ООО ликвидация

Добавить в «Нужное»

Обновление: 9 августа 2017 г.

Процедура ликвидации ООО с одним участником несколько проще, чем ликвидация компании, когда участников несколько. В этом случае нет необходимости созывать и проводить собрание всех участников, голосовать за принятие решений по одним вопросам единогласно, по другим — большинством голосов. Единственный учредитель решение о ликвидации ООО принимает единолично.

Ликвидация ООО с одним участником

Общая процедура ликвидации компании одного лица такая же, как и остальных, с той лишь особенностью, что все решения в ходе проведения процедуры принимаются одним лицом. Единственный учредитель должен принять и оформить следующие свои решения:

  • о ликвидации общества;
  • о назначении ликвидатора или комиссии по ликвидации (эти функции учредитель может возложить на себя);
  • об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • об утверждении ликвидационного баланса.

Все данные решения оформляются документально. Например, по первому вопросу оформляется решение учредителя о ликвидации ООО (образец смотрите ниже). С него и начинается процесс ликвидации.

Далее назначается ликвидатор (комиссия). Это решение можно оформить отдельно, но чаще решение единственного участника о ликвидации ООО содержит решение и по этому вопросу. Здесь же может быть прописан и порядок ликвидации общества, в том числе сроки его ликвидации.

При этом нужно учесть, что с 01.09.2017 вступают в силу новые положения Закона об ООО (в ред. Закона № 488-ФЗ от 28.12.2016), согласно которым участник общества не может установить срок ликвидации ООО более года. Продление этого срока допускается, но только по решению суда на срок до 6 месяцев.

Скачать образец решения единственного участника о ликвидации ООО 2017 года

О принятом решении обязательно должны уведомляться налоговые службы. Для этого используется официальная форма Р15001, которую нужно направить в инспекцию по месту нахождения компании в течение 3-х дней с момента принятия решения. На основании заявления налоговики вносят в ЕГРЮЛ сведения о том, что компания находится в процессе ликвидации.

К заявлению о ликвидации по форме Р15001 прилагается решение единственного участника о ликвидации. За неуведомление или нарушение сроков уведомления участника общества могут наказать. Ответственность предусмотрена ст. 14.25 КоАП РФ.

Далее сообщение о ликвидации компании нужно опубликовать в специальном печатном издании. Информация о ликвидации компаний публикуется в «Вестнике государственной регистрации».

В дальнейшем комиссия по ликвидации или ликвидатор проводит работу по установлению имущества и долговых обязательств общества. Для этих целей предусмотрено обязательное уведомление кредиторов общества о начале процесса ликвидации. Согласно положениям гражданского законодательства с этого момента все обязательства общества считаются наступившими, а кредиторы вправе предъявить свои требования.

Срок для подачи требований кредиторами не может составлять менее 2-х месяцев после публикации сообщения о ликвидации в указанном Вестнике.

Помимо работы с кредиторами, ликвидатор общества выясняет имущественное положение общества. Для этого проводится обязательная инвентаризация, принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности. Если в итоге имущества общества окажется недостаточно для удовлетворения всех кредиторских требований, компания должна будет перейти к процедуре банкротства.

По итогам проведенной работы составляется промежуточный баланс общества, в котором отражаются сведения об имуществе общества, требованиях кредиторов. Единственный участник общества должен утвердить промежуточный баланс своим решением. В налоговый орган направляются сведения об этом по форме Р15001.

После завершения работы с кредиторами, погашения всех долгов общества по установленным требованиям составляется ликвидационный баланс компании, который также утверждается решением единственного участника.

Окончательный ликвидационный баланс с заявлением по форме Р16001 и документом об уплате пошлины направляется в налоговую службу. Если документы в порядке, налоговики вносят сведения о ликвидации компании в ЕГРЮЛ. На этом процесс ликвидации завершается, а все обязательства общества прекращаются.

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК РФ выделяет два вида ликвидации: добровольная и обязательная.

Общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания участников общества.

Причины ликвидации общества могут быть самыми разными, в том числе это может быть в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, либо с достижением цели, ради которой оно создано.

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров, исполнительный орган либо участник ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания участников вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью), решение вопроса о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Решение по данному вопросу принимается всеми участниками единогласно.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Перечень оснований для судебной ликвидации общества установлен статьей 61 ГК РФ:

— в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Осуществление обществом деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для его ликвидации;

— в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации;

— в случае осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. К примеру, судебная практика рассматривает как грубое нарушение налогового законодательства отсутствие ответчика по месту постоянной регистрации (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2003 года по делу №А78-164/03-С1-4/5-Ф02-1806/03-С2).

Иные основания и порядок ликвидации общества определяются ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Как видим, указанный перечень не носит исчерпывающий характер. Например, пункт 5 статьи 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, согласно которому в случае не исполнения обязанности по уменьшению уставного капитала, общество может быть ликвидировано.

Обратите внимание, не является основанием для ликвидации общества в судебном порядке неисполнение решения общего собрания о добровольной ликвидации общества.

Однако, следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации общества не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 декабря 1997 года №23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Эти сроки в соответствии со статьей 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

При возложении судом обязанностей по ликвидации общества на его учредителей следует исходить из того, что эти обязанности в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью должны быть исполнены участниками общества.

Кроме того, суд вправе назначить ликвидатора общества. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

Учредители общества, принявшие решение о ликвидации общества обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС).

На практике возник вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации общества в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

С целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации общества, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

На основании статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители общества обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

В случаях, когда законодатель обязывает «уведомить» о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, уплата государственной пошлины при подаче уведомления не требуется. Данное сообщение носит уведомительный характер.

Форма такого уведомления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии обществом решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 ГК РФ, налоговый орган назначает выездную налоговую проверку указанного общества. При наличии задолженности по налогам и сборам — обеспечивает применение к обществу мер по ее взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие — ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

Однако, при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения налоговой проверки, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Учредители общества назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Как уже было сказано, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Обратите внимание!

Согласно пункту 4 статьи 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в случае, когда участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества.

Ранее действовавшая редакция статьи 63 ГК РФ предусматривала обязанность общества согласовать промежуточный ликвидационный баланс с регистрирующими органами. Ныне действующая редакция говорит лишь о том, что:

«В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом».

Законом об обществах с ограниченной ответственности такой обязанности также не установлено.

Обратите внимание!

Кредитные организации обязаны согласовывать промежуточный ликвидационный баланс с Банком Российской Федерации. Требования по составлению промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и порядок согласования указанных балансов территориальными учреждениями Банка Российской Федерации определены в Положении о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка Российской Федерации, утвержденном Центральным Банком Российской Федерации от 4 октября 2000 года №125-П.

Согласно статье 63 ГК РФ выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников общества.

Обратите внимание!

Ликвидационный баланс не требует согласования с каким либо органом либо утверждения судом (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 июня 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/1242, от 18 апреля 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/505, Постановление ФАС Поволжского округа от 31 мая 2005 года по делу №А65-18694/04-СГ3-25).

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, а также оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, распределяется между участниками в соответствии со статьей 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Завершающим этапом ликвидации общества является государственная регистрация общества в связи с ликвидацией. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

· ликвидационный баланс;

· документ об уплате государственной пошлины;

· газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Кроме того, кредитные организации для государственной регистрации своей ликвидации обязаны представить в Банк Российской Федерации дополнительные документы. Перечень таких документов определен Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 21 января 2003 года №1241-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, и порядке их представления в Банк России».

Общество может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным.

Признание общества банкротом судом влечет его ликвидацию. Общество может быть признано банкротом как в принудительном порядке, так и добровольно объявить о своем банкротстве.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения ликвидации юридических лиц, а также банкротства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц, банкротство».

Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Фактически прекратить деятельность компании несложно, а вот официально ликвидировать юридическое лицо значительно труднее. И одного желания собственников для этого недостаточно. Действующее законодательство строго следит за соблюдением прав кредиторов и прочих заинтересованных лиц, поэтому ликвидация ООО довольно затратный по времени и деньгам процесс.

Как и почему принимают решение о прекращении деятельности организации, какими методами пользуются при этом, плюсы и минусы каждого из них, возможно ли все сделать самостоятельно, сколько времени и денег это потребует – обо всем этом вы узнаете из нашего материала.

Если вас в первую очередь интересует стоимость ликвидации ООО, то переходите по ссылке.
Только не забудьте потом вернуться и дочитать статью)

Варианты (способы) ликвидации

Варианты ликвидации ООО можно условно поделить на официальные и альтернативные. Официальная процедура четко описана в действующем законодательстве, альтернативные представляют собой иные алгоритмы юридических действий, в результате которых юридическое лицо прекращает деятельность.

Официальные способы ликвидации

  • добровольную ликвидацию по решению собственников;
  • принудительную по решению суда (банкротство);

В результате официальной ликвидации фирма прекращает свою деятельность, сведения о ней удаляются из ЕГРЮЛ, но зачастую это сопряжено с полной или частичной потерей находящихся на балансе компании активов и претензиями контрольных органов к ее руководителям. Так же есть риск субсидиарной ответственности.

Альтернативные способы ликвидации:

  • смена руководства и собственников, а также юридического адреса ООО;
  • продажа фирмы;
  • реорганизация;
  • ликвидация через оффшор.

В первых двух случаях фирма продолжает существовать. Вот только бывшие учредители юридически уже не имеют к ней отношения, быстро и недорого избавившись от ненужного ООО. Но не от ответственности – они полностью отвечают за деятельность компании в период управления или владения ею.

Ликвидация через оффшор и с использованием реорганизации более надежны и безопасны, поэтому сегодня они стали самыми популярными способами альтернативной ликвидации.

Разобравшись с видами ликвидации, поговорим о ее возможных причинах. Мотивов для добровольного упразднения ООО множество, среди них:

  • непримиримые разногласия учредителей (собственников);
  • окончание срока деятельности (если он был указан при регистрации);
  • отсутствие деятельности и/или доходов от компании;
  • фирма выполнила свою функцию и стала не нужна;
  • плохое финансовое состояние ООО и т.д.

Принудительная ликвидация проводится только по решению суда. Причинами может быть запрещенная законами страны деятельность, отсутствие или невозможность получения необходимой лицензии, множественные нарушения действующего законодательства.

Процедура ликвидации ООО

Выбор способа ликвидации зависит от ее причин и текущего финансового состояния компании – при общем согласии собственников часто выбирают официальные методы. При невозможности расплатиться по долгам – процедура банкротства. В целом ряде случаев выбирают различные альтернативные способы ликвидации юридических лиц.

В большинстве случаев процедура ликвидации ООО довольно сложная и отнимает много времени, хотя провести её можно и самостоятельно. Но вот стоит ли? Давайте разберемся.

Процесс официального закрытия фирмы начинается с общего собрания собственников и создания ликвидационной комиссии. О решении учредителей нужно уведомить ФНС в течение 3 дней. И конечно же, нужно собрать документы для ликвидации фирмы.

Вам понадобятся следующие документы для ликвидации ООО:

  • свидетельство о регистрации ООО;
  • Устав ООО;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • договор учредителей о создании ООО;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;
  • извещения о постановке на учет из ПФР, ФОМС, ФСС;
  • справка о присвоении кодов статистики;
  • копии паспортов и ИНН директора, главного бухгалтера и всех членов ликвидационной комиссии.

Не испугал список? Тогда идем дальше. Необходимо провести тщательную проверку отчетности – малейший недочет затянет процесс, можно получить дополнительно начисленные пени и штрафы. Даже из-за одного неправильно оформленного документа можно получить отказ и придется начинать всё заново.

Обязательно уточните правильность каждой цифры в отчетности – проверять информацию будут специалисты ФНС. Особое внимание обратите на дебиторскую и кредиторскую задолженность – взыщите долги и уведомьте кредиторов о прекращении деятельности ООО, отправив сообщение о начале процесса заказным письмом.

После получения из налоговой листа записи о процессе ликвидации, необходимо подать объявление в «Вестник государственной регистрации». И не забудьте составить и сдать для проверки в ФНС промежуточный ликвидационный баланс. Конечный ликвидационный баланс составляется после полного расчета с кредиторами. Кстати, если баланс покажет, что имеющегося имущества недостаточно для погашения кредиторской задолженности, то начинается процедура банкротства.

Отнеситесь внимательно к срокам подачи и оформления документов – на их нарушение предусмотрены штрафы. Правильно заполняйте бухгалтерские и прочие формы, проверьте наличие всех подписей, доверенностей (при необходимости) и оригиналов учредительных документов. Удостоверьтесь, что собран полный пакет необходимых для закрытия ООО бумаг. Учтите, что директор и собственники компании должны быть постоянно доступны – часто нужны будут их подписи. Если директор часто отсутствует, то его следует заменить – иначе процесс ликвидации ООО может тянуться до бесконечности.

Проще всего закрыть ООО с нулевым балансом – такие фирмы, как правило, мало интересуют контролирующие органы и проблем с ликвидацией ООО не возникает. Гораздо сложнее, если у компании ведется активная деятельность или имеются долги перед бюджетом.

Самостоятельно ликвидировать ООО сложно – нужно знать множество нюансов, обращать внимание на кажущиеся незначительными тонкости. Лучше доверить ведение процедуры профессионалам и сберечь свое время, нервы и деньги.

Сроки ликвидации ООО

Кстати, о времени. Для каждого конкретного случая оно отличается, но закрытие ООО даже с нулевым балансом и отсутствием деятельности придется ждать не меньше 2 месяцев. Тем более сроки ликвидации ООО увеличиваются, если фирма «живая». Давайте посчитаем вместе.

Сотрудники компании должны быть предупреждены об увольнении за 2 месяца. На обязательную при ликвидации проверку налоговой отводится 2 месяца, но в некоторых случаях может быть продлена до 4 и даже 6 месяцев (она не зависит от сроков предыдущей проверки и проводится за 3 года). Приплюсуем время на исполнение требований кредиторов – в обычных случаях на это отводится минимум 2 месяца. Но бывают случаи, когда кредиторы завышают суммы – тогда проблема решается через суд. Сколько он продлится – неизвестно. Неправильно оформленные документы также затягивают этот и без того длительный процесс.

Но все же законодательством установлен максимальный срок проведения процедуры – 1 год. Продление возможно только по суду и то на 6 месяцев.

Но можно заранее подготовиться и уменьшить срок ликвидации ООО – провести расчеты с кредиторами, заранее закрыть дебиторскую задолженность, провести сверку с налоговыми органами.

Cравнение способов ликвидации ООО

И в конце давайте сравним все варианты прекращения деятельности организации, выясним плюсы и минусы каждого метода. Все они собраны и наглядно показаны в таблице:

Методы ликвидации Сроки Плюсы Минусы

Официальные способы

Добровольная ликвидация ≈ 4 мес. + Необратимость процедуры ликвидации
+ Нет претензий к директору и главному бухгалтеру после завершения
— Риск доначисления штрафов и пени
— Процедура невозможна для компаний с задолженностью перед бюджетом
Принудительная ликвидация (банкротство) 6 -12 мес. + Компания исключается из ЕГРЮЛ
+ Нет претензий к директору и главному бухгалтеру после завершения
+ Не нужно сдавать отчетность за прошедшие периоды
+ Возможность уменьшить штрафы за различные нарушения в судебном порядке
— Длительные сроки процедуры
— Распродажа имеющихся на балансе активов для удовлетворения требований кредиторов
— Сохраняется ответственность учредителей перед кредиторами
— В большинстве случаев требуется помощь профессиональных юристов в сфере хозяйственного права

Альтернативные способы

Смена участников от 1 нед. + Быстро
+ Недорого
— Фирма не исключается из ЕГРЮЛ
— Возможность предъявить претензии к прошлым периодам деятельности – вплоть до уголовной ответственности
Смена директора и/или адреса от 1 нед. + Быстро
+ Недорого
— Фирма не исключается из ЕГРЮЛ
— Существует крайне высокий риск возникновения серьезных проблем с налоговой для бывших руководителей
Продажа фирмы от 2 нед. + Быстро
+ Недорого
— Сохраняется ответственность учредителей за нарушения и обязательства в период собственности, а также перед кредиторами
Реорганизация ≈ 4 мес. + Фирма исключается из ЕГРЮЛ после завершения процедуры реорганизации
+ Часто компания присоединяется к компании в другом регионе РФ, под контроль другой ИФНС. Последующая ликвидация правопреемника гарантирует отсутствие проблем.
— Небольшой риск появления вопросов со стороны ФНС при присоединении большого числа компаний к компании-донору
— Риск выездной налоговой проверки.
Ликвидация через оффшор от 4 нед. + При переоформлении не проводится налоговая проверка
+ Управляющей компанией становится нерезидент РФ
— Практическая невозможность самостоятельной организации данной процедуры

Самостоятельная ликвидация ООО

Самостоятельно определиться с наиболее подходящим способом закрытия ООО сложно – необходимо знать тонкости того или иного процесса. Дилетантский подход часто не исправляет, а лишь усугубляет ситуацию. Поэтому лучше доверить процедуру ликвидации профессионалам, для которых это не нудная и скучная обязанность, а знакомая до мелочей и любимая работа. В компании «Юрис Консалтинг» уже более 10 лет работают именно такие юристы.

Однако, если вы все-таки решите самостоятельно пройти все шаги на пути к прекращению деятельности вашего ООО, было бы неплохо эти шаги знать. Для этого мы подготовили для вас пошаговую инструкцию, которая актуальна в 2018 году и вы можете ею руководствоваться, чтобы успешно закрыть ООО.

Может ли ИФНС самостоятельно закрыть ООО?

Федеральная налоговая служба вправе ликвидировать юридическое лицо в одностороннем порядке, если компания длительное время не ведет деятельность либо осуществляет ее с нарушением законодательства. Прекращение функционирования предприятия происходит в этом случае путем снятия его с регистрации в государственном реестре юридических лиц. Исключение фирмы из Госреестра является правом, а не обязанностью налоговых органов.

Налоговики вправе принять единоличное решение о закрытии Общества (статья 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») в административном порядке в следующих случаях:

  • компания более года не функционирует;
  • по банковским счетам не происходит движение средств в течение 12 месяцев;
  • не сдается отчетность документация, согласно законодательству РФ в течение 12 месяцев;
  • отсутствуют средства на расходы, необходимые для добровольной ликвидации;
  • отсутствует возможность возложить затраты по процедуре добровольной ликвидации на учредителей;
  • в государственном реестре юрлиц более чем полгода содержится информация о наличии недостоверных сведений, которые предоставляло юрлицо (адрес, сведения о руководстве и др.);
  • осуществляется деятельность при серьезном и неоднократном нарушении законов (например, фирма работает без лицензии, умышленно нарушаются трудовые права работников и прочее).

Ликвидация недействующей фирмы решением налогового органа

В случае прекращения функционирования юридического лица, когда деятельность не ведется более года, предприятие закрывается решением налогового органа. Но если в организации имеется задолженность, то ее непогашение приведет к субсидиарной ответственности.

Кроме того, согласно статье 3 пункту 3.1 ФЗ №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредители и руководители ООО могут подпадать под санкции. Так, на протяжении 3 год они не смогут зарегистрировать новую организацию или быть руководителями в других компаниях.

Узнать у специалиста

Закрытие юридического лица в связи с отсутствием деятельности

Отсутствие деятельности выявляется при анализе отчетности. Так, если юрлицо не функционирует, не сдает отчетность, не проводит операции по банковскому счету более года, то ИФНС вправе закрыть его. Об этом сказано в статье 21.1 ФЗ № 129. Налоговые органы делают запросы в банки, после чего проводят анализ полученных сведений. Выявленные «молчуны» вносятся в специальный реестр и отслеживаются. По результатам принимается решение о закрытии Общества.

Через какое время Налоговый Орган ликвидирует ООО

Сроки проведения процедуры ликвидации ООО зависят от основания для закрытия, наличия кредиторов и должников , а также других факторов.

Для осуществления процедуры упразднения организации, налоговая инспекция должна совершить ряд действий, которые требуют определенного времени:

  • принимается решение об исключении юридического лица из Госреестра;
  • в течение трех дней в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается информация о предстоящей ликвидации ООО. А также публикуются сведения о порядке оповещения кредиторов;
  • в срок не менее трех месяцев другие организации, предприниматели, работники могут требовать погасить задолженность перед ними. Если претензий нет со стороны контрагентов, то инспекция исключает из ЕГРЮЛ юридическое лицо.

Причины и основания для ликвидации

Когда юридическое лицо не функционирует, не сдает даже нулевую отчетность, то оно может подпадать под санкции и позже быть ликвидировано. Это делается для того, чтобы защитить другие организации, индивидуальных предпринимателей и граждан. Они могут не знать, что их потенциальные партнеры не способны выполнять свои обязательства, ошибочно рассчитывая на взаимовыгодное сотрудничество.

Налоговый орган также может через суд закрыть ООО в определенных случаях, которые прописаны в ГК РФ ст. 61 п. 3:

  • недействительная госрегистрация Общества, к примеру, указан при открытии компании неправдивый адрес;
  • деятельность ведется с нарушением;
  • другие случаи, которые противоречат законам РФ. Например, уменьшение размеров чистых активов организации.

Ликвидация фирмы в ИФНС №46

Закрытие компании проводится в соответствии с законодательством РФ. Если работа организации не ведется и не предполагается, лучше не дожидаться наложения санкций и штрафов, а произвести ликвидацию по решению учредителей.

Срок ликвидации ООО налоговым органом

Срок принудительной ликвидации юридического лица может занимать несколько месяцев. Он зависит от времени, необходимого для принятия решения о ликвидации, проведения налоговых проверок ООО. Учитываются временные затраты на судебный процесс, оповещение кредиторов, составление ликвидационного баланса, оформление других документов, возможное проведение торгов.

Принудительная ликвидация юридического лица

В соответствии со ст. 61 ГК РФ принудительная ликвидация ООО возможна вследствие подачи иска налоговым органом в суд. Таким образом, вследствие принятого решения судом учредители организации обязаны начать процедуру ликвидации.

Кроме того, налоговики могут закрыть Общество во внесудебном порядке в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, а также ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2016 года.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх