Реорганизация учреждения

Процессы реорганизации могут затронуть не только частные фирмы — они могут осуществляться и в учреждениях, находящихся на балансе государства.

Процедура присоединения может применяться в том случае, если планируется сокращение числа бюджетных организаций или их филиалов, а также для укрупнения существующих структур.

Используемый в отношении юридических лиц механизм реорганизации на уровне бюджетных учреждений имеет свою специфику, которая подробно раскрывается в данной статье.

Базовые сведения

Государство принимает решение о реорганизации отдельных учреждений, финансируемых из бюджета для оптимизации своих затрат, удаления лишних подразделений, оптимизации управления.

Необоснованно большое число филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов – все эти вопросы в рамках бюджетных учреждений способна решить реорганизация.

Ее применение обусловлено двумя главными причинами:

В результате достигается оптимизация Использования ресурсов и рационализация бюджетных затрат
В отличие от ликвидации Активы организации не просто извлекаются из оборота, но начинают использоваться более эффективным образом после передачи другому экономическому агенту на основании правопреемства (ст. 58 ГК РФ)

Одной из наиболее распространенных процедур реорганизации на уровне бюджетных учреждений выступает присоединение, которое приводит к ликвидации одних организаций и укрупнению других.

Стоит подчеркнуть, что решение о проведении реорганизационных мероприятий принимают федеральные или региональные власти, в зависимости от того, на чьем балансе состоит то или иное учреждение.

Что это такое

Реорганизация бюджетного учреждения в общем виде предполагает прекращение его деятельности, как юридического лица, после чего все его права, активы, долги, обязанности переходят к иной организации (новой или действующей).

В этом ее отличие от ликвидации, при которой бизнес исчезает безвозвратно (гл. 3 ФЗ-7).

Для бюджетных организаций реорганизация учреждения путем присоединения может рассматриваться, как процедура прекращения существования одной или нескольких структур, которое предполагает передачу их активов, прав и обязательств организации, частью которой они становятся.

Чаще всего в этом случае мелкие учреждения или филиалы присоединяются к крупной организации (ст. 16 ФЗ-7).

Важно помнить, что в рамках присоединения имеют место такие процессы:

Во-первых В устав присоединяющей организации вносятся соответствующие поправки
Во-вторых Передача прав, имущества, обязанностей осуществляется на основании передаточного акта

С какой целью осуществляется

Принимая решения о присоединении бюджетных организаций федеральные или местные органы власти, как правило, преследуют одну из приведенных ниже целей, в частности:

  1. Устранение излишней раздробленности внутри отраслевого учреждения (удаление лишних подразделений и филиалов.
  2. Сокращение численности аппарата управления.
  3. Формирование крупных структур с широким набором направлений деятельности.

В целом же в рамках реорганизации преследуется сокращение затрат на содержание лишних структур и оплату труда руководящим работникам, а также оптимизация работы учреждения.

Правовое регулирование

Вопросы, касающиеся реорганизации бюджетных учреждений, регулируются гражданским законодательством РФ.

Как осуществляется реорганизация юридического лица в форме разделения смотрите в статье: реорганизация в форме разделения.

Какие существуют формы реорганизации юридических лиц, .

К тому же важно понимать, что стандартные процедуры присоединения, слияния, преобразования, предусмотренные для юридических лиц здесь неприменимы – речь идет о некоммерческих организациях.

В общем виде правовую основу осуществления присоединения бюджетных организаций формируют:

Ст. 57 ГК РФ Устанавливает возможность осуществления реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, присоединения, выделения и разделения
Ст. 120 ГК РФ Указывает на особенности реорганизации и ликвидации государственных учреждений и бюджетных организаций
Гл. 3. ФЗ-7 Которая раскрывает особенности, порядок и процедуры реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, к числу которых относятся бюджетные учреждения
ФЗ-174 Затрагивает вопросы проведения реорганизационных мероприятий в рамках автономных бюджетных учреждений
Постановление Правительства РФ № 539 Устанавливающее подробный порядок осуществления реорганизации учреждений, финансируемых из государственного бюджета

После того как реорганизация организации завершена потребуется внести новое юридическое лицо в ЕГРЮЛ. Этот вопрос подробно раскрывает ФЗ-129.

Реорганизация казенного учреждения путем присоединения

Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.

Они проводят их функциональный анализ на основании, которого нередко принимают решение о реорганизации всего учреждения или его части.

Мероприятия по реорганизации затрагивают учреждения образования, культуры, здравоохранения, преследуя при этом сокращение затрат и оптимизацию выполнения возложенных на структуру функций.

В общем виде процесс присоединения бюджетной организации предполагает:

  • укрупнение одного подразделения;
  • ликвидация других, путем их вливания в более крупную структуру.

Он напоминает аналогичного характера процедуру, происходящую на уровне коммерческих фирм, но имеет и свои специфические особенности.

Пошаговая инструкция

Процесс присоединения одной или нескольких бюджетных организаций к другой можно представить в виде такой последовательности этапов:

Принятие решения

В отличие от хозяйственных обществ, где решение о реорганизации выносят учредители, создавшие данный бизнес, с бюджетными организациями ситуация несколько иная.

Здесь решение принимается непосредственно Правительством РФ (Постановление Правительства РФ №71).

Осуществляется этот строго регламентированный процесс следующим образом:

  • Федеральный или местный орган исполнительной власти, в ведении которого состоит бюджетное учреждение подготавливает решение.

Оно должно содержать (Письмо Минфина РФ Письмо № 03-01-01/08-176):

  1. Цели проведения реорганизации.
  2. Численность персонала.
  3. Размер ассигнований из бюджета на содержание рассматриваемой структуры.
  4. Сроки и дату проведения процедуры.
  5. Курирующий процесс реорганизации орган, созданный на базе учреждения (комиссия).
  6. Источник средств для проведения мероприятий.
  7. Организации, к которым будут присоединены учреждения.
  • готовое решение согласуется с Минэкономразвития РФ, Минсоцразвития РФ и Минфином РФ;
  • в случае наличия спорных вопросов, касающихся активов бюджетной организации в процедуру реорганизации вовлекается Росимущество;
  • детально проработанный документ рассматривает и утверждает в ходе своего заседания Правительство.

Рассылка уведомлений

После того как решение о реорганизации принято потребуется осуществить уведомительные мероприятия.

В круг структур, которым рассылаются письма с сообщением о реорганизации бюджетного учреждения входят:

  • орган, который проводит государственную регистрацию организации, выдал ей свидетельство и внес в ЕГРЮЛ (ст. 60 ГК РФ). Таковым, как правило, выступает налоговая служба в лице ее регионального подразделения. Отправить ей письмо потребуется в течение 3-х дней с момента утверждения решения Правительством РФ.
  • кредиторы, которые получив уведомление, имеют право запросить у присоединяемой организации досрочного погашения долга или переоформления договора. Осуществить это мероприятие необходимо в течение 5-ти дней с момента принятия решения (ст.13.1 ФЗ-129).
  • широкая общественность, для которой публикуется официальное сообщение о реорганизации бюджетного учреждения в «Вестнике госрегистрации». Сделать это необходимо в течение 2-х месяцев до начала реорганизации бюджетного учреждения (ФЗ-129).
  • внебюджетные фонды, в том числе ПФР, ФСС и ФОМС о реорганизации также, как и налоговая уведомляются в течение 3-х дней. Поскольку речь идет о присоединении, то эти организации начинают рассматривать вопрос о передаче уплаты взносов присоединяющей организации (ст. 28 ФЗ-212).
  • работники бюджетного учреждения уведомляются в письменной форме и под роспись за 2 месяца до начала реорганизации. При этом они имеют право уволиться за этот период по собственной воле, ввиду своего нежелания работать в укрупненной организации. Тем же, кто пожелает остаться впоследствии вносятся записи о переводе в иную организацию в трудовые книжки (ст. 74-75 ТК РФ).

Составление передаточного акта

Поскольку в процессе присоединения активы, обязательства, долги передаются от одних бюджетных учреждений к другому на правах правопреемства, то это оформляется в форме передаточного акта (ст. 58 ГК РФ).

Данный документ по сути представляет собой годовую бухгалтерскую отчетность присоединяемых организаций с удостоверением акта передачи бухгалтерскими проводками (Инструкция Минфина РФ №128-н).

Процедура перерегистрации

Присоединяемые бюджетные учреждения исключаются из ЕГРЮЛ, а относительно присоединяющей организации в реестр вносится новая информация.

На ее основании выписывается новое регистрационное свидетельство (ФЗ-129). Этим и заканчивается процесс реорганизации.

Составление передаточного акта

Важным документом в процессе присоединения бюджетных учреждений является передаточный акт.

В ходе его составления соблюдаются следующие правила (ст. 58-59 ГК РФ):

  1. Берется годовая отчетность присоединяемых организаций, из которой выписываются сведения об активах, капитале, обязательствах.
  2. Составляются проводки, которые удостоверяют акт правопреемства.
  3. Формировать передаточный акт разрешается только после полного завершения расчетов с кредиторами и дебиторами.

При реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения проводки строятся на базе следующей общей схемы:

Дт 08 (01, 10, 41 …) В зависимости от типа имущества и обязательств
Кт 00 (…)

Передаточный акт утверждает Правительство РФ. На его основании активы и пассивы переносятся в баланс присоединяющей бюджетной организации.

Решение кадровых вопросов

Присоединения бюджетной организации не может выступать основанием для увольнения персонала, поскольку действует принцип правопреемства (ст. 75 ТК РФ).

Однако потребуется совершения следующих мероприятий:

  1. За 2 месяца до проведения реорганизации всех работников необходимо уведомить о таком решении под роспись;
  2. В течение двухмесячного срока работник имеет право уволиться из организации по собственному желанию;
  3. С иными сотрудниками договоры перезаключаются, поскольку меняется наименование их работодателя.

При перезаключении контрактов недопустимо изменение основных условий взаимодействия работников и работодателя (ст. 77 ТК РФ).

Если путем слияния

Когда реорганизация бюджетного учреждения осуществляется путем слияния, то несколько меняются детали проведения процедуры, а именно:

Передаточный баланс формируется на уровне всех соединяемых в единую структуру организаций – в нем указывается, что активы и обязательства передаются совершенно новому юридическому лицу ст.16 ФЗ-7
По итогам слияния все старые организации ликвидируются и образуется новое, которое проходит регистрацию и заносится в ЕГРЮЛ ФЗ-129

Как заполнить форму 12003 — уведомление о начале процедуры реорганизации узнайте из статьи: реорганизация.

Пошаговую инструкцию реорганизации в форме присоединения в 2020 году узнайте из статьи: .

Все о реорганизации путем выделения нового юридического лица, .

Процедура присоединения бюджетных организаций почти полностью повторяет аналогичный процесс на уровне коммерческой фирмы.

К числу отличительных черт относится принятие решения со стороны федеральных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ.

Под контролем государственных органов происходит процесс погашения задолженностей перед кредиторами и передача имущества, которое является частью государственной или муниципальной собственности.

Предыдущая статья: Реорганизация в форме разделения Следующая статья: Лицензирование медицинской деятельности

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Приведенная выдержка из закона об образовании, на первый взгляд, может показаться достаточно запутанной человеку, не имеющему юридического образования. Однако, в приведенной статье нет ничего сложного для понимания, стоит лишь разобраться в терминологии.

В целях настоящей статьи следует определить значение и смысл слов «Реорганизация» и «Ликвидация» образовательного учреждения. Поскольку любое образовательное учреждение является юридическим лицом (т.е. организацией, которая имеет закрепленное за собой имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам), для образовательных организаций предусмотрена не только четко регламентированная законом процедура создания, но и порядок прекращения своей деятельности. Существует две формы прекращения деятельности образовательного учреждения – реорганизация и ликвидация.

Реорганизация – представляет собой прекращение деятельности юридического лица (образовательной организации), влекущее переход его прав и обязанностей к другому юридическому лицу (к другой образовательной организации). В результате реорганизации образовательного учреждения происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних образовательных организаций. Реорганизация может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования:

Слияние – это форма объединения двух организаций (н-р объединения двух среднеобразовательных школ в одну), где права и обязанности обоих организаций переходят друг к другу.

Присоединение – это объединение организаций, где одна примыкает к другой (н-р присоединение маленькой школы к гимназии), при этом присоединившаяся организация фактически прекращает существование, её права и обязанности переходят к новой организации по передаточному акту.

Разделение – это расщепление одной образовательной организации на две и более (н-р той же гимназии на несколько школ), при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу.

Выделение – это противоположность присоединения, когда образовательная организация отделяется от другой, тем самым создавая новое юридическое лицо, при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу .

Преобразование – это смена организационно-правовой формы юридического лица (н-р когда частная школа созданная в форме учреждения преобразовывается в автономную некоммерческую организацию, у которой свои преимущества).

Таким образом, реорганизация это прекращения деятельности образовательной организации, посредством передачи своих прав и обязанностей к другой образовательной организации (за исключением выделения). Реорганизация может быть сопряжена с возникновением новых, или прекращением ранее функционировавших юридических лиц. Простое изменение наименования образовательного учреждения не является реорганизацией —
Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, при ликвидации образовательного учреждения фактически прекращается существование и функционирование данной организации, т.е. в отличии от реорганизации, её права и обязанности не переходят к другому лицу.

Возвращаясь к статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует разъяснить её содержание. По смыслу данной статьи, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Приведённый пункт означает, что ликвидация и реорганизация образовательной организации осуществляется не в соответствии с законом об образовании, а в соответствии с другим законом, которым у нас является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). Как уже было сказано, образовательные учреждения являются юридическими лицами, а всё что связано с юридическими лицами в РФ, регулируется Гражданским кодексом. В статье 22 закона об образовании также говорится и об особенностях реорганизации и ликвидации, предусмотренных законодательством об образовании, которые мы будем рассматривать позже, разобрав, для начала, порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц предусмотренный ГК РФ.

Итак, реорганизация образовательных учреждений осуществляется по общему порядку, предусмотренному статьями 57-60 ГК РФ, а ликвидация в порядке, предусмотренном статьями 61-64 ГК РФ. Постараемся привести схожие положения из вышеназванных статей.

  1. Решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения принимается учредителем этой организации, либо органом, уполномоченным на то учредительными документами (уставом). Т.е. если учредителем школы является государство либо муниципалитет, то решение о её реорганизации или ликвидации будет принимать соответствующий государственный или муниципальный орган – являющийся её учредителем по уставу. Если школа частная, то подобное решение будет принимать собственник имущества данного учреждения. Ликвидация образовательного учреждения также может быть принудительной, в силу вступившего в законную силу судебного решения.
  2. Образовательное учреждение считается реорганизованным либо ликвидированным только с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. Давайте поподробнее остановимся на последнем пункте. Для того чтобы прекратить деятельность образовательной организации, нужно внести соответствующую запись в реестр министерства юстиции. Однако, чтобы не получить отказ в реорганизации или ликвидации от государственного органа, несмотря на принятое учредителем решение, нужно соблюсти соответствующую процедуру:

Для реорганизации —
1. Составить передаточный акт или разделительный баланс в зависимости от вида реорганизации
2. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
3. Дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в СМИ уведомление о реорганизации
4. Принять меры по разрешению своих обязательств перед кредиторами и обязательств дебиторов перед организацией
5. Предоставить соответствующий пакет документов в регистрирующий орган

Для ликвидации —
1. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию
2. Формирование ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора
3. Размещение в СМИ уведомления о ликвидации
4. Составление промежуточного ликвидационного баланса
5. Принятие мер по удовлетворению требований кредиторов
6. составление окончательного ликвидационного баланса
7. представление документов в регистрирующий орган

Общая процедура реорганизации и ликвидации состоит из вышеуказанных шагов, однако мы не должны забывать об особенностях предусмотренных законодательством об образовании, так:

  1. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
  2. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Очевидно, что процесс реорганизации или ликвидации юридического лица достаточно трудоемкий процесс, а если данное юридическое лицо является ещё и образовательным учреждением трудности лишь увеличиваются. Есть также нюансы и с трудовым законодательством — о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

В заключении следует отметить, что знание правовой сущности и порядка реорганизации (ликвидации) образовательных организаций позволит минимизировать риски от прекращения столь значимой для общества деятельности. Практика проведения указанных процедур свидетельствует, что наиболее предпочтительным вариантом между реорганизацией и ликвидацией в большинстве случаев является реорганизация, поскольку дает массу возможностей продолжать деятельность юридического лица.

Опубликовано: 31.07.2013

В деле принятия решения об осуществлении реорганизации того или иного ООО в форме присоединения могут наблюдаться следующие причины активизации этого правового процесса: —

  • единовременное принятие решений отдельными организациями,
  • создание совместного протокола о принятом решении (Протокол всех Сообществ),
  • решение отдельных организаций, принятые с минимальной разницей в 1 день

В процессе создания документа решения, необходимо в обязательном порядке указать общество-заявителя. Постановление о реорганизации путем присоединения готовится в форме протокола о происходящей реорганизации ООО в том случае, когда данное общество входят несколько участников. В течение не более 3-х дней, учитывая день принятия Решения, необходимо в срочном порядке оповестить регистрирующий орган о его вступлении в силу.

Реорганизация в форме присоединения предполагает своевременную подачу следующего списка документов в налоговый орган: —

  • уведомляющего заявления,
  • решения о фактическом присоединении Основного общества,
  • решение о произошедшем присоединении соответствующего общества.

Постановление о реорганизации путем присоединения также предполагает уведомление территориального налогового органа о факте состояния на учете и непосредственно о начале действия процедуры реорганизации. Данный документ, оповещающий соответствующие органы о факте присоединения, должен подаваться со стороны обеих организаций. Он не нуждается в нотариальном заверении. Не путайте налоговый и регистрационный учет, это два различных не взаимосвязанных понятия.

Постановление о реорганизации путем присоединения также предусматривает предварительное нотариальное заверение уведомительного заявления. Подача данного документа не подлежит обложению государственной пошлиной. Свидетельство, подтверждающее начало реорганизационной процедуры, обычно выдается в течение 3-х рабочих дней, начиная с того момента, когда было подано само уведомление.

Назад к статьям

Ликвидацией ООО называют полное прекращение деятельности компании с исключением её данных из реестра ЕГРЮЛ. Предусмотренная законом добровольная процедура достаточно трудо- и финансово затратная. Не говоря уже о длительных сроках процесса.

Что такое ликвидация ООО путем присоединения

Но бывают случаи, когда таким методом пользоваться нет смысла. И тут в игру вступают альтернативные варианты закрытия ООО. Среди которых самый быстрый и беспроблемный – ликвидация ООО путём присоединения.

Такой вид реорганизации многие путают со слиянием. Но между ними существенное различие – при слиянии две или (редко больше) фирм прекращают своё существование, но образуют новое юридическое лицо. При присоединении же одна компания вливается в другую. При этом первая организация перестаёт существовать как юридическое лицо. Вторая же становится полным её правопреемником и продолжает свою обычную деятельность. У этой компании меняется (чаще всего – увеличивается) уставный капитал и состав участников ООО.

Преимущества ликвидации через присоединение

Плюсов у этой процедуры много – недаром она так популярна у предпринимателей:

  1. Можно избавиться от фирмы с разумными долгами без длительной налоговой проверки – все обязательства автоматически переходят к правопреемнику
  2. Простота процесса по сравнению с другими способами ликвидации – налоговую в редких случаях заинтересует реорганизация (хотя бывает и такое). К тому же для ликвидации ООО путём присоединения не нужно бегать по инстанциям и собирать справки об отсутствии задолженности в различных фондах (ПФР, ФСС и т.д.) С одной стороны, вроде бы мелочь. Но с другой – получение этих бумаг может затянуться надолго, что, естественно, сильно затянет сроки реорганизации.
  3. В результате присоединения не появляется новое юридическое лицо (как в случае со слиянием). А это значит, что налоговая не будет донимать проверками на предмет реальности нового контрагента. Ещё один плюс – не придётся раскошеливаться на регистрацию нового юридического лица. Для сравнения: госпошлина на регистрацию юр.лица – 4 000 руб., госпошлина за присоединение – 1 500 руб.

Есть, конечно, у ликвидации через присоединение и минус – правда, у большинства наших клиентов он с лихвой перекрывается плюсами. Недостаток этого метода – возможность субсидиарной ответственности. Переводя на человеческий язык, это означает, что ответственность за все нарушения до присоединения к другой фирме лежит целиком и полностью на прежнем руководстве и/или собственниках.

Порядок ликвидации ООО путём присоединения

Предварительный этап

Конечно, по сложности эта процедура во много раз уступает добровольной ликвидации. Но и здесь есть свои тончайшие нюансы и подводные камни, обойти которые непрофессионалу практически невозможно. Но обо всём по порядку.

  1. Желательно заранее, до официального начала закрытия фирмы – это провести полную инвентаризацию активов компании, дебиторской и кредиторской задолженности. С дебиторов – истребовать долги, с кредиторами расплатиться по обязательствам. Замечательно, если активов и взысканной дебиторской задолженности хватает, чтобы расплатиться с кредиторами. В противном случае возможно привлечение средств учредителей.
  2. Минимум за 2 месяца уведомить о присоединении сотрудников компании. Работники могут как согласиться на переход в другую фирму, так и отказаться от этого. Последняя ситуация часто возникает, если организация-правопреемник находится в другом городе/регионе.
  3. Особое внимание следует уделить договору реорганизации и передаточному акту. В документах максимально подробно освещают как саму процедуру присоединения, так и её конечный результат. В бумагах оговаривают все спорные моменты, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений. Желательно, чтобы обе стороны ознакомились с документом подробно. Возможно, внесли свои замечания и пожелания.
  4. Теперь можно заняться распределением долей участников. Для этого не существует каких-то определённых нормативных документов, обычно участники всё решают полюбовно. Если же мирно договориться не получается, остаётся одно – обращаться в суд.

Основной этап

Первым делом нужно подготовить оригиналы и копии учредительных документов и паспорта руководителей и собственников. Теперь можно проводить общее собрание владельцев, на котором принимают единогласное решение о присоединении и фиксируют его в протоколе.

Далее порядок действий таков:

  • в течение 3 дней после принятия решения в налоговую предоставляют протокол общего собрания и заполненное «Уведомление о начале процедуры реорганизации» по ф.Р12003;
  • в «Вестнике государственной регистрации» помещают информацию о реорганизации. Объявление нужно будет продублировать ещё раз, но не раньше, чем через месяц после первой публикации. В публикации следует указывать действующий адрес правопреемника, по которому кредиторы могли бы направить свои претензии. Предоставление недостоверных данных может привести к признанию недействительным процесса реорганизации;
  • письменно уведомляют кредиторов о начале присоединения, если это не было сделано на этапе подготовки. В письме указывают срок принятия претензий – не менее 2 месяцев на удовлетворение требований.

После второй публикации в СМИ в налоговую инспекцию подают финальный пакет документов. Туда входят:

  • решения о присоединении (каждого из обществ отдельно и общее;
  • протокол общего собрания ликвидируемого юридического лица;
  • договор о присоединении;
  • передаточный акт;
  • почтовые документы, подтверждающие оповещения кредиторов;
  • копии сообщений из «Вестника государственной регистрации»;
  • заявление по ф.Р16003 (О внесении записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица);
  • заявление по ф.Р14001 (О внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
  • заявление по ф.Р13001 (О государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица)

Все заявления должны быть нотариально заверены.

Через 5 дней после подачи документов сотрудники ИФНС вносят запись в ЕГРЮЛ о ликвидации компании путём присоединения и выдают на руки соответствующие документы.

Риски при самостоятельной ликвидации

Несмотря на кажущуюся простоту, присоединение ООО – трудоёмкий процесс, требующий знания множества юридических нюансов. Малейшее отступление от установленной процедуры приводит к отказу от регистрации присоединения. К тому же необходимо постоянно держать под контролем и стараться свести к минимуму возможные риски – в 83 % случаев возникают проблемы с кредиторами, решить которые может только грамотный специалист.

Второй важный момент – не каждый бизнесмен может самостоятельно найти компанию, которая согласилась бы принять к себе другую и отвечать по её обязательствам. К тому же правопреемник должен быть солидной и внушающей контролирующим органам доверие организацией.

Но неопытные в подобных процессах предприниматели часто могут найти лишь партнёров с фиктивной деятельностью. А такие компании уже давно под наблюдением правоохранительных и налоговых органов. Как следствие – признание присоединения недействительным, требования оплатить все обязательства и хорошо, если обойдётся без уголовного дела.

С 2016 г. ИФНС держит на контроле большинство компаний-правопреемников. Сотрудники налоговой направляют запросы на почтовый адрес такой фирмы, иногда вызывает «на беседу» её руководителей. Всё это нужно для того, чтобы убедиться в реальном ведении хозяйственной деятельности контрагентов.

Если налоговая не получает ответы на свои запросы – не будет и разрешения на реорганизацию. ка, вызывает «на беседу» руководство компании. Если ответа не будет – не будет и разрешения на реорганизацию.

Кроме того, отказать в присоединении могут и по другим причинам:

  • предоставление недостоверных сведений;
  • подача недействительных документов;
  • массовость учредителей и руководства – числятся во многих компаниях;
  • судебная дисквалификация владельцев и руководителей фирмы.

Сроки и стоимость ликвидации

У профессионалов ликвидация компании путём присоединения занимает 2-4 месяца в зависимости от сложности ситуации. У дилетантов же этот процесс может тянуться до бесконечности – любая неправильно написанная цифра или буква служит отказом в реорганизации.

Каждый предприниматель выбирает сам, что для него важнее. Одни ходят по кругу и постоянно тратят время, нервы и деньги (как минимум, на госпошлины), зато экономят в цене. Другие же со спокойной душой обращаются к специалистам, которые на своём деле «собаку съели» и грамотно решают любые вопросы. Согласитесь, каждый должен заниматься своим делом. От заказчика потребуется только предоставить учредительные документы, подписать подготовленные специалистами бумаги и выдать доверенность на представление его интересов. Остальное возьмут на себя опытные профи. Ниже для ознакомления приведены расценки на ликвидацию компании через реорганизацию в форме присоединения.

Если вас интересуют другие альтернативные способы ликвидации, с ними вы можете ознакомиться перейдя по соответствующей ссылке или сразу позвонив нам по телефону: + 7 (495) 969-87-81

Услуга Сроки исполнения Стоимость
Ликвидация предприятия путем реорганизации в форме присоединения к компании в г.Москве, где директором и участником является нерезидент РФ (полное прекращение деятельности). В группе (не более трех компаний.) 120 дней 90 000
Ликвидация предприятия путем реорганизации в форме присоединения к компании в г.Москве, где директором и участником является нерезидент РФ (полное прекращение деятельности). 1к1 120 дней 140 000
Ликвидация предприятия путем реорганизации в форме присоединения к компании в Регионе (полное прекращение деятельности). В группе. 120 дней 80 000
Ликвидация предприятия путем реорганизации в форме присоединения к компании в Регионе (полное прекращение деятельности). 1к1 120 дней 150 000
Ликвидация предприятия путем реорганизации в форме присоединения к компании в регионе с последующей официальной ликвидацией правопреемника. 200 дней 350 000

Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-5435, в котором разобрался, необходим ли отдельный судебный акт для назначения администрации округа правопреемником администрации района, если она ссылается на его отсутствие как основание для отказа в возмещении убытков.

13 марта 2017 г. ООО «Спорт и отдых» обратилось в суд с иском к администрации Ступинского муниципального района Московской области о взыскании около 580 тыс. руб. убытков. Судом первой инстанции требования были удовлетворены, однако постановлением апелляции, оставленным без изменения кассационной инстанцией, решение было изменено, с администрации района взыскано около 510 тыс. руб. убытков.

В последующем законом Московской области № 82/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района» территории нескольких городских и сельских поселений данного района были объединены. При этом в соответствии с п. 4 ст. 4 закона со дня формирования администрации городского округа Ступино прекращаются полномочия администраций поселений и администрации Ступинского муниципального района.

25 сентября 2017 г. решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области администрация района была ликвидирована. Решением от 16 ноября 2017 г. учреждена администрация округа, которая приступила к выполнению полномочий органа местного самоуправления с момента вступления этого решения в силу.

В связи с этим ООО «Спорт и отдых» обратилось в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, замене администрации района администрацией городского округа Ступино Московской области в качестве ответчика, однако судами трех инстанций в удовлетворении заявления было отказано. Так, они установили, что администрацией района было отказано в исполнении вступившего в законную силу постановления кассации, которым с нее были взысканы убытки в пользу общества, со ссылкой на необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве и замене ответчика администрацией округа.

Суды установили, что на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве администрация района находилась в стадии ликвидации, сведений об исключении данного лица из ЕГРЮЛ в материалах дела нет. Кроме того, они отметили, что доказательств перехода установленных обязательств (прав, обязанностей) администрации района к администрации округа не представлено, передаточный (разделительный) акт, определяющий спорные имущественные обязательства администрации округа, не составлен. Руководствуясь в том числе Законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для замены должника вновь образованным юридическим лицом. Общество обратилось в Верховный Суд.

Рассмотрев дело № А41-12457/2017, высшая инстанция отметила, что в соответствии с ч. 10 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления являются правопреемниками органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 данного закона.

Суд указал, что заявитель приводил доводы о том, что с 2018 г. бюджет городского округа Ступино учитывается как бюджет единой территории (п. 2 ст. 3 закона Московской области).

ВС отметил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. «При этом необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, т.е. процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника», – указал Суд.

Он отметил, что судами не были приняты во внимание нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, а также акты Московской области и Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, принятые в целях реализации процесса преобразования муниципальных образований.

Судебная коллегия по экономическим спорам указала, что следует согласиться с доводом общества «Спорт и отдых» о том, что несоставление передаточного акта между администрацией района и администрацией округа, при наличии обстоятельств о преобразовании муниципального образования, само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для правопреемства. При этом она отметила, что ссылка администрации округа на то, что поскольку возмещение вреда не является обязательством, предусмотренным ст. 307 ГК, и поэтому правопреемство невозможно, не соответствует положениям ч. 10 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, не исключающей переход к органам местного самоуправления вновь созданного муниципального образования прав и обязанностей органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц), ранее осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований свои полномочия, в том числе по возмещению вреда.

Таким образом, ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова указала, что ВС в очередной раз пресекает достаточно очевидные злоупотребления со стороны муниципалитетов, которые, ссылаясь на формальные причины, зависящие от действий органов государственной власти, пытаются уклониться от исполнения решения суда о возмещении убытков.

«Здесь есть определенная аналогия со спорами о подведомственности, когда судам было запрещено отказывать в принятии дела к производству, если уже есть один отказ по неподведомственности. Так, из обстоятельств видно, что администрация-правопредшественник решение исполнять отказалась», – отметила она.

Александра Герасимова указала, что спорная норма ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в этом году уже анализировалась Конституционным Судом применительно к возмещению ущерба в связи со сносом построек, которые были возведены при попустительстве местных органов государственной власти РСФСР (Постановление КС РФ от 3 июля 2019 г. № 26-П). Тогда Суд указал, что ответственность должна быть распределена между муниципалитетами и субъектом в пропорции, которую должен закрепить законодатель, и порекомендовал привлекать разные уровни власти соответчиками.

«В рассматриваемой ситуации, как и в приведенном постановлении Конституционного Суда, применяется общий принцип неотвратимости юридической ответственности и обязательности судебных актов, которые, безусловно, нужно защищать и отстаивать. В обратном случае, если допускать уловки по неисполнению решений, теряется всякий смысл в разрешении споров посредством обращения в суд», – посчитала Александра Герасимова.

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова указала, что, поскольку органы государственной власти и местного самоуправления являются специальными субъектами, к ним не применяются обычные нормы об универсальном правопреемстве, а должен быть использован специальный закон. Она отметила, что в данном случае Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предусматривает передачу полномочий и, соответственно, обязанностей вновь образуемым правопреемникам взамен упраздненных органов.

Адвокат посчитала, что определение ВС отвечает общему принципу о том, что ликвидация государственного (муниципального) учреждения, выполняющего публичные функции, влечет за собой правопреемство в силу закона, и правопреемником в данном случае является орган местного самоуправления, которому переданы соответствующие публичные функции. При этом Валерия Аршинова отметила, что так как в судах находилось большое количество дел по вопросу правопреемства в городском округе Ступино, то разъяснения, содержащиеся в определении Верховного Суда РФ, могут успешно использоваться в качестве преюдиции.

Юрист Enforce Law Company Алексей Михайлов посчитал, что Верховный Суд правильно указал, что нижестоящие суды не учли специальные нормы, относимые к органам местного самоуправления, которые, в частности, регулируют момент возникновения правопреемства для вновь созданных муниципальных образований.

Алексей Михайлов отметил, что органы местного самоуправления выступают в гражданском обороте как юридические лица. При этом преобразование муниципальных образований осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

Юрист напомнил, что в ч. 4 ст. 4 закона Московской области указано, что «со дня формирования администрации городского округа Ступино прекращаются полномочия администраций поселений и администрации Ступинского муниципального района». Согласно ч. 4 ст. 57 ГК юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

«Однако суды нижестоящих инстанций не учли особенности правопреемства для органов местного самоуправления, установленные положениями ст. 13, 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, а также закона Московской области и нормативных актов Совета депутатов городского округа Ступино Московской области», – отметил Алексей Михайлов.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх