Развитие образного мышления

Недостаток образного мышления нельзя назвать бичом цивилизации, но многие люди уверенно скажут о себе: «Да, с воображением у меня туго». На этом этапе следует остановиться и пояснить сразу: образное мышление и воображение – это принципиально разные психологические процессы.

А что такое воображение? Воображение – это своеобразные и видоизмененные образы, возникающие в нужный момент из образной памяти. Рядовой обыватель обыкновенно не разделяет понятия образного мышления и воображения и активно привлекает последнее для решения стрессовых ситуаций, восстановления эмоционального равновесия и душевной гармонии, получения позитивного настроения, интересного взаимодействия с окружающим миром в лице коллег, знакомых, друзей. А вот образное мышление остается за бортом, спит себе мирно на донышке человеческих возможностей и понимает, милое, что человек даже и не догадывается о его существовании и необходимости извлечения.

Однако образное мышление – не генетически заложенная в человека характеристика: фантазию, креативность и воображение получает каждый в начале жизненного пути, и задача конкретного человека развить собственные творческие способности.

Зачем нужно образное мышление?

Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем серьезнее будут успехи в этом. В детском возрасте не требуется специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют затруднений. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление.

Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.

Для взрослых людей развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение «нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:

нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем;
образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит;
визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.

Образное мышление у ребенка

Детский возраст хорош тем, что ребенок, в отличие от закостеневшего в собственных привычках и возможностях взрослого, впитывает новое как губка, легко и просто выполняя творческие задания. Для детей различного возраста разработано множество методик развития образных представлений – в основном, они связаны с решением задач на мысленное представление ситуации и предметов в ней, реальные практические действия при этом не выполняются.

Многие задания на развитие образного мышления у ребенка начинаются с фразы «Представь, что…» — и фантазия ребенка понеслась! Детское образное мышление награждает представляемый объект многообразием свойств и несвойственными ему характеристиками – фиолетовый медведь, лиса с шестью ногами, птица размером с самолет и т.д. На этой стадии воображение неотделимо от наглядно-образного мышления и плотно сливается с ним.

Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.

Образное мышление у взрослого

Прежде чем ремонтировать собственное сознание, предлагаем оценить: как обстоят дела с образным мышлением? Несложный тест позволит объективно выявить степень развития образного мышления: возьмите любую из картинок (сложность ее зависит от вашей уверенности в себе) и буквально минуту разглядывайте ее, пытаясь отметить расположение линий, цветовой гаммы – основных тонов и оттенков, игру света и тени, сюжетную линию и т.д. Поняли, что отметили для себя все, что изображено? – закройте глаза и мысленно, по деталям, воспроизведите в сознании ту картинку, которую до этого наблюдали, добиваясь ее четкости в голове.

Если восстановление запомненного образа прошло без проблем – с образным мышлением все отлично, и ваша задача поддерживать его на должном уровне. Если картинка в уме так и не обрела четкие формы, осталась смазанной или частично не заполненной – над образным мышлением стоит поработать: подобные тренинги с запоминанием изображения рекомендуется повторять на одном примере не менее шести раз до обретения ясной картинки.

Усложняем задачу? Вместо картинки с понятным сюжетом предложите собственному образному мышлению абстракцию из узоров, точек, цветовых линий – запомните и воссоздайте его умственно. Неясность образа можно «отредактировать» постепенно, последовательно обращая внимание на конкретные признаки: формы и цвет, текстуры, размеры и т.д. Такие тренировки образного мышления, игры и упражнения для развития мозга полезны для поддержания тонуса мозговой деятельности на протяжении жизни.

Комплекс техник и методик для развития образного мышления взрослого человека

Психологами разрабатываются специализированные методики, помогающие осознать задатки собственного образного мышления, обратить внимание на его проблемы и развить его для дальнейшего активного использования. Предлагаем некоторые из них:

Мысленное представление реальных предметов: комнаты в квартире, бегущего по степи коня или капли утренней росы, друга детства, концертного зала, лица знакомого или недавно увиденного на улице человека и т.д. – что угодно, попадающееся каждый день на глаза или когда-либо виденное.
Мысленное представление несуществующих предметов: сказочных существ (Змея Горыныча, единорога, хоббита, Белоснежки и семи гномов и т.д.), молочной реки с кисельными берегами, скатерти-самобранки, многорукого бога Шивы, ангелов и т.д.
Мысленное представление недавнего события: спортивного соревнования или праздничного ужина, кинокартины с детальными лицами, обстановкой, цветовой гаммой, словами и звуками. Представляйте даже запахи.
Техника квадрата бокового зрения предлагает при сохранении взгляда в прямом направлении рассмотреть периферийное поле зрения. Закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденное, для облегчения задачи разбив периферийное пространство на четыре квадрата с анализом деталей в каждой части.
«Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.

6. Представление геометрических тел (плоских и объемных, от простейших шара и куба до многовершинных 3D-фигур) с усложнением задачи их размещением в пространстве и движением относительно друг друга. Начать рекомендуется с одного объекта, добиваясь четкого видения, а затем, добавляя другие, создавать их движение. Не концентрируйтесь на одном геометрическом теле, а удерживайте в поле мышления как можно больше четких законченных образов.

7. Работа с чувствами. Представляем положительную эмоцию: восторг, изумление, радость, удивление и т.д. Насколько наглядно удастся представить лицо стороннего человека или собственное лицо при переживании надежды, любви, апатии, ревности и т.д.?

Не рекомендуется пытаться насильно улучшить представляемые образы, если они оказались недостаточно четкими и яркими, — идея создания образа важна и полезна сама по себе. Отметьте базовые признаки (форма, текстура, цвет, размер, качество) и сконцентрируйтесь на них, постепенно углубляясь до деталей. Со временем образ станет устойчивым, а на его создание не понадобиться много времени.

Может, именно по этой причине, подавляющее большинство приобщающихся к познанию тонкого мира стремятся обрести, в первую очередь, способность слышать звуки тонкого мира. Хотя винить этих людей, в общем-то, не в чем. Ведь даже те, кого принято считать столпами эзотерики и теософии, – например, Елена Блаватская, Елена Рерих или Шри Ауробиндо Гхош, не уделяли в своей миссии по просвещению человечества внимания методам развития в человеке способностей зрительного восприятия образов тонкого мира. В письменных работах этих людей много внимания уделяется познанию слуховых галлюцинаций, в том числе, способам, при помощи которых ученики обязаны учиться различать качество звуков по тому или иному признаку:

– по вибрации,
— по тембру,
— по удаленности источника звука,
— по возможности его повторения собственным горлом в процессе беседы с другим человеком,
— по присутствию в звуке эхо-сигнала, искажающего звук до неузнаваемости,
— наконец, по цвету (любому звуку в физическом мире Земли присуще свойство цвета, которое можно развить в себе после достаточно несложных упражнений).

Кто знаком с работами Блаватской «Голос Безмолвия» и «Семь врат», тот может понять различия в подходах к посвящению учеников, пропагандируемых в этих источниках, с тем, о котором речь пойдет в данной статье. Говоря о так называемом Голосе Безмолвия, следует заметить, что в понимании Блаватской, само обладание способностью слышать голоса жителей тонкого – достижение для людей Земли настолько необыкновенное и выдающееся, что такого человека можно уже называть Архатом.

Что касается проблемы духовного посвящения при помощи блуждания сознания человека в поисках неких «семи врат», представляющих собой ступени духовного роста человека, то в понимании Блаватской – это является высшей Истиной. При этом автору осталось как-то невдомек, что весь процесс поисков заветных врат должен происходить в кромешной темноте. И только в самом конце, человек, преодолевший все преграды и выдержавший все испытания духа превращается в свечу, освещающую пространство в тонком мире, которая для надежности помещается в фосфорный сосуд.

Похожая картина тонкого мира Земли нарисована и в книге Рерих «Надземное» — сплошная темнота, которую то и дело разрывают взрывы, создаваемые беспредельничающими темными силами планеты. Хотя в некоторых книгах Рерих есть отдельные советы по поводу развития зрительного восприятия – упражнения с цветными полосками бумаги и т. д. Однако описания способов, при помощи которых практически в каждом ребенке до 13-15 лет можно развить способность воспринимать без какого-либо перенапряжения нервной системы огни тонкого мира, понятных обычным людям, далеким от проблем параллельных миров (знакомых с ними разве что по фантастическим фильмам), ментальных полетов, да и терминологии, присущей эзотерике и мистике вообще, ни у одного их вышеназванных авторов нет.

В поисках соответствующих рекомендаций можно также заглянуть в книгу «Лотос Брамы». Там есть правдивое описание древнего метода, при помощи которого в человеке открывали так называемый третий глаз. Это достигалось путем хирургической операции (просверливание небольшой дыры во лбу) и последующими продолжительными истязаниями физического тела ученика (в замкнутом пространстве очень небольшого по размерам каменного мешка, без воды, без пищи и даже без движения). После такого посвящения в сознании человека происходила необходимая мутация (или совершенствование), и он становился способным видеть цветные дуги и всполохи вокруг тел (или частей тела) людей.

Описанную древнюю методику вполне можно было бы пропагандировать и сегодня. Может быть, однажды в мире даже возникнет даже целая модная волна на подобные трансформации тела человека — по типу тату или пирсинга. Чего бы человечеству не научить себя жить с дырами во лбу, да еще соревноваться, у кого они будет фигурнее, изящнее и т. д. В то же время, практичнее выглядит естественный путь постепенного изменения нервной системы, с целью ее приспособления для восприятия разноцветных дуг энергий тонкого мира.

Преимущество зрительного наблюдения явлений тонкого мира перед тонким слухом состоит в том, что звуки тонкого мира могут настолько искажаться условиями земной жизни (начиная с состояния тела самого приемника звука – то есть, тела самого человека), что отличить их только лишь по этому качеству не возможно. Даже земные представления о распространении звуковых волн в физических условиях Земли еще очень далеки от того, чтобы объяснить многие обычные для нашей планеты явления. Например, проникновение звука внутрь тел людей (что, кстати, всегда происходит во время занятий людей сексом) или появление необычных снов у жителей, проживающих около моря или крупных рек. Потому говорить о способности земного воображения подготовиться к тому, как и каким образом следует воспринимать звуки, приходящие в сознание человека из тонкого мира, говорить вообще не приходится.

Ментальное зрение это зрение исходящие из духа человека. Мы можем с помощью концентрации, «включать» его на
какое-то время. Ментальное зрение так называется потому, что им можно увидеть ментальную энергию.
Это все виды. Энергия тьмы, света, воды, огня, пси (Хотя Пси не ментальная энергия, но этим зрением видеть ее можно.),Хаос, энергия смерти и т.д.
1) Ментальное зрение нужно для понятие работ с энергией. Такие работы Энергетический ритуал. То есть ритуал который на
прямую связан с контролированием энергии.
2) Нужно для того чтобы видеть энергетические существа. Это фантомы, духи, демоны, ангелы, драконы и т.д.
3) Обязательно при астральных боях.
Развитие ментального зрения.
Тренировка.
Чтобы видеть ментальным зрением нужны некоторые тренировки.
1) Работа с листом.
Вам нужно начертить на листе A4 в центре черный круг диаметром 10-15 сантиметром. И закрасить черным цветом.
После этого сядьте от листа на расстояние 1-2 метров и смотрите в центр круга. Вы должны увидеть через некоторое время
как в центр сливается какое-то количество энергии. Это флюиды (Простая энергетическая единица, частица ментала.)
Так концентрируйтесь на круге в течении 10-15 минут. Через некое количество занятий вы увидите энергию, и научитесь ее
видеть в любое время.
2) Разрыв реальности.
Этот способ для тех у кого воля на очень высоком уровне. Встаньте перед объектом. Лучше перед живым существом. В идеале человек. Теперь вдохните глубоко и напрягите глаза. После 5-8 секунд этого состояния медленно выдыхайте напрягая грудную клетку. Когда выдох почти достигнет конца волей напрягая все мышцы постарайтесь порвать невидимый барьер.
Получиться может не сразу, но вы должны практиковаться этот способ считается быстрым и надежным.
3)Концентрация.
Этот способ получается не у всех людей. Но этот способ очень легок и очень быстр.
Выставьте руку перед собой и начните концентрацию медленно выдыхая и вдыхая. Начинаем с выдоха.
Так когда вы будете собраны постарайтесь увидеть вашу ауру (Энергетическую оболочку.) Если у вас не получилась в
течении 15-16 упражнений этот способ не для вас.

Примечания.
Хочу сразу развеять опасные заблуждения.
1) Ментальная энергия не будет так ярка как вы видите синий цвет в физическом плане. Вы увидите слабое синие свечение полупрозрачное.
2) Цвет ментальной энергии отличается. Какой тип энергии такой и цвет. Тьма черная, свет белая и т.д.
3) Аура человека имеет цвет в зависимости от энергии преобладающей в нем.
4) Видеть Ментальным зрением вы начнете не сразу типа «бум и вот оно». Оно будет появляться постепенно и сначала
все картины будут не яркими и ели заметными. Чем лучше вы видите ментальным зрением тем лучше изображение.

Образное мышление

Образ в психологии — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта. Образ может возникать без восприятия, с помощью мечтания.

  • Искусство — процесс и результат значимого выражения чувств в образе.
  • Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
  • НЛП вводит понятие репрезентативная система, которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.

См. также

  • Образное мышление

Образное мышление — мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.

  • Логическое мышление

Образ в культуре – продукт человеческой мысли, психо-энергетический объект, энергетическая сущность, создаваемый индивидуально или коллективно в информационном пространстве (поле). Способность к творению образов – уникальная способность, которой наделён только человек. Сотворённый человеком образ может существовать в пространстве при наличии подпитки психофизической энергией человека, энергией чувств и эмоций, до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек, люди (сообщество).

Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека, людей (сообщества). Способен формировать характеры, манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам. Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.

  • Образное восприятие

Образное восприятие – принципиально целостный одномоментный процесс, узнавание, распознавание некоторого предмета, процесса, явления «в целом», отождествление его с имеющимся собственным «представлением» или установление связи, подобия, аналога нового предмета с уже имеющимся целостным явлением природы (образное восприятие природы), реальной действительности. Формирование образа основано на имеющемся жизненном опыте, знаниях человека. Часть такого опыта сформирована генетически, и тогда говорят об «опыте предыдущих поколений». Часть такого опыта может быть накоплена обществом в виде знания и передана обществом человеку в процессе обучения (язык, письменность, понятийная база, социальные модели поведения и др.). Обучение есть процесс преобразования знания общества в знания конкретного человека. Иногда отождествляется с эмоциональным восприятием и противопоставляется аналитическому (абстрактному). Однако в чистом виде каждый из способов восприятия встречается редко, обычно эмоциональное и аналитическое протекают совместно. С диалектической точки зрения образное и абстрактное мышление неразделимы, но в подавляющем большинстве ситуаций можно говорить об условном преобладании того или иного вида. Природа образного восприятия до конца не раскрыта. Воспринимая действительность, человек получает «на входе» некоторый объем информации, а «на выходе» формируется целостный образ, характеризуемый некоторой конечной совокупностью понятий. Мы «читаем» не буквы, а слова и фразы; «видим» не «фрагмент» картины, а ее целостность, «слышим» не отдельные звуки, а их совокупность. Результат образного узнавания в общем случае неоднозначен. Образное мышление принципиально базируется на «похожести».

  • Образный язык

Образный язык – язык образов не всегда пользуется словами, хотя часто отождествляется с литературным языком. Однако зачастую средством образного мышления служат не слова и буквы, а зримые образы. К средствам образного языка можно отнести иероглифы, передающие целостный образ, смысл и даже направление действия, руны, буквы-образы, символы и др. Образный язык позволяет выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить и закрепить эмоциональное, эстетическое восприятие явления, сформировать и запомнить впечатления от него в едином целостном виде.

  • Образное восприятие природы

Образное восприятие природы – исторически фиксируемый период становления и развития древнего мира, связанного с формированием мифов, созданием образов богов, как продуктов образного, целостного восприятия людьми природной реальности, природных стихий, элементов, веществ и соединений. В дальнейшем процесс создания образов богов был связан с явлением антропоморфизма, зарождением религии и культуры.

  • Образы богов в мифах Древней Греции

Образ Аида

Олицетворение углерода подземных недр

Образ Аполлона

Олицетворение углерода в плазменном состоянии

Образ Гелиоса

Олицетворение паров фосфора

Образ Геры

Олицетворение азота

Образ Зевса

Олицетворение кислорода

Образ Посейдона

Олицетворение водорода.

Ссылки на источники: Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу», М., 1995, Современный писатель. Василькова Н.Г. Гипотеза. Частный опыт реконструкции древнегреческих мифов, М., 2008.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх