Организация лечебного питания

Оптимальной является централизованная система приготовления пищи, когда в одном помещении больницы приготавливается пища для всех отделений, а затем доставляется в каждое отделение в маркированных теплоизолирующих ёмкостях (термосы или плотно закрывающаяся посуда). При выдаче на пищеблоке блюд для буфетных отделений температура готовой пищи должна быть: первых – не ниже 75° С, вторых – не ниже 65° С, холодные блюда и напитки – от 7 до 14°С. Срок раздачи готовых блюд не должен превышать 2 часов от момента приготовления (СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).

Раздача пищи

1. Раздачу пищи осуществляют буфетчица (раздатчица) и палатная медсестра в соответствии с данными порционного требования.

2. Кормление тяжелобольных осуществляет медсестра у постели пациента.

3. Пациенты, находящиеся на общем режиме, принимают пищу в столовой.

4. Пациентам, находящимся на палатном режиме, буфетчица и палатная медсестра доставляют пищу в палату на специальных столиках.

5. Перед раздачей пищи медсестра и буфетчица должны надеть халаты, маркированные «для раздачи пищи», вымыть руки.

6. Санитарки, занятые уборкой помещений, к раздаче пищи не допускаются.

7. Категорически запрещается оставлять остатки пищи и грязную посуду у постели пациента.

Кормление тяжелобольных пациентов

1. Закончить все лечебные процедуры, уборку и проветривание палат.

2. Вымыть и осушить свои руки и руки пациента.

3. Покрыть грудь или шею пациента салфеткой или полотенцем.

4. Поставить на тумбочку или прикроватный столик тёплую еду.

5. Придать пациенту удобное положение – сидячее или полусидячее.

6. Поднять левой рукой голову пациента вместе с подушкой, а правой рукой поднести ложку или поильник с пищей.

7. Накормить пациента, предложить прополоскать рот.

8. Протереть влажным полотенцем губы и подбородок пациенту, вытереть сухим концом полотенца.

9. Убрать посуду, стряхнуть крошки с постели, удобно уложить пациента.

10. Вымыть и осушить руки.

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация вынуждает медучреждения закрываться на карантин, врачи остаются на изоляции внутри больниц. Один из вопросов в этом случае – как организовать питание медперсонала? Закон не обязывает работодателя обеспечивать питанием работников учреждений, однако и ограничений для принятия такого решения не устанавливает.

Принимая решение об организации питания сотрудников следует определиться с порядком финансового обеспечения расходов. Без каких-либо ограничений учреждение может использовать для этого доходы от приносящей доход деятельности.

Субсидии, предоставляемые на обеспечение выполнения государственного/муниципального задания, носят целевой характер. И в случае если расходы на питание работников в явном виде не учитывались при расчете нормативных затрат на выполнение задания, учитываемых при определении размера субсидии, то в случае осуществления таких расходов контролирующие органы могут усмотреть признаки нецелевого использования средств субсидии.

В то же время на указанные в вопросе цели могут быть направлены средства экономии:

  • достигнутой учреждением при выполнении государственного задания в прошлые годы;
  • экономии субсидии на выполнение государственного задания текущего года, при условии, что подобное решение не повлияет на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг / выполняемых работ, установленных в задании.

Также учреждение может обратиться к учредителю с запросом о предоставлении субсидии на иные цели для осуществления расходов указанных в вопросе. При этом учреждение должно обосновать необходимость осуществления расходов и невозможность их осуществления за счет имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Возможно ли осуществление данных расходов за счет средств ОМС? Здесь следует помнить, что тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы рассчитываются в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС. Согласно ей, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи. Учитывая отсутствие обязанности учреждения по организации питания работников, осуществление таких затрат может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования средств ОМС.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Порядок организации питания работников учреждения можно отразить в приказе по учреждению, создать отдельное положение или дополнить локальный нормативный акт, который регулирует вопросы питания пациентов учреждения.

Расходы по оплате договоров на приобретение/ изготовление продуктов питания, в том числе продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание, иные продукты питания относятся на подстатью 342 КОСГУ. По коду КОСГУ 214 учитываются в том числе расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов.

Учитывая зависимость выбираемых кодов КОСГУ от экономического содержания проводимых операций, применение в указанной ситуации подстатьи 214 КОСГУ, на наш взгляд, не совсем корректно, ведь в этом случае не происходит выплаты работникам компенсаций обусловленных условиями трудовых отношений или их статусом.

Поэтому более обоснованным будет отнесение расходов на приобретение продуктов питания для организации питания медицинских работников учреждения на подстатью КОСГУ 342.

В Порядке № 85н расходы на приобретение продуктов питания для организации питания медицинских работников прямо не поименованы. При этом расходы, не отнесенные к иным элементам видов расходов, должны отражаться по КВР 244.

Учитывать приобретенные продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание следует на счете 0 105 Х2 000.

Цитата:Цитата (Ответ Гаранта):Бюджетным образовательным учреждением закупаются продукты для организации школьного питания. Затем эти продукты передаются организатору питания в рамках договора на оказание услуг по организации питания. Факт оказания услуг подтверждается актами, в которых указываются число учащихся, которых накормили за соответствующий период, и количество блюд за указанный период. Какими документами организатор питания должен подтверждать фактический расход продуктов питания, которые были использованы в приготовлении блюд за отчетный период? Какие бухгалтерские проводки применить для списания приобретенных учреждением продуктов питания?
Детальный порядок документального оформления операций, связанных с организацией питания в бюджетных учреждениях при заключении договоров на оказание услуг по организации питания, действующими нормативными правовыми актами не определен. Соответственно, этот порядок может быть разработан учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем (п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Применяемая организацией схема документооборота должна учитывать требования Инструкции N 157н, а также положения приказа Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее — Приказ N 173н). Кроме того, учреждение может учесть отдельные положения Методики учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2.
При этом можно говорить о том, что организатор питания получает продукты от бюджетного учреждения для переработки (обработки), выполнения иных работ (по сортировке, хранению) или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых продуктов питания и с обязательством использования переработанных (обработанных) продуктов питания и изготовленной продукции в организации школьного питания.
Иными словами, переданные продукты питания можно рассматривать как давальческие материалы.
В общем случае договор по переработке давальческих материалов является разновидностью договора подряда (глава 37 ГК РФ).
Взаимоотношения образовательного учреждения с организатором питания (подрядчиком) при выполнении работ (услуг) по организации питания могут оформляться договором подряда, в котором обязательно указываются:
— предмет договора и конкретный вид работ, выполняемых подрядчиком (организатором питания) (п. 1 ст. 702 ГК РФ);
— начальный и конечный сроки выполнения таких работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ);
— точное наименование и описание передаваемых давальческих продуктов питания, включая данные об их количестве, качестве и стоимости;
— порядок, в котором давальческие продукты питания передаются подрядчику и уже переработанные материалы (готовые изделия — блюда) принимаются заказчиком;
— наименование, ассортимент изготовленной в результате переработки готовой продукции (блюд);
— сроки поставки давальческих продуктов питания и изготовления продукции (готовых блюд), ответственность за их нарушение;
— порядок определения цен услуг по организации питания, а также порядок расчетов (сроки оплаты, виды расчетов);
— порядок учета возвратных отходов в случае их наличия (они могут либо передаваться заказчику, либо оставаться у подрядчика) и др.
Предоставленные бюджетным учреждением продукты для организации питания подрядчик обязан использовать экономно и расчетливо, а по завершении работы представить заказчику отчет об израсходованных продуктах питания, а также возвратить их остатки либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающихся у подрядчика неиспользованных продуктов питания (п. 1 ст. 713 ГК РФ).
В соответствии с п. 116 Инструкции N 157н передача (возврат) материальных запасов учреждением должна оформляться первичным (сводным) учетным документом, без списания передаваемых объектов с балансового учета.
Согласно положениям Приказа Минфина РФ N 173н отпуск материалов на сторону оформляется накладной (форма 0315007), которая выписывается в двух экземплярах (для заказчика и исполнителя). При этом в ней обязательно делают отметку «в переработку на давальческой основе».
В свою очередь, выбытие израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов отражается на основании первичных учетных документов по соответствующей операции и объекту учета (в частности Меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202). (абз. 2 п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Согласно Приказу N 173н Меню-требование (форма 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.
Меню-требование (форма 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные учреждением в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.
Сведения из Меню-требования (форма 0504202) после проверки заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).
С учетом специфики заключенного договора на организацию питания и трудозатратами по ежедневной обработке Меню-требования (форма 0504202) в бюджетном учреждении, по нашему мнению, может быть утверждена другая периодичность предоставления данных по фактическому использованию продуктов питания (еженедельно, подекадно, но не реже, чем ежемесячно). При этом форма отчетности (например отчет об израсходованных продуктах питания) может быть разработана учреждением самостоятельно согласно п. 6 Инструкции N 157н. Эта форма должна содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7Инструкции N 157н. Также к указанной форме должны быть приложены документы, подтверждающие фактический ежедневный расход продуктов питания (например, технологические карты или калькуляционные карточки, составленные в соответствии с рекомендациями приложения 5 к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.5.-2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45).
В рассматриваемой ситуации возможны следующие бухгалтерские проводки:
1. Дебет 0 105 02 340 Кредит 0 302 34 730
— в учреждении приняты к учету продукты питания на основании товарно-сопроводительных документов поставщика (п. 32 Инструкции N 174н);
2. Дебет 0 105 02 340 (счет аналитического учета «Продукты питания, переданные в переработку») Кредит 0 105 02 340
— передача продуктов питания подрядчику (организатору питания) оформлена накладной (форма 0315007) (п. 32 Инструкции N 174н);
3. Дебет 0 401 20 272 (0 109 00 272) Кредит 0 105 02 340 (счет аналитического учета «Продукты питания, переданные для организации питания»)
— на основании предусмотренного и утвержденного в составе учетной политики (и (или) согласованного в рамках договора подряда) отчета об израсходованных продуктах питания списаны фактически израсходованные за отчетный период продукты питания (п. 37 Инструкции N 174н);
4. Дебет 0 401 20 226 (0 109 00 226) Кредит 0 302 26 730
— приняты обязательства в сумме оказанных по договору на нужды бюджетного учреждения услуг по организации питания.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх