О транспортно экспедиторской деятельности

30 июня 2003 г. N 87-ФЗ

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 18.03.2020 N 59-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
11 июня 2003 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

4.1. Экспедитор в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции. (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 59-ФЗ)

5. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

6. Клиент имеет право:

выбирать маршрут следования груза, и вид транспорта;

требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Статья 5. Обязанности клиента

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора). (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.

В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

Сохранность груза по время доставки является главным фактором успешного сотрудничества грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное повреждение или полная утрата груза в разных обстоятельствах влечёт за собой материальную, административную и уголовную ответственность.

Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ. Полная или частичная утрата груза при перевозке требует юридической помощи для предъявления обоснованных претензий и подачи исковых заявлений в судебные инстанции. В этом случае, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий:

  • досудебное урегулирование конфликта с приходом к мировому соглашению и возмещением ущерба;
  • судебные разбирательства, требующие значительных временных и финансовых затрат, которые могут быть возложены в конечном итоге на проигравшую сторону

На первом этапе предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику, виновному в аналогичном материальном ущербе. Если ответной реакции не последует или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца, в гражданский суд соответствующей юрисдикции подаётся исковое заявление.

К такому заявлению прикладываются все документы, аргументирующие позицию истца и квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.

Ответственность перевозчика за утрату груза

Согласно статье 796 ГК РФ, ответственность перевозчика за сохранность транспортируемых материальных ценностей наступает сразу же после принятия груза к перевозке с подписанием соответствующего документа. В этом случае возможны следующие варианты возмещения в разных комбинациях:

  1. Возврат всей суммы, уплаченной за перевозку, указанную в договоре доставки.
  2. Возмещение полной стоимости груза в случае его утери или утраты.
  3. Возмещение части стоимости перевозимых ценностей при частичном повреждении груза, за исключением случаев, когда испорченный товар не подлежит восстановлению.

Перевозчик может освобождаться от обязательств по компенсации материального ущерба, если он докажет, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора). Чтобы исключить разногласия во время разбирательств подобных конфликтов необходимо в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза. В случае отсутствия стоимости груза в официальных документах суд может исходить из среднерыночной цены, которая в данный момент актуальна для данной группы товаров.

Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается сразу же после подписания акта приёмки с отметкой в путевом листе о месте прибытия в пункт назначения.

Ответственность экспедитора за утрату груза

Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.

Ответственность за утрату груза в результате ДТП

  1. Если вина водителя транспортного средства, осуществляющего доставку, установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объёме в рамках процедур и положений законов, описанных выше.
  2. В случае, когда авария произошла не по вине перевозчика, он всё равно будет главный действующим лицом в исковом заявлении. Однако после возмещения материального ущерба транспортная компания или частный перевозчик имеют права предъявлять регрессивные материальные претензии к виновнику аварии.

Ответственность в случае хищения груза

И в этих обстоятельствах перевозчику будет отвечать перед владельцем, согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта. Однако в такой ситуации следует сразу же зарегистрировать соответствующее заявление в правоохранительных органах. Если преступники будут найдены, в рамках разбирательства уголовного дела перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.

Некоторые важные правовые нюансы

  1. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
  2. Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
  3. Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
  4. Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
  5. В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
  6. Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность

Порядок оформления документов пострадавшей стороной

Грузоотправители и грузополучатели, обнаружившие факт утраты груза, должны действовать следующим образом:

  • уведомить руководство транспортной компании о случившемся происшествии;
  • немедленно составить акт об утрате груза установленного образца;
  • в случае отказа водителя или экспедитора подписывать составленный акт, данный документ удостоверяется в одностороннем порядке;
  • если существует такая возможность, необходимо привлечь к актировке происшествия независимых экспертов и свидетелей;
  • если груз был застрахован, то требование о возмещении ущерба следует предъявлять к страховой компании в установленном законом порядке и размере, заявленном в страховом полисе. После выплаты компенсации страховой оператор будет выступать с соответствующими требованиями к виновнику утраты груза;
  • во всех случаях следует обратиться к опытному транспортному юристу для составления досудебной претензии, а впоследствии – для подачи искового заявления;
  • после решения суда в пользу пострадавшего лица необходимо сначала инициировать, а потом контролировать исполнительное производство, которое будет заниматься взысканием материального ущерба с виновной стороны

На портале Cargocash вы сможете застраховать свой груз у надёжного страхового оператора, с которым мы работаем более 10 лет. В таком случае существенно сокращается время выплаты компенсации, которую зачастую можно будет получить ещё до окончания разбирательства конфликта.

Скачать образец акта об утрате груза 2018

Вопрос: Вправе ли транспортная организация — экспедитор удерживать переданный ей для доставки груз до оплаты заказчиком ранее оказанных услуг в рамках одного договора транспортной экспедиции?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных данным пунктом, ответственность несет клиент.
Пунктом 1 ст. 359 ГК РФ установлено, что кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.
Правила ст. 359 ГК РФ применяются, если договором не предусмотрено иное (п. 3 ст. 359 ГК РФ).
Исходя из изложенного, если договором транспортной экспедиции предусмотрено право экспедитора удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты ему вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов, то он вправе производить удержание груза, в том числе в целях обеспечения исполнения клиентом обязанности по оплате вознаграждения и возмещения понесенных расходов по ранее оказанным услугам в рамках того же договора.
В.В.Духанин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
22.03.2010

Доставка груза только на первый взгляд кажется простой задачей. В сущности, та её часть, которая заключается в собственно перевозке товара к месту назначения, действительно структурно проста. Но, помимо этого, существует и логистическая составляющая, охватывающая целый комплекс различных задач, которые могут и не иметь ничего общего с перевозкой, но без которых процесс доставки груза был бы невозможен или крайне затруднён. Решением этих задач занимаются экспедиторы – полноправные участники транспортной цепочки.

В чем суть работы экспедитора.

В переводе с латинского слово «expedire» означает «сопровождение», что достаточно точно и ёмко обозначает сущность этой профессии. Ну, а если выражаться деловым языком, то экспедитором можно назвать юридическое лицо, осуществляющее за определённое вознаграждение контроль за перевозкой грузов и выполнение всех задач, связанных с этим процессом, включая экспедирование, страхование груза, его хранение или перевалку. Заказчиком работ может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Не следует смешивать понятия «грузоперевозчик» и «экспедитор» – экспедиторская компания в большинстве случаев не имеет собственного парка транспортных средств и для выполнения транспортировочных операций арендует подвижный состав у компаний, специализирующихся на грузоперевозках. В принципе, если сравнивать экспедиторскую фирму с транспортной, то одно из основных отличий будет заключаться в мере ответственности. Перевозчик отвечает только за доставку груза в пределах своего участка маршрута, экспедитор же несёт ответственность за доставку партии товара в соответствии с принципом «от двери до двери», то есть на всех этапах перемещения груза.

Формирование логистической цепочки – достаточно сложная задача: неслучайно в прикладной математике существует соответствующая дисциплина, занимающаяся разработкой оптимальных маршрутов. Экспедитору в этом плане сложнее, поскольку оптимальность в данном случае предполагает не только уменьшение общего километража, что само по себе важно, но и учёт факторов, влияющих на безопасность маршрута, создание комфортных условий для водителя, уменьшения простоев в пути и т.д. Кроме того, именно на плечи экспедитора ложится выбор оптимальных технологий и способов доставки груза. Он отвечает и за максимальную загрузку транспортного средства, в его обязанности входит и множество других задач.

В настоящее время, согласно отчётам независимых исследовательских компаний, в сфере международных перевозок экспедиторские компании контролируют примерно 75-80% рынка. Крупная экспедиторская компания имеет возможность оптимизировать грузовые перевозки, исключая такие негативные моменты, как большие скопления грузов в крупных транспортных узлах, снижение стоимости грузоперевозок за счёт перераспределения транспортных потоков между разными видами транспорта, учёт сезонных особенностей, влияющих на тарифную составляющую.

Поскольку в последнее время всё большее значение приобретают мультимодальные грузоперевозки, предполагающие применение различного транспорта, то на первый план выходят задачи, связанные с перевалкой товаров и их растаможиванием. Все они также выполняются экспедиторской компанией, которая должна соблюдать установленные в договоре сроки и уметь ориентироваться во временных особенностях перемещения груза разными видами транспорта. Часть обязанностей профессии указана в должностной инструкции (ДИ) экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов, но следует учесть, что данный документ не имеет утверждённой формы, а в сети представлена типовая инструкция, в которую могут вноситься изменения и дополнения.

Требования к квалификации

Как указано в ДИ, экспедитор грузоперевозок должен обладать начальным профессиональным/средним образованием с прохождением специальной подготовки по данной профессии, при этом требования к наличию стажа работы не предъявляются. Если обратиться к Справочнику профессий (раздел квалификационных характеристик), то транспортный экспедитор доложен иметь базовое (среднее профессиональное/неполное высшее) образование по специальности «логистика» или «транспортное хозяйство». Профессия предполагает знание делопроизводства на базовом уровне, обладание навыками обработки корреспонденции независимо от способов её получения. Экспедитору нужно знать и помнить адреса постоянных корреспондентов, в его обязанности входит изучение структуры экспедиторского предприятия.

Однако на практике работодатели руководствуются отнюдь не наличием диплома, а конкретными навыками соискателя, касающимися знания конкретного города, опыта вождения, способности планировать оптимальные маршруты следования перевозимого товара, умения в сфере техобслуживания транспортных средств. Если выражаться более доступными терминами, экспедитора можно назвать штурманом, который сидит в машине справа от водителя, выполняя сугубо штурманские обязанности, связанные с сопровождением товара и составлением оптимального пути движения. Однако наличие солидного водительского стажа становится в последнее время значительным преимуществом – экспедитор, который может в случае необходимости быть водителем, ценится гораздо больше.

Что же касается международных перевозок, здесь квалификационные требования намного выше – без образования соответствующего направления и подготовки на уровне бакалавра не обойтись. Экспедитор международного уровня обязан изучить основы таможенного права, знать основные положения страховой деятельности, обладать профессиональными навыками работы с документами, знать и уметь применять на практике основы транспортной логистики. Впрочем, обладание логистическими навыками будет нелишним и в случае работы на внутренних маршрутах, хотя крупные экспедиторские компании обычно имеют в штате специалистов по логистике. Соответствующее образование можно получить как в высших учебных заведениях, специализирующихся на транспорте, так и посредством посещения учебных программ, тренингов и семинаров, на которых рассматриваются вопросы, имеющие отношение к логистической тематике.

Обучаясь на стационаре, будущие экспедиторы изучают правоведение на базовом уровне, основы законодательства РФ (гражданского, транспортного, трудового), но особое внимание уделяется изучению правил и норм, касающихся собственно грузоперевозок, госрегулированию хозяйственной деятельности на автотранспорте, способов и методов организации грузоперевозок. Много внимания уделяется ознакомлению с транспортной системой крупных мегаполисов.

Посещение семинаров позволяет быть в курсе последних новшеств в сфере экспедирования, заводить нужные для работы связи, получать практические навыки по организации трудовой деятельности, связанной с экспедированием грузов.

Общие положения

Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:

  • правилами трудового распорядка, утверждёнными администрацией экспедиторской компании;
  • нормативными документами, касающимися экспедиторской деятельности;
  • уставом экспедиторской фирмы;
  • соответствующими методическими инструкциями/руководствами;
  • приказами/распоряжениями начальства (непосредственного руководителя, а также главы компании);
  • должностной инструкцией транспортного экспедитора.

Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:

  • порядке приёма/сдачи перевозимых товаров;
  • организации и контроле за выполнением погрузочных/разгрузочных мероприятий;
  • условиях осуществления хранения, перевалки или перевозки экспедируемых товаров;
  • нормативах простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных операций для всех типов транспортных средств;
  • основах организации труда, включая соответствующее законодательство;

Экспедитор должен:

  • знать адреса и реквизиты основных поставщиков, являющихся клиентами компании, а также адреса основных складов клиентов;
  • знать основные маршруты транспортировки грузов;
  • придерживаться правил внутреннего распорядка экспедиторской компании;
  • в совершенстве знать формы документов, используемых при оформлении грузов;
  • знать нормы и правила ОТ/пожарной безопасности.

Обязанности транспортного экспедитора в случае отсутствия штатного работника возлагаются на заместителя, назначаемого администрацией экспедиторской компании. Именно на него возлагается ответственность за неисполнение штатных обязанностей транспортного экспедитора, включая ответственность за просрочку доставки груза, его порчу или хищение.

Должностные обязанности экспедитора

Согласно утверждённой в экспедиторской компании ДИ, в обязанности транспортного экспедитора входит выполнение следующих функций:

  • приём товара со складов грузоотправителя, сверка количественных показателей с накладными и сопроводительными документами;
  • контроль за надлежащим санитарным состоянием автотранспортных средств, используемых для транспортировки груза;
  • проверка целостности товара, составление акта в случае выявления подобных нарушений;
  • проверка наличия такелажного инструмента и приспособлений, обеспечивающих безопасную транспортировку товара;
  • контроль за правильностью и соблюдением мер безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при укладке грузов на транспортное средство;
  • сопровождение перевозимого товара на всём протяжении маршрута до конечного пункта, обеспечение его сохранности во время транспортировки;
  • обеспечение надлежащего режима хранения товара при остановках, перевалке груза, при ожидании разгрузочных работ;
  • сдача доставленного товара грузополучателю, оформление приемо-сдаточных актов;
  • при выявлении недостачи или порчи части доставленного товара – участие в составлении/оформлении соответствующих актов;
  • участие в организации условий, обеспечивающих безаварийную доставку товара, при необходимости – ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий с участием ТС, занимающихся грузоперевозками в рамках договора с экспедиторской компанией. В случае наличия пострадавших в ДТП принятие мер по оказанию неотложной медицинской помощи, вызов представителей дорожно-транспортной полиции, аварийной службы, кареты скорой помощи;
  • оказание помощи заказчику в деле обеспечения максимально комфортных и безопасных условий трудовой деятельности водителей, незамедлительное информирование руководства о случаях нарушениях трудовой дисциплины, при возникновении производственных травм, в случае заболевания участников грузоперевозок, при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, потенциально или реально угрожающих здоровью участникам грузоперевозок.

Кроме того, понятие экспедирования предполагает участие представителей экспедиторской компании в оформлении всех документов, требуемых для обеспечения организации грузоперевозок, включая складскую, таможенную/налоговую, страховую, транспортную документацию, а также документы, требуемые при перегрузке, перевозке, перевалке, проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий.

Поскольку основная задача экспедитора – своевременная доставка товара без потерь к месту назначения, определённому в соответствии с установленным маршрутом, в круг штатных обязанностей данной профессии могут входить и другие услуги, предоставляемые нанимателю:

  • выполнение анализа заявки заказчика в части определения наилучших условий перевозки товара;
  • оказание консультационных/информационных услуг;
  • таможенная очистка партии товара;
  • оказание помощи при прохождении фитосанитарного (карантинного) контроля в случае перевозки соответствующих грузов;
  • оказание помощи в решение вопросов, связанных с фискальными органами;
  • декларирование груза;
  • разработка оптимального маршрута и схемы использования транспортных средств доставки для быстрейшей доставки перевозимого товара к месту назначения;
  • определение сроков выполнения перевозок;
  • решение вопросов по страхованию части или всей партии товара;
  • выполнение мероприятий по информационному сопровождению грузоперевозок;
  • формирование условий, порядка оплаты и тарифных ставок;
  • оказание помощи в складировании товара.

Оказание консультативных услуг предполагает оказание помощи заказчикам в решении таких стратегически важных вопросов, как минимизация таможенных и налоговых платежей, сокращение других околотранспортных издержек

Права транспортного экспедитора

Кроме обязанностей, у экспедитора по грузоперевозкам имеется и весомый пакет прав, включающий следующие возможности:

  • ознакомление с проектами решений администрации и руководства компании, касающихся любых аспектов его деятельности;
  • внесение на рассмотрение компетентными структурами экспедиторской компании предложений, касающихся усовершенствования и оптимизации работ, имеющих отношение к выполнению работником штатных должностных обязанностей (ДО);
  • своевременное получение в полном объёме документов, данных и информации, требуемой в рамках выполнения экспедиторских ДО от руководителей отделов, подразделений и профильных специалистов;
  • привлечение к работе в рамках выполнения должностных экспедиторских обязанностей специалистов отделов и подразделений компании (если это входит в компетенцию специалиста в рамках действующих положений и документов о структурных подразделениях экспедиторской компании, если нет – с составлением письменного ходатайства с разрешения главы компании);
  • требование от администрации и руководства компании принятия мер по оказанию содействия экспедитору в рамках выполнения должностных инструкций водителя-экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов;
  • принятие участия во всех мероприятиях, связанных с принятием решений в сфере охраны труда (включая конференции, собрания и заседания трудового коллектива, организуемые профсоюзными организациями или представителями ТК).

Ответственность экспедитора по грузоперевозкам

Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:

  • за неисполнение штатных обязанностей, сформированных в ДИ (в рамках действующего КзоТ РФ);
  • за любые правонарушения, совершённые в процессе выполнения экспедиторских обязанностей (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском/административном, транспортном или уголовном законодательстве РФ);
  • за несоблюдение (соблюдение в ненадлежащем порядке) требований и нормативов по противопожарной безопасности, ТБ, ОТ, промышленной санитарии (в рамках действующих правовых/нормативных актов РФ);
  • за причинение заказчику услуг или экспедиторской компании материального ущерба (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском, административном или уголовном законодательстве РФ).

Контроль и оценку работу транспортного экспедитора выполняет непосредственный руководитель работника (в случае его отсутствия – уполномоченное администрацией экспедиторской компании должностное лицо).

Новая редакция Ст. 803 ГК РФ
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к Ст. 803 ГК РФ

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» распространяет правила рассмотрения споров и сроки давности договора перевозки на договор транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Другой комментарий к Ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В статье установлены основания ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед клиентом, которое может выражаться в утрате или повреждении (порче) груза, просрочке исполнения принятых на себя обязательств, неисполнении указаний клиента, в частности, о маршруте перевозки и виде транспорта, выходе за пределы предоставленных ему клиентом полномочий.

2. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Он освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ответственность устанавливается в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены за аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования кредитора. Если требование добровольно удовлетворено не было, действительная стоимость груза определяется на день принятия судебного решения.

Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если указанный срок договором не установлен, груз считается утраченным, если не выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Вознаграждение возвращается в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Требовать возвращения экспедитором вознаграждения можно, если это предусмотрено договором. При отсутствии в договоре соответствующего условия клиент не вправе заявить подобное требование.

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения полностью или в части экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Таким образом, в отличие от возмещения реального ущерба упущенная выгода подлежит возмещению только в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором обязанностей. Если экспедитор докажет, что его вина отсутствовала, упущенная выгода не взыскивается.

3. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор, помимо возмещения убытков, уплачивает за каждые сутки (неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения.

4. Законодатель ограничивает ответственность экспедитора, если обязательство нарушено по обстоятельствам, зависящим от перевозчика. Если груз утрачен (поврежден) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком, экспедитор отвечает по правилам ст. 796 ГК. Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза. Экспедитор не будет нести ответственность при наличии оснований, освобождающих от ответственности перевозчика.

Ответственность экспедитора ограничивается также по договорам об оказании экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в таких случаях предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

Возмещение за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза не может превышать две расчетные единицы, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Указанные ограничения не применяется, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Правила об ограничении ответственности действуют только в случае, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ.

Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом, ничтожно (ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

6. В отличие от ГК, не предусматривающего специальных правил предъявления требований к экспедитору, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает обязательный претензионный порядок, за исключением предъявления требований при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Эти требования могут быть предъявлены в суд без соблюдения процедуры досудебного урегулирования.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право требования в результате суброгации — перехода к страховщику прав на возмещение ущерба в соответствии со ст. 965 ГК.

Претензия предъявляется в письменной форме. К ней должны быть приложены документы, удостоверяющие право на предъявление претензии, а при предъявлении требования об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза — также документы, подтверждающие его количество и стоимость. Документы прилагаются в подлиннике или в виде засвидетельствованных в установленном порядке копий. Претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Этот срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза — со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, — со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, — со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о таких нарушениях.

Экспедитор может принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Какого-либо примерного перечня уважительных причин в законе не содержится. Принятие претензии к рассмотрению при наличии уважительных причин пропуска установленного срока — право, а не обязанность экспедитора.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в течение 30 дней со дня получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

7. Гражданский кодекс не предусматривает для договора транспортной экспедиции сокращенного срока исковой давности. Однако, учитывая, что договор транспортной экспедиции непосредственно связан с договором перевозки, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности установил, что для требований из договора транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх