Общественный сектор экономики

19.03.2016 4 680 Время на чтение: 10 мин.

Константин Белый

Знаете ли вы, как работает экономика страны? Что это вообще такое? Наверняка многие вот так сходу затруднятся ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Поэтому я решил написать об этом отдельную статью, в которой постараюсь максимально доступно и понятно объяснить, что такое экономика страны, и по каким принципам она функционирует. Надеюсь, что эта информация окажется интересной и полезной.

Что такое экономика страны?

Экономика страны — это совокупность всех типов ресурсов и факторов производства (природные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы — капитал, предпринимательские способности, знания и умения), находящихся в пределах государства, которыми распоряжаются разные органы его власти и субъекты хозяйствования.

Чем можно охарактеризовать экономику страны? Как понять, что эта экономика «хорошая», а эта — «плохая»? Различными общепринятыми статистическими показателями. Основных показателей экономики можно выделить три (в разных странах они могут называться немного по-разному, но смысл похожий):

  1. Валовый внутренний продукт (ВВП) — это стоимость всех произведенных на территории страны товаров и услуг за анализируемый период, независимо от целей производства (для внутреннего потребления, для экспорта, для накопления). Более точное представление об экономике страны этот показатель даст в связке с другими данными, например, ВВП на душу населения.
  2. Уровень инфляции — показатель, характеризующий рост цен на товары и услуги за анализируемый период. Фактически этот показатель характеризует стабильность экономики. Существует целый ряд различных индексов, характеризующих уровень инфляции, для разных случаев применяют разные показатели.
  3. Уровень безработицы — показатель, характеризующий процент официально нигде не занятых лиц среди трудоспособного населения.

Также существует ряд других важных показателей экономики, эти принято считать за основные.

Главным показателем экономики выступает валовый внутренний продукт страны.

Причем, не в абсолютном выражении (оно само по себе мало о чем говорит), а в динамике. Если ВВП за отчетный период вырос в сравнении с предыдущим — значит, наблюдается рост экономики страны, а если снизился — падение. То есть, главная цель экономики страны — это создание и наращивание ВВП.

Экономические циклы

Экономика страны циклична: как показывает практика, в любой экономике можно наблюдать экономические циклы. Основных таких циклов 4:

  • Экономический подъем: рост ВВП, снижение безработицы и инфляции;
  • Экономический пик: максимальные показатели ВВП, минимальные безработицы и инфляции;
  • Экономический спад: снижение ВВП, рост безработицы и инфляции;
  • Экономическое дно: минимальные показатели ВВП, максимальные безработицы и инфляции. Как правило, цикл дна самый непродолжительный, но бывает, что экономика остается на дне очень долгое время, и тогда этот цикл называют экономической депрессией.

Все эти циклы сменяют друг-друга именно в такой последовательности (после дна снова следует подъем). Каждый цикл может продолжаться определенное время, которое определяется текущей экономической конъюнктурой. Но самое главное — экономические циклы могут быть как глобальными, там и среднесрочными, краткосрочными, внутри одного цикла можно наблюдать другие. Всего по временным характеристикам их выделяют 4 типа:

  • краткосрочные (2-3 года);
  • среднесрочные (6-13 лет);
  • долгосрочные (15-20 лет);
  • глобальные (50-60 лет).

Структура экономики страны

Экономика страны, можно сказать, имеет несколько структур, давайте их рассмотрим.

Воспроизводственная структура направлена на создание того самого ВВП, который и характеризуют государственную экономику. В эту структуру входят все субъекты хозяйствования, которые производят какие-либо товары и услуги: государственные предприятия, крупный, средний и малый бизнес, частные предприниматели.

Отраслевая структура экономики предполагает разделение всех ее хозяйствующих субъектов по разным секторам (отраслям) производства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, и т.д., причем, внутри каждого сектора есть множество подотраслей по принципу сетевой структуры.

Территориальная структура экономики делит ее по территориальному признаку: по регионам, областям, округам, штатам, районам, городам и т.д., входящим в состав государства.

Цели экономики страны

Как я уже писал, главной целью экономики государства является поддержка хороших темпов производства и рост ВВП. Но есть и другие цели экономики страны, которые в той или иной степени связаны с основной. Давайте их рассмотрим.

Оптимальный уровень инфляции и ценовая стабильность. То есть, не высокий, и не низкий, для каждой страны можно найти свое оптимальное значение. Если инфляция будет слишком сильной — это будет способствовать экономическому спаду, а если слишком низкой — застою. Низкие цены выгодны потребителям, но не выгодны производителям, а высокие — наоборот. В идеале цены должны регулироваться не государством, а рынком, при этом оставаясь на оптимальном уровне и для продавцов, и для покупателей.

Платежный баланс и стабильная валюта. Каждое государство ведет свою внешнеэкономическую деятельность — что-то продает за границу, и что-то оттуда покупает, что носит название, соответственно, экспорт и импорт. Соотношение между экспортными и импортными операциями носит название торговый (платежный) баланс государства. Это один из ключевых факторов, влияющих на валютный курс. В идеале экспорт должен быть равен импорту, но на практике такое редко встречается. Поэтому одна из основных задач экономики страны — регулирование торгового баланса и сокращение разницы между экспортными и импортными операциями.

Высокий уровень занятости. Чем ниже безработица — тем стабильнее экономика страны и само государство в целом. Когда люди обеспечены заработком — растет уровень жизни, снимается разного рода социальное напряжение. Абсолютной 100%-й занятости не бывает даже в странах с самой стабильной экономикой, потому что какой-то небольшой процент населения все равно не работает по разным причинам, но близкий к нулю уровень безработицы — это хороший показатель.

Благодаря выполнению целей и задач, стоящих перед экономикой страны, в государстве должен поддерживаться высокий уровень жизни населения.

Экономические регуляторы

Для выполнения задач, стоящих перед экономикой страны, органы власти используют разного рода регуляторы, действие которых закрепляется законодательными актами и другими нормативными документами. К таким регуляторам можно отнести:

  • Налоговые регуляторы (ставки налогов и сборов);
  • Государственное регулирование цен;
  • Установленные уровни зарплат, пенсий, социальных пособий;
  • Инструменты Центрального банка (учетная ставка, валютные интервенции, операции с ценными бумагами и т.д.);
  • Государственное регулирование ставок по кредитам;
  • Льготы и субсидии гражданам и субъектам хозяйствования;
  • И т.д.

Вот, собственно, те основные моменты, которые характеризуют экономику страны. Думаю, в этом нет ничего сложно и примерное представление о том, как работает экономика страны, и что ее характеризует, вы получили.

Оставайтесь на Финансовом гении — здесь вы найдете множество другой полезной информации из области финансов и экономики. До новых встреч!

В результате изучения материалов данной главы студент должен:

знать

  • • состав и структуру системы общественных доходов;
  • • критерии оценки эффективности общественных доходов;
  • • основные подходы к формированию оптимального налогообложения;

уметь

  • • определять факторы, влияющие на эффективность и динамику общественных доходов;
  • • проводить сравнительный анализ динамики поступлений и структуры общественных доходов в Российской Федерации;

владеть

• навыками оценки показателей бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Система общественных доходов. Государственное управление системой общественных доходов в Российской Федерации

В экономической литературе проблема формирования общественных доходов рассматривается с позиций концепции общественного блага и теории бюджетного федерализма. Для осуществления эффективной экономической политики объем доходных полномочий каждого уровня власти должен соответствовать объему закрепленных за ним функций.

С этой целью большое значение имеет разграничение общественных доходов по уровням власти и выделение:

  • • федеральных доходов (федеральный уровень);
  • • региональных доходов (региональный уровень);
  • • местных (муниципальных) доходов (уровень органов местного самоуправления).

Совокупность всех видов общественных доходов, формируемых на разных уровнях власти, образует систему общественных доходов (рис. 8.1).

Все общественные доходы могут быть объединены в две группы:

  • • государственные доходы, представляющие собой совокупность федеральных и региональных доходов;
  • • местные (муниципальные) доходы.

Рис. 8.1. Система общественных доходов в Российской Федерации

Федеральные доходы формируются государственными органами власти федерального значения, от их уровня и объема зависит эффективность развития всей национальной экономики. На федеральном уровне происходит формирование государственного бюджета, в котором отражены все доходы и расходы общества, вырабатываются основные направления проведения налоговой и бюджетной политики.

К региональным доходам относят доходы регионов. Это могут быть доходы штата (США), федеральной земли (Германия) или доходы республик, краев, областей (Россия). Доходы на региональном уровне формируются как путем получения доходов из собственных источников, так и при использовании финансовых ресурсов, предоставляемых федеральным центром.

Местные (муниципальные) доходы, формируемые местными органами власти, направляются на обеспечение развития и деятельности городов и населенных пунктов. Доходы на местном уровне формируются за счет собственных источников и отчислений, получаемых от федеральных и региональных органов власти.

В системе общественных доходов особое приоритетное место занимают государственные доходы. Это связано с преобладанием государственных доходов в общем объеме общественных доходов, а также со спецификой их формирования. Именно государство, обладая законным правом принуждения, получает большую часть своих доходов путем изъятия части средств, в заранее определенном, установленном законом порядке, в обмен на предоставляемые впоследствии общественные блага. Это достигается с помощью сбора с юридических и физических лиц обязательных платежей (налоговых доходов).

Важнейшим элементом государственной системы управления общественными доходами является создание правовой среды, которая способствует четкому разграничению компетенций органов власти всех уровней в области доходных полномочий, определению основ формирования общественных доходов, создает стимулы для производства общественных благ и роста благосостояния общества при максимально эффективном использовании налогово-бюджетной системы.

Структура государственного управления системой общественных доходов определена нормами Конституции РФ, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ. Вступление в действие Бюджетного и Налогового кодексов РФ явилось основой современного этапа совершенствования нормативно-правовой базы системы общественных доходов в России.

В Налоговом кодексе РФ установлены основные принципы налогообложения в Российской Федерации, определены общие правила и процедуры, которыми должны руководствоваться все участники налоговых отношений, их права и обязанности, а также процессуальные нормы, обеспечивающие их реализацию.

Редакцией 2007 г. Бюджетного кодекса РФ введено детальное регулирование на законодательном уровне целого ряда вопросов, касающихся формирования доходов бюджетов различных уровней. Это можно расценивать как существенный шаг вперед в установлении государственных норм и принципов формирования доходов бюджетов.

Доходы бюджетов — основная форма общественных доходов, предназначенная для финансового обеспечения социально-экономических задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование доходов бюджетов всех уровней осуществляется государством.

Бюджетным кодексом РФ в редакции от 26.04.2007 введены понятия главного администратора и администратора доходов бюджетов (ст. 160.1).

Главным администратором (администратором) доходов бюджетов является определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • • формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
  • • представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
  • • представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
  • • формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
  • • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

К бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета относят:

  • • начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  • • взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • • принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ;
  • • принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  • • формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета и др.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ.

Все доходы бюджетов Российской Федерации в соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ классифицируются по кодам. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Каждому виду доходов присваивается код, который включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент доходов.

В соответствии со п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ едиными для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами доходов бюджетов являются:

  • • первая единая группа: налоговые и неналоговые доходы;
  • • вторая единая группа: безвозмездные поступления.

Налоговые доходы, неналоговые доходы, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций, образуют собственные доходы бюджетов.

В соответствии со п. 6 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов РФ.

Важный признак классификации доходов бюджетов — по элементам доходов.

В Бюджетном кодексе РФ выделены десять единых элементов доходов для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 8 ст. 20):

  • 1) федеральный бюджет;
  • 2) бюджеты субъектов РФ;
  • 3) бюджеты муниципальных районов;
  • 4) бюджеты городских округов;
  • 4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;
  • 5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • 6) бюджеты городских поселений;
  • 6.1) бюджеты сельских поселений;
  • 6.2) бюджеты внутригородских районов;
  • 7) бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • 8) бюджет Фонда социального страхования РФ;
  • 9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

В соответствии с п. 9 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ Минфин России утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган субъекта РФ утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Приступая к изучению проблем экономики общественного сектора, необходимо, прежде всего, определить предмет этой дисциплины.

Экономика общественного сектора — научная и учебная дисциплина, предметом которой выступают государство и общество как специфические субъекты экономики, экономические и социальные аспекты их поведения, система предпочтений в отношении общественных благ и особенности общественного выбора.

Позитивная экономика общественного сектора исследует фактические образы экономического поведения государства и общества и реагирующих на это поведение субъектов экономики.

Нормативная экономика общественного сектора обосновывает эффективные решения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

Необходимость существования общественного сектора обосновывается с позиции экономической теории «провалов» рынка. «Провалы» (несовершенство, изъяны) рынка — это экономические ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов и достижения Парето-эффективности.

Оптимум Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится эффективным оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы. Согласно критерию Парето, движение в сторону оптимума возможно при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние, по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

«Провалы» рынка, как правило, возникают вследствие существования монополистического производства, информационной асимметрии (неполноты информации), внешних эффектов и общественных благ.

Однако и сознательная деятельность государства не всегда является эффективной и общественно целесообразной. В результате государственного регулирования могут возникать «провалы» государства, которые проявляются в неполноте государственных рынков, неполноте информации, возникновении негативных внешних и внутренних эффектов и перепроизводстве общественных благ.

Общественный сектор — это не только государство и общество, представленные государственными и общественными институтами. Важнейшим видом ресурсов в рыночной экономике являются денежные средства, поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют также государственные финансы, прежде всего, государственный бюджет, его доходы и расходы.

Масштабы общественного сектора характеризуются размерами государственной собственности, объемом государственных доходов и расходов. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, принадлежащих государству, во втором случае — о потоках собираемых и расходуемых денежных средств. О важности общественного сектора в экономике страны можно также судить о доли занятых в этом секторе в общей численности работающих.

Общественный сектор занимает наиболее прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство, почтовые услуги, железнодорожные перевозки.

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения, обладая законным правом принуждения. Следовательно, доходы общественного сектора складываются из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций

Доходы государства, включенные в структуру государственного бюджета, — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законо­дательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления, формирующиеся в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Можно выделить следующие видыдоходов государства:

ü налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);

ü безвозмездные поступления;

ü неналоговые доходы.

Основной формой доходов современного государства, обеспечивающей его функционирование, являются налоги. Они включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, т.е. установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Все денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства объединяются понятием бюджет. На практике различают бюджет (бюджеты всех уровней) и государственные и муниципальные внебюджетные фонды, которые имеют целевой характер.

Источником налоговых поступлений являются доходы граждан и организаций. Объектами налогообложения являются не только доходы, но и имущество принадлежащие налогоплательщику, приобретенные или проданные им товары, использованные ресурсы и т.д.

Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов может оказываться в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и cy6cидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидии –это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

К неналоговым доходам относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2. доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;

4. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

5. иные неналоговые доходы.

В России, как и в других странах с рыночной экономикой, доходы государства формируются преимущественно за счет налогообложения. Налоговая система России содержит три уровня налогов: федеральные, республиканские и местные налоги. Основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов – прямые. Важнейшими источниками средств для функционирования общественного сектора в России являются налог на добавленную стоимость и отчисления в фонды социального страхования.

Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики общественного сектора.

  1. Классификация налогов.

В финансировании общественного сектора основную роль играет налоговые доходы государства. Налоги представляют собой обязательные платежи (денежные взносы) физических и юридических лиц государству как изъятие части дохода в заранее определенном, установленном законом порядке. Легальный, законный характер платежей – важнейшая черта налоговой системы. Уплата налогов – одна из главных обязанностей гражданина.

Налоги выполняют следующие функции:

Во-первых, фискальную как способ мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет.

Во-вторых, распределительную, с помощью которой осуществляется перераспределение доходов между группами населения, территориями, сферами производства, между настоящим и будущими поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением.

В-третьих, антициклическую, т.е. с помощью дифференцированных налоговых льгот и снижения верхних (маргинальных) налоговых ставок создаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности, а также обеспечивается экономическая заинтересованность в увеличении объемов производства, его обновлении, проведении НИОКР. Налоги, кроме того, выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, нацеленных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической конъюнктуры.

В-четвертых, социально-воспитательную, а именно, высокие акцизные налоги на винно-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать увеличению культурно-образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

В-пятых, контрольно-учетную, то есть учета доходов предприятий и групп населения, объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

Современная налоговая система включает несколько критериев по классификации налогов.

1) С учетом объектов налогообложения, различают прямые и косвенные налоги. Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество, вторыми – ресурсы, деятельность, товары и услуги;

2) С учетом целей взимания, налоги делятся на целевые и нецелевые. Целевые налоги (маркированные) предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога. Если средства, аккумулируемые с помощью налога, могут расходоваться для решения разнообразных задач по усмотрению органа, утверждающего бюджет, такой налог называется немаркированным;

3) в зависимости от того как исчисляются налоговые обязательства налоги делятся на специфические и стоимостные. Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров, выраженное в натуральных единицах, такой налог называется специфическим. Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в процентах (долях) на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов, то налог называется стоимостным;

4) в зависимости от того, как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе, различаются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. Прогрессивный налог растет быстрее дохода, регрессивный – медленнее его, а доля пропорционального налога в доходе остается неизменной независимо от того, насколько велик доход;

5) в зависимости от субъекта, получающего доход, различают следующие подоходные налоги. Это, прежде всего, налог на индивидуальные доходы (индивидуальный подоходный налог). Система индивидуального подоходного налогообложения предусматривает три элемента: необлагаемый минимум доходов, размер которого должен соответствовать прожиточному минимуму, минимальные и максимальные налоговые ставки (предельные, маргинальные налоговые ставки) и налоговая шкала, предусматривающая количество групп налоговых ставок и разный режим их градации. Разновидностью подоходного налога является налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). К особой группе налогов относятся налоги, взимаемые с доходов для финансирования системы социального обеспечения и социального страхования. Речь идет о социальных платежах в пенсионный фонд и фонды медицинского страхования, фонды занятости и т.д. Эти налоги являются подоходными налогами специального назначения.

В основе практически любой системы налогообложения лежит принцип справедливости. Он базируется на необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками.

При сборе прямых налогов действует принцип справедливости, который основан на платёжеспособности населения, с последующим перераспределением полученных налоговых поступлений.

Существуют:

ü равенство по горизонтали: непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении

ü равенство по вертикали: уровень налогообложения устанавливается в соответствии со степенью платёжеспособности граждан.

Принцип платежеспособности исходит из того, что рубль, изъятый через налоги у человека, имеющего мало рублей, составляет большую жертву, чем рубль, изъятый у богатого человека.

Горизонтальная и вертикальная справедливость являются разновидностями распределительной справедливости, к которой относятся также справедливые налоговые системы между центром и регионами, между поколениями и т.д.

В системе косвенного налогообложения реализуется принцип пропорциональной выгоды. В этом случае тот, кто больше налогов заплатил, тот больше благ получил. Например, тот, кто платит налог на бензин и транспортные средства, получает выгоды от финансирования за счёт этих средств строительства и ремонта дорого. Справедливость прямого налогообложения вступает в противоречие со справедливостью прямого налогообложения. При косвенных налогах платёжеспособность различных групп населения не учитывается, оно регрессивно по отношению к доходам и социально несправедливо к бедным слоям населения.

  1. Перемещение налогов. Распределение налогового бремени. Избыточное налоговое бремя и его оценка.

Налоговые обязательства, как известно, определяются на основе действующего законодательства, в рамках которого устанавливаются нормы налогообложения физических и юридических лиц. Реагируя на эти обязательства, налогоплательщики стараются по возможности уменьшить возложенную на них часть налогового бремени. Распределение налогового бремени интересно с точки зрения справедливости в налогообложении. Поэтому важно уметь анализировать процесс перемещения налогов и определять сферу действия каждого из них.

Сферу действия налогов можно определить как совокупность экономических субъектов, на которые в конечном итоге и ложится налоговое бремя. Добиваясь сокращения налогового бремени, налогоплательщик может либо сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности, либо переместить налоговое бремя на других экономических субъектов.

Представители российской школы государственных финансов конца XIX —начала XXв. (А.А. Исаев, И.Х. Озеров, П.М.Лебедев, П.П. Гензель, В.И. Твердохлебов, А.А. Соколов) внесли заметный вклад в разработку проблемы переложения налогов. Они полагали, что данная проблема занимает некоторое особое промежуточное положение, находится на границе между общей экономической теорией и прикладной наукой — государственными финансами.

Под переложением налогов понимается такое взимание налогов, изменение цен товаров и услуг или такое обусловленное налогом воспрепятствование этому изменению, при котором плательщик получает возможность в той или иной мере перенести бремя налога на других лиц, т.е. либо на своих покупателей (случай прямого переложения), либо на своих поставщиков (случай обратного переложения). В современной литературе по теории налогов первый случай переложения налога, идущего от производителя к потребителю, определяется как переложение вперед, а второй случай переложения налога от потребителя на производителя, от спроса к предложению определяется как переложение назад.

В случае, когда встает вопрос о перемещении налогового бремени, важны взаимоотношения трех сторон: государства, налогоплательщика и его рыночных контрагентов, на которых он перекладывает определенную часть возложенных на него налоговых обязательств. На рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка.

Как известно, перемещение налогового бремени и процесс формирования частичного равновесия на одном рынке может привести к его перемещению и на другие рынки. Поэтому сферу действия налогообложения необходимо рассматривать в контексте общего равновесия. Это особенно важно, когда предметом анализа являются такие крупные налоги, как налог на прибыль, НДС, налоги и платежи на заработную плату и т.д., ведь порядок налогообложения поданным видам налогов может оказывать существенное влияние на макроэкономическую ситуацию в целом.

Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Способность налогоплательщиков перемещать налоги на своих контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют.

Если рынок является конкурентным, то возможности перемещения налогового бремени всецело определяются соотношением эластичностей спроса и предложения. На конкурентном рынке отдельного товара или услуги переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

На монополизированном рынке, в отличие от конкурентного, даже самая высокая гибкость предложения не гарантирует продавцу возможность полного перемещения налогового бремени на покупателей. Так как налоговое бремя для монополиста выражается в том числе в сокращении прибыли, и за счет этого ситуация монополиста может в ряде случаев относительно ухудшится в большей степени, чем с продавцами на конкурентном рынке. Однако сокращение ренты и ее перераспределение в доход государства не означают ее исчезновения.

Таким образом, действия налоговопределяются

ü функциями спроса и предложения на каждом из рынков, вовлекаемых в процессы перераспределения налогового бремени,

ü мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках,

ü соответствующими производственными функциями.

Если два налога, применение которых для мобилизации одной и той же суммы в доход государства влечет за собой одинаковые экономические последствия для всех значимых для анализа секторов хозяйства и групп населения, то такие налоги называются эквивалентными.

На рынке труда последствия налогообложения зависят от того, на каких участках кривой предложения труда достигается равновесие как до, так и после введения налога.

Возможны три случая. Если точки доналогового и посленалогового равновесия располагаются на участке, где эластичность предложения положительна либо на участке, где предложение абсолютно неэластично, перемещение налогового бремени происходит практически так же, как на обычном конкурентном рынке товара.

Когда равновесие достигается на нижнем участке, бремя распределяется между продавцами и покупателями в соответствии с соотношением эластичностей предложения и спроса.

Если же равновесие достигается на верхнем участке, то налоговое бремя практически полностью ложится на работников, поскольку эластичность предложения труда в данном случае близка к нулю.

Если доналоговое и посленалоговое равновесие находится на участки с отрицательной эластичностью по цене предложения, возникает специфическая ситуация. Снижение фактического уровня оплаты, происходящее под влиянием налога, обусловливает в данном случае рост предложения труда. Цена труда снижается больше, чем на величину налога.

Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя. В качестве синонимов этого термина используются термины «чистые потери от налогообложения» или «потери благосостояния от налогообложения».

Избыточное налоговое бремя может быть определено как разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой.

В условиях конкурентного рынка размер избыточного налогового бремени опреде­ляется: начальным (доналоговым) состоянием; самим налогом; функцией спроса; функцией предложения. При увеличении налога избыточное налоговое бремя растет опережающим темпом по сравнению с доходами государства.

Налог обычно вызывает двоякого рода изменения в поведении потребителей.

Во-первых, происходит полное или частичное замещение налогооблагаемого товара другими на основе сопоставления новых соотношений цен с прежними оценками денежных эквивалентов полезности.

Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода, что связано с пересмотром денежных эквивалентов полезности товаров и услуг. Следовательно, при анализе результатов налогообложения требуется учитывать эффект замещения и эффект дохода.

В условиях монополии налог также ссужает спектр потенциально взаимовыгодных сделок и, следовательно, также порождает избыточное налоговое бремя. В условиях монополии размер, на который, при данной величине налоговых поступлений снижается объем продаж, зависит от формы налогообложения: специфической или стоимостной. Меньшему сокращению объема продаж, соответствует и меньшая величина избыточного налогового бремени.

Досуг, как и доход, представляет ценность для индивида. Обложение дохода налогом означает повышение цены, которую приходится уплачивать за его единицу. Ценой в данном случае является то «количество досуга», которым требуется пожертвовать для получения единицы дохода. Величина избыточного бремени обложения доходов зависит от налоговой ставки и от склонности налогоплательщиков затрачивать дополнительные усилия ради увеличения заработков.

В этих условиях возникает проблема оптимизации налогообложения, при этом очень важно учитывать, что минимизация налогового бремени имеет целый ряд ограничений:

1) величина общего объема налоговых поступлений, которые необходимы институтам общественного сектора для исполнения возложенных на него обязательств;

2) возможности налоговой системы, т.е. те налоги, которые можно реально собрать в сложившейся социально экономической ситуации (с учетом размера административных издержек);

3) принятое в данном обществе понятие о социальной справедливости в отношении распределения доходов.

Итак, отметим еще раз, что исполнение условия об оптимизации налогообложения предполагает решение задачи о минимизации избыточного налогового бремени, которое, как известно, зависит от эластичности спроса и предложения. Поэтому можно сделать вывод о том, что при одинаковом налогообложении избыточное налоговое бремя будет связано с товаром, эластичность спроса на который выше.

Вместе с тем важно отметить, что введение различных ставок налогов для различных товаров в зависимости от уровня эластичности спроса на данные товары будет способствовать исполнению принципа гибкости и социальной справедливости в налогообложении (низкая эластичность спроса характерна для товаров «первой необходимости», высокая доля расходов семейного бюджета на покупку которых приходится как раз на низкодоходные группы населения). Но тогда исполнение принципов гибкости и социальной справедливости при налогообложении товаров и услуг войдет в противоречие с принципами простоты и экономической нейтральности, вокруг которых в основном и должны реализоваться идеи об оптимальном налогообложении.

На основании всего изложенного выше можно сделать вывод и сформулировать ряд правил об оптимальности налогообложения: правило Рамсея, правило Корлетта—Хейга, правило обратных эластичностей

1. Правило Рамсея: «При оптимальном налогообложении физический объем производ­ства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции».

2. Правило Корлетта—Хейга, в основе которого лежит идея о том, что в результате искажающего действия налогов происходит замена труда досугом, а последний, будучи фактором благосостояния, непосредственно не поддается налогообложению. Поэтому последствия искажающего действия налогообложения будут уменьшены при прочих равных условиях, товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом.

3. Правило обратных эластичностей: оптимальные ставки налогообложения товаров обратно пропорциональны величинам эластичностей компенсированного спроса на них.

При оптимизации налогообложения, преследующей перераспределительные цели, выбор определяется: характером функции общественного благосостояния; доступным набором налогов; мерой их влияния на экономическую активность. Задача оптимизации налогообложения состоит в минимизации избыточного бремени имеющихся в распоряжении государства налогов при заданной величине налоговых поступлений и некоторых ограничениях на распределение доходов.

| следующая лекция ==>
Сравнительный анализ полученх результатов. | Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе

Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1241;

Кроме того, возникает опасность нарушения личного пространства и идентичности детей со стороны сервисов массовой обработки данных, которая стала возможной благодаря развитию Интернет-коммуникаций. Важно продолжать выявлять и анализировать ситуации уязвимости детей как пользователей Интернета, чтобы, с одной стороны, защитить их от опасности, а с другой — обеспечить им возможность использовать блага цифровой коммуникации.

Эксперты рекомендуют контролировать пользование детей Интернетом. Но при этом важно, чтобы взрослые не ограничивали использование цифровых коммуникаций, а скорее регулировали этот процесс. Особое внимание авторы предлагают обращать на онлайн-контент и особенности цифрового опыта детей (что они делают онлайн и зачем), что может в большей степени защитить ребенка, чем ограничение времени, проводимого им в Интернете.

Специалисты ЮНИСЕФ формулируют основные цели политики в области защиты и расширения возможностей детей в эпоху цифровизации (с. 124-129):

1) обеспечить всех детей дешевым доступом к высококачественным цифровым ресурсам;

2) защищать детей от опасностей, возникающих при цифровой коммуникации;

3) защищать личное пространство и идентификацию детей в цифровой коммуникации;

4) повышать цифровую грамотность детей для обеспечения их информированности, инклюзии и безопасности в Интернете;

5) привлекать частный сектор к продвижению этических стандартов и практик, защищающих и расширяющих возможности детей при использовании онлайн-коммуникаций.

О.Н. Пряжникоеа

Ключевые слова: рынок труда; занятость; малые и средние предприятия; заработная плата; бюджетный сектор экономики.

Поведение различных участников рынка труда — органов государственного управления, работодателей и работников — невоз-

можно понять без анализа мотивов, которыми оно определяется. Успехи или неудачи бизнеса или государственной политики занятости в целом во многом определяются тем, насколько эти мотивы соответствуют ситуации на рынке труда страны и положению с занятостью на конкретных предприятиях.

Так, для компаний важно выстроить правильную схему работы с наемным персоналом, выбрать создающие мотивацию принципы оплаты труда, создать благоприятную обстановку на производстве, содействовать повышению квалификации работников.

Влияние политики компании на мотивацию работников определяется с помощью инструментария социологических обследований. Одно из подобных обследований было проведено в 87 организациях Хорватии, 64% которых представляли малый и средний бизнес (1). 56% опрошенных относились к первичному и вторичному секторам экономики, а оставшиеся 44% — к третичному и четвертичному секторам1. В выборке опрошенных работников 66% составляли женщины, 55,2% — молодежь в возрасте до 25 лет, в то время как респонденты старше 30 лет — всего 24,2%. Респонденты оценивали предлагавшиеся им утверждения по пяти градациям шкалы Ликерта2.

Обработка результатов обследования позволила построить следующий ранжированный по степени согласия работников список утверждений:

1) хорошее взаимодействие способствует улучшению рабочей атмосферы (оценка по шкале Ликерта 4,8 из 5);

2) хорошее взаимодействие улучшает бизнес компании (4,69);

3) модель лидерства улучшает бизнес компании (4,69);

4) мотивация способствует улучшению рабочей атмосферы (4,59);

В трехсекторнои модели экономики к первичному сектору относится добыча сырья, к вторичному — обрабатывающие производства, к третичному — сфера услуг, научные исследования и разработки, необходимые для производства изделий из природных ресурсов. — Прим. реф.

2 Шкала суммарных оценок, разработанная в 1932 г. Р. Ликертом, при использовании которой в социологических опросах респондент оценивает степень своего согласия или несогласия с предложенным ему утверждение от «полностью согласен» (оценка «5») до «полностью не согласен» (оценка «1»). — Прим. реф.

5) мотивация улучшает бизнес компании (4,55);

6) модель лидерства способствует улучшению рабочей атмосферы (4,53);

7) политика в отношении персонала (в части выбора руководства и менеджмента) улучшает бизнес компании (4,38).

Расчет парных коэффициентов корреляции показал наибольшую значимую связь между такими парами утверждений, как «хорошее взаимодействие улучшает бизнес компании» и «модель лидерства способствует улучшению рабочей атмосферы» (коэффициент корреляции составил 0,490), а также «хорошее взаимодействие улучшает бизнес компании» и «модель лидерства улучшает бизнес компании» (0,482) (1). На основании проведенного исследования был сделан вывод, что мотивация работника оказывает существенное влияние на рабочую атмосферу в компании. Подобные исследования представляют интерес не только с научной, но и с практической точки зрения, давая сигналы работодателям, в каком направлении следует работать с наемным персоналом.

Микро-, малые и средние предприятия Хорватии часто сталкиваются с проблемами привлечения занятых и сохранения кадров1. Это связано во многом с наличием административных ограничений, которые являются, как правило, более жесткими по сравнению со странами ЕС. В ЕС в целом эти предприятия составляют 99% общего числа всех компаний, и их доля в добавленной стоимости превышает 50%. В Хорватии общее число таких предприятий составило в 2015 г. 106,2 тыс., или 99,7% общего числа зарегистрированных предприятий. В ЕС в 2015 г. добавленная стоимость, созданная на почти 28 млн малых и средних предприятиях, составила 3,9 трлн евро, а численность занятых на них — 90 млн человек Доля малых и средних предприятий ЕС в общей численности занятых в этих странах составила в 2015 г. 66,7% (в Хорватии -69,2%), а в общем доходе — 57,4% (соответственно 54%).

Малые и средние предприятия характеризуются большей по сравнению с крупными предприятиями гибкостью в организации хозяйственной деятельности. Во многих случаях они лучше адап-

1 К микропредприятиям в ЕС относятся предприятия с численностью занятых менее 10 человек и годовым оборотом менее 2 млн евро, для малых эти критерии составляют соответственно менее 50 человек и 10 млн евро и для средних -менее 250 человек и 50 млн евро. — Прим. реф.

тируются к изменяющейся экономической среде и развиваются быстрее крупных предприятий. Например, в 2015 г. совокупный доход малых предприятий с численностью занятых до 50 человек и годовым оборотом менее 10 млн евро увеличился на 4,8%, средних -на 6, а крупных — на 1,3%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее во многих случаях у малых и средних предприятий имеются сложности с внедрением инноваций, их экономические показатели и правовая защищенность хуже по сравнению с крупными предприятиями. Как правило, на малых и средних предприятиях высокая текучесть кадров. Кроме того, у них относительно выше административные издержки. Если на крупных предприятиях расходы на выполнение нормативных требований в расчете на занятого составляют 1 евро, то на малых — 10 евро. Нехватка квалифицированных специалистов и менеджеров является второй по значимости проблемой для малых и средних предприятий стран ЕС в целом и первой для Хорватии, где доли таких случаев в 2016 г. составили соответственно 19,68 и 20,18%. Существенно выше значимость этой проблемы для малых и средних предприятий в Словакии и Чехии, в каждой из которых данная доля составила 31% (2).

В 2016-2017 гг. в Хорватии было проведено анкетирование малых и средних предприятий, с тем чтобы выявить влияние административных ограничений на их деятельность, в частности в сфере занятости1. В выборку, по которой можно было обработать данные, попало 701 предприятие. По результатам обследования оказалось, что наиболее значимой для них проблемой в области занятости оказалось частое изменение нормативной базы, на что указывали 54% отпрошенных предприятий. Для 34% предприятий-респондентов значимой оказалась необходимость привлечения внешнего персонала, для 33% — необходимость заполнения большого числа документов, для 31% — значительное время для осуществления необходимых процедур и соблюдения других формальностей при работе с персоналом, большое количество этих процедур и других

1 Работа была частью межстранового проекта «Деятельность в области государственного управления и процедуры дебюрократизации в развитии малых и средних предприятий: сравнительный анализ Словении и Хорватии», который финансировался совместно Министерством науки и образования Республики Хорватия и Министерством образования, науки и спорта Республики Словения. -Прим. реф.

формальностей, для 15% — необходимость дополнительного взаимодействия предприятий с административными органами, и только для 9% — большие финансовые затраты на процедуры, связанные с кадровой политикой.

Число административных барьеров, с которыми сталкиваются предприятия при проведении кадровой политики, различается в зависимости от типа предприятий. Например, у микропредприятий среднее число таких барьеров составило 2,13, у малых — 1,93 и у средних — 1,68. У микро-, малых и средних предприятий первичного сектора экономики число таких барьеров составило в среднем 1,95, вторичного — 2,01, третичного — 2,26 и четвертичного — 1,83 (2). Снятие излишних административных ограничений станет дополнительным стимулом развития малых и средних предприятий в Хорватии.

Для работников приоритетными являются условия их занятости, прежде всего размер оплаты их труда. Но это важно также и для экономики страны в целом с точки зрения формирования как доходов бюджета (налоги на заработную плату), так и его расходов (если речь идет о занятых в бюджетном секторе экономики). Например, получили распространение работы, в которых проверяется получившая распространение гипотеза, что повышение заработной платы бюджетников за счет средств государственного бюджета и бюджетных расходов в целом влечет за собой снижение экономической активности в стране. Такая ситуация особенно опасна в период экономической рецессии. Хотя имеются отдельные исключения, однако для европейских стран в целом высказанная гипотеза находит статистическое подтверждение. Известны результаты расчетов, свидетельствующие, что создание одного рабочего места в бюджетном секторе экономики приводит к ликвидации 1,5 рабочих мест в частном секторе и увеличения численности незанятых на 0,3% (3).

Соответствующее эконометрическое исследование на данных месячной статистики о заработной плате в бюджетном секторе экономики, приведенной к месячным показателям экономической активности, было проведено в Хорватии за период с января 2000 по февраль 2017 г. Страна при этом характеризовалась как малая от-

крытая экономика1 (3). Бюджетный, или общественный, сектор включал государственное управление и оборону, образование, а также здравоохранение и социальные услуги.

Результаты анализа показали, что повышение заработной платы в общественном секторе экономики оказывает статистически значимое влияние на экономическую активность в долгосрочной перспективе, увеличивая при этом дефицит государственного бюджета. В свою очередь, это приводит к росту государственного долга и может повысить нестабильность финансовой системы. Органам государственной власти важно знать предельные размеры государственного долга, превышение которого увеличивает риск такой нестабильности. Как показывает практика, эти размеры сильно варьируются между отдельными странами.

В обществе отношение к бюджетному сектору экономики и к занятым в нем во многих случаях неоднозначное. Это подтвердили результаты опроса 502 жителей города, проведенного в 2014 г. Экономическим институтом в Загребе (Хорватия). По мнению респондентов, цена содержания бюджетного сектора слишком высока, а его размеры избыточны; и, следовательно, налоговая нагрузка, вызванная его содержанием, может быть уменьшена. Такой результат совпадает с результатами, которые получены другими хорватскими исследователями. Отчасти подобное отношение к бюджетному сектору обусловлено изменением ситуации в нем в период экономического кризиса 2008-2012 гг., когда доля занятых в этом секторе в общей численности занятых в экономике Хорватии увеличилась. При этом заработная плата работников государственных предприятий увеличилась относительно оплаты труда занятых на предприятиях частного сектора. В целом эмпирические исследования показывают, что стабильный экономический рост в стране обеспечивается в большей мере снижением государственных расходов, включая расходы на заработную плату занятых в бюджетном секторе экономики, а не повышением налоговой нагрузки.

1 Малая открытая экономика рассматривается в литературе как страна, которая не оказывает влияния на зарубежные рынки, а следовательно, не является конкурентом на них, но при этом подвержена влиянию мировой экономической конъюнктуры. — Прим. реф.

Список литературы

2018.04.041. ЗАНЯТОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ЕВРОПЕ.

Employment and social development in Europe / European Commission. — Luxembourg, 2018. — February. — 47 p. — (ESDE; Quarterly review).

Ключевые слова: Евросоюз; зона евро; рынок труда; занятость; безработица.

Экономика Евросоюза в 2017 г. продолжила развиваться высокими темпами. Так, в третьем квартале 2017 г. прирост реального ВВП составил 0,7%, как по Евросоюзу, так и в зоне евро, что соответствует показателю предшествующего квартала. При этом рост ВВП в годовом исчислении (в третьем квартале 2017 по сравнению с третьим кварталом 2016 г.) составил 2,8%. По отдельным странам в третьем квартале 2017 г. рост ВВП значительно колебался — от -0,5% (самый низкий показатель) в Дании до +4,2 — в Ирландии (самый высокий прирост). Годовой прирост ВВП наблюдался во всех странах — членах ЕС и достиг 7% на Мальте, в Румынии и Ирландии (с. 11).

Количество занятых в отчетный период достигло 236 млн человек в Евросоюзе и 156,3 млн в зоне евро, что является наивысшим уровнем занятости за весь период наблюдений. При этом рост занятости отмечался уже в течение четырех с половиной лет. Начиная с самого низкого уровня занятости в середине 2013 г. к третьему кварталу 2017 г. он вырос в странах ЕС на 12 млн человек, из которых 7,4 млн приходятся на зону евро (с. 16).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх