Платежный агент

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:

— устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;

— регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);

— применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;

— выдавать кассовый чек;

— вести и хранить документацию по ККТ;

— обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 1, 3 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.

Перечень моделей ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты), приведен в письме ФНС России от 15 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7212.

Правила ведения кассовых операций

Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:

— при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (абз. 3 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);

— принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1 (абз. 2 п. 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);

— для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4 (абз. 2 п. 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Ситуация: как платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка: с учетом или без учета средств, принятых от населения?

При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений (ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или объем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.

Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.

Лимит кассового остатка за расчетный период определите исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги по формуле:

Объем наличной выручки, принимаемый для расчета лимита = Объем поступлений наличной выручки по всем видам деятельности за расчетный период (с учетом комиссионного вознаграждения) Объем поступлений от деятельности платежного агента

При расчете лимита, если нет наличной выручки, используйте только объем выданных наличных денег за расчетный период.

Такой вывод следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Сумму принятых от населения платежей определяйте на основании отдельно оформленных приходных кассовых ордеров. Это следует из абзаца 2 пункта 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Пример расчета лимита остатка денежных средств в кассе. Наличная выручка и платежи граждан поступают ежедневно

ООО «Торговая фирма Гермес» составляет расчет лимита кассового остатка на основе данных бухучета, исходя из объемов поступлений наличных денег за январь, февраль и март предыдущего года. Обособленных подразделений у «Гермеса» нет. Выручка сдается в банк каждый пятый день.

«Гермес» работает без выходных с 10 до 22 часов. Следовательно, расчетный период составляет 90 рабочих дней (31 дн. + 28 дн. + 31 дн.).

Оборот по дебету счета 50 «Касса» в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в части полученных в расчетном периоде авансов наличными средствами, которые были зачтены в этом же периоде, 76 «Платежи граждан» составил 2 969 998 руб.:
— в январе – 977 388 руб. (в т. ч. платежи граждан – 90 000 руб.);
— в феврале – 877 015 руб. (в т. ч. платежи граждан – 75 000 руб.);
— в марте – 1 115 595 руб. (в т. ч. платежи граждан – 105 000 руб.).

На основе этих данных руководитель организации своим распоряжением установил лимит кассового остатка в сумме 150 000 руб.

Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи?

Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.

Объясняется это следующим.

Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).

Совет: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.

Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и в указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Причем абзац 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.

По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из пунктов 1 и 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. № А75-7786/2012).

Ситуация: может ли платежный агент сдавать в банк полученные от населения платежи за вычетом своего комиссионного вознаграждения?

Ответ: нет, не может.

Платежные агенты могут оказывать услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг за вознаграждение (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). В таком случае сам платежный агент может рассматриваться как поставщик в части оказываемых им услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).

За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:

— для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;

— для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984, Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

С 1 июля 2017 года интернет-магазины, принимающие оплату банковскими картами, должны перейти на использование онлайн-касс, внедрение которых в сферу интернет-торговли вызывает немало вопросов. Многие онлайн-магазины принимают оплату через платежные агрегаторы, которые помогают покупателям переводить деньги за товары на счета магазинов. БУХ.1С выяснил, как агрегаторы собираются помочь магазинам соблюдать требования 54-ФЗ.

Рассмотрим два главных вопроса, которые волнуют интернет-магазины, принимающие платежи через платежные агрегаторы.

Первый – могут ли агрегаторы взять на себя обязанность по соблюдению кассовой дисциплины (применение онлайн-ККТ и направление чеков) вместо магазинов?

Второй – что могут предложить агрегаторы в помощь магазинам в свете изменений в 54-ФЗ?

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В ст.2 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ указаны исключения, на которые не распространяется обязанность по применению онлайн-касс с 01.07.2017. Интернет-магазины в перечень этих исключений не входят. Поэтому они обязаны применять новые ККТ с 1 июля 2017 года. Но если магазин работает только с электронными средствами платежа и раньше мог не использовать ККТ (этого не требовал Закон №54-ФЗ до внесения в него изменений в 2016 году), то такое право сохраняется у него до 1 июля 2018 года. Это разрешает п.9 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ).

2. Интернет-магазины, применяющие сервис Яндекс.Касса, должны перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года, если в том числе принимают оплату платежными картами. Для этого им нужно будет приобрести кассовый аппарат нового поколения, который внесен в специальный реестр ФНС.

3. Сервис Яндекс.Касса не планирует брать на себя функции платежного агента и вместо магазинов выдавать покупателям чеки не будет.

4. Яндекс.Касса провела интеграцию с удаленным кассовым сервисом Атол.Онлайн (в реестре ФНС сейчас уже несколько моделей ККТ Атол). Это позволит предпринимателям самостоятельно не интегрировать ККТ с системой управления магазином и с платежами через Яндекс.Кассу.

5. Кассу можно будет не покупать, а взять в аренду в том же самом Атоле, или другом сервисе, с кем в будущем будет интегрирована Яндекс.Касса.

6. Иными словами, магазинам нужно купить или арендовать кассу (обязательно – из реестра онлайн-касс ФНС), поставить новую кассу на учет в налоговой (можно по интернету) и заключить соглашение с ОФД.

Мы решили задать эти вопросы самим платежным агрегаторам, которые работают с онлайн-магазинами. И вот что нам удалось узнать.

В ряде случаев магазин действительно может работать без ККТ и без печати чеков. Например, в случае отправки товаров покупателям наложенным платежом через почту. Или при работе через курьерскую службу доставки, с которой у магазина заключен договор на расчетно-кассовое обслуживание (РКО).

В этом случае и курьерская доставка, и почта осуществляют функции платежного агента. Всю ответственность за печать чеков они берут на себя и магазин не обязан дублировать их функции.

Однако это не касается платежных агрегаторов. Функции агентов брать на себя они не собираются. Более того, им запрещается это делать по закону, ведь чек должен выдавать продавец товара или услуги. Как вариант, чек может выдавать агент интернет-магазина (например, курьерская служба или розничная точка, с которой у магазина заключен договор).

Агрегатор же в этой схеме не реализует товары и услуги от имени продавца, и не является его агентом.

Определение платежного агента раскрывается в ст. 2 п. 3 ФЗ-103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Агент — это юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. То есть, из закона прямо следует, что кредитные организации не являются платежными агентами.

О том, почему агрегаторы не станут платежными агентами, нам рассказала Евгения Арнаутова, представитель компании Яндекс.Деньги:

Яндекс.Деньги работают по лицензии ЦБ как НКО — небанковская кредитная организация. По закону кредитная организация не является и не может являться платежным агентом. У нее другой функционал и другое назначение. Ровно по той же причине платежными агентами не являются и банки.

Так что у нашего агрегатора (Яндекс.Касса), который является сервисом Яндекс.Деньги обязанности ровно те же, что у банков, обеспечивающих онлайн-магазины услугами интернет-эквайринга. И среди этих обязанностей нет отправки электронного фискального чека.

Яндекс.Касса технически обслуживает прием платежей от покупателей и уведомляет магазин, как только оплата прошла. В этот момент продавец должен отправить электронный чек покупателю и передать его копию в налоговую.

С этим мнением солидарны и представители других игроков рынка. В частности, Семен Окороков, директор по развитию EKAM.ru, пояснил БУХ.1С, что платежные агрегаторы создаются для удобства конечного пользователя и избавления его от необходимости заключать несколько договоров с различными банками или платежными системами по приему онлайн-оплат с помощью банковских карт и электронных денег.

В этом и состоит главная ценность платежных агрегаторов для онлайн-магазинов. Поэтому тот факт, что агрегаторы не пойдут на печать чеков вместо интернет-магазинов, не оттолкнет последних от использования их услуг.

При этом Семен Окороков отмечает, что агрегаторы никогда не возьмут на себя функции платежных агентов. В том числе и потому, что принципы работы агрегаторов и платежных агентов кардинально различаются:

По факту взаимодействия фискального регистратора (ФР) с Федеральной налоговой службой механика вырисовывается довольно простая. На этапе совершения оплаты за товар платежный агрегатор отдает сигнал системе управления сайтом (CMS) о том, что деньги были приняты. CMS передает эту информацию онлайн-кассе (ФР), и уже онлайн-касса передает эти данные в ФНС. Т.е. в этом случае ФР и платежный агрегатор не взаимодействуют друг с другом напрямую.

Иными словами, на текущий момент платежный агрегатор просто присылает подтверждение, что деньги от пользователя были списаны и поступили на счет онлайн-магазина.

В будущем платежные агрегаторы также никогда не возьмут на себя функции платежного агента. Тому есть несколько причин. Первая – чек обязан печатать магазин или курьерская служба. Вторая – агрегатор является небанковской кредитной организацией, в связи с чем не имеет прав выполнять функции платежного агента, — пояснил Семен Окороков.

С ним согласна и генеральный директор сервиса электронных платежей Platron Елена Орлова:

Агрегаторы не будут брать на себя функции платежных агентов. Это объясняется рядом моментов. В первую очередь – законодательных. Статус платежного агента кардинально отличается от статуса агрегатора. Согласно закону, платежный агент может принимать только наличные денежные средства. Причем агент обязан выдавать покупателю кассовый чек. Пример: прием оплаты через терминал в счет оплаты за интернет.

Агрегаторы же не имеют дел с наличными денежными средствами. Они просто упорядочивают платежи покупателей и уведомляют магазины о совершенных платежах. Платежными агентами они не являются и не могут ими являться в принципе.

Таким образом, не стоит ждать от агрегаторов, что они полностью и на легальных основаниях освободят онлайн-торговцев от обязанности по соблюдению новых правил кассовой дисциплины. Печатать чеки и применять ККТ вместо магазинов агрегаторы не будут.

Но это не значит, что магазины в ближайшем будущем откажутся от услуг таких сервисов, как платежные агрегаторы. Скорее всего, рынок онлайн-магазинов будет перераспределен между теми агрегаторами, которые смогут предложить магазинам оптимальные инструменты для внедрения и интеграции онлайн-ККТ в новых условиях.

По словам Евгении Арнаутовой, сейчас многие агрегаторы уже вплотную заняты тем, что настраивают свой функционал под новые требования законодательства:

Например, мы анонсировали новый протокол работы Яндекс.Кассы в свете 54-ФЗ. Клиентам не придется самостоятельно интегрировать ККТ с системой управления магазином, а потом ломать голову, как связать все это с платежами через Яндекс.Кассу. Она будет сама передавать информацию о заказах и оплатах на ККТ и информировать магазин об успешной оплате и регистрации чека. Поэтому для исполнения требований закона клиентам останется сделать всего пару шагов. А именно: купить или арендовать ККТ, заключить договор с ОФД и зарегистрировать ККТ в налоговой.

После выполнения этих шагов клиенты могут начать использовать расширенный протокол сервиса. При этом обновленный протокол позволит выполнить три главных требования закона. Первое — автоматическая передача информации о продажах на кассовый аппарат в момент проведения оплаты. Второе — контроль регистрации чека (можно будет выбрать, проводить или отменять транзакцию в случае неуспеха). Наконец – перевод через ККТ полных и частичных возвратов денежных средств.

По сути, подобный функционал предлагают все платежные агрегаторы, которые заинтересованы в дальнейшей работе с интернет-магазинами. Главный минус, как мы выяснили, заключается в том, что никакие чеки печатать они не собираются. И соблюдение кассовой дисциплины в разрезе онлайн-торговли их не касается.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх