Реорганизация

Глава 6. Анализ сущности реорганизации исходя из действующего законодательства
§ 6.1. Реорганизация как способ прекращения юридического лица; ликвидация (упразднение) и реорганизация
В действующем ГК РФ реорганизация в отличие от многих нормативных актов советского периода и актов РСФСР начала 90-х гг. не определяется в качестве одного из способов прекращения юридического лица (исключая рудиментарные положения ст. 1093).
Даже в структуре Кодекса нет какой-либо единицы, в которой бы регулировались вопросы реорганизации, тем более структурной единицы, которая бы регулировала вопросы прекращения юридических лиц: основной гражданский закон регулирует основные вопросы реорганизации в общих положениях о юридических лицах гл. 4 «Юридические лица».
В законодательстве, конечно, и помимо ст. 1093 ГК РФ остались «следы» прошлого подхода к регулированию реорганизации лишь как способа прекращения юридического лица (ст. 6.1 Федерального закона «О государственной службе российского казачества», ст. 33 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 11 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Однако эти рудименты вряд ли как-то влияют на общую картину: прекращение реорганизуемого юридического лица не есть для современного законодателя определяющий признак, выделяющий реорганизацию как самостоятельное правовое явление.
Для подтверждения этой мысли отметим, что если оценивать все формы реорганизации, установленные законом с точки зрения того, является ли результатом процесса реорганизации прекращение существования юридического лица, проходящего процедуру реорганизации, то все их можно условно разделить на три группы:
1) способы, ведущие к образованию нового юридического лица с прекращением существующих (существующего) юридических лиц. К таковым можно отнести: слияние (возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица), разделение (прекращение общества с передачей всех его обязанностей вновь создаваемым обществам);
2) присоединение, при котором прекращается существование только присоединяемого общества (только одного из реорганизуемых), у присоединяющегося же увеличивается за счет присоединяемого общества имущество и (или) обязательства перед кредиторами, а также в некоторых случаях увеличивается число участников, т.е. реорганизуются два и более юридических лица, но прекращают существование только присоединяемые юридические лица (как подмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 ноября 2005 г. N А33-17112/04-С2-Ф02-5620/05-С2: «…в случае реорганизации в форме присоединения одно юридическое лицо вливается в другое юридическое лицо и таким образом перестает существовать как таковое, тогда как «другое» продолжает свое существование»);
Кстати говоря, как показывает опыт прошлого, даже когда ГК РСФСР 1964 г. признавал всего три формы реорганизации (слияние, разделение, присоединение), он также не выдерживал единства, поскольку наличие присоединения не позволяет сказать, что реорганизацию тогда было можно объяснять через прекращение юридического лица, как это чаще всего делалось в специальной литературе.
3) выделение — способ, ведущий к образованию новых юридических лиц, не сопровождающийся прекращением деятельности существующего (реорганизуемого) юридического лица .
Существуют законы, которые предполагают иное, однако скорее в силу неудачной юридической техники. К примеру, Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 33 которого указывает, что «прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации». Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (ст. 11) указывает, что «деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) или ликвидации».
Таким образом, само по себе прекращение является лишь следствием реорганизации, причем не во всех ее формах. Факт этот является давно признанным, и рассматривать реорганизацию сквозь призму института прекращения юридического лица как минимум некорректно, поскольку две из пяти признаваемых форм реорганизации при такой ситуации не могут быть адекватно объяснены и описаны. Можно предположить, что прекращение «подошло» бы в качестве главного определяющего признака для реорганизации (объяснения ее сущности), если бы мы исключили из форм реорганизации выделение, а также сделали бы комментарий для присоединения. Однако и это не решило бы проблемы:
— встала бы проблема квалификации этих двух нынешних форм реорганизации (к какому роду явлений правовой действительности их относить?);
— даже в тех формах реорганизации, реализация которых сопровождается прекращением, оно никогда не выступает единственным последствием реорганизации.
Прекращение, очевидно, не является целью реорганизации ; но даже если не сводить сущность явления к выделяемой цели его существования, то оно не является и определяющим последствием. А в силу того, что определение реорганизации через прекращение полностью «опускает» сам процесс реорганизации (реализуемые последовательно юридические факты), определение реорганизации через прекращение не только неверно по сути, но и вредно, поскольку способно привести к неправильному направлению в правовом регулировании.
Ранее сходную мысль высказывал А.В. Коровайко: «…очевидно, что прекращение реорганизуемого юридического лица не является целью проводимой реорганизации. В то же время такие важные признаки реорганизации юридического лица, как изменение субъектного состава его участников и изменение в имущественном комплексе юридических лиц, безусловно оказывающие влияние на реорганизационные процедуры, остаются без должного понимания и правовой оценки» (Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: Учеб. пособие. М.: Норма; Норма-Инфра-М, 2001. С. 9).
Это может привести к тому, что реорганизация попадет в «ловушку», связанную с ее рассмотрением через призму институтов прекращения, ликвидации и правопреемства, что исключит рассмотрение всех иных институтов, использование которых приводит к достижению целей реорганизации .
Пример такой «ловушки» дают рассуждения К.Т. Трофимова: «Анализ законодательства и правоприменительной практики показывает, что между «классическими» примерами реорганизации и ликвидации находится широкий круг случаев прекращения юридических лиц, объединяющих одновременно признаки реорганизации и ликвидации. С одной стороны, такое объединение является следствием сложности хозяйственного оборота, с другой, следствием неточности и поспешности решений законодателя. Возникает вопрос: является ли правопреемство достаточным критерием для разграничения реорганизации и ликвидации? Для ответа на вопрос, что в данном случае происходит: реорганизация или ликвидация, в первую очередь необходимо проследить судьбу имущественного комплекса юридического лица и цели его создания. При таком подходе «классической» ликвидацией можно считать лишь ликвидацию, связанную с удовлетворением претензий кредиторов путем полной или частичной распродажи имущества и разделом оставшейся части имущества (денежных средств) между учредителями (участниками) юридического лица. Все остальные случаи относятся к реорганизации, при которой имущественный комплекс остается в хозяйственном обороте» (Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук М., 1995. С. 14).
Относить реорганизацию юридического лица к способам его прекращения нельзя и еще по нескольким причинам:
а) действующее законодательство не признает общего понятия «прекращение», которое бы имело самостоятельное правовое значение. Оно рассматривает «прекращение» и в случае ликвидации, и в случае реорганизации как последствие, результат определенной процедуры (ликвидации) и как отдельный юридический факт, который завершает процедуру реорганизации. К примеру, как это указано в ст. 57 ГК РФ, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Однако отдельные законы знают самостоятельные составы прекращения юридических лиц, которые не подпадают ни под реорганизацию, ни под ликвидацию .
Об этом подробнее см.: Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М.: Статут, 2011; Он же. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. N 4.
Говоря иначе: действующему законодательству не хватает четкого определения понятия «прекращение» . Соответственно, при имеющейся неопределенности с правовым режимом прекращения определять через таковое институт реорганизации нам представляется не вполне правильным. Однако этот аргумент в большей степени формальный, нежели реальный, гораздо более содержательным выглядит другой аргумент;
В настоящее время в п. 3 ст. 49 ГК РФ указано, что «правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц». Вполне достаточным было бы продолжение этого правила, которое состояло в следующем: «…прекращение юридического лица (внесение записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц) завершает ликвидацию юридического лица, а также его реорганизацию в установленных законом случаях».
б) прекращение (как бы мы его ни определяли) не может выступать главной целью реорганизации. Вообще, определить какую-то нормативную цель реорганизации почти не представляется возможным в силу многообразия таких целей. Как можно увидеть из анализа прошлого нормативного опыта, законодатель иногда предпринимал попытку сформулировать цели осуществления соответствующих действий. К примеру, советские акты в области кооперации, говоря о соединении, указывали на такие цели, как «укрупнение кооперативного района» или «объединение хозяйственного обслуживания населения» (или «членов»). Регулируя разделение, те же акты указывали на такие цели: «обособление для самостоятельного обслуживания» определенной территории или группы населения либо определенной функции (см.: Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 20 мая 1924 г. «О потребительской кооперации» , Положение о сельскохозяйственной кооперации, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 октября 1927 г. , Положение о промысловой кооперации, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 11 июня 1928 г. ).
СУ РСФСР. 1924. N 64. Отд. 1. Ст. 645.
СУ СССР. 1927. N 109. Ст. 736.
Там же. 1928. N 86. Отд. 1. Ст. 586.
О целях реорганизации можно встретить упоминания и в современной специальной литературе. Так, О.В. Гутников называет реорганизацию «одним из самых распространенных способов оптимизации структуры производства и собственности» ; Г.С. Шапкина полагает, что целью реорганизации «являются структурные преобразования в экономике, стремление к укрупнению капитала, иногда — необходимость разделения бизнеса»; по ее мнению, «бывают и иные цели, причем порой выходящие за рамки закона, например попытки выведения активов реорганизуемого общества в новую структуру для того, чтобы оно могло уйти от ответственности перед кредиторами» . К.Т. Трофимов указывает, что по отношению к самой организации цели реорганизации можно классифицировать следующим образом: 1) внутренние — в интересах организации (получение прибыли, повышение эффективности использования имущественного комплекса, решение социальных или управленческих задач и т.д.); 2) внешние — в интересах третьих лиц .
Концепции развития российского законодательства. М.: Эксмо, 2010. С. 267.
Шапкина Г.С. Применение акционерного законодательства. М.: Статут, 2009. С. 124.
Трофимов К.Т. Указ. соч. С. 12.
Однако действующие нормативные акты (как, впрочем, и долгий период до их принятия) ничего о целях реорганизации не указывают (редкое исключение представляет разве что ст. 50 НК РФ, упоминающая реорганизацию, направленную «на неисполнение обязанностей по уплате налогов»).
Отказ от указания целей реорганизации в нормативных актах объясним: окончательно оформившаяся в 1987 г. в законодательстве «пятерка» форм реорганизации включает в себя столь разноплановые организационные явления (юридические составы), что подвести их под единую цель практически невозможно.
Так, отнесение к цели реорганизации прекращение юридического лица наталкивается на то возражение, что выделение явно преследует иную цель — создание нового юридического лица; можно привести в пример и присоединение: для присоединяющего лица прекращение также не выступает главной целью, цель здесь скорее приобретение активов и пассивов присоединяющегося лица; при преобразовании, разделении и слиянии хотя мы и имеем прекращение как одно из последствий, но оно явно не главное последствие (хотя мы не исключаем и таких целей). Говоря иначе, в большинстве случаев вовсе не прекращение, а именно создание нового юридического лица с определенными активами и (или) определенным составом участников (определенной структурой собственности) может выступать целью реорганизации.
В связи с анализом соотношения институтов прекращения и реорганизации нельзя не проанализировать и соотношение реорганизации и двух весьма схожих институтов: ликвидации и упразднения.
Этого настоятельно требует и анализ исторической ретроспективы: ведь в большинстве нормативных актов советского периода ликвидация и реорганизация рассматривались как способы прекращения юридического лица; как мы видели, в начале 90-х некоторые акты относили реорганизацию к подвиду ликвидации (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур»). Да и современное законодательство всегда рассматривает эти институты как схожие.
Одной из основных проблем, которая всегда дискутировалась при сравнении реорганизации и ликвидации, равно как и главной различительной чертой между двумя этими институтами, было отсутствие (наличие) проблемы правопреемства и его характер.
Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. С. 60 — 77.
Общее мнение, которое сложилось в доктрине, состоит в том, что отличие реорганизации от ликвидации состоит в том, что во втором случае нет правопреемства. Долгое время и ст. 61 ГК РФ содержала формулировку, согласно которой ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Таким образом, в законодательстве как бы подчеркивалось отсутствие в последнем случае правопреемства. Между тем такого отличия на самом деле просто никогда не было, поскольку правопреемство в том или ином виде существовало и при реорганизации, и при ликвидации. Просто при ликвидации оно всегда носило сингулярный характер в отличие от реорганизации, где таковое наблюдается только при способах реорганизации (выделение). Этот предрассудок (о том, что при ликвидации отсутствует правопреемство) неоднократно тиражировался в юридической литературе. В действующей в настоящее время редакции ст. 61 ГК РФ (с 1 января 2011 г.) этот предрассудок частично преодолен и указано, что «ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». Таким образом, уже действующий закон признал вещь очевидную: разделение реорганизации и ликвидации по основанию наличия (отсутствия) правопреемства невозможно и неправильно (хотя, как это ни странно, в современной литературе можно вновь встретить утверждения, что именно наличие правопреемства отличает реорганизацию от ликвидации ). А такое разграничение более целесообразно проводить по критерию характера правопреемства (при реорганизации — универсальное, при ликвидации — сингулярное).
К примеру, так утверждает П.А. Марков в своей докторской диссертации 2011 г.: «Правопреемство является абсолютным признаком, позволяющим разграничить реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. Спецификой реорганизации, отличающей ее от создания и ликвидации коммерческой организации, является наличие обязательного имущественного правопреемства, в том числе отражаемого в разделительном балансе или передаточном акте, посредством которого осуществляется переход имущества от одного юридического лица к другому» (Марков П.А. Теория реорганизации коммерческих юридических лиц: проблемы правового регулирования и правоприменения: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 13).
Однако и такая концептуальная подвижка вряд ли дает в полной мере отличие реорганизации от ликвидации. Дело в том, что сингулярное правопреемство возможно и в случае реорганизации — при выделении.
Более того, сопровождает оно всегда и такое организационное действие, как упразднение.
Гражданский кодекс такого института не знает. Между тем нельзя не вспомнить, что акты начала 90-х годов (Указы Президента РФ от 25 ноября 1991 г. N 232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», от 28 ноября 1991 г. N 240 «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания в РСФСР») рассматривали упразднение в качестве последствия реорганизации («установить, что комитеты по управлению имуществом республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения) являются правопреемниками упраздняемых в результате реорганизации государственных (муниципальных) предприятий и организаций розничной торговли и общественного питания»).
Несмотря на «пренебрежение» ГК РФ указанным термином, иные нормативные акты его использовали и используют применительно к государственным органам и организациям часто (правда, довольно несистемно). В одних случаях закон просто упоминает о таком институте, не давая его отличительных особенностей, к примеру, ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает возможность «упразднения» судов, должностей мировых судей. Причем поскольку статья касается всех высших судов, то очевидно, что упразднение касается и юридических лиц. Такое упразднение осуществляется обычно отдельным федеральным законом, причем единственный вопрос, который решается таким законом, — это «передача относящихся к ведению упраздняемого суда вопросов осуществления правосудия», все остальные вопросы упразднения законом не регулируются (к примеру, Федеральный закон «Об упразднении Курумканского районного суда Республики Бурятия»). Другие примеры: ст. 13.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая регулирует вопросы упразднения поселений; ст. 17 Федерального закона «Об обороне» содержит указание на «создание (упразднение)… других войск, воинских формирований и органов…»; ст. 11 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусматривает компетенцию Правительства РФ по «принятию решений о создании, перепрофилировании и упразднении научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск».
В других случаях упразднение либо прямо, либо косвенно выступает аналогом ликвидации. К примеру, косвенно о такой аналогии можно судить по следующим нормам: в отношении закрытого административно-территориального образования ст. 2 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» использует формулировку «создание, преобразование или упразднение закрытого административно-территориального образования»; в похожей юридической технике написана ст. 12 Федерального закона «О государственной охране», которая предусматривает возможность «создания, реорганизации и упразднения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны», а также ст. 10 Федерального закона «О внешней разведке» («создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки…»); Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 14) упоминает упразднение наряду с реорганизацией суда («отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда…»). Есть акты, где упразднение прямо указано в качестве аналога ликвидации: ст. 36 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения…»), ст. 12 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» («создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации»). Много норм об упразднении министерств и ведомств содержат указы Президента РФ. В таких указах обычно слово «ликвидация» не используется, в них говорится о передаче функций упраздняемых ведомств и (или) о передаче их имущества (к примеру, п. 3 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации») , однако в документах Правительства РФ, которые издаются в их исполнение, упразднение однозначно расценивается как ликвидация. В качестве примера можно привести распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 657-р, которым были определены мероприятия по проведению «ликвидационных мероприятий в отношении упраздненной Росохранкультуры» (п. 1).
«3. С 1 июля 2003 г.: а) упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации; б) передать Государственному комитету Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: функции Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; здания, сооружения, материально-техническую базу и иное имущество упраздняемых федеральных органов налоговой полиции (кроме Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации); в) передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений».
Как можно увидеть из приведенных нормативных положений, упразднение в большей степени рассматривается законом как ликвидация , причем такая, которая сопровождается правопреемством (в части функций как минимум). Существенное отличие упразднения от ликвидации лишь в том, что упразднить, судя по нормативным актам, можно и органы (должности), которые статусом юридического лица не наделены.
В части упразднения государственных органов о проблемах см. в следующей работе: Камалов О.А. Реорганизация и реструктуризация органов государственной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. С. 46, 47.
Отличие реорганизации от ликвидации и упразднения проявляется, с нашей точки зрения, не в наличии (отсутствии) правопреемства и его характере, а в других последствиях: реорганизация — это состав, реализация которого прежде всего приводит к созданию одного или нескольких новых юридических лиц; ликвидация же, напротив, — это состав, реализация которого приводит всегда к прекращению существования юридического лица. Такое различие предопределяет и совокупность юридических фактов, которые включаются в соответствующий состав.
Однако как это различие учесть в определении реорганизации? Очевидно, что это довольно трудно сделать, если находиться в парадигмах прошлого опыта, который ликвидацией и реорганизацией ограничивался при рассмотрении различных существенных организационных изменений (рассматривая их как частные случаи прекращения или как отдельные институты).
Очевидно, что надо искать какой-то дополнительный общий знаменатель, который бы объединял по какому-то общему признаку не только эти два института, но и ряд других. Об этом мы поговорим ниже.

Кто принимает решение о реорганизации?

Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ, реорганизация может проводиться по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции — в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.

Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции – например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

📌 Реклама

В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:

  1. Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
  2. Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию – государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
  3. Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
  4. Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

С какого момента юридическое лицо считается реорганизованным?

Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения – в этом случае присоединяемое юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности такого лица.

Реорганизация – окончание деятельности предприятия, сопровождающееся переходом его имущественных и иных прав и обязательств другой фирме. В ходе этого процесса образуются одна или несколько новых компаний. В некоторых случаях реорганизация является единственным и удобным способом позволяющим решить целый ряд проблем, возникших у фирмы.

Этот процесс регламентирует Гражданский кодекс РФ и другие специальные нормативные акты, которые раскрывают особенности реорганизации компании разными способами.

Понятие и применение

Что такое реорганизация предприятия? Это определение означает предусмотренную законодательством процедуру для юридических лиц, при применении которой права и обязательства организации передаются в порядке правопреемства другой фирме. В зависимости от формы реорганизации, права и обязательства могут переходить как полностью, так и определённой части.

Для частных компаний существует три основных организационно-правовых вида регистрации:

  1. ООО – общество с ограниченной ответственностью.
  2. ЗАО – закрытое акционерное общество.
  3. ОАО – открытое акционерное общество.

Со временем организация может значительно измениться:

  • Уменьшатся или увеличатся объёмы производства;
  • Меняется специфика производства;
  • Происходят изменения в структуре управления.

Тогда возникает необходимость преобразования фирмы и потребность вводить нововведения в плане организации. Когда производство нерентабельно или цели руководства уже достигнуты, предприятие переходит на другой уровень, для чего нужно расширять рынок сбыта и полномочия, совершенствовать отношения с партнёрами. В таких случаях предприятие реорганизуется. Причинами реорганизации фирмы могут стать:

  • Достижение новых целей;
  • Исправление критических ошибок и улучшение финансового состояния;
  • Предотвращение ликвидации или банкротства фирмы.

Изменение системы управления предприятием подразумевает перестройку процессов и структуру всех отделов. Для того, чтобы это осуществить, потребуется по-новому использовать действующие финансовые, товарные и информационные потоки, оборот документов, обязанности и ответственность, задачи и функции сотрудников, и корпоративную культуру в общем.

Реорганизация несёт для владельцев бизнеса определённые риски, такие как, проверки предприятия налоговыми органами на разных стадиях процедуры. Чтобы минимизировать риски, многие бизнесмены обращаются к экспертам, которые обладают правовыми знаниями и специализируются в этой области.

Оценка эффективности проекта реорганизации осуществляется потенциальным инвестором. Основным показателем эффективности считается прирост рыночной стоимости собственного капитала (для успешной организации) или минимизация размера её падения (для проблемной организации).

Основные факторы и регистрация процедуры

Успех или неудача реорганизации предприятия обусловлены объективными и субъективными факторами. Объективными факторами являются материальные, кадровые, финансовые, информационные и прочие ресурсы, придающие организации способность преодолевать инерцию и приспосабливаться к изменениям внешних и внутренних условий.

Основным субъективным фактором считается уровень подготовленности, организационной политики и способности руководства предприятия, который позволяет:

  • Определить объект для реорганизации;
  • Выбрать направление бизнес процессов и темпы преобразования;
  • Создать систему стимулов для всех участников процедуры.

Решение о реорганизации предприятия могут принимать собственник имущества, группа учредителей (участников) юридического лица, уполномоченные органы (в соответствии с учредительными документами) и по решению судебных органов. Существует два основных метода реорганизовать предприятие:

  1. Добровольный.
  2. Принудительный.

Реорганизация предприятия регистрируется согласно законодательству в соответствующих Государственных органах. Основанием для отказа в регистрации могут стать несоответствия в документах, которые предоставлены в Налоговую инспекцию:

  • Отсутствуют положения о правопреемстве юридического лица;
  • В документации нет разделительного баланса или передаточного акта (зависит от способа реорганизации).

Отказ оформляется официальным письмом, обосновывается, мотивируется нормативно-правовыми актами и может быть обжалован реорганизатором в суде. Реорганизация юридического лица считается состоявшейся с момента регистрации новых компаний, кроме присоединения. В этом случае процедура признана с момента регистрации в ЕГРЮЛ записи об окончании деятельности реорганизованного юридического лица.

Виды и формы

Разновидности и формы реорганизации предприятий, согласно которым происходит эта процедура, определены Гражданским законодательством. Таблица разновидностей:

Разновидность Особенности
Уменьшение предприятия Выделение Из юридического лица образуется одна или несколько компаний. Первоначальное предприятие продолжает работать
Разделение Юридическое лицо разделяется на две или несколько фирм. Проводится упразднение первоначальной организации
Укрупнение предприятия Присоединение К юридическому лицу присоединяется одна или несколько компаний. В результате действует только одна организация, присоединённые юридические лица ликвидируются
Слияние Объединение нескольких организаций и происхождение нового юридического лица, при этом все первоначальные фирмы прекращают деятельность
Преобразование Учреждение изменяет организационно-правовую форму (ООО реорганизуется в ОАО, ЗАО и т.д.). Обязательства, права и активы остаются в этой же компании .

К преобразованию можно отнести и смешанный тип реорганизации, когда используются две формы. Например, при разделении юридического лица с определённой организационной формой, могут сформироваться две или несколько компаний с совершенно другой формой.

Выделение

Основным отличием этого типа реорганизации является то, что в этом случае не происходит ликвидация или прекращение работы предприятия. Юридическое лицо реорганизуется в одну или несколько компаний. При этом к новым юридическим лицам переходят права и обязанности, которые имелись у первоначальной организации.

Переход прав и обязанностей производится на основании передаточного акта, где указывается, что именно передаётся новым компаниям. В передаточном акте также определяется, что останется у первоначального предприятия. При выделении активы должны предаваться с соблюдением принципа справедливого распределения. Этот принцип состоит в том, чтобы обязанности, которые передаются вновь организованным предприятиям, обеспечивались соответствующим имуществом (активами), что определено защитой прав кредиторов.

Разделение

При реорганизации в виде разделения первоначальное предприятие прекращает деятельность, оно исключается из ЕГРЮЛ с момента появления новых компаний. Чаще всего разделение фирмы происходит, когда возникает необходимость раздела бизнеса между учредителями. Хотя могут быть и другие причины разделения предприятия. Активы и пассивы делятся между новыми юридическими лицами в соответствии с передаточным актом. Решение о разделении компании принимают уполномоченные органы в соответствии с учредительными документами или согласно законодательству.

Присоединение

Обычно реорганизация предприятий путём присоединения используется в случаях, когда маленькие организации хотят соединиться с крупными компаниями. Сущность этой разновидности процедуры можно называть поглощением. После присоединения останется одна фирма. Малые предприятия, которые присоединились, перестанут существовать, а их участники получат часть активов в оставшейся компании.

Слияние

При реорганизации предприятия путём слияния образуется новое юридическое лицо. В этом случае используется передаточный акт, а в учредительных документах указывают, какие доли активов получены участниками слияния. Чаще всего, эти доли соответствуют активам, какие имелись у предприятий до слияния: чем больше имущества организации в общем количестве, тем больше часть её активов в реорганизованной компании.

Преобразование

При реорганизации в форме преобразования не организуются новые компании и не прекращают деятельность функционирующие. Преобразование предполагает изменение организационной формы и применяется, когда по каким-либо причинам требуется изменить форму предприятия.

Предприятию нельзя производить изменения в любую форму, какую захочется. Государственные нормативные акты, которые регулируют работу организаций, устанавливают в компанию какого типа можно произвести переход. К примеру, ООО может преобразоваться в хозяйственное общество, производственный кооператив или товарищество другого типа.

Неотменяемая реорганизация

В настоящее время существует ещё один вид изменения формы организации — неотменяемая реорганизация. Данный способ применяется не очень часто. В этом случае предприятие присоединяется к правопреемнику, которым выступает организация с участниками — гражданами иностранных государств и управляющей компанией, как исполнительным органом (директором).

При соблюдении протокола процесса и необходимых мер предосторожности, этот способ считается безопасным и отменить его нельзя. Важный момент, влияющий на успешность процедуры — кем заверяются документы правопреемника у нотариуса, и подписывается необходимая документация. Имеется два безопасных способа:

  1. Документы заверяют за границей, апостилируют и переводят. Заявителем считается иностранное лицо. Это увеличивает сроки и стоимость процесса.
  2. Документы заверяются представителем – резидентом на территории России по доверенности, которую сдают в регистрационные органы. В доверенности указывается, что данное лицо не вправе вести финансово-хозяйственную деятельность, только выполняет курьерские функции.

Порядок проведения

Процесс реорганизации проходит в несколько этапов:

Этап Действия
Уведомление Налоговой инспекции Необходимо в 3-х дневный срок сообщить в налоговые органы о решении реорганизовать компанию. Территориальным подразделением этой службы в реестр вносится соответствующая запись
Информирование кредиторов и СМИ В пятидневный срок с момента уведомления налоговых органов должны установить и проинформировать всех кредиторов. Два раза в течение месяца информация публикуется в средствах массовой информации
Инвентаризация имущества Составляется отчётный документ об оценке имущества юридического лица. Инвентаризация осуществляется как в отношении имущества организации, так и в отношении имущества, находящегося на хранении или являющегося предметом аренды
Создание документов Создаётся передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении)
Снятие с учёта Необходимо сняться с контроля в налоговой инспекции и в различных фондах
Закрытие счетов Закрываются все счета и ликвидируются печати организации
Регистрация новой организации При создании нового юридического лица оно должно пройти процедуру регистрации. Компания считается реорганизованной с момента, когда зарегистрировано новое юридическое лицо
Оформление новой документации Изготавливается или заменяется печать нового юридического лица, переоформляются счета в банках, учётные данные в государственных органах, кадровые документы и пр.

При реорганизации компании не могут из коммерческих преобразоваться в некоммерческие. Это запрещено законодательством. Исключение составляют унитарные предприятия, некоммерческие корпорации и муниципальные учреждения.

Последствия реорганизации для работников предприятия

В реорганизованной компании меняется структура, и нововведения затрагивают всех работников. Добавляются новые должности и обязанности, а другие ликвидируются. Часть служащих становится ненужной в новой фирме. Они могут или потерять работу, или поменять квалификацию.

При реорганизации предприятия следует учитывать следующие особенности и соблюдать права работников:

  1. Письменное согласие сотрудника на проведение реорганизации не требуется.
  2. Реорганизация не служит основанием для расторжения трудового договора в одностороннем порядке.
  3. В случае, если сотрудник попадает под сокращение штатов, его необходимо поставить в известность об этом под роспись за два месяца до сокращения. Не могут быть уволены по сокращению:
    1. Матери детей-инвалидов;
    2. Женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком;
    3. Одинокие родители;
    4. Беременные сотрудницы.

Работники, уволенные по сокращению штатов в реорганизованной компании, имеют право на выходное пособие, исчисляемое среднемесячным заработком. В период устройства на новую работу (не более двух месяцев) за сокращёнными сотрудниками сохраняется среднемесячный заработок.

Если в реорганизованном предприятии произошла смена владельца, им могут быть расторгнуты договора о трудовых отношениях с сотрудниками, занимающими должность:

  • Руководителя организации;
  • Главного бухгалтера;
  • Заместителя главного бухгалтера.

Смена владельца предприятия не может быть основанием для расторжения трудовых отношений с остальными работниками.

Опубликовано: 24.06.2013

Этапы реорганизации юридического лица определены законом. Этапы проведения процедуры расписаны относительно реорганизации юридического лица в Федеральном законе, регулирующем общий порядок регистрации субъектов предпринимательства.

Любой руководитель предприятия может заняться этим вопросом, четко придерживаясь общей инструкции:

  • Чтобы началась реорганизация юридического лица, об этом должно быть принято решение. Его принимают на собрании учредителей либо акционеров, утвердив план мероприятий. Параллельно нужно обратиться в пенсионный фонд и получить справку об отсутствии долгов.
  • В течение трех дней после принятия решения о реорганизации, в налоговую инспекцию подается уведомление. В пятидневный срок со дня подачи уведомления, реорганизатор обязан предупредить кредиторов. Также уведомление о реорганизации должно дважды опубликоваться в «Вестнике государственной регистрации».
  • Срок инвентаризации определяется на собрании учредителей или по приказу руководителя.
  • Ведется бухгалтерская отчетность предприятия в переходный период.
  • При слиянии, преобразовании или присоединении составляется акт передачи имущества. В случае разделения или выделения предприятия составляется разделительный баланс.
  • Составляются учредительные документы для новых предприятий.
  • Завершающий отчетный период:

a) Начисление сотрудникам зарплат;

b) Расчет износа нематериальных активов и основных средств;

c) Списание расходов переходного периода, которые не могли быть зафиксированы в акте;

d) Закрытие счета расходов и приходов промежуточного периода;

e) Составление окончательного бухгалтерского отчета ликвидированных предприятий;

f) Передача архивированной документации на хранение в новом предприятии;

g) Передача прав на использование ценностей и материальных активов предприятиям-преемникам.

В том случае, если регистрация нового предприятия будет происходить по другому адресу, то этапы реорганизации юридического лица могут несколько усложниться. Здесь следует руководствоваться постановлениями правительства РФ.

Чтобы не путаться в нюансах и не ходить по замкнутому кругу в процессе реорганизации предприятия, мы советуем руководителям предприятий доверять такое поручение лицам, имеющим соответствующее образование и опыт. При этом следует учесть, что законодательство и нормативные акты не всегда четко регламентированы и постоянно меняются. Далеко не каждый юрист, не имеющий такой практики, сможет пройти эту процедуру с одного раза.

Поэтому, даже если в штате ваших сотрудников такие потенциальные специалисты есть, вам не следует рисковать и тратить время на повторные попытки при подаче документов в госорганы. Лучше всего обращаться за помощью в профильные юридические организации, которые сделают работу без задержек в четко установленный срок.

Назад к статьям

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх