Социальный конформизм

  • Конформность

( от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности.

Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами.

При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.

Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Проблема влияния на поведение человека социальных норм является чрезвычайно актуальной и всегда интересовала психологов. Систематическое исследование явления конформности совершил Соломон Аш в середине 50-х годов. Было получено очень много информации о проблеме влияния группы на поведение индивида.

Экспериментальная ситуация, смоделированная в эксперименте Аша, была чрезвычайно близка к реальной ситуации общения человека.

Друзья или другие люди обсуждают определенный вопрос: когда они выразили свое мнение, спрашивают того, кто еще не высказался.

В такой ситуации человек должен либо согласиться с другими, или сообщить свою точку зрения.

Аш должен был установить, насколько стремление к адаптации изменяет поведение человека.

Ученый ограничил исследования сферы восприятия. Явление зависимости от группы он изучал в контролируемых лабораторных условиях на примере простых задач визуального сравнения, Аш провел хорошо спланированную серию экспериментов по стандартной методике.

Эксперимент был совершенно организован и проведен. Он продемонстрировал силу воздействия социально-психологических законов, показал, насколько силен фактор влияния группы. В этих простых экспериментах участники полностью осознавали ошибки других людей и свою правоту, но все же стремились подстроиться под общее мнение.

Исследования Аша производят большое впечатление, ведь они демонстрируют социально-психологический механизм зависимости человека даже в тех условиях, когда он четко осознает свою правоту и ошибки других. Коллизии общения становятся драматическими в сложных ситуациях, когда лицо не имеет определенной позиции, рассматриваемые вопросы, достаточно сложные, а давление заинтересованной группы — достаточно мощное. Работы Аша стали толчком к исследованию механизма конформности, что продолжается и поныне.

Вариации эксперимента Аша.

Аш провел также исследование, в котором один человек из семи подставных давал правильный ответ.

В таких условиях только 5% испытуемых соглашались с мнением группы. Итак, социальная поддержка снижает конформность. Когда есть хоть один человек, который является нашим союзником, мы можем оставаться верными своей позиции, осуществить сопротивление групповому давлению и избежать конформности.

Сегодня определено, что конформное поведение обусловлено следующими факторами:

  • Социальная поддержка;
  • Привлекательность группы и связь с ней. Чем привлекательнее для индивида является группа, чем теснее связь индивида с группой, тем охотнее он подстраивает свое поведение под общую и разделяет позиции группы. Крупнейшими конформистами будут те, кому группа очень нравится и кто разделяет ее ценности. Чем референтная группа для человека, тем сильнее будет действовать тенденция к проявлениям конформности. (так что счастье общих ценностей и референтности стоит личности самостоятельности в формировании свои позиции.)
  • Размер группы. При увеличении группы тенденция к конформности усиливается. Однако зависимость по уточненным данным выглядит несколько сложнее. Тенденция к конформности усиленно действует в группе размером 6-7 членов, дальнейшего увеличения группы уровень конформности выравнивается и даже снижается. Как считал Аш, в большей группе исследуемые постепенно начинают сомневаться в искренности ее членов и думать о заговоре участников с целью оказать давление. Осознав такие особенности, люди начинают противодействовать давлению.

Последующие исследования показали, что женщины более склонны к конформности, чем мужчины. Некоторые ученые опровергли этот вывод, однако в литературе закрепилась такая позиция. Современные исследования, проведенные более корректно, этого не подтверждают.

Данные, которые были получены ранее, сегодня объясняют предвзятостью мужчин-экспериментаторов, которые создавали более комфортные условия для мужчин, чем для женщин.

Критика эксперимента Аша в основном сводилась к тому, можно ли считать организованную экспериментальную ситуацию сопоставленной к реальным ситуациям. Замечания заключались в том, что участники легко склонялись к единодушию с группой, потому что считали экспериментальную ситуацию слишком простой и маловажной для себя. Однако, вероятно, поведение людей изменится, когда речь пойдет о важных для них ценностях.

Эксперименты Аша не только были одобрены в обществе профессиональных психологов, что случается редко, но и много раз повторены с вариациями различных условий.

Некоторые ученые считают, что с тех пор, как были проведены эксперименты Аша, уровень конформности постоянно снижается.

В странах с разными культурами, например, в Японии, уровень конформности значительно выше, чем в США, где поощряют индивидуализм.

Другие вариации эксперимента Аша

  • Эксперименты Сержа Московичи.

В эксперименте участвовали группы по 6 человек (2 сообщники экспериментатора и 4 «наивные» субъекты). Испытуемым презентовали тест на определение цветов якобы с целью определения их перцептивной компетентности.

Стимульным материалом в исследовании служили слайды голубого цвета. Сообщники экспериментатора при каждом предъявлении этого слайда называли зеленый цвет. Тем самым эти два оказывали давление на других (большинство).

Полученные результаты:

  1. Сообщники экспериментатора (меньшинство) повлияли на большинство («наивных» субъектов): 8,42% назвали «зеленый цвет» в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе их было всего 0,25%.
  2. Изменился порог различения цветов. При предъявлении испытуемым последовательного ряда цветов от чисто голубого до чисто зеленого в экспериментальной группе определения зеленого происходило гораздо раньше, чем в контрольной.
  • Эксперимент Ч. Немет и Г. Вахтлер.

Группе испытуемых в случайном порядке показали слайды с изображениями образцов якобы немецкой и итальянской живописи.

Члены контрольных групп обнаружили большую приверженность «итальянскому стилю». Это было определено как некую групповую норму. Введенные в группу сообщники экспериментатора были представлены как немцы или итальянцы по происхождению. Они открыто заявляли о своем предпочтении работ соотечественников. В результате независимо от участия в эксперименте сообщника-«немца» или сообщника-«итальянца» члены экспериментальных групп к картинам «немецких мастеров» отнеслись с большей благосклонностью, чем члены контрольных групп.

Как каким образом мы воспринимаем окружающий мир, что происходит на этапе между формированием образа конкретной деловой ситуации и последующим ролевым поведением?
Процесс отражения конкретных социальных явлений связан с формированием в сознании индивида субъективных, чувственных образов объективной реальности. Казалось бы, здесь все достаточно просто: вижу объект А — формируется образ a; вижу объект В — формируется образ в, вижу объект С — формируется образ с и так далее. В действительности же процесс отражения социальных объектов проходит несколько иначе. Поскольку в повседневном общении личность постоянно сталкивается с повторяющимися ситуациями, совокупностями взаимосвязанных социальных явлений, достаточно нам увидеть объект А, как в сознании автоматически выстраивается вся цепочка образов а — в — с. Так, например, близкого нам человека мы узнаем на большом расстоянии только по одному признаку — его походке.
Наиболее существенные с точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные образы социальных явлений именуются знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения.
Частным видом значений являются социальные стереотипы. Социальные стереотипы -— это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.
Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».
Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
1) Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов. Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип — характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили «Сейчас вы увидите портрет преступника» или «… портрет героя» и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали ее заметного влияния — 54%, активно сопротивлялись предлагаемому стереотипу — 10,7%. Вот какие портретные характеристики были даны молодому человеку, изображенному на фотографии:
«Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед (установка на стереотип «преступник»). «Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит; ворот рубашки растегнут. Видимо, это герой такой-то схватки, хотя у него и не военная форма (одет в клетчатую рубашку)» (установка — «герой»)
Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.
2) Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу. Так, например, у каждого более или менее опытного продавца формируется набор стереотипов покупателей типа «внимательный» — «рассеянный»; «придирчивый»; «вежливый» — «хамоватый» и т.д., что позволяет продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим образом.
3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне соответствует компонентам человеческого «Я».
4) Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.
И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип. В качестве примера можно сравнить расхожее мнение о женщинах легкого поведения и отношение к ним сотрудников милиции. вынужденных по долгу службы регулярно с ними общаться: их оценка представительниц этой профессии более объективна.
Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы активно используются средствами массовой информации для формирования общественного мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения.
— Навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под стереотип типа «демагог», «популист», «бабник», «пьяница» и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками.
— «Блистательная неопределенность»‘, использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д. Вариант для общения с руководством: «Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!»
— Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа «по многочисленным просьбам трудящихся»…, «все россияне единодушно поддерживают…» и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа «в коллективе есть мнение…», «коллектив считает, что…»
— Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность возможна в нескольких вариантах:
а) персонифицированном — ссылка на конкретное руководящее лицо;
б) обезличенном — «Там знают!»; «Сам в курсе»; «И тогда я позвонил, вы понимаете, кому…»; «Обсуждаем проблему и тут зашел сам…» и т.д.;
в) использование цитат — «Еще Сократ говорил, что…». Простонародность, или «свой парень». Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными. Используется для Домирования имиджа руководителя. Приемы разнообразны – от поездок на работу общественным транспортом до рукопожатий на улице, лобызания деток и зимнего купания в пруду.
Деперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке…» означает, что «встречают по стереотипу а провожают — по уму!». Особенно актуальна эта проблема в системе отношений «руководитель — подчиненный».
Как «сломать» стереотип, что нужно сделать, чтобы нас воспринимали не как должность, а как личность? В подобной ситуации целесообразно использовать два приема. Первый прием, условно назовем его «ищите хобби», предполагает поиск информации о том, чем интересуется ваш руководитель в свободное от работы время. Чаще всего, это политика, автомобили, садоводство и огородничество, домашние животные, здоровье и т.д. Иными словами, если удастся найти общий интерес помимо работы, общение перейдет на новый, неформальный уровень В качестве примера вспомним экранизацию новеллы О’ Генри «Деловые люди», герой которой грабитель неожиданно застает дома хозяина, но вместо перестрелки дело закончилось совместной выпивкой, поскольку у обоих оказалась одинаковая болезнь Однако следует иметь в виду, что этот прием эффективен только в том случае, если вы достаточно глубоко разбираетесь в данном вопросе и ваш интерес является искренним.
Второй прием, достаточно подробно представленный в работе Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», гораздо примитивнее по замыслу, но сложнее по технике исполнения. Суть его проста: выдать свой интерес за интерес этого человека. Как правило, этого добиваются путем повышения самооценки делового партнера, укрепления его Имиджа. Например, если поставка уже оплаченной партии товара задерживается, целесообразнее не апеллировать к совести, а просто вежливо поставить в известность что вы очень высокого о нем мнения и хотели бы порекомендовать его услуги своим знакомым, но не можете этого сделать, поскольку он до сих пор не выполнил своих обязательств.

Конформизм (социальный конформизм, конформность) – это изменение человеком норм, установок, восприятий, мнения и поведения в соответствии с теми, которые приняты или господствуют в данной группе или обществе. В свою очередь, нормы – это неявные конкретные правила, разделяемые группой лиц, которые определяют их взаимодействие с другими.

Тенденция к конформизму происходит как в небольших группах, так и в обществе в целом и может быть результатом как бессознательного влияния, так и откровенного группового давления. Но, что любопытно, человек может склоняться к конформизму, даже если он находится наедине с собой. Например, люди следуют социальным нормам, когда смотрят телевизор.

Несмотря на то, что зачастую конформизм рассматривается как негативное явление, он несет и положительные моменты. К примеру, позволяет «считывать» соответствующее поведение в обществе и налаживать эффективное взаимодействие. Он также влияет на формирование и поддержание социальных норм и помогает обществу функционировать плавно и предсказуемо посредством исключения поведения, которое рассматривается как противоречащее написанным правилам.

Разумеется, все это не значит, что вы не должны иметь своего мнения или уникального взгляда на мир. Это лишь значит, что любое общество (будь то африканское племя или офис Google) имеет свои неписанные правила, которых желательно придерживаться.

Виды конформизма

Существует несколько классификаций конформизма.

Конформизм может быть рациональным и иррациональным:

  • Рациональный предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными рассуждениями и суждениями.
  • Иррациональный конформизм (стадное поведение) – это такое поведение, которое человек проявляет, находясь под воздействием инстинктивных, интуитивных и бессознательных процессов в результате влияния чужого поведения.

Традиционным же считается разделение на внутренний и внешний конформизм:

  • Внутренний связан с реальным пересмотром человеком своих взглядов и позиций, что очень похоже на самоцензуру.
  • Внешний означает принятие норм и поведения, существующих в обществе, но при этом внутреннего принятия мнения не происходит. Однако именно этот конформизм и считается каноническим, так как это внешнее изменение.

Гарвардский психолог Герберт Кельман определил три основных типа конформизма:

  • Подчинение – это общественный конформизм, хотя при этом человек может иметь собственные убеждения. К такому поведению он склоняется из-за страха быть отвергнутым или желания утвердиться в обществе.
  • Идентификация – это стремление быть похожим на кого-то важного или популярного, например, знаменитость или любимого дядю. Идентификация – это более глубокий тип конформизма, чем подчинение, потому что происходит на внешнем и внутреннем уровне.
  • Интернализация возникает, когда человек принимает убеждения или поведение, причем демонстрирует его публично и конфиденциально, если «источник» (ролевая модель) заслуживает доверия. Это самый сильный тип конформизма.

Человек, не живущий в пещере, на протяжении рабочего дня сталкивается с проявлением конформизма постоянно: в офисе, по дороге на работу, в супермаркете, семье. Поэтому наивно полагать, что именно вы не поддаетесь данной модели поведения. Речь, скорее, идет о том, чтобы, принимая правила и нормы, оставаться цельной и гармоничной личностью.

Вот типичные примеры конформизма.

  • Подросток одевается в определенном стиле, потому что хочет вписаться к остальным в свою социальную группу.
  • 20-летняя студентка выпивает на вечеринке, потому что все ее друзья делают это, и она не хочет выглядеть странно.
  • Женщина читает книгу, чтобы обсудить ее в книжном клубе. Она ей понравилась. Позже, в книжном клубе все критикуют роман, и она в итоге соглашается с их мнением (либо только внешне, либо еще и внутренне, то есть действительно начинает думать, что книга плохая).
  • Когда все в классе решают, куда поехать на майские праздники, часть класса настойчиво предлагает один вариант, а остальные соглашаются, чтобы не возник конфликт (при этом их большинство).
  • Люди прошлого договаривались, что какой-то металл стоит огромных денег: из-за его редкости, свойств, цвета и прочих характеристик.

Почему люди склоняются к конформизму?

Мортон Дейч и Гарольд Жерар в 1955 году выдвинули теорию о том, почему люди становятся конформистами: так появились нормативная и информационная гипотезы.

Информационное социальное влияние возникает, когда человек обращается к членам своей группы, чтобы получить точную информацию о реальности. Глядя на других людей, вы можете облегчить свой выбор, но, к сожалению, люди не всегда правы.

Согласно информационной гипотезе причины возникновения конформизма:

  • Обычно это происходит в том случае, если человек испытывает недостаток в знаниях и наблюдает за группой, чтобы получить руководство к действию и правильно приспособиться.
  • Этот тип соответствия обычно включает интернализацию – когда человек принимает взгляды групп и адаптирует их как для отдельного человека.
  • Когда человек находится в двусмысленной (то есть неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой (эксперимент Шерифа).

Музафер Шериф (1936) хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте участники были помещены в темную комнату и их просили взглянуть на небольшую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить, на сколько футов эта точка сдвинулась. Трюк заключался в отсутствии движения, все было вызвано визуальной иллюзией, известной как автокинетический эффект. В первый день члены группы давали разные оценки, но на четвертый день она полностью совпадала у всех. Шериф предположил, что этот эксперимент является симуляцией конформизма.

Нормативное социальное влияние возникает, когда кто-то стремится быть принятым и оцененным остальной группой. Эта необходимость социального одобрения и принятия является частью наших потребностей.

Нормативное влияние состоит из трех компонентов:

  • Число людей: этот компонент имеет удивительный эффект – по мере увеличения количества каждый человек имеет все меньшее влияние.
  • Сила группы. Это то, насколько важна группа для человека. Те группы, которые мы ценим, имеют большее социальное влияние.
  • Непосредственность. Это то, насколько близко группа находится во времени и пространстве.

Согласно нормативной гипотезе основные причины этому таковы:

  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Этот тип конформизма обычно подразумевает податливость: когда лицо публично принимает взгляды группы, но частным образом отвергает их.
  • Уступка групповому давлению по той причине, что человек хочет вписаться в группу (эксперимент Аша).

Соломон Э. Аш (1951) показал группе людей, участвующих в эксперименте, одну эталонную линию, а затем три других и попросил сказать, какая из них больше соответствует эталонной. 12 из 18 человек давали неправильный ответ, наблюдая друг за другом (хотя ответ был достаточно очевиден).

В результате других своих эспериментов Аш выяснил, что примерно 74% людей свойственен конформизм.

Социальные ответы и нонконформизм

После того, как человек сталкивается с групповым давлением, он может реагировать совершенно по-разному.

Когда человек оказывается в положении, когда он публично соглашается с решением группы, но в частном порядке не согласен с этим, возникает молчаливое согласие. В свою очередь, преобразование, иначе известное как частное принятие, предполагает как публичное, так и частное согласие с решением группы. В этом случае человек на самом деле меняет свое мнение.

Другой тип социального ответа, который не предполагает конформизма, называется конвергенцией. Здесь член группы изначально не согласен с мнением группы и не меняет своей точки зрения.

Такое поведение также называют нонконформистским. Нонконформизм – это стремление придерживаться и отстаивать нормы, мнения, социальные установки, восприятие и поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается противоположностью конформизма, но все не так просто.

Нонконформизм может проявляться в форме:

  • Независимости (инакомыслии) – нежелании прогибаться под групповое давление. Таким образом, человек остается верным своим личным стандартам вместо того, чтобы принимать групповые. Это именно то понятие нонконформизма, которое знакомо большинству.
  • Антиконформности – принятии мнений, которые противоположны тем, что поддерживаются в группе. Такой человек мотивирован необходимостью восстать против статуса-кво, он «против, потому что против». Он не будет читать «Гарри Поттера» или идти на фильм «Аватар», потому что так делает большинство, то есть просто из принципа. Либо же делать все это, но не признаваться, чтобы не потерять своего статуса нонконформиста в глазах окружающих.

В разных ситуациях одни и те же люди склонны проявлять разные социальные ответы, начиная от молчаливого согласия, заканчивая антиконформностью. Впрочем, если люди, которые придерживаются одной манеры поведения в группах.

В нашем обществе огромное количество людей считает себя нонконформистами, занимаясь самообманом, а также считая, что конформизм – это обязательно плохо. Возможно, вы уже поняли, что даже в этом деле легко удариться в крайности и протестовать просто потому, что большинство согласно. Используйте критическое мышление и будьте готовы принимать решения на основе фактов, а не того, много или мало людей имеет ту или иную точку зрения. Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1026, _D1027, 1Коммуникации, 4Психорегуляция, 4СамопознаниеСтраница 3

1. внутригрупповая внушаемость — бесконфликтное, неосо­знаваемое принятие членом группы мнения группы. Происходит как бы гипнотизирование: принятие мнения группы происходит совершенно некритично;

2. конформность — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Человек осознан­но меняет собственные оценки, под давлением группы внутренне оставаясь несогласным с этим (голый король);

3. негативизм — человек во всем противится мнению группы, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию; он «привязан» к групповому мнению, но всегда с обратным зна­ком;

4. коллективизм — это тип поведения личности в коллекти­ве, для которого характерно избирательное отношение к ее любым влияниям, к мнениям группы, продиктованное сознатель­ным следованием ее общественно значимым целям и задачам.

Большое психологическое значение для взаимоотношений в коллективе имеют особенности слов, мимики, жестикуляции, действий коллег в зависимости от отдельных ситуаций и усло­вий. Все это составляет источник дополнительной информации.

Возьмем, к примеру, слово «спасибо!». Им выражают, напри­мер, благодарность за выполненную работу, на которую было затрачено достаточно много времени. «Спасибо», сказанное сер­дечно, с теплотой, выраженное рукопожатием или др. жестом, может согреть вас, улучшить ваше самочувствие и вы не жале­ете о затраченном труде. «Спасибо» можно сказать официально, протокольно, из чего можно сделать вывод, что вы ничего осо­бенного не сделали, а просто выполнили обыкновенный служеб­ный долг. «Спасибо» можно сказать и с иронией, намекая, что вы напрасно потеряли время, и что труд ваш не принес результата.

Важен также способ передачи информации, например, кто, пе­редает информацию, сообщает решение: руководитель, его заме­ститель или технический работник. Сообщение информации на­едине, перед коллективом или публично увеличивает или умень­шает ее ценность.

Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, вза­имно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реа­гированию определенным образом на слова и поступки окружаю­щих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива;

на выработку, принятие и осуществление совместных реше­ний;

на достижение эффективности совместной деятельности.

Таким образом, социально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устой­чивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личност­ных ценностей и ориентации.

Как известно, социально-психологический климат может быть благоприятным или небла­гоприятным.

Признаки благоприятного социально-психологического климата:

— доверие и высокая требовательность друг к другу;

— доброжелательная и деловая критика;

— достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

— свободное выражение собственного мнения при обсужде­нии вопросов, касающихся всего коллектива;

— удовлетворенность принадлежностью к фирме:

— терпимость к чужому мнению;

— высокая степень эмоциональной включенности и взаимо­помощи;

— принятие на себе ответственности за состояние дел в груп­пе каждым из ее членов .

На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:

1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее бла­гоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эф­фективность совместной деятельности и личную удовлетворен­ность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонима­нии, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.

Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.

Психофизиологическая связана с синхронностью индивиду­альной психической деятельности работников (различная вы­носливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распреде­лении физических нагрузок и поручении отдельных видов ра­бот.

Психологическая предполагает оптимальное сочетание лич­ностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.

Несовместимость проявляется в стремлении членов коллек­тива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфлик­там.

2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина пред­приятия.

3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.

4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.

5. Условия труда.

6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения сво­бодного времени.

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — сти­мулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным поте­рям.

Страницы: 1 2 3 4

ТЕСТ 1

I: ТЗ 1.38.

S: Отсутствие стремления как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется:

-: конкуренция;

+: избегание;

-: кооперация;

-: сотрудничество;

-: справедливость;

-: приспособление.

I: ТЗ 1.39.

S: Открытое столкновение противоположных позиций,

интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется:

-: инцидент;

-: противоречие;

+: конфликтная ситуация;

-: конфликт;

-: конфликтные действия;

-: исходы конфликта.

I: ТЗ 1.40.

S: Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:

-: повышает психологическую напряженность;

-: снижает эффективность совместной деятельности;

+: обнаруживает существующие противоречия;

-: изменяет условия и обстоятельства общения;

-: верны ответы А и В;

-: верны ответы В и Г.

I: ТЗ 1.41.

S: Межличностные конфликты представляют собой:

-: столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;

-: ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;

+: столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;

-: отражение социально-экономических проблем общества.

I: ТЗ 1.42.

S: В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных

эмоций включает:

-: солидарность, снятие напряжения, согласие;

-: предложение, указание, мнение, ориентацию других;

+: просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;

-: верны ответы Б и Г;

-: верны ответы А и В.

I: ТЗ 1.43.

S: Под социальной перцепцией понимается:

-: социальная детерминация перцептивных процессов;

-: восприятие в процессе межличностного взаимодействия;

+: зависимость восприятия от внутригрупповых отношений;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.44.

S: Регулятивная роль впечатлений, возникающих у индивидов, вовлеченных в межличностное общение, связана с тем, что:

-: познавая в общении другого, формируется и сам познающий индивид;

+: точность понимания другого человека обусловливает эффективность совместной с ним деятельности;

-: верны ответы А и Б;

-: верны ответы В и Г.

V3: 2. Функции общения.

I: ТЗ 1.45.

S: В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

-: эмоциональная оценка другого;

+: интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения;

-: построение стратегии воздействия на собеседника;

-: построение собственной стратегии поведения;

-: верны ответы А и Б;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.46.

S: Идентификация:

+: является одним из способов понимания другого человека;

-: выражается в уподоблении себя другому человеку;

-: является одним из механизмов усвоения опыта;

-: верны ответы Б и В;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.47.

S: В социальной психологии под рефлексией понимается:

-: познание субъектом самого себя;

+: бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;

-: принятие позиции другого человека;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.48.

S: Приписывание индивиду причин поведения называется:

-: социальная рефлексия;

+: когнитивный диссонанс;

-: социальная категоризация;

-: идеосинкразический кредит;

-: социальная стратификация;

-: все ответы не верны.

I: ТЗ 1.49.

S: Приписывание одним индивидом другому тех или иных причин поведения происходит на основе:

+: сходства поведения этого другого с каким-нибудь лицом, известным первому;

-: принципа подобия с известным;

-: аналогий;

-: сложившихся схем каузальной атрибуции;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.50.

S: Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает будут видеться ему:

-: в личностных особенностях наблюдаемого;

-: индивидуальных особенностях наблюдаемого;

+: индивидуально-психологических особенностях наблюдаемого;

-: в особенностях наблюдаемого как субъекта деятельности;

-: в особенностях наблюдаемого как социального субъекта;

-: во внешних обстоятельствах.

I: ТЗ 1.51.

S: К эффектам социальной перцепции относятся:

-: эффект первичности;

-: эффект края;

-: эффект недавности;

+: эффект Зейгарник;

-: верны ответы А и В;

-: все ответы не верны.

I: ТЗ 1.52.

S: На смысловом уровне установки:

-: определяют привычки и являются основой социального контроля;

-: верны ответы А и В;

+: верны ответы Б и Г.

I: ТЗ 1.53.

S: Целевые установки:

-: связаны с конкретными действиями;

+: связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело;

-: верны ответы Б и В;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.54.

S: Социальная установка на другого человека, в кото-

рой преобладает эмоциональный компонент, называется:

-: аттитюд;

-: аттракция;

-: гиперболизация;

+: стереотипизация;

-: социальная категоризация;

-: идентификация.

I: ТЗ 1.55.

S: Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется:

-: суггестия;

-: убеждение;

+: заражение;

-: подражание;

-: замещение;

-: мода.

I: ТЗ 1.56.

S: Паника возникает в массе людей как определенное

эмоциональное состояние, являющееся следствием:

+: дефицита информации о какой-либо непонятной новости;

-: верны ответы А и В;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.57.

S: Отличительными особенностями внушения как особого вида воздействия являются:

-: его целенаправленный, неаргументированный характер;

-: передача информации, основанная на ее некритичном восприятии;

+: верны ответы В и Г;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.58.

S: Подражание как социально-психологический механизм:

-: у взрослых выступает элементом научения;

+: в подростковом возрасте направлено на внешнюю идентификацию подростком самого себя со значимой для него личностью;

-: верны ответы Б и В;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.59.

S: К психологическим характеристикам группы относятся:

+: групповые интересы;

-: групповые потребности;

-: групповые нормы;

-: групповые ценности;

-: групповые цели;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.60.

S: Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:

-: переживания «свой – чужой»;

-: наличие «Мы-чувства»;

+: отсутствие доверия к другим группам;

-: аутгрупповой негативизм;

-: рефлексия границы группы;

I: ТЗ 1.61.

S: Интегральными психологическими характеристиками группы являются:

-: общественное мнение;

-: групповые нормы;

+: половой состав группы;

-: верны ответы Б и Г.

I: ТЗ 1.62.

S: Совокупность характеристик членов группы, важных

с точки зрения ее анализа как целого называется:

+: структура группы;

-: групповые процессы;

-: композиция группы;

-: групповые нормы;

-: групповые санкции;

-: групповая динамика.

I: ТЗ 1.63.

S: Функции, выполняемые отдельными членами группы, и межличностные отношения в ней определяют:

-: границы группы;

-: структуру группы;

+: композицию группы;

-: привлекательность группы;

-: внутригрупповую дискуссию;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.64.

S: Обязательными параметрами описания группы в социальной психологии являются:

+: композиция группы, структура группы, групповые процессы;

-: групповые цели, групповые нормы, групповая задача;

-: групповая сплоченность, групповая динамика;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.65.

S: Место индивида в системе групповой жизни обозна-

чается понятием:

-: роль;

-: статус;

+: позиция;

-: значение;

-: верны ответы А и Г;

-: верны ответы Б и В.

I: ТЗ 1.66.

S: Система групповых ожиданий является:

+: характеристикой композиции группы;

-: показателем групповой сплоченности;

-: фактором групповой динамики;

-: верны ответы А и Б;

-: верны ответы В и Г.

I: ТЗ 1.67.

S: Групповые нормы –

+: это правила, принятые группой;

-: поддерживаются групповыми санкциями;

-: связаны с ценностями группы;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.68.

S: Механизмы, посредством которых группа контролирует соблюдение членами группы групповых норм, называются:

-: групповое давление;

-: групповое мнение;

+: групповое ожидание;

-: групповые санкции;

-: верны ответы А и Б;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.69.

S: Основными признаками социальной группы являются:

-: интегральные психологические характеристики;

+: наличие параметров группы как целого;

-: действие группового давления;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.70.

S: Эффект социальной фацилитации заключается в том, что присутствие других людей:

+: облегчает действия индивида и способствует им;

-: влияет на индивида, независимо от его отношения к этим людям;

-: верны ответы А и В;

-: верны ответы Б и Г.

I: ТЗ 1.71.

S: Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:

-: группа членства;

-: вторичная группа;

-: референтная группа;

-: формальная группа;

+: неформальная группа;

-: все ответы не верны.

I: ТЗ 1.72.

S: Согласно Дж. Морено все конфликты и напряжения

обусловлены:

-: несовпадением микро- и макроструктур общества;

+: неразвитостью отношений в микроструктурах;

-: низкой дифференцированностью микроструктур;

-: антогонизмом между микроструктурами;

-: верны ответы Б и В;

-: все ответы не верны.

I: ТЗ 1.73.

S: Согласно интеракционистской концепции:

+: поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант;

-: группа есть система взаимодействующих индивидов, фукнкционирование которых описывается индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением;

-: верны ответы А и В;

I: ТЗ 1.74.

S: В структуре общественной психологии наиболее устойчивым элементом является:

-: психологический склад;

+: эмоциональная сфера;

-: идеология;

-: мода;

-: верны ответы Б и В;

-: все ответы не верны.

I: ТЗ 1.75.

S: К психологическому складу большой социальной

группы могут быть отнесены:

-: нравы;

-: обычаи;

-: традиции;

+: все ответы верны;

-: верны ответы В и Г.

I: ТЗ 1.76.

S: Формой этнической общности являются:

-: нации;

-: народность;

-: национальная группа;

+: этническая группа;

-: все ответы верны;

-: верны ответы А и В.

I: ТЗ 1.77.

S: Психологические различия между этническими группами являются:

-: абсолютными;

-: константными;

+: относительными;

-: индивидуализированными;

-: верны ответы А и Б;

-: все ответы не верны.

I: ТЗ 1.78.

S: Общественное мнение:

-: выражает и отражает оценки событий и фактов;

+: не влияет на умонастроение людей;

-: формируется под влиянием искусства;

-: верны ответы А и Г;

-: все ответы не верны.

I: ТЗ 1.79.

S: Принятие существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в группу индивидом описывается как результат:

-: группового принятия;

-: группового давления;

-: групповой дискуссии;

-: группового сплочения;

+: групповых санкций;

-: группового мнения.

I: ТЗ 1.80.

S: Позицией, противостоящей конформизму, является:

+: нонконформизм;

-: негативизм;

-: нигилизм;

-: протест;

-: самостоятельность;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.81.

S: В модели А.В. Петровского осознанное внешнее согласие индивида с требованиями группы при сохранении внутреннего расхождения с ними называется:

-: внутригрупповая внушаемость;

+: конформность;

-: коллективистическое самоопределение;

-: внутренний конформизм;

-: внешний конформизм;

-: ложный негативизм.

I: ТЗ 1.82.

S: Объективными факторами, определяющими уровень конформности человека в группе являются:

+: характеристики самого индивида;

-: особенности взаимодействия индивида и группы;

-: верны ответы А и Б;

-: все ответы верны.

I: ТЗ 1.83.

S: Отличие лидера от руководителя заключается в том, что:

+: лидерство можно констатировать в условиях микросреды, тогда как руководство – элемент макросреды;

-: лидер избирается, а руководитель назначается;

-: явление лидерства более стабильно по сравнению с руководством;

-: верны ответы А и Б;

-: все ответы верны.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх