Проверка финансово хозяйственной деятельности

Отличия ревизии финансово-хозяйственной деятельности от документальной проверки

Как в теории, так и на практике до сих пор преобладает точка зрения, согласно которой ревизия является более всесторонним и более глубоким действием контроля финансово-хозяйственной деятельности, чем любая документальная проверка.

Этот вопрос приобретает особую актуальность в сфере уголовного судопроизводства при установлении наличия или отсутствия факта неуплаты налогов.

В отличие от ранее использовавшегося УПК РСФСР в действующем с 1 июля 2002 г. УПК РФ ничего не говорится ни о документальных проверках, ни о ревизиях финансово-хозяйственной деятельности, однако акты ревизий и документальных проверок могут быть допущены в качестве такого вида доказательств по уголовному делу, как "иные документы" (ч. 2 ст. 74 и ст. 84 УПК РФ).

Отметим, что ранее действовавший УПК РСФСР также не устанавливал порядка производства ревизий и проверок. В нем закреплялось не право назначения, а право требования производства ревизий и проверок (практически на это довольно редко обращали внимание). Соответственно Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Минфина России с Генпрокуратурой России, МВД России, ФСБ России при назначении и проведении ревизий (проверок), утвержденное совместным Приказом названных ведомств от 7 декабря 1999 г. N 89н/1033/717 <*>, не устанавливало каких-либо особых правил производства ревизий и проверок: по наиболее важным моментам Положение либо воспроизводило нормы уголовно-процессуального закона, либо отсылало к нему.

<*> Российская газета. 1999. N 340.

В нормативно-правовых актах различие между ревизиями и проверками обозначено только на ведомственном уровне — в приказах Минфина РФ. Такими актами, в частности, являются:

  • Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденная Приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. N 42н <*>;

<*> Финансовая газета. 2000.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений

N 213.

  • Инструкция о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная Приказом Минфина РФ от 15 октября 1999 г. N 68н <*>.

<*> Российская газета. 2001. N 213.

Согласно п. 4 Инструкции N 42н ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ установлена ответственность за их осуществление. Там же указано, что проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Речь идет об основном критерии различия между ревизией и проверкой — объеме проверяемых вопросов. Отметим, что формулировка, использованная в Федеральном законе "О Счетной палате РФ", — "комплексные ревизии и тематические проверки" — свидетельствует о том, что законодатель проводит в этом законе различие между ревизией и проверкой именно по этому критерию.

Соотношение ревизии и проверки представители НИФИ Минфина РФ обосновывают следующим образом: "От ревизии проверка, в т.ч. и аудиторская, отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность пропуска… каких-либо обстоятельств, могущих повлиять на результат как самой проверки, так и деятельность проверяемого субъекта" <*>.

<*> Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. 2001. N 16. С. 58.

Интересно, что подавляющее большинство авторов едино в одном: ревизия — это тоже проверка, но только при этом под ней подразумевается не форма контрольного мероприятия, а средство проведения ревизии. Однако что мешает рассматривать ревизию как комплексную документальную проверку, а документальную проверку — как тематическую (неполную, частичную и т.п.) ревизию? Кроме того, возможна ли в принципе ревизия или документальная проверка, охватывающая абсолютно все вопросы контроля финансово-хозяйственной деятельности?

В настоящее время требования, которые следует учитывать при проверке финансово-хозяйственной деятельности, рассредоточены в актах самых различных отраслей законодательства — законодательстве о бухгалтерском учете, законодательстве о налогах и сборах, гражданском законодательстве, законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, законодательстве о банках и банковской деятельности, законодательстве о страховании и т.д. Учесть все эти требования при проверке финансово-хозяйственной деятельности, которая и должна представлять собой согласно рассматриваемому критерию ревизию, просто невозможно. Кстати говоря, если подразумевается, что универсальным специалистом является аудитор, то следует заметить, что контрольное мероприятие, которое он проводит, названо проверкой, а не ревизией.

Учитывая изложенное, представляется, что объем проверяемых вопросов не может являться критерием, позволяющим разграничить ревизию и документальную проверку.

Зачастую высказывается точка зрения, согласно которой в рамках проверки используются преимущественно методы документального контроля и в отличие от ревизии не могут быть использованы в полной мере методы так называемого фактического контроля. Однако анализ установленного законодательными и иными нормативными правовыми актами режима проведения документальных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах не позволяет согласиться с такой точкой зрения.

Практика показывает, что методы фактического контроля используются в равной степени как при проведении ревизий, так и при проведении проверок. Соответственно степень использования этих методов также не может являться критерием, позволяющим разграничить ревизию и документальную проверку.

Представляется, что анализ действующего законодательства позволяет говорить о новом критерии, определяющем различия между ревизией и документальной проверкой.

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности негосударственного сектора в условиях рыночной экономики не регулируется положениями нормативных правовых актов, как это было раньше в условиях советской экономики.

Соответственно есть достаточные основания полагать, что основным различием между такими двумя формами контроля, как ревизия и проверка, является цель проводимого контрольного мероприятия. В том случае, если проверяется только соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, то имеет место проверка, а если помимо соблюдения законности проверяется еще целесообразность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных операций), то имеет место ревизия.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. Ревизия как форма финансового контроля применима только в отдельных, строго определенных сферах.
  2. Существенным отличием ревизии от проверки является то, что при проведении последней контролируется соблюдение законодательства при осуществлении экономической деятельности, а при проведении ревизии — наряду с законностью контролируются также целесообразность и эффективность экономической деятельности.
  3. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах прямо предусмотрен только путем проведения документальных проверок — налоговых проверок; проверок, проводимых органами внутренних дел и прокуратуры; аудиторских проверок. Несмотря на то что правила уголовного судопроизводства допускают возможность использования в качестве доказательств по уголовным делам о налоговых преступлениях как актов ревизии, так и актов документальных проверок, ревизия является действием, которое в этой сфере менее актуально, чем налоговая проверка.

В современных крупных корпорациях действует целая система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, целью которой является обеспечение прав акционеров (участников) и потенциальных инвесторов общества. Эта система может включать наряду с традиционными механизмами контроля в форме деятельности ревизионной комиссии и привлечения внешнего аудита также функционирование комитета по аудиту совета директоров и создание контрольно-ревизионной службы в качестве самостоятельного структурного подразделения общества.

Внутренний контроль в хозяйственном обществе

Под внутренним контролем общества в Кодексе корпоративного поведения понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками (пп. 1.1.1 п. 1 гл. 8 Кодекса корпоративного поведения).

Ревизионная комиссия

Ведущая роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит ревизионной комиссии (ревизору). В акционерном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В обществе с ограниченной ответственностью ревизионная комиссия образуется, если это предусмотрено уставом общества.

Избрание ревизионной комиссии

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества. По общему правилу избрание членов ревизионной комиссии осуществляется на годовом общем собрании акционеров или очередном общем собрании участников. В соответствии с письмом ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. N ИК-07/883 "О сроках полномочий ревизионной комиссии" <1> ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров, срок ее полномочий истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров вне зависимости от того, будет ли она избрана на этом собрании. Представляется, что соответствующая норма должна быть включена в Закон об АО для обеспечения ее легитимности <2>.

<1> Вестник ФКЦБ России. 2000. N 3.

<2> Заметим, что ФКЦБ России в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона об АО может устанавливать дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Представляется, что регулирование сроков полномочий ревизионной комиссии является прерогативой федерального закона.

Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания, т.е. этот вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров общества, ни его исполнительному органу (п. 2 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое решение принимается большинством голосов акционеров -владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО), а в обществе с ограниченной ответственностью — большинством голосов от общего числа участников общества, если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). При этом акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления акционерного общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (п. 6 ст. 85 Закона об АО).

Подобное регулирование порядка избрания членов ревизионной комиссии в акционерном обществе вызывает критику специалистов, особенно применительно к неучастию в голосовании членов совета директоров, являющихся, по сути, представителями акционеров, призванными обеспечивать реализацию их прав. Одной из реальных гарантий прав акционеров является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, осуществляемый ревизионной комиссией, а значит, совет директоров должен влиять на формирование ее состава. В этом мнении есть здравый смысл.

Компетенция ревизионной комиссии

Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом общества (в отношении АО — по вопросам, не предусмотренным в самом Законе об АО). Порядок деятельности комиссии регулируется в АО — внутренним документом, в ООО — уставом и внутренним документом общества (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В соответствии с Законом об АО проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе самой ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст.

Отличия ревизии финансово-хозяйственной деятельности от документальной проверки

85). Согласно Закону об ООО ревизионная комиссия общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47).

Следует отметить, что предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности общества значительно шире сложившегося неправильного понимания ревизии только как проверки соответствия требованиям законодательства бухгалтерского учета и отчетности. К сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества можно в том числе отнести:

—   использование средств прибыли общества;

—   соблюдение требований кредитной политики, принятой в обществе;

—   исполнение смет общехозяйственных расходов;

—   соблюдение кассовой дисциплины;

—   формирование закупочных цен  на сырье,  материалы  и сбытовых цен  на продукцию (работы, услуги);

—   соблюдение норм расхода сырья;

—   использование основных производственных средств и соблюдение графиков проведения планово-предупредительных ремонтов;

—   организацию договорно-правовой и претензионно-исковой работы.

Комитет по аудиту совета директоров

Для осуществления внутренней проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в составе совета директоров может создаваться комитет по аудиту. Как и другие комитеты совета директоров, комитет по аудиту не является самостоятельным органом общества. Он осуществляет вспомогательные функции по подготовке информации, материалов, проектов, заключений и выносит их на рассмотрение совета директоров.

Рекомендации по созданию комитета по аудиту, его компетенции, составу и порядку осуществления деятельности содержит Кодекс корпоративного поведения.

Контрольно-ревизионная служба

В числе рекомендаций, содержащихся в Кодексе корпоративного поведения, в области обеспечения эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, имеется также создание в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионной службы и возложение на нее задач по проведению ежедневной внутренней проверки (предварительной или последующей) совершения хозяйственных операций (пп. 1.1.1 п. 1 гл. VIII Кодекса корпоративного поведения).

Последующему контролю подлежат те финансово-хозяйственные операции общества, которые осуществляются в рамках финансово-хозяйственного плана. Операции, совершаемые обществом за пределами финансово-хозяйственного плана, Кодекс корпоративного поведения именует нестандартными и рекомендует осуществлять по отношению к ним предварительный контроль. По результатам проверки  каждой нестандартной операции контрольно-ревизионная служба должна подготовить для совета директоров заключение относительно целесообразности совершения такой операции.

Внешний контроль

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией (аудитором).

Понятие аудита

Закон об аудиторской деятельности <1> определяет аудиторскую деятельность или аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности).

<1> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. на 3 ноября 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422; 2006. N 45. Ст. 4635.

Аудиторская деятельность может проводиться аудиторскими организациями или аудиторами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей. В соответствии с требованиями Закона обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (п. 2 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). Независимость аудитора обеспечивается отсутствием какой-либо связи с проверяемым хозяйственным обществом и членами его органов управления: имущественной, организационной, должностной и пр.

Обязательный аудит

Обязательной аудиторской проверке применительно к хозяйственным обществам в соответствии с российским законодательством подлежат:

—   открытые акционерные общества;

—   любые хозяйственные общества, которые имеют объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в год свыше 500 тыс. установленного в России МРОТ или если сумма   активов   баланса   общества   превышает   на   конец   отчетного   года   в   200   тыс. раз установленный МРОТ;

—   кредитные, страховые организации, общества взаимного кредитования, инвестиционные фонды и другие инвестиционные институты.

Таким образом, привлечение независимого аудитора в закрытых акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью (за исключением действующих в обозначенных выше сферах) осуществляется по усмотрению самого общества.

Помимо обязательного аудита, открытое акционерное общество может также провести аудиторскую проверку по собственной инициативе. Такая проверка может быть проведена по решению общего собрания акционеров, совета директоров, ревизионной комиссии, а также по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Порядок утверждения и оплаты услуг аудитора

Аудитор акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, а размер оплаты его услуг определяется советом директоров общества (ст. 86 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответственностью аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям независимости от общества и членов его органов управления. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона об ООО).

Аудиторское заключение

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

—    подтверждение достоверности данных,  содержащихся  в отчетах и  иных финансовых документах общества;

—    информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского  учета  и  представления  финансовой  отчетности,  а также  при  осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Консультационная фирма Астор заключает договора на проведение:

— Обязательного аудита (согласно ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности",

Инициативного аудита — по просьбе собственников (оценка эффективности хозяйствования и соблюдение прав собственника (акционера) и др.).

Вид аудита

Проводится в случаях

В результате Вы получаете

Обязательный аудит

Обязательный аудит представляет собой проверку на выборочной основе хозяйственных операций, бухгалтерских счетов, регистров бухгалтерского учета, а также числовых данных и пояснений, содержащихся в финансовой отчетности компаний.

— Аудиторское заключение в 2-х экземплярах;

— Письменную информацию аудитора исполнительному органу (аналитический отчет аудитора);

Инициативный аудит

Инициативный аудит проводится при необходимости по желанию собственников или руководителя организации с целью выявления ошибок и искажений в ведении бухгалтерского или налогового учета; анализа финансово-хозяйственной деятельности; в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

— Подробный отчет аудитора по итогам проведения аудиторской проверки и рекомендации по устранению ошибок.

Аудит по специальному аудиторскому заданию

Как отдельный вид аудита аудит по специальному аудиторскому заданию законодателем не выделяется, и поэтому является инициативным, т.е. необязательным. Данный вид аудита проводится собственником или руководителем организации с целью выявления ошибок в ведении бухгалтерского или налогового учета по определенному вопросу или поставленной проблеме.

Аудит по специальному аудиторскому заданию проводится в случаях:

— Проверки финансово-хозяйственной деятельности по определенному направлению, подразделению, по видам имущества и пр.

— Получения заказов от государственных органов, экономических субъектов и др. заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

Подробный отчет аудитора по итогам проведения аудиторской проверки и рекомендации по устранению ошибок.

Налоговый аудит

Как отдельный вид аудита налоговый аудит Законом N 119-ФЗ не выделяется, и поэтому является инициативным, т.е. необязательным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Налоговый аудит проводится в целях:

— Проверки налоговой отчетности в ходе повседневной деятельности организации, а также перед налоговой проверкой

— Анализа методологии ведения налогового учёта.

— Максимально полного изучения, а в дальнейшем снижения, налоговых рисков организации.

— Проверки ведения налоговой отчетности при смене главного бухгалтера

Подробный отчет аудитора по итогам проведения аудиторской проверки и рекомендации по устранению ошибок.

Экспресс-аудит

Экспресс-аудит является разновидностью инициативного аудита и предполагает не подробную проверку бухгалтерского или налогового учета или хозяйственных операций, а локальную, по отдельным поставленным проблемам в предельно краткие сроки. Сроки проведения экспресс-аудита: 3-5 рабочих дней.

Экспресс-аудит особенно целесообразен в случаях:

— смены главного бухгалтера;

— накануне налоговой проверки при сжатых сроках;

— возникновения "проблемных мест" по отдельным участкам налогового и бухгалтерского учета.

Краткий отчет аудитора по итогам проведения аудиторской проверки и рекомендации по устранению ошибок.

Мы проведем аудит в Вашей компании, если Вы являетесь:

— организацией или индивидуальным предпринимателем, с объемом выручки, не превышающей 50 млн.

Глава II. РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВО — ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

рублей в год или если сумма активов по балансу превышает на конец года 20 млн. рублей;

— государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанном на праве хозяйственного ведения.

Стоимость аудиторских услуг

Стоимость услуг по аудиту зависит от следующих факторов:

— объем документооборота,

— состояние бухгалтерского учёта,

— количество проводимых операций

— уровень автоматизации бухгалтерии,

— систематичность проводимых в течение года проверок,

— полнота наличия первичных документов

— сроки проведения проверки

Политика ценообразования, существующая в нашей компании, реализуется исходя из одного из основных принципов работы — установление длительных партнерских взаимоотношений.

Примерная стоимость услуг аудитора рассчитывается исходя из затрат времени: стоимость 1 чел./день = 5000 руб. (НДС не обл.)

Цена Качество Ответственность Результат

Воспользовавшись нашими услугами, Вы сократите расходы:

-на содержание штатных бухгалтеров;

-на налоги на заработную плату;

-на приобретение дорогосто-ящей компьютерной техники и программного и правового обеспечения.

За каждым клиентом закрепляется один ведущий бухгалтер, который полностью ведет бухгалтерский учет вашей компании.

Наша компания несет ответ-ственность за качество предо-ставляемых услуг, гарантируемое договором.

Наши специалисты — высоко-квалифицированные бухгалтеры, профессиональные аудиторы и опытные налоговые консультанты.

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким
налоговым риском

1. Общие вопросы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-"однодневок".

Использование в хозяйственной деятельности фирм — "однодневок" является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды. Концептуально суть схемы сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства. Можно выделить два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм — "однодневок":

1.1. Использование фирм — "однодневок" для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность фирмы-"однодневки", как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму косвенных налогов). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. То есть соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм косвенных налогов.

1.2. Использование фирм — "однодневок" с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения. Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Производитель (импортер) реализует продукцию по цене, близкой к себестоимости, лицу, не исполняющему свои налоговые обязательства. Далее фирма — "однодневка" реализует тот же товар с существенной наценкой лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям. В рассматриваемой ситуации основная налоговая нагрузка приходится на фирму — "однодневку", в то время как производитель и конечный продавец имеют минимальную налоговую нагрузку.

В описанном случае получателем необоснованной налоговой выгоды может выступать, в зависимости от фактически сложившихся экономических условий, как производитель, так и конечный продавец.


2. Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества.

Вниманию агентств недвижимости и инвесторов, страховых компаний.

Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды оказывает негативный эффект как на объемы бюджетных поступлений, так и имеет ряд других социально негативных последствий. Сложившаяся практика реализации недвижимого имущества и используемые схемы перехода права собственности направлены, с одной стороны, на получение необоснованной налоговой выгоды, с другой, — на ущемление прав потребителей — физических лиц, покупателей недвижимого имущества.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Группа — совокупность лиц, осуществляющих деятельность на рынке недвижимости, в состав которой входит агентство недвижимости, а также взаимозависимые организации, ряд которых является фирмами-"однодневками";

Агентство недвижимости — одно из основных производственных подразделений группы, может выступать как инвестор, эмитент ценных бумаг, используемых для расчетов при приобретении недвижимости;

Зависимые организации — лица, формально являющиеся инвесторами строительства или эмитентами векселей, как правило не исполняющие свои налоговые обязательства.

Одна из самых распространенных схем реализации недвижимости выглядит следующим образом: лица, желающие приобрести квартиру, обращаются в агентство недвижимости, заключают договор инвестирования на строительство жилья. Расчеты по договору осуществляются векселями, приобретенными у зависимых от агентства недвижимости организаций, или заключаются договоры инвестирования с зависимыми по отношению к агентству недвижимости обществами, а оплата осуществляется векселями агентства недвижимости. Вексельные расчеты, в данном случае, не обусловлены разумным экономическим смыслом, покупатели квартир, обращаясь в агентство недвижимости, изначально не имеют намерений приобретать какие-либо ценные бумаги, их приобретение связано исключительно с расчетами за квартиры и навязано агентством недвижимости. То обстоятельство, что налоговые обязательства взаимозависимых по отношению к агентству недвижимости лиц исполняются не в полном объеме (чаще всего эти организации являются фирмами — "однодневками"), позволяет группе в целом незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.

Использование приведенной схемы резко повышает риск неполучения имущества.

Приведенная выше схема получения налоговой выгоды при операциях с недвижимостью не является единственной, с которой связаны повышенные налоговые риски. Весьма распространена схема с обязательным страхованием инвестиционных рисков. В данном случае стоимость квартиры делится на две части, первая — стоимость инвестиционного взноса, вторая — сумма страховой премии. Лицо, желающее приобрести квартиру, принуждается застраховать инвестиционные риски. При этом страхуется риск третьих лиц — риск агентства недвижимости. Наступление страхового случая в такой ситуации изначально невозможно. Инвестиционная составляющая в договорах на приобретение квартир, как правило, близка к себестоимости квартиры, а экономически необоснованная страховая премия не включается в базу по налогу на прибыль агентства недвижимости, то есть агентство недвижимости занижает стоимость квартир для целей налогообложения на сумму страховой премии. Организации, осуществляющие страхование, имеют ряд признаков недобросовестности, что в системной взаимосвязи с порядком реализации квартир позволяет сделать вывод о том, что деятельность страховой организации ведется в интересах агентства недвижимости. Для потребителей негативный эффект от применения подобной схемы проявляется при расторжении инвестиционного договора, в этом случае возмещение суммы страховой премии практически невозможно.

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды с привлечением недобросовестных страховых организаций активно используется не только при реализации недвижимого имущества (аренда, лизинг).

3. Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вниманию производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Определенную специфику имеют схемы получения необоснованной налоговой выгоды организациями, занимающимися лицензированными видами деятельности, в частности производством алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Налогоплательщик — организация, имеющая необходимые лицензии и технологическое оборудование, занимающаяся производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Поставщик — организация, осуществляющая поставки спиртосодержащей продукции в адрес налогоплательщика.

Специфика данных схем связана с рядом технологических особенностей производства алкогольной продукции (водки). Согласно действующим положениям нормативных правовых актов в ее производстве может участвовать как этиловый спирт, так и спиртосодержащая продукция — бражные дистилляты, настои спиртованные и т.п. В случае производства алкогольной продукции (водки) из этилового спирта налоговая нагрузка по акцизу существенно выше, чем при производстве той же продукции из бражных дистиллятов, настоев спиртованных или иной спиртосодержащей продукции. Данный факт связан с разницей в сумме акциза подлежащей вычету производителем по приобретенной продукции (по спиртосодержащему сырью применяется вычет по ставке акциза в размере 173,5 руб., по спирту — 25,15 руб.).

При применении схемы, одна или ряд организаций, находящихся в цепочке поставщиков спиртосодержащей продукции, не исполняют свои налоговые обязательства.

Существенным признаком применения схемы незаконного возмещения сумм акциза из бюджета является отсутствие реальных хозяйственных операций по приобретению налогоплательщиком спиртосодержащей продукции, использованной согласно представленным организацией документам, в качестве основообразующего сырья при производстве алкогольной продукции.

При этом поставки спиртосодержащей продукции отражаются только в формально оформленных товаросопроводительных документах.

Свидетельством применения схемы также является отсутствие у поставщика (производителя) спиртосодержащей продукции технической базы для производства отраженного в учете объема реализованной продукции (отсутствует необходимое технологическое оборудование, коммуникации, квалифицированный персонал, сырье для производства продукции). Денежные потоки в подобных случаях, как правило, не соответствуют предусмотренным договорами хозяйственным операциям (в частности, оплата производится на счета третьих лиц, не имеющих отношения к поставке или производству спиртосодержащей продукции). Показатели отчетности участников схемы не соответствуют реальным показателям финансово — хозяйственной деятельности.

Таким образом, выявление указанных признаков в их системной взаимосвязи свидетельствует о применении схемы, целью которой является получение необоснованной налоговой выгоды.

4. Схема получения необоснованной налоговой выгоды с использованием инвалидов.

Вниманию организаций, применяющих льготу по подпункту 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Налогоплательщик — организация, численность инвалидов в которой составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

Фирма -аутсорсер — организация, предоставляющая квалифицированный персонал.

Организация, формально соответствующая требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, как организация, в состав которой входят инвалиды, занимается производством продукции силами персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга. Находящиеся в штате сотрудники не в состоянии (по причине состояния здоровья и (или) квалификации) обеспечить производство реализуемой продукции. При этом льгота по НДС применяется в отношении всего объема производимой налогоплательщиком продукции.

Налогоплательщик искусственно создает условия для применения вышеуказанной льготы по продукции, произведенной с привлечением персонала третьих лиц, так как привлеченный персонал не учитывается при определении средней численности работников предприятия и фонда оплаты труда.

Таким образом, налогоплательщик злоупотребляет правом на применение льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.

Вниманию налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами — "однодневками", однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Принципал — российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует Агент;

Агент — лицо, формально действующее в интересах Принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;

Покупатель — лицо, приобретающее товары, работы, услуги Принципала.

Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.

Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала. Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.

6. Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов.

Вниманию профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих реализацию ценных бумаг.

Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-"однодневок" распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

налогоплательщик — российская организация;

владельцы ценных бумаг (как правило, не являются резидентами Российской Федерации).

Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в таких случаях осуществляет компания, как правило, зарегистрированная в оффшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.

Выпущенные ценные бумаги, реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. То есть, размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.

В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. В свою очередь российская организация реализует полученные ценные бумаги фирмам — "однодневкам" с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.

В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка.

7. Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках.

Вниманию кредитных организаций, а также лиц, осуществляющих приобретение драгоценных металлов.

Рассматриваемая схема имеет два варианта реализации:

Первый вариант.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Банк — кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами, выполняющая функции агента при реализации драгоценных металлов;

Принципал — организация, обладающая признаками фирмы -"однодневки", собственник драгоценного металла, передающая его на реализацию в Банк;

Покупатель — лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов.

Суть схемы заключается в следующем, между Покупателем и Банком заключается договор купли-продажи драгоценных металлов, при этом реализация металла осуществляется с НДС.

В последствии денежные средства, полученные в счет оплаты драгоценного металла перечисляются Банком Принципалу, который в свою очередь направляет часть полученной суммы на приобретение драгоценного металла по договорам ОМС без уплаты НДС, сумма неуплаченного НДС выводится за рубеж или обналичивания.

Второй вариант.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Банк — кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами;

Заемщики — организации, получающие драгоценный металл из хранилища Банка, обладают признаками фирм-"однодневок";

Фактический покупатель — лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов для использования в производственных целях.

Суть схемы заключается в следующем, Банк заключает с Заемщиками договора займа драгоценного металла. При этом происходит физическое выбытие металла из хранилища Банка.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности школ

Поскольку операция оформлена договором займа, выбывающий из хранилища Банка металл не облагается НДС. Возврат займа происходит зачетом встречных обязательств заемщика без фактического возврата металла в хранилище Банка.

В последствии полученный по договору займа металл реализуется через цепочку фирм-"однодневок", при этом реализация металла происходит с начислением НДС, без соответствующей уплаты налога. Сумма неуплаченного НДС обналичивается или выводится за рубеж.

Металл доставляется непосредственно из хранилища Банка в адрес Фактического покупателя.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх