НК 94

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы имеют право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Согласно пункту 14 статьи 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

Вышеизложенные нормы повторены в положениях пункта 8 статьи 94 НК РФ. Так, в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Положения вышеизложенных норм подтверждаются судебной практикой.

Судебная практика:

Пример.

Суть дела.

В ходе выездной проверки соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах налоговый орган вынес постановление о производстве выемки документов. В постановлении налоговый орган указал, что в соответствии с пунктом 8 статьи 94 НК РФ необходимо произвести выемку оформленных с нарушением законодательства финансово-хозяйственных документов для всестороннего и объективного рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

Налоговым органом произведена выемка у налогоплательщика 12 документов на 14 листах, о чем составлен протокол.

Налогоплательщик, посчитав незаконными постановление налогового органа и действия налогового органа по выемке документов, обжаловал их в судебном порядке.

Позиция суда.

Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

В случае отказа в представлении документов должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, производит выемку необходимых документов.

В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ и статьи 89 НК РФ при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе производить выемку у налогоплательщика или налогового агента документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Порядок выемки (изъятия) налоговыми органами документов и предметов у налогоплательщика регламентируется статьей 94 НК РФ и Инструкцией о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом Минфина РСФСР от 26.07.1991 N 16/176.

Пунктом 1 статьи 94 НК РФ установлено, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Согласно пункту 6 статьи 94 НК РФ о производстве выемки (изъятия) документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 НК РФ.

Как видно из материалов дела, изъятие у налогоплательщика документов производилось на основании оспариваемого постановления, согласно которому выемка мотивирована только необходимостью всестороннего и объективного рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

В оспариваемом постановлении налоговый орган не ссылается на то, что выемка документов производится в связи с отказом налогоплательщика представить документы. Не указано в постановлении и на наличие у налогового органа оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены налогоплательщиком.

Таким образом, суд решил, что постановление налогового органа о производстве выемки документов не основано на нормах НК РФ, а именно на положениях статей 31, 89, 93 и 94 НК РФ.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2006 N А56-24110/04.)

Пунктом 1 статьи 94 НК РФ установлено, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждены формы постановления о производстве выемки документов и предметов, а также протокола выемки документов и предметов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 94 НК РФ не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Внимание!

Пунктом 21 статьи 5 УПК РФ установлено, что ночным временем считается промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени. В статье 96 Трудового кодекса также определено, что ночное время — это время с 22 часов до 6 часов.

Согласно пункту 3 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 98 НК РФ в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, причем понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

Исходя из положений статьи 96 НК РФ, специалист должен обладать специальными знаниями и навыками и не являться лицом, заинтересованным в исходе дела. При этом привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 94 НК РФ должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Пунктом 5 статьи 94 НК РФ установлена важная гарантия: не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

В пункте 6 статьи 94 НК РФ предусмотрено, что о производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьями 94 и 99 НК РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 94 НК РФ изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.

Согласно пункту 9 статьи 94 НК РФ все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

При этом изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты (пункт 10 статьи 94 НК РФ).

Добавить в «Нужное»

Семинар «Камеральные и выездные проверки: от начала до решения», актуально на 16 июня 2014 г.

Выемка документов и предметов

Законна ли выемка при камералке

Сразу скажу, что строго по НК выемка возможна только при проведении выездной налоговой проверки. Это прямо следует из пункта 1 статьи 94 НК, где сказано, что выемка осуществляется на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего выездную проверку. Более того, так как выемка совершается в помещении налогоплательщика, у налоговиков должно быть право доступа в него. А до нового года правом такого доступа они обладают также лишь при проведении ВНП.

Путаницу вносит пункт 4 статьи 93 НК, в котором написано, что в случае отказа от представления документов или их непредставления в срок инспектор, проводящий налоговую проверку, вправе произвести их выемку. При этом в норме ничего не сказано о том, какую именно налоговую проверку проводит инспектор — выездную или камеральную. Но заметьте: там прямо указано, что выемка проводится в порядке, установленном статьей 94 НК. Вот и получается, что провести выемку может только «выездной» инспекторСтатья 93 НК РФ
4. В случае… отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном …
Статья 94 НК РФ
1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего …. Кроме того, форма постановления о выемке, утвержденная Приказом ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@, предусматривает, что такое постановление может быть оформлено только при выездной ревизии.

Тем не менее не только налоговики на местах, но и Федеральная налоговая служба почему-то уверены, что выемку инспекторы вправе провести и при камералке. Об этом говорится в пункте 2.8 Рекомендаций по проведению камеральных проверок, данных ФНСПисьмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705
2.8. Необходимо учитывать, что… при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:
ж) любых документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов…
В случае… отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ….

Правда, свежих судебных споров по этому вопросу я не встречала. Видимо, потому, что при камеральной проверке инспектору проще полностью снять налогоплательщику расходы и вычеты из-за непредставления документов, чем заморачиваться с выемкой.

Три основания для выемки

По закону при выездной проверке выемка возможна по двум причинам. Первая — налогоплательщик не представил документы по требованию в срок или отказался их представить. Естественно, из-за этого можно изъять лишь те документы, которые были истребованы. Кроме того, в этом случае провести выемку налоговики могут не ранее окончания срока, отведенного налогоплательщику для подачи документов в инспекцию. Это правило действует и тогда, когда налогоплательщик заявил инспекторам, что отказывается от представления документов. Ведь никто не мешает налогоплательщику, заявившему такой отказ, передумать и не только представить документы, но и сделать это в срок.

Вторая причина для выемки — наличие у «выездников» достаточных оснований полагать, что необходимые для проверки документы могут быть уничтожены, изменены или заменены. В этом случае в постановлении о производстве выемки, по-хорошему, должны фигурировать обстоятельства, по которым инспекторы считают возможным уничтожение или подмену бумаг. На обязательность такой мотивировочной части постановления о выемке указывает и большинство судов, в частности ФАС Уральского округа в Постановлении от 29.02.2012 № Ф09-112/12. Однако ФНС уверена, что налоговикам в постановлении достаточно просто сослаться на наличие угрозы уничтожения или подмены документов, что и сделает его в полной мере мотивированнымСтатья 89 НК РФ
14. При наличии у осуществляющих … должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном …
Письмо ФНС от 15.03.2012 № АС-4-2/4378
При этом существует судебная практика, свидетельствующая о достаточности ссылки налогового органа на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены ….

Но существует еще одно основание для выемки, которое прямо не указано в НК, но законность которого подтвердил Президиум ВАС в Постановлении от 26.04.2011 № 18120/10.

Суд решил, что налоговики вправе провести выемку подлинников документов, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно их копий. Например, для проведения почерковедческой экспертизы. Причем в этом случае они не обязаны доказывать, что у них есть достаточные основания полагать, что документы могут быть уничтожены или заменены. Хотя, исходя из формулировки пункта 8 статьи 94 НК, на основании которого ВАС пришел к этому выводу, должны соблюдаться оба этих условия.

Других оснований для выемки не существует. Так, в частности, не является поводом для изъятия документов неявка директора организации для дачи пояснений в инспекцию.

Процедура изъятия документов и предметов

До начала процедуры выемки инспектор должен:

— во-первых, предъявить вам мотивированное постановление, вынесенное должностным лицом, которое включено в состав проверяющей бригады, и утвержденное начальником инспекции, которая назначила ВНП, или его заместителем;

— во-вторых, предложить вам добровольно выдать документы.

И только если вы откажетесь, выемку проведут принудительно. В ходе выемки инспекторы вправе вскрывать помещения или сейфы, в которых могут находиться интересующие их документы или предметы.

Какие предметы изымают налоговики? Обычно это системные блоки компьютеров, с жестких дисков которых инспекторы надеются получить интересующую их информацию. Впрочем, инспекторы могут и не изымать сам компьютер, а скопировать информацию из него на съемный носитель, например флеш-картуПостановление ФАС СЗО от 21.01.2011 № А56-22188/2010
Изъятие системных блоков, содержащих информацию о налогоплательщике, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, не противоречит статье 94 НК РФ.
Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837
1.6. При производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства…
Технические средства применяют в случаях, когда:
иными средствами фиксация информации невозможна (например, применение съемных электронных носителей при выемке информации из компьютерной техники налогоплательщика)..

Выемка должна проходить в дневное время (не ранее 6 часов утра и не позднее 10 часов вечера) в присутствии представителя организации и как минимум двух понятых. Как вы знаете, представитель организации — это ее руководитель или уполномоченное им лицо, действующее по доверенности. И выемка будет законной, только если при ее проведении присутствует кто-либо из таких лиц. Хотя ФАС Московского округа однажды посчитал, что представителем организации при выемке может быть и просто ее работник, например маркетолог или юрист. Тем не менее я сомневаюсь, что продавца или уборщицу суды сочтут надлежащими представителями фирмы, а выемку исключительно в их присутствии — законнойСтатья 94 НК РФ
2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.
Постановление ФАС МО от 04.05.2010 № КА-А40/4010-10
Довод жалобы заявителя об изъятии документов в отсутствие единственного законного представителя общества — генерального директора… отклоняется судом… поскольку из протокола выемки… следует, что выемка производилась в присутствии представителей налогоплательщика… маркетолога и… юриста общества… Положениями ст. 94 НК РФ не предусмотрено, что только генеральный директор является единственным представителем юридического лица при проведении налоговой проверки..

Понятыми не могут быть должностные лица налоговых органов. То есть не любые работники инспекции, а лишь должностные лица. Поэтому суды не признают выемку незаконной из-за того, что в качестве понятых были приглашены уборщица или водитель инспекции. В качестве примера могу привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2013 № А31-13075/2012.

В ходе выемки оформляется протокол, который должен подписать и представитель компании. Протокол нужно изучить очень внимательно, так как именно в нем или в прилагаемых к нему описях должны быть перечислены все изъятые документы. И это в ваших интересах. Поскольку чем подробнее будет протокол или описи, копии которых должны быть вам вручены после выемки, тем больше у вас шансов по завершении проверки получить из инспекции то, что изъяли инспекторы. Между тем инспекторы нередко ленятся составлять подробные описи и могут ограничиться указанием количества папок, прошивок или пачек изъятых документов без какого бы то ни было намека на то, какие именно документы в этих папках или прошивках содержатся. Они забывают о том, что только подробная опись изъятых документов позволяет легализовать использование полученных документов как доказательств по делу о налоговом правонарушенииСтатья 94 НК РФ
7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.. На это указывают и судьи, посмотрите, например, Постановление 18 арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 № 18АП-13129/2010.

По идее, в ходе выемки с изымаемых документов изготавливают копии, которые заверяются инспектором и передаются налогоплательщику. Но если документов много, то это не всегда возможно. Тогда копии должны изготовить в инспекции и передать вам в течение 5 рабочих дней со дня изъятияСтатья 94 НК РФ
8. При изъятии… документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия..

Изъятые документы прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью организации или подписью ее представителя.

Кстати, для того чтобы заставить инспекторов надлежащим образом выполнять свои обязанности в ходе выемки, некоторые налогоплательщики ведут видеозапись этого процесса. И в деле, рассмотренном ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.05.2013 № Ф09-3634/13, именно видеозапись выемки помогла доказать многочисленные нарушения, допущенные инспекторами, и признать выемку незаконной. А если выемка незаконна, то и все документы, изъятые в ходе такой выемки, — плоды отравленного дерева и не могут быть использованы как доказательства в деле о налоговом правонарушении.

Новая редакция Ст. 94 НК РФ

1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

6. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.

8. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Комментарий к Статье 94 НК РФ

Нормы п. 1 комментируемой статьи указывают на ряд важных признаков, присущих такому самостоятельному виду налоговых действий, как выемка.

Закон различает:

— выемку документов (например, налоговых деклараций, расчетов, ведомостей, документов бухгалтерского учета и отчетности, свидетельств о госрегистрации, учредительных документов организаций, лицензий, текстов договоров);

— выемку предметов (компьютеров, других видов оргтехники, сейфов, механизмов, агрегатов, товаров, любых иных предметов, являющихся объектами налогообложения или имеющих значение для правильного и своевременного исчисления и уплаты налога).

Выемка производится лишь в том случае, если:

— осуществляется выездная налоговая проверка. В случае отказа налогоплательщика (иного лица, у которого она проводится) представить в налоговый орган истребуемые последним документы допускается применение выемки и вне рамок выездной проверки (п. 2 ст. 93 НК РФ);

— должностное лицо, осуществляющее данную проверку, составляет мотивированное постановление о выемке. В этом документе обосновывается (со ссылкой как на фактические обстоятельства, так и на соответствующие акты законодательства о налогах) необходимость выемки, указываются порядок ее производства, время, место, способ выемки, перечень документов (предметов), подлежащих изъятию. Постановление подписывается лицом, его составившим (с указанием даты и места составления);

— упомянутое постановление утверждено руководителем (его заместителем) налогового органа, производящего выездную проверку. При осуществлении выемки (для целей налогообложения) не требуется санкция прокурора. В связи с указанным расхождением данной статьи с нормами процессуального законодательства следует иметь в виду, что для целей налогообложения приоритет имеют правила ст. 94 НК РФ.

Применяя правила п. 2 комментируемой статьи, следует обратить ваше внимание на ряд важных юридических моментов:

а) в соответствии с ними, безусловно, запрещается выемка в ночное время. В отличие от норм действующего процессуального законодательства (ст. 185 Уголовно-процессуального кодекса РФ), Налоговый кодекс не делает никаких исключений из упомянутого императивного правила;

б) ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра (ст. 5 УПК РФ). При этом имеется в виду местное время.

Правила п. 3 комментируемой статьи регулируют процедуру производства выемки. Установлено, что:

а) она допускается лишь в присутствии:

— понятых. В качестве последних могут быть вызваны любые дееспособные физические лица, не заинтересованные в исходе дела (числом не менее двух). Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц самого налогового органа;

— лиц, у которых производится выемка документов и предметов. К таким лицам относятся:

— налогоплательщики (ст. 19 НК РФ);

— налоговые агенты (ст. 24 НК РФ);

— представители налогоплательщиков (ст. ст. 26 — 29 НК РФ);

— лица, указанные в ст. 51 НК РФ;

б) и лицо, у которого производится выемка, и должностное лицо, ее производящее, вправе пригласить (на договорной основе) специалиста (то есть лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления выемки документов и (или) предметов, и не заинтересованное в исходе дела);

в) должностное лицо налогового органа обязано, кроме того:

— до начала выемки предъявить для ознакомления лицу, у которого она производится, а также другим участникам постановление о производстве выемки;

— разъяснить всем присутствующим при выемке их права и обязанности.

Такое разъяснение делается, во-первых, также до начала выемки, во-вторых, с учетом различного объема прав и обязанностей присутствующих при выемке лиц. Об этом делается пометка в протоколе о выемке, а упомянутые лица не только подписывают протокол, но и вправе внести в него свои замечания (п. 10 ст. 94, ст. 99 НК РФ).

В п. 4 комментируемой статьи установлены следующие правила:

а) должностное лицо, производящее выемку, обязано в первую очередь предложить лицу добровольно выдать истребуемые документы и (или) предметы. Не допускаются предложения, имеющие неконкретный характер (например, выдать все документы, необходимые для уплаты подоходного налога);

б) лишь при отказе от добровольной выдачи закон допускает принудительную выемку;

в) необходимыми условиями применения правил абз. 2 п. 4 ст. 94 НК РФ являются:

отказ лица вскрыть помещения (иные хранилища), где могут находиться документы и предметы. Если же оно не отказывается от вскрытия, но не может это сделать в данный момент по техническим причинам (например, утерян ключ и дубликат в другом месте, отсутствует лицо, у которого хранятся ключи от замка, и пр.), то нельзя применять принудительное вскрытие;

исключение поломок (повреждения) запоров, дверей, сейфов, шкафов и т.п., если это не вызывается необходимостью (т.е. нельзя, например, вырезать автогеном всю железную дверь складского помещения, если достаточно сделать отверстие в двери, позволяющее открыть ее изнутри). В противном случае могут наступить последствия, предусмотренные в ст. 103 НК РФ;

г) помещения (упомянутые в п. 4 ст. 94 НК РФ) — это не только производственные, складские и т.п., но также и офисные помещения, и комнаты отдыха, и подвалы, и бильярдные залы и т.п., где документы и (или) предметы реально находятся. Если же они находятся в жилом помещении, то принудительное вскрытие запрещается (см. ст. 91 НК РФ);

д) иные места, где могут находиться документы и (или) предметы, подлежащие выемке, например крытые ангары, салоны автомобилей, опломбированные цистерны с ГСМ;

е) в п. 4 комментируемой статьи не случайно применено словосочетание «места, где могут находиться» документы и (или) предметы. Дело в том, что во вскрываемых помещениях и иных местах их может и не оказаться. Закон в данном случае исходит из того, что должностное лицо (приступая к вскрытию помещений) может достоверно и не знать о том, что подлежащие выемке документы и предметы хранятся в другом месте.

Правила п. 5 комментируемой статьи устанавливают, что документы и предметы лица (у которого проводится налоговая проверка) не подлежат изъятию, если:

— не имеют отношения к предмету налоговой проверки (например, документы об исчислении и уплате сбора, если проверка проводится в связи с уплатой подоходного налога, на исчисление и размер которого этот сбор не влияет);

— исключают осуществление дальнейшей правомерной деятельности обязанного лица (например, нельзя изымать оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если проверяется исчисление местного налога). При этом необходимо также учитывать правила ст. 103 НК РФ, запрещающие причинение в ходе налогового контроля неправомерного вреда.

Характеризуя правила п. 6 комментируемой статьи, нужно обратить внимание на их следующие особенности:

а) их применение возможно лишь с учетом правил ст. 99 НК РФ;

б) они посвящены случаям не только выемки, но и изъятия предметов и документов. В ходе изъятия документы и предметы передаются добровольно лицом, у которого проводится выездная налоговая проверка. Кроме того, копии документов могут быть изъяты (без процедуры выемки) в случаях и в порядке, предусмотренных в ст. 93 НК РФ;

в) протокол (упомянутый в п. 6 ст. 94 НК РФ) должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения:

— наименование документа;

— место и дату осуществления выемки;

— время начала и окончания выемки;

— должность лица, производившего выемку и составившего протокол, его ФИО;

— ФИО физического лица (полномочного представителя организации, у которой производится выемка);

— ФИО понятых, специалистов, иных лиц, присутствовавших при выемке либо принимавших участие в ее производстве. При этом в необходимых случаях нужно указывать полный их адрес и то, владеет ли конкретное лицо русским языком или нет;

— выявленные при выемке и существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается и подписывается всеми упомянутыми лицами и должностным лицом, его составившим;

г) к протоколу прилагаются описи, упомянутые в п. 7 ст. 94 НК РФ.

Правила п. 7 комментируемой статьи указывают, что:

а) лицо, составившее протокол о выемке, обязано:

перечислить и описать в тексте протокола все изымаемые документы и предметы;

либо составить специальную опись и приложить ее к протоколу;

б) изъятые документы и предметы должны быть отражены (в тексте протокола или в прилагаемой описи) с указанием:

наименования документа (например, акт приемки и сдачи работ, накладная об отпуске материалов на сторону, счет-фактура, квитанция к приходному кассовому ордеру, свидетельство о государственной регистрации ООО) или предмета;

индивидуальных признаков изымаемых предметов;

количества изымаемых предметов (в килограммах, штуках, литрах и т.д.);

стоимости предметов. Этот показатель отражается постольку, поскольку должностное лицо имеет (в момент составления протокола) возможность установить подобную стоимость (о принципах определения стоимости (для целей налогообложения)).

Пункт 8 комментируемой статьи указывает, что:

а) по общему правилу при выемке изымаются копии документов (с учетом правил п. 1 ст. 93 НК РФ);

б) в виде исключения допускается изъятие оригиналов, когда:

выемки копий документов недостаточно для проведения всех контрольных мероприятий (например, для экспертизы с целью установления подлинности подписей);

у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены, заменены.

О достаточности оснований можно судить только исходя из анализа конкретных обстоятельств (поведение лица, у которого производится выемка, анализ других данных, полученных в ходе выездной налоговой проверки, сведения органов налоговой полиции, иных правоохранительных органов и т.д.);

в) должностное лицо, осуществившее выемку подлинных документов, обязано:

— изготовить их копии за счет налогового органа;

— заверить изготовленные копии (подписью должностного лица, налогового органа, изготовившего копии, или его руководителя. Подпись должна быть скреплена печатью);

— передать упомянутые копии лицу, у которого были изъяты подлинники документов. Сами подлинники документов остаются у должностных лиц до окончания ВНП и потом (в зависимости от результатов проверки) возвращаются либо приобщаются к делу о налоговом правонарушении;

г) при невозможности — изготовить копии или передать их лицу, у которого были изъяты подлинники, налоговый орган обязан сделать это в течение пяти календарных дней после изъятия подлинников.

Особенности правил п. 9 комментируемой статьи состоят в том, что должностное лицо, производящее выемку, обязано:

— предъявить все (без какого-либо исключения) изымаемые документы и предметы. При этом не играют роли ни их количество, ни то, сколько времени это займет;

— упаковать (в случае такой необходимости) изымаемые предметы и документы, причем именно в ходе выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Правила п. 10 комментируемой статьи обязывают должностное лицо, осуществлявшее выемку:

— вручить лицу, у которого документы и предметы были изъяты, копию протокола о выемке или выслать ее по почте либо с нарочным;

— вручить (выслать) упомянутую копию в технически кратчайшие сроки.

В заключение еще раз отметим, что в случае расхождения между правилами ст. 94 НК РФ и нормами действующего процессуального законодательства, посвященными выемке, применению подлежат правила ст. 94 НК РФ (так как для целей налогообложения они имеют приоритет).

Другой комментарий к Ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В абзаце 2 п. 2 ст. 93 Кодекса установлено, что в случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса (см. комментарий к ст. 94 Кодекса).

Право налоговых органов производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента закреплено также в подп. 3 п. 1 ст. 31 Кодекса (см. комментарий к ст. 31 Кодекса).

О выемке документов говорится также и в ч. 5 ст. 89 Кодекса, согласно которой при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами.

В пункте 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» также закреплено право налоговых инспекций изымать первичные учетные документы на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Там же, в п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», предусмотрено, что главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Согласно п. 1 ст. 94 Кодекса выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления, выносимого должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, и утверждаемого руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Форма такого постановления приведена в приложении 1 к действующей до настоящего времени (разумеется, в части, не противоречащей Кодексу) Инструкции о порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утв. письмом Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 <*>.

———————————
<*> Экономика и жизнь. 1991. N 37.

2. В пункте 2 ст. 94 Кодекса установлен запрет на производство выемки документов и предметов в ночное время.

Представляется, что при применении приведенной нормы допустимо применять определение понятия ночного времени, данное в п. 21 ст. 5 УПК РФ: промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени. В ст. 96 Трудового кодекса РФ, кстати, также определено, что ночное время — это время с 22 часов до 6 часов.

3. В пункте 3 ст. 94 Кодекса в качестве обязательного требования установлено присутствие при производстве выемки документов и предметов понятых и лиц, у которых производится выемка.

Порядок участия понятых при проведении действий по осуществлению налогового контроля определен ст. 98 Кодекса (см. комментарий к ст. 98 Кодекса).

Согласно п. 3 комментируемой статьи в необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. Порядок привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля определен ст. 96 Кодекса (см. комментарий к ст. 96 Кодекса).

4. Пункт 4 ст. 94 Кодекса предусматривает добровольный и принудительный порядок производства выемки документов и предметов.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи должностное лицо налогового органа обязано предложить лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их. В случае, если лицо соглашается с предложением, то имеет место добровольно проводимая выемка.

В случае же, если лицо отказывается выдать документы и предметы, выемка производится принудительно. При этом должностное лицо налогового органа вправе самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, но избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

5. В пункте 5 ст. 94 Кодекса установлен запрет изъятия документов и предметов, не имеющих отношения к предмету налоговой проверки.

6. В соответствии с п. 6 ст. 94 Кодекса о производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол.

Статьей 99 Кодекса установлены общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля (см. комментарий к ст. 99 Кодекса). Комментируемая статья также предусматривает определенные требования к составлению протокола выемки.

По не вполне понятной причине положение п. 6 комментируемой статьи не согласуется с ч. 5 ст. 89 Кодекса, в соответствии с которой о производстве выемки составляется не протокол, а акт. При этом ч. 5 ст. 89 Кодекса также предусмотрены требования к составлению акта выемки документов:

в акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов;

налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт.

7. Пункт 7 ст. 94 Кодекса предусматривает перечисление и опись изъятых документов и предметов в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях. При этом подлежат точному указанию наименования, количество и индивидуальные признаки предметов, а по возможности — стоимость предметов.

Частью 5 ст. 89 Кодекса предусмотрено, что изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка.

8. В пункте 8 ст. 94 Кодекса предусмотрена возможность выемки подлинников документов, а не их копий. Такое право возникает у должностного лица налогового органа в тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

Порядок выемки подлинников документов тот же, что установлен и для изъятия копий документов.

При изъятии подлинников документов должностное лицо налогового органа изготавливает с них копии, заверяет эти копии и передает лицу, у которого изымаются документы. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

9. Согласно п. 9 ст. 94 Кодекса все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, т.е. лицам, у которых производится выемка документов и предметов, а также приглашенным специалистам.

В случае необходимости изымаемые документы и предметы упаковываются на месте выемки.

10. Пунктом 10 ст. 94 Кодекса предусматривается вручение копии протокола о выемке документов и предметов под расписку лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. В случае невозможности вручения копия протокола высылается этому лицу.

Частью 5 ст. 89 Кодекса также установлено, что копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Изъятие документов: как оно производится и какими актами регламентируется?

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.

Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.

Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.

Изъятие документов на стадии проверки до возбуждения уголовного дела

До возбуждения уголовного дела основными видами изъятия документов являются:

  • изъятие документов налоговыми органами;

  • изъятие документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (органы МВД, ФСБ и др.).

Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается. Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки. По общему правилу, закрепленному в ст. 94 НК РФ, оригиналы документов не изымаются; изъятие подлинников допускается исключительно в случаях, когда имеются основания полагать, что документы будут утрачены, скрыты или уничтожены. При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия. В ходе производства выемки составляется протокол выемки, копия которого вручается по завершении лицу, у которого произведена выемка.

Порядок изъятия документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности регламентирован прежде всего ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законами, посвящёнными деятельности отдельных правоохранительных органов (например, Закон «О полиции» и др.), а также внутренними приказами и инструкциями министерств и федеральных служб.

Так, порядок изъятия документов органами внутренних дел описан в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», утверждённой приказом МВД РФ N 199 от 01.04.2014 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основанием для проведения изъятия документов органами полиции является Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Распоряжение подписывается одним из руководителей центрального или территориального подразделения органов внутренних дел при наличии сведений о совершении действий, влекущих уголовную ответственности, если оснований для возбуждения уголовного дела не имеется.

В отличие от выемки налоговыми органами изъятие документов сотрудниками полиции в рамках обследования может в исключительных случаях проводится в ночное время. Документы изымаются как в подлинниках, так и в копиях; при изъятии документов в подлинниках копии передаются лицу, у которого произведено изъятие.

При необходимости в изъятии могут принимать участие силы специального назначения МВД РФ, поэтому адвокат при доследственной проверке — это лицо, чьей помощью пренебрегать не следует.

В ходе изъятия документов ведётся протокол обследования, копия или второй экземпляр которого вручается лицу, у которого произведено изъятие.

Изъятие документов в ходе расследования по возбужденному уголовному делу.

Изъятие документов в ходе расследования уголовного дела осуществляется при производстве следственных действий, а именно: обыска, выемки, осмотра места происшествия. Порядок производства следственных действий и изъятия в ходе них предметов и документов указан в соответствующих статьях УПК РФ.

В завершение, несколько советов на случай проведения изъятия документов в Вашей организации:

  1. Не следует держать документы организации по месту нахождения самой организации. Наиболее защищённый в этом смысле вариант, который не запрещён законом: передача документов на хранение специализированным организациям на основании заключённого договора, хранение информации на удаленных серверах.

  2. Если к Вам пришли сотрудники контролирующих или правоохранительных органов, проверьте и запишите данные их удостоверений, внимательно ознакомьтесь с документом, на основании которого производится изъятие (Распоряжение о проведении обследования, Постановление о производстве выемки, Постановление о производстве обыска и др.).

  3. Свяжитесь с адвокатом и попросите его срочно прибыть для участия в изъятии документов. Участие адвоката в предварительном следствии, и, в частности, при проведении изъятия, значительно повысит ваши шансы на удачный исход дела.

  4. Внимательно следите за процедурой изъятия, требуйте, чтобы все участники изъятия, все изъятые предметы и документы, все действия в ходе изъятия были отражены в протоколе.

  5. При подписании протокола укажите в нем те ошибки или нарушения, которые, на Ваш взгляд, были допущены в ходе изъятия документов.

  6. Если обеспечить участие адвоката в ходе изъятия документов не получилось, свяжитесь и проконсультируйтесь с ним по окончании изъятия документов: не забывайте, изъятие документов производится для документирования допущенного правонарушения, поэтому зачастую за ним может последовать возбуждение уголовного дела.

Во всех случаях, когда к Вам, в Вашу организацию пришли сотрудники налоговых органов, органов ГУЭБиПК и иных подразделений МВД РФ, органов ФСБ РФ, Следственного комитета РФ для изъятия документов и предметов, обследования помещения, производства следственных действий, Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов. Звоните, и адвокат оперативно подъедет к Вам для оказания правовой помощи в любое время суток семь дней в неделю.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх