Повторная выездная проверка

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Арыков Степан

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Всего найдено: 15

Вопрос № 306210

Как предпочтительней писать даты, когда речь о периоде, охватывающем несколько десятилетий: 1910-1920-е (тире между датами; в телефоне не умею ставить, простите) Или 1910-е — 1920-е? Спасибо. С уважением, Татьяна

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: 1910–1920-е.

Вопрос № 301094

Скажите, пожалуйста, в каком случае перед тире ставят запятую, за исключением оформления чужой речи.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая ставится перед тире, если того требует структура предложения.

Запятая и тире в качестве единого знака препинания могут ставиться в сложноподчиненных предложениях, бессоюзных сложных предложениях, между частями сложносочиненных предложений, а также в периоде (как правило, многочленном сложном предложении, в интонационном отношении распадающемся на две части — повышение и понижение). Подробно об этом рассказывается в соответствующих разделах «Справочника по русскому языку» Д. Э. Розенталя.

Вопрос № 296203

Как правильно пишется: В период (периоде) временной нетрудоспособности пациент должен быть направлен на обследование.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в период.

Вопрос № 290106

В отчетном периоде контролировалось исполнение….. или в отчетный период контролировалось……

Ответ справочной службы русского языка

Верно: В отчетный период контролировалось исполнение…

Вопрос № 289455

Надо ли писать слово «перестройка» с заглавной буквы, если речь идет об определенном периоде в истории СССР (1980-е — начало 1990-х годов).

Ответ справочной службы русского языка

Нет, слово перестройка в этом значении пишется строчными.

Вопрос № 282372

Здравствуйте.
Столкнулась с необычным знаком препинания: , — (запятая и тире). Информацию о его употреблении в современной литературе не нашла. Единственное появление мною зафиксировано у Розенталя, таким образом:
§113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении и в периоде
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака:
1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам (Крылов); Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем (Добролюбов);
2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения, например: Могло ли не отразиться в литературе это новое общественное движение, – в литературе, которая всегда бывает выражением общества! (Белинский); Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках (Л. Толстой); Жизнь его, начавшаяся (в воспоминаниях так чудесно) громадной церковной папертью… и голосом мамы, в котором тысячу раз блестел кремнистый путь и звезда говорила со звездой, – эта жизнь с каждым своим часом наполнялась новым, всё новым значением (Катаев);
3) в художественной речи в периоде (см. §219, Виды синтаксического повтора, п. 3) (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – повышение и понижение) между его частями, например: Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям: чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношение к окружающей его реальности, будь то пейзаж или государство, чтобы запечатлеть душевное состояние, в котором он в данный момент находится, чтобы оставить след на земле, – ради этого берется за перо (Иосиф Бродский).
Внутри частей периода, если они значительно распространены, в художественной речи ставится точка с запятой. Реже между частями (членами) периода ставятся запятые, например: Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, – так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку (Гоголь).
Уточните, пожалуйста, насколько вообще актуален этот знак препинания, не заменяется ли он в наше время просто тире или запятой. Насколько можно верить Розенталю в этом правиле?

Ответ справочной службы русского языка

Полным академическим справочником «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006 и более поздние издания) предусмотрена постановка запятой и тире как единого знака в сложноподчиненном предложении, если предложение построено в виде периода, который делится на две части — произнесенные с повышением и понижением тона (запятая и тире ставятся на месте деления): Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, — то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.). В таких предложениях главная часть часто имеет обобщающий характер и завершает перечисление впереди стоящих придаточных: Когда я оказывалась в лоне одесского семейства, когда слушала Микину скрипку, когда, плывя на спине, смотрела в глубокое небо, — всё становилось на свои места (Зерн.); Что горько мне, что тяжко было и что внушало прибыль сил, с чем жизнь справляться торопила, — я всё сюда и заносил (Тв.). О том, что этот знак в настоящее время утратил актуальность, в справочнике не говорится, иными словами, такая пунктуация отвечает и современной письменной норме.

А вот два других случая употребления запятой и тире как единого знака в справочнике отмечены как устаревшие. Это запятая и тире между частями сложносочиненного предложения: На очереди были полицейские пункты, — и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.), а также выделение этим знаком вставных конструкций: Вы садитесь в коляску, — это так приятно после вагона, — и катите по степной дороге (Ч.).

Вопрос № 280308

К вопросу № 244413 про шестидесятые годы.
Действительно, 60-е годы, это с 1960 по 1969 года.
Вопрос про выражение «в шестидесятых годах» — это период с 1951 по 1960 года?
И выражения «шестидесятые годы» и в «шестидесятых годах» это выражения про разные периоды?

Ответ справочной службы русского языка

Шестидесятые годы и в шестидесятых годах – об одном и том же периоде (с 1960 по 1969).

Вопрос № 277828

Уважаемые филологи! Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Из трех форм записи:
1) «за+вин.падеж» (проверка деятельности … в 2011-2013 годах и за истекший период 2014 года);
2) «в+ вин.падеж» (проверка деятельности … в 2011-2013 годах и истекший период 2014 года);
3) «в+предл.падеж» (проверка деятельности … в 2011-2013 годах и истекшем периоде 2014 года) —
в учреждении, где я работаю, используется последняя (№ 3). Это же форма используется и в других предложениях (В проверяемом периоде осуществлялось…). Я знаю, что наиболее грамотный вариант записи № 1. Но проблема заключается в том, что в ведомстве почему-то предпочитают формулировку № 3. Более того, попытки использовать «компромиссную» по степени допустимости форму № 2 пресекаются лингвистами из правового департамента. Правильно ли это? В каких источниках можно найти разъяснения по указанному вопросу, чтобы вести дискуссию аргументированно? В пособиях по официально-деловому стилю я ничего не нашла. Заранее благодарю за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Варианты различаются по значению. Вариант проверка деятельности предприятия в истекшем периоде 2014 года может означать и то, что проверяют деятельность предприятия, относящуюся к данному периоду, и то, что сама проверка проводится именно в этом периоде. Вариант проверка деятельности предприятия за истекший период однозначно указывает на то, что проверяется деятельность предприятия, относящаяся к данному периоду. Поэтому для устранения двусмысленности лучше использовать именно этот вариант.

Вопрос № 277547

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Как правильно: «в 2012-2013 годах и истекшем периоде 2014 года» или «в 2012-2013 годах и истекший период 2014 года»?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: …и за истекший период 2014 года.

Вопрос № 275955

Как правильно писать: с первого
до шестого января или по шестое января

Ответ справочной службы русского языка

О сроке, периоде: с первого по шестое января.

Вопрос № 267118

Как правильно: Объём в 1.6 раза больше, чем в сопостовимом (сопоставляемом) периоде прошлого года ?????????????

Ответ справочной службы русского языка

Верно: сопоставляемом или соответствующем.

Вопрос № 265850

Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, как првильно составить фразу: а) В проверяемОМ периоДЕ организация допустила ряд нарушений, б) В проверяемЫЙ периоД организация допустила ряд нарушний? Под проверяемым периодом понимается некий период деятельности организации в прошлом, например, период с 01.01.2010 по 31.12.2010, а не период, в который проводится сама эта проверка. В Интернете и документах контролирующих органов приблизительно одинаково часто встречаются оба варианта.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: В проверяемый период организация допустила ряд нарушений.

Вопрос № 249723

Подскажите, пожалуйста, есть ошибки в пунктуации?
Необычный праздничный ужин в канун Нового, 1853, года проходил в Хрустальном дворце Великобритании.
Этот длинный четвероногий травоядный динозавр с массивным телом,
длинной(,) подвижной шеей и маленьким черепом жил в триасовом периоде.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Необычный праздничный ужин в канун нового, 1853 года проходил в Хрустальном дворце Великобритании. Этот длинный четвероногий травоядный динозавр с массивным телом, длинной подвижной шеей и маленьким черепом жил в триасовом периоде.

Вопрос № 238418

Здраствуйте! Как правильно: при выявлении в расчетный период существенных изменений или при выявлении в расчетном периоде существенных изменений
Спасибо!!!

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду «во время расчетного периода», то правильно: при выявлении… в расчетный период.

Вопрос № 218755

В одной статье для онкологов мне встретились выражения — свидетельствовать за наличие редицива — частота обследований на раннем периоде наблюдения По-моему, они неверные. Правильным будет, соответственно, «свидетельствовать о» и «в раннем периоде». Прав я или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _свидетельствовать о, в ранний период_.

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

  • повторную выездную проверку в целях контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);

  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

4. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ-152.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

4. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД:

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel@tylik.ru, либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

4. опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Известно немало видов налоговых проверок. Запомнить все, если вы не работаете над этой информацией постоянно, просто не получится. Тем не менее, полезно иметь представление, какую вообще проверку можно ожидать. Поэтому ниже детально рассмотрим все существующие категории данного явления.

Основные виды налоговых проверок: камеральные, выездные, встречные и повторные

Налоговая проверка – совокупность действий налогового органа по отслеживанию документальной, фактической законности расчета, удержания и выплаты налогов и сборов налогоплательщиками. Вышеупомянутая инстанция имеет право осуществлять контроль над компаниями с любой организационно-правовой формой, составом учредителей, формой собственности, ведомственной подчиненностью и т.д.

Определение необходимости всех видов налоговой проверки связано с несколькими причинами:

  • Нормативные налоговые акты учета в некоторых случаях не согласовываются с правилами бухгалтерского учета.
  • Частный бизнес развивается без создания юридического лица. Его собственники скрываются от налогообложения или подают документы с заниженными данными по доходам, таким образом, платят меньше. Это связано со сложностью отслеживания их работы из-за мобильности таких лиц и постоянной смены их местонахождения.
  • Нестабильность, несовершенство законов в области налогообложения ведут к неоднозначности понимания законодательных актов управленцами и главными бухгалтерами организаций.
  • Предприниматели преднамеренно уходят от уплаты налогов или занижают налоговую базу, то есть налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, имущество организаций.

Если налоговый период уже проверен, осуществление повторных мероприятий невозможно, кроме тех ситуаций, при которых рассмотрение дублируется из-за реорганизации либо ликвидации предприятия. Также вышестоящие налоговые органы проводят ее как контрольные действия над функционированием самой проверяющей организации.

Под рассмотрение попадают максимум три календарных года работы компании до года проверки. Отметим, что рассматривать текущий календарный год разрешается. Первым обязательным этапом подобных мероприятий считается вручение руководителю рассматриваемой компании решения о начале данной проверки.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

  1. Камеральная.
  2. Встречная.
  3. Выездная.
  4. Повторная.

Все обозначенные виды проверок налоговых органов основаны на законах, статьях НК Российской Федерации. Тема достаточно обширная, поэтому ее довольно сложно изучить без помощи профессионалов. Данный материал подготовлен специалистами компании «Бизнес Ресурс», предоставляющей услуги бухгалтерского обслуживания предприятиям малого и среднего бизнеса. Он поможет читателям разобраться в понятии и видах налоговых проверок. Можно обратиться в саму компанию с оставшимися вопросами. Опытные специалисты подробно проконсультируют по любому из них.

Теперь подробнее обсудим, какие виды проверок проводят налоговые органы?

Читайте материал по теме: Особенности выездной налоговой проверки

Какие различают виды камеральных налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка осуществляется по территориальному принципу — в зависимости от местонахождения проверяющих органов. Она направлена на отслеживание выполнения организацией-налогоплательщиком законов о налогах и сборах РФ. Организация-налогоплательщик должна предоставить бухгалтерские документы:

  1. Декларации с приложениями.
  2. Первичные документы (устав и др.).
  3. Прочие бухгалтерские бумаги о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика: бухгалтерский учет, учетная политика организации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах и т.д.

В процессе проверяющая инстанция имеет право запросить у рассматриваемой компании иные бухгалтерские бумаги. Сюда будут входить те, которые поясняют верность расчета и уплаты определенных видов налогов: НДС, ЕНДВ, ЕСН и т.д. Как гласит статья № 88 НК РФ, компания обязана удовлетворить требования сотрудников инспекции.

Камеральный вид проверки в налоговом праве производится должностными лицами. Для этого в продолжение 3 месяцев с даты подачи деклараций им не требуются разрешающие документы от главы местных налоговых отделений. Подача данных документов – основание для расчета, внесения определенных типов налогов, если законы России не оговаривают другие сроки.

Организация-налогоплательщик будет обязана исправить бухгалтерию, если инспекторы выявят недочеты, неточности либо ошибки в заполнении бумаг или противоречивую информацию. Об этом сообщат представители проверяющей инстанции и установят срок для исправления.

Следствием данного рассмотрения могут стать налоговые споры о возмещении или возврате (вычете) НДС, возврате экспортного НДС или налога на доходы компании. Как говорится в абзаце № 2 параграфа № 1 статьи № 100 НК РФ, после данной проверки налоговым органам дается 10 дней на составление акта по итогам работы, если по бухгалтерским документам обнаружено правонарушение. В течение 15 рабочих дней с даты вручения акта можно подать возражение по поводу его составления. Налоговые органы имеют возможность прервать банковские операции организации на время ведения дополнительных мероприятий, как гласит статья № 76 НК РФ.

Помните — организация-налогоплательщик не информируется о начале мероприятий.

Во время камеральных проверок деклараций, где организация использует право на льготы, и деклараций по НДС, где заявляется право на возмещение налога, проверяющая инстанция имеет возможность запросить документы, способные подтвердить право на применение вычетов по НДС и льгот в соответствии со статьей 88 НК РФ.

Камеральные налоговые проверки можно распределить по видам налогов таким образом:

  • Стандартная проверка;
  • Рассмотрение деклараций, где организацией используются налоговые льготы;
  • Проверка деклараций НДС, где заявляется право на возмещение налога.

Камеральная налоговая проверка

Какие еще виды проверок проводят налоговые органы? Камеральный тип осуществляется в нескольких направлениях:

  • Формальная проверка;
  • Арифметическая проверка;
  • Нормативная проверка;
  • Непосредственная камеральная проверка.

К первому типу относят контроль присутствия у компании всех форм отчетности, определенных законом. Сюда могут входить бумаги, свидетельствующие о предоставлении льгот или экспорте товара и др. Кроме того контролируется заполнение и наличие реквизитов, предусмотренных актами.

Напомним: ведение отчетной деятельности может проходить от руки (ручкой, фломастером) или в машинописном варианте. Нельзя делать исправления. При отсутствии каких-либо данных в нужной секции выставляется прочерк или ссылка на недостаточные основания для ее заполнения. Инспектор смотрит на наличие подписи главы организации, затем сверяет совпадение с имеющимися образцами. В конце на втором экземпляре проверяющим ставится дата получения отчетности.

Арифметическая проверка направлена на оценку верности подсчета показателей, к примеру, налогооблагаемой прибыли. Сверяется расчет сумм документа по горизонтали и вертикали.

Нормативная проверка – это вид проверки налоговой инспекции, рассматривающий соответствие документа действующему на данный момент закону. Такой способ помогает определить документы с незаконным содержанием, установить необоснованное списание средств на себестоимость продукции, неверное понимание налоговых ставок и т.д. В этом случае проверяющий специалист действует, ссылаясь на нормативную базу о налогах и сборах.

Непосредственная камеральная проверка – это логическое рассмотрение цифровых данных, при помощи которых налогоплательщик высчитывает необходимый для выплаты размер налога.

Виды выездных налоговых проверок и их особенности

Выездная налоговая проверка – это форма контроля и соответствующие виды налоговых проверок, определяющие верность внесения налогов, сборов, исполнение обязанностей организацией-налогоплательщиком.

Она проходит в самой компании и требует письменного разрешения главы местного отделения налоговых органов либо замещающего лица. Ее сроки не могут превышать два месяца. Их увеличение возможно до трех, но исключительно с разрешения в письменном виде от главы местного отделения или замещающего человека. Данный вид налоговой проверки не имеет права повторяться в продолжение календарного года. Однако для реорганизации и ликвидации компании выездная проверка проходит в независимости от времени завершения прошлой. Проверяющая инстанция имеет право запросить в письменной форме оригиналы бухгалтерских документов компании. Отказ представить эти документы влечет к их принудительной выемке, а также штрафу, как указано в статье № 126 НК РФ.

При завершении данных мероприятий выдается справка, куда входит перечень обнаруженных ошибок бухгалтерии и акт проверки. Руководитель проверяемой компании может подать заявление с возражением по акту в срок не свыше десяти рабочих дней, согласно ст. № 6.1 НК РФ.

В итоге глава проверяющей инстанции способен принять несколько вариантов решений:

  1. Привлечь проверяемого к налоговой ответственности.
  2. Не привлекать его к налоговой ответственности по итогам данного вида налоговой проверки.
  3. Провести дополнительные рассмотрения.

Виды данных проверок, осуществляемых налоговыми органами, делятся согласно таким критериям:

  • Способ проверки: сплошной и выборочный метод;
  • Рассматриваемые налоги: комплексные и тематические проверки;
  • Объект проверки: налогоплательщик, филиал, консолидированная группа налогоплательщиков;
  • Повторная выездная проверка: проверка, совершаемая вышестоящей инстанцией или после получения измененной декларации;
  • Выездная проверка, связанная с реорганизацией или ликвидацией компании;
  • Выездная проверка при завершении соглашений о разделе продукции;
  • Выездная проверка лиц, исключенных из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

Отметим, что зачастую выделяют отдельной группой вид целевой налоговой проверки.

Это целенаправленное рассмотрение верности расчета, внесения налогов. Она затрагивает определенное направление либо финансово-хозяйственные операции компании. Данные мероприятия способны контролировать взаиморасчеты с продавцами и потребителями оказываемых услуг, экспортно-импортные операции, долги (п. 2 ст. 269 НК РФ), конкретные сделки, любые финансово-хозяйственные операции.

Выездной вид налоговых проверок разделяют по методу организации на плановые и внеплановые формы.

Если соответствующие службы уведомили вас о предстоящих мероприятиях заранее, значит, они плановые. При внеплановых проверках инспекторы приходят без предупреждения. Но это происходит нечасто, например, в том случае, если они подозревают, что нужные документы будут заранее уничтожены.

Плановые мероприятия проходят на основании годовых планов контрольной работы, квартальных планов выполнения выездных проверок. Универсальных критериев формирования планов не существует. Однако внимание к определенной компании или собственнику неслучайно.

Каждое мероприятие должно вносить свою лепту в бюджет, то есть выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому первыми включают в план выездных мероприятий организации, скрывающие налоги. Данные приходят в проверяющие инстанции из разных каналов. Так во внимание берутся результаты камеральных мероприятий. Если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации — вас ждет данный вид налоговой проверки. Насторожить специалистов может и разительное отличие данных отчетности определенной организации от документов аналогичных предприятий. Либо у фирмы от месяца к месяцу значительно меняются суммы платежей в бюджет при одинаковом объеме производимого товара.

Также компания занимает свое место в плане проверок, если у нее ранее обнаруживались нарушения либо инспекция могла получить сведения о сокрытии налогов из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры и других ведомств. Немаловажное значение имеет использование льгот: чем их больше, тем выше риск проверки. Запомните: чем меньше ваша организация выделяется на фоне других, тем ниже шанс попасть под проверку.

Выездная налоговая проверка

В итоге выездного вида налоговой проверки проверяющая инстанция в течение 2 месяцев с момента ее завершения готовит акт. В этом документе содержатся:

  • Общая информация о проверке: кто проводил, когда, по какому поводу, за какой срок и где выполнялись мероприятия. Справка о компании: юридический адрес, виды деятельности, учредители и т.д.
  • Нарушения, найденные при проверке, со ссылками на НК РФ. Все факты обязательно подтверждаются соответствующими документами.
  • Выводы и рекомендации инспекторов для устранения найденных нарушений.

Налогоплательщик получает на руки копию документа. При отказе от него специалисты налоговой службы ставят отметку и отсылают бумаги по почте. Спустя шесть дней с момента отправки акт числится полученным.

Гражданин может в течение двух недель с даты получения документа направить письмо о своем несогласии в соответствующий орган, если считает, что результаты не соответствуют действительности. Спорные вопросы записываются в произвольной форме, но они должны подтверждаться документами и быть обоснованными.

Читайте материал по теме: Особенности камеральной налоговой проверки

Виды проверок, проводимых налоговыми органами повторно

В основном повторные мероприятия ведутся Налоговой инспекцией в случае реорганизации или ликвидации компаний. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ в данном случае? Организация вторичных мероприятий по тем же налогам за календарный год запрещена законом. От повторных проверок следует отличать встречные, применяющиеся для контроля финансово-хозяйственной деятельности компании. Такие мероприятия по статье № 89 НК РФ должны проходить на общих основаниях.

Следует помнить, что повторная проверка иногда осуществляется, чтобы проконтролировать деятельность организации, проводившей первую проверку. Если мероприятия проводят только те работники ИФНС, которые проводили первоначальную проверку, то смысл повторных мероприятий теряется. Получается, что это не контроль над инспекторами, а просто перепроверка самой компании, не описанная в законе. А вот участие в повторной проверке сотрудников инспекции, проводивших первоначальную проверку наряду с сотрудниками УФНС, законом не запрещено.

Виды налоговых проверок и их особенности, исходя из объёма работ

Можно выделить виды налоговых проверок по НК РФ по объему работ:

Сплошные налоговые проверки (комплексные) рассматривают все существующие документы компаний без каких-либо ограничений. Они обычно проходят в организациях с небольшим объемом документации и там, где нужно возобновить учет.

Выборочный (тематический) вид налоговой проверки рассматривает не все документы компании. В тематическую проверку входит анализ таких пунктов:

  • Исполнение налогового обязательства по конкретному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет;
  • Исполнение уполномоченными органами функций по расчету и приему налогов и других платежей в бюджет;
  • Исполнение органами переданных им обязанностей, определенных статьей 47 настоящего Кодекса;
  • Исполнение банками, другими финансово-кредитными организациями, осуществляющими банковские операции, функций, указанных настоящим Кодексом;
  • Оборот некоторых категорий подакцизных товаров и ведение некоторых типов подакцизной деятельности. (Закон №376 от 20.03.08г.).

Целевые налоговые проверки (экспресс-проверки) следят за соблюдением законов по некоторым направлениям финансово-хозяйственной работы компании и определенным финансово-хозяйственным процессам. Сюда входят взаиморасчеты с поставщиками и потребителями, внешнеэкономические операции и т. п. Чаще всего они включены в комплексные или выборочные мероприятия, но могут проходить и отдельно.

Налоговые проверки, их виды и порядок проведения

Камеральная налоговая проверка

Одним из видов налоговых проверок является камеральная. Как гласит статья 88 НК, она проходит по месту нахождения проверяющего органа с привлечением налоговых деклараций и документов, представляемых компанией, а также документов о его работе, которые есть у проверяющей инстанции. Задача мероприятий – установление выполнения компанией законов о налогах и сборах.

Проведение камерального вида налоговой проверки занимает три месяца со сдачи налоговой декларации и документов, подтверждающих действительность декларации. Продление данного срока невозможно.

НК РФ требует составления документа по итогам камеральных мероприятий, если были выявлены нарушения законов о налогах и сборах.

Такие мероприятия выявляют ошибки декларации, противоречивые сведения в дополнительных бумагах и несоответствие сведений компании информации, содержащейся в данных проверяющего. В подобной ситуации об этом факте сообщается гражданину, после чего он должен в течение 5 дней представить необходимые пояснения или соответствующие исправления. Изучив их, должностное лицо формирует акт, когда установлено налоговое правонарушение и иное нарушение законов о налогах и сборах. Акт соствляется также в случае отсутствия пояснений компании.

Выездная налоговая проверка

Выездной контроль считается наиболее эффективным видом налоговых проверок. Предметами этих мероприятий являются верность расчетов, внесение налогов в срок. Они проходят в проверяемой компании по решению главы либо его заместителя в налоговом органе по месту нахождения компании или жительства физического лица.

Если компания не способна предоставить территорию для осуществления мероприятий, они осуществляются непосредственно в налоговой инспекции.

Читайте материал по теме: Виды налоговых льгот: кому положены и как получить

Выездные мероприятия по какой-то конкретной компании могут касаться одного или более налогов. В их рамках рассматривается срок менее 3 календарных лет. Они обязательно предшествуют году, когда постановлено провести данную проверку. Нельзя организовывать два и более таких мероприятий по повторяющимся налогам за определенный срок.

Данный вид налоговой проверки проходит после принятия решения главой либо замещающим лицом уполномоченной инстанции по месту расположения компании или жительства гражданина. Назначает выездные мероприятия в самой компании, относящейся к группе крупнейших налогоплательщиков, соответствующая инстанция, поставившая эту организацию на учет в данном качестве.

Выездные мероприятия по филиалу или представительству проходят в соответствии с решением проверяющей инстанции по месту нахождения отделения.

Данный документ обязательно включает такие сведения:

  • Полное и краткое название или полное имя налогоплательщика;
  • Предмет проверки: налоги, верность расчета и выплаты которых подпадают под проверку;
  • Рассматриваемые периоды;
  • Должности, фамилии и инициалы ответственных за мероприятия инспекторов.

Этот вид налоговой проверки не длится больше 2 месяцев с момента назначения мероприятий и до времени формирования заключительной справки о выполненной работе. Однако сроки осуществления могут увеличиться до 4 месяцев, в некоторых ситуациях до 6.

Приостановление в процессе мероприятий может произойти по причине необходимости таких действий:

  • Запрос документов у контрагентов или у иных лиц, обладающих сведениями, касающимися работы проверяемой компании. Такая процедура возможна только раз по каждому человеку, на которого ожидаются бумаги.
  • Запрос данных в органах, находящихся за границей, согласно международным договорам России.
  • Осуществление экспертиз.
  • Перевод документов, предоставленных на иных языках, на русский язык.

Приостановление срока происходит исключительно по решению главы проверяющей инстанции.

Суммарная продолжительность данной процедуры во время проведения мероприятий не должна превышать 6 месяцев, кроме приостановки такого вида налоговой проверки с целью запроса данных у зарубежных инстанций по международным договорам России. Тогда, если налоговой инстанции не удалось достать важную информацию за 6 месяцев, даются дополнительные 3.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная выездная проверка – это вид налоговой проверки по НК, совершаемый независимо от сроков осуществления предыдущих мероприятий по тем же самым обязательствам и за повторяющийся период времени.

Данный вид налоговой проверки обладает одной из характеристик:

  • Вышестоящая инстанция выполняет проверку функционирования специалистов, осуществлявших первичные мероприятия.
  • Предоставлена дополненная налоговая декларация, где обозначена меньшая сумма, чем заявленная до этого. Мероприятия по решению главы (заместителя) проводит проверяющая организация, занимавшаяся данной компанией. Проверяться будет тот период, по которому предоставлена дополненная декларация.

При повторных мероприятиях рассматривается срок не свыше трех календарных лет до года, когда было принято решение об организации повторных мероприятий.

НК закрепляет следующее положение: когда при осуществлении повторных выездных мероприятий обнаружено налоговое правонарушение, не найденное в процессе первичных мероприятий, последующие санкции невозможны.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх