Пребывание иностранных граждан в РФ

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 года № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”» продлено действие временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства до 15 сентября 2020 года.
В обозначенный период иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принимающей стороне не требуется совершать действий для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на миграционный учет, сроков временного и постоянного проживания (включая продление видов на жительство).

Порядок продления срока пребывания иностранных граждан

Визы иностранных граждан и лиц без гражданства, срок действия которых истек в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, являются действительными с даты окончания срока их действия, указанного в визе, в течение 185 дней, в том числе для выезда из Российской Федерации без необходимости оформления транспортной визы.

Например, в случае, если срок действия визы истек 1 апреля 2020 года, данная виза будет действительна для выезда из Российской Федерации еще в течение 185 дней, т.е. до 1 октября 2020 года.

В связи с техническими особенностями в случае истечения срока действия электронной визы в указанный период для выезда из Российской Федерации необходимо обращаться за оформлением транзитной визы (государственная пошлина в данном случае за выдачу транзитной визы не взимается).

При указанных обстоятельствах иностранные граждане и лица без гражданства к административной ответственности не привлекаются.

Осуществление миграционного учета

Иностранные граждане и лица без гражданства, изменившие свое место пребывания (прибывшие в новое место пребывания) в период с 15 марта
по 15 сентября 2020 года, подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом
от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или международными договорами Российской Федерации.

Течение срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в случае, если он истекает в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, приостанавливается до конца 185-ти дневного периода.

Например, если срок пребывания иностранного гражданина истекает 20 апреля 2020 года, в том числе в случае окончания срока оплаты его патента, то срок его пребывания продлевается на 185 дней, начиная с 20 апреля 2020 года. При этом обращение иностранного гражданина или принимающей его стороны в территориальный орган МВД России не требуется.

Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635-р, а также протокола заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) под руководством Мэра Москвы С.С. Собянина от 17 марта 2020 года № 4-28-1/20 УВМ ГУ МВД России по г. Москве осуществляет прием документов, оформление и выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, находящимся на законных основаниях на территории Российской Федерации, а также прием заявлений о выдаче патента без необходимости выезда за пределы Российской Федерации и привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действие патентов, срок которых истекал в период с 15 марта по 15 июня 2020 года, приостанавливается до окончания указанного 90-дневного периода. В обозначенный период обращаться для продления срока действия патента, а также производить оплату авансового платежа по налогу на доходы физических лиц иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании патента, не требуется.

С 16 июня 2020 года трудовая деятельность иностранных граждан осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля
2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», за исключением следующих условий:

  • иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, заявленной цели визита и без обязанности выезда из Российской Федерации;
  • работодатели, заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Такое разрешение выдается без учета требований к заявленной цели визита на срок, который не превышает 15 сентября 2020 года включительно.

«Сегодня упростим порядок оформления обыкновенных частных виз и пребывания на территории России близких родственников наших граждан — супругов, родителей, детей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, внуков, которые имеют другое гражданство», — сказал глава кабмина, пояснив, что речь идет о проекте поправок в соответствующий закон.

По словам Мишустина, родственники-иностранцы «смогут оформить долгосрочные частные визы со сроком действия до одного года», и сделать это можно будет на основании простого письменного заявления гражданина РФ.

«Кроме того, будет исключена норма закона, из-за которой каждые три месяца гостям приходилось выезжать за пределы нашей страны, чтобы сохранить право на получение визы», — добавил премьер.

Как отметил Мишустин, это позволит создать «более комфортные условия для семей, которые пока разделены границами». По словам премьера, это также облегчит жизнь тем, кто захочет остаться в России, так как «у них будет больше времени для оформления разрешения на временное проживание или вида на жительство».

15 июня президент подписал Указ N392 от 15.06.2020 г. о внесении изменений в Указ Президента от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указ N392 вступил в силу 16 июня 2020 года.

Согласно новому указу президента, до 15 сентября будет приостановлено течение сроков действия следующих документов:

визы;

разрешения на временное проживание(РВП);

вида на жительство в РФ (ВНЖ);

миграционной карты с отметками о сроках действия;

удостоверения беженца;

свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в РФ;

свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ;

свидетельства участника Государственной программы;

Это значит, что если срок действия любого из вышеуказанных документов истекает в период с 15 марта по 15 сентября, то документ автоматически будет действовать до 15 сентября.

Приостановка течения сроков действия больше не распространяется на разрешения на работу, патенты на работу, разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Это означает, что с 16 июня патент и разрешения больше не будут автоматически продлеваться.

С 16 июня по 15 сентября иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, могут обращаться с заявлениями о выдаче, продлении или переоформлении патента на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ.

Помимо сроков действия документов до 15 сентября для иностранных граждан будет приостановлено течение сроков:

временного пребывания в РФ;

временного или постоянного проживания в РФ;

поставки на миграционный учет или регистрации;

сроков нахождения за пределами РФ участников программы переселения соотечественников и членов их семей, лиц, получивших РВП или ВНЖ, в случае если они не могут въехать на территорию РФ до истечения 6-месячного срока;

сроков добровольного выезда из России иностранцев, в отношении которых было принято решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации или реадмиссии.

Это означает, что если эти сроки истекают в период с 15 марта по 15 сентября, то они автоматически будет приостановлены до 15 сентября.

Помимо этого, с 16 марта по 15 сентября в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения:

о нежелательности их пребывания или проживания в стране;

об административном выдворении за пределы РФ;

о депортации или реадмиссии;

о лишении статуса беженца или временного убежища;

об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, РВП, ВНЖ, свидетельств участника Государственной программы.

Что касается работодателей мигрантов, получивших в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то с 16 июня по 15 сентября работодатели, выполняющие установленные ограничения и санитарно-эпидемиологические меры, вправе обратиться с заявлением о выдаче или продлении разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшим в Россию по визе.

Разрешения на работу будут выдаваться без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 г.

С 16.06.2020 работодатели больше не имеют права привлекать к труду иностранных граждан без патентов или разрешений на работу.

В соответствии с действующим законодательством, «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

«Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Основу правового статуса личности составляют конституционные права, свободы, гарантии и обязанности, а его содержание – все права, свободы, обязанности и законные интересы, принадлежащие отдельным социальным группам (стратам) и в конечном счете – конкретному человеку.

Основы правового статуса иностранных граждан закреплены в ст. 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Важнейшим принципом правового статуса иностранцев является необходимость юридических гарантий их прав и свобод. Это достигается правом иностранцев на обращение за защитой в суд, административные органы, применением санкций к нарушителям прав и свобод. Особенно важно право иностранцев на судебную защиту их личных и имущественных прав. Так, в Российской Федерации иностранцы могут обращаться за защитой своих прав не только в обычные суды, но и в Конституционный Суд Российской Федерации.

В зависимости от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством пребывания, практика государств выработала несколько видов правовых режимов пребывания иностранцев в данной стране: национальный, наибольшего благоприятствования, специальный. По сути, эти правовые режимы представляют собой юридическое решение вопроса об объеме прав, которые предоставляются иностранцам.

Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцев в принципе приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством.

Например, к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие в управлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такие обязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания. Национальный режим не нарушает связи иностранца и с государством его гражданства – в отношении своего государства он несет обязанности при сохранении всех прав.


Следующий вид правового режима иностранцев – режим наибольшего благоприятствования: граждане иностранного государства пользуются на территории данного государства таким же правовым режимом, какой предоставлен гражданам третьего государства. Данный вид режима также представляет собой метод соотношения правового статуса физических и юридических лиц договаривающихся государств с правовым статусом таких же лиц третьего государства на их территории. Такой подход должен быть зафиксирован в международном договоре, по крайней мере, двумя заинтересованными государствами. Договор обычно предусматривает, что физическим и юридическим лицам одной стороны предоставляется на территории другой стороны такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории физические и юридические лица любого третьего государства. Третьим государством может быть любое, а следовательно, и такое государство, физическим и юридическим лицам которого предоставлены наиболее благоприятные условия. Режим наибольшего благоприятствования как бы уравнивает в правах иностранцев. Чаще всего он применяется при регулировании торговых связей. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на взаимных началах.

Наконец, специальный режим связан с предоставлением иностранцам определенных привилегий и преимуществ. Например, это может касаться граждан соседних государств в их отношениях друг с другом в сфере приграничной торговли, приграничного общения и т. п.

Следует отметить, что правовой статус иностранных граждан в определенной степени зависит от продолжительности их нахождения на территории Российской Федерации. По этому признаку выделяют следующие категории иностранцев:


— временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

— временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание;

— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Законом также предусмотрены основания для его аннулирования.

Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки установленного образца в национальном паспорте.

Временно проживающий иностранный гражданин обязан подавать ежегодное уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с документами, подтверждающими размер и источник дохода за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Необходимо отметить, что получившие разрешение на временное проживание иностранные граждане подлежат обязательной дактилоскопической регистрации.

Иностранный гражданин, проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство.

Вид на жительство выдается на пять лет, по окончании срока действия вида на жительство срок может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Вид на жительство оформляется в виде отдельного документа и содержит сведения об иностранном гражданине и сроке его пребывания в Российской Федерации.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Правовой статус постоянно проживающих иностранцев значительно шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, таких важных вопросов, как передвижение в пределах Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, трудовая деятельность, предоставление социального обеспечения (например, они имеют право на получение пенсии).

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» классифицирует иностранных граждан согласно порядку въезда в Российскую Федерацию: на основании визы и в безвизовом порядке.

Иностранный гражданин может находиться на территории Российской Федерации законно либо незаконно. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Понятно, что иностранный гражданин, пребывающий на территории государства без законных на то оснований, не может рассчитывать на признание его прав в полном объеме, предусмотренном для легального иностранца. Тем не менее, будучи человеком и обладая естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, такой иностранец может заявить свои претензии на правовую защиту как к стране пребывания, так и к государству, гражданином которого он является.

Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории России.

Незаконно пребывающих на территории государства иностранцев можно, исходя из способа проникновения на территорию государства, разделить на два вида:

1. Прибывшие на законных основаниях, но не убывшие после окончания действия этого основания:

а) по истечении срока временного пребывания (иностранные граждане, прибывшие в порядке, не требующем получения визы);

б) по истечении срока действия визы;

в) по истечении срока действия разрешения на временное проживание либо аннулирования этого разрешения;

г) по истечении срока действия или аннулирования вида на жительство и т. д.;

2. Незаконно пересекшие границу и прибывшие на территорию Российской Федерации.

Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие или стремящиеся получить в Российской Федерации убежище. В связи с этим необходимо отметить, что в последнее время большое внимание уделяется вынужденным мигрантам, среди которых многочисленны беженцы.

Особого внимания заслуживает вопрос режима передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения по Российской Федерации на основании документов, определяющих их статус и основания пребывания в России, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Особым статусом обладают иностранные граждане – сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники международных организаций, а также аккредитованные в Российской Федерации иностранные журналисты, – такие лица пользуются правом на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, предоставляемым на основе принципа взаимности.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на ряд иностранных граждан, например, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

В некоторых случаях работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы; являются высококвалифицированными специалистами и т.д.

Как правило, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.

Статья 13.3 закона (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ) определяет особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента.

К числу статусных ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства относится ряд запретов. Иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, может иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий в Российской Федерации и соответствующий требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх