Размещение страховых резервов страховщиков

Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 августа 2005 года N 100н

Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 и пунктом 4 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 1999, N 47, ст.5622; 2003, N 50, ст.4858; 2005, N 10, ст.760)
приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (далее — Правила).
Действие Правил распространить на страховые организации и общества взаимного страхования (далее — страховщики) (абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 20 октября 2008 года N 115н).

2. Страховщики обязаны до 30 июня 2006 года привести активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, в соответствие с требованиями, установленными Правилами.

3. Пункт исключен приказом Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н..

4. Признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 1999 года N 16н «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 1999 года, регистрационный N 1744);
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 28н «О внесении изменений в приложение к Правилам размещения страховщиками страховых резервов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 года, регистрационный N 2210);
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 августа 2003 года N 76н «О внесении изменений в Правила размещения страховщиками страховых резервов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2003 года, регистрационный N 5064);
пункт 1 приложения 1 «Изменения в приказы Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению финансовой устойчивости и страховым резервам страховщиков» к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2005 года N 2н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 года, регистрационный N 6297).

Министр
А.Л.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 августа 2005 года,
регистрационный N 6968

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов

Приложение
к приказу
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 8 августа 2005 года N 100н

(с изменениями на 8 февраля 2012 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила размещения страховщиками средств страховых резервов (далее — Правила) разработаны на основании пункта 4 статьи 25 и пункта 4 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 1999, N 47, ст.5622; 2003, N 50, ст.4858; 2005, N 10, ст.760).

2. Под Правилами размещения средств страховых резервов понимаются требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов.

3. Активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, доходности (прибыльности) и ликвидности.

4. Действие настоящих Правил не распространяется на состав и структуру активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов, сформированных по обязательному медицинскому страхованию.

5. Страховщики обязаны соблюдать требования, установленные настоящими Правилами.
Контроль за соблюдением страховщиками требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 апреля 2012 года приказом Минфина России от 8 февраля 2012 года N 22н.
Страховщики обязаны представлять по запросам Федеральной службы по финансовым рынкам информацию о страховых резервах и активах, принимаемых в их покрытие, предусмотренную пунктами 6-13 Правил, позволяющую проверить исполнение структурных соотношений активов и резервов на дату, установленную в запросах.
(Абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н; в редакции, введенной в действие с 22 апреля 2012 года приказом Минфина России от 8 февраля 2012 года N 22н.
Неисполнение страховщиком требований настоящих Правил является основанием для принятия Федеральной службой по финансовым рынкам к страховщику мер в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 апреля 2012 года приказом Минфина России от 8 февраля 2012 года N 22н.

II. Виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов

6. Для покрытия страховых резервов принимаются следующие виды активов:

1) федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги;

4) акции;

5) иные облигации, кроме относящихся к подпунктам 1-3, 7 и 19 настоящего пункта (подпункт в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н;

6) векселя организаций, включая векселя банков (подпункт в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н;

7) жилищные сертификаты;

8) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

9) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами (подпункт в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н;

10) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

11) недвижимое имущество;

12) доля перестраховщиков в страховых резервах;

13) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

14) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов;

15) денежная наличность;

16) денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках;

17) денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках;

18) слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;

19) ипотечные ценные бумаги;

20) займы страхователям по договорам страхования жизни.

III. Требования к активам, принимаемым для покрытия страховых резервов

7. Для покрытия страховых резервов могут быть приняты только:

1) ценные бумаги, кроме ипотечного сертификата участия и ценных бумаг, указанных в подпунктах 6, 7, 8 и 9 пункта 6 настоящих Правил, отвечающие хотя бы одному из следующих требований (абзац в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н:

а) включены в котировальный список «А» первого уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации (абзац дополнен приказом Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н;

б) выпущены эмитентами, имеющими рейтинг одного из международных рейтинговых агентств «Стэндард энд Пурс» (Standard & Poor’s), «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service) и «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно или рейтинг одного из российских рейтинговых агентств категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности) (абзац в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н;

2) жилищные сертификаты, выпущенные на территории Российской Федерации;

3) инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, правила доверительного управления которых зарегистрированы в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (подпункт в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н;

4) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, а также векселя банков, имеющих лицензию на осуществление банковских операций (подпункт в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н;

5) векселя организаций (за исключением векселей банков), эмитенты которых для простых векселей и организации-акцептанты для переводных векселей имеют рейтинг одного из международных рейтинговых агентств «Стэндард энд Пурс» (Standard & Poor’s), «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service) и «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно или рейтинг одного из российских рейтинговых агентств категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности) (подпункт в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н.

Для переводных векселей требование о наличии рейтинга устанавливается также к организациям-акцептантам.
(Подпункт в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н.

6) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, зарегистрированные в установленном порядке, инвестиционная декларация которых ограничивается активами, указанными в подпунктах 1-7, 9, 11, 15-17, 19 пункта 6 настоящих Правил;

7) недвижимое имущество (за исключением подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов), рыночная стоимость которого подтверждена в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, независимым оценщиком;

8) доля перестраховщиков, которые отвечают одному из следующих требований:

а) являются резидентами Российской Федерации и имеют лицензию на осуществление перестрахования и удовлетворяют требованиям статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

б) не являются резидентами Российской Федерации, имеют право в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого учреждено данное юридическое лицо, осуществлять перестраховочную деятельность и имеют рейтинг хотя бы одного из пяти международных рейтинговых агентств: «Эй. Эм. Бест Ко», «Стэндард энд Пурс», «Фитч Рейтингс», «Мудис Инвесторс Сервис», «Вейсс Рейтинге Инк». При этом присвоенный рейтинг, в зависимости от рейтинговых классов указанных рейтинговых агентств, должен быть не ниже (абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н:
— «В+» по классификации рейтингового агентства «Эй. Эм. Бест Ко»;
— «ВВВ-» по классификации рейтингового агентства «Стэндард энд Пурс»;
— «ВВВ-» по классификации рейтингового агентства «Фитч Рейтингс» (абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н;
— «ВааЗ» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н;
— «В-» по классификации рейтингового агентства «Вейсс Рейтингс Инк».
В случае если перестраховщики не являются резидентами Российской Федерации и имеют рейтинг нескольких из вышеперечисленных агентств, то каждый присвоенный рейтинг должен удовлетворять представленным ограничениям на рейтинговый класс;

9) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов, не являющаяся просроченной и возникшая в результате операций страхования, сострахования и перестрахования (подпункт в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н;

9_1) дебиторская задолженность страховщиков, возникшая в результате расчетов по прямому возмещению убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уменьшенная на сумму кредиторской задолженности, возникшей в результате этих же расчетов (подпункт дополнительно включен с 1 марта 2009 года приказом Минфина России от 14 ноября 2008 года N 130н);

10) займы, предоставленные в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхователям — физическим лицам по договорам страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет, в пределах страхового резерва, сформированного по договору страхования, при условии их предоставления не ранее чем через два года с начала действия договора страхования жизни и на возмездной основе (с условием платы за пользование займом в размере не менее нормы доходности от размещения резерва по страхованию жизни, использованной при расчете страхового тарифа).

8. Размещение средств страховых резервов может осуществляться страховщиком самостоятельно, а также путем передачи части средств страховых резервов в доверительное управление доверительным управляющим, являющимся резидентами Российской Федерации.

Страховщик вправе передавать страховые резервы доверительным управляющим, которые имеют рейтинг одного из международных рейтинговых агентств «Стэндард энд Пурс» (Standard & Poor’s), «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service) и «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно или рейтинг одного из российских рейтинговых агентств категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности), или отобраны Министерством финансов Российской Федерации для заключения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений в целях реализации Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3028; 2003, N 1, ст.13; N 46, ст.4431; 2004, N 31, ст.3217; 2005, N 1, ст.19; N 19, ст.1755) (абзац в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н.
При передаче средств страховых резервов в доверительное управление и выборе инвестиционных направлений, страховщик должен руководствоваться требованиями пункта 3 настоящих Правил, а также учитывать структуру своего страхового портфеля, сроки действия договоров страхования, вероятность наступления страхового события, возможность исполнения обязанности по осуществлению страховых выплат при нахождении средств страховых резервов в доверительном управлении. Кроме того, страховщик в договоре доверительного управления предусматривает возможность безусловного изъятия части средств из доверительного управления для осуществления страховых выплат в срок не позднее конца четвертого рабочего дня с даты получения уведомления управляющей компанией.
При передаче в доверительное управление средств страховых резервов, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги, должны выполняться требования, указанные в пункте 7 Правил.

9. Для покрытия страховых резервов не принимаются ценные бумаги, эмитентами которых являются страховщики, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков, а также активы, приобретенные страховщиком за счет средств, полученных по договорам займа и кредитным договорам.

10. Активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных средств по обязательствам гаранта (поручителя).

11. В целях применения настоящих Правил, активами, находящимися на территории Российской Федерации, считаются:

1) федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги;

4) иные ценные бумаги, указанные в подпунктах 4-9, 19 пункта 6 настоящих Правил и выпущенные резидентами Российской Федерации;

5) денежные средства на счетах и банковские вклады (депозиты), являющихся резидентами Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н;

6) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, доверительное управление в которых осуществляется доверительными управляющими, являющимися резидентами Российской Федерации;

7) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;

8) доля в страховых резервах перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации;

9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование, у перестрахователей — резидентов Российской Федерации;

10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов, являющихся резидентами Российской Федерации;

11) денежная наличность в рублях;

12) находящиеся на территории Российской Федерации, слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;

13) займы страхователям по договорам страхования жизни — физическим лицам, являющимся резидентами Российской Федерации;

14) активы, переданные в доверительное управление доверительным управляющим, являющимся резидентами Российской Федерации.

IV. Требования к структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов

12. Соответствие деятельности страховщика по размещению средств страховых резервов принципам, перечисленным в пункте 3 настоящих Правил, определяется выполнением структурных соотношений, указанных в приложении к настоящим Правилам.
Активы, перечисленные в пункте 6 настоящих Правил и удовлетворяющие требованиям настоящих Правил, но не указанные в приложении к настоящим Правилам, принимаются для покрытия страховых резервов без ограничении на суммарную стоимость.
Общая стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины страховых резервов.

13. При расчете структурных соотношений активов и резервов, указанных в приложении к настоящим Правилам, принимается балансовая стоимость активов.

14. Нарушения требований настоящих Правил, возникшие в результате изменения стоимости ценных бумаг, составляющих страховые активы, исключения ценных бумаг из котировального списка первого уровня организатором торговли на рынке ценных бумаг, отзыва лицензии, прекращения деятельности или банкротства банка, управляющей компании, снижения уровня рейтинговой оценки рейтинговом агентством, а также в результате иных обстоятельств, не зависящих от действий страховщика, должны быть устранены в течение трех месяцев с даты, когда указанные нарушения были или должны были быть обнаружены (пункт дополнительно включен приказом Минфина России от 20 июня 2007 года N 53н).

15. Для страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, суммарная величина страховых резервов (величина страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни) определяется как сумма резерва незаработанной премии, резерва заявленных, но неурегулированных убытков, резерва произошедших, но незаявленных убытков, стабилизационного резерва и превышения страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационного резерва по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств) над суммой дебиторской задолженности страховщиков, возникшей в результате расчетов по прямому возмещению убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уменьшенной на сумму кредиторской задолженности, возникшей в результате этих же расчетов (пункт дополнительно включен с 1 марта 2009 года приказом Минфина России от 14 ноября 2008 года N 130н; в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н.

Приложение. Структурные соотношения активов и резервов

Приложение
к Правилам размещения
страховщиками средств
страховых резервов,
утвержденным приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 8 августа 2005 года N 100н
(в редакции приказа Минфина России
от 20 июня 2007 года N 53н —
см. предыдущую редакцию)

Структурные соотношения активов и резервов

(с изменениями на 13 июля 2009 года)

Величина активов, принимаемых для покрытия страховых резервов

Не более

Стоимость государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг

30% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость государственных ценных бумаг одного субъекта Российской Федерации

15% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость муниципальных ценных бумаг одного органа местного самоуправления

10% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость векселей банков и банковских вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, в банках, имеющих рейтинг одного из международных рейтинговых агентств «Стэндард энд Пурс» (Standard & Poor’s), «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service) и «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ — соответственно или рейтинг одного из российских рейтинговых агентств категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности)

50% от суммарной величины страховых резервов

(пункт в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н

Стоимость векселей банков и банковских вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, в банках, не имеющих рейтинги, указанные в пункте 4 настоящей таблицы

20% от суммарной величины страховых резервов

(пункт в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н

Максимальная стоимость векселей банков и банковских вкладов (депозитов) в банках, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами

50% от суммарной величины страховых резервов

(пункт в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н

Максимальная стоимость векселей банков и банковских вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, одного банка

20% от суммарной величины страховых резервов

(пункт в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2009 года приказом Минфина России от 13 июля 2009 года N 72н

Стоимость акций

15% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость облигаций (кроме федеральных государственных ценных бумаг и ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и ипотечных ценных бумаг)

20% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость векселей организаций, за исключением векселей банков

10% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость жилищных сертификатов

5% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления

10% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
5% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни

Стоимость прав собственности на долю в общих фондах банковского управления одного доверительного управляющего

15% от суммарной величины страховых резервов

Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом

10% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость недвижимого имущества

20% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
10% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни

Стоимость одного объекта недвижимости

10% от суммарной величины страховых резервов

Стоимость слитков золота, серебра, платины и палладия, а также памятных монет Российской Федерации из драгоценных металлов

10% от суммарной величины страховых резервов

Суммарная величина доли перестраховщиков в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков)

20% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
50% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков.

В случае осуществления видов страхования, указанных в подпунктах 7-9, 15-18 пункта 1 статьи 32.9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», разрешенный процент не может быть более 60% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков.

Суммарная величина доли перестраховщиков, не являющихся резидентами Российской Федерации, в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков)

10% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
30% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков.
В случае осуществления видов страхования, указанных в подпунктах 7-9, 15-18 пункта 1 статьи 32.9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» , разрешенный процент не может быть более 50% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков.

Максимальная величина в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков) доли одного перестраховщика, являющегося резидентом Российской Федерации и имеющего рейтинг международных рейтинговых агентств в соответствии с требованиями, установленными абзацами третьим-девятым подпункта 8 пункта 7 Правил

10% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
25% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков

Максимальная величина в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков) доли одного перестраховщика, являющегося резидентом Российской Федерации и не имеющего рейтинг международных рейтинговых агентств в соответствии с требованиями, установленными абзацами третьим-девятым подпункта 8 пункта 7 Правил

10% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
15% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков

Максимальная величина в страховых резервах (кроме доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков) доли одного перестраховщика, не являющегося резидентом Российской Федерации

10% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
25% от величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, за исключением резерва заявленных, но неурегулированных убытков

Депо премий по рискам, принятым в перестрахование

10% от суммарной величины страховых резервов

Дебиторская задолженность страхователей, перестрахователей, страховых агентов по страховым премиям (взносам), за исключением дебиторской задолженности страхователей по договорам обязательного государственного страхования

5% от величины страховых резервов по страхованию жизни;
45% от величины резерва незаработанной премии по страхованию иному, чем страхование жизни

Дебиторская задолженность страхователей по договорам обязательного государственного страхования

100% от величины резерва незаработанной премии по договорам обязательного государственного страхования

дебиторская задолженность страховщиков, возникшая в результате расчетов по прямому возмещению убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уменьшенная на сумму кредиторской задолженности, возникшей в результате этих же расчетов.

100% от величины страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационного резерва по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств)».

(строка дополнительно включена с 1 марта 2009 года приказом Минфина России от 14 ноября 2008 года N 130н)

Суммарная дебиторская задолженность по операциям страхования, сострахования и перестрахования, за исключением суммы дебиторской задолженности страхователей, перестрахователей, страховых агентов по страховым премиям (взносам)

25% от суммарной величины страховых резервов, за исключением резерва незаработанной премии

Стоимость ипотечных ценных бумаг

5% от величины страховых резервов по страхованию жизни

Займы страхователям по договорам страхования жизни

10% от величины страховых резервов по страхованию жизни

Средства страховых резервов, переданные в доверительное управление

20% от суммарной величины страховых резервов

Суммарная стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, не относящихся к находящимся на территории Российской Федерации, за исключением доли перестраховщиков, не являющихся резидентами Российской Федерации, в страховых резервах

20% от суммарной величины страховых резервов

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

1. Настоящий Порядок устанавливает правила обеспечения гражданами, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

2. Настоящий Порядок распространяется на подкарантинную продукцию, подкарантинные объекты, в отношении которых Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальным органом получена информация об обнаружении признаков заражения и (или) засорения карантинными объектами от лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка.

3. Надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) обеспечивается с соблюдением карантинных фитосанитарных требований <1>, направленных на предотвращение возможности распространения карантинных объектов, в соответствии с информацией, указанной в пункте 2 настоящего Порядка.

<1> Статьи 15, 16 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений».

4. Собственник подкарантинной продукции, лицо, осуществляющее хранение подкарантинной продукции, ее перевозку, переработку или реализацию, в случае обнаружения признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами обязаны разместить подкарантинную продукцию, зараженную и (или) засоренную карантинными объектами, изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов, незамедлительно уведомить об этом Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору <2>.

<2> Часть 4 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений».

5. Надлежащее хранение подкарантинной продукции, имеющей признаки заражения и (или) засорения карантинными объектами, обеспечивается лицами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, посредством:

исключения перемещения подкарантинной продукции с подкарантинного объекта со дня обнаружения признаков заражения и (или) засорения карантинными объектами

и (или)

размещения подкарантинной продукции, имеющей признаки заражения и (или) засорения карантинными объектами, на подкарантинном объекте, исключающем возможность распространения карантинных объектов.

6. Использование подкарантинных объектов, имеющих признаки заражения и (или) засорения карантинными объектами, лицами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, прекращается со дня обнаружения таких признаков в целях обеспечения их надлежащего хранения.

Исключением являются подкарантинные объекты, используемые для размещения подкарантинной продукции с признаками заражения и (или) засорения карантинными объектами.

7. В отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, по выбору собственника применяется одна из следующих карантинных фитосанитарных мер:

карантинное фитосанитарное обеззараживание;

переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции;

уничтожение подкарантинной продукции <3>.

<3> Часть 5 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений».

8. В отношении подкарантинных объектов, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами, применяется карантинное фитосанитарное обеззараживание.

9. Карантинные фитосанитарные меры, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, применяются в соответствии с актом государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), форма которого утверждена приказом Минсельхоза России от 23 января 2017 г. N 20 «Об утверждении формы акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)» <4>.

<4> Зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2017 г., регистрационный N 46113.

10. Подкарантинная продукция, размещенная и (или) хранящаяся на подкарантинном объекте, зараженном и (или) засоренном карантинными объектами, подлежит по выбору собственника карантинному фитосанитарному обеззараживанию, переработке способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, или уничтожению <5>.

<5> Пункт 3 части 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ «О карантине растений».

11. Вскрытие, перемещение, использование и реализация подкарантинной продукции, подкарантинных объектов допускается после завершения государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), подтверждающего отсутствие карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах на основании результатов лабораторных исследований в области карантина растений <6>.

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. N 201 «Об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 9, ст. 1364; 2020, N 7, ст. 833).

Формирование страховых резервов — обязательная процедура для страховщиков. В этом материале мы поговорим об общих принципах формирования страховых резервов и более подробно остановимся на методах расчета их величин и нюансах выбора того или иного метода для конкретного вида страхования.

Финансовые принципы работы системы страхования

Сущность такого вида деятельности, как страхование, достаточно проста: «с миру по нитке — голому рубашка». Клиенты, обратившиеся за страхованием, вручают страховщику страховую премию (или взнос, или платеж) — каждый свою «нитку». В результате из этих премий у страховщика аккумулируется достаточно внушительное количество «ниток». Если в дальнейшем с кем-то из клиентов произойдет событие, оставившее клиента «голым», — страховщик, из аккумулированных у него средств, снова «оденет» клиента в рубашку, сделанную из имеющихся «ниток». Выражаясь не образно, при наступлении у клиента страхового случая страховщик выплатит ему возмещение, сформированное из всех собранных страховщиком для этих целей страховых премий.

Страховщик в первую очередь обязуется:

  • Хранить аккумулированные средства (страховые фонды), полученные от клиентов. При этом может попробовать их приумножить допустимыми по закону способами (разместить).
  • В любой момент иметь в наличии столько средств, чтобы обеспечить выплату возмещения по всем возможным произошедшим страховым случаям (осуществлять формирование страховых резервов).

Формирование и размещение страховых резервов

Основной принцип формирования средств в страховом фонде мы рассмотрели выше. В современной практике существует подразделение этих средств на несколько групп резервов в зависимости от видов страхования и целевого назначения резервов. В качестве основных можно выделить:

  • Фонды по страхованию жизни — обособление выполняется по нескольким резонам:
    • Страхование жизни относится к наиболее долгосрочным и существенным по стоимости проектам в этой сфере. То есть страховщик, с одной стороны, долгое время распоряжается суммами полученных страховых премий, с другой стороны — в этом виде страхования, по мировой практике, показатели размера страхового возмещения одни из самых высоких.
    • Страхование жизни, как правило, обособляется и на уровне регулирующего законодательства, так, например, средства резервов по страхованию жизни нельзя тратить на расходы по другим страховым случаям.
  • Резервы превентивных мероприятий — еще один специфический вид резервов. Его суть в том, что страховщик участвует в финансировании проектов, реализация которых должна привести к снижению вероятности наступления страховых случаев. Например, застраховывая автомобили и ответственность автовладельцев, страховая компания может участвовать в мероприятиях по ремонту и разметке дорог, приобретению оборудования и средств связи, применяемых для предотвращения ДТП и т. п. Для подобного участия формируется отдельный резерв. Теоретически средства данного резерва к чисто страховым не относятся (из этого резерва не выплачиваются сами возмещения). Вместе с тем суммы, направляемые в резерв, учитываются при формировании страховых тарифов.
  • Технические резервы — резервы, обслуживающие и помогающие регулировать процесс страхования. Бывают:
    • обязательные — резерв незаработанных премий; резерв убытков, которые уже заявлены, но еще не покрыты возмещением; резерв убытков, которые уже случились (страховой случай произошел), но к возмещению еще не заявлены;
    • дополнительные — специальные резервы на покрытие убытков от чрезвычайных ситуаций (например, катастроф); резерв на продолжение выплат возмещения в случае, если у самого страховщика образовался убыток (стабилизационный резерв); иные виды резервов, которые страховщик считает обоснованно необходимыми в его деятельности.

Обязательность формирования страховых резервов установлена в ст. 26 закона «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 № 4015-1. Основным документом, регулирующим порядок формирования резервов, исключая резервы по страхованию жизни, являются правила, утвержденные приказом Минфина РФ от 11.06.2002 № 51н «О формировании страховых резервов» (далее — приказ № 51н). Формирование страховых резервов по страхованию жизни следует выполнять по порядку, утвержденному приказом Минфина РФ от 09.04.2009 № 32н.

Нормативы устанавливают порядок формирования страховых резервов в аспектах:

  • вида и обязательности формирования;
  • условий, когда нужно формировать;
  • применимых методов расчета конкретного резерва;
  • необходимой документации и сведений для расчета;
  • требований к отражению формирования данного резерва в положении о формировании резервов страховой компании.

Страховщик может инвестировать средства, аккумулированные в страховых резервах. При этом должен соблюдаться ряд требований к таким инвестициям, устанавливаемых законом и регуляторами. Причина — основная обязанность страховщика — обеспечение в первую очередь сохранности доверенных ему средств. Видимо, поэтому регулирование порядка размещения средств страховых резервов в 2014 году было передано из ведения Минфина РФ в ведение Банка РФ. Банк страны выступает в роли органа страхового надзора за инвестированием страховых средств на основании ст. 26 закона от 27.11.1992 № 4015-1. Прежние правила размещения страховых резервных средств, установленные приказом Минфина РФ от 08.08.2005 № 100н, были отменены и заменены действующим указанием БР «О порядке инвестирования средств страховых резервов» от 16.11.2014 № 3444-У.

Основные нюансы размещения страховых резервов соответствуют рассмотренным нами в начале статьи основным обязанностям страховщика:

  • инвестировать можно только в активы, исполнение обязательств по которым обеспечено (гарантировано) государством (РФ) или допускается Банком РФ, либо в том случае, когда достаточные безопасность и возвратность средств обеспечены самим видом актива (драгметаллы, недвижимое имущество);
  • изложенный в указании № 3444-У порядок размещения резервов предполагает, что весь объем страховых резервов, имеющийся у страховщика, должен быть обеспечен соответствующими инвестиционными активами.

Методы расчета резервов в страховании

Чтобы лучше разобраться в процессе формирования страховых резервов (пошаговый порядок предложим далее), необходимо иметь представление о методах формирования оценочного значения резерва. Следует заметить, что в страховом бизнесе применяются сложные системы расчетов, базирующиеся на математической статистике, математическом моделировании и на теории вероятностей. Обычно вычислениями занимаются имеющие специальное образование и опыт люди — актуарии. Для целей данной статьи мы дадим достаточно упрощенное объяснение той или иной методики расчета, для общего понимания сути метода и ориентации в выборе метода при формировании страховых резервов. Надеемся, профессиональные актуарии нам это простят.

  1. Актуарные расчеты.

Пример

Представьте, что перед вами огромный стол, по которому рассыпана куча деталей от детского конструктора. Детали четырех цветов: синие, красные, желтые и зеленые. При этом:

  • синих — 50% от общего количества;
  • красных — 30%;
  • желтых — 15%;
  • зеленых — 5%.

Вы начинаете брать в случайном порядке, не глядя, детали со стола и строить из них башню. При этом периодически отмечаете, сколько деталей того или иного цвета попало в конструкцию. Чем больше деталей вы используете — тем больше процент их соотношения в построенной башне будет соответствовать исходному распределению цветов в куче на столе.

Приведенный пример демонстрирует действие закона больших чисел, являющегося основой теории актуарных расчетов. Практический смысл состоит в том, что, имея достаточно большой объем статистической выборки по какому-то событию (деталям в башне), можно вычислить такую вероятность наступления страховых случаев (доли деталей конкретного цвета в башне), которая, скорее всего, и будет иметь место в действительности. Причем погрешность будет минимальной, если взят в работу достаточно большой объем информации (в постройке башни задействовано достаточное количество деталей).

Пример (продолжение)

Представим, что в страховую компанию обратились 4 клиента, все по поводу заключения договора о страховании жизни сроком на 10 лет. Одному из них 70 лет, другому — 55, третьему — 40 и четвертому — 25. Каков риск наступления страхового случая для каждого из них, чтобы правильно рассчитать страховой тариф и сформировать резерв? Для этих целей у актуариев есть специальная информация по смертности — таблицы, содержащие данные по возрастам и количеству страховых случаев для каждой группы. Объем информации, использованной в таблицах, таков, что действует закон больших чисел: можно применять среднестатистические значения для частных случаев. То есть, глядя в таблицу и на нашу башню из конструктора, мы можем:

  • определить средний процент страховых случаев на ближайшие 10 лет для каждой возрастной группы, к которой относятся клиенты, и присвоить каждому уровню вероятности свой цвет;
  • соотнести каждого клиента с соответствующим его группе цветом и ранжировать по степени вероятности наступления страхового случая (напоминаем, что значения примера условные):

Возраст клиента

Цвет

Вероятность наступления страхового случая

Зеленый

0,05

Желтый

0,15

Красный

0,3

Синий

0,5

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В математических дисциплинах, в том числе в статистике и теории вероятностей, числовая характеристика вероятности выражается числом в интервале от 0 до 1. При этом подразумевается, что 0 — невозможность (условная) события, а 1 — его полная достоверность (тоже условная). Поэтому прогнозные значения вероятности лежат в интервале от 0 до 1.

Определенная таким образом величина вероятности поможет нам правильно рассчитать страховой тариф (премию) для каждого клиента, а также спланировать формирование страховых резервов по группам клиентов. Так, по группе застрахованных на одинаковых условиях 70-летних нужно будет быть готовыми выплатить половину всех возможных возмещений, по группе 55-летних — 30% и так далее.

  1. Метод pro rata temporis (в пропорции ко времени).

Метод применяется для формирования страховых резервов, связанных с течением срока договора страхования. Традиционным примером можно считать расчет резерва по незаработанной страховой премии. Суть метода такова: страховщик ведет деятельность постоянно и непрерывно. Договоры заключаются в разные даты и на разный срок. При этом на отдельно взятую дату в каждом договоре можно определить:

  • уже истекший срок страхования, в течение которого не произошло страховое событие (и по которому можно считать страховую премию частично заработанной страховщиком);
  • оставшийся срок договора, в течение которого событие еще может произойти (и премия по которому еще не заработана). На рисунке выделенная цветом — заработанная премия (ЗП), без выделения — не заработанная (НП):

На отчетную дату необходимо иметь представление о том, какая часть премий не заработана для правильного определения обязательств страховщика (НП на рисунке). НП подлежит обязательному резервированию.

Вычисляется НП исходя из длительности договоров:

НП = БСП × К,

где:

БСП — базовая страховая премия (вся начисленная премия (брутто-премия) за вычетом вознаграждения страховщика и отчисления в резерв превентивных мероприятий);

К — коэффициент остающейся ответственности страховщика на период после даты отчета:

К = (Срок договора в днях – Количество дней, уже прошедших на дату расчета) / Срок договора в днях.

  1. Методы 1/8 и 1/24.

Суть методов похожа на pro rata temporis, но они более усредненные и за счет этого более упрощенные. Период для расчета устанавливается не в днях, а в расчетных периодах по отношению к году:

  • 1/8 — принимается период в 0,5 квартала (1,5 месяца);
  • 1/24 — принимается период в 0,5 месяца.

При этом формула расчета К (по предыдущему пункту) изменяется так:

К = (Срок договора в периодах (1/8 или 1/24) – Число периодов, уже прошедших на дату расчета) / Срок договора в периодах.

ВАЖНО! При расчетах делается допущение: датой начала действия всех договоров принимается 15-е число месяца, в котором они заключены.

  1. Специальные методы для расчета специальных резервов.

По некоторым видам резервов, например стабилизационному, в приложениях к приказу Минфина РФ № 51н приведены рекомендованные порядок и формула расчета. Поэтому останавливаться на них подробно не будем. Заметим только, что приведенные в приложениях к приказу № 51н ситуации и методики являются частными случаями актуарных расчетов. Просто сделали их специалисты регулятора и определили как оптимальные для формирования конкретного резерва.

Формирование страхового резерва: пошаговый план

Чтобы сформировать страховой резерв с учетом изложенных выше нюансов, нужно:

  1. Определить вид резерва и обязательность его формирования. В этом помогут
  • приложение к приказу Минфина РФ № 51н;
  • приложение к приказу Минфина РФ № 32н (в части резервов по договорам страхования жизни);
  • внутрифирменное положение о формировании страховых резервов (должно быть у каждого страховщика).
  1. Определить метод расчета резерва. По типовым видам страхования применимые методы изложены в приведенных выше приказах Минфина РФ. Кроме того, при специфике объекта страхования или формируемого резерва может быть целесообразным использовать актуарные вычисления. Например, если объект страхования — крупный производственный комплекс, желательно предусмотреть, в том числе, риск того, что случится техногенная авария (катастрофа). Актуарные расчеты, проведенные по выборке аналогичных предприятий, помогут учесть этот риск при формировании страховых резервов.
  2. Рассчитать резерв по каждому договору страхования и суммировать получившиеся значения для определения «рабочей» суммы резерва, которая пойдет в отчет и будет применяться для дальнейших расчетов. Например, для определения объема средств, размещаемых в активы.

Итоги

Чтобы правильно сформировать страховые резервы, необходимо ориентироваться

  • в видах резервов;
  • в том, какие резервы являются обязательными, а какие — нет;
  • в методах расчета резервов.

Проверить свои умозаключения и расчеты можно по приказам Минфина РФ, регулирующим порядок формирования страховых резервов в РФ.

Еще об аналитических расчетах, применимых в страховании и коммерции читайте здесь:

  • «Особенности анализа консолидированной отчетности»;
  • «Как провести анализ собственного капитала предприятия?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх