Проведение обязательной сертификации финансирует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 1999 года N 44

Содержание

Об утверждении Правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг»

Об утверждении Правил по сертификации «Оплата работ
по сертификации продукции и услуг»

(с изменениями на 5 июля 2002 года)

1. Утвердить согласованные с Министерством финансов Российской Федерации 13.07.99 правила по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг».

2. Данные правила по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Настоящие правила по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Председатель
Госстандарта России
Г.Воронин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 декабря 1999 года,
регистрационный N 2031

Правила по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Госстандарта России
от 23 августа 1999 года N 44

ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
Оплата работ по сертификации продукции и услуг

(с изменениями на 5 июля 2002 года)

I. Область применения

Настоящий документ устанавливает общие правила и порядок оплаты работ по обязательной сертификации продукции и услуг и регистрации декларации о соответствии, принимаемой изготовителем, в Системе ГОСТ Р.

II. Общие положения

2.1. Оплата работ по сертификации продукции и услуг основывается на следующих принципах:
все фактически произведенные работы по сертификации оплачиваются за счет собственных средств предприятий, организаций, граждан, обратившихся с заявкой на проведение соответствующих работ, вне зависимости от принятых по их результатам решений;
уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%;
инспекционный контроль за сертифицированными в обязательном порядке продукцией и услугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы.

2.2. Дневная ставка экспертов по сертификации продукции и услуг, привлекаемых для выполнения работ по обязательной сертификации, включая работы по инспекционному контролю за соответствием сертифицированных объектов требованиям нормативных документов (НД), принимаемая для расчета стоимости работ по сертификации и инспекционному контролю, определяется органом по сертификации самостоятельно исходя из установленных в нем условий оплаты труда работников.

III. Оплата регистрации декларации о соответствии

3.1. Оплата работ по регистрации декларации о соответствии осуществляется изготовителем (продавцом, исполнителем) в двукратном размере минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации.

IV. Оплата работ по обязательной сертификации продукции и услуг

4.2. В общем случае суммарные затраты на сертификацию конкретной продукции (услуги) (С) определяются по формуле:
, (1)
где: — стоимость работ, проводимых ОС продукции (услуг), руб.;
— стоимость образцов, отобранных для сертификационных испытаний (разрушающих), руб.;
— стоимость испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории, руб.;
— стоимость анализа состояния производства;
— стоимость сертификации производства или сертификации системы качества, руб.;
— стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной в обязательном порядке продукции (услуги), требованиям НД, руб.;
n — число проверок, предусмотренных программой инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в течение срока действия сертификата соответствия;

— стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной системы качества (производства) требованиям НД, руб.;
m — число проверок соответствия сертифицированной системы качества (производства) требованиям НД, предусмотренных программой инспекционного контроля в течение срока действия сертификата соответствия;
— расходы на упаковку, хранение, утилизацию, погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку образцов к месту испытаний, руб.;
— стоимость работ, по рассмотрению заявления-декларации.
В зависимости от конкретной ситуации в формулу для расчета стоимости работ по сертификации включаются только элементы, соответствующие составу фактически проводимых работ.

4.3. Затраты ОС продукции (услуг, систем качества и производства) при обязательной сертификации конкретной продукции (услуги) определяются по формуле:

4.4. Предельные нормативы трудоемкости и состав работ, выполняемых ОС при сертификации конкретной продукции, в зависимости от схемы сертификации, приведены в приложении А.
При разделении продукции, входящей в область аккредитации ОС на 3 группы сложности ее сертификации, трудоемкость работ с номерами 1,2; 1,4; 1,7; 2,1; 2,2; 2,4 из таблицы А1 приложения А учитывается в расчетах с поправочными коэффициентами 1,0; 0,8 и 0,65.

4.5. Нормативы суммарной трудоемкости работ (п.п.1.4. и 2.3.1. таблицы А1 приложения А), выполняемых ОС при анализе производства, проводимого при обязательной сертификации продукции, приведены в приложении Б.

4.6. Предельные нормативы трудоемкости и состав работ, выполняемых ОС при сертификации услуг, в зависимости от схемы сертификации, приведены в приложении В.

4.7. Нормативы суммарной трудоемкости работ, выполняемых ОС при сертификации систем качества при обязательной сертификации продукции, в зависимости от модели системы качества и численности работающих на предприятии приведены в приложении Г.

4.8. Нормативы трудоемкости работ, выполняемых органом по сертификации систем качества и производств при аттестации производства в процессе обязательной сертификации продукции в зависимости от сложности продукции и производства, приведены в приложении Д.

4.9. Затраты на испытания при обязательной сертификации продукции (услуги) калькулируются аккредитованной испытательной лабораторией на основе самостоятельно установленных нормативов материальных и трудовых затрат в действующих ценах с учетом требований п.п.2.1 и 2.2 настоящего документа и доводится до сведения заинтересованных сторон.
Испытательная лаборатория обязана уведомить те органы по сертификации, которые занесли ее в свой перечень организаций, с которыми они предполагают сотрудничать при проведении работ по обязательной сертификации, о каждом изменении своих тарифов.

4.10. Стоимость образцов, взятых у изготовителя для разрушающих испытаний, определяется по их фактической себестоимости.
Стоимость образцов, отобранных в торговле, определяется в соответствии с их розничной ценой на основании документов, удостоверяющих факт покупки.

4.11. Затраты на испытания, проводимые в целях выдачи сертификата соответствия, калькулируются с учетом рентабельности.
Затраты на испытания, проводимые в рамках инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, калькулируются без учета рентабельности.

4.12. Затраты на инспекционный контроль оцениваются в рамках работ по сертификации, выполняемых ОС.

4.13. Трудоемкость одной инспекционной проверки за соответствием сертифицированной продукции требованиям НД не должна превышать 70% трудоемкости ее сертификации.

4.14. Если по результатам инспекционной проверки за соответствием сертифицированной продукции требованиям НД признано необходимым осуществить корректирующие мероприятия, то ОС выполняет работы, перечень и трудоемкость которых приведены в приложении А.

4.15. В случае положительного результата работ по обязательной сертификации взимается плата за выдачу сертификата соответствия (абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 55.
Плата за выдачу сертификата соответствия является фиксированной и устанавливается в размере одной минимальной месячной заработной платы, определяемой законодательством Российской Федерации. Взимание платы за выдачу сертификата производится в предварительном порядке (абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 55.

Заверение копий сертификата соответствия производится в размере 0,5 Т min за 1-10 копий и {0,5 + 0,04 х (М-10)} х Т min — свыше 10 копий, где М — число копий сертификата, Т min — минимальная месячная заработная плата, установленная законодательством.

4.16. При обязательной сертификации продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, оплачиваются работы, фактически выполняемые органом по сертификации в зависимости от состава документов, предоставленных декларантом.

4.17. Если продукция сопровождается зарубежным сертификатом, не признанным в Российской Федерации, то рассматривается возможность принятия этого сертификата как одного из доказательств при подтверждении соответствия ввозимой продукции установленным требованиям. Трудоемкость этой операции не должна превышать 0,75 чел.-дн.
Анализ иных документов, сопровождающих продукцию и являющихся доказательствами ее соответствия установленным в России требованиям, не должен превышать 1,25 чел.-дн.

4.18. Наименование и предельные нормативы оплаты работ, которые могут выполняться при обязательной сертификации ввозимой продукции, приведены в приложении Е.
Проверка импортируемой партии товара осуществляется в том случае, если продукция была сертифицирована по 7 схеме, а ее поставка осуществляется отдельными частями.

Приложение А. Таблица A.1 — Состав (наименование) и предельные нормативы трудоемкости оплачиваемых заявителем работ органа по сертификации продукции при обязательной сертификации конкретной продукции

Приложение А

* Схемы сертификации даны в соответствии с документом «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации» с изменением N 1 к «Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации». Приведенный состав работ, выполняемых органом по сертификации продукции, является типовым.
** В соответствии с п.п. 4.5. раздела IV настоящего документа;
*** Трудоемкость инспекционного контроля за состоянием производства составляет 70% от трудоемкости анализа состояния производства.
**** В соответствии с разделом VI настоящего документа.

Приложение Б.

Приложение Б

Таблица Б.1. Нормативы трудоемкости работ органа по сертификации продукции, проводимых при анализе производства продукции
Таблица Б.2. Группы сложности производства

Группа сложности производства

Среднее число технологических операций при изготовлении продукции

от 1 до 3

от 4 до 10

от 11 до 20

от 21 до 50

от 51 до 200

от 201 до 2000

от 2001 до 5000

свыше 5000

Таблица Б.З. Группы сложности продукции

Группа сложности продукции

Виды продукции

Материалы (металлы, сплавы, строительные материалы и т.п.)
Топливо
Продукты нефтехимии, текстильные, кожевенные
Элементы конструкций и детали машин
Пищевое сырье

Изделия общемашиностроительного применения
Инструмент
Электро- и радиоэлементы
Мебель
Одежда
Обувь
Пищевые продукты и т.п.

Машины, оборудование
Транспортные средства
Приборы, средства автоматики
Радиоэлектроника
Вычислительная техника

Приложение В.

Приложение В

Таблица B.1. Состав (наименование) и предельные нормативы трудоемкости оплачиваемых заявителем работ органа по сертификации при обязательной сертификации услуг

* Схемы сертификации даны в соответствии с документом «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации», утвержденным постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 года N 17.
** В соответствии с таблицей Б.1
*** В соответствии с таблицей Д. 1
**** В соответствии с таблицей Г.1
*5 Нормативы трудоемкости инспекционного контроля составляют 70% от значений, указанных в таблице Б.1.
*6 Нормативы трудоемкости инспекционного контроля составляют 70% от значений, указанных в таблице Д.1.
*7 Нормативы трудоемкости инспекционного контроля составляют 70% от значений, указанных в таблице Г.1.

Приложение Г.

Приложение Г

Таблица Г.1. Нормативы трудоемкости оплачиваемых заявителем работ органа по сертификации систем качества и производств при сертификации системы качества, проводимой в рамках обязательной сертификации продукции и услуг

Приложение Д.

Приложение Д

Таблица Д .1. Нормативы трудоемкости оплачиваемых заявителем работ органа по сертификации систем качества и производств при сертификации производства, проводимой в рамках обязательной сертификации продукции и услуг

* В соответствии с таблицей Д.2.
** В соответствии с таблицей Д.З.

Таблица Д .2 — Группы сложности производства

Группа
сложности производства

Среднее число технологических операций при
изготовлении продукции

от 1 до 3

от 4 до 10

от 11 до 20

от 21 до 50

от 51 до 200

от 201 до 2000

от 2001 до 5000

свыше 5000

Таблица Д .3 — Группы сложности продукции

Группа сложности продукции

Виды продукции

Материалы (металлы, сплавы, строительные материалы и т.п.)
Топливо
Продукты нефтехимии, текстильные, кожевенные
Элементы конструкций и детали машин
Пищевое сырье

Изделия общемашиностроительного применения
Инструмент
Электро- и радиоэлементы
Мебель
Одежда
Обувь
Пищевые продукты и т.п.

Машины, оборудование
Транспортные средства
Приборы, средства автоматики
Радиоэлектроника
Вычислительная техника

Приложение Е.

Приложение Е

Таблица Е.1. — Наименование и предельные нормативы оплаты работ, выполняемых при обязательной сертификации ввозимой продукции и оформлении сертификатов соответствия

* Минимальная месячная заработная плата, установленная законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

При сертификации продукции экономические взаимоотношения складываются между заявителем, с одной стороны, и органами по сертификации и испытательными лабораториями, с другой.

Рассматривая вопрос об оплате услуг по сертификации, необходимо иметь в виду, что сертификация -это прежде всего инструмент рыночной экономики. Наличие юридически и экономически независимых изготовителя (продавца) и потребителя делает возможным появление третьей стороны, не зависимой от пер­вых двух, которая берет на себя посреднические функции по оценке качества продукции. Как и любой посредник, профессионально занимающийся такой деятельностью, система сертификации должна получать от этого оп­ределенный доход.

В условиях рыночных отношений, когда и изготовитель (прода­вец), и потребитель преследуют собственный интерес, их обращение к сертификации диктуется прежде всего экономическими причинами. Вследствие этого основной объем работ по сертификации в условиях сложившейся рыночной экономики за рубежом падает на долю доб­ровольной сертификации. Если весь объем работ по сертификации принять за 100%, то добровольная сертификация там занимает не менее 80%.

Основным мотивом обращения изготовителя (продавца) продукции к добровольной сертификации является получение подтверждения определенного уровня качества как конкурентного преимущества. Для фирм, продукция которых уже завоевала доверие потребителей, в Ев­ропейском союзе существует форма подтверждения соответствия по так называемому модулю Е (заявление о соответствии нормативам ЕС), на основании которого изготовитель письменно оформляет заявление о соответствии. Для фирм, которые только выходят на рынок со своей продукцией, предусмотрены формы подтверждения соответствия с участием третьей стороны — органов по сертификации.

Известны случаи, когда в результате сертификации продукции в известной системе сертификации изготовитель получал возмож­ность повысить цену этой продукции в несколько раз. Кроме того, сертификация продукции в таких системах дает возможность расши­рить рынок сбыта и завоевать более прочные позиции на уже освоен­ном рынке. Таким образом, в условиях рыночной экономики изгото­витель (продавец) имеет прямой экономический интерес в проведе­нии добровольной сертификации.

Следует отметить, что в странах с рыночной экономикой до­вольно большой объем работ по сертификации продукции проводится и в рамках обязательной сертификации. Наличие во многих странах (Франции, Испании, Португалии, Финляндии, ФРГ, Бельгии, США и др.) нормативных актов, регулирующих отношения по защите прав потребителей, вызывает необходимость проведения сертификации в законодательно регулируемой сфере, или, как это называется в России, обязательной сертификации. Как правило, такая сертификация проводится под эгидой государства и за счет государственного бюджета или при финансовой поддержке государства.

Интерес потребителя в проведении сертификации заключается в том, что он получает продукцию необходимого качества. В случае, если продукция, прошедшая сертификацию, не соответствует установленным требованиям, претензии могут быть предъявлены не только к изготовителю, но и к органу по сертификации, выдавшему сертификат.

В России, находящейся в процессе становления рыночных отношений, экономические условия иные. Поэтому основной объём работ по сертификации падает на обязательную сертификацию, введенную законодательно. В Законе РФ «О защите прав потребителей» статья 5 «Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)» гласит, что реализация товаров без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям, запрещается. Таким образом, заявитель вынужден обращаться в opган по сертификации Системы ГОСТ Р для получения сертификата соответствия, являющегося основанием для беспрепятственной реализации товара.

Оплата работ по сертификации в Системе ГОСТ Р основывается на следующих принципах:

все фактически произведенные работы по сертификации, за исключением работ, финансирование которых в соответствии с законодательством осуществляется из средств государственного бюджета, оплачиваются за счет собственных средств заявителя вне зависимости от принятых по их результатам решений;

уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%;

инспекционный контроль за сертифицированной в обязательном порядке продукцией и услугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы;

добровольная сертификация, включая передачу права применения сертификата и знака соответствия, осуществляется на условиях договора.

На основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, оплата работ по сертификации продукции относится к элементу «Прочие затраты». Таким образом, все издержки, связанные с проведением как обязательной, так и добровольной сертификации, заявитель фактиче­ски перекладывает на потребителя своей продукции.

В состав затрат на проведение сертификации входят:

оплата услуг органа по сертификации продукции и (или) органа по сертификации систем качества и производств;

оплата услуг испытательной лаборатории;

оплата инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

В общем случае суммарные затраты заявителя на сертификацию (С) определяются по формуле:

С = Сос + Соб + Сип +Сск +Сик +Сикj + Трс (6.1)

где: Сос — стоимость услуг органа по сертификации, руб.;

Соб — стоимость образцов, взятых у изготовителя для испы­таний, руб.;

Сип — стоимость испытаний продукции в аккредитованной испытательной

лаборатории, руб;

Сск — стоимость сертификации системы качества (или про­изводства), руб.;

Сик- стоимость инспекционного контроля за соответст­вием

сертифицированной в обязательном порядке продукции (услуги)

требованиям НД, руб.;

Сикj — стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного

контроля за соответствием сертифи­цированной системы качества

(производства) требо­ваниям НД, руб.;

Трс — расходы по отбору, идентификации, упаковке и транспортировке

образцов к месту испытаний при сер­тификации, руб.

В зависимости от конкретной ситуации в формулу (6.1) включаются только элементы, соответствующие составу фактически проводимых работ.

Стоимость услуг органа по сертификации Coc(Cck) определяется так:

Coc(Cck) = tocj * T * (1+ (Kнз + Кнр) :100 ) * (Р:100) (6.2)

где: tocj — трудоемкость обязательной сертификации конкретной продукции по

j-й схеме сертификации, чел./дни.

При обязательной сертификации продукции, ввозимой на терри­торию Российской Федерации, оплате подлежат работы, фактически выполняемые органом по сертификации в зависимости от состава документов, предоставленных декларантом.

Стоимость испытаний при обязательной сертификации продукции (услуги) калькулируется аккредитованной испытательной лабо­раторией на основе самостоятельно установленных нормативов мате­риальных и трудовых затрат в действующих ценах и доводится до сведения заинтересованных сторон.

Оплата инспекционного контроля производится заявителем по единому договору на сертификацию, заключаемому с органом по сертификации. При необходимости в рамках этого договора может действовать дополнительное соглашение. В случае привлечения ор­ганом по сертификации к работам по инспекционному контролю спе­циализированной организации, ее услуги оплачиваются по договору, заключаемому между органом по сертификации и привлекаемой ор­ганизацией, за счет средств заявителя.

Стоимость инспекционного контроля (Сик) определяется по формуле:

Cик= Сад +å Снпi , (6.3)

i=1

где: Сад — стоимость работ по сбору и анализу данных о ка­честве сертифициро-

ванной продукции (услуги), руб.;

Снпi — стоимость одной проверки, проведенной в рамках инспекционного

контроля, руб.;

q — число проверок, проведенных в рамках инспек­ционного контроля в

течение срока действия сер­тификата соответствия.

Стоимость работ по сбору и анализу данных о качестве сертифи­цированной продукции (услуги) определяется на основе фактических трудозатрат специалистов, занятых на этих работах, с учетом, что их средняя дневная тарифная ставка не должна превышать ставки мини­мальной месячной оплаты труда, установленной законодательством.

Стоимость образцов, взятых у изготовителя, определяется по их фактической себестоимости. Оплата образцов, отобранных в торгов­ле, производится в соответствии с их розничной ценой на основании документов, удостоверяющих факт покупки. Расходы на набор и доставку образцов к месту испытаний вклю­чают фактически произведенные органом по сертификации затраты на их транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и утилизацию, подтвержденные соответствующими документами. Кон­трольные испытания оплачиваются по тарифам соответствующей испытательной лаборатории.

Пример 2 С мая 2006 года организации прекратила производство водонагревателей. Ею в ноябре 2004 года был получен сертификат соответствия на эту продукцию со сроком действия до 31 октября 2006 года. Расходы на проведение сертификации составили 18 240 руб. При этом органу, осуществляющему сертификацию, был уплачен НДС в сумме — 1584 руб.

С ноября 2004 года по апрель 2006 года в бухгалтерском учете организации ежемесячно в расходах по обычным видам деятельности включались и затраты по сертификации водонагревателя:

Дебет 20 Кредит 97

— 760 руб. (18 240 руб. : 2 года : 12 мес. х 1 мес.) – учтены затраты, связанные с сертификацией водонагревателя.

После прекращения производства водонагревателей оставшаяся не списанной сумма – 4560 руб. (18 240 – 13 680) относится к прочим расходам:

Дебет 91-2 Кредит 97

— 4560 руб. – отражена часть затрат по сертификации водонагревателя, приходящаяся на период, когда их производство прекращено (с мая по октябрь 2006 года).

Конец примера

При списании в прочие расходы оставшейся величины расходов по сертификации продукции налоговые органы могут потребовать восстановления и уплаты в бюджет ранее правомерно принятой к вычету суммы НДС, приходящуюся на эту часть расходов. Позиция налоговых органов основана на положении, установленном пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Согласно этой норме вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым только для осуществления операций, облагаемых НДС. Суммы же налога, предъявленные продавцом налогоплательщикам по имуществу, которое не используются для осуществления операций, облагаемых НДС, должны учитываться в его стоимости (п. 2 ст. 170 НК РФ). Списание затрат по сертификации, приходящихся на период, когда прекращено производство сертифицированной продукции, по мнению налоговиков означает, что они больше не используются для осуществления операций, облагаемых НДС. Поэтому суммы налога, ранее принятые к вычету по таким расходам, подлежат восстановлению.

В текущем году действует новая редакция пункта 3 статьи 170 НК РФ. Ею установлен закрытый перечень случаев, когда налогоплательщик должен восстанавливать правомерно принятую ранее сумму НДС. И упомянутого выше случая в нем нет.

Как видим, возникает спорная ситуация. И руководство организации самостоятельно должно принимать решение. Избирая тот или иной вариант поведения, налогоплательщик должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. При выборе варианта, несовпадающего с позиции налогового органа, надо быть готовым к отстаиванию своего взгляда в арбитражном суде.

Следование же рекомендациям работников налоговых органов обязывает организацию совершить дополнительные действия.

Продолжение примера 2 Налогоплательщик согласился с предложением налоговиков.

В бухгалтерском учете к приведенным выше записям добавляются ещё:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 396 руб. (1584 руб. : 24 мес. x 6 мес.) – восстановлена сумма НДС, приходящаяся на несписанные затраты по сертификации;

Дебет 91-2 Кредит 19

— 396 руб. – учтена восстановленная сумма НДС.

Конец примера

📌 Реклама

Организации, осуществляющие торговую деятельность и приобретающие товары для перепродажи, в некоторых случаях обязаны осуществить их сертификацию. Данное происходит при импорте товаров.

Если на приобретаемый товар, подлежащий обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в Российской Федерации, или сертификат вообще отсутствует, то для их ввоза на территорию РФ следует получить российский сертификат системы обязательной сертификации.

В этом случае в бухгалтерском учете расходы на обязательную сертификацию ввозимого товара относятся к затратам на их приобретение (п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утв. приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). Они формируют фактическую себестоимость товаров, по которой товары принимаются к бухгалтерскому учету.

📌 Реклама Пример 3 В мае 2006 года организация приобретает у иностранной фирмы партию товаров для реализации их на территории РФ. Контрактная стоимость товаров — 350 000 руб., таможенная пошлина — 35 000 руб., таможенный сбор — 350 руб., НДС — 69 300 руб. Ввозимые товары подлежат обязательной сертификации.

Для получения сертификата организация заключила договор со специальным органом по сертификации Стоимость услуг по обязательной сертификации партии товаров составила 7080 руб. в том числе НДС — 1080 руб. Для её проведения представлены образцы ввозимых товаров на сумму 3500 руб.

В бухгалтерском учете организации оприходование ввозимых на территорию РФ товаров отражается следующим образом:

Дебет 60 Кредит 52

— 350 000 руб. — перечислены денежные средства за ввозимые товары;

Дебет 76 Кредит 51

— 35 000 руб. — уплачена таможенная пошлина;

Дебет 76 Кредит 51

— 350 руб. — уплачен таможенный сбор;

Дебет 76 Кредит 51

— 69 300 руб. — отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу;

Дебет 60 Кредит 51

— 7080 руб. — перечислены денежные средства по проведению обязательной сертификации ввозимых товаров;

Дебет 41 субсчет «Товары, переданные для проведения сертификации» Кредит 41

— 3500 руб. — переданы товары органу сертификации для проведения испытаний;

Дебет 41 Кредит 60

— 350 000 руб. — учтена контрактная стоимость товаров;

Дебет 41 Кредит 76

— 35 000 руб. — сумма уплаченной таможенной пошлины включена в стоимость ввозимых товаров;

Дебет 41 Кредит 76

— 350 руб. — включена в стоимость товаров сумма уплаченных таможенных сборов;

Дебет 41 Кредит 60

— 6000 руб. — затраты на обязательную сертификацию включены в стоимость ввозимых товаров;

Дебет 41 Кредит 41 субсчет «Товары, переданные для проведения сертификации»

— 3500 руб. — списана стоимость товаров, переданных органу сертификации для проведения испытаний;

Дебет 19 Кредит 60

— 1080 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная органом за услуги по проведению сертификации;

Дебет 19 Кредит 76

— 69 300 руб. — отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 70 380 руб. (69 300 + 1080) — принят к вычету НДС, уплаченный таможенному органу и органу по проведению сертификации.

Себестоимость партии ввозимых на территорию РФ товаров составит 394 850 руб. (350 000 + 35 000 + 350 + 6000 — 3500).

Конец примера

Сертификация предполагает подтверждение соответствия услуг и товаров установленным требованиям. Мероприятие подразумевает ряд расходов. Их нужно зафиксировать в налоговом и бухучете.

Структура трат на сертификацию

Существуют косвенные и прямые расходы на сертификацию. Косвенные предполагают траты на обеспечение качества. Это:

  • Устранение обнаруженных дефектов.
  • Контроль качества.
  • Мероприятия по предотвращению дефектов.

Также есть прямые траты на сертификацию. Оговорены они в пункте 4.2 Правил по сертификации, утвержденных постановлением №44. Расходы включают в себя следующие составляющие:

  • Работы, осуществляемые аккредитованным центром.
  • Образцы, нужные для проведения испытаний.
  • Траты на сами испытания, которые осуществляются в лаборатории.
  • Проверка состояния производства и его сертификация.
  • Проверки, выполняемые в ходе контроля.
  • Рассмотрение заявки.
  • Траты на хранение и упаковку образцов, которые будут отправлены в лабораторию.

Все рассматриваемые траты можно отразить в расходах на осуществление сертификации.

Налоговый учет

Траты на сертификацию предполагают выплату НДС, налога на прибыль.

Особенности начисления НДС

Компания имеет право снизить совокупный объем НДС на объем налога, который был предъявлен фирме при покупке товаров или услуг для исполнения операций, считающихся объектом налогообложения. Вычет выполняется на основании счетов-фактур, которые были выставлены продавцами продукции. Счет-фактура может быть выставлена только после того, как выполнен учет товаров. Вычет может выполняться в отношении сумм НДС, начисленных на траты по сертификации, если имеет место быть одновременное исполнение этих условий:

  • Соответствующие услуги были зафиксированы в бухучете по ДТ счета 97.
  • Бухгалтерские проводки внесены на основании существующих первичных документов.
  • Есть счет-фактура, которая оформлена в соответствии с законом.
  • Сертификация нужна для деятельности, которая будет облагаться НДС.

Передача образцов товара в лабораторию для проведения испытаний НДС облагаться не будет. Связано это с тем, что эта процедура не предполагает реализации изделий. У компании не отнимается право собственности на образцы. Предметом налогообложения является передача продукции для нужд компании, если траты на товар не принимаются к вычету при определении налога на прибыль. В данной ситуации нужно учитывать траты при обложении налогами.

Если фирма до завершения срока действия документа о соответствии прекращает производство продукции, вычет по НДС восстановлен не будет. Связано это с тем, что прекращение выпуска при действительном сертификате не входит в перечень ситуаций, в которых можно восстановить НДС (пункт 3 статьи 170 НК РФ).

Налог на прибыль

Траты на сертификацию нужно учитывать в структуре прочих расходов, возникающих при производстве и продаже. При этом не важен проводимый вид сертификации: добровольная или принудительная. Сопутствующие траты снижают налогооблагаемую прибыль только тогда, когда исполнены требования пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Для обложения прибыли налогами траты на добровольную процедуру учитываются только тогда, когда мероприятие осуществляется в виде подтверждения качества на основании закона о техническом регулировании.

Добровольная сертификация не может дублировать обязательное мероприятие. Исключение – проверки, в процессе которых существует анализ различных сторон.

Фирма может включить в состав трат, снижающих налогооблагаемую прибыль, расходы на образцы, предоставляемые в лабораторию. Нужны они для проведения испытаний, в ходе которых устанавливается соответствие требованиям. Траты на образцы предполагают стоимость самого образца, а также расходы на его хранение и упаковку.

Возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли связана с тем, что в ходе испытаний образцы, скорее всего, будут испорчены. То есть в дальнейшем реализовать их не получится. Соответствующий вывод сделан ФАС в постановлении от 23 января 2007 года. Если образцы были испорчены, нужно обязательно составить акт на их списание. Соответствующая позиция приведена в письме УМНС от 23 апреля 2001 года.

ВАЖНО! При проведении сертификации, даже если она обязательная, нужно оплатить пошлину. Она не может входить в состав расходов. Размер пошлины снижает прибыль, облагаемую налогом.

Налогообложение будет определяться тем, какие методы использует фирма:

  • Если компания использует кассовый метод, расходы на сертификацию признаются после только после того, как они фактически осуществлены. К примеру, затраты на исследование признаются только после того, как произошла фактическая оплата услуг лаборатории.
  • Если компания использует метод начисления, траты признаются налогооблагаемыми в том периоде, в котором они образовались. При этом не важно, когда именно произошла оплата.

В письме Минфина №03-03-02/268 указано, что траты нужно распределить на всем протяжении периода действия сертификата. Если фирма до завершения действия документа прекращает выпуск, остаток расходов, которые не были перенесены, признается в целях налогообложения единовременно. Однако постепенное признание трат – это лишь одна позиция. Есть и другая, по которой убытки могут признаваться единовременно. При этом не происходит распределения по отчетным периодам. Подобная позиция подтверждается пп. 2 пунктом 7 статьи 272 НК РФ.

Траты на сертификацию в бухучете

В пункте 4 ПБУ 10/99 указано, что траты в бухучете признаются или в структуре расходов по основным формам деятельности, или в структуре прочих расходов. В состав трат по основной форме деятельности входят траты, связанные с изготовлением и реализацией. Траты на сертификацию включаются именно в этом составе, так как они нужны для установления соответствия изготовленного товара требованиям.

Траты нужно учитывать в том периоде, в котором они появились. При этом не важно, когда произошла фактическая оплата. Расходы, возникшие в текущем отчетном периоде, но относимые к дальнейшим периодам, фиксируются в структуре трат дальнейших периодов. Их нужно списать. Порядок списания определяется самой фирмой.

Бухгалтерские проводки

Для фиксации трат на сертификацию используются эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата сертификационных услуг на основании выписки из банковского учреждения.
  • ДТ97 КТ43. Списание себестоимости образцов, направленных на исследование.
  • ДТ97 КТ60. Фиксация в составе трат последующих периодов стоимости работ на осуществление сертификации на основании соглашения с центром, акта об исполнении работ.
  • ДТ19 КТ60. Отражение НДС по услугам.
  • ДТ68 КТ19. Назначение к вычету НДС.

Каждый месяц нужно фиксировать эту проводку: ДТ20 КТ97. Отражение в структуре себестоимости изделий траты на сертификацию.

Если учетная политика фирмы предполагает единовременное отражение трат в налоговом учете, используется эта проводка:

  • ДТ68 КТ77. Отложенное обязательство по налогам.
  • ДТ77 КТ68. Погашение обязательства.

Последняя проводка будет использоваться каждый месяц на протяжении периода действия сертификата – 3 года. Если первичные документы, подтверждающие траты, отсутствуют, то и проводки делать нельзя.

В соответствии с Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23 августа 1999 года №44 «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», процедура сертификации является платной.

В соответствии с указанными Правилами сертификации плата работ по сертификации продукции и услуг основывается на следующих принципах:

— все фактически произведенные работы по сертификации оплачиваются за счет собственных средств предприятий, организаций, граждан, обратившихся с заявкой на проведение соответствующих работ, вне зависимости от принятых по их результатам решений;

— уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%;

— инспекционный контроль за сертифицированными в обязательном порядке продукцией и услугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы.

Дневная ставка экспертов по сертификации продукции и услуг, привлекаемых для выполнения работ по обязательной сертификации, включая работы по инспекционному контролю за соответствием сертифицированных объектов требованиям нормативных документов (НД), принимаемая для расчета стоимости работ по сертификации и инспекционному контролю, определяется органом по сертификации самостоятельно, исходя из установленных в нем условий оплаты труда работников.

Орган по сертификации всегда информирует заявителя о документах, необходимых для проведения сертификации заявленной им продукции.

Проведение работ по обязательной сертификации предполагает следующие затраты:

· органа по сертификации:

продукции (услуг);

систем качества (производства);

· испытательной лаборатории;

· по выдаче сертификата и так далее.

А. Учет расходов на сертификацию собственной продукции.

В бухгалтерском учете производственной организации расходы на обязательную сертификацию собственной продукции в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» представляют расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Согласно пункту 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н, такие расходы первоначально отражаются в составе расходов будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.). Избранный порядок списания закрепляется в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Сертификат соответствия на выпускаемую продукцию выдается на определенный срок, который определяется соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата соответствия превышает один месяц, то расходы на сертификацию, первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на затратные счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему продукции и т. д.) в течение срока действия сертификата.

В налоговом учете затраты на обязательную сертификацию собственной продукции, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Обратите внимание, что учесть по этой статье можно расходы, как на обязательную, так и на добровольную сертификацию, поскольку НК РФ не устанавливает ограничений по такому виду расходов.

Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода в порядке, установленном пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Данный порядок предусматривает, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то налогоплательщик вправе распределять такие расходы самостоятельно. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, как в налоговом учете он будет признавать расходы на сертификацию продукции: либо равномерно в течение срока действия сертификата соответствия, либо единовременно, и избранный метод закрепляет в учетной политике для целей налогообложения. Заметим, что равномерное признание расходов на сертификацию позволит избежать налогоплательщику необходимость применения ПБУ 18/02, так как при этом варианте расходы на сертификацию в бухгалтерском учете и для целей налогообложения будут признаваться одинаково. Единовременное же списание расходов на сертификацию в налоговом учете, приведет к возникновению временных разниц.

Заметим, что до 1 января 2006 года налоговые органы настаивали на равномерном списании в налоговом учете расходов на сертификацию продукции. На наш взгляд, после вступления в силу обновленной редакции статьи 272 НК РФ, таких ситуаций быть не должно.

В том случае, если налоговые органы по инерции после 1 января 2006 года будут требовать равномерного списания расходов на сертификацию, в качестве дополнительного аргумента, выступающего за единовременное списание указанных расходов в налоговом учете, можно привести подпункт 7 пункта 3 статьи 272 НК РФ. В соответствии с указанным подпунктом датой признания расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) может быть:

· дата расчетов в соответствии с условиями договоров;

· дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

· последний день отчетного (налогового) периода.

В случае сертификации продукции мы имеем, договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Вышеприведенная информация касается налогоплательщиков налога на прибыль, которые используют метод начисления.

Организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

Пример 1.

Мясокомбинат ООО «Солнечный» в январе 2006 года произвел обязательную сертификацию своей продукции. Расходы на проведение сертификации составили:

— стоимость работ по проведению сертификации – 35 400 рублей (в том числе НДС –5 400 рублей);

— стоимость готовой продукции, переданной в качестве образцов, – 2 000 рублей.

Сертификат соответствия выдан ООО «Солнечный» на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в организации списываются на затраты производства равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.

В налоговом учете списание расходов на сертификацию производится единовременно.

В бухгалтерском учете ООО «Солнечный» хозяйственные операции, связанные с сертификацией продукции отражены следующим образом.

Рабочим планом счетов организации установлено, что по счету 68 используются следующие наименования субсчетов:

68-1 «Расчеты по НДС»;

68-2 «Расчеты по налогу на прибыль».

Корреспонденция счетов Сумма, рублей
Дебет Кредит
В январе 2006 года
76 51 35 400 Оплачены расходы на сертификацию производимой продукции
97 76 30 000 Расходы на сертификацию учтены в составе расходов будущих периодов
19 76 5 400 Учтен НДС, предъявленный органом по сертификации за услуги
68-1 19 5 400 Принят к вычету НДС
97 43 2 000 Списана стоимость продукции, переданной для проведения сертификации
68-2 77 7 680 Отражено отложенное налоговое обязательство
Ежемесячно в течение срока действия сертификата:
20 97 888,89 Отражены расходы по обязательной сертификации продукции, в части, приходящейся на текущий месяц

Обратите внимание!

В связи с изменениями, внесенными в статью 172 НК РФ Законом №119-ФЗ, вступившими в действие с 1 января 2006 года применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.

Достаточно, чтобы приобретенные услуги, предназначались для налогооблагаемой деятельности и были приняты налогоплательщиком к учету.

В рассматриваемом примере расходы на сертификацию в налоговом учете признаются единовременно в январе 2006 года, а в бухгалтерском учете — равномерно в течение 36 месяцев, начиная с января 2006 года. Это приводит к возникновению налогооблагаемых временных разниц, которые при расчете налогооблагаемой прибыли, образуют отложенный налог на прибыль. Следовательно, в соответствии с пунктом 15 ПБУ 18/02 организация должна начислить отложенное налоговое обязательство, равное произведению налогооблагаемой временной разницы на ставку налога на прибыль.

Окончание примера.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание…

Оказание услуг по сертификации является объектом налогообложения по НДС (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ). Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ. Право на указанный вычет возникает у налогоплательщика по мере принятия услуги к учету, то есть в момент отражения ее на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Напомним, что Законом №119-ФЗ в статью 172 «Порядок применения вычетов» НК РФ было внесено изменение, согласно которому с 1 января 2006 года факт оплаты налогоплательщиком суммы налога, предъявленного ему продавцом (поставщиком), роли не играет. Иначе говоря, для применения вычета необходимо выполнение лишь следующих условий:

· товары, работы, услуги, имущественные права приобретены налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемой деятельности;

· товары, работы, услуги, имущественные приняты к учету;

· на руках у налогоплательщика имеются соответствующие первичные документы, заполненные надлежащим образом.

Заметим, что до 1 января 2006 года по поводу вычета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного органу по сертификации существовало две точки зрения: одна – к вычету можно принять сразу всю сумму налога, вторая (на которой настаивали налоговые органы) – НДС должен возмещаться частями по мере отнесения стоимости сертификата на расходы. Подтверждением этого может служить Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 10 августа 2004 года №24-11/52247 «О правомерности вычета НДС».

Справедливости ради отметим, что и до 1 января 2006 года, вторая точка зрения была, скажем, не совсем правомерна, так как законодательство по НДС и раньше не выдвигало подобного требования к налогоплательщикам. А после указанной даты, когда все налогоплательщики НДС работают исключительно по отгрузке, на наш взгляд, НДС однозначно должен приниматься налогоплательщиком к вычету сразу в момент отражения на учете услуг по сертификации.

Б. Учет затрат на сертификацию покупных изделий.

Если организация приобретает партию товаров, подлежащих обязательной сертификации, то она должна получить от поставщика копию сертификата.

Эта копия должна быть заверена:

— нотариусом,

— самим предприятием-изготовителем,

— органом Госстандарта, который выдал сертификат.

Если на приобретаемый товар, подлежащий обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в Российской Федерации, или сертификат вообще отсутствует, то для импорта товара в Россию следует получить российский сертификат системы обязательной сертификации.

В бухгалтерском учете расходы на обязательную сертификацию ввозимого товара, в соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″, относятся к затратам на приобретение товаров.

Пример 2.

Торговая фирма приобрела у иностранной компании партию товаров с целью их реализации на территории Российской Федерации.

Стоимость товаров по договору — 300 000 рублей,

таможенная пошлина — 30 000 рублей,

таможенный сбор — 1000 рублей (Постановление правительства РФ от 28 декабря 2004 года №863).

НДС 18% — 59 400 рублей.

Ввозимые товары подлежат обязательной сертификации.

Торговая фирма обратилась в центр по сертификации, так как ввозимые товары подлежат обязательной сертификации. Для этой цели она представила образцы ввозимых товаров на сумму 3 000 рублей.

Стоимость услуг по обязательной сертификации партии товаров составила 17 700 рублей (в том числе НДС – 2 700 рублей).

Товары были реализованы полностью в отчетном периоде.

Согласно учетной политике торговой фирмы признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.

Предположим, что рабочим планом счетов к счету 41 «Товары» открыты следующие субсчета:

41-1 «Товары на складе»;

41-2 «Товары в рознице»;

41-3 «Товары под таможенным контролем»;

41-4 «Товары, переданные для проведения испытаний».

В бухгалтерском учете торговой фирмы расходы по сертификации импортных товаров необходимо отразить следующим образом:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей
Дебет Кредит
60 52 300 000 Произведена оплата товара иностранному поставщику
76 51 30 000 Уплачена таможенная пошлина
76 51 1 000 Уплачен таможенный сбор
76 51 59 400 Отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу
19 76 59 400 Отражен НДС, уплаченный на таможне
41-3 60 300 000 Отражен переход права собственности на товар от продавца к покупателю
41-3 76 30 000 Сумма уплаченной таможенной пошлины включена в стоимость ввезенных на территорию РФ товаров
41-3 76 1 000 Сумма уплаченных таможенных сборов включена в стоимость ввезенных на территорию РФ товаров
41-4 41-3 3 000 Списана стоимость товара, переданного органу по сертификации для проведения испытаний
41-3 60 15 000 Затраты на обязательную сертификацию включены в стоимость ввезенных на территорию РФ товаров
19 60 2 700 Учтен НДС, предъявленный органом по сертификации
60 51 17 700 Отражена оплата работ по проведению обязательной сертификации ввозимых товаров
41-1 41-3 343 000 Приняты к учету товары, ввезенные на территорию РФ (300 000 + 30 000 + 1 000 + 15 000 – 3 000) (после разрешения о выпуске товаров)
68 19 59 400 Принят к вычету НДС, уплаченный на таможне
68 19 2 700 Принят к вычету НДС по услугам сертификации

Окончание примера.

Обратите внимание!

До 1 января 2006 года в налоговом учете затраты на обязательную сертификацию ввозимых товаров однозначно относились к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Это означало, что расходы по сертификации импортных товаров признавались косвенными и в полном объеме уменьшали доходы от реализации текущего периода. Причем так как в бухгалтерском учете эти затраты включались в фактическую себестоимость товаров, то это приводило к различию в их покупной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете. Иначе говоря, у организации- импортера расходы по сертификации учитывались при исчислении налога на прибыль раньше, чем в бухгалтерском учете. Следовательно, бухгалтеру необходимо было применять ПБУ 18/02, то есть отражать в бухгалтерском учете налогооблагаемую временную разницу.

После указанной даты ситуация с сертификацией импортных товаров несколько изменилась.

Эти изменения обусловлены введением в текст главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (в частности в статью 268 и 320 НК РФ) Законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ некоторых поправок.

В частности указанным законом были изменены порядок оценки товаров в налоговом учете и порядок распределения прямых расходов у торговых организаций, использующих в целях налогообложения метод начисления. Причем изменения, касающиеся порядка формирования расходов у торговых организаций, вступили в силу «задним» числом, то есть распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Поэтому торговые организации могли использовать указанные новшества уже с 1 января 2005 года. Правда, в этом случае им необходимо было руководствоваться следующим.

Статьей 320 НК РФ отмечено, что порядок формирования стоимости приобретения товаров в налоговом учете определяется налогоплательщиком в учетной политике и применяется им не менее двух налоговых периодов. Следовательно, новый порядок формирования налоговой стоимости приобретения торговая организация должна была внести в свою действующую учетную политику на 2005 год. Налоговое законодательство дает возможность налогоплательщику изменить учетную политику. В частности в статье 313 НК РФ говориться о том, что:

«Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства».

Таким образом, организации торговли вправе были внести изменения в учетную политику с момента вступления в силу Закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ и применять уже в течение 2005 года новые правила. В этом случае им, конечно, пришлось столкнуться с немалыми сложностями, так как необходимо было подать в налоговые органы, уточненные декларации по налогу на прибыль за 1 квартал и полугодие 2005 года с одновременным представлением приказа руководителя организации о внесении изменений в учетную политику.

Те же, кто не захотел воспользоваться этой возможностью, вправе были использовать прежний порядок, закрепив это положение так же в своей учетной политике.

Итак, порядок определения покупной стоимости товаров, используемых для перепродажи, установлен статьями 268 и 320 НК РФ. В подпункте 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ законодатель отметил, что налогоплательщик имеет право уменьшить доходы от реализации покупных товаров на стоимость их приобретения, которая определяется с учетом положений статьи 320 НК РФ.

Согласно статье 320 НК РФ:

«Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье — издержки обращения) с учетом следующих особенностей.

В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов».

То есть, как видим, новые нормы законодательства позволяют организациям торговли фактически сблизить бухгалтерский и налоговый учет товаров, то есть глава 25 НК РФ, теперь позволяет формировать налоговую стоимость товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Напомним, что прежние правила главы 25 НК РФ в качестве налоговой стоимости товаров определяли лишь договорную стоимость товаров.

Иначе говоря, те торговые организации, которые используют «новые» правила оценки товаров в налоговом учете затраты на сертификацию импортных товаров учтут в их стоимости, кроме того в налоговую стоимость товаров «войдут» таможенные пошлины и сборы. А это означает, что покупная стоимость импортных товаров в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой. Правда, в этом случае признание расходов на сертификацию в налоговом учете осуществляется по мере реализации указанных товаров.

И в заключение раздела об услугах сертификации отметим, что Федеральный закон от 21 июля 2005 года №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес изменение в статью 346.16 НК РФ, определяющую порядок определения расходов при упрощенной системе налогообложения.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ плательщики единого налога при УСН вправе признать в качестве расхода:

«расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров».

Это означает, что организации, применяющие УСН, вправе при определении налоговой базы учитывать расходы на сертификацию (как обязательную, так и добровольную) в качестве расходов. Напомним, что до 1 января 2006 года указанные субъекты хозяйственной деятельности не могли учесть такие расходы при налогообложении.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета при оказании услуг, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги с учетом отраслевой специфики (кроме бытовых и медицинских».

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх