Транзитные операции

<Письмо> Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»

Сообщается, что транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, с последующим их списанием;

списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;

проводятся регулярно (как правило, ежедневно);

проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);

деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;

с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

В документе приводятся рекомендации кредитным организациям в случае выявления в деятельности клиентов операций, соответствующих указанным признакам.

К числу наиболее регулируемых сфер деятельности относится банковский сектор. Это можно объяснить ключевым положением коммерческих банков в экономике государства. Регулирование осуществляется с помощью мер, которые через банковские учреждения обеспечат стабильное и безопасное функционирование всей банковской системы.

Замечание 1

Основной целью данного регулирования является своевременная реакция на возможные нарушения и отрицательные тенденции в деятельности банков, которые могут быть связаны с выявлением тех клиентских операций, что требуют повышенного внимания и контроля.

Санкции, которые были приняты по отношению к Российской Федерации в 2014 году, и кризисные экономические изменения привели к падению цен на нефть. В результате этого пострадал межбанковский рынок, и работникам банковских учреждений стало сложно осуществлять объективную оценку целесообразности заключения тех или иных сделок. Государственные резервы снижаются быстрее, нежели пополняются. На этом фоне и деградирует кредитно-денежная политика. Основным направлением контроля является усиленное внимание кредитных учреждений к транзитным операциям.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Транзитные операции в банке 410 руб.
  • Реферат Транзитные операции в банке 260 руб.
  • Контрольная работа Транзитные операции в банке 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сущность и виды транзитных операций

Определение 1

Транзитные операции – это движение денежных средств между различными организациями, которое не обуславливается экономическими причинами.

Основной целью транзита является аккумулирование денежных средств с целью их дальнейшего применения в различных целях, в том числе и противозаконных (осуществление взяток, уклонение от уплаты налоговых платежей, откаты, «черная» зарплата). Данные средства оседают на корреспондентских счетах в тех государствах, где законодательная база не такая жесткая, как в РФ, либо в тех коммерческих банках, которые конфликтуют с нашей страной.

На сегодняшний день существует множество видов транзитных операций. Их пожалуй столько, сколько и транзитных схем. Однако основных направлений всего лишь три. К ним можно отнести: консалтинг, закупку оборудования, приобретение иностранных бумаг.

Консалтинг. Это наиболее простой и популярный метод осуществления транзитных операций. Его схема заключается в следующем: предприятие, что фактически находится в Российской Федерации, перечисляет за границу средства за оказание консалтинговых услуг (маркетинговые, юридические, бухгалтерские, технические и другие виды). Фиктивность таких операций зачастую является очевидной, поскольку получатели денежных средств имеют короткий срок существования и не предоставляют отчеты по материальному обеспечению.

Закупка оборудования. Данный метод немного сложнее, однако и доказать факт транзитной операции в этом случае значительно усложняется. Организация из Российской Федерации действительно закупает за границей какое-то оборудование, стоимость которого в дальнейшем за счет большого количества посредников увеличивается в многократном объеме. При этом участники данной транзитной операции платят налоги в минимальном размере, после чего вовсе прекращают свою деятельность.

Приобретение реальных и фиктивных иностранных бумаг. Достоинством данного метода является то, что часто так и не удается выявить реальную стоимость актива, который можно быстро продать и получить денежные средства на зарубежные банковские счета.

Для усложнения контроля многие транзитные операции осуществляются через длительную цепочку посредников. Сумма, проходящая через транзит, может дробиться, чтобы потом распределилась по нескольким счетам. При этом может наблюдаться разрыв цепочки, когда один из ее участников уплачивает налоговые суммы в случае возникновения претензий, лишая при этом всю схему транзита юридической силы.

Рисунок 1. Транзитные операции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рекомендации по контролю транзитных операций

Все сделки, которые проходят через коммерческий банк, подлежат жесткому контролю. Перечень операций, которые осуществляются с денежными средствами или иным имуществом, подлежат контролю в соответствии с законом РФ «О противодействии легализации доходов, которые получены преступным путем, а также финансированию терроризма». На основании данного закона Центральный Банк устанавливает правила внутреннего контроля коммерческого банка или кредитной организации с целью минимизировать отмывание доходов и финансирование терроризма.

Транзитные операции банков могут характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:

  • осуществляется зачисления денежных средств на расчетный счет клиента от большого количества резидентов и контрагентов, счета которых открыты в коммерческих банках Российской Федерации;
  • списание денежных средств с расчетного счета клиента осуществляется в срок, который не превышает двух дней с момента их поступления;
  • ежедневное проведение транзакций;
  • осуществление операций в течение длительного временного периода (зачастую, срок составляет не менее трех месяцев);
  • отсутствие операций в деятельности, в рамках которых осуществляются операции по счету (поступление и списание), а также налоговые обязательства;
  • наблюдается отсутствие налоговых или других платежей в бюджет Российской Федерации (может наблюдаться их наличие, однако в мизерных объемах, которые не сопоставимы с масштабами деятельности их плательщика).

В соответствии с оценкой Центрального Банка, деятельность подобных клиентов банка не имеет никакого экономического смысла, а операции, которые совершаются ими, нуждаются в требовательном и усиленном контроле со стороны коммерческих банков.

Механизм выявления сомнительных транзитных операций

Механизм выявления признаков, которые бы характеризовали транзитную операцию, весьма не прост. При том стоит помнить, что действия коммерческого банка не являются произвольными. Банковское учреждение действует в соответствии с условиями и требованиями банковского договора, а также с действующим законодательством.

Центральный Банк ведет особую классификацию кодов тех транзитных сделок, которые могут быть подозрительными и незаконными. Данный перечень предоставляется в банковские и кредитные учреждения с целью выявления подозрительных сделок. Данный перечень содержится в законодательном приложении № 375-П.

Существует множество признаков, которые указывают на сомнительность поступления денежных средств через транзитную операцию:

  • наличие у получателя денежных средств уставного капитала, размер которого незначителен по сравнению с размерами с поступающими денежными средствами;
  • небольшой срок деятельности получателя от даты его государственной регистрации;
  • быстрое перечисление средств, которые были зачислены на счет, в адрес нескольких резидентов или нерезидентов;
  • отсутствие платежей в налоговую систему или других перечислений в бюджет Российской Федерации;
  • нерациональное использование расчетного счета, а также осуществление незначительных перечислений в бюджет, которые не соответствуют масштабу заявленной деятельности контрагента.

По каким характеристикам коммерческий банк выявляет транзитные операции?

Банковскую проверку могут спровоцировать не только сомнительные операции. Коммерческий банк обратит внимание на ту деятельность, особенности которой соответствуют схемам транзитных операций. К таким признакам можно отнести:

  • предприятие осуществляет расчеты по многим банковским счетам (в случае отзывы банковской лицензии можно подстраховаться и открыть дополнительный счет в крупном банковском учреждении);
  • организация хранит документы, которые подтверждают его деятельность, в разных местах (к примеру, часть может храниться у бухгалтера, а часть – в офисе);
  • компания осуществляет платежи без каких-либо оснований;
  • предприятие уплачивает небольшое количество налогов, чем в среднем осуществляется в его отрасли;
  • не платит в бюджет отчисления по заработной плате и не выплачивает ее с расчетного счета в банке;
  • организация не указывает в назначении платежа характер сделки (банк обязательно проведет мониторинг, соответствует ли данный платеж заявленной деятельности предприятия);
  • компания зарегистрирована по юридическому адресу, за которым наблюдается массовая регистрация предприятий;
  • фактическое местонахождение организации не соответствует тому, что указано в уставе;
  • коммерческий банк не может связаться с руководителем компании;
  • учредитель компании младше 20 или старше 65 лет;
  • у организации нет собственных торговых, офисных и складских помещений, которые необходимы для ведения деятельности.

48. Контроль тамож органов за доставкой товаров при осуществлении процедуры транзита.

Таможенный транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Технология контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2) разработана на основе положений ТК ТС и определяет порядок контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и информационного взаимодействия таможенных органов при осуществлении такого контроля с использованием действующих штатных программных средств, включенных в фонд алгоритмов и программ ФТС России, применяемых для контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, функционирующих с использованием транспортной технологической подсистемы (ТТП) единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, единого логического информационного ресурса, содержащего сведения о перевозках товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и средств защиты информации от несанкционированного доступа

2. Общий контроль за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляют отделы контроля за таможенным транзитом (ОКТТ) таможни отправления и таможни назначения.
8. Контроль за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита организуется путем:

а) учета товаров таможенным постом или отделом таможенного оформления и таможенного контроля таможни, совершающими таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможней, которой подчинен таможенный орган отправления б) учета товаров таможенным постом или отделом таможенного оформления и таможенного контроля таможни, в регионе деятельности которых находится установленное таможенным органом отправления место доставки либо которые завершают таможенную процедуру таможенного транзита, таможне, которой подчинен таможенный орган назначения;
в) учета товаров таможенным постом, через регион деятельности которого проходит перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и в регионе деятельности которого производятся грузовые операции и иные операции, изменение средств идентификации или срока таможенного транзита, регистрация (изменение) маршрута перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, таможне, которой подчинен промежуточный таможенный орган; г) снятия ЭКТД с контроля в случаях, установленных Технологией.
9. При учете товаров в КПС «Транзитные операции» на уровне таможенного поста выполняются следующие операции: а) в таможенных органах отправления:
— внесение информации и загрузка ЭКТД при регистрации транзитной декларации, отзыве транзитной декларации, а также выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в объединенный информационный ресурс, состоящий из совокупности синхронизированных федеральной и региональных баз данных ЕАИС таможенных органов;

— внесение и загрузка информации о начале и прекращении операции МДП в таможенном органе в месте прибытия в единый логический информационный ресурс;
— внесение и загрузка информации о возбужденных делах об административных правонарушениях (АП) в области таможенного дела, взысканных таможенных пошлинах, налогах и штрафах в единый логический информационный ресурс;
— внесение и загрузка информации о регистрации, принятии документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в единый логический информационный ресурс; б) в таможенных органах назначения:
— внесение и загрузка информации о регистрации прибытия транспортных средств международной перевозки в место доставки и завершении таможенной процедуры таможенного транзита в единый логический информационный ресурс;
— внесение и загрузка информации о возбужденных делах об административных правонарушениях (АП) в области таможенного дела, взысканных таможенных пошлинах, налогах и штрафах в единый логический информационный ресурс;
— внесение и загрузка информации о регистрации, погашении документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в единый логический информационный ресурс; в) в промежуточных таможенных органах:
— внесение и загрузка информации о произведенных грузовых и иных операциях, измененных средствах идентификации, сроке таможенного транзита, регистрации (изменении) маршрута перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в единый логический информационный ресурс;
— внесение и загрузка информации о возбужденных делах об административных правонарушениях (АП) в области таможенного дела, взысканных таможенных пошлинах, налогах и штрафах в единый логический информационный ресурс.
В КПС «Транзитные операции» на уровне ОКТТ таможни выполняются следующие действия: а) корректировка ЭКТД в случаях и порядке, установленных Технологией;
б) внесение в ЭКТД сведений о мерах, принятых по фактам административных правонарушений, взысканных таможенных пошлинах, налогах и штрафах;
в) внесение информации о регистрации, погашении документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов; г) загрузка информации, указанной в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта, в единый логический информационный ресурс.

10. В начале каждой смены (рабочего дня) начальник подразделения контроля за таможенным транзитом, ОТОиТК таможенного органа, ОКТТ таможни либо уполномоченное им должностное лицо с помощью КПС «Транзитные операции» производит открытие смены (рабочего дня) и распределение доступных операций (действий) для каждого из подчиненных должностных лиц таможенного органа, заверяя данную операцию ЭЦП. 11. По окончании каждой смены начальник таможенного органа либо уполномоченное им должностное лицо с помощью КПС «Транзитные операции» распечатывает на бумажном носителе следующие журналы:
а) регистрации транзитных деклараций в таможенном органе отправления;
б) регистрации книжек МДП в таможенном органе отправления;
в) учета отказов в регистрации транзитных деклараций в таможенном органе отправления; г) регистрации подтверждений о прибытии транспортных средств; д) учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитным декларациям; е) учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжкам МДП; ж) регистрации завершения процедуры МДП в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место прибытия товаров. Начальники ИТО и ОКТТ таможни обязаны: а) организовать разграничение права доступа должностных лиц ОКТТ и других подразделений таможни к электронной информации, касающейся перевозок товаров, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; б) обеспечить режим, исключающий несанкционированный доступ должностных лиц таможенных органов, посторонних лиц к техническим и программным средствам АС КТТ-2, а также возможность потери, искажения информации; в) обеспечить применение средств защиты информации согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФТС России. 18. ГНИВЦ ФТС России, начальники региональных таможенных управлений обязаны организовать архивное хранение электронной информации о перевозках товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

2. Таможенный транзит применяется при перевозке:

1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий:

1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории;

2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

3) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

4) представлена транзитная декларация;

5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита;

6) обеспечена идентификация товаров;

7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

1. К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся:

1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров;

2) таможенное сопровождение;

3) установление маршрута перевозки товаров.

2. При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если:

1) в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;

2) товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

3) это установлено международными договорами;

4) товары перевозятся под таможенным сопровождением;

Маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.

Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования.

Статья 218. Таможенное сопровождение

1. Таможенное сопровождение — сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита.

2. Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях:

1) определяемых на основе системы управления рисками;

2) непредставления либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

3) неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;

4) неисполнения перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. В случае принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении таможенный орган организует его не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.

Статья 219. Срок таможенного транзита

1. Срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя, но не более предельного срока таможенного транзита.

2. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц.

3. Установленный таможенным органом срок таможенного транзита по мотивированному обращению декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, может быть продлен в пределах срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Статья 220. Место доставки товаров

1. Место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.

В случаях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа.

Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).

2. В случае если при таможенном транзите пункт назначения изменяется, перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также транзитную декларацию и иные документы на товары.

Решение об изменении места доставки товаров принимается таможенным органом не позднее дня, следующего за днем получения заявления и документов. Указанное решение оформляется путем завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, место доставки которых изменено, и оформления новой транзитной декларации. Товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в день принятия таможенным органом решения об изменении места доставки товаров.

Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, допускаются с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа.

Таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на осуществление грузовых операций с товарами, если их осуществление может повлечь за собой утрату товаров или изменение их свойств либо при наличии запрета на осуществление таких операций в транспортных (перевозочных) документах, документах, подтверждающих соблюдение ограничений, либо иных документах, выданных контролирующими государственными органами. По заявлению лица таможенный орган разрешает проведение грузовых операций с товарами под таможенным контролем вне времени работы таможенного органа.

При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:

1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись;

3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.

При недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита

1. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.

2. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.

Размещение товаров в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.

3. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы:

в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, — в течение 1 (одного) часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа — в течение 2 (двух) часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;

в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, — в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.

По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.

4. Таможенный орган назначения в течение 1 (одного) часа с момента представления перевозчиком документов, регистрирует их подачу в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза.

5. Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.

Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита определяется решением Комиссии таможенного союза.

6. В течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

1. При аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом. Таможенный орган, получивший сообщение об этих обстоятельствах, обязан известить таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

2. Расходы, понесенные перевозчиком в связи с соблюдением требований пункта 1 настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.

Какие меры могут применять банки к клиентам?

Когда банк имеет право приостановить операции по счетам и расторгнуть договор банковского счета?

Какие операции признаются сомнительными и транзитными?

Как клиентам банка избежать зон риска?

Государство усилило борьбу с обнальщиками и компаниями, которые уходят от налогов. К налоговым органам присоединился Центробанк, который обязал кредитные организации контролировать счета клиентов, отказывать подозрительным клиентам в совершении операций по счетам. Банки теперь не просто помогают налоговикам с отмыванием денег — они превратились в их дублеров.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели являются клиентами банка, они обязаны использовать безналичные расчеты и сдавать выручку в банк. Поступления от покупателей, платежи за материалы, выполненные работы и услуги подрядчикам осуществляются с расчетного счета в банке, который открывается одновременно с регистрацией компании в ЕГРЮЛ.

Условия обслуживания клиента, порядок открытия и закрытия счета прописываются в договоре банковского обслуживания. Банки контролируют операции клиентов в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренними правилами кредитной организации. И банки, и клиенты банка заинтересованы в долговременном взаимовыгодном сотрудничестве.

Чтобы деятельность компаний и банков соответствовала законодательству, государство создает условия, при которых самим банкам не выгодно иметь дело с сомнительными операциями.

В частности, Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены существенные поправки в некоторые ключевые законы. Они направлены на борьбу с фирмами-однодневками, расширяют полномочия налоговых органов.

К сведению

Банки по запросу налоговых органов обязаны представлять информацию о счетах, вкладах (депозитах), остатках средств на них, банковских операциях (в т. ч. электронных переводах) организаций, ИП и физлиц. Налоговые органы получили право на приостановление операций по банковским счетам организаций.

Кроме того, в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) 1 сентября 2016 г. были внесены изменения. С этой даты уполномоченным органном, осуществляющим надзор за операциями по банковским счетам, стал ЦБ РФ, т. е. государственный контроль и противодействие легализации преступных доходов отныне находятся в компетенции банка России.

Последнее письмо, касающееся контроля за незаконным обналичиванием денежных средств с участием банков, — № ИН-01-12/40 «О критериях определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций» — вышло 27.07.2017. В нем Банк России пересмотрел критерии, указывающие на высокую степень вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций.

Новые критерии применяются территориальными учреждениями, которые уполномочены осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций при проведении оценки кредитных организаций по итогам работы за IV квартал 2017 г. и последующие периоды.

Раньше банки могли закрыть счета по двум основным причинам:

1. Недостаточная сумма средств на банковском счете (прописывается в договоре). Российским законодательством не оговаривается минимальный размер суммы, которая должна всегда быть на счету. Банк сам ее устанавливает и прописывает в договоре в момент открытия счета. Обычно банки таким правом не пользовались, а договаривались с клиентом и пересматривали условия договора.

2. Отсутствие в течение двух лет (или срока, прописанного в банковском договоре, обычно это год) денежных средств на счете клиента и операций по счету при условии, что по истечении двух месяцев со дня направления банком предупреждения денежные средства не поступили на счет клиента (п. 1.1 ст. 859 «Расторжение договора банковского счета» Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ)

Сейчас банкам дано право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных в Федеральном законе № 115-ФЗ. В основном это счета клиентов, которые попали под подозрения банков как «сомнительные» фирмы.

Отметим, что сами банки не заинтересованы отказывать в проведении операций — так можно потерять клиентов, а это неблагоприятно скажется на доходах самих банков. Однако они вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ и выполнять требования Федерального закона 115-ФЗ — его несоблюдение может стать основанием отзыва лицензии у кредитной организации.

Контроль за сомнительными операциями

О том, что конкретно понимает Банк России под термином «сомнительные операции», можно узнать из письма от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»: «Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого” импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Последние предписания банкам по выявлению сомнительных операций даны в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР.

Сомнительные операции согласно письмам и указаниям ЦБ РФ:

1. Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (хотя не совсем понятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности).

2. Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.

3. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам).

4. Операции станут сомнительными, если клиент долго не предоставляет подтверждающие документы по ним или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию.

5. Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию.

6. Регулярные зачисления на счет переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.).

7. Операции по банковским счетам более 600 000 руб. Разбить крупную сумму операции на более мелкие суммы в течение небольшого промежутка времени не получится, так как при анализе «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени.

8. Безналичное зачисление со своих счетов на депозиты клиента — физического лица, открытого этому лицу в другом банке, и последующее снятие этих средств в наличной форме также выглядит сомнительным.

9. Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причем на любые суммы.

10. Значительные поступления на счет клиента, операции по которому не производились в течение более 3 последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью этого клиента, с последующим снятием наличных денежных средств на хозяйственные расходы или снятием наличных денег с использованием платежных карт.

По перечисленным критериям под ярлык «сомнительная фирма» может попасть даже обычная мелкая компания, у которой временные финансовые трудности.

Контроль за транзитными операциями

Кроме того, ЦБ РФ в письме от 31.12.2014 № -Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» указал признаки транзитных операций, которые не имеют экономического смысла и законной цели, и обязал банки уделять им особое внимание.

Так, транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • зачисления и списания проводятся регулярно (как правило, ежедневно) в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с расчетного счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

Контроль за сомнительными фирмами

В зону повышенного внимания банков попадают и следующие компании:

  • со счетов которых не выплачивается заработная плата работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и взносам;
  • платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента;
  • фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету проходит уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности компании;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и др.);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Итак, чтобы не вызвать подозрений у банка, надо не нарушать выше перечисленные установки Центробанка. Поговорим о том, как это сделать.

Оформляйте всех сотрудников в штат согласно штатному расписанию

Есть компании, которые оформляют нескольких сотрудников (генерального директора, главного бухгалтера, менеджера продаж), причем на полставки, а остальным платят зарплату в конверте. При этом деловая активность компании и ее обороты по банковскому счету показывают, что два или три человека не в состоянии справиться с таким объемом работ. Такая компания автоматически попадает под наблюдение банка и налоговых служб.

Пример 1

В штате ООО «СтройКомплект» 5 сотрудников: генеральный директор, он же главный бухгалтер (принят на полставки), инженер и трое рабочих.

Компания имеет деревообрабатывающее оборудование и выпускает пиломатериалы — обрезную доску, вагонку, половую доску.

Оборот компании — около 1,2 млн в месяц.

Фонд заработной платы — 74 тыс. в месяц Официальная зарплата по банку выплачивается нерегулярно.

Понятно, что такой объем работ 3 рабочих выполнить не могут. На самом деле в компании трудятся 15 человек.

Сохраняйте остаток на счете

Организации, обналичивающие денежные средства, не держат деньги на счете — как только получают их от покупателей, в этот же или на следующий день снимают наличные или переводят их на корпоративную карточку или карточки сотрудников.

Добросовестная компания так не поступает, обычно проходит время между платежом от покупателя и оплатой расходов компании.

Кроме того, в зависимости от вида и особенностей договора между компанией и кредитной организацией банк может требовать, чтобы сумма денежных средств на счете клиента не опускалась ниже минимального размера, установленного банковскими правилами или договором (п. 2 ст. 859 Гражданского кодекса РФ).

Центробанк обязывает кредитные организации наблюдать за компаниями, у которых нет остатка на счете или он значительно меньше оборота по счету или остатка, установленного в банковском договоре. Такая ситуация может повлечь закрытие счета клиента.

К сведению

Центробанк не уточняет, какой должен быть остаток на счете — это решает банк согласно внутренним установкам и договору с клиентом. Многие банки устанавливают этот размер в пределах 500 000 руб.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций с банком, организациям стоит соблюдать условия банковского договора, снимать денежные средства не сразу, а через какое то время, и расходовать их на хозяйственные нужды или выплату заработной платы сотрудникам.

Отражайте расходы на хозяйственную деятельность

«Обнальные» конторы не платят за аренду, коммунальные услуги, электричество, сопровождение бухгалтерских программ, канцелярские принадлежности, т. е. у них отсутствуют расходы на осуществление хозяйственной деятельности.

Бывает, что компания часть расходов оплачивает наличными, например, за канцтовары, питьевую воду, но расходы за аренду, коммунальные услуги, электроэнергию осуществляются по безналу на основании договоров, заключенных с юридическими лицами.

Если банк видит вышеперечисленные платежи, то у него не возникает подозрений относительно такой компании.

Обосновывайте минимальный порог налоговой нагрузки

Еще один критерий, по которому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов, — минимальный порог налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка в данном случае — это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета, к ее обороту по этому счету.

Предписания банкам даны в методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР от 21.07.2017. Размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации должен составлять в среднем от 0,5 % до 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих (как правило, это 1 %).

Банки фиксируют все поступления и списания с расчетных счетов компаний, а также операции по уплате налогов по присвоенным каждой операции кодам.

При оценке налоговой нагрузки банкам рекомендовано принимать во внимание особенности налогообложения клиента, оценивать сопоставимость его реальных возможностей по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

Пример 2

Компания на общей системе налогообложения производит и реализует бытовую технику. Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2016 г. — 35 млн руб.

В штате компании 20 сотрудников. Фонд заработной платы — 6 млн в год.

Компания перечислила в бюджет согласно платежным поручениям:

  • НДС — 2,2 млн руб.;
  • налог на прибыль — 1,5 млн руб.;
  • НДФЛ — 780 тыс. руб.;
  • страховые взносы в ПФР — 1,56 млн руб.

С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 32,5 млн руб. в год.

Налоговая нагрузка компании:

(2 200 000 + 1 500 000 + 780 000 + 1 560 000) / 32 500 000 = 0,2.

Полученный результат ниже установленного Центробанком.

Низкой налоговая нагрузка при больших оборотах на счетах может быть по уважительным причинам, например:

  • компания получает предоплаты за этапы выполненных работ по договору подряда. Работы будут приняты в следующем отчетном периоде, тогда компания отразит выручку, начислит с нее НДС и налог на прибыль;
  • компания оплатила за счет полученных от заказчика авансов материалы, аренду строительной техники, коммунальные услуги, выплатила заработную плату сотрудникам. Выручка будет отражена в следующем периоде, тогда и будут начислены и уплачены основные налоги — на прибыль и НДС;
  • компания работает по агентским договорам и является посредником в сделках. Деньги, которые поступают на ее расчетный счет от покупателей и перечисляются принципалу, не являются собственностью компании;
  • у компании открыты расчетные счета в нескольких банках, движения происходят по всем открытым счетам, а налоги оплачиваются с одного из них.

При низкой налоговой нагрузке компании следует предоставить объяснительную для банка, в которой указать причины низкой налоговой нагрузки.

Пример 3

Компания на общей системе налогообложения выполняет строительно-монтажные работы по договору строительного подряда, заключенного с заказчиком. В договоре не предусмотрена поэтапная приемка работ. Акт приемки-передачи работ будет подписан после выполнения всего объема работ.

Компания получила авансы на сумму 15 млн руб. На полученные авансы были закуплены материалы на сумму 10 млн руб., арендована строительная техника на сумму 200 тыс. руб., выдана заработная плата в сумме 1500 тыс. руб. и перечислено в бюджет согласно платежным поручениям:

  • НДФЛ — 195 тыс. руб.;
  • страховые взносы в ПФР — 390 тыс. руб.

С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 12 285 млн. руб.

Налоговая нагрузка компании: 195 000+ 390 000 / 12 285 000 = 0,05 %.

Пример 4

Компания занимается розничной торговлей через магазин, который находится в Московской области. Площадь магазина — 100 м2.

Компания уплачивает ЕНВД. Ставка налога — 15 % от вмененного дохода. Вмененный доход в данном случае — это площадь магазина.

В компании посменно работают 4 продавца-кассира, главный бухгалтер и директор. За квартал им начислена заработная плата в сумме 615 тыс. руб. С нее удержан и перечислен НДФЛ 79 тыс. руб., начислены и уплачены страховые взносы 160 тыс. руб.

Определим налоговую нагрузку.

Рассчитываем ЕНВД:

1. Определяем базовую доходность для деятельности «Розничная торговля (через объекты с торговыми…» (код — 07).

К сведению

Доходность ЕНВД назначается правительством для каждого вида предпринимательской деятельности, попадающего под действие данного налогового режима.

В нашем случае доходность определяется в расчете на 1 м2 торговой площади. Для розницы она равна 1800 руб.

2. Считаем налоговую базу по каждому месяцу (базовая доходность × физический показатель × К1 × К2):

1800 руб. × 100 × 1,798 × 1 = 323 640 руб.

3. Рассчитываем общую налоговую базу за квартал:

323 640 руб. × 3мес. = 970 920 руб.

4. Считаем первоначальный ЕНВД за квартал (налоговая база × налоговая ставка):

970 920 руб. × 15 % = 145 638 руб.

Определяем вычет (страховые взносы, которые не превышают первоначальный ЕНВД / 2):

160 000 руб. (взносы) > 72 819 руб. (145 638 руб. / 2).

Вычисляем налог (первоначальный налог − вычет):

145 638 руб. − 72 819 руб. = 72 819 руб.

Начисленный и уплаченный налог за квартал — 72 819 руб.

Сумма всех налогов, уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды за квартал:

72 819 руб. + 79 000 руб. + 160 000 руб. = 311 819 руб.

Выручка за квартал составила 2,2 млн руб. При этом согласно кассовому плану организации, утвержденному банком, компания имеет право тратить наличную выручку на выплату заработной платы и выдавать наличные денежные средства под отчет сотрудникам.

В кассе по кассовому плану разрешено хранить не более 150 тыс. руб., т. е. остаток по кассе организации не должен превышать указанной суммы.

Из кассы была выплачена заработная плата сотрудникам — 535 тыс. руб., выданы под отчет на хозяйственные нужды 120 тыс. руб.

Сдано наличной выручки в банк 1545 тыс. руб.

С расчетного счета организация оплатила налоги и страховые взносы, аренду магазина, электроэнергию, приобретенные товары, услуги связи, сопровождение компьютерных программ — всего на сумму 1,5 млн руб.

Налоговая нагрузка составит:

311 819 руб. / 1 500 000 руб. = 0,21.

Контроль за IP-адресами компаний

IP-адреса белой и сомнительной фирмы не должны совпадать. В Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-М указано, что если IP-адреса, телефоны, цифровая подпись компании совпадают с контактами фирмы, которая была замечена в отмывании средств, это должно насторожить банки и белая фирма попадет под подозрение не только работников банка, но и налоговой.

Контроль за предприятиями розничной торговли

Особый интерес банки уделяют предприятиям розничной торговли, которые работают с наличными денежными средствами и участвуют в «обнальных» схемах.

Методические рекомендации ЦБ РФ от 04.12.2015 № 35-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» адресованы кредитным организациям. Однако они будут интересны и компаниям, которые занимаются розничной торговлей продовольственными товарами, стройматериалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами и т. д. Особенно тем, которые по каким-либо причинам не сдают в банк наличные, но при этом на их расчетные счета регулярно (больше одного раза в неделю) поступают зачисления от других организаций. Такие операции Банк России называет сомнительными, и банк вправе отказать клиенту в совершении операции по счету.

В указанных Методических рекомендациях Банк России указывает на схемы по обналичиванию наличных денежных средств при активном участии организаций розничной торговли.

В частности, отмечает, что полученные организацией розничной торговли наличные денежные средства, которые должны храниться на банковских счетах, на счетах не хранятся, а передаются другим организациям. Эти организации перечисляют полученные денежные средства в безналичной форме на расчетный счет торговой организации, как правило, по договорам, исполнение которых не предполагает уплату налога на добавленную стоимость — по агентским договорам, договорам займа, уступки прав требования и т. п.

В целях выявления обнальных схем Банк России рекомендует кредитным организациям обращать внимание на расчетные счета организаций розничной торговли, на которые:

  • наличная выручка не вносится;
  • вносится в незначительных объемах;
  • вносится реже одного раза в неделю.

Также ЦБ обязал коммерческие банки запрашивать у организаций розничной торговли сведения, являющиеся основанием для зачисления денежных средств на их расчетный счет, обосновывающие экономический смысл и законные цели этих зачислений. Теперь коммерческие банки будут требовать доказательств, что все эти безнальные операции действительно нужны были организации розничной торговли и были законны.

По оценкам Банка России, действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и иные противозаконные цели.

Центральный банк рекомендует применять жесткие меры в отношении подобных организаций розничной торговли, вплоть до блокировки расчетных счетов, расторжения договоров расчетно-кассового обслуживания.

Так, если в течение календарного года банк дважды откажет организации розничной торговли в проведении банковской операции, он будет вправе расторгнуть договор банковского счета.

Контроль за использованием платежных карт

Банк России обращает внимание кредитных организаций на незаконные схемы по обналичиванию денежных средств при участии платежных агентов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, регулирует Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ).

Платежный агент — это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами для зачисления их на банковский счет.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно Федеральному закона № 103-ФЗ агенты могут:

  • выдавать денежные средства клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа, т. е. агент может осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица. Агент получает наличные от покупателей, всю сумму полученной денежной наличности он должен перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение ему нельзя). Только со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ).

По закону платежные агенты должны зачислять выручку на специальный банковский счет, оттуда уже средства идут поставщикам услуг. Но на практике делают это не всегда и не в полном объеме, порой передавая неучтенную наличку организациям, получая от них взамен через фирмы-однодневки безналичные деньги на свои расчетные счета, т. е. занимаются обналичиванием.

В этой связи разработаны Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (утверждены Банком России 02.04.2015 № 9-МР), которые направлены на минимизацию вовлечения кредитной организации в незаконные схемы.

В частности, банкам рекомендовано:

  • обращать внимание на то, соблюдают ли платежные агенты режим использования специального банковского счета;
  • отказывать в проведении по банковскому счету непредусмотренных законодательством операций;
  • рассматривать возможность реализации права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Пример 5

Оптовая торговая компания реализует бытовую технику. Розничная продажа не предусмотрена, кассовых аппаратов нет. Населению техника продается через платежных агентов.

Платежный агент принимает наличные от покупателей и зачисляет их на свой специальный счет в банке; вознаграждение — 5 % от поступившей от покупателей суммы. Дальше со специального счета деньги перечисляются на расчетный счет торговой компании за минусом комиссионного вознаграждения агента.

Оптовая торговая компания хочет иметь наличные денежные средства. По договоренности с платежным агентом не все наличные деньги, полученные от покупателей, перечисляются на специальный счет агента — часть наличных передается торговой компании за определенное вознаграждение, допустим 8% от причитающейся наличной суммы. Эту часть торговая компания проводит у себя как скидку.

За квартал платежный агент от покупателей физический лиц получил 1,5 млн руб., из полученных денег 1075 тыс. руб. он положил на специальный счет. Затем 1 млн перечислил торговой компании, на свой расчетный счет перевел комиссионное вознаграждение в сумме 75 тыс. руб.

Оставшиеся 425 тыс. руб. торговая компания пожелала получить наличными. 391 тыс. руб. платежный агент передал наличными, 34 тыс. оставил себе как специальное вознаграждение за услуги.

425 тыс. руб. торговая компания оформила как скидку по акции «черная пятница».

Специальный счет агента и расчетный счет торговой компании открыты в разных банках. В данном случае платежный агент кладет денежные средства на специальный счет и именно с него осуществляет платежи юридическому лицу. Требования законодательства исполняются. На первый взгляд такая сделка подозрений у банка не вызывает. Проблемы могут возникнуть при непосредственной налоговой проверке.

Местонахождение организации

Помимо выше перечисленного банк обращает пристальное внимание на местонахождение организации.

Непредставление достоверной информации о местонахождении организации может стать причиной проблем с банком, впрочем, как и с остальными контрагентами (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 по делу № А40-50083/09-29-388).

В 99 процентах случаев договоры банковского счета содержат клиентские обязательства об извещении банка о смене наименования, организационно-правовой форме, смене номеров телефонов, печати, состава лиц, имеющих право подписи расчетно-кассовых документов, и т. д. Данные правила направлены в первую очередь на защиту и сохранность денежных средств клиента.

По вышеперечисленным критериям «сомнительной» может оказаться даже обычная мелкая компания, которая невовремя предоставила данные.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх