Сертификат тпп о форс мажоре

Вопрос: ТПП России выдает сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах только по внешнеторговым контрактам. А что делать, если нужно засвидетельствовать эти обстоятельства по внутрироссийскому контракту?

Ответ: В этом случае можно обратиться в соответствующую торгово-промышленную палату субъекта Российской Федерации, которым ТПП России рекомендовано в случае обращения организаций и предпринимателей и при наличии достаточных оснований оформлять Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности (протокол Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. №3).

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что при угрозе эпидемии форс-мажором могут быть признаны только запретительные меры, принятые Правительством РФ? К ним не относятся постановления, указы губернатора или мэра Москвы?

Ответ: Нет не правильно. Запретительные или ограничительные меры при угрозе эпидемии в соответствии с законодательством могут принимать и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае, если такие меры содержат прямые запреты и ограничения и в этой связи делают невозможным исполнение сторонами контракта своих обязательств, они тоже могут быть признаны форс-мажором.

Вопрос: Закупили иностранное оборудование, которое в течение гарантийного срока вышло из строя. Производитель не может направить специалистов в Россию для проведения ремонта в связи запретом на въезд иностранцев. Является ли это для фирмы-производителя форс-мажором?

Ответ: Да является. Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 г. №635-р был временно ограничен с 18 марта с.г. въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан (кроме отдельных категорий, в частности лиц, следующих по дипломатическим и служебным паспортам). ТПП России может выдать иностранной организации в этом случае соответствующий сертификат о форс-мажорных обстоятельствах.

Вопрос: Мы транспортное предприятие. Пассажирские перевозки из-за закрытия границы РФ с Прибалтикой и снижением количества пассажиров стали нерентабельными. Хотим временно прекратить перевозки на основании сертификата о форс-мажоре. Возможно ли это?

Ответ: Запретительных мер по вопросу автомобильного транспортного сообщения с прибалтийскими или иными иностранными государствами Российская Федерация на государственном уровне не принимала. Были введены с 18 марта с.г. лишь ограничения на въезд в России иностранных граждан. В данном случае обстоятельств непреодолимой силы не имеется. Кроме того, такие обстоятельства могут признаваться только в рамках исполнения конкретного договора (контракта), а не к деятельности предприятия в целом.

Вопрос: Предприятие сферы услуг. В связи с угрозой короновируса поток посетителей в последнее время рухнул, выручка тоже. Является ли это основанием форс-мажора для отсрочки или снижением платежей по аренде помещений, а также для приостановки платежей по ранее полученному кредиту?

Вопрос: Организация-арендатор оказывает образовательные услуги. Было рекомендовано перейти на удаленный режим работы. Можно ли не платить аренду за все время удаленной работы?

Вопрос: Наше предприятие–импортер закупаем товар за валюту. В связи с резким ростом курсов валют и удорожанием закупаемой продукции будет ли выдан сертификат о форс-мажоре? Также скажите, можно ли по этой причине приостановить платежи банку по валютному или рублевому кредиту?

Вопрос: Взяли кредит в иностранной валюте. Ее курс в последнее время сильно вырос. Является ли это форс-мажором для приостановки платежей?

Ответ: Нет, все эти обстоятельства форс-мажором не являются. В соответствии с законом и со сложившейся судебной практикой к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски, в частности, ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты.

В вышеуказанных случаях необходимо вести переговоры с контрагентами по изменению условий заключенных договоров.

Вопрос: Где можно ознакомиться с правилами оформления и выдачи сертификатов?

Ответ: Положение об оформлении сертификатов размещено на сайте ТПП РФ в сети «Интернет» в разделе «Услуги системы ТПП РФ» – «Юридические услуги» – «Удостоверение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)».

Вопрос: Какие документы необходимо предъявить в торгово-промышленную палату для оформления сертификата о форс-мажоре?

Ответ: Основными документами, которые должен представить заявитель, являются: заявление с подробным изложением причин и оснований для обращения, копия договора с приложениями, копии правоустанавливающих и регистрационных документов заявителя, а также документы компетентных органов, в том числе содержащие запретительные или ограничительные меры органов власти, и иные документы, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств форс-мажора.

Вопрос: Мы должны поставить по контракту за рубеж антисептики, бинты, бахилы, медицинские маски и другие средства защиты. Груз на таможне не пропускают, ссылаясь на запретительные меры Правительства РФ. Является ли это форс-мажорным обстоятельством?

Ответ: Да, является, поскольку постановлением Правительства РФ от 2 марта 2020 года № 223 введен запрет на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации, в том числе масок медицинских из нетканых материалов, защитных очков герметичных, одноразовых комбинезонов и костюмов химической защиты, бахил, бинтов, ваты, марли и т.д. В случае представления в ТПП России заявления и других необходимых документов организации будет выдан сертификат о форс-мажоре.

Вопрос: Не можем поставить продукцию за рубеж и забрать свои заказы оттуда, так как в связи с карантинными мерами в ряде стран ЕС границу закрыли. Какой документ из Италии и Чехии нужно представить в ТПП России для оформления сертификата?

Ответ: ТПП России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок только в отношении событий, которые наступили на территории Российской Федерации.

Ограничительные меры иностранных государственных органов, направленные на предупреждение распространения массовых заболеваний, в данном случае могут засвидетельствовать, соответственно, Торговая палата Италии или Торговая палата Чешской Республики. Выданные ими сертификаты являются достаточными для подтверждения форс-мажора по конкретной поставке. ТПП России в таких случаях сертификаты не выдает.

Вопрос: Мы – компания посредник, имеем крупные договоры поставки с большим числом компаний. Последнее время спрос вырос, но наши поставщики импортных товаров не могут своевременно обеспечить поставки в нужных объемах из-за форс-мажора на границе. Является ли это и для нас форс-мажорным обстоятельством?

Ответ: Нет, не является. В пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вопрос: Мы не можем исполнить обязательства по государственному контракту, связанному с поставкой товаров, производимых в Китае, по причине неисполнения контрактных обязательств китайским предприятием — оно приостановило работу из-за эпидемии. Как мы можем доказать свою добросовестность перед госзаказчиком и избежать штрафных санкций?

Вопрос: Являемся исполнителями контрактных обязательств по гособоронзаказу (ФЗ №275), но не можем исполнить в срок ввиду задержки поставок иностранных комплектующих, в том числе из КНР, где часть предприятий закрыта на карантин. По госконтракту будет признан форс-мажор или это относится только к договору с китайским заводом?

Ответ: В указанных ситуацииях иностранная компания должна обратиться в Китайский комитет по содействию международной торговле (CCPIT) за получением сертификата о форс-мажоре и направить его вам. Вы, в свою очередь, вправе предоставить указанный документ российскому заказчику в качестве обоснования причины просрочки исполнения своих обязательств. Если этот товар является уникальным или приобрести его в данных условиях у другого поставщика не представляется возможным, заказчик может пойти навстречу. Однако по данному договору само по себе это обстоятельство форс-мажорным заказчик может и не признать – многое зависит от конкретных условий, предусмотренных в госконтракте. В любом случае, оформленный китайскими органами сертификат о форс-мажоре поможет в решении проблемы.

Вопрос: Позволяет ли возникновение форс-мажорного обстоятельства вообще не исполнять обязательства по договору, либо это дает только право на освобождение от уплаты неустойки при просрочке исполнения?

Ответ: Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Таким образом, признание определенного обстоятельства форс-мажорным позволяет освободить контрагента от гражданско-правовой ответственности, например, в виде уплаты неустойки (штрафа, пени).

Что же касается самого обязательства, то в соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года №7 наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Если кредитор вследствие просрочки должника утратил интерес в исполнении должником обязательства, то он вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. При этом должник в силу форс-мажора не будет отвечать за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства.

Вопрос: Что делать выставочникам и другим организаторам мероприятий, проводимых с участием большого количества граждан, в связи с запретами, вводимыми региональными властями, например указом Мэра Москвы? Является ли это форс-мажором? Если является, то какие последствия в этой связи будут для организаторов и их клиентов?

Ответ: Да, это является обстоятельством непреодолимой силы. В качестве одного из оснований прекращения обязательства действующее законодательство закрепляет невозможность его исполнения в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 417 Гражданского кодекса РФ). Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ предусматривает запрет на проведение массовых мероприятий, а также временно приостанавливает проведение, в частности, мероприятий в сфере культуры, выставочной, спортивной, развлекательной и просветительской деятельности с числом участников более 50 человек одновременно. В силу вышеуказанных положений ГК РФ такой указ или подобные ограничения органов власти в других регионах будут являться основанием для отмены этих мероприятий и прекращения договорных обязательств, связанных с их подготовкой и проведением. Стороны в этом случае освобождаются от ответственности за нарушение обязательств и, если иное не установлено договором, то, по общему правилу, возвращаются задаток, аванс и иные произведенные платежи за вычетом фактически понесенных исполнителем затрат.

Вопрос: Если губернатором или мэром из-за угрозы распространения короновируса будет принято решение о закрытии для посетителей торговых и развлекательных центров, а также других предприятий торговли, общественного питания, культуры и досуга, то это признают форс-мажорным обстоятельством? Повлечет ли такое признание автоматическое прекращение заключенных предпринимателями договоров аренды площадей или помещений?

Ответ: Если такие временные ограничения властями будут введены, то они, скорее всего, будут признаны в качестве обстоятельства форс-мажора и повлиять на решение вопроса об ответственности по договору. Однако никакого автоматического прекращения договоров аренды это не повлечет. В данном случае арендатор на основании положений договора аренды или Гражданского кодекса РФ вправе будет предъявить арендодателю требование об изменении условий договора, например, об уменьшении арендных платежей или об их отсрочке (рассрочке) на период действия ограничения, либо требование о расторжении договора.

Следует отметить, что распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 г. №670-р дано поручение Росимуществу и иным федеральным органам исполнительной власти обеспечить заключение с субъектами малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений к договорам аренды государственного имущества, предусматривающих отсрочку арендной платы в 2020 году, и уплату ее равными частями в 2021 году, или на иных условиях, предложенных арендаторами, по согласованию сторон.

Кроме того, c 1 апреля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В соответствии со статьей 19 этого Закона арендатор по договору аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения и (или) отсрочки уплаты арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования арендованного имущества, связанной с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Условия и сроки предоставления отсрочки уплаты арендных платежей в отношении договоров аренды недвижимого имущества установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года №439. Круг арендаторов, к которым применяются вышеуказанные льготы, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года №434.

Таким образом, вышеуказанная проблема взаимоотношений между арендодателями коммерческой недвижимости и арендаторами по поводу сроков и размера уплаты в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» арендных платежей во многом решена на законодательном уровне и на уровне подзаконных нормативных актов.

Вопрос: Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 и от 02.04.2020г. № 239 были установлены нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года. Будет ли это признаваться обстоятельством непреодолимой силы при исполнении договорных обязательств?

Ответ: Да, это возможно, но только в том случае, если будет установлено, что по этой причине субъект предпринимательской деятельности в указанный период не имел реальной возможности производить товары, выполнять работы, оказывать услуги или осуществлять иные действия, и, как следствие, исполнить свои договорные обязательства в полном объеме или в установленные сроки.

В этом случае заявитель должен представить в торгово-промышленную палату сведения и документы, обосновывающую непосредственное влияние Указов № 206 и № 239, на исполнение им конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:

— о том, что исключения, предусмотренные пунктом 2 Указа № 206, пунктом 4 Указа № 239, а также соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для региональных системообразующих организаций), на работников данной организации (индивидуального предпринимателя) не распространяются;

— о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер, устанавливаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа № 239;

— о наличии локального правового акта данной организации (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов № 206 и №239 (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п);

— о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.

В случае представления заявителем вышеуказанных сведений, подтвержденных соответствующими документами, и при установлении прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, торгово-промышленная палата вправе оформить и выдать заявителю заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.

Что на самом деле будет с врачами, ординаторами и другими медиками в свете нового Приказа Минздрава № 327 н. Отвечаем на вопросы и развенчиваем мифы

14 апреля был утвержден Приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327 н, который буквально «поставил на уши» все профессиональное медицинское сообщество. В представлении он явно не нуждается – о нем уже много было сказано и еще больше написано. Однако, несмотря на все разъяснения юристов, вопросов по Приказу остается предостаточно. Особенно у ординаторов, которые заканчивают обучение в 2020 году, которых данный нормативный правовой акт напугал больше всех. Поэтому мы также решили дать свой комментарий и немного прояснить ситуацию. В частности, что чёрт на самом деле не так страшен, как его малюют.

Развенчиваем мифы и отвечаем на вопросы:

1) Что значит мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста?

2) Мораторий распространяется только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации или также и на проведение процедур сертификации и аккредитации?

3) Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?

4) Квалификационные требования и обязанность повышения квалификации пока никто не отменял

5) Что делать тем, у кого сертификат специалиста истек раньше 6 апреля и на кого продление срока действия сертификата не распространяется?

6) Лица, окончившие ВУЗ и ординатуру в 2020 году, смогут работать врачами-специалистами. Мнение о том, что им «светит» только должность стажёра – МИФ!

7) Смогут ли лица, окончившие медицинский ВУЗ, в 2020 году поступить в ординатуру?

1. Обзор основных положений Приказа № 327 н

Итак, Приказом № 327 н до 1 января 2021 года установлено следующее:

Объявлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста;

Срок действия сертификатов специалиста, которые истекли в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, ;

Некоторые категории лиц могут быть допущены к работе врачами-специалистами без получения сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста. Особо отметим, что это в том числе касается и тех, кто в этом году закончит ординатуру. Данные специалисты также смогут работать врачами-специалистами, а не врачами-стажерами вопреки распространенному мнению. Подробное юридическое обоснование данной позиции будет изложено далее.

Лица, которые обучаются в ординатуре по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность врача-стажера под руководством врача-специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов). Особо отметим, что это касается только обучАЮщихся, а не обучИВшихся в ординатуре.

Лица, которые обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Лица, которые имеют высшее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность врача-стажера под руководством врача специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Лица, которые имеют среднее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

2. Что значит мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста?

Начнем с того, что пунктом 2 Приказа № 327 н до 1 января 2021 года установлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста (в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста до вступления в силу данного приказа). По этому поводу существует две противоположные точки зрения:

До 2021 года установлен запрет на получение сертификатов и свидетельств. То есть, выдавать их в течение всего 2020 года нельзя.

Слово «мораторий» необходимо трактовать как «право на отсрочку получения сертификата или свидетельства об аккредитации». Сторонники этой теории утверждают, что якобы «физическим лицам предоставлено право воспользоваться отсрочкой в необходимости получения сертификатов специалистов до 01.01.2021 г. При этом никаких ограничений по прохождению обучения, при желании, а равно по выдаче сертификатов образовательными учреждениями не установлено». В частности, данная позиция была выражена адвокатом Морозом Дмитрием Витальевичем на сайте «Провизор 24». Аналогичной позиции придерживаются некоторые образовательные организации.

КАКАЯ ЖЕ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВЕРНАЯ?

Начнем с того, что традиционно, слово «мораторий» ассоциируется именно с «запретом на что-либо». Яркий пример – мораторий на смертную казнь, который, как мы полагаем никто не будет оспаривать, явно означает запрет на исполнение смертных приговоров, а не «право на их исполнение или неисполнение». В частности, в контексте запрета на смертную казнь слово «мораторий» употребляют российские суды, в том числе и Конституционный (см. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1274-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.05.2014 № 16-П, Апелляционное определение Липецкого областного суда от 28.11.2012 по делу № 33-2865/2012, Кассационное определение Пермского краевого суда от 20.09.2011 по делу № 22-7230 и другие).

В некоторых нормативных правовых актах слово «мораторий» действительно используется в значении «отсрочки исполнения обязательств». Например, об этом говорится в статье 202 Гражданского Кодекса РФ, а также в статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Можно предположить, что в данном случае Минздрав как раз и установил отсрочку и у субъектов есть право «пользоваться отсрочкой либо нет», однако и это не совсем верная трактовка. Давайте посмотрим на пример с банкротством.

В статье 2 Федерального закона «О банкротстве» указано, что мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей (то есть та же самая отсрочка). В статье 9.1 этого же закона, Правительству РФ предоставлено право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. При этом, как гласит часть 2 статьи 9.1 этого же закона, в период действия моратория, заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд, подлежат возвращению. Как мы видим, в данном случае мораторий означает ни что иное, как «запрет на признание должника банкротом по иску кредитора», а не как право на подачу такого иска.

Следовательно, если мыслить по аналогии, то Приказ Минздрава № 327 н также установил запрет (приостановление, отсрочку) получения сертификатов и свидетельств об аккредитации.

Единственный источник, в котором нам удалось найти подтверждение второй позиции, это Википедия и некоторые юридические словари. В частности, в Википедии со ссылкой на Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждается, что мораторий — это право на отсрочку платежа по долговому обязательству, предоставляемое в административном или судебном порядке.

Однако, согласитесь, что юридический статус Википедии и толковых словарей как минимум сомнителен. Более того, юридические словари в вопросе трактовки слова «мораторий» также друг-другу противоречат. Например, Большой юридический словарь, трактует мораторий именно как безусловную отсрочку исполнения обязательств, а не право на такую отсрочку. Более того, в словаре также отмечается, что термин «мораторий» нередко означает и отказ от совершения каких-либо действий.

В конце концов, если исходить из той логики, что Минздрав не планировал устанавливать запретов и на самом-то деле хотел предоставить медицинским работникам и образовательным организациям право на прохождение/проведение сертификации или аккредитации, то он скорее всего не стал бы вводить пункт о моратории, а просто продлил бы действие сертификатов и уточнил, что свидетельства об аккредитации будут выданы позже.

Поэтому все указывает на то, что Минздрав до конца года ввел не что иное как запрет на получение сертификатов и свидетельств. Отсюда назревает следующий вопрос:

3. Мораторий распространяется только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации или также и на проведение процедур сертификации и аккредитации?

Де-юре, мораторий установлен только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации. Это значит, что проводить процедуру сертификации и аккредитации пока можно. В чем же смысл такого моратория?

Данный вопрос лежит не совсем в юридической плоскости, поэтому ответить на него сложно. Для этого, как минимум, нужно «влезть» в голову авторам Приказа. Однако можем предположить, что запрет на выдачу свидетельств обусловлен ничем иным как желанием Минздрава немного облегчить жизнь своим работникам и лишний раз не вызывать людей на работу, чтобы не подводить их под угрозу заражения коронавирусом. Напомним, что свидетельства об аккредитации заполняются в Минздраве. Чтобы обеспечить выпуск 2020 года свидетельствами, придется выделить огромное количество трудовых и временных ресурсов ведомства. При том, по информации в интернете, на сегодняшний день свидетельства получили даже не все выпускники 2019 года. Очевидно, Минздраву сейчас не до этого.

Но в таком случае не совсем ясно почему мораторий также касается сертификатов специалиста? С ними совсем иная история, нежели со свидетельствами. Напомним, что сертификаты оформляются самими образовательными организациями и проблем с их заполнением и выдачей быть не должно.

Можно предположить, что Минздрав исходил из того, что сертификат выдается через 10 дней после сдачи сертификационного экзамена (пункт 30 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982 н (далее – Порядок выдачи сертификата № 982 н)). Следовательно, провести экзамен сейчас, а выдать сертификат условно через год, де-юре нельзя. Поэтому и сертификацию проводить никто не станет. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, нарушение обозначенного срока не влечет недействительность сертификатов. Более того, за выдачу сертификатов с задержкой не предусмотрено какой-либо специальной ответственности. В конце концов, аналогичная норма есть и для свидетельства об аккредитации, которое, напомним, должно выдаваться не позднее 30 календарных дней с момента прохождения аккредитации (пункт 3 Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352 н (далее – Порядок выдачи свидетельства № 352 н)). Тем не менее, это не мешает самому же Минздраву нарушать указанный срок.

Есть еще другой вариант, более простой – авторы текста Приказа № 327 н просто ошиблись. Этот вариант, хоть и кажется на первый взгляд смешным, но все-таки является вполне реальным, ведь Приказ явно готовился в спешке. В таком случае в ближайшее время в него могут внести изменения, которые расширят мораторий не только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации, но и на сами процедуры сертификации и аккредитации. Однако в этой ситуации потребуются также и изменения в другие подзаконные нормативные акты. В частности, в Порядок приема в ординатуру, согласно которому условием поступления в ординатуру является прохождение аккредитации специалиста (об этом подробнее читайте далее).

В общем, как бы там ни было, пока логика Минздрава не совсем ясна, а попытки ее понять – это не более, чем гадание на кофейной гуще. Мы лишь можем констатировать тот факт, что де-юре проводить сертификацию и аккредитацию пока что можно, а отсюда вытекает следующий вопрос:

4. Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?

Многие медицинские работники умышленно «подгоняли» срок действия своих сертификатов под 2020 год, чтобы продлить его на 5 лет (до 2025 года) и еще на длительно время забыть об аккредитации. В этой связи Приказ Минздрава № 327 н, который запретил получение сертификатов на весь 2020 год и объявил продление срока действия сертификатов на 12 месяцев, выглядит для медицинских работников медвежьей услугой.

На этом фоне активизировались образовательные организации, которые сейчас массово зазывают медицинских работников на сертификацию и предлагают огромные скидки на обучение. Дескать это последний шанс продлить свой сертификат и отсрочить вступление в непонятную процедуру непрерывного медицинского образования. При этом, некоторые образовательные организации обещают выдать сертификат сразу (неправильно трактуя значение слова мораторий, о чем мы уже рассказали выше), а некоторые предлагают пройти обучение сейчас, но сертификат выдать попозже (когда мораторий закончится).

Как бы там ни было, мы рекомендуем тем лицам, у которых сертификат истекает в 2020 году, пока воздержатся от его продления. Приведем аргументы:

Во-первых, как мы уже говорил выше, сертификат должен быть выдан через 10 дней после сертификационного экзамена. Поэтому вариант с «выдадим попозже» уже является формальным нарушением законодательства. Пусть за это и не предусмотрено специальной ответственности, да и нарушение срока выдачи не делает сертификат недействительным, все же неизвестно как подобные нарушения будет трактовать Минздрав и чем они аукнутся потом.

Во-вторых, как мы также уже говорили, Приказ № 327 н пока не вступил в силу и в него еще могут внести изменения. В частности, возможна такая ситуация, когда медицинский работник заплатит деньги за обучение, а Минздрав распространит мораторий не только на получение сертификата, но и на саму сертификацию. В итоге, деньги уже потрачены, а пройти экзамен будет нельзя.

В-третьих, действия регулятора в данной ситуации вовсе могут быть не предсказуемы вплоть до того, что выйдет какой-нибудь подзаконный нормативный правовой акт, который признает все сертификаты, выданные в период действия Приказа № 327 н, недействительными. О законности таких действий мы говорить не будем, так как действия органов власти не всегда формально соответствуют законодательству (мы в этом уже убедились на примере введения режима самоизоляции).

Наконец, важнее не то, что написано в Приказе, а то, как это трактует сам Минздрав. Вполне возможно, что в смысл Приказа № 327 н закладывался запрет в том числе и на проведение сертификации. Мы уже убедились как серьезно власть относятся к нарушению самоизоляции и вполне можем допустить, что проведение сертификационного экзамена будет трактоваться как нарушение санитарно-эпидемиологических мероприятий со всеми вытекающими последствиями как для самих обучающихся, так и для образовательных организаций.

Поэтому мы рекомендуем медицинским работникам пока не заключать договоры на обучение и подождать разъяснений Минздрава. Лучше немного переплатить за обучение позже, чем сейчас поддаться искушению в виде скидок, заплатить и так немалые деньги и в конец концов остаться «ни с чем».

К слову, мы уже направили соответствующий запрос. Чтобы не пропустить ответ, подписывайтесь на нас в социальных сетях. Это можно сделать по следующим ссылкам: ВКонтакте, Facebook и Telegram.

В конце концов, спешить некуда, ведь действие сертификатов, которые истекают в этом году, продлено на 12 месяцев. Однако в этом случае есть еще как минимум два нюанса. Рассмотрим их в следующих разделах.

Вследствие сложившейся обстановки из-за распространения коронавирусной инфекции, Торгово-промышленная палата (далее-ТПП) приняла решение выдавать сертификаты о форс-мажоре по внутригосударственным договорам без оплаты.

Свидетельство, выдаваемое ТПП — это документ, установленной формы, который выдается по запросу лица для подтверждения факта наступления обстоятельств непреодолимой силы. До 26 марта, выдача такого сертификата стоила для заявителя 13 000 рублей. С 26 марта 2020 года ТПП и ее региональные подразделения выдают сертификат о форс-мажоре бесплатно.

Выдача сертификатов на безвозмездной основе стала возможна по ряду причин. В-первую очередь, важную роль сыграло объявление Всемирной организацией здравоохранения пандемии в связи с распространением коронавирусной инфекции. Кроме того, на территории РФ были введены специальные нормативные правовые акты, которые носят запретительный и ограничительный характер. В частности, были закрыты Торговые центры, места общественного питания, курортные центры и т.п. Все сферы бизнеса в большей или меньшей степени пострадали. Доходы бизнеса резко сократились, в результате чего, ТПП решила выдавать необходимые сертификаты безвозмездно.

При этом ТПП отмечает, что под форс-мажором в данном случае понимается не само распространение коронавирусной инфекции и рост числа заболевших, а те действия, которые были предприняты государственными и муниципальными органами для противодействия COVID-2019.

По причине принятия ограничительных мер, реализация соглашений и договоров в полном объеме становится затруднительной, а иногда невозможной. Сертификат, полученный от ТПП поможет компаниям избежать штрафных санкций, временно приостановить действие договора и выплаты по нему. Сертификат об обстоятельствах непреодолимой силы необходим для предъявления его контрагенту с целью недопущения расторжения договора в одностороннем порядке или начисления пени, неустойки. Если какие-то из вышеперечисленных обстоятельств уже наступили, то Сертификат о форс-мажоре можно предъявить в качестве доказательства в суде. Для суда такой Сертификат является весомым доказательством.

Для того, чтобы получить Сертификат о форс-мажоре необходимо составить заявление, исходя из пунктов специального Положения о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы.

К заявлению также нужно прикрепить: правоустанавливающие и документы, полученные из регистрационного органа, документы, подтверждающие возникновение обязательств, например, договор, справка об объемах, выполненных по договору и др.

Особенно актуально получение сертификата о форс-мажоре для наиболее пострадавших от распространения COVID-2019 и ведения ограничительных мер отраслей экономики:

📌 Реклама

Сфера деятельности

Код ОКВЭД 2

Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки

49.3 — Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта

49.4 — Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам

51.1 — Деятельность пассажирского воздушного транспорта

51.21 — Деятельность грузового воздушного транспорта

52.23.1 — Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом

52.23.11 — Деятельность аэропортовая

52.23.12 — Обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения

52.23.13 — Выполнение авиационных работ

52.23.19 — Деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом

Культура, организация досуга и развлечений

90 — Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

93 — Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

96.04 — Деятельность физкультурно-оздоровительная

86.90.4 — Деятельность санаторно-курортных организаций

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79 — Деятельность туристических агентств и прочих организаций, представляющих услуги в сфере туризма

Гостиничный бизнес

55 — Деятельность по предоставлению мест для временного проживания

Общественное питание

56 — Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков

Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

85.41 — Образование дополнительное детей и взрослых

88.91 — Предоставление услуг по дневному уходу за детьми

Деятельность по организации конференций и выставок

82.3 — Деятельность по организации конференций и выставок

Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

95 — Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения

96.01 — Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий

96.02 — Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

Для того, чтобы получить сертификат, у субъекта предпринимательской деятельности должны не только возникнуть обстоятельства непреодолимой силы, но причинно-следственная связь между этими обстоятельствами и невозможностью их исполнения в срок или в полном объеме.

По заявлениям ФАС, под форс-мажор попадают, например, уже проведение торги по организации форумов или выставок. Это касается мероприятий, запланированных на апреля-май 2020 года. При обычных обстоятельствах по закону о контрактной системе закупку отменить уже нельзя. Но в условиях коронавируса возможно признать факт форс-мажора и перенести мероприятие на более поздний срок.

Положения о форс-мажоре может коснуться договоров поставки. Некоторые субъекты РФ ограничили свободный въезд и выезд транспортных средств. В результате чего, поставка товара может быть осуществлена с значительной задержкой. Чтобы избежать штрафных санкций и расторжения договора в одностороннем следует обратиться с заявлением в ТПП для признания данных обстоятельств — форс-мажором.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх