Стресс в менеджменте

Стресс (от англ. stress — давление, нагрузка, напряжение) — это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а также соответствующее состояние организма. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.

Чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику, и организации: снижаются эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Стресс — часто встречающееся явление (обычные последствия стресса: повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием — экзаменом, докладом и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс — это естественная часть человеческого существования. Необходимо различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

Симптомы стресса:

  • o проблемы здоровья, нарушения сна;
  • o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;
  • o чрезмерное употребление алкоголя или курение;
  • o чувство неспособности справиться с чем-либо;
  • o эмоциональная неустойчивость;
  • o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс, изменение познавательной оценки окружения, изменение поведения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

Среди факторов, определяющих возникновение стресса, можно выделить организационные личностные факторы.

Организационные факторы. Перегрузка работника является первым фактором возникновении стресса в организациях. В случае перегрузки возникают беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.

Третий фактор — это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, могут являться многие события, которые происходят за пределами организации, в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации:

1. Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности.

Рис. 18.1. Сопоставление стрессового и нестрессового «стилей жизни» человека

  • 2. Научиться говорить «нет» при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивать на перенесении сроков выполнения данного вам ранее задания.
  • 3. При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объяснять несостоятельность и невозможность их выполнения.
  • 4. Каждый день находить время для отдыха. В этот период выбросить работу из головы, расслабиться, обратиться к приятным мыслям и образам.
  • 5. Добиваться надлежащего вознаграждения за эффективную работу.

Человек, в зависимости от выбранного им «стиля жизни» (стрессового или нестрессового), ведет себя в различных жизненных ситуациях определенным образом. Сравнительные характеристики поведения людей, придерживающихся того или иного «стиля жизни», приведены на рис. 18.1.

При стрессе у работника первый, кто должен прийти к нему на помощь, должен быть его непосредственный руководитель. Начальник может стать существенной защитой против стресса.

Вступление от меня:

Александр Палиенко для меня — особенный человек. Мое знакомство с ним началось примерно в 2012 году, с подачи друга.

Начиналось как-то довольно тяжело, потому что нужно было для начала овладеть терминологией Александра, понять, про что он вообще говорит.

А говорит он еще очень быстро (и делает это специально).

Материалов текстовых тогда почти не было, это потом появились группы в соцсетях, сайт и текстовые расшифровки. А тогда были только немногочисленные видео и платные вебинары, которые я все покупала. Сейчас покупаю пореже.

И спасибо другу, что он, можно сказать, «продавил», чтобы я послушала побольше его выступлений и вникла в тему.

Тогда же он был более доступен, чем сейчас и можно было даже кратко пообщаться с ним в личке во ВКонтакте. И пара его ответов тогда, можно сказать, что ощутимо изменили мою жизнь.

В частности, например, много мне дала его фраза «Какая мама — такой ребенок», сказанная в ответ на мой вопрос ему — что самое главное для беременной женщины? И его вебинар по детям, где он рассказывал о том, что 80% ребенка, его восприятия мира, его способов решения задач, его отношения ко всему формирует именно мама, стимулировал меня меняться еще интенсивнее и избавляться от многих тараканов еще до рождения ребенка.

То есть, насколько категорична, эгоистична, мнительна, плаксива, тревожна мама, например — будет категоричен и ребенок начиная с первых дней жизни. Насколько мама дуальна (плохое-хорошее, белое-черное) — так и он будет воспринимать мир, и так далее. Осознавая эти вещи после его информации, я это хорошо все отслеживала и на себе и на подругах, поэтому для меня это аксиома.

Если очень кратко, то Александр — это скорее из области эзотерики, но с очень хорошим здоровым юмором, заземленностью, присутствием в нашей обычной жизни. Он «видит», как он говорит, энерго-информационные структуры и считывает информацию насчет прошлого, будущего, различных ситуаций.

Одно время был экстрасенсом, также готовился принять духовный православный сан. Пытался помогать людям, делясь своей силой и выправляя здоровье за счет своей энергетики, потом понял всю безуспешность этой затеи по многим причинам, и перестал пытаться спасти людей, которые должны спасти себя сами, перешел в область консультирования, сейчас даже скорее бизнес-консультирования, активно ведет группы в соцсетях и проводит семинары и вебинары.

По емкости и правдивости информации человек совершенно уникальный, за те 5-6 лет, что я его слушаю, часть информации начинает доходить только сейчас. Александр для меня по-прежнему — один из «столпов», на чью информацию я ориентируюсь, и очень его рекомендую. В конце статьи будут даны ссылки на его официальный сайт, его группы в соцсетях, где есть море очень полезной информации.

Эти правила, о которых речь идет ниже он выпустил где-то в 2011-2013 году. На тот момент он, просканировав информацию, выявил самое-самое эффективное. Они вроде бы достаточно просты и очевидны.

Но только через несколько лет я стала лучше понимать, насколько они действенны и я постепенно занималась тем, что брала каждое правило и одно за другим по много недель внедряла в свою жизнь на уровне привычки. Я делала это в Стодневках, месяц за месяцем — они очень благоприятно работают на любые осознанные изменения. И примерно 2 Стодневки у меня ушло на это.

Теперь, когда уже прошло достаточно много времени, и они действительно во многом зашли на рефлексорику, я могу точно сказать, что это действительно магические принципы — от первого до последнего.

А теперь, собственно, сама статья Александра Палиенко про 7 волшебных правил:

Все, что вокруг нас происходит, сформировано нами: нашими чувствами, нашими мыслями и нашими убеждениями. Изменяя себя, мы меняем жизнь.

Если в нашей жизни достаточно энергии любви и удовольствия, то желания реализуются максимально быстро и количество неприятных уроков становится минимальным

Все мы хотим, чтобы наши желания исполнялись. Но очень часто бывает так, что желаемое никак не может осуществиться, или же, почему-то получается совсем наоборот, как в песне: «Сделать хотел грозу, а получил козу…». Ведь исполнение желаний – это не магическое искусство, требующее умения и мастерства. Как не удивительно это звучит. Это естественное и обычное явление, по мнению Александра Палиенко.

И для того, что бы это «естественно» возможно было перевести в привычку, Александр в доступной форме изложил все в «семи правилах», которые могут помочь каждому из нас стать ближе к осуществлению своей мечты.

«ОБИДЫ И ПРЕТЕНЗИИ: как избавиться» — практический 3х дневный интенсив, чтобы стать счастливее и сильнее. 28-30 сентября. Записывайтесь сейчас.
Можно жить без обид и в хороших отношениях с собой и людьми.

«Главное, — говорит Александр, — воплощать эти правила в жизнь, играя, легко и непринужденно. Наш подход составляет ту основу, на которой будет строиться будущее. Если мы делаем это с интересом и азартом, то так и будут формироваться дальнейшие события. И еще, не стоит спешить изменить себя сразу: пусть в вашей обычной жизни всегда присутствуют только 12% новизны. Этого вполне достаточно для того, чтобы, следуя этим правилам, всегда делая чуть меньше, чем хочется, постепенно изменить на позитив установки своего подсознания и выйти на новый уровень гармоничной и счастливой жизни, когда желания будут исполняться сами собой, без всяких усилий с вашей стороны. Только Вы заметите, что стали более осознанными. И перестали желать от Ума, а начали это делать от внутреннего состояния.

1. «Честность с самими собой»
2. «Умение пользоваться позитивными словами»
3. «Поиск во всем хорошего»
4. «Созидательное мышление»
5. «Умение за все благодарить: как за хорошее, так и за плохое»
6. «Думать и говорить о людях так, как если бы мы были на их месте»
7. «Троичное восприятие»

Содержание

Первое правило: «Честность с самими собой».

Это самое главное правило, от выполнения которого зависит возможность реализации всех остальных пунктов. Когда мы обманываем себя, все остальное перестает работать!

Умение честно признаться самим себе в том, что мы действительно чувствуем, думаем и делаем в данный момент, является отправной точкой нашего развития.

Нужно не бояться своих отрицательных проявлений: «да, я сейчас злюсь», «я обиделась», «ревную», «страшно гневаюсь». Признавая свои негативные реакции, мы тем самым убираем их из подсознания, и они перестают формировать наше будущее.

При этом нужно обязательно добавить: «Хочу относиться к этому легко и спокойно, без отрицательных эмоций, но пока не получается». Такая формулировка поможет преобразовать энергетику обиды, злости, гнева, ревности, которые мы испытываем в настоящее время, в то положительное состояние, к которому мы стремимся. И будет это происходить постепенно.

Таким образом, озвучив состояние, в котором находимся, мы освобождаемся от него.

Об этом следует помнить и тогда, когда рассказываем о своих успехах и достижениях. Возможно, вы замечали, что стоит сказать: «Да, я богат и удачлив», как тут же появляются обстоятельства, делающие вас менее успешным.

Поэтому, если вы рассказываете окружающим о чем-то положительном, обязательно озвучьте еще и свои самые фантастические и невероятные мечты. Например: «У меня красивый дом, а хочется еще комфортабельную дачу на побережье океана». Таким образом, вы переключите внимание людей на новые перспективы и позволите тому, что есть, уплотниться и стать еще более фундаментальным, а то, что озвучили, начнет создаваться в вашем будущем.

Второе правило: «Умение пользоваться позитивными словами».

Чтобы сделать свою жизнь счастливее, лучше, интереснее, нужно полностью изменить свой лексикон.

За словами, которые мы произносим, закреплен определенный жизненный опыт: они вызывают связанные с ними чувства, которые мы переживали в прошлом. Произнося слова, мы активируем нейронные связи, которые воскрешают уже устоявшиеся образы, чувства, информацию.

И если мы часто употребляем слова, несущие негативную информацию, то настроенное на низкие частоты подсознание транслирует в нашу реальность отрицательные переживания, которые затем воплощаются в не приносящие нам удовольствия события жизни.

Поэтому, чтобы переписать сценарий происходящих с нами событий, нужно заменить негативные нейронные связи на позитивные. И делаем мы это с помощью слов. Например, вместо «плохо» говорим «не хорошо», вместо «ужасно» — «неважно». Это активизирует позитивные нейронные структуры, так как приставка «не» мозгом не воспринимается, а все, что связано со словом «хорошо», вызывает высокочастотные вибрации, нейтрализующие тот негатив, который мы сейчас переживаем.

Стоит изменить свой лексикон и ввести это в привычку, как через некоторое время изменится и ваша жизнь.

Третье правило: «Поиск во всем хорошего».

Наше общество воспитало нас так, что мы привыкли во всем искать недостатки и осуждать окружающих. Вспомните, о чем вы говорите, когда собираетесь в компании? Как правило, идет выражение недовольства всем: от соседей до правительства и президента. А организм настраивается на ту энергетику, которой мы постоянно пользуемся. Ведь если у курильщика забрать сигарету, то организм по привычке будет требовать ее, хотя это и вредно.

Когда мы живем на уровне осуждения, то переходим на низкочастотные вибрации, которые формируют негативные события. Необходимо научиться видеть во всех ситуациях что-то позитивное: солнечная погода, красиво поет птица, на прохожем прекрасно сидит костюм и т. д.

Делая это регулярно, мы программируем подсознание на позитив, и мозг начинает выхватывать из окружающего мира позитивные события. Заложенное в подсознание умение искать в мире прекрасное, будет вести вас по жизни.
Приходя в магазин, вы найдете самые лучшие туфли, а ища работу, выберете самую интересную и высокооплачиваемую и т. д.

Когда вы научитесь видеть в жизни позитив, то что бы не происходило, вы будете понимать, что с плохим приходит и хорошее. У С.Лазарева (автор книг «Диагностика кармы») есть фраза: «Если вам сегодня хорошо, то поглядите назад. Вот там, когда вам было плохо, закладывалось ваше хорошее».

Четвертое правило: «Созидательное мышление».

Возьмите себе за правило вместо того, чтобы говорить: «Как плохо, что льет дождь», сказать – «Я хочу, чтобы светило солнце». Когда мы что-либо отрицаем, то разрушаем энергетические связи, на восстановление которых идет наша же энергетика.

Образно говоря, мы заходим в комнату, а там играет не та музыка. Мы отказываемся ее слушать, сбрасываем все на пол, ломаем аппаратуру – все отрицаем. Затем наводим в комнате порядок, приобретаем заново технику, и ставим ту музыку, которую хотели. Вместо этого мы могли бы сразу сказать: «Я хочу слушать другую музыку» — и просто сменить запись. Когда мы мыслим по принципу «Хочу, чтоб было вот так!», и при этом знаем, что хотим от этого почувствовать, то структурируем происходящее здесь и сейчас, и кратчайшим путем идем к желаемому.

Поэтому, учитесь сразу говорить о том, ЧЕГО БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ, оставляя без внимания то, что вас не устраивает, при этом обращайте внимание на состояние которое вы хотите испытать, когда это произойдет.

Пятое правило: «Умение за все благодарить: как за хорошее, так и за плохое».

Благодаря за хорошее, мы его усиливаем, а благодаря за то, что считаем нехорошим, преобразовываем его в позитивное.
Все не позитивные события – низкочастотные, а благодарность – высокочастотная вибрация.

Таким образом, благодаря за плохое, мы не вступаем во взаимодействие с негативом и не позволяем ему обосноваться в нашей жизни. А если мы научимся благодарить за события, которые нам не нравятся, то со временем сможем осознать, что через плохое всегда приходит хорошее.

Когда мы не готовы принять позитив (категоричны или эмоционально зависимы от того на что ставим), нам дают возможность очиститься через неприятности. И это вовсе не мазохизм, а понимание того, что нам предоставляется шанс осознать то, чего мы не понимали раньше. Ведь у Бога нет «плохого» и «хорошего», у Бога все полезное, важно, что бы оно находилось на своем месте и выполняло свою функцию.

Серафим Саровский говорил о том, что очень хорошо человеку обычному, неосознанному перед смертью пару-тройку лет поболеть, ибо душа очищается через то, что убираются претензии, привязки, осуждения окружающих людей, и тем самым человек попадает в более высокочастотные вибрации. Также и нам даются неприятности, указывая на то где нужно изменить свое отношение. И после изменений стать более успешными, богатыми и счастливыми.

Шестое правило: «Думать и говорить о людях так, как если бы мы были на их месте».

Нам нужно научиться говорить и думать о людях так, как если бы они присутствовали рядом и слышали нас.

Если мы будем говорить о других так, как бы мы хотели, чтобы говорили о нас, освободится огромное количество энергии, которую мы тратим на компенсацию разницы между внутренними мнениями и внешним поведением. В нашей жизни появится легкость, поскольку гармонизируется внутреннее и внешнее, то что мы думаем и чувствуем с тем, что мы говорим и делаем. В результате, мы обретем возможность гармонично взаимодействовать с самими собой и с окружающими. А освободившаяся энергия сделает возможным глубже осознавать, чего же мы на самом деле хотим и это реализовывать.

Седьмое правило: «Троичное восприятие».

Если предыдущие шесть правил были базовыми, т. е. с их помощью мы воспитывали свое подсознание, то седьмое правило можно назвать магическим. Оно начинает работать тогда, когда мы перестроимся и станем едины с собой и окружающим миром.

С помощью седьмого правила, мы сможем управлять своей реальностью и формировать события.

Для этого необходимо принять три варианта развития желаемого:

а) все будет происходить так, как мы хотим;
б) будет совсем не так;
в) будет гораздо лучше.

Зачем нам это делать?

Дело в том, что когда мы мысленно планируем, то выделяем энергию на реализацию желаемого.

Если мы не готовы к другим возможным вариантам, то наша энергия, имеющая качество категоричности и однозначности, не в состоянии про взаимодействовать со всеми составляющими процесса и отражаясь, возвращается к нам в виде депрессии, агрессии, злости, обиды.

Если же мы готовы принять и худший и лучший вариант, то, что бы ни произошло (зная – все что не происходит, все от Бога, все что от Бога, все во благо), энергия взаимодействует со всем с чем сталкивается и реализует задуманное по максимуму. Принимая все возможные варианты, мы принимаем мир таким, какой он есть, сохраняя закон Равновесия, и получаем большой шанс на реализацию желания.

Учитесь мыслить троично!

Это правило нужно выполнять по сто раз в день, только относиться к этому как к игре и получать удовольствие от процесса.

При этом 70 % времени идет на бытовые ситуации.

Например, утром встаем и говорим себе: «Хочу попить чай» и рассматриваем возможный ход событий:

1. Пойду на кухню и заварю себе чай,
2. Даже воды не попью.
3. Буду пить очень дорогой и вкусный чай.

Затем идете и завариваете себе чай. Практикуясь на таких мелочах, вы приучите свое подсознание быть готовым к любому повороту событий, а значит, увеличите шанс реализации желаемого.

Следующие 20 % времени каждый день вы отводите на насущные желания: любовь, здоровье, машина, квартира, работа – все то, реализации чего вы хотите.

Учитесь рассматривать все свои желания с точки зрения троичности! А оставшиеся 10 % уделяете на то, чего не может быть, потому что не может быть никогда, а вы это берете и желаете. Например, завтра мне принесут ордер на квартиру в самом престижном районе столицы стоимостью в пять миллионов долларов. Я спокойно принимаю и худший вариант: у меня не будет квартиры вообще. И еще лучший вариант: у меня будет еще квартира в Лондоне и Париже.

Таким образом, вы расширите диапазон своих возможностей и сможете совершить настоящий прорыв в новую жизнь, которая будет гораздо богаче и счастливее. Но для вас все равно не это главное!

Главное, что бы вы от всего, что происходит в вашей жизни получали удовольствие!

Сайт Александра Палиенко

Группа Александра Вконтакте
Группа в Фейсбуке
Александр Палиенко на канале YouTube

Хотите большего? Хотите все самое ценное от меня?
«100 ключей к пониманию, куда утекают наши энергия и время» — скачивайте бесплатно мой чек-лист!
Мощная встряска всего за 5 дней. Приглашаю вас на мой живой практический интенсив «Порядок в голове — порядок в жизни» — самые важные и базовые темы проработки недовольств, проблем и источников утекания энергии. 5 дней для ощутимого изменения жизни!
Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:
Подписывайтесь на мой аккаунт в INSTAGRAM!
Фейсбук
Группа во вКонтакте
Телеграм
Твиттер

Получайте анонсы подобных постов себе на почту

Подпишитесь и получайте время от времени что-нибудь действительно (!) интересное из сферы саморазвития, психологии, личной эффективности.
Я делюсь только лучшим и рабочим!

Вы успешно подписались!

Что-то пошло не так..

Я уважаю ваше личное пространство и выполняю свои обязательства присылать только самое интересное и важное, проверенное мной на практике

Человек ежедневно подвергается влиянию различных раздражителей. Самое сильное напряжение доставляет общение с людьми на работе. Даже при чётком контроле начальства, координировании всех рабочих задач не удается избежать конфликтных ситуаций, причиной которых является человеческий фактор. Для этого нужны умения и навыки управления стрессами.

В работе важно умение управлять стрессами

Определение

Стресс-менеджмент – это совокупность способов, которые позволяют справиться с синдромом после неприятных ситуаций, а также методы управления стрессом, позволяющие препятствовать конфликтам в рабочем коллективе. Очень важно научиться управлять стрессом, чтобы проработать на одном месте длительное время. Важно обучить людей всех должностей управлять стрессом. Сотрудникам и руководителям необходим краткий курс стресс-менеджмента. Процесс обучения направлен на адаптацию человеческого восприятия к нестандартным ситуациям. Некоторые, испытывая нервное напряжение, начинают лучше работать. Сознательное управление уровнем стресса позволяет перенаправить ресурсы организма в нужное русло, а не на разрушение систем и органов. Для этого работник должен овладеть стратегией преодоления эмоционального напряжения.

В связи с гонкой технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами:

  1. Снизить напряжение во всей структуре предприятия;
  2. Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника.

В наших фирмах, далеко не каждый руководитель заботится о моральном состоянии своих сотрудников, в то время как заграницей широко используется стратегия управления стрессом в команде. Ярким примером этого является руководство лондонского метрополитена, которое направило менеджеров высшего звена на длительный психологический тренинг: «Стресс под контролем». Результаты превзошли все ожидания:

  • затраты на удержание больничных сократились;
  • работоспособность повысилась;
  • работники стали браться за самые новые проекты.

Причины беспокойства на работе

Психология управления стрессами выделяет несколько главных причин, которые провоцируют сильное расстройство у сотрудников:

  • неэффективное построение менеджмента на предприятии;
  • противоречивые требования к сотрудникам, давление со стороны руководства;
  • несоблюдение штатных норм;
  • напряжённые планёрки и совещания;
  • постоянные инновации, требующие повышения квалификации;
  • нестабильные отношения между членами коллектива;
  • бесперспективность, невозможность продвижения по карьерной лестнице, шаткость положения компании;
  • сложности в отношениях с близкими людьми из-за перегруженности работой.

Полностью избежать критических моментов невозможно, но при помощи конфликтного менеджера можно организовать нормальное взаимодействие между участниками ссоры. Поведенческая линия сотрудников и самого начальника во многом зависит от домашней атмосферы. Сотрудник должен иметь возможность отдыхать дома: не нужно звонить им в выходной день или срочно вызывать на работу.

Семейные проблемы из-за перегруженности работой — одна из причин стресса

Как справиться с нервным напряжением

В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов:

  • источник раздражения;
  • уровень интенсивности;
  • обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.

Выделяют несколько источников стрессовых ситуаций. Сюда относится значимость самой ситуации для индивида, её новизна, мнимые риски, перегруз. Контроль стресса начинается со снижения значимости. Нужно реально оценить ситуацию и понять, что случится при невыполнении той или иной задачи.

При большой загруженности лучше спокойно выполнять дела в удобном для вас порядке или разложить все материалы по степени важности и сложности. Такой ход поможет вам определить первоочерёдность выполнения дел и поможет значительно снизить нагрузку.

Вы сможете справляться с перенапряжением, если освоите методы борьбы со стрессом, которые представлены ниже.

Работа с психологическим состоянием

Для преодоления конфликтов человек должен изучить методы саморегуляции. Нужно научиться систематизировать состояния и симптомы нервного напряжения. Затем – отличать периодические психические состояния.

Стратегии стресса направлены на преодоление конфликта посредством перехода из одного состояния в другое. Управление стрессами на стадии расслабления предполагает использование всевозможных методик релаксации, дыхательных упражнений. В совокупности эти методики позволят достичь расслабления высшей стадии.

Понятие управления стрессом по Г. Селье

Самостоятельное восстановление

Чтобы научиться управлять своим стрессом, нужно понять, как расслабить своё сознание и тело. Это помогает не только восстановиться после нервного напряжения, но и расслабить своё тело в разгар самого конфликта.

  1. Организуйте для себя хороший отдых: поездка за город, поход в кино, отдых дома и т. д. С нашей загруженностью часто не получается отдохнуть в выходной день, поэтому и появляется хроническое чувство усталости, мозг отказывается работать, возникает раздражительность и агрессия.
  2. Распланируйте для себя график. Нужно совмещать работу с отдыхом. Монотонная работа значительно снижает работоспособность мозга. Делайте перерывы, отвлекайте себя. Контролем стресса предусматривается специальная гимнастика для отдельных групп работников. Например, работникам, которые проводят большую часть времени за ПК, рекомендуется делать гимнастику для глаз, наклоны головы, чтобы направить к мозгу кровоток.
  3. Очень важно здоровое питание, массажные и водные процедуры. Все эти мероприятия отлично сказываются на общем состоянии здоровья, помогают расслабиться и поднимают настроение.
  4. Прием медикаментозных средств. Этот метод включает седативные препараты на травах, витамины, ароматерапию. Иногда врач может прописать антидепрессанты или транквилизаторы. Но это делают только в крайних случаях, когда последствием эмоционального перенапряжения становится нервный срыв.

Поведение руководителя

В работе руководителя стресс-менеджмент должен стоять на первом месте, потому что от качества работы коллектива будет зависеть процветание организации. Руководитель должен быть осведомлён о стратегиях управления стрессом. Следует адекватно оценивать умственные и физические способности своих сотрудников. Кто-то будет очень рад, если его список заданий расширят, а для других – это станет потрясением.

В любом коллективе должен быть устав. Это поможет разграничить обязанности и предупредить стресс или конфликты. Критиковать сотрудников можно, но не затрагивать личностные недостатки. Сотрудники должны ощущать себя комфортно. Для этого нужно не забывать об организации:

  • полноценного обеда;
  • тематических вечеринок на фирме;
  • тимбилдинга;
  • поздравлений сотрудников.

Руководитель должен научиться осознанному овладению копингом стресса. Начальник, транслирующий уверенность, легко сможет справиться с любой неразберихой в коллективе.

Общение с подчиненными

Важно уметь управлять раздражительностью и конфликтами людям, которые работают в сфере обслуживания. Например, управление конфликтами и стрессами в сестринском деле предполагает обучение абстрагированию. Слишком большой поток больных людей, уход за ранеными, может стать для слишком впечатлительного человека толчком к нервному срыву.

Менеджмент предупреждения конфликтов в педагогической деятельности больше основан на качественном отдыхе.

Учителям очень важно разграничивать работу и личное. Не стоит слишком сильно переживать о детях во внеучебное время. Запомните, что вы несёте ответственность за детей только в учебное время, и вы не можете находиться с ними 24 часа в сутки.

Организационные меры управления стрессом

Методы управления нервозным состоянием будут полностью зависеть от природы стресса и его появления. Менеджмент стресса предлагает осознать бессознательное поведение, которое часто продиктовано стереотипами или детскими травмами, провоцирующими неуверенность в себе. Попробуйте подсчитать все то, что вам удалось и не удалось. Сделайте собственный рейтинг достижений, чтобы видеть свой рост и набраться уверенности. Этот метод одинаково успешно работает как с руководствующим звеном, так и с подчинёнными.

Сознательное управление уровнем нервозности помогает свободно переходить из одного состояния в другое, расслабить организм при помощи различных методик. На любом предприятии сотрудники должны проходить краткий экскурс по стрессоустойчивости в рамках менеджмента управления.

кандидат психологических наук Качина А.А.

Пояснительная записка

Цель курса: формирование у слушателей системных представлений о профессиональном стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности и реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента.

Задачи курса: предоставить слушателям научную и практическую информацию по проблеме диагностики и управления стрессом в организационном контексте, методические средства, обеспечивающие системную диагностику профессионального стресса, а также методические материалы для практического освоения средств и приемов стресс-менеджмента.

По результатам прохождения данного курса слушатели должны

знать:

  • понятийный аппарат в области психологических исследований профессионального стресса;
  • основные систематизации стрессогенных факторов и ситуаций;
  • основания для дифференциации разных форм и видов профессионального стресса;
  • систематизацию приемов и средств психопрофилактики и коррекции стресса;
  • базовые схемы построения тренинговых программ, предназначенных для обучения приемам и средствам стресс-менеджмента;
  • основные организационные формы внедрения программ и психологических технологий управления состоянием.

уметь:

  • анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса;
  • успешно ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов и средств, допустимых к применению в организационных условиях с целью эффективной коррекции стрессовых состояний;
  • обосновать необходимость применения психологических воздействий с целью формирования оптимального функционального состояния, адекватного профессиональным задачам специалиста;
  • реализовывать освоенные в рамках курса обучения прикладные программы управления стрессом в организациях

Связь курса с основными дисциплинами блока и специализации: содержание курса позволяет интегрировать сведения о различных негативных состояниях, полученных в курсах психологии труда и инженерной психологии.

Ключевые слова: стресс, стрессор, адаптация, профессиональный стресс, психическое и профессиональное здоровье, пограничные состояния, физиологический стресс, психологический стресс, совладающее поведение, стратегии совладания/преодоления стресса, регуляция деятельности, экстремальность, психическая напряженность, личностные и профессиональные деформации, стресс-менеджмент (профилактика и коррекция стресса).

Раздел 1. Проблема стресса: история и современное состояние

Тема 1. Стресс и проблема адаптации

Социально-экономические и медико-демографические аспекты изучения стресса в экономически развитых странах. Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека. Стресс и нарушения поведенческой адаптации. Болезни «стрессовой этиологии» и формы личностной дезадаптации. Критерии оценки негативных последствий стресса на индивидуальном и популяционном уровне.

Тема 2. Профессиональный стресс в жизни современного специалиста

Профессиональный стресс и здоровье человека. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье». Стресс и надежность деятельности. Стресс и пограничные состояния. Основные сферы изучения стресса в современных психологических исследованиях.

Тема 3. Классическая теория стресса Г. Селье, ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса

История развития концепций адаптации и гомеостатического регулирования жизнедеятельности организма в физиологии и психофизиологии. Понятие общего адаптационного синдрома, введенного Г. Селье. «Триада признаков» стресса, физиологические механизмы возникновения. Стадии развития стрессовых реакций по Г. Селье. Различие понятий «eu-stress» и «distress». Основные «уроки» классической теории Г. Селье и ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса.

Раздел 2. Современные психологические подходы к анализу профессионального стресса

Тема 4. Экологический подход к изучению стресса.

Принципиальная схема анализа стресса в моделях взаимодействий «личность- среда». Стресс как результат дисбаланса между требованиями среды и ресурсами человека. Методы анализа источников стресса и его негативных последствий. «Витаминная модель» психического здоровья П. Варра. «Профессиональная эпидемиология»: прогноз нарушений здоровья и личностной дезадаптации по риск-факторам профессиональной среды (В. Касл).

Тема 5. Трансактный подход к изучению стресса.

Когнитивная модель развития психологического стресса Р. Лазаруса. Роль субъективного образа ситуации и факторов когнитивной оценки в развитии стрессовых реакций. Понятие стратегий совладания/преодоления стресса (копинг-механизмы), их классификация по типу основной направленности. Индивидуальные формы совладающего поведения (модель С. Хобфолла). Трансактная модель стресса Т. Кокса. Примеры эмпирических исследований стресса, основанных на использовании трансактных моделей.

Тема 6. Регуляторный подход к изучению стресса.

Смена механизмов регуляции деятельности в процессе развития стрессовых состояний. Регуляторные модели динамики состояний человека (Д. Бродбент, А.Б. Леонова). Острые и хронические формы стрессовых состояний, симптомокомплексы их проявлений. Состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования как разные типы продуктивного и непродуктивного реагирования на стрессогенную ситуацию (В.И. Медведев). Структурно-системный анализ стрессовых состояний, примеры прикладных исследований.

Раздел 3. Синдромы стресса в процессе динамики состояний

Тема 7. Острые и хронические формы стрессовых состояний

Понятия «экстремальные условия» и «экстремальность». Абсолютная и относительная экстремальность. Стресс-факторы абсолютного характера (стрессы среды обитания). Стресс-факторы опосредующего характера (новизна, сложность, значимость поведенческих задач). Стресс и психическая напряженность (по Н.И. Наенко). Острый стресс и состояния эмоциональной напряженности. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса (тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса).

Тема 8. Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа

Профессионально-личностные акцентуации. Тип А поведения. Синдром выгорания.

Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Синдром посттравматического стресса. Стадии переживания критических жизненных ситуаций и выхода из них (модель М. Хоровитца). Временная динамика и психологическая характеристика основных стадий («шок», «отказ», «вторжение», «переживание», «выход»), возможные негативные последствия.

Раздел 4. Стресс-менеджмент: диагностика, оценка и коррекция стресса

Тема 9. Комплексная методология оценки и коррекции психологического стресса

Современные технологии управления стрессов (стресс-менеджмент) – от диагностики к интегральной оценке и коррекции. Трехуровневая модель интегральной оценки стресса. Реализация в форме экспертно-диагностических систем. Индивидуальный профиль стресса и подбор адресных коррекционно-профилактических средств. Примеры прикладной реализации комплексной методологии стресс-менеджмента.

Тема 10. Методы профилактики и коррекции стресса

Основные подходы к борьбе со стрессом. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.

Примеры методов устранения причин развития стресса – «объектная парадигма» (режимы труда и отдыха, time-management, формирование условий для «здорового образа жизни» и др.)

«Субъектная парадигма» – пассивный и активный субъект. Примеры методов непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх