Отчетность, что это?

Бухгалтерская отчетность в ТОГС – это…

Бухгалтерская отчетность в ТОГС — это отчетные формы, которые предприятие обязано сдавать в территориальные органы государственной статистики. Рассмотрим ее состав и порядок предоставления.

Необходимость использования

Первым законодательным актом, в рамках которого были введены эти кодовые обозначения, стал Приказ Росстата №5, ФНС РФ от 18 января 2008 года №5/ММ-3-11/14@. Целью оформления этого нормативно-правового акта стала оптимизация сотрудничества между ведомственными структурами. Как раз в это время началась активная работа по созданию сетевого пространства на государственном уровне.

Федеральная налоговая служба, в свою очередь, делилась с органами российской статистики информацией об организациях, которые являются налогоплательщиками. В ответ на это Росстатом направлялся отчет, сданный этими юридическими лицами.

В целях обеспечения взаимодействия на региональном уровне каждое отделение получило код в соответствии с номером УФНС территориального уровня. В настоящее время его использование распространено для предоставления электронной отчетности по бухгалтерии.

Предварительное заполнение форм осуществляется в 1С. Кодовое обозначение ТОГС отображается в интерфейсе программы непосредственно в карточке, где прописываются реквизиты.

Цель – направление отчетности в требуемое территориальное подразделение и возможность принятия со стороны органов российской статистики. В большинстве случаев проставление кодов ТОГС происходит автоматически, исходя из места регистрации юридического лица. Если возникла ошибка, система оповестит об этом сама, отправив фразу «Не найден адрес получателя».

Исправить эту неточность можно следующим образом:

  1. Зайти в меню «Справочники и настройки учета».
  2. Выбрать раздел под названием «Организации».
  3. Найти необходимую компанию в перечне.
  4. Выбрать вкладку «Коды статистики».
  5. Ввести данные о необходимом параметре.
  6. Сохранить внесенные сведения.

Если сдача отчетности производится в бумажном формате или лично, внесение данных о коде ТОГС не требуется.

Как и где узнать номер

В законодательстве не имеется отдельных нормативно-правовых баз, содержащих все кодовые обозначения территориальных структур. В Приказе №5/ММ-3-11/14@ есть определенные данные, но они представлены не полностью. В нем, например, не учтен тот факт, что некоторые отделы впоследствии выделяются и формируют автономные подразделения. Также не имеется данных о респондентах из Крыма, Севастополя.

Несмотря на отсутствие перечня актуальных сведений, получить информацию можно с использованием нескольких способов:

  1. Сделать звонок в территориальную службу органа российской статистики. Номер телефона есть на региональном сайте структуры ФСГС.
  2. Обратиться в ту же организацию в личном порядке. Адрес прописан на официальном web-ресурсе.
  3. Посетить сайт регионального подразделения. Сделать это можно, перейдя из главного портала, найти на карте или ввести субъект Российской Федерации в ручном режиме. После этого останется выбрать раздел с отчетностями и подраздел с электронными документами. Следующая вкладка – «Предоставление статистики …». Код может находиться на странице или в файле, который можно скачать.
  4. Применить таблицу, в которой указаны коды ТОГС. Найти ее можно на официальном ресурсе Росстата, относящегося к тому или иному территориальному органу.
  5. Позвонить оператору службы поддержки.
  6. Воспользоваться специализированным сервисом, включающим перечень кодов. Программы легко интегрируются с сервисом 1С.

Если автоматического внесения кода не произошло, возникла ошибка системного характера. Исправить ее можно путем связи со службой поддержки оператора.

Смена места регистрации организации

Если компания меняет адрес официальной регистрации и совершает переезд в иной субъект РФ, происходит смена территориального подразделения Росстата. В соответствии с нормами действующего законодательства смена адреса производится через ФНС. После прохождения этой процедуры новая налоговая инспекция на протяжении 5 дней сообщает Росстату о прибытии респондента.

Если подача отчетности осуществляется по новому адресу, указывается иной код региона. Отражение корректировок производится в 1С. Чаще всего фирмы соглашаются на перезаключение соглашения, и оператор связи синхронизирует бухгалтерские операции своего клиента с собственным программным обеспечением.

Если подача отчетности производится на сайте ФСГС, смена осуществляется самостоятельно. При смене адреса регистрации в рамках одного субъекта Российской Федерации кодовое обозначение остается прежним.

Как получить коды статистики онлайн по ИНН для ИП и организаций? Ответ — ниже в инструкции.

Из чего состоит бухгалтерская отчетность в ТОГС

Бухгалтерская отчетность в ТОГС представляет собой пакет документов, к которым относят:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Дополнительные приложения к указанным выше формам.

Перечень отчетности, обязательной к представлению указан в ст. 14 №402-ФЗ, а также в Порядке, утвержденном Приказом Росстат №220 от 31.03.2014.

Важно! В том случае если бухгалтерская отчетность требует обязательного проведения аудита, то одновременно с указанными документами также необходимо представить аудиторское заключение. Если отчет в ТОГС предоставляет НКО, то дополнительно потребуется приложить Отчет о целевом использовании денежных средств.

Кто сдает бухгалтерскую отчетность в ТОГС

Обязанность сдавать отчеты в органы госстатистики установлена законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» (ст. 18). Этот нормативный акт определяет, что все экономические субъекты, ведущие бухучет (кроме Банка РФ и госучреждений) должны предоставлять экземпляр отчета в ТОГС.

Обязанность вести бухучет тоже регламентируется законом № 402-ФЗ (ст. 6). Освобождаются от ведения учета только индивидуальные предприниматели и филиалы (представительства) иностранных организаций при условии ведения налогового учета.

Таким образом те, кто сдают бухгалтерскую финансовую отчетность в ТОГС — это все российские юридические лица (кроме госучреждений и ЦБ РФ).

Что касается предпринимателей, то они могут вести учет и предоставлять отчетность в налоговые органы в добровольном порядке. Это может быть необходимо, например, если требуется предоставить отчет банку или другому инвестору. Но обязанности сдавать экземпляр отчета в ТОГС в этом случае у них не возникает.

Бухгалтерская финансовая отчетность в ТОГС — что это такое?

Перечень отчетных форм, предоставляемых в статистику, зависит от категории компании. В общем случае — это бухгалтерский баланс и отчет о финрезультатах (форма 2) с приложениями.

Действующие в настоящее время формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Некоммерческие организации вместо формы 2 заполняют отчет о целевом использовании средств.

Формат отчетов и количество приложений также могут отличаться, в зависимости от категории предприятия. Следующие виды юридических лиц имеют право вести бухучет и сдавать отчетность по упрощенной форме:

  • Малые предприятия.
  • Некоммерческие организации.
  • Участники проекта «Сколково».

Эти категории предприятий имеют право заполнять баланс и форму 2 в упрощенном виде и не составлять приложения к ним. Однако применение упрощенного бухучета не отменяет общих требований к отчетности, в частности — к ее полноте и достоверности. Поэтому, если для полноценного раскрытия информации о компании двух отчетных форм недостаточно, следует заполнять и соответствующие приложения.

Кроме того, существует ряд категорий юридических лиц, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Они перечислены в ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

  1. Акционерные общества.
  2. Компании, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах.
  3. Организации, занимающиеся определенными видами деятельности (например, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды)
  4. Организации, предоставляющие консолидированную отчетность.
  5. Компании, финансовые показатели которых превышают следующие величины:
  • выручка за год, предшествующий отчетному, — более 400 млн. руб.;
  • активы баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, — более 60 млн. руб.

Все перечисленные организации должны включать в бухгалтерскую финансовую отчетность в ТОГС за 2017 год и аудиторское заключение.

Сроки, порядок предоставления, ответственность

Срок сдачи отчетности в статистику — такой же, как и в налоговые органы, т. е. три месяца после окончания отчетного года. Отчеты за 2017 г. нужно сдать до 02.04.2018 — из-за переноса сроков по причине выходных дней.

Аудиторское заключение может быть подготовлено значительно позднее, чем сама отчетность. Это и понятно — аудиторам нужно время на проверку, а если компания крупная, то процесс проверки бывает весьма длительным. Поэтому заключение можно сдавать «по готовности» — в течение 10 дней с даты его подписания. Однако лимит времени для работы аудиторов закон все же устанавливает — заключение должно быть сдано не позднее 31 декабря, следующего за отчетным года.

Порядок предоставления отчетности в ТОГС утвержден приказом Росстата от 31.03.2014 № 220. Этот документ предусматривает следующие варианты сдачи отчета:

  • Непосредственно в органы статистики.
  • По почте (заказным письмом с уведомлением о вручении).
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам (при наличии у компании электронной цифровой подписи).

Независимо от формата предоставления, отчетность должна содержать контактные данные организации.

Санкции за нарушения порядка предоставления отчетности в ТОГС предусмотрены в ст. 19.7 КоАП РФ. На организацию накладывается штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а на должностное лицо — от 300 до 500 рублей.

Дата утверждения отчетности в бухгалтерском балансе

Электронная форма баланса, рекомендуемая ФНС, содержит строку «Дата утверждения отчетности». Какую же дату указать в этой строке?

Как известно, бухгалтерскую отчетность нужно представить в ИФНС и ТОГС не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ), т. е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если 31 марта выпадает на выходной, крайний срок представления отчетности переносится на первый рабочий день, следующий за этой датой (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п.

7 Порядка, утв. Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220). Так, например, в 2018 году бухгалтерскую отчетность необходимо подать не позднее 02.04.2018 (31 марта – суббота). Следовательно, если до подачи отчетности в контролирующие органы организация успеет ее утвердить, то в соответствующей строке баланса указывается дата утверждения. Если же отчетность еще не была утверждена, то строку «Дата утверждения отчетности» заполнять не нужно.

Куда сдавать

Другой часто встречающийся вопрос, это в какой орган статистики сдавать отчетность? По правилам ее необходимо подавать в территориальный орган статистики по месту регистрации юридического лица. Но очень часто юридический и фактический адрес компании разный, поэтому здесь работает другое правило: подавать документы необходимо по тому адресу, где на момент подачи находиться орган управления. Если же орган управления отсутствует, то тогда подают по месту нахождения другого органа управления.

Штраф за неподачу в Росстат

Другой вопрос, который волнует многих: штрафует ли Росстат за неподачу отчетности? Да, штрафуют. Вернее, штрафные санкции предусмотрены, но применяются, если честно, не так часто. Размер штрафа для самого юридического лица составляет до 5 тыс. рублей, а для должностного лица – до 500 руб.

Аудит бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность некоторых организаций подлежит обязательному аудиту (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ). К таким организациям, например, относятся страховые компании. С полным перечнем случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2017 год можно ознакомиться в Информации Минфина.

Если бухотчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в свое отделение Росстата, помимо самой бухгалтерской отчетности, нужно представить еще и аудиторское заключение (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Оно подается:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

В ИФНС представлять аудиторское заключение не нужно.

Составление бухгалтерской отчетности

Некоторым организациям (например, относящимся к СМП) разрешено представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). В связи с этим бухгалтерскую отчетность условно можно разделить на два вида: обычную и упрощенную.

Получив бухгалтерскую отчетность организации, налоговики проводят ее анализ. Например, сравниваются показатели отчета о финансовых результатах с данными годовой декларации по налогу на прибыль. Ведь иногда выявленные расхождения могут свидетельствовать о том, что организация для налоговых целей занизила свои доходы или же завысила расходы.

Кроме того, изучается баланс организации. Так, к примеру, если организация является претендентом на включение в план выездных проверок, инспекторы смотрят, есть ли у организации основные средства и другое имущество, за счет которого можно будет взыскать недоимку, возникшую в результате доначислений по итогам проверки.

Зачастую у многих руководителей компании возникают сомнения по поводу своих партнеров по бизнес проектам и т.д. Узнать, насколько надежен контрагент можно по информации, содержащейся у него в бухгалтерских отчетах. Но как получить эти сведения?

Напомним, что юридические лица отчитываются перед налоговиками и Государственной статистикой. Налоговый орган информацию о контрагентах не предоставляет, но вот содержится ли бухгалтерская отчетность на сайте Росстата и можно ли получить ее? Да, на портале Росстата можно получить достоверную финансовую информацию о контрагенте. Для этого нужно ввести в соответствующие поля данные партнера:

  • налоговый период;
  • ИНН;
  • ОКПО.

Таким образом, все организации, за исключением государственных, должны подавать в органы статистики бухгалтерскую отчетность. Они обязаны это делать не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Состав отчетности будет зависеть от категории юридического лица, но в обязательном порядке должен состоять из баланса и отчета о целевом использовании денежных средств. Предоставляться отчетность может на бумаге или в электронном виде. В случае нарушения сроков и порядка сдачи отчетов в ТОГС предусматриваются штрафные санкции.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Как определить, нужно ли нашей компании представлять бухотчетность в ТОГС?

Ответ: Уточнить информацию можно в своем отделении Росстата.

Вопрос: Мне, как индивидуальному предпринимателю требуется подтвердить, что я сдаю бухгалтерскую отчетность в налоговую. Как мне быть? Нужно ли также подавать ее и в Росстат?

Ответ: Предприниматели не обязаны но могут вести учет и предоставлять соответствующую бухгалтерскую отчетность добровольно. Например, если это требуется для отчета в банке. Однако, необходимости по предоставлению отчетности в Росстат в этом случае возникать не будет.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6

Информационный ресурс– организационно упорядоченная совокупность массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники. Он может принадлежать одному лицу, группе лиц, городу, организации, стране.

Государственные информационные ресурсы – это упорядоченные массивы документов, находящиеся в собственности РФ или субъектов РФ, либо отнесенные к числу государственных информационных ресурсов в порядке, установленном законодательством РФ.

Виды:

1.Информационные ресурсы открытого доступа:

ü библиотечная сеть;

ü архивный фонд;

ü Росстат и др.

2.Информационные ресурсы с ограниченным доступом.

Интернет. Общая характеристика и возможности

Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов.

Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей.

У интернета нет владельца.

Развитие интернета

ARPANET – сеть для исследовательских проектов, появилась в США в 1969 году. Сеть объединила 4 американских университета.

1971 г. – появление программы для электронной почты.

1973 г. – к сети ARPANET подключились организации, сети Британии и Норвегии. Сеть стала международной.

1983 г. – ARPANET стал базироваться на протоколе TCP/IP (v4 и v6).

1984 г. – разработана система DNS (Domain Name System) – система доменных имен.

1988 г. – разработан протокол IRC (Internet Relay Chat) – протокол для обмена сообщениями в режиме реального времени.

1989 г. – появление концепции «всемирной паутины». Она была предложена ученым Тимом Бернерсом-Ли, британским ученым, который в дальнейшем разработал HTML-язык, на котором написаны веб-страницы.

1990 г. – первый «дозвон» к интернету по телефонной линии (Dial-up).

1994 г. – появилась доменная зона .ru.

1995-1996 гг. – интернет становится более популярным.

Интернет, юридические аспекты

Юридические аспекты и общие свойства:

1. У Интернета нет собственника, так как он является совокупностью сетей, которые имеют различную географическую принадлежность.

2. Интернет нельзя выключить целиком, поскольку маршрутизаторы сетей не имеют единого внешнего управления.

3. Интернет стал достоянием всего человечества.

4. У Интернета имеется много полезных и вредных свойств, эксплуатируемых заинтересованными лицами.

5. Интернет является, прежде всего, средством открытого хранения и распространения информации. По маршруту транспортировки незашифрованная информация может быть перехвачена и прочитана.

6. Интернет может связать каждый компьютер с любым другим, подключённым к Сети, так же, как и телефонная сеть. Если телефон имеет автоответчик, он способен распространять информацию, записанную в него, любому позвонившему.

7. Сайты в Интернете распространяют информацию по такому же принципу, то есть индивидуально, по инициативе читателя.

8. Спам-серверы и «зомби-сети» распространяют информацию по инициативе отправителя и забивают почтовые ящики пользователей электронной почты спамом точно так же, как забивают реальные почтовые ящики распространители рекламных листовок и брошюр.

9. Распространение информации в Интернете имеет ту же природу, что и слухи в социальной среде. Если к информации есть большой интерес, она распространяется быстро и широко, нет интереса — нет распространения.

10. Чтение информации, полученной из Интернета или любой другой сети ЭВМ, относится, как правило, к непубличному воспроизведению произведения. За распространение информации в Интернете (разглашение), если это государственная или иная тайна, клевета, другие запрещённые законом к распространению сведения, вполне возможна юридическая ответственность по законам того места, откуда информация введена.

11. 3 июня 2011 года была принята резолюция ООН, признающая доступ в Интернет базовым правом человека. Таким образом, отключение тех или иных регионов от Интернета является нарушением прав человека.

Всемирная паутина

Всемирная паутина – это распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных серверах, подключенных к интернету (с использованием гиперссылок).

Веб-страница – документ, находящийся на веб-сервере, написан на языке HTML.

Сервисы в сети Интернет.

Структура (сервисы и услуги)

В настоящее время в Интернете существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:

· сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов;

· электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;

· сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat);

· телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;

· сервис FTP — система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;

· сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;

· World Wide Web (WWW, W3, «Всемирная паутина») — гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;

· Потоковое мультимедиа.

Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.

Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger (своеобразные интернет-пейджеры — ICQ, AOl, Demos on-line и т. п.), системы интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т. д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.

Для стандартных сервисов также стандартизируется и интерфейс взаимодействия с протоколами транспортного уровня. В частности, за каждым программным сервером резервируются стандартные номера TCP- и UDP-портов, которые остаются неизменными независимо от особенностей той или иной фирменной реализации как компонентов сервиса, так и транспортных протоколов. Номера портов клиентского программного обеспечения так жестко не регламентируются. Это объясняется следующими факторами:

· во-первых, на пользовательском узле может функционировать несколько копий клиентской программы, и каждая из них должна однозначно идентифицироваться транспортным протоколом, то есть за каждой копией должен быть закреплен свой уникальный номер порта;

· во-вторых, клиенту важна регламентация портов сервера, чтобы знать, куда направлять запрос, а сервер сможет ответить клиенту, узнав адрес из поступившего запроса.

Услуги

Сейчас наиболее популярные услуги Интернета — это:

· Всемирная паутина

· Веб-форумы

· Блоги

· Вики-проекты (и, в частности, Википедия)

· Интернет-магазины

· Интернет-аукционы

· Социальные сети

· Электронная почта и списки рассылки

· Группы новостей (в основном, Usenet)

· Файлообменные сети

· Электронные платёжные системы

· Интернет-радио

· Интернет-телевидение IPTV

· IP-телефония

· Мессенджеры

· FTP-серверы

· IRC (реализовано также как веб-чаты)

· Поисковые системы

· Интернет-реклама

· Удалённые терминалы

· Удалённое управление

· Многопользовательские игры

· Веб 2.0

· Интернет-трейдинг

Цензура в сети Интернет

Интернет-цензура

Во многих странах существуют серьёзные ограничения на функционирование сети, то есть на государственном уровне осуществляется запрет на доступ к отдельным сайтам (СМИ, аналитическим, порнографическим) или ко всей сети. Одним из примеров может служить реализованный в КНР проект «Золотой щит» — система фильтрации трафика на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи информации.

Поскольку в Интернете присутствуют информационные ресурсы, которые бывают неудобны для некоторых правительств, то последние пытаются декларировать Интернет как средство массовой информации, со всеми вытекающими ограничениями. Но на самом деле, Интернет — это только носитель, информационная среда, как и телефонная сеть или просто бумага. В мире встречается и государственная монополия на само подключение к сети Интернет.

Поскольку Интернет сначала развивался стихийно, то только на этапе превращения его в глобальную сеть государства стали проявлять интерес к его функционированию. Пока возможности цензуры ограничены, так как ещё ни одно государство в мире не решилось полностью отключить внутренние сети от внешних. По признанию Тима Бернерса-Ли, «мы не смогли бы сделать ничего подобного, если бы это с самого начала находилось под контролем государства».

В то же время многие информационные ресурсы официально подвергают цензуре (модерации) публикуемую ими информацию в зависимости от проводимой политики и собственных внутренних правил. Это не противоречит демократическим принципам свободы слова.

От нежелательного контента можно защититься установкой фильтров на компьютере пользователя.

«Самый эффективный метод цензуры в Интернете — это работа с провайдерами. Можно ввести список адресов, которые будут недоступны пользователям».

Для преодоления цензуры в Интернете пользователи используют возможность доступа к заблокированным ресурсам через другие, разрешённые ресурсы. Таковыми могут выступатьвеб-прокси и прокси-серверы, анонимайзеры и анонимные сети, RSS-агрегаторы, веб-сервисы перевода содержимого веб-страниц по указанию адреса страницы (например, Google Translate), VPN.

Справочно-правовые системы

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты законов, указов, постановлений, решений различных государственных органов и т.д. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учёту, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

Государственные системы

К государственным справочно-правовым системам относятся:

· информационно-поисковая система «Закон» — база законодательства Государственной Думы РФ;

· научно-технический центр правовой информации «Система» — эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти.

· информационно-правовая система «Законодательство России

» — ГСРПА России

· БД НЦПИ Минюста России;

· БД Министерства иностранных дел России.

Информационная безопасность

Информационная безопасность – это комплекс мер по защите информации от несанкционированного доступа, модификации, разрушения или раскрытия ее.

Целью информационной безопасности является защита и гарантия точности и целостности информации и минимизация потерь, которые могут иметь место, если состояние информационной безопасности будет нарушено. Требуется ведение учета всех событий (аудит), в ходе которых информация создается, модифицируется или к ней обеспечивается доступ.

28. Причины преступлений в информационной сфере:

1.Ради развлечений.

2.Ради выгоды.

3.Месть.

4.Ошибки при использовании информационных систем.

Составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность должны те, кто обязан вести бухучет. А это все организации независимо от применяемой системы налогообложения (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В том числе данное правило распространяется на коллегии адвокатов. Никаких исключений для таких некоммерческих организаций (п. 2 ст. 22 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ) в законодательстве не предусмотрено.

Не обязаны составлять бухгалтерскую отчетность при определенных условиях лишь индивидуальные предприниматели и структурные подразделения иностранных организаций. Это следует из части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Как часто составлять отчетность

Есть два вида отчетности: годовая и промежуточная (ч. 3, 4 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Все организации, которые обязаны вести бухучет, должны составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность как минимум ежегодно. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности (т. е. отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Исключение – случаи, когда организация зарегистрирована, реорганизована или ликвидирована посреди года. Об этом сказано в частях 1, 4 статьи 15, частях 3–5 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Составлять отчетность чаще, например ежемесячно или поквартально, придется только в том случае, если это прямо прописано в законе, учредительных документах или же в решении собственника организации (ч. 4 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Такие промежуточные отчеты формируют нарастающим итогом с начала года.

Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо представить:

  • в налоговую инспекцию;
  • учредителям (участникам, акционерам);
  • в территориальное статистическое управление.

Такой порядок следует из части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, организации-туроператоры, которые не публикуют свою отчетность по требованию законодательства, должны подавать копию годовой бухгалтерской отчетности еще и в Федеральное агентство по туризму. Такая обязанность установлена для них пунктом 2 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175. Это нужно сделать после сдачи бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175).

Промежуточную (месячную, квартальную) отчетность представляйте собственникам (учредителям, акционерам) по их требованию (ч. 4 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Сдавать такие отчеты ни в налоговую инспекцию, ни в органы статистики не нужно.

Ситуация: нужно ли сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения организации?

Нет, не нужно.

По общим правилам сдавать бухгалтерскую отчетность нужно лишь по местонахождению головного отделения организации. То есть в ту налоговую инспекцию, в которой она зарегистрирована. При этом отчетность формируют по всей организации в целом, с учетом показателей деятельности всех ее подразделений (филиалов, представительств и т. д.). Так предусмотрено пунктом 4 ПБУ 4/99 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Сдавать же бухгалтерскую отчетность в инспекцию по месту учета своего обособленного подразделения организация вправе, но не обязана. Аналогичное мнение высказали и представители Минфина России в письмах от 7 июля 2009 г. № 03-02-07/1-345, от 8 марта 2008 г. № 03-02-07/1-132.

Ситуация: нужно ли представлять свою бухгалтерскую отчетность другим организациям или гражданам по их требованию?

Да, нужно, если это прямо предусмотрено законодательством.

Данные бухгалтерской отчетности не являются закрытой информацией. Поэтому организация обязана обеспечить доступ к ним для всех заинтересованных пользователей. Это могут быть инвесторы, кредиторы, банки, поставщики, покупатели и т. д. Так сказано в пункте 42 ПБУ 4/99. Но вот строгих сроков и порядка, в рамках которых надо предоставлять отчетность такой категории пользователей, в законодательстве нет. Стороны могут договориться об этом сами. К слову, такие условия часто прописывают в кредитных договорах с банками.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством, организация обязана публиковать показатели годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации. Например, если организация открыто размещает облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, если в течение отчетного периода организация не вела деятельность?

Да, нужно.

Организация обязана сдавать бухгалтерскую отчетность по итогам каждого отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Законодательство не предусматривает исключений для периодов, в которых деятельности не было.

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность о деятельности простого товарищества? Организация является участником простого товарищества и ведет его общие дела.

Нет, не нужно.

Ведь обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность предусмотрена только для экономических субъектов (ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А в числе таковых названы коммерческие и некоммерческие организации (ч. 1 ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Участники договора простого товарищества не образуют новую организацию (п. 1 ст. 1041 ГК РФ). То есть данное объединение не является экономическим субъектом. А потому и сдавать отчетность о деятельности простого товарищества в инспекцию не требуется.

Как же показатели совместной деятельности попадают в налоговую инспекцию? Участники простого товарищества могут поручить вести бухучет общего имущества товарищей одной из организаций-участниц (п. 2 ст. 1043 ГК РФ, п. 12 ПБУ 20/03). Такая организация отражает данные о совместной деятельности в отдельном балансе (п. 17, 18, 19 ПБУ 20/03). Этот баланс, а также другая информация об общих делах, необходимая для формирования отчетной, налоговой и прочей документации, доводится до всех пользователей, в первую очередь товарищей. Порядок и сроки для этого устанавливают изначально в договоре о совместной деятельности. При этом срок не может быть позднее 30 дней по окончании квартала и 90 дней по окончании года (п. 20 ПБУ 20/03).

В свою очередь каждый из участников на основании информации, полученной от товарища, ведущего общие дела, отражает необходимые сведения о совместной деятельности в своей бухгалтерской отчетности. Перечень таких сведений и порядок их отражения приведен в пункте 16 ПБУ 20/03. Кроме того, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах каждый из товарищей должен отразить информацию об участии в совместной деятельности. В частности, сведения о доле участия (вкладе) в совместную деятельность, доле в совместно понесенных расходах (полученных доходах) и т. п. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 16, пунктах 22 и 23 ПБУ 20/03.

Когда же договор о совместной деятельности прекратит свое действие, товарищ, ведущий общие дела, составляет ликвидационный баланс. При этом имущество, причитающееся каждому товарищу по итогам раздела, учитывается как погашение его вклада в совместную деятельность. Об этом говорится в пункте 21 ПБУ 20/03 и пункте 2 статьи 1050 Гражданского кодекса РФ. Такой отчет, так же как и отдельный баланс, сдавать в инспекцию не нужно (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Составлять промежуточный ликвидационный баланс при прекращении деятельности простого товарищества не требуется. Данный отчет должны составлять только юридические лица (организации) (ст. 17 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Информировать налоговую инспекцию о ликвидации простого товарищества не нужно опять же по той причине, что такое объединение не признается участником налоговых правоотношений (ст. 9 НК РФ, п. 1 ст. 1041 ГК РФ). Сведения о закрытии простого товарищества каждый участник отразит в своих Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Данные появятся в отчетах за тот период, в котором срок действия договора совместной деятельности истек. Такой вывод следует из положений пунктов 27 ПБУ 4/99, 22 ПБУ 20/03.

Пример, как отразить в бухучете ликвидацию простого товарищества

ООО «Альфа» и ООО «Производственная фирма «Мастер»» заключили договор о совместной деятельности. Товарищем, ведущим общие дела, назначена «Альфа». Вклады денежными средствами в общей сумме 3 000 000 руб. участники товарищества внесли поровну.

В связи с истечением срока договора совместная деятельность прекращена, при этом оставшееся имущество и средства распределяются пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело.

На отдельном балансе совместной деятельности числятся следующие остатки:

  • 600 000 руб. (по дебету счета 10 «Материалы», строка «Запасы» Баланса);
  • 2 400 000 руб. (по дебету счета 51 «Расчетные счета», строка «Денежные средства» Баланса);
  • 3 000 000 руб. (по кредиту счета 80 «Вклады товарищей», строка «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» Баланса).

В бухучете (на отдельном балансе) операции по распределению имущества «Альфа» отразила так:

Дебет 80 Кредит 51
– 1 200 000 руб. – возвращена «Альфе» часть неиспользованных денежных средств;

Дебет 80 Кредит 10
– 300 000 руб. – возвращена «Альфе» часть неиспользованных материалов;

Дебет 80 Кредит 51
– 1 200 000 руб. – возвращена «Мастеру» часть неиспользованных денежных средств;

Дебет 80 Кредит 10
– 300 000 руб. – возвращена «Мастеру» часть неиспользованных материалов.

После осуществления указанных операций по всем счетам на балансе совместной деятельности образуются нулевые остатки. Таким образом, все расчеты по договору простого товарищества завершены.

В ликвидационном балансе простого товарищества на конец отчетного периода по строкам «Запасы», «Денежные средства» и «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» отражены нули.

Когда сдавать

Годовую отчетность нужно сдать в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). В тот же срок надо сдать обязательный экземпляр годовой отчетности в отделение статистики (ч. 2 ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть по общему правилу годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдавать не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Например, бухгалтерскую отчетность за 2016 год необходимо сдать не позднее 31 марта 2017 года.

Если последний срок сдачи отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, представьте ее в первый же рабочий день, следующий за ним (п. 47 ПБУ 4/99).

Сроков же, в которые надо сдавать промежуточную отчетность, в Законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ нет. То есть подавать бухгалтерскую отчетность в течение года в налоговую инспекцию не нужно.

Для организаций, созданных после 30 сентября, первым отчетным годом является период с даты их регистрации по 31 декабря следующего года (ч. 3 ст. 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Впервые бухгалтерскую отчетность такие организации должны сдавать по итогам следующего года. Например, организация создана 15 октября 2015 года, бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год она должна представить до 31 марта 2017 года включительно. В отчет войдет период с 15 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года.

Организации, зарегистрированные до 30 сентября, годовую отчетность представляют на общих основаниях. В годовую отчетность включите показатели деятельности со дня создания организации по 31 декабря текущего года. Такой порядок следует из части 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Для ликвидированных организаций последним отчетным годом является период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ (ст. 17 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, сдать отчетность нужно в течение трех месяцев с этой даты. Например, запись о ликвидации организации внесена в ЕГРЮЛ 27 октября 2016 года, бухгалтерскую отчетность составьте на 26 октября 2016 года, отчетный период – с 1 января по 26 октября 2016 года.

При реорганизации последним отчетным годом является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой регистрации (ч.1 ст. 16 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Исключением из этого правила является реорганизация в форме присоединения. В этом случае последним отчетным годом является период с 1 января до даты внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенной организации. Так сказано в части 2 статьи 16 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

А когда реорганизованная организация должна представлять последнюю бухгалтерскую отчетность? Делать это нужно не позднее трех месяцев со дня, который предшествует дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Ведь именно на эту дату надо составлять последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Данный вывод следует из части 3 статьи 16 и части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Для организаций, которые были образованы в результате реорганизации, действуют особые правила. Установлены другие (по сравнению с созданием организации) требования. Юридическое лицо, созданное в результате реорганизации, всегда должно составлять и представлять бухгалтерскую отчетность по состоянию на 31 декабря года, когда произошла реорганизация. Так нужно делать, даже если государственная регистрация вновь созданного в результате реорганизации юридического лица произошла в период с 1 октября по 31 декабря. Данные правила закреплены в части 5 статьи 16 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. А представлять такую отчетность нужно в обычные сроки – не позднее трех месяцев по окончании отчетного года.

Для организаций-туроператоров нет конкретных сроков, в которые надо представить копии бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму конкретно. Однако в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175, сказано, что данные документы необходимо подать вместе со сведениями о финансовом обеспечении на новый срок. А такие бумаги подают не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (абз. 4 ст. 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). А значит, в тот же срок нужно подать и бухгалтерскую отчетность.

Что будет, если вовремя не сдать отчетность

Если вовремя не представить бухгалтерскую отчетность в ИФНС России, то инспекция может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

При определении суммы штрафа проверяющие руководствуются полным перечнем документов, которые должна сдавать конкретная организация (письма ФНС России от 16 ноября 2012 г. № АС-4-2/19309, Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285). Например, в составе бухгалтерской отчетности за 2015 год организация должна сдать следующие формы: Бухгалтерский баланс (см. заполнение бухгалтерского баланса), Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств(см. ОДДС порядок заполнения), пояснения в табличной и текстовой формах. Если организация не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1000 руб. (200 руб. × 5).

Кроме того, за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности по заявлению налоговой инспекции суд может взыскать с ответственного сотрудника (например, руководителя организации) штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому нарушителем обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). А руководитель организации может быть признан виновным в следующих случаях:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • бухучет вела специализированная организация, и она же составляла отчетность (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Если вовремя не сдать в Росстат бухгалтерскую отчетность или сдать ее в неполном объеме, будет взыскан административный штраф.

Должностному лицу организации грозит штраф от 300 до 500 руб. (руководителю). Саму же организацию могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (письмо Росстата от 16 февраля 2016 г. № 13-13-2/28-СМИ).

Аналогичные отдельные штрафы будут за опоздание с представлением в Росстат аудиторского заключения.

Состав отчетности

Состав бухгалтерской отчетности, которую организация должна представить, определите в соответствии со статьей 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, ПБУ 4/99 и приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Правила заполнения и подписи

Бухгалтерскую отчетность составляйте на русском языке (п. 15 ПБУ 4/99). Числовые данные отражайте в тысячах или миллионах рублей (без десятичных знаков). Показатели бухгалтерской отчетности, имеющие отрицательное значение (например, сумму непокрытого убытка), указывайте в круглых скобках. В таком же порядке отражайте и данные, которые нужно вычесть из других показателей. Например, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в Отчете о финансовых результатах. Это следует из положений приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Бухгалтерская отчетность считается составленной после того, как ее на бумаге подписал руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если же бухучет ведет специализированная организация, то бухгалтерскую отчетность должны подписать руководители обеих организаций, то есть и той, которая оказывает услуги по ведению бухучета (п. 17 ПБУ 4/99).

Подпись главного бухгалтера на отчетности, сдаваемой в Росстат, не нужна. Это следует из статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. К такому выводу пришел Росстат в письме от 7 апреля 2016 г. № 532/ОГ.

Не нужна подпись главного бухгалтера и в бухотчетности, представляемой в ИФНС. Это не предусмотрено действующим законодательством.

Ситуация: кто вместо руководителя организации может подписать бухгалтерскую отчетность? В организации есть своя бухгалтерия.

Сделать это может любой сотрудник, уполномоченный руководителем организации.

Руководитель может передать часть своих полномочий (в т. ч. и право подписи бухгалтерской отчетности) другим сотрудникам. Например, своему заместителю, финансовому или коммерческому директору. Для этого нужно:

  • издать приказ о назначении ответственного за подписание бухгалтерской отчетности;
  • выдать сотруднику доверенность на право подписи бухгалтерской отчетности (подп. 2 п. 3 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 5 ст. 185 ГК РФ).

Если такие документы оформлены верно, то подпись уполномоченного сотрудника на бухгалтерской отчетности приравнивается к подписи руководителя организации.

Передать право подписи другому руководитель может единолично, не согласовывая это с учредителями, советом директоров или акционерами. При условии, конечно, что другой порядок не предусмотрен учредительными документами организации.

Важная деталь: доверенность обязательна – одного приказа о назначении ответственного за подписание отчетности недостаточно. Законодательство не предусматривает, что кто-либо другой вместо руководителя (генерального директора, президента и т. п.) вправе действовать от имени организации и представлять ее интересы без доверенности.

Ситуация: можно ли на бланках бухгалтерской отчетности проставлять факсимильную подпись руководителя организации?

Нет, нельзя.

Использовать факсимиле можно только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 160 ГК РФ). А закон о бухучете прямо не разрешает использовать факсимильную подпись. Зато там сказано, что бухгалтерскую отчетность руководитель должен подписать лично, на бумаге (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Утверждение годовой отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена (ч. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Решение об этом принимается общим собранием акционеров (участников) (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, подп. 6 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Оформить такое решение нужно протоколом общего собрания (ст. 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Обязательных требований к протоколу собрания участников ООО в законодательстве нет. Но есть реквизиты, которые нужно обязательно указать. Это номер и дата протокола, место и дата проведения собрания, вопросы повестки дня, подписи учредителей. Протокол общего собрания акционеров отличается от протокола ООО тем, что его составляют в двух экземплярах и у него есть обязательные реквизиты. Эти признаки перечислены в пункте 2 статьи 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Пример, как оформить протокол общего собрания участников ООО. Утверждение годовой бухгалтерской отчетности

Уставом ООО «Торговая фирма «Гермес»» предусмотрено, что годовая бухгалтерская отчетность утверждается не позднее 20 марта следующего года. На общем собрании участников, которое состоялось 19 марта 2016 года, бухгалтерская отчетность была утверждена. Решение было принято единогласно. Протокол общего собрания участников составлен следующим образом.

Внимание: в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф возможен за непредставление акционерам такой отчетности для утверждения.

Административная ответственность в этом случае установлена частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание, в частности, за непредставление или нарушение срока предоставления обязательной информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров. К числу таких материалов относится и годовая бухгалтерская отчетность организации (ч. 3 ст. 52 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Штраф составит:

  • для организации – от 500 000 до 700 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года.

Ситуация: можно ли сдать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, не утвержденную на общем собрании участников (акционеров)? Срок подачи отчетности истекает раньше срока, на который назначено проведение общего собрания.

Да, можно.

По общему правилу бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Но действительно период, в течение которого годовую бухгалтерскую отчетность надо сдать в налоговую инспекцию, не совпадает с тем, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей организации. Так, годовую отчетность ООО требуется утвердить не ранее чем через два, но не позже чем через четыре месяца после окончания отчетного года (абз. 2 ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). А в акционерном обществе – не ранее чем через два, но не позже чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В налоговую же инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Сдвигать этот срок нельзя – закон этого не предусматривает. А за несвоевременное представление отчетности организацию, ее руководителя и (или) главного бухгалтера могут оштрафовать.

Вот и получается, что в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность надо представить, даже если на общем собрании ее утвердить не успели.

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок – три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2015 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2016 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф. Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17.

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2012 г.
Регистрационный N 23101
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159) и пунктом 23 Плана первоочередных мероприятий по реализации положений Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 2485-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1132), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Министр С. Шматко
Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 16, 16.04.2012.

Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159) и определяет процедуру составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления поселений, городских округов топливно-энергетических балансов соответственно субъектов Российской Федерации и поселений, городских округов (далее — муниципальные образования).
2. Топливно-энергетический баланс субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее — баланс) содержит взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и их потребления, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов.
3. Баланс составляется на основе однопродуктовых энергетических балансов в форме таблицы по образцу согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, объединяющей данные однопродуктовых энергетических балансов в единый баланс, отражающий указанные данные в единых энергетических единицах.
Однопродуктовый энергетический баланс составляется в форме таблицы по образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, отражающей в натуральных единицах формирование предложения отдельных видов энергетических ресурсов или их однородных групп и их использование в процессах преобразования, передачи и конечного потребления энергетических ресурсов.
II. Состав баланса
4. Баланс формируется в единых энергетических единицах — единицах условного топлива, в качестве которого принимается теплотворная способность 1 кг каменного угля равная 7000 ккал.
5. Баланс состоит из девяти групп данных об отдельных видах энергетических ресурсов, которые формируются на основе однопродуктовых энергетических балансов.
6. В графу баланса «Уголь» включаются данные об угле, сланцах, угольном концентрате, коксе металлургическом, коксике и коксовой мелочи, продуктах переработки угля, отходящих газах, в том числе газе горючем искусственном доменном, газе горючем искусственном коксовом.
7. В графу баланса «Сырая нефть» включаются данные о нефти, включая газовый конденсат.
8. В графу баланса «Нефтепродукты» включаются данные о нефтепродуктах, в том числе газе нефтеперерабатывающих предприятий сухом, газе сжиженном, автомобильном и авиационном бензине, керосинах, дизельном топливе, мазуте топочном, топливе печном бытовом, мазуте флотском, газотурбинном и моторном топливе.
9. В графу баланса «Природный газ» включаются данные о газе газовых и газоконденсатных месторождений и попутном газе нефтяных месторождений, а также метане, улавливаемом в угольных шахтах, и газе сточных вод.
10. В графу баланса «Прочее твердое топливо» включаются данные о видах твердого топлива, в том числе о торфе, торфяных топливных брикетах и полубрикетах, дровах для отопления, твердых бытовых и промышленных отходах.
11. В графу баланса «Гидроэнергия и НВИЭ» включаются данные об электрической энергии, произведенной на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые энергетические ресурсы, в том числе на гидравлических, геотермальных, солнечных, ветроэлектрических установках.
12. В графу баланса «Атомная энергия» включаются данные об электрической и тепловой энергии, произведенной на атомных электростанциях.
13. В графу баланса «Электрическая энергия» включаются данные об электрической энергии, произведенной на электростанциях, которые суммируются в этой графе в строках 10 — 19.
14. В графу баланса «Тепловая энергия» включаются данные о тепловой энергии, произведенной тепловыми и атомными электростанциями, котельными, утилизационными установками, а также получаемой из геотермальных источников, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и предназначенной для потребления потребителями тепловой энергии.
15. В графу баланса «Всего» включаются результаты суммирования данных по видам энергетических ресурсов, учтенных в столбцах 1 — 9.
16. Строки баланса должны быть разделены на три блока:
в блок «Энергетические ресурсы» включаются данные о производстве энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о ввозе энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о вывозе энергетических ресурсов с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и об изменении запасов;
в блок «Преобразование энергетических ресурсов» включаются данные о преобразовании одних видов энергетических ресурсов в другие, о расходах энергетических ресурсов в процессе преобразования, на собственные нужды и данные о потерях энергетических ресурсов при их производстве и передаче;
в блок «Конечное потребление энергетических ресурсов» включаются данные о потреблении энергетических ресурсов конечными потребителями.
17. В строке баланса «Производство энергетических ресурсов» учитываются данные о количестве всех видов энергии, полученной или произведенной из природных ресурсов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
18. В строке баланса «Ввоз» учитываются данные о ввозе на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования) всех энергетических ресурсов, указанных в графах 1 — 4 и графе «Электрическая энергия».
19. В строке баланса «Вывоз» учитываются данные о количестве всех энергетических ресурсов, вывозимых с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
20. В строке баланса «Изменение запасов» учитываются данные об изменении запасов первичных энергетических ресурсов, указанных в графах 1 — 4. При этом если запасы на конец года имеют меньшее значение, чем на начало года, то значение запасов энергетических ресурсов увеличивается на эту величину; если величина запасов энергетических ресурсов на конец года превышает величину запасов энергетических ресурсов на начало года, то объём ресурсов уменьшается на эту величину.
21. В строке баланса «Потребление первичной энергии» учитываются результаты суммирования данных строк 1 — 4. В каждую графу включаются данные о валовом потреблении первичной энергии и ее эквивалентов, исчисляемые как сумма показателей по строкам 1 — 4.
22. В строке баланса «Статистическое расхождение» отражается разность между суммой показателей строки 5 и суммой показателей строк 7 — 12.
23. В строке баланса «Производство электрической энергии» учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, используемых для выработки электрической энергии, на основании данных однопродуктового баланса электрической энергии.
24. В строке баланса «Производство тепловой энергии» учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии, используемых для выработки тепловой энергии, на основе данных однопродуктового баланса тепловой энергии.
В строках баланса 8.1 — 8.3 учитываются данные о выработке тепловой энергии по трем группам производственных установок. В строке 8.1 учитываются данные о выработке тепловой энергии на блок-станциях, производственных теплоэлектроцентралях и теплоэлектроцентралях общего пользования на цели теплоснабжения потребителей тепловой энергии, отпускаемой в виде горячей воды и пара, включая выработку тепловой энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. В строке 8.2 учитываются данные о всей тепловой энергии, выработанной на котельных в виде горячей воды и пара, включая производственные котельные. В строке 8.3 учитываются данные о тепловой энергии, выработанной в электрокотельных и в тепловых утилизационных установках.
25. В строке баланса «Преобразование топлива» учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, переработанных во вторичные энергетические ресурсы, учитываемые в графах 1 — 5 и энергетические затраты на осуществление этого преобразования, включая электрическую и тепловую энергию, учитываемые в столбцах 6 — 9.
В строках баланса 9.1 — 9.3 учитываются данные о процессах преобразования в трех группах видов энергетических ресурсов. В строке баланса 9.1 учитываются данные о расходе энергетических ресурсов в процессах преобразования нефти в другие виды энергетических ресурсов, в том числе электрическую и тепловую энергию, включая данные о потерях нефтяного сырья при переработке. При заполнении указанной строки баланса для получения данных о количестве нефти, преобразованной в другие виды энергетических ресурсов, используются данные о первичной переработке нефти и выпуске отдельных видов нефтепродуктов. При этом из общего объема первичной переработки нефти исключаются данные о безвозвратных потерях нефтяного сырья, выпуске нефтепродуктов, не используемых в качестве топлива. В строке баланса 9.2 учитываются данные о расходе энергетических ресурсов на преобразование газа и данные о потерях газа при его переработке, а в строке баланса 9.3 — данные о расходе энергетических ресурсов на обогащение угля и данные о потерях угля в процессе обогащения и при производстве кокса.
26. В строке баланса «Собственные нужды» учитываются данные о расходе энергетических ресурсов на собственные нужды.
27. В строке баланса «Потери при передаче» учитываются данные о потерях, возникших при передаче энергетических ресурсов, в том числе потери электрической энергии в электрических сетях, потери тепловой энергии в тепловых сетях, потери нефти и газа при транспортировке по магистральным нефте- и газопроводам, угля и других твердых углеводородов (парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами) при перевозке их железнодорожным или другими видами транспорта, потери нефтяного сырья при транспортировке нефтепродуктов.
28. В строке баланса «Конечное потребление энергетических ресурсов» указывается сумма строк с 13 по 19.
29. В строке баланса «Промышленность» указывается детализация по видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Величина, указываемая в строке «Промышленность», является суммой строк 14.1 — 14.п. При учете потребления энергии в этих строках не учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на теплоэлектроцентралях и котельных, которые учитываются в строке «Производство электрической энергии» и в строке «Производство тепловой энергии».
30. В строке баланса «Строительство» учитываются данные о потреблении энергии в процессе строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства гражданского и промышленного назначения и монтаже оборудования на указанных объектах, а также данные о расходе энергетических ресурсов в процессе разведочного бурения скважин.
31. В строке баланса «Транспорт и связь» указываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями транспорта, с выделением железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и других видов транспорта, и организациями связи.
32. В строке баланса «Сфера услуг» учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями сферы услуг.
33. В строке баланса «Население» учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение жилищного фонда.
34. В строке баланса «Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды» учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов в качестве сырья в химической или иной промышленности.
35. Для пересчета топлива и энергии в тонны условного топлива единица натуральных показателей, в которых исчисляются энергетические ресурсы (1 тонна, тыс. куб. м., тыс. кВт. ч, Гкал), умножается на коэффициент пересчета в условное топливо исходя из фактической калорийности топлива. В случае невозможности определения фактической калорийности топлива коэффициент пересчета в условное топливо определяется в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.
III. Источники информации для составления топливно-энергетических балансов
36. Для заполнения строк и граф баланса используется официальная статистическая информация, агрегированная по первичным статистическим данным форм федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 — 48 настоящего Порядка, которая в установленном порядке предоставляется Росстатом в виде отчетов.
37. Объем производства и структура потребления электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливается по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 23-Н «Сведения о производстве и распределении электрической энергии» (по субъектам Российской Федерации), а также № 24-энергетика «Электробаланс и отчет о работе электростанций (электрогенераторных установок)»; № 6-ТП (КЭС) «Сведения о работе электросетей», ПЭ «Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), принадлежащих организациям, не относящимся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии, газа и воды».
38. Объемы выработки электрической энергии по разным группам электрических станций, а также объемы топлива на производство электрической и тепловой энергии, определения расхода электрической энергии на собственные нужды электростанций устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 6-ТП «Сведения о работе тепловой электростанции», № 6-ТП (КЭС) «Сведения о работе электросетей», ПЭ «Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), состоящих на балансе организаций не относящихся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии газа и воды».
39. Объемы выработки электрической энергии на гидравлических станциях и распределение выработки электрической энергии по отдельным станциям, устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 6-ТП (гидро) «Сведения о работе гидроэлектростанции».
40. Итоговые данные о потреблении энергетических ресурсов по отдельным видам продукции определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 11-ТЭР «Сведения об использовании топлива, тепловой энергии и электрической энергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)».
41. Объемы производства тепловой энергии по группам котельных, по видам используемого на котельных топлива, о потерях тепловой энергии и ее потреблении населением, бюджетными организациями и прочими организациями устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-ТЕП «Сведения о снабжении тепловой энергией».
42. Итоговые данные о потреблении топлива и тепловой энергии по видам экономической деятельности, запасах топлива на предприятиях потребителях, его отпуске населению определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических ресурсов, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов».
43. Объемы потребления тепловой и электрической энергии населением устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ (передача) «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» и № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической (тепловой энергии) и мощности отдельным категориям потребителей».
44. Объемы потребления сетевого и сжиженного газа населением и в общественных зданиях устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы».
45. Объемы производства, собственного потребления и изменения запасов энергетических ресурсов устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-натура «Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции».
46. Объемы отгрузки нефтепродуктов потребителям и географию их экспорта устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-нефтепродукт (срочная) «Сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям».
47. Объемы вывоза топлива за пределы субъекта Российской Федерации следует устанавливать по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)».
48. Объемы потребления и запасов топлива устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 4-запасы (срочная) «Сведения о запасах топлива».
49. Органы местного самоуправления составляют топливно-энергетические балансы на основании имеющихся у них данных.
IV. Этапы составления баланса
50. Составление баланса осуществляется в несколько этапов.
51. На первом этапе выполняется сбор данных из отчетов по формам федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 — 48 настоящего Порядка.
52. На втором этапе выполняется определение расхода энергии на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам топлива.
53. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федеральной статистической отчетности и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс.
54. На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидкого топлива, природного газа, прочих видов твердого топлива, электрической и тепловой энергии с минимизацией статистических расхождений.
55. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в единый топливно-энергетический баланс и проверка данных баланса.
56. Составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.
V. Разработка однопродуктовых балансов энергетических ресурсов
57. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов включают:
баланс угля;
баланс сырой нефти;
баланс нефтепродуктов (и отдельные однопродуктовые балансы по каждому нефтепродукту);
баланс природного газа;
баланс прочего твердого топлива;
баланс электрической энергии;
баланс тепловой энергии.
58. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов разрабатываются в форме таблицы по образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
59. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов разрабатываются в натуральных единицах измерения в соответствии с данными форм федеральной статистической отчетности в соответствии с пунктами 16 — 35 настоящего Порядка для каждой группы энергетических ресурсов, указанных в пункте 57 настоящего Порядка.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх