дорого. Поэтому все тяготы переложили на население, приказав платить налог на износ зубов государственных мужей.

Да и в современности, как оказалось, тоже присутствуют странности в этом вопросе. Жители американского штата Арканзас должны дважды подумать перед тем, как сделать себе татуировку или пирсинг. Дело в том, что помимо самой услуги мастера, им придется также оплатить и особый сбор, который уже успел попасть в рейтинг самых необычных налогов США по версии журнала Time. Налог на пирсинг и тату был введен в Арканзасе в 2005 году, и с тех пор каждая нанесенная на тело татуировка и каждый прокол требуют дополнительно уплаты налога в размере 6% от их стоимости. Возможно, введение налога было обусловлено начавшейся пару лет назад в США компанией против тату. Власти решили бороться с непрофессиональным нанесением рисунков на тело, из-за которого возникает риск заразиться такими опасными заболеваниями, как ВИЧ, гепатит или туберкулез. Налог налогом, но пока число желающих обзавестись тату в США высоко: среди американцев в возрасте от 25 до 34 лет татуировку имеет каждый третий.

Ну что ж, это действительно необычно. Но в ряде случаев подобное можно объяснить тем, что государство заботится о своих гражданах, как, например, в случае с татуировками в штатах (об их здоровье).

Глава 2. Зачем мы платим налоги?

Для решения одной из поставленных задач мы обратились за помощью к обучающимся 9-11 классов нашей школы. Им было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице (см. Приложение 2).

По его итогам мы пришли к следующим выводам:

1) большинство опрошенных (90%) знает, что такое налоги;

2) более половины опрошенных (70%) считают, что государство достаточно хорошо заботится о своих гражданах;

3) все опрошенные знают о том, что их семьи платят налоги;

4) все опрошенные знают, что за неуплату налогов может наступить ответственность;

5) 80% опрошенных уверены, что если государство найдет другой источник формирования доходов, мы продолжим платить налоги.

Заключение.

Итак, в своей работе мы попытались представить, каким образом происходили изменения в налоговой системе России с древности до наших дней. Кроме того, мы хотели узнать отношение современных старшеклассников к налогам, а также показать значимость налогов для их дальнейшей жизни. Результаты опроса показали, что практически все имеют представление о том, что такое налоги, а также об их значимости в жизни государства и о возникающей ответственности в случае нарушения налогового законодательства. Также исследование подтвердило тот факт, что налоги во все времена являлись главным источником «жизни» государства и его граждан.

Нам известно, что в каждой школе нашей страны с недавнего времени преподаётся предмет под названием «Финансовая грамотность». Есть он и у нас. Соответственно на ответы школьников наверняка повлияли знания по данному предмету, а также по обществознанию.

Но мы уверены, что есть те, кто не знаком с налогами и их важность для населения и страны в целом. В связи с этим мы предлагает ввести в образовательных организациях дополнительный курс, который будет посвящён вопросам налогов и налогообложения. Это позволит повысить уровень правовой грамотности школьников в области налогов и финансов в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.

1) Брокгауз Ф.А. «Энциклопедия налогового развития». 2000 г.

2) Барулин С.В. «Теория и история налогов». 2006 г.

3) Виряскин С. История налогов в России // «Bankir.Ru»: Аналитика. Финансы. Экономика, от 19 декабря 2005

5) Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало ХХ в. М. 2006.

8) Налоговый кодекс Российской Федерации. Интернет-ресурс. URL: http://www.garant.ru/doc/main/?yclid=1284820422853166228

9) Толкушкин А.В. «История налогов в России». 2001 г.

.

Приложение 1

Анкета «Зачем нужно платить налоги?».

1. Вы знаете, что такое налог?

  • Обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

  • Не обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

  • Это возмездный платеж, который люди платят по своей воле

2. Как Вы считаете, достаточно ли хорошо заботиться о нас государство? (обеспечение обороноспособности, борьба с преступностью, строительство новых школ, больниц, содержание музей, библиотек)

  • Да

  • Нет

(Этот вопрос не является обязательным)

3. Вы или Ваша семья платите налоги? Если Вы работаете -пишите про себя. Если еще не работаете, то пишите про свою семью в целом. Спросите у родителей или старших братьев и сестер, платят ли они налоги

  • Да

  • Нет

4. Знаете ли Вы, что если не платить налог, то это является правонарушением?

  • Да

  • Нет

5. Как Вы думаете, если государство найдет другой источник формирования доходов, продолжим ли мы платить налоги?

  • Да

  • Нет

Приложение 2

Как Вы считаете, достаточно ли хорошо заботиться о нас государство? (Этот вопрос не является обязательным)

70%

30%

Вы или Ваша семья платите налоги?

100%

Знаете ли Вы, что если не платить налог, то это является правонарушением?

100%

Как Вы думаете, если государство найдет другой источник формирования доходов, продолжим ли мы платить налоги?

80%

20%

Второе основание- льгота по НДС, установленная подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Данная норма предусматривает возможность использования льготного режима налогообложения организациями, выполняющими НИОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Однако воспользоваться льготой можно лишь в том случае, если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности:

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных (то есть не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Такую льготу могут применять организации-разработчики, осуществляющие любой из указанных видов деятельности, перечисленных в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. 📌 Реклама

Следует отметить, что данные операции включены в пункт 3 статьи 149 НК РФ. Это означает, что организации вправе отказаться от льготы, подав заявление в свою налоговую инспекцию (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Применение льготы не зависит от источника финансирования

В комментируемом письме ФНС России рассматривает вопрос о возможности освобождения от НДС работ, выполняемых на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с Фондом перспективных исследований.

Напомним, что если организация выполняет НИОКР на основании хозяйственных договоров, то для применения освобождения от налогообложения она должна иметь статус учреждения образования или научной организации.

Как сообщают в своем письме специалисты налоговой службы, если работы, которые выполняются разработчиком в соответствии с заключенным договором, поименованы в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, то организация-разработчик имеет право не облагать налогом стоимость выполненных работ.

📌 Реклама

Таким образом, в данном случае освобождение от налогообложения НИОКР и технологических работ предоставляется организациям (исполнителям) независимо от источника финансирования этих работ, при условии что в состав таких НИОКР и технологических работ включаются определенные виды деятельности.

Особенности заключения договоров на НИОКР предусмотрены статьей 769 Гражданского кодекса РФ.

Согласно указанной норме, по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на опытно-конструкторские и технологические работы- разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

При этом условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

Т.В. КАРАТАЕВА,
В.Н. ГОРНОСТАЕВ,
эксперты службы
правового консалтинга ГАРАНТ

Некоммерческое образовательное учреждение заключило договор на создание научно-технической продукции. Предметом договора на создание научно-технической продукции является разработка научных тем: «Современные подходы управления организациями потребительской кооперации», «Учетная политика организаций потребительской кооперации». Рассмотрим по какой статье Налогового кодекса РФ (НК РФ) данные работы освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС): по подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (как услуги некоммерческой образовательной организации в сфере образования) или по подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ (как выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на основе хозяйственных договоров)?

По мнению авторов, услуги по разработке научных тем не могут быть отнесены ни к услугам в сфере образования, ни к НИОКР и, соответственно, не освобождаются от обложения НДС.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения), установлены ст. 149 НК РФ.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Учреждением образования является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников) (ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании)).

Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ указанные услуги не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти услуги, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, услуги в сфере образования не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при единовременном выполнении следующих условий:

– образовательные услуги должны быть оказаны некоммерческой образовательной организацией;

– организация должна иметь соответствую лицензию;

– услуга должна быть образовательной, связанной с проведением учебно-производственного (по направлениям основного или дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг.

На основании подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:

– НИОКР, осуществляемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

– НИОКР, осуществляемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Научной организацией является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации (ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон о науке)).

Научными организациями (учреждениями науки), по мнению налогового ведомства (письмо ФНС России от 15.03.2006 № ММ-6-03/274@), считаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Основным видом деятельности для некоммерческой организации является вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года средняя численность работников имеет наибольший удельный вес в общей численности организации (п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Словом, основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.

Кроме того, согласно подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

При этом данная льгота применяется, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

– разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

– разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

– создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма Минфина России от 30.03.2009 № 03-07-07/25, от 26.07.2007 № 03-07-07/25, ФНС России от 01.09.2010 № ШС-37-3/10367, УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 № 16-15/013746, от 16.10.2008 № 19-11/97139).

Отметим, что определение НИОКР в целях применения гл. 21 НК РФ не приведено. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Правоотношения сторон по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ регулируются гл. 38 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

В статье 769 ГК РФ установлено, что по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских работ разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Причем условия договора на НИОКР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности) (п. 4 ст. 769 ГК РФ).

Такие договоры могут охватывать как весь цикл работ, включающий проведение исследований для выявления возможности получения новых материалов, устройств, технологий, разработку и изготовление опытных образцов в целях доведения их до стадии промышленного применения, так и отдельные этапы этих работ.

Для указанных договоров характерны наличие технического задания (п. 1 ст. 769 и ст. 773 ГК РФ) и установление пределов и условий использования сторонами полученных результатов работ (п. 1 ст. 772 ГК РФ).

Таким образом, из анализа указанных норм можно сделать вывод о том, что научно-исследовательские работы предполагают получение новых знаний, а опытно-конструкторские и технологические работы – применение этих знаний путем разработки нового изделия или технологии.

То есть в результате выполненных НИОКР создается новый результат, подлежащий правовой охране или не подлежащий правовой охране. Иными словами, в основе договора на осуществление НИОКР лежит принцип новизны, который и позволяет разграничить договоры на выполнение НИОКР и другие типы подрядных работ.

Обращаем также внимание и на разъяснения контролирующих органов. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 06.04.2009 № 16-15/32228 указывается, что для получения освобождения от обложения НДС исполнитель должен осуществлять на территории РФ работы, подпадающие под понятие «научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки», и выполнять при этом одно из следующих условий:

– иметь подтверждение статуса научной организации в соответствии со ст. 5 Закона о науке;

– выполняемые работы должны быть указаны в подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

На практике арбитражные суды при квалификации реализованных работ в качестве НИОКР во внимание принимают фактическое содержание выполненных работ, направленных на получение новых решений и знаний (в том числе разработка новых продуктов, технологий, документации) (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2009 № А10-3022/08-Ф02-2085/09, Московского округа от 14.07.2009 № КА-А40/6488-08-П, Волго-Вятского округа от 11.01.2010 № А82-2270/2008-27), при этом получение результатов от использования НИОКР не является необходимым условием применения льготы (постановление ФАС Московского округа от 14.10.2009 № КА-А40/10616-09).

В рассматриваемом случае, по мнению авторов, услуги по разработке научных тем не могут быть отнесены к услугам в сфере образования, а также к НИОКР. Соответственно, организация не может воспользоваться льготой, установленной подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ и подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В ином случае, по мнению авторов, наиболее вероятным исходом будут являться отказ налоговых органов в применении льготы и, как следствие, доначисление НДС и соответствующих пеней.

К сведению, в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие обложению НДС, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет таких операций. Порядок ведения раздельного учета должен быть отражен в учетной политике организации (письма УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/028237, управления МНС по г. Москве от 04.03.2004 № 24-11/14934, постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2008 № А55-24393/05).

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

5. Об образовании: Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх