Специалист по социальной работе

Сфера деятельности

Психология, педагогика, социальная работа

Вид деятельности

Общаться с людьми (помогать, обслуживать, консультировать)

Краткое описание

Социальный работник – это специалист, который помогает незащищенным слоям населения (например, одиноким пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям). Люди, о которых заботится социальный работник, называются подопечными.
Основная задача социального работника – улучшение материально-бытовых условий жизни подопечных, психологическая поддержка, обеспечение социально-правовой защиты. Специалист обеспечивает подопечных продуктами питания, занимается уборкой и приготовлением пищи, покупает лекарства, ходит в поликлинику за рецептами на лекарства и результатами анализов, посещает подопечных в больнице.
Социальный работник занимается сбором документов для различных государственных учреждений, добивается назначения льгот и субсидий. Кроме того, специалист проводит консультации по правовым, психологическим и педагогическим проблемам, а также предлагает пути преодоления трудных жизненных ситуаций. Например, предлагает родителям ребенка, имеющего трудности в обучении, перевести его в специализированное учебное заведение.
Также в обязанности социального работника входит отслеживание и выявление нуждающихся в помощи людей. Помимо этого, социальный работник может заниматься и работой с молодежью: проводит профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, организует помощь молодым семьям, выявляет и решает проблемы молодежи в области трудоустройства.

Где учиться

Направления образования:
Социально-экономическое направление
Вузы:
39.03.02 Социальная работа

    • Академия труда и социальных отношений (АТиСО)
    • Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ) Факультет социологи и психологии
    • Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) Факультет социальной работы
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ) Факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы
    • Московский государственный областной университет (МГОблУ) Факультет психологии
    • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) Факультет социальной коммуникации
    • Московский городской педагогический университет (МГПУ) Институт психологии, социологии и социальных отношений
    • Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ)
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Факультет педагогики и психологии
    • Российский государственный социальный университет (РГСУ) Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
    • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) Психолого-социальный факультет
      39.03.03 Организация работы с молодежью
    • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (МГГУ Шолохова) Институт политики, права и социального развития
    • Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) Гуманитарный институт
    • Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (МАТИ) Институт менеджмента, экономики и социальных технологий
    • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) Факультет социальной коммуникации
    • Московский городской педагогический университет (МГПУ) Институт психологии, социологии и социальных отношений
    • Российский государственный социальный университет (РГСУ) Факультет педагогики, социальной работы и ювенологии

      Колледжи, техникумы, училища:
    • Социальный колледж российского государственного социального университета (СК РГСУ)
    • Социально-педагогический колледж МГППУ (СПК МГППУ)
    • Колледж по подготовке социальных работников № 16 (КПСР № 16)
    • Техникум сервиса и туризма № 29 (ТСиТ № 29)

Где работать

    • Социальные службы
    • Отделы по работе с молодежью администрации города
    • Отделы социального обеспечения предприятий и учебных заведений
    • Дома престарелых
    • Дома инвалидов
    • Детские дома
    • Комитеты социальной защиты
    • Органы опеки и попечительства
    • Пенсионный фонд, фонд социального страхования

специалист, осуществляющий деятельность по планированию, организации, контролю и реализации социальных услуг и социальной помощи населения (профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе”).
Должность специалиста по социальной работе предусмотрена в организациях социального обслуживания, здравоохранения, образования и других отраслей.
Основная цель профессиональной деятельности специалиста: предоставление социальных услуг и социальной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Деятельность специалиста по социальной работе в различных организациях, подразделениях, в различных сферах деятельности имеет свою специфику и значительные отличия. Вместе с тем, имеются единые требования и подходы, утвержденные профессиональным стандартом «Специалист по социальной работе”.
В соответствии со стандартом специалисты по социальной работе должны иметь высшее (бакалавриат, магистратура) или среднее профессиональное образование по специальности «Социальная работа” либо пройти профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности, иметь стаж практической работы 3 года. Специалистам присваиваются 6-й и 7-й уровни квалификации.
Общетрудовой функцией специалистов 6-го уровня является деятельность по оказанию социальных услуг и предоставлению социальной помощи гражданам, включающая следующие трудовые функции:
— анализ обращений для установления нуждаемости граждан в социальном обслуживании;
— определение формы социального обслуживания, видов, объема, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятий по социальному сопровождению, разработка индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
— организация социального обслуживания граждан — получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании.
Общетрудовой функцией специалиста 7-го уровня квалификации является деятельность по планированию, организации и контролю реализации социального обслуживания граждан, включающая следующие трудовые функции:
— планирование, организация и контроль деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг, социального сопровождения, профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании;
— контроль реализации индивидуальной программы оказания социальных услуг;
— прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан, объема и качества оказываемых социальных услуг и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих их нуждаемость в социальном обслуживании;
— участие в подготовке предложений по формированию социальной политики, развитию социального обслуживания, оказания социальных услуг населению и профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.
Выполнение данных функций путем осуществления трудовых действий, обозначенных профессиональным стандартом, требует наличия у специалиста по социальной работе соответствующих знаний, умений и навыков. Специалист должен знать:
— основные направления государственной политики в сфере социального обслуживания населения;
— нормативные правовые акты в области социальной защиты населения;
— национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, государственные и региональные стандарты социальных услуг;
— теорию и технологию, правовые, экономические, педагогические и социально-психологические основы социального обслуживания;
— цели, задачи и функции организаций социального обслуживания, различных поставщиков социальных услуг;
— основные формы, виды и методы социального обслуживания, особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;
— российский и зарубежный опыт практической социальной работы;
— основы документоведения.
Специалист по социальной работе должен быть ответственным, руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, соблюдать профессионально-этические требования к работникам системы социальной защиты населения. Он должен уметь:
— использовать технологии и методы социальной работы, виды и формы социального обслуживания;
— устанавливать контакты с получателями социальных услуг и их социальным окружением;
— применять методы диагностики личности, индивидуальных особенностей, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;
— составлять индивидуальную программу оказания услуг, социальный паспорт (социальную карту) семьи и гражданина для комплексного предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
— взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами и обеспечивать интеграцию их деятельности при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;
— анализировать и оценивать процесс и результаты реализации социальных услуг и социальной поддержки на индивидуальном уровне;
— разрабатывать и участвовать в реализации инновационных технологий социального обслуживания;
— изучать и обобщать передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы, применять его в практической деятельности;
— участвовать в разработке и реализации социальных проектов (программ), направленных на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки.
Н.Н. Стрельникова
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”; Приказ Минтруда России от 22.10.2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе”; Управление в социальной работе: Учебник / Под ред. профессоров Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: ИТК «Дашков и К°”, 2013.

Многим людям, которые оказались в беде, приходится общаться с социальными работниками. Кто эти специалисты, чем они занимаются, и какую помощь они могут оказать нуждающимся в поддержке.

Средняя заработная плата: 15000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 68% Оплачиваемость 27% Конкуренция 33% Входной барьер 36% Перспективы 59% Социальный работник – это человек, на профессиональной основе оказывающий помощь отдельным категориям граждан, которые не могут в полной мере позаботиться о себе самостоятельно. Благодаря помощи таких специалистов престарелые люди, инвалиды, дети-сироты, многодетные семьи и другие группы населения могут получить требуемую поддержку.

История профессии

Люди издавна живут в социуме, и практике помощи слабым и немощным уже тысячи лет. В глубокой древности у разных народов функции утешения и поддержки выполнялись жрецами и волхвами. Позже, с принятием на Руси христианства заниматься такой деятельностью стали монахини, в обиход вошли слова «милосердие» и «благотворительность».

Да и сами члены общины часто проводили «совместные помочи» – толоки, чтобы коллективными усилиями быстро вырубить лес и построить дом для погорельца, запасти на зиму сена для безлошадных селян, оказать помощь по хозяйству вдовам, сиротам и солдаткам.

В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:

  • лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • пенсионерам, престарелым и одиноким людям;
  • многодетным малообеспеченным семьям;
  • бездомным;
  • жертвам насилия;
  • беженцам;
  • алко-, наркозависимым и их семейному окружению;
  • семьям, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и не могут их преодолеть самостоятельно.

Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.

Заниматься соцподдержкой можно, работая:

  • в госструктурах (управления труда и социальной защиты, службы занятости, пенсионные фонды, пенитенциарные органы);
  • в коммунальных учреждениях (детские дома, приюты, центры социального обслуживания, реабилитации и ресоциализации);
  • в благотворительных и общественных организациях;
  • частным консультантом.

В зависимости от места работы перечень функций специалистов может сильно отличаться. Одни в основном занимаются приемом посетителей и оформлением им необходимых социальных выплат, другие работают непосредственно «в поле», навещая подопечных по месту их проживания и оказывая самые разные услуги.

На каких специальностях лучше учиться

Обучение на социального работника организовывают средние профессиональные и высшие учебные заведения. Колледжи и техникумы предлагают специальность, которая так и называется – «социальная работа», в университетах выбор направлений гораздо шире:

  • психология и социальная педагогика;
  • медико-социальная работа с населением;
  • социальная защита и социальное обслуживание детей и семей;
  • социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • социальная работа с молодежью и др.

Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).

Лучшие ссузы и вузы для обучения

Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:

  • Колледж по подготовке социальных работников Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Здесь можно бесплатно учиться на всех специальностях, основными являются профили «Право и организация социального обеспечения» и «Социальная работа». Курс на базе 9 класса длится 3 года 10 месяцев. Партнерами ссуза являются различные государственные органы, реабилитационные центры, приюты.
  • Северный педагогический колледж (г. Екатеринбург). Выпускник этого учебного заведения может работать не только в школе, но и в учреждениях социальной сферы. Имеется хорошая специализированная библиотека и развитая материально-техническая база.
  • Факультет среднего профессионального образования «Колледж» Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. После окончания курса обучения многие выпускники становятся студентами вуза. Тем, кто хочет пойти работать, помогут с трудоустройством: многие партнеры ссуза ищут себе квалифицированных сотрудников.

Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:

  • Российский новый университет (г. Москва) – негосударственная организация, он обучает бакалавров по направлению «Социальная работа», привлекая дополнительно преподавателей из других ведущих столичных вузов. Студенты могут параллельно получать квалификацию переводчика или углубленно изучать иностранные языки. У РосНОУ есть договор с МГУ им. М. В. Ломоносова о подготовке студентов по специальности «социальный педагог».
  • Башкирский государственный университет (г. Уфа) занимается подготовкой специалистов по соцработе, социологии, работе с молодежью. Бакалавры после окончания вуза умеют оказывать профессиональные услуги разным категориям населения (семьям, детям, пациентам больниц, военнослужащим, заключенным). Выпускники без труда находят себе работу в самых разных структурах Республики Башкортостан.
  • Московский социально-экономический институт – это негосударственное учреждение, делающий упор на подготовку соцработников для сферы здравоохранения, образования и специализированных государственных органов. Основными являются три профиля: «Менеджмент социальной работы», «Социально-правовая защита населения» и «Социальная работа в системе социальных служб». Срок обучения – 4 года, есть возможность освоить курс очно и заочно.

Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.

Обязанности на работе

К основным обязанностям социальных работников можно отнести:

  • выявление людей или семей, которые в связи со сложными жизненными обстоятельствами нуждаются в помощи;
  • предоставление им сведений об их правах и о структурах, которые могут оказать им услуги;
  • содействие в составлении необходимых документов;
  • помощь в решении бытовых вопросов (приготовление еды, уборка в доме, приобретение медикаментов, оплата жилищно-коммунальных услуг);
  • различные виды терапии, особенно для детей (музыкальная, арт-терапия);
  • оказание социальных услуг (психологическая поддержка, налаживание коммуникации с родственниками, правовое консультирование);
  • регулярное посещение клиента в соответствии с утвержденным графиком;
  • составление отчетности.

Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.

Кому подходит

Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.

Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:

  • ответственность и порядочность;
  • чувство такта и коммуникабельность;
  • развитая интуиция и умение слушать;
  • организаторские способности;
  • компетентность в разных вопросах;
  • умение выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.

Плюсы и минусы профессии

К преимуществам профессии можно отнести шанс за бюджетный счет получить образование, востребованность специалистов во всех регионах страны, высокая значимость их деятельности для общества. Также важны официальное трудоустройство и возможность самореализации. Минусы – низкая зарплата, сложные категории населения, с которыми приходится иметь дело, риск подхватить инфекционное заболевание, психологические перегрузки.

Сколько получают

Профессия социального работника не относится к числу высоко оплачиваемых, нередко эта работа является призванием человека. Средняя зарплата по стране составляет около 15 тысяч рублей. Больше можно заработать в Москве и отдаленных регионах (30–45 тысяч рублей).

Как построить карьеру

После окончания колледжа карьерные перспективы соцработника невелики. Но при наличии высшего образования он может претендовать на руководящие должности в организации (начальник отдела или сектора, заместитель директора по данному направлению).

Перспективы профессии

В наше время потребность в социальных работниках очень велика и в ближайшие десятилетия она не уменьшится. Если всевозможную продукцию все больше выпускают автоматизированные станки, то с человеком, имеющим жизненные проблемы, сможет работать только квалифицированный специалист.

Алексей Кузнецов

University proceedings. Volga region

№ 2 (30), 2014

Общественные науки. Социология

Key words: social work, competences, model of competences, profession.

Преобразования, происходящие в российском обществе, вызвали существенное обострение многих социальных проблем, важнейшим направлением решения которых является профессиональная социальная работа. В настоящее время профессия специалиста по социальной работе находится на этапе становления. Сегодня сформированы основы социальной работы, в первую очередь это официальное признание профессии и утверждение квалификации «специалист по социальной работе», появление учреждений по оказанию социальных услуг населению, разработка нормативно-правовой базы и методическое обеспечение профессиональной деятельности и т.п. . Сущность социальной работы заключается в оказании помощи по осуществлению социальных прав как отдельных индивидов, так и групп различного характера. Социальный работник должен квалифицированно оказать помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством диагностики их проблем, информационной и консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем. В сложных жизненных ситуациях чаще всего оказываются социально уязвимые группы населения нашей страны. К одной из таких групп можно отнести людей пожилого возраста. Переходное состояние экономики наиболее негативно отразилось на качестве их жизни, ценностных идеалах, а также на способах адаптации в изменяющихся условиях.

Пенсионные выплаты и льготы ежегодно индексируются, однако по-прежнему не могут обеспечить достойное существование пожилой части населения. Чаще всего размеры данных выплат не позволяют обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей старшего поколения в качественном питании, лекарствах, качественной медицинской помощи и т.д. Кроме нехватки денежных средств, пенсионеры часто сталкиваются с проблемой одиночества, которая приводит к невозможности самостоятельно обеспечить свой быт. Именно поэтому в современном обществе большое значение отводится социальному обслуживанию пожилых людей. Социальная работа представляет собой сложную деятельность, которая имеет ряд особенностей, в связи с этим предъявляются высокие требования к навыкам и личностным качествам социальных работников. В настоящее время среди работодателей распространена оценка персонала с помощью модели компетенции работника. Под компетенцией понимается способность человека выполнять определенные трудовые функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию личности, а также описывают его производственное поведение. Модель компетенций описывает стандарты поведения, существующих или желаемых знаний, умений и навыков, а также профессионально важные качества работника. Модель компетенции нашла свое признание в организациях разной формы собственности и вида деятельности, в том числе и в учреждениях социальной защиты.

Social sciences. Sociology

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Социальная работа как специфичный вид деятельности, требует от специалистов, работающих в данной сфере, не только знаний в области психологии, педагогики, медицины, права, но и необходимых личностных качеств. В литературе можно встретить различные классификации компетенций, необходимых социальным работникам. Е. И. Холостова и Л. Д. Демина выделяют три группы качеств специалиста по социальной работе. Первая группа качеств включает психологические характеристики, которые способствуют успешной деятельности. Следующая группа — психоаналитические качества, такие как стрессоустойчивость, самоконтроль, умение переключаться и управлять эмоциями. В состав последней группы входят педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния .

Многие исследователи, рассматривая личность социального работника, выделяют такое понятие, как «личностный потенциал», который характеризует представление о человеке как целостном субъекте профессиональной деятельности.

По результатам экспертного опроса, проведенного в 2013 г., были выявлены основные качества специалиста по социальной работе, необходимые для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, какие качества специалистов социальной работы необходимы для успешного выполнения должностных обязанностей?» (в процентах от числа опрошенных, n = 75)

Примечание: ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее значимыми качествами для социальных работников, по мнению экспертов, являются «умение выслушать клиента» (76 %) и «доброжелательность и отзывчивость» (73 %). Такие результаты отражают специфику

University proceedings. Volga region

№ 2 (30), 2014

Общественные науки. Социология

работы специалиста по социальной работе, так как ему часто приходится общаться с людьми преклонного возраста, часто одинокими и больными, не имеющими возможности общения и свободного передвижения, поэтому для них социальный работник является единственным собеседником, помощником и человеком, которому можно довериться. Для данной группы людей чуткость и сопереживание их проблемам со стороны специалиста является наиболее важным.

Третье ранговое место занимают такие качества, как «бескорыстие и честность» (62,2 %). Контингент, с которым приходится работать социальным работникам, чаще всего относится к малоимущим слоям населения. В связи с этим данная группа населения не может должным образом отблагодарить за оказанную им помощь. С возрастом у человека меняется уровень самооценок, ценностных критериев, а с выходом на пенсию меняется его образ жизни, сужается круг общения, минимизируются (чаще всего вынужденно) потребности . В связи с этим специалист по социальной работе должен находить подходы в общении к пожилым людям, проявлять открытость и честность при работе с такими клиентами. Данные люди чаще всего находятся в трудной жизненной ситуации, поэтому они не всегда доверяют людям из-за страха быть обманутыми.

Наименьшее значение отводится такому качеству, как «умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе» (9,5 %). Возможно, такие данные можно объяснить тем, что социальный работник должен находить индивидуальный подход к каждому своему клиенту. В данном случае советы коллег не всегда могут привести к успешному взаимодействию специалиста по социальной работе с пожилыми людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что на профессионально важные качества накладывает отпечаток специфика данного рода деятельности. Основу данной профессии составляют профессионально обусловленные качества личности специалиста по социальной работе, необходимые для приобретения специальных умений и навыков, а также для эффективности профессиональной деятельности. К ним можно отнести такие качества, как отзывчивость, честность, терпимость, бескорыстность, а также уметь сопереживать людям, оказавшимся в трудных ситуациях.

Перечисленные качества являются недопустимыми для социальных работников, так как они могут явиться серьезной преградой для исполнения или надлежащего предоставления социальных услуг пожилым людям. Социальные работники могут проявлять свою некомпетентность при выборе патерналистского типа общения с клиентами, что выражается в пренебрежении, высокомерии, навязывании советов и своих убеждений, манипулировании пожилым человеком. Такое отношение вызывает недовольство пожилых людей, особенно тех, кто привык к самостоятельности, чувствителен в вопросах личного престижа. Многие пожилые люди отказываются от социальной помощи, поскольку это наносит удар по их самолюбию. Для них одиночество более приемлемо, нежели потеря самостоятельности.

Social sciences. Sociology

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие качества Вы считаете недопустимыми для социального работника?»

(в процентах от числа опрошенных, n = 75)

Примечание: ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую, кроме профессиональных знаний и навыков, личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Для социальной работы характерна направленность на людей с их проблемами и трудностями. В качестве основных стандартов поведения социальных работников выступает ориентация на понимание клиентов, а также развитие программ, направленных на благосостояние граждан. Специалист по социальной работе должен обладать высокими нравственными ценностями, быть компетентным в своей профессиональной деятельности, нести ответственность за качество оказываемых услуг, предупреждать возможности дискриминационного поведения по отношению к социально уязвимым группам. К социальному работнику как профессионалу предъявляется ряд самых различных требований, однако не всегда специалист по социальной работе имеет все компетенции, которые предполагает данная профессия. Связано это в первую очередь с отсутствием мотивации к выполнению должностных обязанностей, нежеланием получать дополнительные знания и навыки по специальности. Большое количество клиентов, невозможность решить ряд проблем, «сложные клиенты», непонимание со стороны руководства и, конечно, низкая оплата труда — причины, которые приводят к отсутствию мотивации, а затем и к профессиональному выгоранию. В связи с этим большинство респондентов хотели бы приобрести такое профессиональное качество, как саморегуляция (67,7 %) (табл. 1).

Знания в области геронтопсихологии (51,4 %) и толерантность (41,9 %) также имеют немаловажную роль в профессиональной деятельности социальных работников. Как уже отмечалось выше, пожилые люди представляют собой наиболее уязвимую группу населения нашей страны. С возрастом у че-

University proceedings. Volga region

№ 2 (30), 2014

Общественные науки. Социология

ловека теряется психологическая устойчивость и способность к адаптации. У пожилых людей с возрастом начинают проявляться некоторые черты характера, которые в молодости были не так заметны. К ним можно отнести обидчивость, раздражительность, сварливость, болтливость и навязчивость. Еще одной особенностью пожилого возраста становится эгоцентризм, поэтому человек может проявлять некоторую агрессию, защищая свои принципы. Именно поэтому многие специалистам по социальной работе хотели бы познать психологические особенности пожилых людей и научиться терпеть их недостатки.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Какие профессиональные качества, навыки, знания Вы хотели бы приобрести?» (в процентах, n = 75)

Варианты ответов Значение, %

Способность к саморегуляции (умение справляться со стрессом) 67,6

Толерантность (терпимость к недостаткам других людей) 41,9

Знания геронтопсихологии (изучение психики людей пожилого возраста) 51,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умение выслушать клиентов, чтобы лучше их понимать 23,0

Умение организовать помощь, добиться решения проблем клиента (эффективность в делах) 24,3

Навыки коммуникабельности (установление личных контактов с клиентом) 17,6

Навыки самоорганизации 16,2

Другое 2,7

Примечание: ответы на этот вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.

Лишь небольшой процент специалистов по социальной работе хотели бы приобрести навыки коммуникабельности (17,6 %) и самоорганизации (16,2 %). В данном виде деятельности нельзя достичь хороших результатов, овладев лишь знаниями по специальности, поэтому в ее структуру входят различные умения, и прежде всего коммуникативные. Именно они, будучи внешним выражением деятельности, являются существенным показателем успешности социального работника. Скорее всего, данные проведенного исследования говорят о том, что, поступая работать в социальную сферу, человек уже имеет такие профессионально необходимые навыки.

Таким образом, навыки и знания, которыми должны обладать социальные работники, могут изменяться в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

Такие социальные явления, как бедность, бездомность, инвалидность, одиночество и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование профессионально важных качеств.

Социальная работа как вид деятельности является одним из сложных, так как требует от специалиста высокого качества выполняемого труда и конечного результата. Организация труда специалистов по социальной работе

Social sciences. Sociology

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

представляет собой механизм, в котором, наряду с экономическими и социальными критериями организации труда, необходимо принимать во внимание психофизиологические критерии, которые оказывают огромное воздействие на работоспособность человека. Эффективность предоставляемых социальных услуг зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.

Профессиональный социальный работник обязательно должен сочетать в себе как профессиональные знания и навыки, так и личностные характеристики. Как показали результаты проведенного исследования, среди компетенций, необходимых для успешной деятельности социального работника, наиболее важными являются умение выслушать клиента, честность, доброжелательность и отзывчивость. Важным является также способность к саморегуляции, толерантности, а также знания в области геронтопсихологии. Работа по оказанию социальных услуг относится к таким видам трудовой деятельности, где чаще всего, кроме профессиональных знаний и навыков, личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Компетенции являются характеристикой человека, а не должности, поэтому переносятся с одного рабочего места на другое вместе с личностью. При этом для того, чтобы компетенции могли служить основой для принятия решений в сфере управления персоналом, индивид должен уметь продемонстрировать компетенции на практике. Грамотно построенная модель компетенции специалиста по социальной работе является удобным инструментом для диагностики соответствия сотрудника данной должности.

Список литературы

3. Кошарная, Г. Б. Особенности обучения пожилых людей / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Интеграция образования. — 2013. — № 4 (73). — С. 57-61.

3. Kosharnaya G. B., Shchanina E. V. Integratsiya obrazovaniya . 2013, no. 4 (73), pp. 57-61.

University proceedings. Volga region

№ 2 (30), 2014

Общественные науки. Социология

Корж Наталья Владимировна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: natalya.korzh@mail.ru

Кулагин Дмитрий Владимирович соискатель, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: kulagin@live.ru

УДК 316 Корж, Н. В.

Модель компетенции специалиста по социальной работе /

Н. В. Корж, Д. В. Кулагин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2014. — № 2 (30). — С. 138-145.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх