Типы собеседников

Абстрактный собеседник — это тип людей, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

Для классификации типов деловых, но абстрактных собеседников используются следующие критерии:

  • • компетентность, то есть обладание знаниями, позволяющими судить о предмете разговора, умение высказывать веское, авторитетное мнение по вопросу, обсуждаемому в ходе деловой беседы;
  • • откровенность;
  • • искренность;
  • • владение приемами общения с другими участниками беседы;
  • • заинтересованность в теме и успехе беседы.

Классификация абстрактных типов собеседников.

Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует постараться обсудить с ним возможные споры моменты заранее, до начала групповой беседы;
  • • не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
  • • стараться включать в формулировки решения его слова;
  • • прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его;
  • • постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
  • • беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
  • • в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абстрактных собеседников этот самый приятный тип делового партнера. Всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии;
  • • нужно стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;
  • • следует в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

Всезнайка. Характеристика: труден в общении, всегда уверен в том, что знает все лучше других, любит навязывать свою точку зрения, обо всем имеет свое мнение, постоянно требует слова.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • посадить его рядом с ведущим беседу;
  • • время от времени напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
  • • предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
  • • иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкнутость, чувствует себя и держится отчужденно, не включается в деловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

Рекомендации по общению во время беседы:

• любым способом заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу;
  • • нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами, да и нет;
  • • следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным.

Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
  • • следует время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
  • • не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника;
  • • следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации.

Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы, не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует, как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другому авторитетному собеседнику;
  • • в случае если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
  • • если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, то его следует спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения того, о чем он говорит;
  • • нужно заранее ограничить время отдельных выступлений и всей беседы в целом, обязательно установить регламент.

Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях, такой собеседник охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • с таким собеседником стоит обходиться особенно деликатно;
  • • нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы;
  • • следует продемонстрировать по отношению к нему доброжелательность, заинтересованность. Нужно способствовать тому, чтобы он развил свое замечание;
  • • в случае если такой собеседник решился заговорить, нужно применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
  • • следует помогать, такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения;
  • • можно специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре этапа.

  • 1. Этап профессионального общения — познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека. Психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках и рассказах других работников. При непосредственном наблюдении за человеком являются его вербальные и невербальные акты поведения:
    • • речь и ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;
    • • выразительные движения, мимика и жесты, экспрессия лица;
    • • движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;
    • • физическое воздействие на другого человека (касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары).

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика собеседника: манера одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование моде или ее игнорирование, подражание в ношении одежды другим людям. При составлении первичного психологического портрета сотрудника рекомендуется ориентироваться на следующие параметры личности:

  • • направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);
  • • операционные особенности поведения (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
  • • психохарактерологические качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;
  • • психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
  • • социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности).

Основными способами построения психологического портрета в процессе делового общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

  • • Эмпатия: как способ психологического анализа позволяет проникнуть в эмоциональное состояние людей, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.
  • • Рефлексия: основывается на познании и оценке менеджером своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, в ходе его мыслей, ближайших и перспективных планах поведения.
  • • Стереотипизация: строится на основе переноса выявленных в практике общения менеджера типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию взаимодействия.
  • • Индивидуализация — это способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умении и навыков.
  • 2. Этап профессионального общения — создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей психологической предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с менеджером человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта.

По мнению-Д. Гриндера и Р. Бендлера, создателей теории нейролингвистического программирования, существует три основных канала, через которые люди получают информацию об окружающем мире: зрение, слух и кинетическое чувство. У каждого человека есть наиболее развитая репрезентативная система, которая может отличаться от репрезентативной системы другого человека.

  • 3. Этап профессионального общения — непосредственный контакт менеджера с другими лицами. Его цель — получение определенной информации и воздействие на партнера. Этот этап общения важен для устранения противоречий, непонимания и разногласий, решения вопросов согласованности.
  • 4. Этап профессионального общения — осознание менеджером результатов и последствий контактов.

В деловом общении выделяются несколько фаз:

Наиболее ответственной фазой является (подготовка делового общения, которое надо планировать, правильно выбрав место и время) определить для себя установки на результаты общения.

Далее собственно наступают фазы общения. Первой из них является (вхождение в контакт). В этой фазе менеджер должен почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться сам и дать возможность сориентироваться собеседнику — это самонастройка. Здесь очень важно сразу расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало общения. Этот период завершается установлением психологического контакта.

Следующая фаза — (концентрация внимания) на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке темы. Здесь выделяют мотивационный зондаж. Он производится с целью понять мотивы собеседника и выявить его интересы.

Далее наступает фаза (аргументации и убеждения). Она имеет место, если есть расхождение во мнениях.

Последней фазой является фаза (фиксации результата). Менеджер должен уметь почувствовать тот момент в общении, когда тема исчерпана или собеседник проявляет беспокойство. В этом случае необходимо завершать общение. Этот момент еще называют критическим. Но завершать деловое общение нужно так чтобы была перспектива продолжения, потому что разрыв отношений это конец контактов. Разрыв отношений для менеджера означает упущенные возможности. Менеджер в любой деловой беседе должен знать три аспекта (деловой, личный и динамику развития беседы).

Эффект зеркала — внешнее всегда отражает внутреннее — закон, по которому работает наша Вселенная. Согласно ему, всё и все вокруг человека — это разные грани отражения его самого.

Занимаясь самопознанием и саморазвитием, невозможно обойти стороной тему зеркал и отражений. Ведь это первый закон, который важно научиться понимать и расшифровывать.

Именно через отражения, можно увидеть в себе то, о чём не догадываешься, что по-другому не замечаешь.

Эффект зеркала. Отражения в жизни человека

Человек обычно воспринимает себя, как некий образ, который состоит из того, что он сам думает о себе, что думают о нём другие, из шаблонов поведения и привычек. На самом деле чаще всего этот образ является абсолютно ложным и не соответствует действительности.

По теме Идеальный и реальный образ.

Именно поэтому в ответ на ситуации и каких-то людей возникает чувство неприятия, разочарования, несправедливости происходящего, апатии, тоски, раздражения, гнева, злости и т.п. Это срабатывает эффект зеркала. Вселенная показывает, где есть несоответствие внешнего образа и внутреннего состояния.

С помощью зеркал и отражений Вселенная показывает, в чём человек обманывается, что в себе не видит.

Зеркалами или отражениями называют в психологии какие-либо события, ситуации или людей, которые задевают эмоционально, «цепляют” и включают процесс переживаний.

Функция зеркал и отражений заключается в том, чтобы помочь человеку исправить в себе то, что требует исправления: высветить боль, непроработанные обиды, разрушительные программы, ограничивающие убеждения и т.д. А также помочь увидеть, что можно развить, какие таланты и способности раскрыть.

Таким образом всё окружение старается помочь человеку убрать препятствия на дороге к счастью, любви и дружбе.

Если человек сразу не распознал «зеркало” и не применил его к себе, то ситуация повторяется и от раза к разу усиливается и усложняется, пока человек не начнёт меняться изнутри.

Для тех, кто хочет выйти из круга повторяющихся ситуаций, в помощь «Писанка — выяснение».


Чтобы научиться вовремя распознавать «зеркала”, предлагаем изучить это явление подробнее.

Виды зеркал и их влияние на человека

Само по себе знание, что весь мир — это отражение, не даёт особой пользы. Важно это знание применять на практике, научиться замечать зеркала, принимать их. И уже следующий этап — это расшифровка.

Но обычно человеку очень сложно определить, что конкретно отражает ему то или иное событие. Это происходит потому, что в ситуациях — зеркалах всегда очень много чувств и переживаний. А там, где зашкаливают эмоции, сложно ясно мыслить. Чтобы убрать «лишние” переживания, рекомендую для начала сделать писанку-слив, а потом уже приниматься за работу по расшифровке, что именно отражает это событие.

Существуют несколько основных видов зеркал — отражений.

Зеркало прямое

Закон притяжения: Подобное всегда притягивает себе подобное

Первый и самый простой вид отражения — это прямое зеркало. Прямое зеркало обозначает, что ситуация отражает то, что есть внутри человека практически один в один.

Примеры из практики:

1. Женщину выводило из себя, что муж по отношению к ней холоден и категоричен в высказываниях.

Начали рассматривать поведение женщины и выяснили, что она привыкла сдерживать свои эмоции, не проявляет их, зато много командует и указывает, что и кому делать в доме и на работе.

Таким образом, муж стал для неё прямым зеркалом. Холодность отражала её безэмоциональность, категоричность — её командный тон.

2. Женщину раздражало, что коллега постоянно вмешивалась в работу и контролировала её.

Стали работать с зеркалом и оказалось, что она точно также контролирует дома мужа и детей. Получается, что коллега просто зеркалила ей её же контроль.

3. Мужчину жутко раздражает мусор на улице, беспорядок в работе администрации города, «нечистоплотность” чиновников и т.д. Он постоянно ругает власть и систему.

Когда стали искать, что отражают ему подобные ситуации, выяснилось, что во дворе своего дома он уже лет 5 собирается навести порядок и выбросить хлам, тоже самое можно сказать о гараже и чулане.

Таким образом внешний мир напрямую зеркалил ему его же беспорядок и нечистоплотность.

Зеркало обратное

Закон противоположного: Противоположности притягиваются всегда

Обратное зеркало — это когда на первый взгляд ситуация отражает всё наоборот, полностью противоположное.

1. Женщину раздражало то, что сотрудники выполняли работу «спустя рукава”, часто выходили на перекур и попить кофе, безконечно сплетничали, болтали и т.д.

Начали искать «зеркало” и выяснили, что это — безответственность. Хотя сама женщина очень ответственный работник. Зато оказалось, что она очень безответственно относится к своей личной жизни и всячески увиливает от того, чтобы принимать кардинальные решения и что-то в ней реально делать и менять к лучшему.

2. Женщину очень беспокоило, что её 5-летняя дочь практически все фразы начинала с «я хочу”. Эти «хочу” её преследовали даже во сне.

В ходе работы выяснили, что женщина абсолютно не знает, чего она хочет и какие у неё желания.

Своим поведением дочь хотела напомнить маме о её желаниях и хотениях. Зато, когда «копнули глубже” оказалось, что женщину постоянно в мыслях преследует одна и та же фраза «Хочу, чтобы меня все оставили в покое”.

3. Мужчина рассказал, что сестра и дочь на него обижаются, упрекают в плохих отношениях с родителями, своих бедах, считают плохим сыном, братом и отцом.

Себя же он считает человеком, который не обижается, не высказывает претензий и упрёков. Хорошим отцом, сыном и братом.
Затем в процессе беседы выяснилось, что он обвиняет сестру и дочь, в том, что у них много обид и неправильного поведения, с которыми они не работают, да и вообще женщин считает виновницами многих разрушенных отношений.

Вот и получается, что сестра и дочь зеркалили ему его же обвинения и обиды.

Обрати внимание: На первый взгляд обратное зеркало отражает абсолютно противоположное качество, а на самом деле, если смотреть глубже, то за ним всегда прячется прямое зеркало.

Зеркало граней

Закон нашей Вселенной: Внешнее всегда является отражением и следствием внутреннего.

Зеркало граней — это самый сложный вид отражений. Оно совмещает в себя прямое и обратное, но его намного сложнее найти, так как проявляться отражения будут только в очень узких гранях жизни.

1. Женщину жутко раздражает пьянство бывшего мужа, который выпив, ей звонит и постоянно что-то хочет от неё. Пьянство других мужчин её так не волновало.

При работе выяснили, что на самом деле женщину «бесит” не само пьянство, а то, что он убегает в пьянку от решения задач, топит в алкоголе проблемы.

Для того, чтобы найти зеркало, пришлось хорошо поискать. В итоге обнаружили, что ранее она убегала от проблем в семейной жизни на работу, а потом на пенсии нашла отдушину в виде телевизора: сериалов и передач.

По сути, всё тоже самое, что и у мужа, только проявляется в других действиях. Муж убегал от всех проблем и задач, ничего не решая. Она же тащила всё на своих плечах, но убегала от решения тех проблем, которые ей казались неподъёмными — семейная жизнь с мужем-пьяницей и всеми выходящими последствиями. С мужем разошлась, а привычка убегать от проблем осталась, что он ей и продолжал зеркалить своим пьянством.

2. Мужчину выводило из себя общение с одним из сотрудников. Вроде бы ничего особенного он не делал, но регулярно «бесил”. Больше никто так не цеплял, только этот.

Стали работать и выяснилось, что подсознательно этот сотрудник цепляет своим внешним видом: пижон в дорогом костюме и дорогим запахом.

Как оказалось, мужчина-клиент не покупает себе дорогие вещи, так как считает это глупой и расточительной тратой денег, хотя средства позволяют.

3. Женщину раздражали язвительные подколы и шуточки одной знакомой. Хотя шутки и юмор других людей воспринимала всегда со смехом и достаточно положительно.

Женщина была достаточно серьёзной и не позволяла себе язвительное поведение по отношению к другим. Стали искать зеркало и постепенно выяснили, что всё-таки в ней пробуждалась подобного рода ирония, хотя и в более мягкой форме, по отношению к коллеге, который был достаточно медлительным и нерасторопным.

Как видно из примеров, зеркало граней включает в себя все предыдущие зеркала, поэтому, чтобы с ним работать, важно сначала научиться находить и расшифровывать прямое зеркало и обратное.

Что отражает мужчина женщине

В русской традиции считается, что мужчина женщине «зеркалит” состояние её духа. Поэтому жена своего мужа часто называла — Сокол мой Ясный, Орёл. Эти птицы традиционно на Руси символизировали силу духа, волю, честь, стремление к правде и справедливости.

Мужчина женщине отражает:

  • Насколько она верит в Бога — Творца, возможности, силу и волю мужчин, как его сыновей.
  • Уверена ли в себе, своей уникальности (не путать с гордыней), в себя, как дочь Богини и Бога-Творца.
  • Есть ли внутри доверие и вера, или их заменяют страх и контроль.
  • Развивает и использует ли она свои способности и таланты.
  • Осознаёт ли цели на жизнь, задачи родовые, своё предназначение.

Слабость, безответственность и нерешительность мужчины в семье «зеркалит” женщине, что она идёт по мужскому пути, решает не свои задачи и живёт не своей жизнью. Что она превращается в мужика, стерву/вечную жертву и т.д.

Если близкий мужчина страдает заболеваниями духа, это означает, что женщина не выполняет свои задачи и уходит от женского предназначения.

Что отражает женщина мужчине

На Руси говорили, что женщина «отражает” мужчине состояние его души. Поэтому муж часто называл жену — Душенька моя, Лебёдушка.

Женщина мужчине отражает:

  • Тепла ли его душа или покрыта ледяной коркой.
  • Открыто ли сердце или живёт только понятиями разума.
  • Сколько боли и обид закопано внутри.
  • Насколько развита гибкость восприятия или властвует категоричность и контроль.

Истеричность, обидчивость, претензии и упрёки, стервозность женщины «зеркалят” мужчине его закрытость и замкнутость, равнодушие и холодность, категоричность и жёсткость/бесхребетность нежелание жить, быть Мужчиной — Богом.

Несчастная женщина рядом с мужчиной, это показатель степени его эгоизма, насколько он живёт шаблонами мышления, жесткими надуманными правилами и установками, не чувствует и не слышит своё сердце и душу.

Эффект зеркала в триединстве миров

Зеркало на уровне мира Нави

Это «зеркало” хорошо описывает известная пословица: «В чужом глазу соринку видишь, в своём бревна не замечаешь”.
Это когда внешний мир через ситуации и людей отражает человеку его слабости, страхи, установки, ограничивающие убеждения, комплексы, обиды, боль. То есть всё то, что важно проработать и отпустить.

Внимание: Зеркало на уровне Нави — это всегда увеличенное в несколько раз отражение, гипертрофированное.

На уровне Нави Вселенная делает всё возможное, чтобы показать человеку, что не является им настоящим, что ложно и чуждо. Именно эти «зеркала” самые эмоциональные, болезненные и цепляющие.

Зеркало на уровне мира Яви

Это когда человеку через знакомых и друзей, через ситуации показывают, какие у него есть способности, умения. В чём его ценность, что важно развивать и проявлять — воплощать через конкретные действия в мире, а не только мечтать и «зависать в облаках”.

Примеры:

У женщины в последнее время стали появляться знакомые, у которых очень хорошо получаются разные виды рукоделия: кто-то вяжет, кто-то вышивает, кто-то шьёт.

Это Вселенная «намекает” через отражения, что женщине тоже пора заняться каким-то рукоделием, создавать красоту через сотворение вещей, вспомнить — развить это умение.

Мужчине — руководителю фирмы стали часто попадаться статьи, видео в соц. сетях, репортажи, связанные с ремесленничеством. То о кузнецах что-то прочитает, то на мастер-класс по гончарному делу получит приглашение.

Это Вселенная показывает ему, что он слишком много работает головой и совершенно упустил из внимания свои руки. А ведь на Руси любой мужчина мог творить руками, был мастером в нескольких направлениях.

По теме Триединство миров.

Через «зеркала” Яви мир старается помочь человеку реализовать себя в физическом мире, стать Творцом, научиться создавать красоту в материи.

Зеркало на уровне мира Прави

Мир отражает человеку его устремления, цели, мечты. То, что он забыл, но обязательно должен реализовать и воплотить в этой жизни.

Это может проявляться через:

  • встречи с успешными людьми;
  • чтение книг, где у героя сбывается заветная мечта;
  • фильмы, спектакли, которые напоминают о забытых устремлениях и целях и т.д.

Вселенная через «зеркала” Прави старается напомнить человеку и его предназначении, смысле жизни и правных устремлениях, чтобы вдохновить идти на встречу мечте.

Эффект зеркала. Вывод:

Весь мир — отражение. Поэтому, когда в очередной раз что-то задевает или цепляет в другом человеке, важно вспомнить, что это не он такой, это просто работает эффект зеркала или закон отражения.

Посмотреть внимательно вглубь себя, проанализировать (проще всего и эффективнее это сделать с помощью писанки) и исправить в себе, в своих мыслях, чувствах, поведении. Тогда даже самая сложная ситуация разрешится наиболее благоприятным способом и любой конфликт с самым неприятным человеком перестанет «цеплять” и волновать.

Внешнее отражает внутреннее, и только от самого человека зависит, что будет отражать ему мир: слабости и комплексы или таланты и мечты. Что внутри, то и снаружи.

Статья написана на основе исследований и опыта преподавателей школы и Арины Никитиной.

На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.

В управлении под «личностью» подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер.

Направленностьхарактеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться на взаимодействии с другими сотрудниками, на решении задачи, на себя.

Способность проявляется умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип мышления (художественный, логический, смешанный) и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй — вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека.

Способность и ее основная компонента – мышление определяют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим самые низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.) достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сформировано подготовкой за короткий период. Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемое конкретно-образное мышление. Для этого уже необходимо профессиональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно- умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными предприятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управляющие крупными социально-экономическими процессами (регионами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.

Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы челове­ческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности темперамент.

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический (табл. 10.1).

Таблица 10.1 – Виды темпераментов и их свойства

Свойства Темперамент
Холерический Сангвини-ческий Флегмати-ческий Меланхо-лический
Уравновешенность Плохая Хорошая Очень хорошая Очень плохая
Настроение Неустойчивое Устойчивое Устойчивое Неустойчивое
Эмоции Сильные, кратковремен-ные Слабые, кратковремен-ные Слабые, длительные Сильные, длительные
Речь Громкая, неровная Громкая, плавная Тихая, плавная Тихая, неровная
Терпение Низкое Умеренное Высокое Низкое
Адаптация Хорошая Отличная Медленная Трудная
Контактность Высокая Умеренная Невысокая Низкая
Отношение к критике Агрессивное Спокойное Безразличное Обидчивое
Отношение к новому Положитель-ное Безразличное Отрицательное Неопределен-ное
Поведение в сложных ситуациях Нерасчетли-вое Расчетливое Хладнокровное Растерянное
Самооценка Значительно завышенная Несколько завышенная Реальная Заниженная
Подверженность влиянию Умеренная Слабая Слабая Высокая

Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник – сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик – сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик – слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд представляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других – внутренне желательны, для третьих – представляют осознанную необходимость.

Необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.

Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.

Расположение характеризуется тем, что оно невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его последствия. Расположение также проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту, процессу или человеку. И, наконец, расположение перемещается относительно таких полюсов, как «нравится» — «не нравится».

В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

Ценности так же, как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтение человека по принципу «допустимо – недопустимо», «хорошо – плохо», «полезно – вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделятся отдельными группами людей.

Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека. Ценности бывают двух видов:

Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.

Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют те, которые описывают абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Ко второй группе относятся те требования, которые носят оценочный характер. Верования оказывают заметное влияние на такой критерий поведения личности, как расположение.

Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы, в рамках которой он находится. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации:

— группа «X» (резистентные работники) – не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу;

— группа «Y» (пассивные работники)- выборочно способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным весом сотрудников, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач.

— группа «Z» (активные работники) – полностью способная и желающая работать, с высоким уровнем квалификации и относительно однородным составом по возрасту, образованию и интересам.

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т. п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т. е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации.

Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.

Любовь и вера людей как индивидуальная черта характера оказывает сильное влияние на взаимодействие человека с окружающим. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки. Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого. Люди, обладающие такими чертами, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т. п., оказывает сильное влияние на поведение человека.

Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решение с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты).

Специфика психических свойств личности, влияющих на успешность управленческой деятельности, очевидна. В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность – есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности. В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей.

Гипертимный тип – таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем, они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лице­мерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип.Они ориентированы на свой внутрен­ний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, ред­ко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип сознатель­ных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип.Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оста­ваться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип.Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Подводя итог характеристики личности и ее поведения необходимо отметить, что эффективное руководство должно быть сориентировано на человека работающего в организации. Это позволит сформировать слаженный коллектив организации, наилучшим образом достигающий поставленной цели.

Каждому участнику общения весьма полезно знать психогеометрический подход, применимый именно к типологии делового межличностного общения, который был разработан психологом С. Деллингером. Психогеометрию можно определить как практическую систему анализа личности, позволяющую на основе наблюдения:

  • мгновенно определять форму и тип личности — как своей, так и партнера по общению;
  • дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на понятном каждому языке;
  • составить сценарий поведения и подобрать репертуар общения для каждой формы личности в типичных ситуациях делового взаимодействия.

Основное достоинство психогеометрии в том, что она не требует от собеседников глубоких психологических знаний, так как диагностика осуществляется, как правило, путем включенного наблюдения или анализа превентивно собранной информации вербального и преимущественно невербального характера.

С точки зрения психогеометрии людей можно подразделить на пять типов: на квадрат и треугольник (левополушарные), круг и зигзаг (правополушарные) и прямоугольник (временное состояние личности). Признаки психогеометрических фигур легко поддаются фиксации с помощью включенного наблюдения во время собеседования.

1. Квадратный тип. Человек левополушарный, аналитик

Речь. Логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая (без эмоций); высокий, но тихий голос; речевые штампы; точная профессиональная терминология.

Язык тела. Скованные, напряженные позы («зажатость»); рассчитанные, скупые движения; точные жесты; медленная «солидная» походка; бесстрастное лицо; деланный или «нервный» смех. Рукопожатие «квадрата» получило название «холодная котлета» или «мертвая рыба», т.е. рука у него влажная от гипертрофированного чувства ответственности и холодная, так как «квадрат» малоэмоционален.

Основные психологические характеристики поведения. «Квадрат» никогда не опаздывает на деловые встречи. Его отличают пунктуальность и высокая личная организованность; строгое соблюдение правил, инструкций; аналитичность, внимательность к деталям; ориентация на факты, цифры, ссылки на высокие авторитеты; пристрастие к письменной речи; аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, упорство при выполнении задачи; настойчивость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, терпеливость, твердость в решениях, эмоциональная холодность.

Внешний вид. Скорее консервативный, но, как правило, опрятный, сдержанный, строгий и неяркий, соответствующий деловому стилю и обстановке. В процессе беседы он задает конкретные вопросы с целью выяснить подробности, получить дополнительный комментарий. Проявляет требовательность к точным определениям слов, понятий. Не любит громкой и быстрой речи, предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий информацию человек. Если предполагаются практические действия, то требует четких и подробных инструкций. Следит за регламентом.

Принятие решений. Решения принимает медленно, по принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Ему свойственны перестраховка, избегание ответственности. Поэтому много времени он тратит на сбор информации, в связи с чем иногда опаздывает с принятием решения. При отсутствии полной информации испытывает беспокойство и дискомфорт.

В общении с «квадратом» нужно быть серьезным и соблюдать правила делового этикета. В разговоре должны быть жесткая логика и последовательно структурированный материал, желательно детализированный, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу. Информацию следует представлять корректно, цифры и факты должны быть точными, со ссылкой на первоисточник.

2. Треугольный тип. Человек левополушарный, аналитик

Речь. Логичная, ясная, краткая, чаще всего ориентирована на суть проблемы; уверенная, властная и эмоциональная, быстрая и четкая. Голос невысокий, громкий. Человек использует жаргонные слова, остроты.

Язык тела. Ненапряженная поза; плавные, уверенные движения; широкие выразительные жесты; уверенная энергичная походка; непроницаемая маска; сжатые губы и пронзительный взгляд, просвечивающий партнера. Рукопожатие властное, силовое — он захватывает ладонь партнера, переворачивает ее на ребро и сжимает с такой силой, что становится больно или дискомфортно.

Основные психологические характеристики поведения. «Треугольник» склонен к лидерскому поведению; честолюбив; имеет установку на успех, на победу; прагматичен;способен концентрироваться на цели момента; ориентирован на суть проблемы; уверен в себе, решителен и предприимчив; импульсивен, склонен к риску, в том числе к авантюрному; энергичен и смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив и нетерпим к длинным монологам, поэтому часто говорит: «Короче!», но при этом контактен. Многие «треугольники» предрасположены к манипулированию, интригам, столкновению с потенциальными и конкурентоспособными противниками.

Внешний вид. Отличает уверенность, некая ухоженность, холеность, модная, престижная одежда, как правило, соответствующая ситуации. Во время межличностного общения всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. У него проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, он моментально оценивает ситуацию и мгновенно реагирует на нее.

Принятие решений. Всегда имеет готовое решение и на все случаи жизни, кроме того, «треугольник» легко принимает решения за других, ответственность за них берет на себя. Его девиз: «Нет проблем» и «Что я буду с этого иметь?».

В общении с таким партнером необходимо всем своим видом демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь коммуникатора должна быть четкой и лаконичной, информация — носить ярко выраженный практический и прагматический характер. «Треугольника» нужно удивлять инновационными сведениями. Целесообразно соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. В процессе собеседования следует проявлять больше внимания к его персоне. Учтите: «треугольники» будут перебивать вас, вступать с вами в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества.

3. Круговой тип. Человек правополушарный, интуитивный мозг

Речь. Непоследовательная, обычно отклоняющаяся от главной темы, эмоциональная, расслабляющая, плавная, скорее медленная, чем быстрая; голос сочный, густой, скорее низкий; во время говорения фасцинирует, т.е. «околдовывает», «завораживает», располагает к откровению. «Кругу» свойственны восторженные оценки, комплименты, вместо «я» зачастую произносит «мы»; как правило, не говорит «нет», чаще использует конструкцию типа: «мы сделаем», «мы что-нибудь придумаем» и если не может помочь, сильно расстраивается и искренне сожалеет.

Язык тела. Расслабленная поза; свободные, плавные движения; доброжелательная улыбка; частые кивки головой в знак поддержки; «зеркальное» поведение; минимальная социальная дистанция. У него энергичная походка, легко подстраивающаяся под походку другого, подчеркнуто доброжелательное приветствие. Рукопожатие «круга» называется «перчатка», так как он обхватывает руку собеседника двумя руками и достаточно долго ее потряхивает, приговаривая, как он счастлив и рад встрече и говоря партнеру комплименты. При этом свободной рукой он любит взять собеседника за локоток, положить ему руку на плечо, на талию, дотронуться до собеседника. Кроме того, во время приветствия он входит в интимное пространство другого человека, давая понять, что он «свой парень».

Основные психологические характеристики поведения. «Круг» ориентирован на других людей. У него высокая потребность в дружественных связях, поэтому его тянет к межличностному общению, он контактен, доброжелателен. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, интуиция, спокойствие, уступчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению. Он доверчив; ориентирован на мнение окружающих; нерешителен; слабый «политик»; болтлив (любит посплетничать), способен уговаривать, убеждать других; тяготится жестким регламентом; любит гибкий распорядок дня. Внешний вид: мужчина-«круг» — неофициальный, часто без галстука, небрежен, моложав; женщина-«круг» — неизысканна, женственна.

Принятие решений и общение. Непопулярных для других людей решений «круг» не принимает, в трудный момент старается заручиться поддержкой. В общении «круг» первым устанавливает контакт. В ход идут приятная улыбка, комплименты и другие похожие элементы из коммуникативного ассортимента. Деловые встречи он часто использует как возможность общения. Во время беседы, как правило, занимает такое место, чтобы хорошо видеть партнера, поэтому всегда помнит реакцию собеседника на то, что происходит, но информацию вербального характера зачастую пропускает мимо ушей. Кроме того, на деловых встречах никогда не садится отдельно от других людей, так как ему нужен собеседник, с которым можно обмениваться репликами, впечатлениями. Наряду с вопросами по предметной информации часто задает собеседнику вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все «коммуникативное пространство», умолкает на время лишь в момент принятия решения.

Самая эффективная форма общения с «кругом» — непринужденная беседа. Если нужно вызвать его практический интерес к информации, лучше всего ссылаться на собственный опыт. Кроме того, он с удовольствием рассказывает о себе, ему можно задавать вопросы личного характера. Для «круга» важно чувствовать себя уютно: мягкие кресла, теплое помещение, внимательное, доброжелательное отношение к нему; он ценит уважение к себе просто как к человеку. Очень важно в общении с «кругом» устанавливать обратную связь, т. е. задавать вопросы на уточнение, на понимание или проверять, верно ли он понял вашу информацию; при этом если он кивнет головой, это вовсе не означает, что он вас понял или уловил суть сказанного. «Круг» чрезвычайно редко жалуется, и когда он это делает, тому есть серьезная причина.

4. Зигзаговый тип. Человек правополушарный, интуитивный, образный, мозаичный, концептуальный

Речь. Непоследовательная, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая. Ей свойственны богатые голосовые вариации, восторженные оценки, разнообразная лексика, жаргон, остроты.

Язык тела. Ненапряженные, быстро меняющиеся позы, быстрые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка; живая мимика, «всевидящий» взгляд. «Зигзаг» — человек манерный, вызывающего поведения. Часто актерствует, позирует. Когда «зигзаг» в хорошем настроении, он может, раскинув руки, издалека радоваться встрече: «Кого я вижу!..». Когда в плохом — пройдет мимо и не поздоровается.

Основные психологические характеристики поведения. «Зигзагу» свойственны жажда перемен, креативность, концептуальность, потребность в инновационных знаниях, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. У него позитивная установка на новое, философия бунтаря. К этому нужно добавить восторженность, энтузиазм и непосредственность; непрактичность и импульсивность; разбросанность, непостоянство настроения, поведения и отношений; недисциплинированность; стремление работать в одиночку; отвращение к бумажной работе … и остроумие.

Внешний вид. Столь же неоднозначный: зачастую демонстративно-неряшливый и небрежный, иногда авангардно-модный и экстравагантный.

Принятие решения. Решения принимает спонтанно, особенно не задумываясь, на основе сиюминутной потребности; так же быстро может отказаться от принятого им решения. Бывает и другое: в момент принятия решения погружается в себя. Делает только то, что ему нравится или потому что реализуются его собственные идеи; при потере интереса способен бросить начатое на полпути. В общении «зигзаг» импульсивен. Такие люди без всякого стеснения и сожаления могут уйти с делового собрания, если их не устраивают ни содержание, ни качество выступления оратора, ни способы взаимодействия со слушателями. «Зигзаг» постоянно куда-то спешит, порой создается впечатление, что вообще он случайно попал на встречу. Ему свойственны быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому. Порой он задает вопросы и не дожидается на них ответа. Быстро и откровенно оценивает партнера, коллег, ситуацию, «лепит правду-матку в глаза», рассказывает о себе все, в том числе и негативную информацию, склонен к критике других и к спору.

У «зигзагов» нет полутонов. Весь мир делится на черное (то, что он не любит) и белое (то, что он любит). Любит он свободу, творческую работу, самостоятельность, гибкую систему стимулирования и признание, причем публичное. А не любит все, что жестко структурировано, регламентировано и нормировано: неподвижные структуры, формальные взаимосвязи, договора, контракты, шаблон, стереотипы, речевые клише и личности, которые все одобряют.»Зигзаг» плохо переносит интеллектуально ограниченных людей, быстро реагирует на их умственную несостоятельность, что у других вызывает раздражение. Его девиз: «А что, если…», его готовность давать предложения и идеи на все случаи жизни; он генератор идей, разработчик ноу-хау, вот почему, несмотря на потенциальную конфликтогенность, многие предпочитают иметь у себя партнера-«зигзага», особенно в условиях жесткой конкуренции.

С «зигзагом» целесообразно говорить быстро, кратко и по существу, так как медленная речь его раздражает, к ней он нетерпим. Допускаются шутки, юмор, остроты, однако они должны быть целесообразными и уместными. «Зигзагу» нужно уделять постоянное внимание, так как у него большая потребность в «поглаживании», в знаках внимания. Если он работает успешно, то следует это публично отмечать, хвалить его за успехи, демонстрировать его преимущества. «Зигзаг» с удовольствием участвует в творческих заданиях. Чем больше творчества и инновационной деятельности, тем больший интерес к работе он проявляет. Необходимо помнить, что источник стресса у «зигзага» — это скучная, однообразная работа, недостаток внешних побуждений. В общении с ним помогут доброжелательность и чувство юмора.

5.Прямоугольный тип. Временное состояние личности

Речь. Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, аритмичная, с нерешительными паузами, скороговорками; с колебаниями громкости и высоты тона. У него высокий, срывающийся голос, междометия, слова-паразиты, путаные вопросы.

Язык тела. Неуклюжий, с резкими, отрывистыми, неуверенными движениями. Вдобавок к этому незавершенные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, способность часто краснеть.

Основные характеристики поведения. «Прямоугольнику» свойственна изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость до безрассудства, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, имитация поведения других людей и «примеривание ролей».

Внешний вид и общение. Меняющийся, часто неопрятный, ситуативно неуместный, производит впечатление «странного поведения». В общении «прямоугольник», как правило, не знает, что ему нужно, плохо вписывается в ситуацию. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, интерес к информации не показывает, может задавать одни и те же вопросы, невнимательно слушает ответы на них. Способен делать вид, что удовлетворен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес, стать равнодушным («уйти в себя») или настроиться критически. «Прямоугольник» часто подвержен переменам настроения.

Чрезвычайно важно вовремя обнаружить стресс у «прямоугольника». В этот момент ему свойственны сильное замешательство; резкое снижение самооценки; крутые, мгновенные изменения настроения; изменчивость и непоследовательность поведения; чрезмерная доверчивость и повышенная внушаемость. Он нуждается в эмоциональной поддержке, в эмпатии.

В общении с «прямоугольником» необходимо проявить участие, но не быть навязчивым, если тот пришел в замешательство и засмущался. Общаться с ним желательно просто, говорить четко и кратко. Поскольку он старается рассказать о своих проблемах, бедах и неудачах, будьте осторожными, терпеливыми и корректными, особенно если нет возможности его выслушать. Давая информацию «прямоугольнику», необходимо показать ее практическую значимость в решении его проблем — это повысит его мотивацию. Инструктаж «прямоугольника» по выполнению конкретной работы потребует большего времени, чем у других фигур.

***

Таким образом, владея информацией по психогеометрии, вы можете быстро оценить любого собеседника и делового партнера, а затем использовать эту информацию в процессе общения. Эти знания позволят вам прогнозировать поведение собеседника и дифференцированно управлять процессом коммуникации.

Используя психогеометрическую диагностику собеседников, необходимо быть не только наблюдательными, чтобы фиксировать тенденции, типичные для поведения той или иной персоны. Нужно также гибко реагировать на их отступления от собственных стратегий и понимать, что иногда поведение человека зависит от складывающихся обстоятельств и, следовательно, поступки и действия того или иного человека могут быть не только не типичными, но и не прогнозируемыми.

Конечно, в реальной практике «чистые» фигуры встречаются редко. Большинство людей представляют собой смешанный тип, например диады: «треугольник» с «зигзагом» (сам генерирует идеи и сам руководит их реализацией) или «квадрат» с «кругом» (организованный, педантичный, но ориентированный на человека). Или триады: например, ведущая фигура «треугольник», сопутствующая — «квадрат» и некоторые элементы «круга».

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса.
Б. Белый

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип — доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип — доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. «Правополушарные» склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта .Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Равнополушарный тип — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.

Причины школьных неврозов в младшем школьном возрасте.

Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.

Однако врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Родители, воспитывая ребенка, часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получают, бывает, полностью противоположную.

В младшем школьном возрасте у детей могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.

Что происходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат — постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Таким образом, создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.

Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.

Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.

Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Родителям, общаясь с ребенком, полезно почаще вспоминать, что всем есть место под солнцем: лево-, право — и равнополушарным детям.

Помощь должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни.

Практические рекомендации для учителей и родителей

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.

13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей деятельности.

14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх