Подоходный налог в РБ с зарплаты

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси?». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Содержание

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость — ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании — без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения — от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% — передача международным организациям.
  • 20% — выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Налоговая декларация подаётся не позднее 1 марта, а уплатить сам налог нужно до 15 мая.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) все иностранцы в России разделены на три категории:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

Новые правила для безвизовых граждан

Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

Резидент — нерезидент

Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Тонкости перерасчета

Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

Особый статус

В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. .

Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

Льгота для союзников

С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

Страховые взносы

Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

ФСС России

Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

Как узнать, я налоговый резидент или нерезидент?

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

Разница большая, терять деньги никому не хочется. А некоторые несознательные бухгалтеры любят всех иностранцев считать по ставке 30%.

В статье 73 договора о ЕАЭС говорится о том, что доходы граждан стран-участников договора ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физических лиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность.

Пример: Маша – гражданка Украины. Она впервые приехала в Россию в мае 2017, сразу подала на РВП по браку, в июле уже его получила. Разве Маша – резидент? Нет, ведь Маша пробыла в России меньше 183 дней за последние 12 месяцев.

Между положением мигранта, только пересекшего границы, и полноправным гражданином существует несколько промежуточных ступеней. В разнообразии этих терминов нетрудно запутаться, тем более что они относятся к разным сферам законодательства и иногда противоречат друг другу. Попробуем разобраться в довольно непростом вопросе: человек, имеющий вид на жительство, резидент или нерезидент?

Что дает ВНЖ

Но это связано с налоговой составляющей. Понятие резидента также может относиться и к финансовому законодательству. С этой точки зрения нерезидентом будет любой иностранец без ВНЖ, невзирая на длительность его пребывания в РФ. Чтобы окончательно понять: человек с видом на жительство — это резидент или нет, следует разобраться в отличиях понятий.

В чем разница между резидентом и нерезидентом

Поскольку оба понятия больше относятся к налоговому и финансовому законодательству, разница выражается именно в деньгах.

  1. Налоговый нерезидент обязан отдавать 30% доходов в государственную казну. Резидент платит привычные 13% (п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).
  2. Финансовые резиденты имеют полное право открывать вклады в иностранной валюте на территории РФ и выполнять иные банковские операции. На нерезидентов накладываются существенные ограничения.

В каких случаях человек получает статус резидента

Действующих в 2019 г. оснований не так мало. Помимо вида на жительство, на наличие статуса резидента влияют и иные факторы.

  1. Таковыми считаются все граждане РФ, кроме россиян, проживающих за рубежом более года с ВНЖ, на основании трудоустройства или в целях обучения.
  2. Иностранцы, находящиеся в РФ дольше 183 суток в течение года, также становятся резидентами и платят НДФЛ 13%.
  3. Финансовыми резидентами — иностранцами являются только лица с действующим ВНЖ.
  4. Если выйти за рамки физических лиц, то резидентами будут признаны все юридические лица (компании), оформленные в рамках российских законодательных требований на территории РФ, а также их зарубежные филиалы и иные подразделения.
  5. Аналогичным статусом обладают дипломатические органы РФ по всему миру.

Для резидентов и нерезидентов в России действуют разные условия открытия и обслуживания банковских счетов, осуществления валютных операций, получения/отправки денежных переводов, многих других банковских операций и не только.

Права нерезидента

На лиц с этим статусом не накладывается практически никаких преград. Единственное, им будет ограничена возможность выполнения валютных операций с российскими банками. Таким лицам закрывается ипотечное кредитование. Однако нерезиденты с видом на жительство также могут пользоваться всеми благами статуса, включая правом на социальные дотации, медицинское обслуживание и учебу для детей.

Система налогообложения

Главным недостатком статуса нерезидента является необходимость платить НДФЛ в размере 30%. Однако от этого избавлены переселенцы по Госпрограмме и специалисты высокой квалификации (ст. 224 НК РФ). Статус резидента может повлиять на то, одобрят ли кредит иностранному гражданину с видом на жительство или нет. Обычно нерезидентам отказывают в ссуде. К иностранцам с ВНЖ банковские служащие относятся более мягко, но условия для них будут все равно жестче, чем для россиян:

  • больший процент по кредиту;
  • обязательное присутствие поручителя из граждан РФ;
  • ограниченные сроки кредитования.

Многие кадровые отделы при трудоустройстве мигранта априори оформляют его как нерезидента (с 30% НДФЛ), но после того как он отработает полгода (то есть проведет в стране положенные 183 дня), ему делают налоговый возврат (17%). Эта практика является общепринятой, поэтому иностранцу с ВНЖ важно отслеживать ситуацию и в случае необходимости уметь отстоять свои права.

Итоги

Основным критерием резидента является пребывание на территории РФ в течение 183 суток. Главным преимуществом статуса остается налогообложение в 13% вместо 30% для нерезидента. Иметь ВНЖ при этом не обязательно, но после его получения иностранец уже гарантированно становится резидентом, так как условия статуса соответствуют требованиям к ВНЖ.

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признся физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признся физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признся физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признся российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе — меры ограничительного характера), такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на овании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства), или составленного в произвольной форме обования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждих документов.

Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее 30 календарных дней со дня получения указанных в настоящем пункте заявления и документов уведомляет физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, о наличии возможности не признавать такое лицо налоговым резидентом Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде на овании настоящего пункта либо об отсутствии такой возможности с указанием ований для такого решения.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх