Переоцененная стоимость

Определение 1

Переоценка основных средств — это изменение первоначальной стоимости. Цель переоценки – получение полной стоимости восстановления.

В бухгалтерском учете основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Определение первоначальной стоимости зависит от того как основное средство поступало на предприятие.

Основные способы поступления основных средств

  1. приобретение за плату;
  2. получение от учредителей в качестве уставного капитала;
  3. безвозмездное поступление;
  4. создание собственными силами;
  5. строительство (самостоятельно или подрядным способом);
  6. выявление при инвентаризации (неучтенных средств).

Первоначальная стоимость основных средств – это сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение, изготовление основного средства за минусов возвратных налогов, например НДС.

Состав фактических затрат

  • суммы, уплаченные по договору поставки, за доставку, приведение в пригодное для использования состояние;
  • суммы за работы по договору строительного подряда и прочим договорам;
  • оплата информационных и консультационных услуг по приобретению объекта;
  • таможенные сборы и пошлины;
  • невозмещаемые налоги, гос. пошлины;
  • вознаграждение посредникам за приобретение основных средств;
  • прочие затраты по приобретению, сооружению, изготовлению основного средства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Оценка и переоценка основных средств 440 руб.
  • Реферат Оценка и переоценка основных средств 220 руб.
  • Контрольная работа Оценка и переоценка основных средств 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Первоначальная стоимость средств, внесенных как вклад в уставный капитал, оценивается по согласованию учредителей, если для такой оценки законодательно не предусмотрено иное.

Замечание 1

Первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно (по договору дарения) – текущая рыночная стоимость, определяется на дату принятия к учету. Первоначальная стоимость по средствам, полученным в рамках договоров с оплатой неденежными средствами, считается стоимость переданных ценностей (подлежащих передаче).

Согласно ПБУ $6/01$: изменение первоначальной стоимости, в которой средства принимались к учету возможно если производилась достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, ликвидация или переоценка основных средств. Переоценивать основные средства предприятие может не чаще одного раза в год (на начало года) по текущей стоимости. Проведение переоценки осуществляется добровольно. Производится переоценка – путем пересчета первоначальной стоимости и стоимости амортизации, начисленной за время эксплуатации объекта.

Решение о проведении переоценки закрепляется приказом об учетной политике. В приказе должно быть указано:

  • какие объекты переоцениваются (все, отдельные группы);
  • методику отражения на счетах учета;
  • ответственных за переоценку лиц.

Приняв решение переоценки товара однажды, это влечет за собой и дальнейшую ее переоценку.

Согласно регламентным документам, проведение переоценки возможно двумя методами:

  1. метод индексации восстановительной стоимости
  2. метод прямого пересчета стоимости, документально подтвержденным рыночным ценам.

Организация выбирает, сама она проводит переоценку или привлекает для этого стороннюю организацию.

Замечание 2

При принятии решения о переоценки самостоятельно или с привлечением независимых оценщиков, важно помнить что для определения стоимости восстановления необходимо наличие подтверждающих документов (прайс-листы на оборудование от изготовителей, данные статистики, экспертные заключения, оценки БТИ, публикации в СМИ). Обеспечить такой уровень получения информации профессионалам-оценщикам значительно проще. Результатом переоценки становиться – уценка (уменьшение остаточной стоимости), дооценка (увеличение остаточной стоимости). После переоценки, за первоначальную стоимость будет приниматься – восстановительная стоимость. Итог переоценки учитывается при формировании данных баланса на начало отчетного года, в отчетность предыдущего года не включается.

Методика проведения переоценки предусматривает два варианта:

  • единовременное включение расходов в состав текущих расходов, если это не дорогой ремонт, которые не окажет значительно влияния на финансовый результат предприятия.
  • равномерное отнесение затрат на себестоимость (создавая резерв на ремонт или используя счет расходы будущих периодов).

Счета для учета результатов переоценки основных средств

Для отражения результатов переоценки применяются счета: $83$ «Добавочный капитал» и $91$ «Прочие доходы и расходы».

При увеличении стоимости: Дт $01$ – Кт $83$.

При уменьшении основных средств: Дт $91-2$ – К $01$.

Также необходимо пересчитать амортизацию.

При дооценке: Дт $83$ — Кт $02$

При уценке: Дт $02$ – Кт $91-1$

Случаи, когда проводить переоценку целесообразно

  1. Для повышения инвестиционной привлекательности предприятия и дополнительных средств.
  2. При необходимости увеличения уставного капитала (выпуск ценных бумаг, для привлечения инвестиций).
  3. При проведении комплексной переоценки активов для исключения влияния инфляции, для получения информации о реальном финансовом состоянии предприятия.
  4. Для повышения величины чистых активов, и не падение их ниже размера уставного капитала (условие для ликвидации общества).
  5. Необходимость в представлении отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
  6. Для корректировки себестоимости товаров, формирования конкурентной цены.
  7. Для определения стоимости страховой базы имущества при заключении договора страхования.
  8. При получении кредита, если основные фонды выступают в качестве залога или гарантии (в данном случае необходима рыночная стоимость).

Налоговые последствия

В налоговом учете при исчислении налога на прибыль можно учесть только амортизацию, начисленную исходя из первоначальной стоимости основных средств, без учета переоценки. Переоценку основных фондов используют как инструмент уменьшения налогооблагаемой базы за счет снижения налога на имущество компании.

Оценка основных средств (ОС) может проводиться по первоначальной, восстановительной, остаточной, рыночной стоимости , согласно ПБУ 6\01 «Учет основных средств». В соответствии с разными целями производят оценку рыночной, инвестиционной, ликвидационной стоимости.

Первоначальной стоимостью, приобретенных за плату ОС, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление без НДС, в свою очередь фактическими затратами являются:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику(продавцу);

— суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда;

— суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

— регистрационные сборы, госпошлины;

— таможенные пошлины;

— вознаграждения посредникам и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением объекта.

Остаточная стоимость ОС первоначальная (восстановительная) равна полной первоначальной (восстановительной) их стоимости, уменьшенная на сумму начисленного износа.

Полная восстановительная стоимость – это величина средств, которую пришлось бы затратить предприятию на приобретение данных основных средств на дату переоценки (по действующим расценкам на СМР, материалы, конструкции, торговым наценкам, транспортным тарифам и т.д.) с целью замены имеющихся изношенных ОС на новые.

Рыночная стоимость объекта ОС с точки зрения оценщика это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость формируется при соблюдении следующих условий:

— мотивации покупателя и продавца имеют типичный для рынка характер;

— обе стороны хорошо информированы об объекте и действуют в своих интересах;

— объект ОС был выставлен на рынок достаточно продолжительное время;

— цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект ОС и нет принуждения к сделке с чьей-либо стороны;

— платеж за объект ОС в денежной форме.

Ликвидационная стоимость ОФ. Согласно ПБУ 6 представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник объекта может получить при принудительной продаже ОФ в процессе ликвидации предприятия.

13. Остаточная стоимость как функция износа машин и оборудования.

Во многих ситуациях оценки возникает задача определения ос­таточной стоимости объекта, т.е. стоимости, которая не только соответствует современному уровню цен на данную продукцию, но и учитывает степень износа объекта, а точнее говоря, сохранив­шийся его полезный потенциал.

Остаточная стоимость ОС первоначальная (восстановительная) равна полной первоначальной (восстановительной) их стоимости, уменьшенная на сумму начисленного износа.

Полная восстановительная стоимость – это величина средств, которую пришлось бы затратить предприятию на приобретение данных основных средств на дату переоценки (по действующим расценкам на СМР, материалы, конструкции, торговым наценкам, транспортным тарифам и т.д.) с целью замены имеющихся изношенных ОС на новые.

При оценке остаточной стоимости учитывается непосредствен­но физический износ. Под физическим износом понимается такая потеря стоимости объекта, которая вызвана снижением его рабо­тоспособности в результате как естественного физического старе­ния и изнашивания элементов конструкции за время эксплуатации, так и влияния внешних неблагоприятных факторов (аварий, уда­ров, перегрузок, пожаров и др.), последствия которых устранялись ремонтными воздействиями.

В современных условиях, когда в России продолжается спад машиностроительного производства и темпы обновления парка машин резко снижаются, оценщики все чаще вынуждены оценивать сильно изношенные машины и оборудование. По данным АКДИ ЭЖ на декабрь 2007 г. степень износа основных фондов в промышленности – 75 %, на транспорте – 60 %. В промышленности около 57 % всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет (что крайне много), средний возраст используемых машин и оборудования составляет 14 лет. Это означает, что средний фактический срок службы активной части основных фондов превышает 28 лет при установленном нормативном сроке амортизации оборудования 12,6 лет.

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 6488;

ИА ГАРАНТ

Если для переоценки стоимости объектов основных средств в российских стандартах бухгалтерского учета использовать метод индексации, как определяется в этом случае индекс?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На сегодняшний день для проведения переоценки индексным методом организации придется:
— либо самостоятельно разработать индексы для переоценки (например, на основании информации об уровне инфляции в регионе). Однако данный способ является трудоемким и используется редко;
— либо обратиться на платной основе в НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Обоснование вывода:
Вопросы проведения переоценки основных средств регламентируются нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Так, изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в том числе в случае их переоценки (п. 14 ПБУ 6/01, п. 41 Методических указаний).
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Методических указаний).
Согласно редакции п. 15 ПБУ 6/01, действовавшей до 2006 года, коммерческие организации могли проводить переоценку ОС одним из двух способов: путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам.
В настоящее время в п. 15 ПБУ 6/01 упоминание индексного метода и метода прямого пересчета по рыночным ценам исключено. В п. 15 ПБУ 6/01 лишь говорится о переоценке объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости.
Согласно абзацу 1 п. 43 Методических указаний при определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы:
— индексный метод;
— метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Для этих целей под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта (абзац 2 п. 43 Методических указаний). При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств (абзац 4 п. 43 Методических указаний).
Метод индексации основан на применении специальных индексов переоценки (индексов-дефляторов), разработанных Госкомстатом России.
Индекс-дефлятор ИРИП (индекс реализации имущества предприятий) был введен в действие постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 N 315 (далее — Постановление N 315) и регулярно опубликовывался.
Однако в связи с принятием постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121 Постановление N 315 утратило силу, а иные индексы не устанавливались.
Также согласно сообщению Госкомстата РФ от 05.04.2002 начиная с апреля 2002 г. Госкомстат России прекращает публикацию индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации (ИРИП).
Полагаем, что на сегодняшний день для проведения переоценки индексным методом организации придется:
— либо самостоятельно разработать индексы для переоценки (например, на основании информации об уровне инфляции в регионе). Однако данный способ является трудоемким и используется редко;
— либо обратиться на платной основе в НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (письмо Минфина России от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63).
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет переоценки основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»
Е.В. Шестакова, А.А. Жиркова

Налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц в отношении офисной и торговой недвижимости в настоящий момент исчисляется по кадастровой стоимости. Ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости и балансовой стоимости соответственно. Сейчас кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной цене. Но встречаются случаи, когда она превышает рыночную: из-за неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете, в связи с падением рыночной стоимости объекта.

Переоценка стоимости и ее оспаривание сегодня

В настоящее время переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 ФЗ от 2.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

  • жилое помещение (квартира, комната);

  • гараж, машино-место;

  • единый недвижимый комплекс;

  • объект незавершенного строительства;

  • иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

В том случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, владелец недвижимости может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог.

Однако в 2018 году приняли поправки, которые не выгодны налогоплательщикам, так пересчет налога осуществляется с момента внесения данных в реестр. Но фактически налогоплательщик должен переплачивать за те ошибки, которые допустил не он, а бюрократическая система, ведь с момента обнаружения неправильно установленной стоимости до внесения сведений в реестр может пройти значительное время.

Существует три варианта внесения правок в ЕГРН:

  • если пакет документов с неправильной информацией поступил о ОКУ от собственника во время постановки участка на учет, то исправление данных осуществляется в порядке, установленном законом №218-ФЗ;

  • если ОКУ был извещен об ошибке в Реестре в порядке информационного взаимодействия, то неточность устраняется так же в порядке информационного взаимодействия;

  • если правки, которые нужно внести в Реестр, затрагивают интересы третьих лиц, либо в иных спорных ситуациях, то изменения вносятся по решению суда.

Для этого необходимо доказать факт неверного определения кадастровой стоимости.

Кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра: необходимо знать кадастровый номер или адрес.

Важно! Кадастровую стоимость необходимо сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. Например, если на 2016 год кадастровая стоимость недвижимости составляла 6 млн. руб., а реальная стоимость — 5 млн. руб., то кадастровая оценка превышает рыночную на 1 млн. руб. Если получится это доказать, то размер налоговой базы уменьшится.

Основаниями для пересмотра кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (ошибки, допущенные при проведении оценки);

  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Не получится оспорить кадастровую оценку жителям тех регионов, в которых налог до сих пор исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6). Так же резкое падение стоимости недвижимости, которое произошло позже установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить.

Не так давно изменился сам порядок оспаривания кадастровой стоимости: сейчас можно обратится в комиссию или суд (ранее сначала необходимо было в досудебном порядке обратиться в комиссию, которая занимается пересмотром кадастровой стоимости и если она отказывала в уменьшении показателя, то потом можно было обратиться в суд).

Для пересмотра кадастровой стоимости необходимо обратиться:

  • в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течении 1 месяца; срок сообщения о поступлении заявления в комиссии составляет 7 дней; комиссия обязана уведомить лицо, обладающее правом на недвижимость в течении 5 дней; решения комиссии могут быть оспорены в суде;

  • в суд (п. 2 ст. 403 НК РФ) — процедура регламентирована гл. 25 КАС РФ; можно оспорить результаты оценки кадастровой стоимости и решение комиссии; ограничение сроков по оспариванию кадастровой стоимости (5 лет с момента внесения в гос. кадастр оспариваемых результатов); дела рассматриваются 2 месяца, из-за сложности дела может быть продлен еще на месяц; принятое судом решение может быть обжаловано в течении одного месяца.

Важно! Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

Эффективнее всего оспаривать кадастровую оценку сразу же, как только обнаружено, что она завышена, потому что сроки рассмотрения могут занять до 6 месяцев. А сумма налога рассчитывается по данным предыдущего года: если не начать процедуру оспаривания до конца 2018 года, то весь 2019 год необходимо будет уплачивать налог в соответствии с завышенной налоговой базой.

Переоценка стоимости и ее оспаривание в будущем

Наше законодательство одно из самых динамичных в мире. И законодательство в области налогообложения является ярким примером нестабильности в законодательстве. Так, в настоящее время принят во втором чтении Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта Российской Федерации – коэффициент 0,4, на территории 15 субъектов Российской Федерации – коэффициент 0,2. В остальных субъектах Российской Федерации коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Применение такого порядка исчисления налога на имущество физических лиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).

Таким образом, поправка является положительной и не должна привести к резкому росту кадастровой стоимости.

Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это тоже приведет к уменьшению случаев оспаривания стоимости для целей налогообложения.

Законопроектом также предусматривается:

1) возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

2) исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.

3) применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

То есть можно будет не платить за ошибки чиновников, как предусмотрено в настоящее время. Данная поправка позволит снизить риски налогоплательщиков, которые связаны с длительными процедурами оспаривания стоимости.

Кроме того, законопроектом предусмотрен также ряд уточняющих изменений, направленных на разрешение неурегулированных вопросов, возникающих при применении глав 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых необходимо выделить следующие:

1) в настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.

2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.

3) в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами Российской Федерации.

предлагается распространить установленные Налоговым кодексом налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

Это тоже является положительной тенденцией и снизит риски в части обжалования стоимости.

Инструкция для оспаривания кадастровой стоимости

1) Проверить сроки — не более 5 лет от даты опубликования установленной кадастровой стоимости.

2) Собрать все необходимые документы.

3) Рассмотрение заявления (7 — 14 дней).

4) Решение комиссии.

5) Судебное разбирательство (если не устраивает решение комиссии).

Оспаривать кадастровую стоимость имеет смысл, если это экономически выгодно, т.е. если экономия на налогах вследствие снижения кадастровой стоимости будет превышать расходы на ее снижение.

Также стоит учесть, что с 2018 года стало сложнее оспорить кадастровую стоимость. Уже в 2017 году вступили в силу поправки, которые изменили порядок снижения кадастровой стоимости (сейчас идет подготовительный этап к переоценке недвижимости в 2020 году). В настоящее время необходимо привести юридические дела в порядок и разобраться в стоимости своей недвижимости. Сейчас за основу берется кадастровая стоимость, определенная на январь 2014 года или кадастровая стоимость, уменьшенная позже через суд.

Перечень документов, которые необходимы для обращения в комиссию:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;

  • документ, подтверждающий, что вы собственник;

  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

  • заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам (для подачи иска в суд).

Также изменения коснулись и деятельности оценщиков. Сейчас создаются специализированные бюджетные учреждения, которые будут самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов (ранее проводился конкурс на отбор независимых экспертов). За новыми органами осуществлять надзор будет Росреестр.

Спешить с оспариванием кадастровой стоимости необходимо из-за того, что: налог будет пересчитан начиная с периода в котором подано заявление; налог будет расти дальше; возрастет стоимость услуг оценщиков; вероятность введения моратория на кадастровые споры.

А вот в будущем порядок оспаривания несколько изменится.

Старую кадастровую стоимость оспорить нельзя (ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, ч. 10 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Поэтому рекомендуется уже сегодня узнать, будет ли изменяться стоимость в 2019 году.

В порядке перерасчета имущественных налогов произойдут следующие изменения:

1) при изменении количественных и качественных характеристик объекта (например, площадь), налог на имущество организаций и физических лиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. По новой оценке нужно определить сумму за полные месяцы после изменения и до конца года, по старой оценке — сумму за полные месяцы с начала года до изменения.

2) изменение кадастровой стоимости в результате обжалования или исправления ошибки, можно пересчитать налог на имущество за периоды, когда для его расчета применяли ошибочную (оспоренную) стоимость (т.е. можно вернуть или зачесть налог и за предыдущие годы; сейчас можно уменьшить налог начиная с года, в котором подано заявление об оспаривании).

Перерасчет налога по проекту будет возможен, если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года. Некоторые налогоплательщики смогут вернуть деньги за 2015-2018 годы.

В качестве рекомендаций, нужно выяснить с какого года действует текущая оценка. Если же она действует ранее декабря 2017 года, то заявление следует подать в 2019 году, тогда пересчет налога будет с года, когда установлена текущая кадастровая стоимость. Если она применяется с 2018 года, то заявление можно подать как в 2018, так и в 2019 году. Пересчитать налог в обоих случаях можно будет с 2018 года.

Важно! Заявление о возврате налога можно подать не позднее 3 лет со дня его уплаты. Для граждан есть дополнительное ограничение: вернуть налоги можно только за 3 года, предшествующих году направления инспекцией уведомления с перерасчетом.

Основными ошибками при оспаривании кадастровой стоимости являются:

  • отчет не соответствует ст. 11 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет не соответствует принципу однозначности (комиссия не указывает, в чем конкретно отчет не соответствуют указанному принципу);

  • неверно примененная методология (например, исключение НДС из рыночной стоимости объекта капитального строительства; по сложившейся практике и исходя из судебных решений некорректно сравнивать две стоимости (кадастровую и рыночную), если у них разные базы, т.к. одна стоимость учитывает налог на добавленную стоимость, а другая нет);

  • при определении рыночной стоимости земельного участка определяется право долгосрочной аренды, без поправки на передаваемые права;

  • в отчете по определению кадастровой стоимости земельных участков рассчитана стоимость права собственности, отсутствие поправки на передаваемые права считается ошибкой, как в комиссии, так и в суде;

  • нет описания строений, расположенных на оцениваемом участке;

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости по Московской области ошибкой считается отсутствие расчетов рыночной стоимости земельных участков в рамках доходного подхода независимо от разрешенного использования и от того, застроен участок или свободен от строений.

  • противоположного мнения придерживается, например, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области, которая в своем отказе указывает, что отчет не соответствует ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, требованиям, установленным федеральным стандартам, так как в отчете об оценке при определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод остатка в рамках доходного подхода. Исполнителю ставиться в вину, что в отчете об оценке оценщик «произвел расчет рыночной стоимости замещения улучшений, фактически построенных на оцениваемых земельных участках и результаты этого расчета явились базой для расчета рыночной стоимости земельных участков. Таким образом, оценщик составивший отчет об оценке, произвел расчет рыночной стоимости земельных участков как застроенных, чем нарушил п. 20 ФСО № 7»;

  • ошибка с датой оценки, на которую следует определить рыночную стоимость объекта;

  • при кадастровой оценке стоимость земельных участков определяется без учета обременений, исходя из данного допущения, следует определять и рыночную стоимость объекта.

Поэтому посмотрите, есть ли у вас проблемы с кадастровой стоимостью, увеличилась ли Ваша стоимость или планируется ее пересмотр, и в соответствии с этими данными выбирайте тактику оспаривания стоимости.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх