Перечень государственных услуг в сфере образования

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации 17 октября 2009 года № 1555-р Минобрнауки России и Рособрнадзор являются ответственными за перевод в электронный вид следующих государственных услуг:

Лицензирование образовательной деятельности

В рамках данной услуги заявитель – юридическое лицо – получит возможность подать заявление и комплект документов в электронном виде, проверить в момент подачи правильность составления заявления и прилагаемого комплекта документов, а также отследить в электронном виде состояние прохождения основных этапов оказания государственной услуги.

Предоставление информации о документах об образовании (среднее, начальное и высшее профессиональное образование) и результатах проверки подлинности бланков документов об образовании (среднее, начальное и высшее профессиональное образование)

В рамках данной услуги заявитель – физическое или юридическое лицо – получит возможность осуществить проверку в электронном виде подлинности документов государственного образца об образовании, отследить основные этапы оказания государственной услуги, а по ее окончании получить уведомление удобным для себя способом (по электронной почте, сообщением на мобильный телефон и т.п.).

Формирование и ведение базы данных об участниках ЕГЭ (предоставление сведений о результатах ЕГЭ, о подаче заявлений лицами, поступающими в высшие и средние специальные учебные заведения, а также о зачислении в вузы и ссузы лиц, успешно прошедших вступительные испытания)

Данная услуга позволит образовательным учреждениям высшего профессионального и среднего профессионального образования оптимизировать и упорядочить приемную компанию. Абитуриенты, используя Единый портал государственных услуг, получат возможность дистанционно подавать документы в учебное заведение и отслеживать информацию об изменении рейтинговых списков, получать информацию о зачислении в одном месте.

Качество товаров – это степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Свойство – это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации).
Простое свойство характеризуется одной особенностью.

Например, кислотность, жирность молока и т.д.
Сложное свойство – это комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности.

Например, пищевая ценность продуктов питания, включающая энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, а также усвояемость.

Показатель качества – это количественное и качественное выражение свойств продукции или товара.

Показатели качества выражаются физическими или нефизическими величинами.
Физические величины – длина, масса, плотность и т.п. – могут изменяться количественно и качественно.
Каждый показатель имеет наименование и назначение.

Наименование показателя – это качественная характеристика товыара.
Например, массовая доля сахара в соке.

Значение показателя – это результат количественного и качественного измерения – размера или размерности.
Показатели качества включают в себя.

1. Единичные показатели – это показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров.
Например, цвет, форма, целостность, кислотность.

2. Комплексные показатели – это показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров.
Например, состояние мякиша хлеба – это комплексный показатель, состоящий из единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и т.д.

3. Интегральные показатели – это показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.
Например, при упрощенных расчетах конкурентоспособности товара.

4. базовые показатели – это показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества.
Например, цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.

5. Определяющие показатели – это показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров.
Например, органолептические показатели (внешний вид, цвет, вкус, запах и др.); физико-химические показатели (массовая доля жира, этилового спирта и т.д.) и др.

Всем перечисленным показателям присущи определенные значения.

1. Оптимальное значение показателя – это значение, позволяющее достичь наиболее полного удовлетворения части потребностей, которые обуславливает данный показатель.

Например, оптимальное значение показателя «внешний вид плодов и овощей» характеризуется типичными или свойственными природному сорту формой, окраской, чистой и сухой поверхностью без повреждений.

2. Действительное значение показателя – это абсолютное значение, определяемое однократным или многократным его измерением.
Например, при оценке качества двух образцов сливочного масла определено содержание жира соответственно 80,5 и 82,5%.

3. Регламентированное значение показателя – это значение, установленное действующими нормативными документами.
Например, в соответствии с действующим ГОСТом массовая доля жира в сливочном масле Вологодское должно быть не менее 82%.

4. Предельное значение – это значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующему нормативному документу.

Предельное значение показателей качества может быть минимальным, максимальным, диапазонным и к нему относится допускаемое отклонение.

4.1. Минимальное предельное значение применяется, когда показатель способствует улучшению качества.

Например, массовая доля этилового спирта в водке должна быть не ниже 40%.

4.2. Максимальное предельное значение используется для показателей, ухудшающих качество, если установленные пределы будут завышены.
Например, содержание влажности хлеба должно быть не выше 47%.

4.3. Диапазонные предельные значения устанавливаются в тех случаях, когда и превышение, и понижение регламентированных пределов вызывают ухудшение качества.
Например, размер корнеплодов моркови должен быть не менее 2 см и не более 6 см по наибольшему поперечному диаметру.

4.4. Допускаемые отклонения – это значения показателей качества, устанавливающие нормированные пределы отклонений от регламентированного или оптимального значения того же показателя.
Например, в яблоках высшего сорта допускается наличие 10% яблок 1-го сорта.

5. Относительные значения показателя – это значение, определяемое как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению того же показателя.

Например, действительное значение содержания жира в сливочном масле составляет 83%, а базовое 82,5%, тогда относительное значение равно 83,0 : 82,5 = 1,06.

5.1. Уровень качества товаров – это относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей.

Если используются только технические показатели , то это технический уровень качества.

5.2. Технический уровень качества – это относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области.

Если используются и показатели в денежном выражении, то это технико-экономический уровень качества.
При оценке уровня качества наибольшее значение имеет правильный выбор базового образца.

Индекс качества – это показатель, используемый для оценки разнородной продукции.

j=1…s; n- количество продукции j-того вида
С – цена продукции j-того вида
Q – относительный единичный показатель

Если ИК больше либо равно 1 то качество товара лучше, чем базовый.

Потребительские свойства – это совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.
Например, пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продовольственных и непродовольственных товаров.

Технологические свойства – это совокупность свойств продукции, удовлетворяющих потребности производственных потребителей и обеспечивающих эффективность производственных процессов.
Например, развариваемость крупы при кулинарной обработке.

Классификация образовательных услуг

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные», иногда словом «дополнительные». Данное дополнение употребляется именно для того, чтобы разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату.

Все услуги, оказываемые в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить об услугах в системе образования, выделив:

  1. Услуги в системе (дошкольного, среднего и высшего) образования.
  2. Услуги в системе технической подготовки кадров (профессиональная реабилитация кадров).
  3. Обучение населения на курсах (иностранные языки; вождение автомобилей и другие).
  4. прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, услуги в системе школьного образования предоставляются школьными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. Основные образовательные услуги — услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Содержание обязательного минимума основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции.

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, а также развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, цель которых удовлетворение образовательных потребностей. Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные.

Все образовательные услуги могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. Под бесплатными образовательными услугами (на бюджетной основе) понимают услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, рамками которых служат государственные образовательные стандарты и образовательные программы, финансируемые бюджетными средствами. В связи с данным определением необходимо выделить три существенных признака.

Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). И, в-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется только в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. Не применяются к правоотношениям, которые возникают в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей»). Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугами принято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в том числе родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, то есть предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В-третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Также можно классифицировать образовательные услуги по следующим видам:

1) по сферам оказания образовательных услуг – дополнительное детское образование (спортивно-техническое, художественное, научно-техническое и другие сферы); дополнительное школьное образование (языковое, культурологическое, информационно-компьютерное, а также другое при углубленном изучении предметов, превышающих нормы Госстандарта, услуги по аттестации учащихся, находящихся на домашнем обучении у гувернеров и частных лиц, занимающихся индивидуальной педагогической практикой; дополнительное образование взрослых – курсы по освоению профессии (водителей, парикмахеров, массажистов), по подготовке к поступлению в учебное заведение, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров и другое;

2) по времени оказания образовательных услуг (от нескольких дней – курсы, до нескольких лет (факультеты дополнительного образования);

3) по специализации – детское творчество и развитие, углубленная предметная подготовка, профессиональная подготовка и переподготовка кадров и прочее;

4) по возрасту – для дошкольников, школьное, профессиональное образование взрослых;

5) по таланту – художественные, музыкальные услуги и так далее;

6) по отклонениям – компенсаторные, релаксационные услуги и другое;

7) информационные образовательные услуги, то есть использование телекоммуникационных систем (например, платные образовательные сайты, система тестирования и тому подобное).

Таким образом, классификация образовательных услуг позволит учесть специфику образовательной услуги, определить статус публичных или частных возмездных отношений, в оказании данного вида услуг.

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Формирование государственного задания

Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:

  • Порядком создания задания.
  • Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
  • Требованиями к установлению нормативов.

Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.

Структура госзадания

Содержание документа определяется статьей 69.2 БК РФ. Рассмотрим структуру задания:

  • Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
  • Порядок контроля реализации положений документа.
  • Требования к отчетности.
  • Категории потребителей, которые пользуются услугами.
  • Порядок предоставления услуг.
  • Тарифы на платные услуги.

Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Контроль над выполнением госзадания

Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Что будет, если госзадание не выполнено?

18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:

  • Вынесение предупреждения.
  • Штраф от 100 до 1 000 рублей.
  • Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.

Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:

  • Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
  • Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.

Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх