Ответственность за пиратство

Одним из основных международных нормативных актов в области безопасности мореплавания является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛОС‑74), принятая в рамках Международной морской организации (ИМО). Изначально СОЛАС‑74 была направлена на организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное сотрудничество и взаимодействие.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу с 16 ноября 1994 года) подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст. 101‑107, 110‑111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15‑23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море.

Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие‑либо меры против пиратов. Это касается и международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств: право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.

На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г. под эгидой Международной морской организации (ИМО), была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно‑вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации.

В отличие от Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств. Во-первых, предметом регулирования в ней названа борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве. Во‑вторых, существенное отличие заключается в сфере применения: Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств — во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море. В‑третьих, действие Конвенции не распространяется летательные аппараты. В‑четвертых, в Конвенции 1988 г. иначе, чем в предыдущих международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств. Так, при пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдикция) актов насилия.

С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) Международной морской организации, вошедший составной частью (гл.XI‑2) в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС‑74). Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС ‑ не допустить пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.

Международной морской организацией также был разработан ряд рекомендаций с целью предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов:

‑ рекомендации правительствам по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (1999 г.);

‑ инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (2002 г.);

‑ директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) (2000 г.);

‑ временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия (2000 г.);

‑ резолюция А. 922 (22) ‑ кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов;

‑ Резолюция А. 923 (22) ‑ суда‑»призраки» и процесс регистрации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Россия пока не готова следовать примеру зарубежных стран и штрафовать за потребление нелегального контента. Об этом в конце 2019 года заявил министр культуры Владимир Мединский. Однако радоваться рано, ситуация с бытовым пиратством в России намного сложнее, чем кажется.
Посмотрим, как борются с нелегальным контентом в других странах. Затем вернемся в Россию и разберемся, как наказывают за подобные нарушения у нас.

Япония: закручивают гайки

Долгое время музыкальный рынок Японии приносил правообладателям намного меньшую прибыль, чем те ожидали. Представители лейблов звукозаписи много лет добивались ужесточения законодательства и преуспели.
С 2012 года в Японии действуют одни из самых суровых наказаний за нарушение закона об интеллектуальной собственности в мире. За распространение нелицензионной музыки и фильмов в Японии можно получить до 10 лет тюрьмы или штраф в 10 млн иен (чуть меньше 92 тысяч долларов). За простое скачивание пользователю грозит срок до 2 лет лишения свободы и 2 млн иен (около 18 тысяч долларов) штрафа.
Причем, если раньше судебное разбирательство начиналось только после жалобы компании-правообладателя, то с конца 2019 года нарушение авторских прав перешло в разряд дел публичного обвинения. Теперь японские власти судят пиратов по собственной инициативе, не дожидаясь заявления правообладателя.

Германия: разориться на торрентах

В Европе наиболее жестко обходятся с немецкими интернет-пиратами. Закон об авторском праве ФРГ — UrhG предусматривает ответственность за нелегальное распространение защищенного авторским правом контента: фильмов, музыки, книг и компьютерных программ.
Интересно, что в Германии можно без опаски смотреть кино онлайн, даже если сайт пиратский, но не скачивать его. Считается, что в первом случае пользователь не может продолжить распространять нелегальный контент, а во втором — получает возможность его скопировать.
Чаще всего под действие UrhG попадают пользователи, которые загружают контент с торрент-трекеров при помощи протокола BitTorrent. Этот способ обмена данными устроен так, что каждый участник сети помогает в распространении файлов, и правообладатели хорошо об этом знают.
Чтобы привлечь к ответственности как можно больше людей, правообладатель заключает договор с частной юридической фирмой. Юристы отслеживают скачивания, выявляют нарушителей при помощи интернет-провайдеров и массово рассылают требования компенсировать ущерб.
В своих письмах юристы ссылаются на 97 параграф Закона об авторском праве ФРГ, который позволяет в судебном порядке требовать возмещение ущерба.
Пользователя обещают вызвать в суд, если он не не выплатит правообладателю компенсацию. До 2013 года ее средний размер варьировался в пределах от 300 до 1200 евро за одно нарушение. Рассылка подобных уведомлений в Германии приняла массовый характер, а суммы в них возросли настолько, что в 2013 году в UrhG внесли поправки.
Теперь максимальный размер возмещений за скачивание нелицензионной продукции ограничен суммой в 155 евро для первого зафиксированного нарушения и 1000 евро — для последующих. Впрочем, закон по-прежнему предусматривает возможность взыскания куда более крупных компенсаций, но лишь в случаях, когда дело дошло до суда.

Франция: вечный офлайн

В некоторых государствах за бытовое пиратство наказывают не сразу, а после нескольких предупреждений. Например, так на протяжении шести лет делали во Франции, где в 2009 году приняли закон Hadopi или «закон трех ударов».
Он обязывал провайдеров следить, что скачивают их клиенты, и рассылать предупреждения нарушителям интеллектуальных прав. После трех предупреждений гражданин Франции выплачивал небольшой штраф и лишался доступа в интернет решением суда.
С 2009 года первое предупреждение получили более 2 миллионов человек, второе — 186 тысяч человек, а до суда дошли 663 дела. В результате, лишь один человек был лишен доступа в интернет на 15 дней и оштрафован на сумму в 150 евро.
Выяснилось, что против пиратства закон не сработал. Как показали исследования, большинство потребителей пиратского контента прибегло к шифрованию, виртуальным частным сетям и другому программному обеспечению для анонимного выхода в интернет. По статистике, лишь 4% пользователей отказались от пиратства из-за возможной ответственности. Поэтому в сентябре 2013 года закон Hadopi признали неэффективным и отменили.

Россия: все сложно

Хранить нелицензионный контент в России запрещено (статья 1270 ГК РФ). Уже одного этого факта достаточно, чтобы привлечь к ответственности отдельного пользователя через суд.
Наказания за пиратство разбросаны по разным кодексам: гражданскому (статья 1301), административному (статья 7.12) и уголовному (статья 146). Гражданский кодекс обязывает возместить ущерб. Административный — заплатить штраф. А уголовный — навсегда оставляет на пирате клеймо преступника.
Ответственность определяется тем, что именно делал пользователь с пиратским контентом и при каких обстоятельствах. Возможно, это будет крупный штраф, а в некоторых случаях дело может закончиться тюремным заключением. Разберемся, что угрожает потребителю пиратского контента, на отдельных примерах.

Ситуация №1: просмотр нелегального контента в онлайн-кинотеатре

Быстро поднятое упавшим не считается, а краткосрочная запись не считается копированием. Об этом говорит статья 1270 Гражданского кодекса.
Поэтому в России пользователь может безопасно для себя слушать музыку онлайн или смотреть пиратские фильмы, ведь он не получает нелицензионной копии в свое распоряжение.
В такой ситуации вся ответственность ложится на владельца пиратского онлайн-кинотеатра.

Ситуация №2: хранение пиратского контента

Скачивать пиратскую музыку и собирать из нее личную коллекцию незаконно. Такие действия влекут гражданскую ответственность — штраф, размер которого зависит от размера коллекции и нанесенного ущерба.
На практике правообладатели не преследуют отдельных пользователей за хранение пиратского контента, но лишь потому, что для них существуют более привлекательные цели. В будущем ситуация может измениться.

Ситуация №3: установка и использование пиратских программ

В большинстве дел о пиратских программах фигурируют компьютерные мастера, которые за деньги устанавливают нелицензионное ПО. В некоторых случаях к ответственности могут привлечь и простых пользователей.
С точки зрения ответственности, пиратское ПО особенно невыгодно для небольших компаний. Его использование на рабочем месте грозит штрафом от 30 до 40 тысяч рублей для юридических лиц и конфискацией оборудования (ст. 7.12 КоАП).

Ситуация №4: использование торрентов

Сама по себе технология BitTorrent законна, но скачивая какой-либо файл с ее помощью, пользователь участвует в раздаче его копий. Как только речь заходит о распространении пиратского контента, шансы наказания значительно возрастают.
Наиболее серьезные последствия ждут пользователей, которые сознательно организовывали распространение, например, оформляли страницы на торрент-трекерах. В худшем случае суд может закончиться штрафом до 500 тысяч рублей или даже реальным сроком (ст. 146 УК).

В итоге

В европейских странах основные усилия сосредоточены на борьбе с профессиональными пиратами. В России также следуют общей тенденции и блокируют крупные пиратские ресурсы. И хотя наши правообладатели уже много лет выступают за массовые штрафы для рядовых потребителей, такие инициативы пока не находят поддержки.
Тем не менее за нарушение авторского права предусмотрена ответственность. И время от времени в российских судах устраивают показательные процессы над отдельными пользователями нелицензионного контента.
Безобидная загрузка фильма с торрента может обернуться крупным штрафом и даже тюремным заключением. Чтобы минимизировать риск, не участвуйте в распространении пиратской продукции и постарайтесь прекратить или хотя бы снизить ее осознанное потребление.
Тем более современные контент-площадки развиваются очень быстро. Лицензионные онлайн-кинотеатры, библиотеки, стриминговые сервисы и магазины игр и программ гораздо удобнее, намного безопаснее и предлагают гибкую ценовую политику. Зачем рисковать, если можно купить со скидкой и спать спокойно?

Запомнить

  1. Пользоваться торрентами можно, нельзя скачивать и раздавать нелицензионный контент;
  2. Рядовых потребителей изредка наказывают в показательных процессах;
  3. Самые серьезные последствия грозят юридическим лицам и пиратским площадкам;
  4. Легальный контент стал намного доступнее и дешевле.

Обычному человеку пират представляется тёмной личностью из прошлого века, одноглазым, с деревянной ногой и попугаем. Это первая ассоциация, не имеющая ничего общего с настоящим определением пиратства как уголовного преступления. Команды «весёлых роджеров» под чёрными флагами с черепами остались в прошлом, а вот само морское пиратство всё ещё является одним из самых распространённых «водных» деяний. Сам термин «пират» как раз и обозначает разбойника. Этот древний греческий термин подразумевал грабителя, который нападает на грузы морского направления, грабит караваны.

Действует ли в России уголовная ответственность за пиратство?

Проблема пиратства интернациональная, деяние, за которое в России преследуют по статье 227 Уголовного кодекса, во всём мире определено как международное уголовное преступление. Это значит, что регулирование происходит не только национальным законодательством, то есть законодательством отдельных государств. В регулировании преступлений, которые попадают под определение пиратских, участвует также международное публичное право.

Что такое пиратство в международном и российском понимании

Мир

В соответствии с определением, пиратством будет считаться любой захват судна с целью ограбления или потопления. В частных случаях пиратством может быть назван просто захват судна без второстепенных планов. Под судами понимают торговые и гражданские, естественно, захват и ограбление военного судна будет квалифицироваться совсем по иной статье. В качестве нападающих могут выступать как частновладельческие суда, так и государственные.

Женевские конвенции об открытом море указывают на то, что любое государство, которое выступает покровителем пиратства, считается преступником. Согласно тем же конвенциям, преследование пиратского судна, осуществляемое военным флотом, а также его потопление в случае сопротивления разрешено в открытых водах всех государств, а наказание за пиратство в виде уголовной ответственности предусматривается для всех членов экипажа (пиратов).

Россия

В России до некоторого относительно недавнего времени всё было несколько иначе. Женевские конвенции были ратифицированы фактически сразу же после их принятия, но в советском законодательстве до самого конца не было предусмотрено уголовной ответственности. Такое расхождение долгие годы висело судебным парадоксом, и было разрешено лишь в 1996 году. Именно тогда, во время принятия Уголовного кодекса Российской Федерации, и была прописана уголовная ответственность за пиратство в 227 статье.

Пиратство – детали преступления

Морское пиратство является общественно опасным явлением в связи с тем, что любое нападение – это нарушение нормального функционирования судоходства. Кроме собственно убытков хозяев судна, опасности жизни экипажа захваченного корабля, нужно также напомнить, что такие происшествия могут вызывать заторы, а также катастрофы и аварии.

Сложным является выявление непосредственного объекта. Данное деяние, прежде всего, рассматривается как общественно опасное, и именно общественная безопасность в первую очередь будет являться объектом. Дополнительный объект, который также является обязательным – это собственность, в зависимости от ситуации это может быть как личная, так и государственная собственность. Жизнь и здоровье людей выступают объектами только в том случае, если они фактически пострадали.

А вот с предметом деяния в данном случае обывателю разобраться и понять намного проще. Предметом как раз выступает пострадавшее судно. Следует напомнить об отношении к пиратству – его определяют уголовным преступлением, а значит, вне зависимости от того, что именно является целью нападения – само судно или имущество, находящееся на нём, а иногда и сам экипаж – за всё это будет предъявлено обвинение в пиратстве. Неважно также, кому именно принадлежало имущество, государству, частному владельцу, какому конкретно государству – всё это вторично.

Говоря об объективной стороне, мы выделяем судно без конкретных индивидуумов. В этой части статья полностью идентична статье о разбое, и признаки объективной стороны те же, только объект нападения более конкретен. Фактически УК РФ говорит о том, что пиратство – это морской разбой.

О наказании

Наказание за данный вид деяний вполне конкретное и описывается во всё той же статье номер 227 в Уголовном кодексе Российской Федерации.

  1. Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия либо с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
  2. То же деяние, совершённое с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.

Таким образом, очевидно, что российский закон касательно морского разбоя полностью соответствует существующему и действующему на данный момент международному праву и мировым стандартам.

Анна_Провидение все записи автора Пират — морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.
Тжекеры — ближневосточные пираты в XV—XI веках до нашей эры.
Встречается несколько различных латинских написаний тжекеров: Tjeker,
Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray.
Долопийцы (Dolopians) — древнегреческие пираты, также известные
как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на
острове Скирос. Основной район их действий — Эгейское море.
Ушкуйники — новгородские речные пираты, промышлявшие по всей
Волге вплоть до Астрахани, главным образом в XIV веке. Разграбление ими
Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.
Букaнир (от англ.— buccaneer) — это английский флибустьeр.
Поскольку англичанам было трудно выговорить «флибустьeр», они предпочли
ему слово «букaнир» — buccaneer.
Флибустьер — морской разбойник XVII века, грабивший, главным
образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от
голландского «vrijbuiter» — «свободный захватчик трофеев», так как
первыми поселенцами на Сан-Доминго (после испанцев) были именно выходцы

из Нидерландов. По-французски это слово звучит, как «flibustier». И как
бы англичане не старались притянуть происхождение этого слова к своему
«freebooter», они не имеют к нему никакого отношения, разве что обычную
фонетическую схожесть. Флибустьeр был всегда снабжен особой
разрешительной бумагой от правительства колоний той страны, за которые
он воевал. Она называлась «комиссиeй» (commission), а не каперским
патентом. Отсутствие кoмиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом,
поэтому флибустьeры всегда стремились ее раздобыть. Она давалась только
во время войны одной страны против другой, и, в отличие от каперского
патента, в ней досконально прописывалось на какие корабли и колонии
имеет право нападать ее обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи.
То есть, комиссию можно рассматривать разовым разрешением на разбой с
весьма жесткими условиями, поэтому получить комиссию было значительно
проще каперского патента. Губернаторы многих маленьких островов
Вест-Индии, чьи колонии существовали практически безо всякой помощи от
их метрополий, с удовольствием за деньги выдавали такие бумаги любому
капитану. Таким образом, флибустьeр является наемником, однако, в
отличие от последнего, ему не платили. Его платой был лишь тот трофей
вражеской нации, который он добывал сам, и который должен был
реализовать в том месте, где получил комиссию. Он выплачивал долю
губернатору дружеской нации, которая за это позволяла ему официально
пользоваться убежищем во всех портах всех своих колоний. Часто капитаны
флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций, что позволяло им
самим выбирать на кого в данный момент нападать, что, однако, никогда
не рассматривалось как пиратство.
Корсaр — слово появилось в начале XIV века от итальянского
«корса» и французского «ла корса». В отличие от флибустьера, корсaр
всегда сражался только за свою страну, или, по крайней мере, только за
одну страну, не жил и не оперировал вне своей страны, всегда
ограничивался действиями только на море, и никогда не проводил операций
на суше. Он, скорее, близок к патриоту, движимый кроме жажды наживы еще
и желанием помочь своей стране. Во время мира корсaр мог быть простым
богатым судовладельцем, но во время войны на собственные деньги
вооружал корабль, и предлагал свои услуги государству, получая
необходимые документы. К слову, такие правила были и на суше, где любой
аристократ мог на собственные деньги набрать полк или роту и стать ее
командиром. В Европе слово «корсaр» было практически интернациональным:
корсaр (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).
Кaпер — частное лицо, получившее от государства лицензию на
захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен
на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия называлась Letter of
Marque — Патент на каперство. Слово «кaпер» довольно древнее, вошло в
употребление на Средиземноморье примерно ещё с 800 года до н. э. От
корсара кaпер отличался тем, что мог выступать вовсе не на стороне
своего государства, а на стороне того, патент которого сумел раздобыть.
Привaтир (от англ.— privateer) — это просто английское название
капера. В средневековье употреблялись оба термина. Слово «привaтир» не
столь древнее, его первое задокументированное употребление относится к
1664 году. Иногда термином «привaтир» хотели подчеркнуть английскую
национальность капера, хотя это не всегда соблюдалось, например, широко
известные «приватиры Дюнкерка» были голландской национальности, а
выступали на стороне Испании. Просто основной их целью были именно
английские купеческие суда, поэтому англичане их называли приватирами,
а не каперами.
Печелинг или флекселинг — так в Европе и Новом Свете
называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их
базирования — Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х
годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли
себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему
миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран. Серия сообщений «Библиотека пиратства»:
Часть 1 — Пираты древности
Часть 2 — История Либерталии
Часть 3 — Пиратская "мода"
Часть 4 — Пытки пиратов
Часть 5 — Классификация пиратов
Часть 6 — Пиратские клады
Часть 7 — Тактика пиратов

Часть 29 — Королева пиратов
Часть 30 — ГОЛОВОЛОМКА «ОСТРОВА СОКРОВИЩ»
Часть 31 — Пират — Архиепископ

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх