О сносе самовольной постройки

Постановление о сносе может выноситься муниципальными органами в отношении самовольной постройки. Согласно статье 222 ГК РФ, постройка является самовольной, если возведена на чужом участке или с нарушением вида землепользования, если застройщик не получил обязательные согласования и разрешения, если были нарушены строительные нормы и правила. В постановлении будет указан срок для добровольного сноса. В этот период времени можно устранить нарушение закона, либо обжаловать постановление через суд.

Читайте в этом материале, по каким основаниям могут выносить постановления о сносе зданий и строений, какие проекты и работы помогут устранить нарушения и замечаний, как обжаловать незаконное требование в суде.

Что такое снос здания, когда это нужно

Снос объекта капитального строительства предусматривает прекращение его физического состояния. Такое решение может принять сам собственник. В новых поправках в ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ № 509 указано, что кроме решения собственника здание может быть снесено по решению суда или органа местного самоуправления, по соглашению о возмещении убытков, причиненных установлением зоны с особыми условиями пользования.

Среди указанных оснований стоит обратить внимание на решение (постановление) органа местного самоуправления. Снести здание по внесудебной процедуре с изданием постановления позволяет новая редакция статьи 222 ГПК РФ. Для этого объект должен подпадать под признаки самовольной постройки:

  • если здание построено на участке, не принадлежащем застройщику, в том числе на чужой земле;
  • если категория и вид разрешенного землепользования не позволяют строить на участке данный тип здания, либо вообще запрещают строительство;
  • если при строительстве не были получены обязательные согласования и разрешения, предусмотренные законодательством;
  • если при строительстве были допущены нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

На территории Москвы выносить предписания по незаконным строениям может ДГИ, Госинспекция по недвижимости. Предписания об устранении нарушений с проведением административных производств вправе выдавать Госстройнадзор. Также в столице действует Городская комиссия по пресечению самовольного строительства и окружные комиссии с аналогичными полномочиями. Окончательное постановление о сносе издает Постановление Правительства Москвы.

Нормативные акты

До 2019 года вопрос о правомерности сноса самовольных построек разрешался только по статье 222 ГК РФ и региональным (местным) нормативным актам. Это создавало правовую неопределенность и условия для злоупотреблений со стороны чиновников. В 2019 году вступили в силу сразу несколько важных нормативных актов и поправок, которые нужно учитывать при защите от сноса:

  • Гражданский кодекс РФ (скачать);
  • Градостроительный кодекс РФ (скачать);
  • Постановление Правительства РФ № 509 (скачать);
  • Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы” (скачать);
  • Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы” (скачать).

На территории столицы действует еще один важный документ — Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП. Он предусматривает освобождение муниципальных участков от строений, не отнесенных к объектам капитального строительства.

Простым языком

Самовольно строить нельзя. Это не только нарушает формальный регламентированный порядок согласования и проведения работ, но и может повлечь следующие последствия:

  • угрозу безопасности для людей и имущества, так как при самовольной постройке проект не был проверен специалистами, либо вообще отсутствовал;
  • причинение вреда окружающей среде, особенно если здание самовольно построено в охраняемых и защитных зонах;
  • возникновение проблем для развития города и реализации планов застройки.

Во многих случаях самовольно возведенное строение действительно придется сносить, так как не всегда можно устранить нарушения, провести дополнительные работы или оспорить постановление. Например, если здание было самовольно построено на территории заповедника или городского парка, отменить постановление о сносе нереально.

Однако во многих ситуациях можно предпринять меры защиты от сноса, сохранить право пользования и собственности, узаконить объект:

  • можно узаконить выполненные работы через суд или в административном порядке (если здание было построено без нарушения норм безопасности);
  • можно провести дополнительные работы, чтобы соблюсти допустимые параметры строительства (например, разобрать часть здания или этаж, изменить схемы прокладки инженерных сетей и т.д.);
  • можно внести изменения в правовой статус участка – оформить его в аренду или собственность, изменить вид разрешенного землепользования.

Так как постановление на снос является официальным нормативным актом, его можно оспорить через суд.

Комментарий специалиста. Алгоритм действия для защиты зависит от основания, указанного в постановлении на снос. Также важен срок, который Госинспекция установит для устранения нарушений или демонтажа (сноса) здания. В нормативных актах нет четких положений о сроках, поэтому владелец объекта может столкнуться с вынесением решения фактически за несколько дней до сноса. Рекомендуем регулярно проверять перечень самовольных построек Москвы, подлежащих сносу, чтобы заранее использовать все меры защиты.

Предписания и постановления о сносе нужно незамедлительно принимать к исполнению, устранять нарушения или обжаловать документ в суде

Кто может принимать решение о сносе здания

Решение о сносе оформляется в виде постановления Правительства Москвы о включении объекта в специальный список. Выявлять нарушения при застройке на муниципальных и частных участках могут специалисты Госинспекции по недвижимости, ДГИ, Госстройнадзора. После вынесения постановления и включения объекта в список самовольных построек дальнейшие процедуры проводит Госинспекции по недвижимости.

Основные причины для сноса здания

Причины для сноса здания по постановлению могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

  • если объект был простроен на участке, на которые не оформлено право собственности или аренды, либо если арендные отношения были прекращены по истечению срока, через суд;
  • если при строительстве в границах своего участка был допущен захват соседней земли;
  • если участок был предоставлен под строительство социального объекта, а фактически был возведен торговый центр или производственное сооружение;
  • если при строительстве границы объекта заходят на территорию санитарных и защитных зон;
  • если здание было возведено без проекта, в отсутствие положительного заключения экспертизы, без разрешения на строительство;
  • если при проверке выявлены отступления от норм строительной, пожарной или иной безопасности, что ставит под угрозу жизнь людей, причинение ущерба имуществу.

Издание постановления о сносе может быть вызвано и субъективными причинами, коррупционными факторами, «заказом” конкурентов, иные аналогичными обстоятельствами.

Инспекторы проводят проверку, составляют акты о незаконном строительстве

Что делать собственнику если вынесено постановление о сносе: пошаговая инструкция

Информация обо всех самовольных постройках, для которых планируется снос, размещается в открытом доступе на сайте Государственной инспекции по недвижимости Москвы. Если у вас уже возникали спорные вопросы о правах на объект или участок, либо муниципальные ведомства проводили проверку, желательно устранить возможные нарушения, регулярно проверять реестр. Это позволит вовремя выбрать эффективные способы защиты.

Если постановление вынесено в связи с отсутствием согласований и разрешений, либо по причине нарушения строительных норм, алгоритм действий будет заключаться в следующем:

  • нужно получить решение о сносе в Госинспекции по недвижимости (хотя Госинспекция обязана сама направить решение владельцу постройки в течение 7 дней, это правило постоянно нарушается);
  • если основания, указанные в решении, заведомо противоречат федеральным и региональным нормативным актам, нужно оформить административное исковое заявление в суд;
  • по основаниям, указанным в решении, нужно выбрать варианты устранения нарушений – заказ проект с последующими согласованиями, проведение работ для устранения нарушений безопасности, обращение в местные органы для изменения статуса участка.

Если построенное здание соответствует нормам безопасности, указанным в ГрК РФ, СП, ГОСТ и других актах, на основании проекта можно его узаконить. С подготовленным проектом нужно пройти все обязательные процедуры – экспертизу (если это требуется по ГрК РФ), получения разрешения на строительство, ЗОС, разрешения на ввод в эксплуатацию. На практике, при узаконивании в административном порядке почти всегда выносится отказ. Оспорить его можно через суд, где также будет проверяться соответствие нормам безопасности. При положительном решении вопроса необходимо оформить технический план, пройти кадастровый учет в Росреестре, закрепить права в ЕГРН.

Если в решении о сносе указано на нарушение норм безопасности, алгоритм действий будет заключаться в следующем:

  • необходимо заказать проект на дополнительные работы и решения, которые позволят устранить нарушения;
  • с проектом нужно пройти стандартные согласования – экспертиза, разрешения и ЗОС через Госстройнадзор;
  • после проведения дополнительных работ нужно обратиться в Госстройнадзор, получить разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • при вынесении отказов на любых стадиях согласований нужно обращаться в суд.

Итогом любых вариантов защиты будет получение технического плана, прохождение кадастрового учета в Росреестре. Это позволит включить сведения о строении и участке в ЕГРН, подтвердить право собственности.

Комментарий специалиста. Общий алгоритм взаимодействия с Госинспекцией по сносу указан в Постановлении Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП. В частности, в приложении к этому документу указаны сроки сноса, которые зависят от высоты и площади здания. Эти моменты нужно учитывать при выборе варианта защит и устранения нарушений. Специалисты компании Смарт Вэй выполнят все необходимые работы в максимально сжатые сроки.

Если не устранить нарушения, здание принудительно снесут

Какие проекты и работы помогут избежать сноса

В зависимости от основания для сноса, указанных в постановлении и решении, могут потребоваться следующие виды работ и проектов:

  • оформление проекта на строительство с обоснованием безопасности на весь объем выполненных работ;
  • подготовка проекта на реконструкцию – по нему можно разобрать часть здания, этаж или пристройку (чтобы привести в соответствие с параметрами разрешенного строительства);
  • проектирование перепланировки – например, для проведения работ на фасадах, обустройства отдельных выходов без изменения основных параметров объекта.

Перечень требуемых работ будет указан в проектной и рабочей документации. Это может быть усиление конструкций, их замена на безопасные варианты. Для приведения объекта в соответствие может потребоваться разработка мер пожарной безопасности, выполнение соответствующих работ, замена конструкций и материалов.

Комментарий специалиста. Компания Смарт Вэй имеет положительной опыт защиты собственников и владельцев самостроя после вынесения решения о сносе. Мы поможем выбрать необходимые работы, быстро подготовим проект, окажем содействие при согласованиях. При необходимости обращения в суд, вашей защитой займутся наши юристы.

На данном объекте проведены фасадные работы, чтобы устранить постановление о сносе

Какие документы нужны если вынесено предписание на снос

Для устранения нарушений, указанных в предписании и постановлении на снос, могут потребоваться:

  • правоустанавливающие документы на участок;
  • ГПЗУ;
  • проект строительства, реконструкции или перепланировки;
  • техническое заключение о состоянии несущих конструкций;
  • технические отчеты и заключения по итогам обследований, изысканий;
  • рабочая документация;
  • положительное заключение экспертизы;
  • разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию;
  • Заключение о соответствии объекта (ЗОС);
  • акт приемки выполненных работ;
  • технический паспорт БТИ (при наличии).

Если для устранения причин сноса потребуются другие документы, помощь в их сборе и оформлении окажут специалисты компании Смарт Вэй. Также мы подготовим административное исковое заявление и документы для обращения в суд, если другие возможности защиты будут исчерпаны.

Как обжаловать постановление о сносе в суде

Предписание и постановление о сносе можно обжаловать в суде. Так как нарушение прав связано с изданием индивидуального акта, необходимо подавать административное исковое заявление в соответствии с КАС РФ. Если иск будет признан обоснованным, по решению суда постановление отменяется, а сведения о самовольной постройке исключаются из реестра.

Также через суд можно узаконить выполненные работы, если административные процедуры согласования завершились отказом. В этом случае нужно доказать, что при возведении объекта не были нарушены нормы безопасности, либо они были устранены в ходе дополнительных работ. По решению суда можно пройти кадастровый учет и зарегистрировать права на самострой.

Сроки и стоимость

Добиться отмены постановления о сносе достаточно сложно, так как судебная практика по этим вопросам неоднозначна. Выполнять все работы и действия нужно в максимально сжатые сроки, так как муниципальные власти могут приступить к принудительному демонтажу. Обратившись к нам, вы получите быструю и эффективную помощь по обжалованию постановления, устранению нарушений и оснований для сноса. Согласовать сроки и стоимость работ можно после изучения документов, причин вынесения решения.

Примеры наших работ по устранению постановления о сносе

Ниже можно ознакомиться с примерами работ и проектов, выполненных нашими специалистами для устранения постановления на снос.

Пример 1. После вынесения постановления о сносе торгового центра, наши специалисты оформили проектную документацию, помогли пройти все согласования. После успешного узаконивания, объект был исключен из перечня на снос.

Пример 2. Для отмены постановления о сносе этого магазина наши специалисты проектировали новую схему подключения к инженерным сетям города.

Проблемы и сложности при устранении постановления про снос

Защита от постановления на снос является изначально сложной задачей. Вот основные проблемы, которые могут возникать перед собственником и проектировщиками:

  • полное отсутствие документов на участок и самовольную постройку, т.е. предстоит быстро оформлять их до фактического сноса;
  • грубые нарушения норм безопасности, допущенные при строительстве (даже если их можно устранить, это потребует значительных расходов);
  • нарушения, связанные с несоблюдением категории и вида землепользования, что влечет дополнительные ограничения на строительство;
  • необходимость выполнять все работы в максимально сжатые сроки, так как здание может быть снесено в любой момент.

Эти, и многие другие проблемы, успешно решают специалисты компании Смарт Вэй. Обращайтесь, мы найдем выход даже в самой сложной ситуации!

Преимущества нашей компании

При выборе компании для устранения или обжалования постановления на снос важно убедиться в наличии успешного опыта ведения таких процедур. Наши специалисты неоднократно добивались отмены решения, узаконивания самовольных построек на территории Москвы. Мы предлагаем только отработанные и эффективные варианты защиты, взаимодействуем со всеми муниципальными ведомствами. Вы можете рассчитывать на полноценное сопровождение всех процедур, вплоть до получения правоустанавливающих документов на объект.

Выводы

Постановление о сносе может выноситься Правительством Москвы в отношении самовольной постройки. Согласно статье 222 ГК РФ, постройка является самовольной, если возведена на чужом участке или с нарушением вида землепользования, если застройщик не получил обязательные согласования и разрешения, если были нарушены строительные нормы и правила. Основанием для вынесения постановления могут быть проверки Госинспекции по недвижимости, ДГИ, Госстройнадзора. Получив постановление, можно устранить нарушение закона, либо обжаловать постановление через суд.

Услуги по устранению и обжалованию постановлений на снос предлагает компания Смарт Вэй. Подробнее об условиях сотрудничества можно узнать по телефонам, указанным на сайте.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  • Гражданский кодекс РФ ();
  • Градостроительный кодекс РФ ();
  • Постановление Правительства РФ № 509 ();
  • Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы” ();
  • Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы” ().

Виталий Гензель

Директор направления «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

***

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

Договор соцнайма не может устареть, он заключается единожды. Встречный иск нужно подавать в порядке положений п. 4 ст. 29 ЖК РФ (Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.)

В _______________ районный (городской) суд

_______________ области (края, республики)

Истец: __________________________________,

(Ф.И.О.)

проживает _______________________________,

телефон: _________________________________

Ответчик 1: ______________________________

(наименование органа местного

_________________________________________,

самоуправления муниципального образования)

адрес: __________________________________,

Ответчик 2: ______________________________

(________________________________________)

адрес: __________________________________,

телефон: _________________________________

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, переустройство и (или) перепланировка которого были выполнены самовольно

С «___»_______ ____ г. по «___»________ ____ г. истец самовольно произвел переустройство и (или) перепланировку _____________________________________.

В связи с тем, что переустройство и (или) перепланировка выполнена с учетом требований строительных и санитарных норм, а также переустройство и перепланировка жилого помещения не нарушает права и законные интересы собственников других помещений, этим не создается угроза их жизни и (или) здоровью, на основании ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 131, 132 ГПК РФ,

Приложения:

1. Копия Свидетельства о праве собственности N ____ от «__»_______ ___ г.

2. План переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

4. Заключение отдела Государственного пожарного надзора по _____________ от «___»_______ ____ г. (копия).

5. Квитанция об уплате государственной пошлины.

6. Копии искового заявления для ответчиков.

________________________________________________ _____________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»_________ ____ г.

УДАЧИ!

Материал подготовил юрист ЮФ «Логос»
Кубасов Виталий

Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» внесены существенные изменения в статью 222 ГК РФ, которая устанавливает правовой режим самовольной постройки.
Стоит отметить, что законодатель пошёл навстречу гражданам, осуществляющим самовольное строительство, и смягчил нормы закона – теперь легализовать незаконно возведённую постройку существенно проще. При этом за длительное время судебной практикой сформировано множество правовых позиций по вопросам самовольного строительства. Сделанные судами выводы сохранят свою силу лишь если они не противоречат новому закону. Какие же нас ждут изменения? Приведем несколько примеров.
1. Существует риск, что постройка будет признана самовольной, если земельный участок, на котором она возводится, используется не по назначению, или если лицо, которое возводит данную постройку не получило необходимых разрешений и не провело соответствующие согласования с органами государственной власти. В новой редакции закона указано, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Таким образом, даже если постройка возведена с нарушением норм, но на этапе выявления соответствующего факта указанные нормы не действуют и не были установлены на дату возведения постройки, то постройка по данному основанию не может быть признана самовольной. Такой подход перекликается со сложившейся позицией в практике о том, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
(абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
2. Новый закон указывает, что не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Таким образом, активно реализуемая в судебной практике позиция о том, что осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ (Определение КС РФ от 03.07.2007 N 595-О-П) с момента вступления в силу нового закона представляется неактуальной.
3. Законодатель позволил лицу, осуществившему самовольное строительство, приводить самовольную постройку в соответствие с законом. Ранее в судебной практике неоднократно случались ситуации, когда самовольную постройку проще и дешевле просто привести в соответствие с требованиями закона, а не сносить. По сути против подобного «улучшения» самовольно возведенного здания зачастую не возражают ни государственные органы, ни лица, чьи права затрагивает самовольное строительство. Однако ранее не существовало законных инструментов для приведения самовольной постройки в должный вид.
4. Даже если постройку признали самовольной до появления нового закона, то решение можно пересмотреть по новым обстоятельствам. Федеральный закон установил в качестве нового обстоятельства для пересмотра судебного акта установление или изменение федеральным законом оснований для признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки. Таким образом, граждане, чьи самовольные строения подлежат сносу, могут обратиться в суд и, воспользовавшись новыми мягкими и лояльными нормами статьи 222 ГК РФ, отменить старый судебный акт по новым обстоятельствам.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о сносе здания, возведенного ответчиком на арендованном им земельном участке.

В обоснование своего требования истец сослался на то, что спорный объект является самовольной постройкой, поскольку возведен с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил. Земельный участок истца граничит с земельным участком, на котором ответчиком возведена самовольная постройка. Сохранение этой постройки нарушает права истца.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в иске было отказано ввиду того, что истец не обладает правом на предъявление иска о сносе здания как самовольной постройки.

Суды указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является такое строение или сооружение, которое создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо возведено без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Отсюда вытекает, что возведением самовольной постройки могут быть нарушены права и законные интересы собственника или иного законного владельца земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, или граждан, если сохранением такой постройки создана угроза их жизни и здоровью.

Истец не имеет прав на земельный участок, на котором возведена постройка. Собственник же земельного участка против возведения спорного объекта не возражал. Кроме того, истец не является тем субъектом, который вправе обращаться в суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

Суд кассационной инстанции судебные акты первой и апелляционной инстанций отменил, дело направил на новое рассмотрение, исходя из следующего.

В силу последнего абзаца пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из этой нормы закона следует, что правом на обращение в суд с требованием о сносе самовольной постройки обладает не только собственник или иной законный владелец соответствующего земельного участка, но и лица, права и законные интересы которых нарушены сохранением постройки, а также граждане, жизни и здоровью которых угрожает ее сохранение. Иное толкование положений статьи 222 ГК РФ означает отказ в судебной защите нарушенных прав и законных интересов этих лиц.

Суд кассационной инстанции указал, что судом не оценивались представленные истцом доказательства, свидетельствующие о его заинтересованности как смежного землепользователя в заявлении указанного требования, а также доказательства существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве спорного здания.

В связи с этим дело было направлено на новое рассмотрение, при котором суду надлежало оценить заинтересованность истца в заявлении данных требований и рассмотреть спор по существу, а также привлечь к участию в деле собственника земельного участка либо в качестве третьего лица на стороне ответчика, либо с учетом того, что он фактически одобрял действия лица, осуществившего самовольную постройку, в качестве соответчика (по ходатайству или с согласия истца).

Орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в защиту публичных интересов обратился в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Орган, осуществляющий строительный надзор, обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о сносе возведенной ответчиком самовольной постройки (здания магазина).

В обоснование заявленного требования истец указал, что спорное строение возведено с существенными нарушениями строительных норм и правил, его сохранение создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, акционерное общество, несмотря на отказ во вводе здания магазина в эксплуатацию и на неоднократные предупреждения со стороны истца, использует строение для торговли.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано ввиду следующего.

В соответствии со статьей 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

За органом, осуществляющим строительный надзор, право на предъявление в суд иска о сносе самовольной постройки законом прямо не закреплено.

Суд апелляционной инстанции решение отменил по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

В силу статьи 222 ГК РФ самовольной является постройка, осуществленная без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, результатом проведения строительного надзора может быть установление факта существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил в процессе строительства, что является одним из оснований отнесения постройки к самовольным.

Самовольная постройка подлежит сносу (пункт 2 статьи 222 ГК РФ). Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе.

ГрК РФ определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций.

Возможность предъявления иска о сносе самовольной постройки в суд следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности. К таким принципам согласно статье 2 ГрК РФ, в частности, относятся осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В связи с этим за органом, осуществляющим строительный надзор, должно быть признано право на предъявление в публичных интересах в суд иска о сносе самовольной постройки. Статья 53 АПК РФ не может рассматриваться как не допускающая реализацию полномочий названного органа, закрепленных законом.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов.

Прокурор обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о сносе возведенной ответчиком автозаправочной станции с магазином и моечным узлом как самовольной постройки (статья 222 ГК РФ).

В обоснование своего требования истец сослался на то, что при строительстве были существенно нарушены строительные нормы и правила, следствием чего может стать обрушение этих объектов. По мнению прокурора, сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано, поскольку прокурор в силу статьи 52 АПК РФ не обладает правом на предъявление иска о сносе самовольной постройки.

Указанное решение было отменено судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Суд апелляционной инстанции указал, что по смыслу данных норм, а также положений статьи 52 АПК РФ последние нельзя рассматривать как запрет для прокурора заявить в арбитражный суд требование о сносе самовольной постройки в интересах неопределенного круга лиц, в том числе граждан. При ином толковании указанных правовых норм органы прокуратуры будут лишены возможности реализовывать возложенные на них функции, а неопределенный круг лиц, в интересах которого прокурором было заявлено требование, — защиты своих нарушенных прав и законных интересов.

Суд апелляционной инстанции также учел, что основанием для предъявления в суд иска о сносе автозаправочной станции явились многочисленные обращения граждан, проживающих рядом со спорным объектом.

В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции рассмотрел требование прокурора по существу.

В другом деле прокурор обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о сносе возведенного ответчиком склада как самовольной постройки.

Как указал прокурор, постройка была создана на земельном участке, принадлежащем государственному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, при этом согласие на строительство, данное этим учреждением и уполномоченным представителем собственника имущества учреждения, отсутствует.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано на основании следующего.

Прокурор обладает правом на обращение в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах. Так, прокурор вправе требовать сноса самовольной постройки, сохранение которой создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем прокурор в силу статьи 52 АПК РФ не обладает правом на предъявление иска о сносе самовольной постройки, которая создана с нарушением исключительно гражданского права законного владельца земельного участка.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх