Раздел 7 НДС

Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы в отношении упомянутых операций (они отражаются в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налого­обложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» налоговой декларации по НДС). Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее суть налоговой льготы с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.

Суть дела

Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 названной декларации были отражены операции по пяти кодам. ИФНС потребовала представить в десятидневный срок подтверждающие документы по этим операциям (см. табл.).

Таблица. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), отраженные в разделе 7 декларации по НДС

Код операции

­Норма ст. 149 НК РФ

Сумма, руб

Суть операции

Требования ­инспекции

Подпункт 17 п. 2

1 026 199

Реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимае­мые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)

Договоры, не представленные ранее; счета-фактуры; перечень услуг с указанием суммы сделки; платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг

Подпункт 10 п. 2

31 000

Реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности

Договоры на оказанные услуги, не представленные ранее; счета-фактуры; платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг (при отсутствии платежных документов указать, каким образом осуществляется оплата за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений); документы, подтверждаю­щие принадлежность обществу жилых помещений, предоставленных в пользование (если были представлены ранее, указать номер и дату); иные документы, подтверждаю­щие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС

Подпункт 15 п. 3

1 159 069

Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО

Договоры займов; налоговые и бухгалтерские регистры по начислению процентов; документы, подтверждающие перечисление денежных средств заемщику; документы, подтверждающие перечисление процентов, начисленных заимодавцу; расчет процентов начисленных

Подпункт 26 п. 3

141 398

Операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из догово­ров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки

Договоры, по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитные договоры, лежащие в основе договора уступки; перечень операций по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором, первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки; иные документы, подтверждающие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС

Подпункт 12 п. 2

34 200 042

Реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы

Договоры купли-продажи на реа­лизацию и приобретение долей, ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок (не представленные ранее); учредительные документы; счета-фактуры на реализацию и приобретение; акты приема-передачи на реализацию и приобретение; документы, подтверждающие оплату за реализацию и приобретение ценных бумаг (акций), подтверждение принадлежнос­ти обществу реализованной доли (ценных бумаг), расшифровок/(перечень) соответствующей строки бухгалтерского баланса на 31.12.2012 г.; документы, подтверждающие право собствен­ности на ценные бумаги (акции), а именно: передаточные распоряжения, а также выписки из реестра владельцев акций; иные документы. подтверждающие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС

Помимо этого, инспекторы потребовали расчет «входного» НДС от операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) и подтверждение раздельного учета таких операций. Кроме того, были потребованы и другие пояснения и до­кументы.

Общество посчитало неправомерным запрос на представление документов, относящихся к разделу 7 декларации, и не представило их. Инспекция привлекла общество к ответственнос­ти в размере 2800 руб. за 14 непредставленных документов по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Логика, которой руководствовались первая инстанция и апелляционный суд, принимая решения в пользу налогоплательщика, такова.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Однако в данном случае ошибки, противоречия и несоответствия, допущенные обществом при составлении декларации, при проведении проверки не выявлены. Возражений по порядку оформления представленных документов у налогового органа также не имелось. Достоверность содержащихся в них сведений инспекция не оспаривала.

В рамках «камералки» инспекторы могут истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Именно на этом основании инспекция в данном случае потребовала представлении документов, подтверждающих правомерность отражения операций в разделе 7 декларации по НДС. По мнению налоговиков, эти операции носят характер льгот.

Льгота или нет?

Согласно ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Суд отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому, по мнению суда, необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и, соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

В данном случае апелляционная инстанция подтвердила вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Суд подчеркнул, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. По мнению апелляционного суда, данное Президиумом толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 Кодекса.

Освобождение от НДС реализации земельных участков

Дело, которое рассмотрел Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12, касалось операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по НДС (код 1010806).

Президиум ВАС РФ отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 Кодекса не признаются объектом обложения, в частности, в силу подп. 6 п. 2 названной статьи не признаются объектом обложения НДС операции по реализации земельных участков (долей в них).

Иными словами, отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 Кодекса не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

В результате Президиум ВАС РФ пришел к выводу: направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам ст. 88 Кодекса.

Освобождение от НДС займов и реализации ноу-хау

Позиция, сформированная Президиумом ВАС РФ, неоднократно подтверждена в определениях высшего суда.

Так, в деле, по которому ВАС РФ вынес Определение от 12.11.2012 № ВАС-6809/12, инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по НДС:

— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;

— 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Тройка судей напомнила, что Президиум ВАС РФ 18.09.2012 рассмотрел дело № А65-9081/2011 Арбитражного суда Республики Татарстан о применении ст. 56 НК РФ к правоотношениям, связанным с применением главы 21 названного Кодекса, и принял постановление № 4517/12, размещенное в полном объеме на сайте ВАС РФ 05.11.2012, что позволяет обществу обратиться в суд в установленном порядке с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 312 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Дело действительно было пересмотрено по новым обстоятельствам (см. постановление ФАС Московского округа от 20.08.2013 по делу № А40-87461/11-99-409). Таким обстоятельством стала правовая позиция Президиума ВАС РФ о том, что отсутствие у налогоплательщика исчислять и уплачивать НДС в бюджет с операций, предусмотренных нормами НК, не является льготой.

В следующем деле Межрайонная ИФНС попыталась оспорить в надзорной инстанции решения трех нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, но получила отказ (см. Определение ВАС РФ от 15.11.2012 № ВАС-8834/12).

В данном деле инспекция требовала подтверждающих документов по следующим операциям:

— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;

— 1010274 — реализация лома и отходов цветных металлов;

— 1010243 — реализация долей в уставном капитале (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.

Как отмечено в данном Определении, выводы нижестоящих судов соответствуют позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 18.09.2012 № 4517/1 при рассмотрении спора со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами.

Что касается займов, стоит также упомянуть недавнее Определение ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14. В этом деле инспекция посчитала, что освобождение операций займа в денежной форме от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) носит характер налоговой льготы.

Но судьи трех инстанций, сославшись на ст. 31, 56, 88, 93 и 149 НК РФ, указали, что направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит положениям ст. 88 НК РФ, поскольку обязанность по их представлению вместе с налоговой декларацией не установлена.

С этой позицией согласилась и тройка судей, которая отказалась передавать дело в Президиум ВАС РФ.

Налоговики не вправе требовать неопределенный перечень первичных документов

Вернемся к нашему делу (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Апелляционный суд подчеркнул, что глава 21 НК РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией по НДС первичные документы в случае отражения в разделе 7 операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). И при проведении камеральной проверки налоговики не вправе истребовать неопределенный перечень и состав первичных документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. При изложенных обстоятельствах суд обоснованно посчитал неправомерным направление обществу требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, поскольку это противоречит нормам ст. 88 Кодекса.

Поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для направления требования, привлечение к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов, незаконно.

Не принял апелляционный суд и ссылку налоговиков на Определение КС РФ от 04.06.2013 № 966-О, поскольку это Определение, по мнению арбитражных судей, не относится к спорным правоотношениям.

Нужно констатировать, что, принимая решения в пользу налогоплательщика, и суд первой инстанции, и апелляционный суд руководствовались нормами Налогового кодекса РФ и правовой позиций Президиума ВАС РФ, сформированной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12. Стоит также отметить, что тройка судей ВАС РФ, руководствуясь названной позицией, не признала налоговой льготой операции по двум из пяти спорных кодов (см. Определения ВАС РФ от 15.11.2012 № ВАС-8834/12 и от 31.01.2014 № ВАС-497/14):

— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;

— 1010243 — реализация долей в уставном капитале (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.

Однако кассационная инстанция, вопреки логике и здравому смыслу, неожиданно заняла позицию налоговых органов.

Налогоплательщик в свою очередь обратился в надзорную инстанцию. Определением от 05.02.2014 № ВАС-1442/14 заявление общества о пересмотре судебного акта в порядке надзора, принято к производству. С учетом всех приведенных обстоятельств, на наш взгляд, у налогоплательщика есть шанс отстоять свою правоту в надзорной инстанции.

Как разобраться с кодами операций?

Налогоплательщики, представляющие в инспекции декларации по НДС, часто сталкиваются с необходимостью отражения кодов тех или иных операций.

Коды необходимы для заполнения разделов 2, 4-7. Какие это разделы, узнайте на рисунке:

Коды — это наборы из 7 цифр, каждый из которых обозначает определенную операцию. Все коды разделены на 5 групп и описаны в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации по НДС, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@.

На рисунке ниже представлены:

  • название каждой группы кодов операций;
  • диапазон кодов, предусмотренных для каждой группы;
  • ссылка на статью НК РФ.

Перечень кодов, действующй в 2020 году, можно скачать в этом материале.

Что будет, если в декларации не проставить код операции? Она не пройдет логический контроль, и контролеры ее не примут. Поэтому необходимо разбираться в кодах и правильно отражать их в декларации, если в этом возникнет необходимость.

Далее расскажем подробнее об отдельных кодах.

Расшифровка терминов со ссылками на НПА для кода 1010292

Согласно приложению № 1 к приказу ФНС № MMB-7-3/558@ в обновленной редакции данный код применяется для отражения в декларации операций по предоставлению займов. Обратимся к нормативным документам.

Какие НПА нужно знать, чтобы правильно отразить операции по этому коду в декларации:

  • подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ — определяет, что на территории РФ не облагаются НДС операции займа, включая проценты по ним;
  • пп. 44.2-44.5 Порядка заполнения декларации по НДС — расшифровывают порядок отражения информации в строках раздела 7, посвященного необлагаемым операциям.
  • ГК РФ и иные НПА — в части расшифровки терминов «денежный заем», «заем ценными бумагами», «проценты по займу», «операция РЕПО».

Схема применения кода 1010292

Рассмотрим схему применения кода 1010292, сконцентрировав в ней необходимые сведения для заполнения декларации:

На основании этой схемы заполним раздел 7 по данным примера.

ПАО «Весенний ветер» заключило договор займа с отечественной компанией ООО «ПалеттоЛюкс». Его сумма — 3 400 250 руб. Во 2-м квартале начисленные проценты по займу составили 38 253 руб. При заполнении раздела 7 необходимо учесть, что:

  • для займодавца (ПАО «Весенний ветер») выдача займов не является основной деятельностью;
  • общехозяйственные расходы по необлагаемым операциям у займодавца отсутствуют.

Как выглядит заполненный раздел 7 декларации по НДС с кодом операции 1010292, смотрите ниже:

При заполнении графы 2 следует учесть, что в нее заносится не «тело займа», а сумма начисленных процентов (письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896).

Взаимосвязь кодов 1010292 и 1010256

Взаимосвязь заключается в следующем: код 1010256 в декларации по НДС так же, как и код 1010256, отражается в одном и том же разделе (раздел 7). Обе эти операции относятся к группе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Что еще объединяет эти коды? При наличии в разделе 7 указанных кодов налоговики при проведении камеральных проверок пытаются затребовать у налогоплательщика дополнительные документы. Какие? Речь идет о документальных подтверждениях правомерности отражения в декларации не облагаемых НДС операций. Причем аргументируют контролеры свои требования тем, что освобождение указанных операций от НДС носит характер налоговой льготы.

Однако судьи с ними не соглашаются — налогоплательщику удается доказать в судебном порядке, что обязанность по представлению документов вместе с декларацией противоречит п. 88 НК РФ (определения ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14, ВАС РФ от 12.11.2012 № ВАС-6809/12).

Подробнее о том, когда в разделе 7 декларации по НДС нужно проставить код 1010256, расскажем в следующем разделе.

Реализация по коду 1010256 (топологии интегральных схем, промышленные образцы и др.)

Код 1010256 код в декларации по НДС проставляется в том случае, если в отчетном периоде происходит реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Исключительное право — это право лица на использование охраняемых объектов (включая право запрета их использования).

Что понимать под термином «результаты интеллектуальной деятельности»? Основные понятия расшифрованы ниже:

Итак:

  • Реализация исключительных прав на указанные объекты по подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС.
  • При отражении таких операций в разделе 7 декларации проставляется код 1010256.

Особенности применения кода 1010256

Из предыдущего раздела мы выяснили, что реализация исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности не облагается НДС. По отношению ко всем рассмотренным объектам действует единое правило: если в отчетном квартале произошла такая реализация, данная операция подлежит отражению в разделе 7 декларации по НДС с кодом 1010256.

Это общий подход, у которого могут быть интерпретации в процессе хозяйственной деятельности.

Например, российская организация приобрела у иностранной компании права на использование результатов секрета производства (ноу-хау). Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности является услугой. Встает вопрос: что будет признаваться местом реализации услуги в данной ситуации? По подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ это территория Российской Федерации, если покупатель осуществляет деятельность в нашей стране. И операция по реализации исключительных прав на секрет производства НДС не облагается (позицию чиновников Минфина см. в письме от 18.11.2016 № 03-07-08/68105).

Когда услуги по проведению техосмотра попадают в раздел 7 декларации по НДС с кодом 1010203?

В разделе 7 декларации по НДС отражаются самые разнообразные операции, не подлежащие обложению НДС. Так, код 1010203 предназначен для отражения не облагаемой НДС операции по реализации услуг по проведению техосмотра (подп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако такая услуга не будет облагаться налогом только при определенных условиях — они указаны в законе «О техническом осмотре…» от 01.07.2011 № 170-ФЗ. Что это за условия?

НДС не облагается проведение техосмотра, если он проводится компанией или ИП (в т. ч. дилером), аккредитованным в установленном порядке на проведение техосмотра (подп. 7 ст. 1 закона № 170-ФЗ). Их называют операторами техосмотра. При этом правила аккредитации операторов строго регламентированы (утверждены приказом Минэкономразвития России от 28.11.2011 № № 697). Только в этом случае оказавший услугу налогоплательщик на законных основаниях заполнит код 1010203 в разделе 7 декларации.

Если услуга по проведению техосмотра оказана компанией или ИП, не прошедшими аккредитацию, такие услуги облагаются НДС, и в разделе 7 с кодом 1010203 эта операция отражаться не должна (письмо Минфина России от 05.04.2012 № 03-07-11/101).

Отсутствует лицензия: понадобятся ли коды?

Отсутствие лицензии на определенные виды деятельности, указанные в ст. 149 НК РФ (операции, не облагаемые НДС), лишает компании и ИП данной льготы.

Например, один из видов операций, подлежащих отражению в разделе 7 декларации по НДС, это услуги по организации азартных игр (код 1010226). Однако использовать освобождение от НДС организаторы азартных игр вправе только при наличии специальной лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ). Обязательное лицензирование данной деятельности предусмотрено п. 31 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Если такой лицензии нет, НДС необходимо исчислять и уплачивать в общем порядке (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Это же правило в равной степени относится и к другим освобожденным от НДС операциям (если наличие лицензии обязательно). Например:

С полным перечнем операций, не подлежащих обложению НДС, вас познакомит эта публикация.

Знакомимся с кодом 1011712

Чтобы правильно отразить код операции 1011712 в декларации по НДС, также нужно ознакомиться с некоторыми терминами и статьями НК РФ.

Данный код проставляют в разделе 2 декларации по НДС налоговые агенты. Посмотрим, кого налоговое законодательство относит к налоговым агентам и когда им следует проставлять указанный код в декларации:

Обратите внимание, что код 1011712 проставляется при заказе у иностранца работ или услуг — не при приобретении товара (при покупке у иностранца товаров код операции — 1011711).

Вот здесь нас подстерегает сложность, связанная с определением места реализации работы или услуги. Если с товаром всё более-менее понятно (товар отгружен в России — значит, местом реализации признается РФ), то услуги и работы — разговор отдельный.

Как налоговому агенту правильно определить место реализации работы (услуги), расскажем в следующем разделе.

Нюансы применения кода 1011712

В чем может возникнуть сложность? Дело в том, что выполнить обязанности налогового агента российской компании или ИП потребуется только в том случае, если сделка с иностранцем (по приобретению работ или услуг) произошла на территории нашей страны. Поэтому прежде чем заняться оформлением раздела 2 декларации по НДС, убедитесь в этом (ст. 148 НК РФ). С данным обстоятельством нам поможет разобраться представленная ниже схема:

Как видите, сложности с определением места оказания услуги (выполнения работ) вполне возможны. А неверная оценка этого обстоятельства может повлиять на правильное заполнение раздела 2 декларации по НДС и обоснованное применение кода 1011712.

Итоги

Коды операций проставляются в разделах 2, 4-7 декларации по НДС. Они кодируют операции, не признаваемые объектом обложения НДС, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции по ставке 0% и др. Если не проставить их в декларации, она не пройдет логический контроль, и налоговики такой отчет не примут.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Миндоходов в письме от 06.05.2014 г. № 10295/7/99-99-19-04-02-17 сообщило об особенностях администрирования налога на добавленную стоимость и ведения налогового учета операций по поставке лекарственных средств и медицинских изделий. Напомним, что не так давно вступили в силу Законы: № 1166-VII «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» и № 1200-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства».

В частности, в письме отмечается, что если первое событие операции по поставке лекарственных средств и медицинских изделий (или оплата товара или его отгрузки) состоялось до даты введения налогообложения таких операций по ставке 7 % (до 1 апреля 2014 г.), то на дату второго события (после 1 апреля 2014 г.) сумма налога не начисляется. При этом такую ??операцию необходимо отразить в налоговой отчетности за отчетный (налоговый) период, на который приходится дата осуществления первого события (до 1 апреля 2014 г.).

При проведении операций по поставке лекарственных средств и медицинских изделий за бюджетные средства налоговые обязательства не будут начисляться только в случае, если первым событием была их оплата, которая состоялась до 1 апреля 2014 г. (согласно п. 187.7 ст. 187 разд. V Налогового кодекса (далее — НК) датой возникновения налоговых обязательств при осуществлении операций по поставке за бюджетные средства является дата оплаты). Если оплата за поставленные до 01.04.2014 г. за счет бюджетных средств лекарственные средства и медицинские изделия проводится с 01.04.2014 г., то на дату оплаты начисляется налог на добавленную стоимость по ставке 7 %.

Если с 01.04.2014 г. согласно условиям договоров изменяется стоимость (цена) лекарственных средств и медицинских изделий, поставленных до 01.04.2014 г. в режиме освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (кроме поставленных и не оплаченных до 01.04.2014 г. за счет бюджетных средств лекарственных средств и медицинских изделий), то суммы налога на добавленную стоимость по такой операции не начисляются и в расчете корректировки, которая составляется к налоговой накладной, не указываются. Поставщиком лекарственных средств и медицинских изделий такие корректировки отражаются в строке 8.1.1 раздела I декларации , а покупателем — в строке 16.1.1 раздела II декларации.

Напомним, что КМУ постановлением от 23 апреля 2014 № 118 утвердил Перечень медицинских изделий, операции по поставке на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную территорию Украины которых подлежат обложению НДС по ставке 7 процентов. Постановление № 118 вступило в силу 27.04.2014 г. и действует до 01.07.2014 г.

Разъяснение относительно особенностей заполнения налоговых накладных и налоговой отчетности в связи с введением ставки НДС в размере 7 % на операции по поставке лекарственных средств и медицинских изделий, предоставленные вышеуказанным письмом и письмом Миндоходов от 04.04.2014 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17, применяются до момента утверждения соответствующих изменений в нормативно — правовые акты, регламентирующие ведение налогового учета, составление налоговых накладных и представление налоговой отчетности налогоплательщиками.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на ЮРЛІГУ в соцсетях. Выбирайте, что вам удобнее — Телеграм t.me/jurliga, Фейсбук https://www.facebook.com/jurliga/ или Твиттер https://twitter.com/jurligaua.

Добрый день, коллеги!
Знаю, что вопрос уже обсуждался, но хотелось бы услышать мнение специалистов. Организация выдала 2 займа в декабре. В 7 разделе необходимо заполнять только начисленные %% (код 1010292), тело займа не заполняется по коду 101801 или 1010800???
Спрашивала у аудиторов, ответили следующее:
В случае, если компания исчисляет прочие доходы в виде процентов подлежащих получению, раздел 7 декларации по НДС обязательно следует заполнить. Причем в раздел 7 попадет сумма процентов, а не тело кредита\займа.
Нашла письмо в К+:
Вопрос: По какому коду отражается операция по выдаче процентных займов в разд. 7 декларации по НДС? Правильно ли отражать по коду 1010292 проценты по займу, а по коду 1010801 — сам заем или, чтобы избежать дублирования сведений при заполнении разд. 7 декларации, проценты по займу и сам заем следует отражать по коду 1010292?
Ответ: Учитывая, что на основании п. 2 ст. 146 и пп. 1 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ операции по передаче заимодавцем заемщику суммы денег и возврату заемщиком этой суммы денег не являются объектом налогообложения, а освобождение от НДС, предусмотренное пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении процентов, начисляемых на сумму займа, в разд. 7 налоговой декларации по НДС по кодам 1010801 или 1010800 отражаются суммы займов, предоставленных в денежной форме, а суммы процентов, начисляемые заемщиком по предоставленным займам в денежной форме, отражаются в разд. 7 налоговой декларации по НДС по коду 1010292.
Обоснование: Согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются операции займа в денежной форме, включая проценты по ним.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — Порядок), утвержденным Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» (далее — налоговая декларация по НДС), операции, не признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, подлежат отражению в разд. 7 налоговой декларации по НДС.
На основании п. 2 ст. 146 и пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ операции по передаче заимодавцем заемщику суммы денег и возврату заемщиком этой суммы денег не являются объектом налогообложения. Указанное разъяснение содержится также и в Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-07/40.
Как разъяснено в Письме ФНС России от 24.02.2010 N ШС-22-3/131@ (данное Письмо согласовано Письмом Минфина России от 08.02.2010 N 03-07-15/19), операции по предоставлению займов в денежной форме, включая проценты по ним, освобождаемые от налогообложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, отражаются в разд. 7 налоговой декларации по НДС с применением кода операции 1010292. В связи с этим суммы процентов, начисляемые заемщиком по предоставленным займам в денежной форме, отражаются в разд. 7 налоговой декларации по НДС с применением указанного кода операции.
Что касается внесения в разд. 7 налоговой декларации по НДС сумм предоставленных займов в денежной форме, то такие суммы отражаются с применением кодов операций 1010801 или 1010800.
Е.Н.Вихляева
Советник отдела
косвенных налогов
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх