Программа преодоления бедности

Forbes порадовал: согласно его данным, количество долларовых миллионеров в россии за год увеличилось со 172 тыс. до 246 тыс. человек. Параллельно появилось исследование РАНХиГС, в котором отмечается: в России продолжает уменьшаться средний класс и растёт число новых бедных. Это не пенсионеры, инвалиды и асоциальные личности. Это молодые, трудоспособные, активные люди. Почему так происходит?

«Когда выживаешь, не до роскоши»

Можно насчитать тысячу и одну причину, по которой вполне финансово успешная вчера семья сегодня переходит на режим строгой экономии.

«Позволить себе ребёнка не можем»

27-летняя Ирина Попова называет себя мелким клерком в системе образования Воронежа. И она, и её муж-экономист каждый день ходят на работу, но реальные доходы семьи падают: сумма, которой ещё в прошлом году хватало на неделю, теперь улетает за пару дней.

«Деньги обесцениваются, — сокрушается Ирина. — В прошлом году было полегче, а в этом живём от зарплаты до зарплаты. Продукты закупаем раз в неделю. Перед походом в магазин пишем жёсткий список самого необходимого. Иногда разгораются просто дикие споры, если вдруг возникает желание купить что-то вне списка. Наш семейный «маневренный фонд» составляет не больше 20 тыс. руб. Львиная доля доходов уходит на ипотеку — порядка 25 тыс. руб., плюс делаем ремонт. Коммунальные платежи растут бешеными темпами, как и цены на всё, а зарплата не растёт! Осенью добавятся ещё и платежи за отопление — это очень существенно. Отдых совершенно выпал из наших статей расходов. Последний раз мы отдыхали 3 года назад — летали в Крым.

Лет 5 назад мы любили помечтать о светлом будущем. Я представляла, что к своим сегодняшним 27 годам буду с ребёнком или даже с двумя. Но грянул кризис… Сейчас я оцениваю свой семейный бюджет и понимаю, что позволить себе ребёнка мы ну никак не можем. А вдруг заболеешь? За всё приходится платить! Ведь мы в принципе никому не нужны».

Ребёнок очень часто становится для семьи непосильным финансовым бременем. Звучит это ужасно, но это факт. Ксения приехала во Владимир из села Илькино Меленковского района — была уверена, что в городе ей, молодой, активной, не придётся перебиваться с хлеба на воду. Однако найти высокооплачиваемую стабильную работу приезжей без опыта (Ксюша ухаживала за телятами, а в условиях города такой опыт где применишь?) оказалось нереально.

Девушка стала трудиться у частника без договора и с зарплатой в конверте. Влюбилась, вышла замуж, родила ребёнка — и вот тут с деньгами стало совсем худо. Выплаты на кроху мизерные, а муж, как и она, работал по «серой» схеме.

Но 27-летняя Ксюша не отчаивается — на крохотном участке за домом разбила грядки, чтобы вырастить свои овощи (так что опыт жизни в деревне всё же пригодился!), взяла за правило охотиться за скидками и акциями в торговых точках, отслеживая их в интернете, стала постоянным покупателем магазинов «всё по одной цене», научилась вязать и перешивать старые вещи. На малыше она старается не экономить, покупая ему лучшее из того, что они могут себе позволить, но сама и муж одеваются в секонд-хенде. Недаром говорят: «Голь на выдумки хитра…» Расслоение общества: богатые и бедные россияне. Инфографика Подробнее

Работать готовы. Но где?

Пижма, Тоншаево и Шайгино — рабочие посёлки в Тоншаевском районе Нижегородской области. Они находятся очень далеко от областного центра. С работой здесь давно туго. Большинство молодых мужчин перебиваются случайными заработками на частных лесопильнях, стройках домов, колке дров для более состоятельных соседей. Вот только, бывает, за оказанные услуги заказчик может и не платить — работают-то на устных договорённостях. Женщинам трудоустроиться ещё сложнее. Многие сидят дома, воспитывают детей.

«Наколымить в месяц можно 50 тыс., а можно и 20, — рассуждает местный житель Олег Трухин. — На эти деньги не пошикуешь. Большая часть, как и в городе, уходит на продукты. При этом в магазине берём только курицу, макароны да дешёвые сладости. Спасают огород и соленья-варенья. К счастью, за «коммуналку» мы платим меньше, чем городские. Вещи новые покупаем редко — дорого, да и куда особо наряжаться?»

Возможности заработать в этих краях столь призрачны, что для некоторых молодых семей единственным стабильным доходом оказываются… пенсии по инвалидности детей. Мать, находящаяся в отпуске по уходу за больным ребёнком, может получать от государства тысяч 18, а это здесь большие деньги. А на все рекламные буклеты или яркие ролики по ТВ тут просто перестали обращать внимание. «Это всё слишком далеко от нас, — отмахивается Олег Трухин. — Когда выживаешь, не до роскоши!»

Александр С. многие годы трудился на всемирно известном Машзаводе, который располагается в самом центре Читы. Холодильные установки гиганта всесоюзного масштаба по-прежнему обеспечивают нужную температуру в Мавзолее Ленина. Оборудование, произведённое здесь, раскупили 58 стран мира.

Но сегодня предприятие с такими традициями работает 3 дня в неделю и по факту уже ничего не производит. Некоторые помещения завода распроданы предприимчивым бизнесменам. Александр вынужден был уволиться год назад.

«В нашем городе практически нет вакансий, я один кормлю семью — жену, двоих детей и мать-инвалида, — говорит читинец. — Жена работу найти не может. Есть предложения на должность продавцов, но там невыносимые условия труда — за 15 тыс. руб. нужно работать сутками».

Кто-то соглашается и на такую кабалу — от безысходности, а кто-то ищет другие варианты заработка.

«Я езжу работать по вахтам, а в отпуске гоняю в Китай «челноком», — продолжает Александр. Ещё 10 лет назад он в каждой поездке в китайскую Маньчжурию закупался подарками для жены, мамы и детей, но теперь это стало слишком дорогим удовольствием. Юань за это время вырос в два раза, и шопинг там оказывается невыгодным.

«Сыну 12 лет, он постоянно просит купить ему модные игрушки — ведь они в магазинах всегда на самых видных местах выставлены. Приходится отказывать — денег на это просто нет. На хлеб с молоком хватило бы…» — вздыхает отец.

Нязепетровск, что в Челябинской обл., признан моногородом с наиболее сложным социально-экономическим положением. «Я бы рад работать в родном городе, но негде, — жалуется 37-летний Александр Горбунов. — Приходится ездить в Екатеринбург, работаю в частном охранном предприятии вахтовым методом. Платят неплохо, но семью теперь вижу редко. А жене тяжко одной справляться с двумя детьми. К тому же в Нязепетровске у нас старенькие родители».

Удержаться бы на плаву

Несколько лет назад один высокопоставленный товарищ «прославился» афоризмом, выданным в ответ на жалобу учителей, что, мол, платят мало: если вас зарплата не устраивает, идите в бизнес, там платят много. Воронежец Игорь Прасолов не учитель, а инженер-электрик по образованию. Но, поработав на разных предприятиях, 3 года назад решился пойти в бизнес и вместе с братом жены открыл собственную компанию по производству высоковольтного оборудования. В прошлом году в «ПерсоналЭнергоСтрой» работали 6 человек, в этом уже 10. Вроде бы предприятие растёт, но Игорь признаётся: иметь своё дело с каждым годом становится всё сложнее — растут налоги, увеличивается конкуренция.

«Вырос НДС — и цены на всё подскочили, — говорит предприниматель. — Соответственно мы вынуждены были поднять тарифы на изготовление. Чтобы удержаться на плаву, придумываем всякие бонусы для клиентов, например бесплатную доставку. Ещё и развиваться пытаемся: набрали специалистов, закупаем оборудование. На очень дорогие станки копим. С кредитами стараемся не связываться или брать их на короткий срок, потому что время сейчас тяжёлое, заказы непостоянные, а платить зарплату нужно каждый месяц. В общем, крутимся как белки в колесе, но горы золотые нам пока не светят».

Не могут похвастаться сверхдоходами и работники Единого центра судебных переводов в С.-Петербурге. Их заказчиками являются правоохранительные органы — МВД, СК, ФСБ, суды и прокуратура. Начальник центра Рамиль Забиров говорит, что всё чаще сталкивается с проблемами: объёмы работы растут, а ставки сотрудников не индексируются с 2012 г. Поэтому переводчики уходят туда, где платят больше или зарплата хотя бы растёт вместе с инфляцией.

«Оплату заказов производят согласно регламенту постановления Правительства РФ № 1240. Он был утверждён в 2012 г. и после этого ни разу не корректировался. Соответственно расценки не менялись. Например, за перевод одной страницы на английский язык мы что в 2012 г., что сейчас получаем 200 руб. Где вы в наши дни такие расценки на услуги переводчиков видели? Из-за того, что ставки никто не поднимает, мы не можем повысить зарплату нашим работникам. Я об этом говорил неоднократно на разных площадках, но пока меня не слышат».

При этом Рамиль, как предприниматель, платит немалые налоги. Но даже тот факт, что он взаимодействует с госструктурами, не даёт ему никаких бонусов в виде снижения налогов. А ведь судебные переводчики несут уголовную ответственность за неправильный перевод. Но ответственность за то, что зарплату они нередко получают с задержками, никто, увы, не несёт — бюджетные организации не всегда вовремя перечисляют деньги за оказанные им услуги.

«35% семей с детьми не пользуются льготами»

Какое точное количество бедных в нашей стране? Почему среди них не только пенсионеры и инвалиды, но и работающие люди? Есть ли шанс выполнить сверхзадачу, поставленную президентом: к 2024 г. сократить бедность в России в 2 раза?

Сколько у нас бедных?

Недавно Росстат опубликовал данные обследования бюджетов домохозяйств, которое ежеквартально проводится с 2007 г. и основывается на опросах 48 тыс. семей. Полностью удовлетворённых своими доходами (сказали, что достаточно средств, чтобы купить всё нужное) оказалось меньше 3%. А почти половина респондентов сообщили, что денег им хватает только на еду и одежду (см. инфографику). «Можно ли верить результатам подобных опросов? Можно, но с оглядкой на психологию… Многим свойственно прибедняться. Особенно это характерно для нашей страны, где люди стараются скрывать свои нелегальные доходы, дабы не оказаться под колпаком налоговой, — говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов. — Более точной методикой является расчёт количества бедных по доходам ниже прожиточного минимума. А их, по данным Росстата, 20 млн человек, или 12–13% населения. Это много. И это яркое и неприятное свидетельство провала экономической политики в стране. В 90-е причина бедности была понятна: страна менялась, проводились реформы… Ужасно, что потом ничего не изменилось. Как в «тучные» годы с высокими ценами на нефть, так и сейчас, когда страна запасает огромные золотовалютные резервы, её народ по-прежнему в массе своей живёт бедно».

Нажимите для увеличения

«В реальности бедных людей в России больше, чем насчитал Росстат, — говорит завлабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков. — Нынешний прожиточный минимум занижен и не отражает реальных потребностей людей. Сейчас считаются только цены на минимальный набор продуктов, а потом его грубо умножают на 2. То есть реальный рост цен на одежду, обувь, мебель, транспорт и услуги ЖКХ не учитывают. По уму, надо и продуктовый набор расширять, и непродовольственные товары и услуги считать, добавив в них траты на мобильную связь, интернет, платные медуслуги и др. Если всё это учесть, прожиточный минимум (ПМ) получится в 2–2,5 раза больше нынешнего, то есть 25–30 тыс. руб. на члена семьи. Вот она, граница бедности! И на ней сегодня находится почти половина населения!»

Россия — лидер по количеству льгот

Как бедных ни считай, какие методики ни применяй, их в России много. При этом наша страна — лидер по количеству льгот и выплат. «В России действует 380 мер соцподдержки населения, — сообщил глава Минфина Антон Силуанов. — Но из 19–20 млн граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, этими мерами пользуются только 4,5 млн». Недавно Общественная палата РФ провела опрос и выяснила: больше 35% семей с детьми не пользуются положенными им по закону льготами. Почему это происходит?

«Если про маткапитал люди обычно знают, то про многие региональные льготы семьи даже не слышали, — говорит завлабораторией исследований уровня жизни и социальной защиты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. — Другая проблема — большинство выплат очень малы, иногда это 100–200 руб. Дорога из сельской местности в районный центр и обратно, чтобы оформить льготу, обходится дороже, чем сама выплата. И главная проблема — бедные часто не могут подтвердить доход. У многих зарплаты неофициальные, справку о доходе предоставить невозможно, поэтому и помощь от государства не получить. Это особенно актуально для моногородов и сельской местности, где люди вынуждены соглашаться на теневой заработок, потому что другого нет».

Как вырваться из «ловушки бедности»?

«Самое ужасное, что дети в малоимущих семьях попадают в так называемую «ловушку бедности» и уже не могут из неё вырваться, — продолжает Бобков. — Бедные дети плохо питаются, поэтому у них проблемы со здоровьем, не посещают кружки и секции — они теперь почти все платные. У семей нет средств отправить их получить качественное образование, чтобы потом найти хорошую работу, и т. д. Социальные лифты не работают. Бедность переходит от одного поколения к другому.

Но соцвыплатами проблему бедности не решить. Зарплаты должны быть высокими, и тогда никаких льгот не потребуется. Семья, в которой хотя бы один человек работает, в принципе не должна быть бедной! Но внятной политики по повышению зарплат у государства нет и не предвидится. Всё отдано на откуп работодателей. Мелкие предприниматели сами еле выживают, потому что задавлены налогами. А крупные не хотят делиться прибылью. Они почему-то считают, что на те 30—40 тыс. в месяц, которые они подбрасывают своим работягам, можно нормально прожить. Потому что сами слишком далеки от народа. Они живут другой жизнью, в которой фигурируют цены не на курицу или колбасу, а на яхты и острова. А государство подаёт им плохой пример, потому что таких квалифицированных работников, как врачи и учителя, тоже держит в унизительной бедности. Так и хочется сказать: «Господа олигархи и чиновники, надо делиться со своим народом!»

Пакистан видит драйвер роста экономики в строительстве социального жилья. Программа «Новый Пакистан», запущенная в октябре 2018 года, предполагает возведение 5 млн домов для бедных за пять лет. Огромный масштаб строительства должен привести к появлению 6 млн новых рабочих мест по 40 направлениям промышленности и сферы услуг. Сейчас в стране строится около 250 тыс. домов в год.

В Индии «официальным» беднякам полагается государственная помощь в виде субсидий на продукты и топливо. В 2013 году была инициирована самая масштабная программа помощи — из бюджета выделили 24 млрд долларов на пособия для бедных, этой суммы должно было хватить малоимущим на покупку 5 кг крупы в месяц. В этом году власти Индии выделили 22 млрд долларов для поддержки бедных слоев населения в условиях коронавируса. В частности, двум третям населения было выделено 10 кг риса и пшеницы, фермеры получили 2 тыс. рупий, а вдовы — 1 тыс. рупий.

В США действуют разнообразные программы борьбы с нищетой, охватывающие не менее 15-20% населения. Поддержка предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и принадлежать к одной из субсидируемых категорий (инвалиды, ветераны войны, неполные семьи с маленькими детьми). Пособие по безработице составляет максимум 49% от среднего заработка человека на последнем месте работы и не более 2700 долларов в месяц. Выплат на детей в привычном для нас виде в США не существует, помощь оказывается целевая, конкретной нуждающейся семье, причем не всегда деньгами. Это могут быть также продуктовые карточки, бесплатные школьные завтраки и обеды, налоговые послабления. Однако на фоне пандемии правительство пошло на беспрецедентные меры — до 22 мая населению выплатили пособия на 260 млрд долл. Многие выплаты носили разовый характер, а пособия по безработице в 600 долларов выплачивали до конца июля.

В августе Трамп подписал закон о приостановке сбора налога на зарплаты до конца года. Он коснется всех американцев, которые зарабатывают менее 100 тысяч долларов в год. Кроме того, в США сохраняется система продовольственных талонов для малоимущих граждан, введенная еще в 1939 году. Эти талоны используют более 46 млн американцев, получая по 115 долларов на каждого или по 255 долларов на семью. Средства могут быть израсходованы на покупку товаров, некоторые сети питания принимают их в качестве оплаты за специальное питание для бедняков. Но карта не сработает, если человек попытается приобрести, например, не предусмотренные программой соцзащиты сигареты или спиртное.

Уже почти 60 лет используются продуктовые карточки на Кубе. Правительство тратит на продовольственные субсидии свыше 1 млрд долларов в год, зато жители страны платят всего 12% от реальной стоимости продуктов питания. Каждый кубинец с рождения приписан к бодеге — продуктовой лавке, где товары распределяются по символическим ценам. Предъявив там специальную книжечку (либрета, как называют ее на Кубе), граждане могут ежемесячно получать по субсидированным ценам 3 кг риса, пакет макаронных изделий, 2 кг сахара, 0,5 кг бобов, 0,5 л соевого масла, пакет кофе, соль, пять яиц и немного куриного мяса, а также по 80 г хлеба на человека в день. Прожить только на либрету сложно — выдаваемых продуктов хватает примерно на две недели. Тем не менее карточки являются серьезным подспорьем для большой части населения, да и стоят они недорого — всего доллар в месяц на человека.

Продуктовыми карточками могут расплачиваться и жители Великобритании. Талонная система была введена из-за дефицита продовольствия после Второй мировой войны. Программу закрыли в 1954-м, а в 2014 году восстановили, заменив ими денежные выплаты малоимущим.

В Испании соцзащита здесь не так развита, как, например, в Германии. Есть пособия по безработице, временной нетрудоспособности, уходу за ребенком. Долгое время нетрудоустроенные граждане пользуются скидками на проезд в транспорте, покупку товаров в магазинах, могут бесплатно обучиться новой специальности. Кроме того, есть своеобразное «поощрение» в виде премии для работодателей, трудоустроивших тех, кто не работал более двух лет. А сдающий беднякам жилье собственник может быть освобожден от уплаты налога на него. Коронавирус подстегнул правительство принять другие меры: с 29 мая введена система выплаты гарантированного минимального дохода для малоимущих. Около 850 тыс. испанских семей получили право на 500-1000 евро в месяц из расчета на каждого человека — это примерно 2,3 млн испанцев, половина из которых имеет доход менее 310 евро в месяц. На выполнение программы власти готовы потратить 3,5 млрд евро.

Идея поддержать граждан дополнительным доходом без обязательств не нова. Так, в 2017-2018 гг. в Финляндии был проведен эксперимент: 2000 случайным образом отобранных безработных получали от правительства по 560 евро в месяц. Доход был гарантирован независимо от того, найдут участники программы работу или нет.

Эксперименты с безусловным доходом проводились также в Нидерландах, Канаде, Монголии, Иране и Кении. В последней он рассчитан на 12 лет, участникам и сейчас выплачивается по 22 доллара в месяц. А в конце августа этого года трехлетний эксперимент по выплате жителям безусловного дохода в 1200 евро анонсировала Германия. Эта сумма немногим больше уровня бедности по немецким меркам. Сторонники социальной программы считают, что базовый доход снизит неравенство в доходах и улучшит благосостояние людей, обеспечив им больше финансовой уверенности. Впрочем, финский опыт показал, что на уровень безработицы базовый безусловный доход не повлиял, участники эксперимента лишь стали испытывать меньше стресса.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 ноября 2018 года N 748

О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза

(с изменениями на 18 сентября 2019 года)

В целях выработки эффективных мер, направленных на рост реальных доходов населения и снижение доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума,

приказываю:

Утвердить Порядок реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза, согласно приложению.

Министр

М.А.Топилин

Приложение

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 29 ноября 2018 года N 748

Порядок реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза

(с изменениями на 18 сентября 2019 года)

1. Настоящий Порядок определяет правила реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза (далее — пилотные проекты), а также последовательность подготовки предложений по совершенствованию ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом и инвалидом с детства I группы (далее — ежемесячная выплата), на основе указанных правил.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348.

2. Пилотные проекты проводятся в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Алтай, Республика Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Алтайский край, Пермский край, Приморский край, Вологодская область, Ивановская область, Курганская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новгородская область, Саратовская область, Томская область.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 30 августа 2019 года N 603; в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 18 сентября 2019 года N 627.

3. Ресурсное обеспечение (организационное, технологическое и финансовое) реализации пилотных проектов осуществляется непосредственно участниками пилотных проектов.

4. Организационно-методическое обеспечение проведения пилотных проектов осуществляется Департаментом комплексного анализа и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство), Департаментом демографической политики и социальной защиты населения Министерства, Департаментом занятости населения Министерства, Департаментом оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства, Департаментом правовой и международной деятельности Министерства, Департаментом информационных технологий и проектной деятельности Министерства, Департаментом по делам инвалидов Министерства и Пенсионным фондом Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348.

5. Период реализации пилотных проектов — с 1 декабря 2018 г. по 30 ноября 2019 г.

6. Пилотные проекты проводятся в четыре этапа, включающие следующие мероприятия:

а) первый этап (с 1 декабря 2018 г. по 20 марта 2019 г.):

проведение оценки реального уровня и структуры бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, выявление основных факторов и причин бедности граждан и семей (уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка и др.), выявление периодов пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств) и особенностей бедности в городской и сельской местностях;

выявление доли малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, размеров предоставленных мер, а также причин, по которым малоимущие граждане не получают государственную социальную помощь на региональном уровне и в разрезе муниципалитетов;

оценку влияния региональных мер социальной поддержки населения на снижение бедности, а также выявление наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей из бедности;

изучение возможностей перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки и развития социальных программ, ориентированных, прежде всего, на поддержку малоимущих семей;

подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию региональной нормативно-правовой базы социальной защиты населения;

подготовку необходимых нормативных документов и внедрение в практическую деятельность решений, направленных на достижение целей в рамках текущего этапа;

подведение итогов этапа в Министерстве;

б) второй этап (с 21 марта 2019 г. по 20 июня 2019 г.):

проведение анализа влияния уровня экономического развития регионов, а также мероприятий в рамках национальных проектов на повышение доходов населения;

проведение анализа и подготовку предложений по сокращению бедности за счет реализации мер в сфере занятости, здравоохранения и образования;

подготовку предложений по созданию системы мониторинга самозанятого населения;

подготовку предложений по формированию и ведению региональных реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

подготовку предложений по созданию системы мониторинга уровня жизни населения с целью своевременного принятия адекватных мер по его повышению;

подготовку предложений по развитию Единой государственной информационной системы социального обеспечения в целях определения факторов и масштабов бедности для совершенствования системы мер социальной поддержки населения;

внесение изменений в нормативно-правовую базу регионов в части использования Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

подготовку необходимых нормативных документов и внедрение в практическую деятельность решений, направленных на достижение целей в рамках текущего этапа;
проведение оценки реального уровня и структуры бедности семей с детьми-инвалидами и семей с инвалидами с детства I группы на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований;
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

выявление основных факторов и причин бедности семей с детьми-инвалидами и семей с инвалидами с детства I группы (уровень доходов, уровень расходов на обеспечение медицинского ухода и мер реабилитации, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки и др.);
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

подготовку предложений об определении содержания понятия ухода за ребенком-инвалидом и инвалидом с детства I группы и его объема с учетом степени автономии ребенка-инвалида и инвалида с детства I группы, за которыми осуществляется уход;
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

подведение итогов этапа в Министерстве;

в) третий этап (с 21 июня 2019 г. по 20 сентября 2019 г.):

подготовку предложений, направленных на сокращение бедности за счет развития системы социальной помощи и обеспечение ее предоставления исходя из принципов адресности и нуждаемости;

подготовку предложений по модернизации системы пособий на детей, а также развитию мер поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных, направленных на сокращение бедности;

проведение оценки влияния социальных программ, направленных на повышение уровня жизни, сокращение уровня и глубины бедности;

разработку механизмов, направленных на предотвращение социального иждивенчества и стимулирующих получателей государственной социальной помощи к проявлению инициативы для преодоления трудной жизненной ситуации;

подготовку предложений по расширению практики оказания государственной социальной помощи на основании социальных контрактов и повышению ее результативности;

проработку инструментов социальной адаптации нуждающихся граждан (обучение, социально-психологическая работа с детьми и подростками из малоимущих семей и иное);

подготовку предложений по дополнительным источникам финансирования адресной социальной помощи;

подготовку необходимых нормативных документов и внедрение в практическую деятельность решений, направленных на достижение целей в рамках текущего этапа;
разработку критериев нуждаемости семей с детьми-инвалидами и семей с инвалидами с детства I группы в мерах социальной поддержки и государственной социальной помощи за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, объемы таких мер (далее — критерии нуждаемости);
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

подготовку предложений о необходимости увязки возможности получения ежемесячной выплаты с обязательным прохождением неработающим трудоспособным родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом и инвалидом с детства I группы, курсов обучения навыкам ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы и определением содержания программы такого курса;
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

подготовку предложений об определении органов и (или) коллегиального органа, подтверждающих потребность в уходе за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, его объеме с учетом выработанных критериев нуждаемости, оценки степени автономии ребенка-инвалида и инвалида с детства I группы, за которыми осуществляется уход, и бытовых условий семьи;
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

апробацию в пилотных регионах критериев нуждаемости;
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

подведение итогов этапа в Министерстве;

г) четвертый этап (с 21 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г.):

подготовку проектов региональных планов мероприятий, направленных на увеличение доходов граждан и снижение бедности, включая оценку финансового обеспечения и ожидаемого эффекта от внедрения планируемых мероприятий по достижению поставленных задач;
подготовку предложений об определении дифференцированных размеров ежемесячной выплаты с учетом возраста и степени автономии ребенка-инвалида и инвалида с детства I группы, за которыми осуществляется уход, и существующей практики таких выплат в субъектах Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен приказом Минтруда России от 23 мая 2019 года N 348)

разработку и представление предложений по подготовке методических рекомендаций по принятию региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации;

подведение итогов проведения пилотных проектов в Министерстве;

д) пятый этап (с 1 декабря 2019 г. по 31 декабря 2020 г.):

подготовку и проведение в 2020 году мероприятий по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлениям, предусмотренным правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;

подготовку предложений по развитию механизма предоставления государственной социальной помощи на условиях социального контракта с учетом мониторинга проведенных мероприятий;

предоставление ежеквартальной отчетности по целевому использованию средств федерального бюджета на мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;

рассмотрение в Министерстве результатов реализации мероприятий по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта по итогам первого и второго полугодий 2020 года.
(Подпункт дополнительно включен приказом Минтруда России от 30 августа 2019 года N 603)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх