Публичная достоверность

При заключении договора с Юридическим лицом, рекомендуется проверять соответствие указанного в реквизитах договора Директора (Руководителя) с данными выписки ЕГРЮЛ. Также рекомендуем обращать внимание в карточке на сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС на «массовость” Руководителя (Генерального директора, Директора).

Количество компаний, где Руководитель также является Генеральным директором (Директором), Учредителем, Владельцем ИП доступно в разделе «Связанные компании по руководителю (Аффилированность)».

В случае если компания оформлена на подставное лицо (массового заявителя) крайне не рекомендуем иметь деловые отношения с данной компанией, во избежание финансовых потерь и претензий со стороны налоговых органов.

Стоит заметить, что законодательство РФ позволяет передавать функцию Генерального директора (Руководителя) управляющей компании по договору управления. В этом случае, Управляющая компания выполняет функцию единоличного исполнительного органа. Обычно для управления обществом назначается работник управляющей компании по доверенности.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя поиск и проверку Руководителей (Директоров, ЛПР) юридических лиц!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

* Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица.


ЕГРЮЛ — это государственный реестр юридических лиц, в котором хранятся данные 10 миллионов российских компаний. Управляет справочником ФНС.
Из ЕГРЮЛ мы берем данные организаций для «Подсказок», «Единого клиента» и «Фактора». В статье расскажем, как мы жили до справочника, как получаем к нему доступ и как с ним работаем.

Жизнь до ЕГРЮЛ

Еще пару лет назад ФНС скрывал ЕГРЮЛ в своих недрах, и данные о компаниях мы собирали где придется.
Для начала купили базу у multistat.ru — это легальный реселлер, который продавал данные ФНС. Проблема в том, что свою базу «Мультистат» отдавал задорого и без обновлений.
Поэтому мы обновляли данные с помощью сайтов kartoteka.ru и fedresurs.ru. Выгружать информацию скопом они, конечно же, не давали: в ответ на введенный ИНН или ОГРН показывали только одну карточку компании.
Мы написали скрипт, который генерировал ИННы и запрашивал по ним информацию на сайтах-справочниках. Если скрипт находил новое юрлицо или изменение в старом, он забирал обновление.
А в 2015 году ФНС открыл ЕГРЮЛ всем, кто готов платить. Этим налоговая служба убила рынок продажи справочника: раньше база стоила миллионы, а теперь символические, в общем-то, 150 000 ₽. (Есть подозрение, что вырученные деньги только-только окупают инфраструктуру и поддержку.)
Тогда мы подумали: «Ну, теперь заживем!».

Доступ к ЕГРЮЛ

Годовой доступ к ЕГРЮЛ стоит 150 000 ₽. (Столько же стоит ЕГРИП — госреестр индивидуальных предпринимателей.)

Вот что нужно было сделать в начале 2018 года, чтобы получить доступ к данным.
Заплатить 150 000 ₽ за один справочник или 300 000 ₽ за два. Инструкция по заполнению платежки — на сайте ФНС.
Отправить курьерской службой в ФНС два документа:

  • оригинал платежки со штампом банка «Оплачено», «Проведено» или «Принято»;
  • запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Бланк запроса — в приложении № 1 к административному регламенту (.docx). Ищите форму ближе к концу документа.

В запросе можно выбрать способ доставки доступов — почта или емейл. Мы всегда выбираем емейл, но бывают неожиданности: в 2016 году на адреса домена @hflabs.ru письма ФНС не приходили. В 2017-м проблему исправили, но осадочек остался.
Документы принимают по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, двлд 3, второй этаж. Налоговая инспекция «МИ ФНС России по ЦОД». В отличие от обычной инспекции, у этой нет номера. В январе мы продлевали доступ к ЕГРЮЛ, и курьер по ошибке отдал документы в соседнюю инспекцию. Пакет чудом дошел куда нужно, но ждать пришлось дольше. Есть смысл подчеркнуть для курьера, что в нужном адресе номера инспекции нет.
Дождаться решения. В течение трех рабочих дней, включая день доставки документов, в ФНС регистрируют входящие письма. В течение пяти рабочих дней рассматривают запрос.
Статус заявки узнаю́т по номеру (495) 913-07-60. У вас спросят:

  • ИНН;
  • дату, когда ФНС приняла документы;
  • ФИО сотрудника, принявшего документы.

Получить доступы. Если все в порядке, вы получите по почте или на емейл доступы к ЕГРЮЛ. В аттаче емейла — архив с файлами: PDF c уведомлением на официальном бланке, PDF с логином и паролем, сертификат в файле формата .p12.

Даже если заказываешь доступы по емейл, их все равно продублируют по обычной почте. Именно к физическому письму относится строчка про CD
Итак, доступы в кармане — пора утолять жажду к знаниям.

Структура справочника

ЕГРЮЛ представляет собой длиннющую портянку с папками-датами.

Данные из ЕГРЮЛ скачивают с FTP-сервера
В каждой директории лежит zip-архив.

Архивов в директории может быть и несколько
В инструкции по интеграции ФНС пишет, что в каждом архиве хранится до 100 xml-файлов. Мы пересчитывали, цифры верные 🙂

В каждом xml — до 1000 записей
Каждая запись включает в себя основные атрибуты юрлица:

  • ОГРН — идентификатор юрлица для ФНС;
  • адрес;
  • краткое и полное наименование;
  • ИНН;
  • КПП;
  • уставной капитал;
  • статус;
  • куча документов: свидетельство о регистрации, всевозможные лицензии и т. д.;
  • основной и дополнительный ОКВЭДы.

Из перечисленных атрибутов только ОГРН заполнен у всех, он всегда уникален. С остальными параметрами бывают вариации, даже КПП есть не у всех юрлиц.
Помимо основной информации о юрлице в каждой записи лежит еще кое-что интересное:

  • данные о физике-учредителе;
  • данные о юрике-учредителе;
  • управляющий-физик;
  • управляющий-юрик;
  • подробности реорганизации. Это когда одна компания вливается или поглощает другую;
  • правопреемники и правопредшественники;
  • филиалы и представительства, причем сколько угодно много.

Да, филиалы в ЕГРЮЛ — не отдельные записи, а лишь атрибуты.

Обновления

В первый день каждого года ФНС выкладывает на сервер все, что у нее есть, полную базу юрлиц на текущий момент. Название папок с выгрузками: 01.01.2015_FULL, 01.01.2016_FULL и так далее.
Дальше обновления выходят ежедневно, ФНС складывает их в папки по датам: 02.01.2018, 03.01.2018 и т. д. Если обновление не пришло, ничего страшного: ФНС может пропустить пару деньков, а потом вывалить сразу несколько.
В каждом обновлении — только измененные записи. Если 4 мая ФНС узнала об изменениях в данных юрлица, в течение 1–3 дней они появятся в папке 05.05.2018, 06.05.2018 или 07.05.2018 соответственно. Поэтому актуальные данные о компании всегда лежат в папке с названием, ближайшим к сегодняшнему дню.
Сколько будет архивов в обновлении, заранее неизвестно. Может быть и один. Если очень усредненно, обычно меняют данные где-то 50 000 юрлиц. Однажды, в феврале 2017 года, в обновлении пришла вообще вся база. Насколько можно судить, в ЕГРЮЛ тогда глобально изменились внутренние идентификаторы и элементы структуры, к бизнес-задачам не имеющие отношения.
Казалось бы, получить из ЕГРЮЛ актуальные данные о юрлицах элементарно: берешь полную базу на начало года и применяешь все последующие апдейты. После этого остается каждый день скачивать и накатывать изменения на базу.
Не тут-то было! ФНС строго следит, чтобы разработчики не скучали. Ошибки и костыли в ЕГРЮЛ — отдельная, интересная и богатая тема. Мы раскрыли ее в следующей статье.
Приходите к нам работать, если нравится парсить сложные справочники, структурировать данные и приводить их к человеческому виду. Сейчас ищем джависта для продукта «Фактор». Зарплата — от 175 000 до 275 000 ₽, подробности — на hh.ru.

Роман Залунин

При смене руководителя организации необходимо:

  1. Уведомить налоговую инспекцию.

Бизнес-Акселератор

В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должна содержаться актуальная и достоверная информация о руководстве организации (пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ). Поэтому налоговая инспекция — это единственная государственная инстанция, которую учредители обязаны уведомить о смене руководителя компании.

Никакие другие инстанции уведомлять не надо. Все заинтересованные инстанции получат информацию о смене руководителя организации в электронном виде в режиме «одного окна» через систему межведомственного взаимодействия (п. 9 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Порядок получения в ИФНС копии устава юридического лица:

Сообщить налоговикам о смене руководителя компании учредители обязаны в течение трех рабочих дней с момента изменений. Такой срок предусмотрен п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ. Трехдневный срок отсчитывается со дня, следующего за днем вступления нового руководителя в должность.

Оптимизация налогообложения

Если учредители нарушат этот срок, налоговики могут начислить штраф на должностное лицо организации в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Аналогичный штраф грозит и в том случае, если учредители вообще не представят в инспекцию сведения о новом руководстве.

Для уведомления налоговой инспекции о смене директора организации, необходимо заполнить заявление по форме № Р14001 (п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).

Примечание: Форма заявления № Р14001 и требования к его оформлению утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Схемы налоговой оптимизации

Никаких иных документов в регистрирующую инспекцию подавать не надо. Основание: Письмо ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@.

Форма заявления N Р14001 довольно объемная. Однако не надо заполнять ее всю. Так, для внесения в ЕГРЮЛ сведений о смене руководителя компании необходимо заполнить:

— титульный лист;

— страницу 1 листа К. Заполняется в двух экземплярах — один на старого руководителя, второй — на нового. При этом в экземпляре на старого директора достаточно заполнить только первые два раздела. В разд. 1 необходимо указать причину цифрой 2 — «прекращение полномочий». В разд. 2 отразить сведения о старом руководстве. Во втором экземпляре страницы 1 листа К на нового директора необходимо заполнить разделы 1 и 3. В разд. 1 причиной внесения изменений укажите цифру 1 — «возложение полномочий». Сведения о новом руководителе отразите в разд. 3;

Обязанность организации работы по охране труда

— страница 2 листа К заполняется только на нового руководителя;

— лист Р (сведения о лице, который подает заявление в налоговый орган). Это может быть либо лично новый руководитель организации, либо лицо, действующее от его имени на основании доверенности.

Примечание: Извещая инспекцию о смене руководителя, заполняйте и распечатывайте лишь необходимые разделы соответствующего заявления. Неиспользуемые листы заявления распечатывать и представлять не надо.

Человеческий фактор — это ключевой фактор безопасного труда:

ВНИМАНИЕ: подпись лица, подающего заявление, необходимо заверить у нотариуса. Основание: п. 2.20.5 Требований к оформлению заявления по форме N Р14001. Поэтому не спешите подписывать ваше заявление заранее. Новый руководитель (или его представитель по доверенности) должен подписать документ в присутствии нотариуса. В этом случае нотариус сначала установит личность нового директора, а также убедится в его полномочиях на право подписи. Для этого необходимо предоставить нотариусу следующие документы:

— приказ о назначении руководителя на должность (или протокол о его избрании);
— устав (положение) или иной учредительный документ юридического лица;
— свидетельство о регистрации юридического лица;
— доверенность о наделении лица полномочиями (при необходимости).

Средства и методы анализа рынка

За совершение нотариальных действий необходимо уплатить государственную пошлину. Ее размер за свидетельствование подлинности подписи на заявлении составляет 200 руб. (пп. 21 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Кроме того, частный нотариус обычно взимает еще дополнительно плату за свои услуги.

За внесение изменений в ЕГРЮЛ информации о смене руководителя госпошлина не установлена. Поэтому за это платить не надо.

Налоговая инспекция, после получения от учредителей заявления, обязана внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения в течение 5 (пяти) рабочих дней (п. 1 ст. 8 и п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ).

По прошествии указанного срока можно получить в своей инспекции новую выписку из ЕГРЮЛ. Новая выписка поможет убедиться, что сведения о новом руководителе внесены в реестр.

Обучение мерам пожарной безопасности

Заявление по форме N Р14001 также следует заполнить и подать в налоговую инспекцию и в том случае, когда руководитель просто сменил фамилию или паспортные данные. Отличие будет лишь в следующем: страница 1 листа К заполняется в одном экземпляре (ведь директор остался прежний). А в разд. 1 причиной внесения изменений необходимо указать цифру 3 — «изменение сведений о лице». В разд. 2 и 3 необходимо указать соответственно старые и новые данные руководителя.

Часто задаваемые вопросы:

Если заявление о смене директора подать в инспекцию с опозданием, как налоговики это поймут?

Подпись нового руководителя на заявлении по форме N Р14001 обязаны заверить у нотариуса. При совершении этого действия нотариус проставит на заявлении текущую дату. Именно на эту дату и будут ориентироваться чиновники при проверке соблюдения срока представления информации о смене руководства компании.

Может ли старый директор подать в налоговую инспекцию заявление о смене руководства организации?

Может, но только при наличии доверенности. Полномочия старого директора прекращаются с момента назначения на должность нового директора. Он не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе и подписывать заявление о внесении сведений в ЕГРЮЛ. На это указал Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 14.02.2006 N 12580/05 и от 14.02.2006 N 14310/05. Данный вывод поддержало и Министерство финансов (Письмо Минфина России от 07.07.2006 N 03-01-11/3-64).

«Переподписание” доверенностей при смене «юридического адреса”:

  1. Уведомить банк

Еще одно учреждение, которое необходимо известить о смене руководителя компании, это банк, через который компания осуществляет денежные расчеты и куда директор направляет подписанные платежные документы.

Удостоверение по пожарной безопасности

После вступления в должность нового руководителя необходимо заменить карточку с образцами подписей и оттиска печати. Основание: п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И (далее — Инструкция N 153-И).

Законодательством не установлен срок, в течение которого необходимо обратиться в банк с целью оформления новой карточки с образцами подписей и оттиском печати. Однако в интересах организации сделать это необходимо как можно раньше, так как до оформления новой карточки банк не будет проводить платежи, подписанные новым руководителем.

Для оформления новой карточки необходимо заполнить специальную форму (Приложение 1 к Инструкции N 153-И) и приложить к ней документы, подтверждающие полномочия нового директора. Это может быть копия приказа о назначении его на должность, решение или протокол собрания участников компании.

Удостоверение по технике безопасности

Также при оформлении новой карточки с образцами подписей и оттиском печати в обслуживающий банк следует представить копию паспорта нового руководителя (или иного документа, удостоверяющего личность).

Если какие-либо из указанных документов банку не будут представлены, банк не примет форму для оформления карточки на нового директора (п. 7.11 Инструкции N 153-И).

В качестве дополнительного подтверждения полномочий нового директора можно приложить выписку из ЕГРЮЛ, полученную после смены руководства. Однако выписка — это необязательный документ. Поэтому ее прикладывать не обязательно.

С полным пакетом документов именно новый руководитель должен идти в обслуживающий организацию банк. Там, при сотруднике банка, он лично заверит новую банковскую карточку своей подписью. После этого банк сможет проводить платежные документы, подписанные новым директором.

Этапы процедуры банкротства юридических лиц:

  1. Уведомить о смене директора своих контрагентов

Деловые партнеры компании (поставщики и покупатели) также относятся к числу лиц, которым следует сообщить о смене руководителя компании. Вполне возможно, что в ранее заключенных договорах содержится пункт об обязанности сторон сообщать друг другу о любых изменениях в данных организации, в том числе и о смене Ф.И.О. директора. Поэтому необходимо составить информационное сообщение о том, что с такого-то числа руководство фирмы сменилось. Сделать это можно в произвольной форме и разослать сообщение контрагентам по электронной почте, факсу или обычной почте.

Образец информационного сообщения:

Руководителю ООО «Ромашка»

Васькину Василию Васильевичу

Адрес: ______

Информационное сообщение

Сообщаю, что в ООО «Василек» сменился генеральный директор.

Начиная с 1 октября 2019 г. руководителем ООО «Василек» является Петров Петр Петрович. Предыдущий руководитель И.И. Иванов должность генерального директора больше не занимает.

Нами проведены все необходимые действия, связанные с изменением данных в ЕГРЮЛ.

Генеральный директор ООО «Василек» П.П. Петров

Подобное извещение целесообразно разослать партнерам, даже если заключенные с ними договоры этой обязанности не предусматривают. Особенно, если акты выполненных работ или оказанных услуг подписывает директор компании.

PS: Заявки на Юридические и адвокатские услуги направляйте на info@cs-school.online

Приглашаю к сотрудничеству:

Условия сотрудничества

Здравствуйте, уважаемые читатели моего юридического блога. Решил сегодня переключиться на корпоративное законодательство.

Развитие законодательства о юридических лицах предполагает в числе прочего повышение стабильности гражданского оборота. Юридические лица, взаимодействуя между собой, должны иметь возможность узнать друг о друге информацию. Для этого необходимы информационные ресурсы, котором бы все доверяли, а сведения, туда загружаемые, проверялись.

Иначе компании сильно рискуют своим капиталом, многократно возрастает риск крушения бизнеса, особенно при значительных оборотах в ходе хозяйственной деятельности.

К какому ресурсу обращаются чаще всего, когда хотят проверить контрагента на благонадежность? Конечно же на официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, а именно к сервису «Проверь себя и контрагента».

Он содержит все основные сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Общие положения о достоверности сведений ЕГРЮЛ

Федеральным законом от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ внесены изменения в ГК РФ, повышающие защищенность добросовестных контрагентов при совершении сделок. Законодательно введен принцип публичной достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Соответствующее положение закреплено в статье 51 ГК РФ.

Отправной точкой является обязательность государственной регистрации юридического лица в уполномоченном государственном органе. Для коммерческих организаций — это ФНС РФ. Именно с момента регистрации юридическое лицо считается созданным. Порядок регистрации урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

В пункта 2 статьи 51 введено следующее положение:

«Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица».

Первое предложение можно свести к фразе: сведения, содержащиеся в реестре считаются достоверными, пока не доказано иное. Это и есть выражение принципа публичной достоверности ЕГРЮЛ.

В ходе взаимодействия с контрагентом, полагающимся на сведения реестра, заявлять об их недостоверности юридическое лицо не вправе. Ссылка на недостоверность возможна только если данные попали в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или другим путем помимо воли юридического лица.

Более подробно указанная норма раскрывается в пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 25).

В нем раскрывается и другая грань принципа публичной достоверности: предполагается, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.

Достоверность — это хорошо. Позволяет избежать сомнительных сделок. Как эта достоверность ЕГРЮЛ обеспечивается?

Обеспечение достоверности

Новая редакция п. 3 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что до государственной регистрации самого юридического лица, измений устава, включения иных данных в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан (!) провести проверку достоверности данных, включаемых в этот реестр.

Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. Но он не установлен на сегодняшний день, хотя с момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года. В этом и в некоторых других случаях действующее законодательство зачастую препятствует исполнению указанной обязанности надлежащим образом.

Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган просто отказывает в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.

Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.

А п. 1 ст. 23 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

В какой-то мере достоверность реестра обеспечивает установление круга лиц, которые могут быть заявителями. Кроме того, подпись на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом. Несмотря на это по-прежнему наблюдается практика создания юридических лиц через подставных учредителей. Ими могут являться массовые учредители, некоторые готовы выступить учредителями за соответствующую плату.

Проблемы возникают и с достоверностью адреса регистрации компании. На практике ИФНС, руководствуясь тем же п. 3 ст. 51 ГК РФ, при регистрации проверяет: действительно ли юридическое лицо будет находится по указанному адресу? Если инспекция выяснит, что адрес регистрации является массовым, то с большой долей вероятности в регистрации будет отказано.

Обычно такие отказы с успехом оспариваются в суде. Но заявитель теряет время и деньги. Поэтому советую адресами массовой регистрации стараться не пользоваться. В идеале вместе наряду с установленным перечнем документов предоставить еще и гарантийное письмо от собственника помещения, адрес которого будет использован для регистрации (вариант: договор аренды).

ИФНС имеет возможность проверить личность гражданина РФ, чьи данные указаны в заявлении о государственной регистрации юридического лица. Если по данным УФМС эти сведения окажутся несоответствующими данным паспорта, то в регистрации будет отказано (пп. «к» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. С момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года.

Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган до сих пор просто отказывал в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.

Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.

Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

Однако, совсем скоро, 1 января 2016 года, в силу вступают поправки внесенные в Закон № 129-ФЗ. В нем появляются пункты 4.2, 4.3 и 4.4 статьи 9.

ИФНС будет вправе осуществлять проверку достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, если у нее возникнут обоснованные сомнения в достоверности этих сведений. Это будет распространяться и на случаи поступления возражений со стороны заинтересованных лиц относительно предстоящих государственной регистрации изменений учредительных документов или включения дополнительных сведений в реестр.

Многое отдано на усмотрение должностных лиц налоговых органов. А уж определение степени обоснованности сомнений и вовсе носит сугубо субъективный характер. С точки зрения налогового инспектора — сомнение обоснованное. Заявителю же может показаться, что инспектор просто придирается.

Получается, что такое разрастание компетенции регистрирующего органа может привести к злоупотреблениям и волоките, но отсутствие порядка проверки достоверности способно привести к ущемлению прав добросовестных лиц. С одной стороны нельзя не признать, с другой — нельзя не учитывать.

Для полной картины следует посмотреть на список проверочных мероприятий, которые уполномочен осуществлять регистрирующий орган. Проверка осуществляется посредством:

  1. изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, документов и пояснений, представленных заявителем;
  2. получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  3. получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  4. проведения осмотра объектов недвижимости;
  5. привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Перечень мероприятий закрытый, никакие другие применяться не могут. В какой-то мере это защищает добросовестных заявителей.

В каких случаях могут применяться те или иные проверочные мероприятия?

Например, проведение осмотра объектов недвижимости явно направлено на борьбу с регистрацией компании по адресу массовой регистрации. Путем осмотра налоговый орган сможет убедиться, что компания действительно будет располагаться по данному адресу, имеется все необходимое для ведения тех видов деятельности, которые указаны в заявлении.

Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, а также порядок использования результатов, полученных в результате проверки, в соответствии с п. 4.3 ст. 9 должен быть установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Разумеется, сейчас его еще нет. Ожидать принятия соответствующего нормативного акта следует после вступления в силу поправок, внесенных в Закон № 129-ФЗ. Пока же будем надеяться, что документ будет устанавливать те самые основания, условия и способы исчерпывающим образом без двусмысленных формулировок.

При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена в силу п. 4.4 ст. 9 названного Закона.

При наличии оснований для осуществления мероприятий по проверке достоверности сведений вносимых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией, ликвидацией организации, внесения изменений в сведения реестра, регистрация приостанавливается не более чем на 1 месяц.

Само решение о приостановлении регистрации принимается в пределах отведенного регистрации срока, течение которого прерывается, т. е. в дальнейшем начинает исчисляться заново.

Решение о приостановлении регистрации должно будет содержать:

  • основание, по которому она приостанавливается;
  • срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не менее 5 дней.

Будем надеяться, что вводимые нормы позволят обеспечить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не в ущерб правам и интересам добросовестных лиц.

Судьба сделок, совершенных лжедиректорами

Какие данные реестра и для чего нужны третьим лицам? Про адрес уже сказано, добавлю только, что он может использоваться для направления судебных извещений, писем из ИФНС, иных государственных органов.

Для потенциальных контрагентов наиболее важными являются сведения о руководителе юридического лица. Особенно сейчас, когда от его имени уполномочены выступать несколько лиц.

Нормы о полномочиях руководителей, выступающих совместно, разъясняются в пункте 22 Постановления № 25. Предполагается, что все лица, полагающиеся на общедоступные сведения реестра вправе исходить:

  • из неограниченности полномочий каждого из директоров, действующих раздельно;
  • из неограниченности полномочий директоров, осуществляющих полномочия совместно.

Если устав содержал какие-то условия осуществления несколькими директорами своих полномочий, то на права третьих лиц и на действительность совершенных сделок это не влияет. Исключением является случай, когда будет доказано, что другая сторона при совершении сделки знала об ограничениях полномочий.

Принцип публичной достоверности позволяет разрешить проблему действительности сделок, совершенных лжедиректорами.

Лжедиректор — это лицо, сведения о котором, как о единоличном исполнительном органе, внесены в ЕГРЮЛ, однако решение общего собрания (совета директоров, наблюдательного совета) о назначении директора впоследствии было признано недействительным.

Необходимо помнить, что полномочия директора возникают не с момента внесения сведений о нем в реестр, а с момента избрания участниками корпорации. Если корпоративный акт, о наделении соответствующими полномочиями, был признан недействительным, то полномочий на совершение сделки у лжедиректора не имелось с самого начала.

Раз сделка была совершена неуполномоченным лицом, то она должна бы являться недействительной с момента совершения. Лжедиректор мог действовать вполне добросовестно, во благо юридического лица. Но стабильность гражданского оборота страдает.

Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ позволяет эту стабильность обеспечить.

Пленум ВС РФ в абзаце 2 пункта 119 Постановления № 25 указал следующее.

«По общему правилу, когда недействительным является решение собрания об избрании единоличного исполнительного органа юридического лица, а контрагент юридического лица добросовестно полагался на сведения о полномочиях указанного органа, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сделка, совершенная таким органом с этим контрагентом, создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности для юридического лица с момента ее совершения, если только соответствующие данные не были включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (статьи 51 и 53 ГК РФ)».

Несмотря на то, что сделка совершена неуполномоченным на то лицом (порок компетенции), она признается действительной. Происходит исцеление сделки, или, по-другому и умным словом, ее конвалидация. Разумеется, если она сама по себе не содержит каких-то других пороков, влекущих ее оспоримость или ничтожность.

Однако, чтобы не было перекосов, приводящих к нарушению прав добросовестных участников корпорации, пострадавших от корпоративных захватов, принцип публичной достоверности ограничен степенью добросовестности контрагента по сделке.

Если контрагент недобросовестный, то по мнению Пленума ВС РФ в этом случае следует применить ст. 183 ГК РФ (абз. 3 п. 119 Постановления № 25).

Что это означает?

Лжедиректор после признания решения общего собрания недействительным считается утратившим полномочия с момента его принятия и — не может считаться органом юридического лица. Следовательно ст. 174 ГК РФ применить нельзя потому, что в ней речь идет о превышении полномочий органом юридического лица, а лжедиректор на весь предшествующий период от принятия корпоративного акта до признания его недействительным органом не признается и превысить ничего не мог.

Пленум ВС РФ счел возможным распространить на эту ситуацию норму о представительстве, устанавливающую последствия для сделки неуполномоченным лицом. Совершенную сделку должно одобрить само юридическое лицо. Если не одобрит, то сделка считается заключенной с бывшим лжедиректором.

Возможность одобрения — еще одна возможность исцелить сделку, что благоприятным образом влияет на стабильность гражданского оборота.

Но даже если контрагент полагался на данные ЕГРЮЛ добросовестно, если сведения внесены в результате неправомерных действий третьих лиц, все равно применяется ст. 183 ГК РФ. Иначе принцип публичной достоверности мог бы сыграть на руку рейдерам, выводящим активы захваченной корпорации через аффилированных лиц.

Эта аффилированность может быть хорошо замаскирована и определить кто-из контрагентов является добросовестным, а кто — не очень, бывает трудно. В дальнейшем юридическое лицо получает возможность самому одобрить некоторые сделки.

Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, уравновешенный презумпцией добросовестности контрагента и возможностью одобрения или отклонения сделки, совершенной неуполномоченным лицом, позволяет обеспечить стабильность гражданского оборота, соблюдая при этом права и интересы добросовестных участников юридических лиц.

С уважением, Альберт Садыков

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх