Транзитные поставки

В ТТН, которую будет составлять поставщик транзитного продавца в качестве грузополучателя, необходимо указывать получателя груза, то есть организацию С. А в УПД, который будет выставлять транзитный продавец своему покупателю в качестве грузоотправителя, он должен также указать своего поставщика, т.е. организацию В.

Порядок оформления первичных документов при торговле транзитом действующими нормативными документами не регламентирован. Транзитные сделки – это совокупность двух независимых договоров поставки. По одному договору налогоплательщик выступает покупателем и закупает товар, который ее поставщик отгружает на указанный в договоре склад. А по второму договору этот же налогоплательщик будет выступать поставщиком и доставлять своему покупателю приобретенный товар. В данном случае по каждому из договоров будет свой пакет первичных документов. Во избежание споров с контролирующими органами порядок заполнения первичных документов и порядок отражения приобретения и выбытия «транзитных» товаров необходимо закрепить в учетной политике.

По общему правилу в момент передачи товара происходит исполнение обязательств поставщика перед транзитным продавцом и транзитного продавца перед покупателем. Однако договором может быть предусмотрен и иной момент перехода права собственности, например, когда товар поступит на склад к покупателю.

Поскольку транзитный продавец товары на свой склад не получает и не отпускает, он не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем. Транспортные документы должны иметь отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (конечного покупателя) о получении груза, что является подтверждением факта получения товаров.

В товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78), которую оформляет непосредственный поставщик товара (организация В), указывается:

  • грузоотправитель – поставщик (организация В);
  • грузополучатель – конечный покупатель (организация С);
  • плательщик – транзитный продавец (организация А).

Официальных разъяснений по заполнению УПД при продаже товаров транзитом нет.

Во избежание спора с представителями налоговых органов целесообразно отразить в договоре поставки товара специфику оформления отгрузочных документов. Кроме того, содержание реквизитов в УПД должно полностью соответствовать содержанию договоров поставки.

По нашему мнению, если груз доставляется грузополучателю (конечному покупателю) непосредственно от поставщика, т.е. минуя организацию-покупателя, УПД оформляется следующим образом:

В момент отгрузки товара со склада поставщика продавец (организация А) выписывает УПД в адрес своего покупателя. В УПД должны быть указаны:

  • грузоотправитель – поставщик (организация В);
  • грузополучатель – конечный покупатель (организация С).

В качестве продавца организация А указывает себя.

Отгрузка товара – это что такое? Когда между организациями подписывается договор о поставке продукции, то после того как она будет изготовлена, необходимо осуществить ее доставку. Поэтому, помимо самого договора и акта приема-передачи, понадобится еще оформление и других документов. В, частности, необходимо правильно оформить отгрузку. Подробно о том, что это – отгрузка товара, и, как ее правильно осуществить, будет рассказано в статье.

Что сказано в законе?

Как сказано в ГК РФ, а именно в ст. 506, согласно договору поставки, продавец-поставщик берет на себя обязательство в обусловленный срок доставить изготовленные им или закупленные товары покупателю.

В ст. 509 говорится, что поставку осуществляют путем отгрузки (или передачи) товаров покупателю или другому лицу. При этом другим лицом может быть тот, на кого стороны указали в договоре как на получателя.

Определение

Из этого следует, что отгрузка товара – это процесс, по передаче изготовленной продукции либо напрямую покупателю, либо перевозчику. Именно этот момент и является той отсечкой, после которой переходит право собственности от изготовителя (продавца) к приобретателю.

Это правило вытекает из ст. 223 ГК РФ, однако там присутствует оговорка о том, что стороны вольны договариваться, когда именно произойдет этот переход. Например, в момент передачи товара от перевозчика покупателю в каком-либо населенном пункте, откуда покупатель уже своим транспортом доставит товара на свой склад. Или же перевозчик довезет его до самого склада покупателя, и только там последний станет его собственником.

Почему это важно?

Фиксация момента перехода права собственности является очень важным пунктом договора реализации товара. Ведь в процессе транспортировки груз подвергается множеству различных рисков, таких как его утеря или порча, выход из строя отдельных деталей, повреждения, негативно влияющие на внешний вид изделия.

Поэтому необходимо заранее выяснить, на кого ложатся указанные риски, иными словами, кто будет за все это платить. По этой же причине необходимо правильное оформление отгрузочных документов. Ведь только имея их на руках, можно рассчитывать на возможность доказывания своей правоты в арбитражном суде. А, следовательно, и возместить убытки, которые могут быть нанесены при возникновении указанных негативных обстоятельств.

Договор и его предмет

Первым документом, с которого начинаются отношения с контрагентом, является договор поставки или договор реализации товара. В чем их отличие? Первый из них оформляется, когда продавец сам изготавливает продукцию, а второй, когда он ее перепродает. По своей сути поставка является разновидностью купли-продажи. О различии в оформлении документов на отгрузку в первом и во втором случае будет сказано ниже.

Что нужно предусмотреть в соглашении для того, чтобы успешно произвести и оформить отгрузку? Первым необходимым условием без которого в рассматриваемом случае договор считается незаключенным, является условие о его предмете – товаре. Описать его нужно достаточно подробно, так как эти данные обязательно понадобятся при заполнении отгрузочной документации, в частности для накладной на отгрузку товара.

Описание товара

Его наименование можно указать соответствующим:

  • Общероссийскому классификатору продукции;
  • ГОСтам;
  • техническим условиям, другим регламентам;
  • техпаспорту;
  • сертификату соответствия;
  • каталогам поставщиков.

Другим существенным условием, без указания которого нельзя сказать, что договор заключен, является указание на количество товара. Оно определяется или в единицах измерения, или же в денежном выражении. При этом количество товара обязательно согласовывается по каждому из наименований.

Другие важные параметры

Хотя их отсутствие в договоре изначально и не указывает на его недействительность как незаключенного, оно может впоследствии, при возникновении споров, стать препятствием в представлении доказательств в арбитражном суде. В отдельных случаях суд может признать такой договор незаключенным.

К ним относятся указания на:

  • ассортимент и комплектность;
  • срок поставки;
  • цену товара.

Если это договор поставки, то к нему, как правило, прикладывается спецификация. Это документ, в котором указывают наименование каждой из товарных позиций, количество и прочие характеристики.

Основные правила отгрузки

Чтобы обеспечить сохранность и качество поставляемого товара и создать условия для его своевременной приемки необходимо:

  1. Строго соблюсти правила, предъявляемые к упаковке товара, ее маркировке и опломбированию отдельных мест.
  2. Точно определить количество товара (его веса, мешков, связок, ящиков, пачек, кип).
  3. Передать продукцию, которая по качеству и комплектности соответствует установленным требованиям.
  4. Четко и правильно оформить документы, удостоверяющие качество и комплектность, отгрузочные и расчетные документы и проверить соответствие данных, указанных в документах, фактическим.
  5. Передать документы принимающей стороне или выслать их, в зависимости от условий договоренности.
  6. Соблюсти правила погрузки и крепления, действующие на транспорте.

Оформление отгрузки

Если товар отгружается в соответствии с договором поставки, то есть он изготовлен самим продавцом, то первым документом (если его приемка осуществляется на складе продавца) будет Акт приема-передачи. Он удостоверяет качество товара, его характеристики, количество, соответствующие указанным в договоре, и подписывается представителями обеих сторон, назначенными приказом.

Следующим документом будет описывающий упаковку товара упаковочный лист. В нем содержится перечень товаров, артикул или номер в каталоге, вес брутто и нетто, номер места. Он вкладывается вместе с товаром в коробку или ящик в двух экземплярах, а третий прилагается к сопроводительным документам.

Далее необходимо оформить такие документы, как:

  • накладная на получение товара по форме № ТОРГ-12;
  • счет-фактура или универсальный передаточный документ;
  • товарно-транспортная накладная №1-Т;
  • документ, удостоверяющий качество и комплектность, которым может быть удостоверение о качестве, сертификат, техпаспорт;
  • чек, подтверждающий оплату товара.

Нюансы в оформлении документов

В завершение изучения вопроса о том, что это – отгрузка товара, будут приведены некоторые важные нюансы оформления отгрузочной документации.

Как правило, бухгалтерия предприятия использует унифицированные документы, утвержденные Росстатом. Но сегодня из этого правила есть исключение. Если руководитель приказом утвердил для предприятия свои формы, в которых есть реквизиты, соответствующие требованиям Закона о бухучете, то можно использовать и их.

Что касается оплаты товара, если она производится путем наличных расчетов, то должна обязательно быть проведена с использованием кассового аппарата, в противном случае это будет являться нарушением закона.

В договоре поставки обычно прописываются условия, касающиеся перевозчика. В зависимости от этого транспорт может нанимать как продавец, так и покупатель. А также перевозка может осуществляться силами одного из партнеров.

В первом случае товарно-транспортная накладная выписывается компанией-перевозчиком, с которой подписывается соответствующий договор. Она выписывает доверенность своему водителю или экспедитору на получение груза.

Предлагаем разобраться, возможна ли такая ситуация и как правильно оформить документы в данном случае.

Изучаем статью 509 ГК РФ, согласно пункту 1 данной статьи доставлять товар можно не только покупателю, но и любому получателю, который будет указан в договоре поставки. Таким образом, сама возможность доставить товар от поставщика сразу конечному покупателю, минуя «транзитного» покупателя, абсолютно легитимна.

Договоры будут составлены отдельные: первый договор – поставщик и «транзитный» покупатель, второй договор – «транзитный» покупатель и конечный покупатель. Для того чтобы избежать негативных налоговых претензий необходимо правильно заполнить договор между поставщиком и «транзитным» покупателем. В договоре прописываем, что грузополучателем будет иной получатель, т.е. конечный получатель товара. Конкретную информацию по конечному получателю предоставляем документом (отгрузочной разнарядкой), до момента отгрузки товара, причем содержание и сроки отправления поставщику отгрузочной разнарядки также прописываем в договоре. Кроме этого, в договоре обязательно следует прописать момент перехода права собственности на товар. Этим моментом может быть, например, для «транзитного» покупателя момент отгрузки товара со склада поставщика, для конечного покупателя – момент поступления товаров уже на их склад.

Теперь нам необходимо правильно заполнить отгрузочные документы. При выставлении документов обращаем внимание на одинаковые даты в выставляемых «транзитным» покупателем документах. Момент продажи товара от поставщика к «транзитному» покупателю и от «транзитного» покупателя к конечному покупателю должны совпадать по времени. Это подтверждаем Письмо Минфина России от 9 ноября 2011 г. N 03-07-09/40.

Поставщик, выписывая документы на «транзитного» покупателя при заполнении ТОРГ-12 и счета-фактуры или УПД, должен грамотно заполнить документы. Обратите внимание, в следующих графах выставляемых документов от поставщика на «транзитного» покупателя, указываем:
Поставщик: поставщик товара
Грузоотправитель и его адрес: поставщик товара и его адрес
Грузополучатель и его адрес: конечный покупатель товара и его адрес
Покупатель: «транзитный» покупатель
В месте подписания Груз принял: транзит (не ставим ни подписи, ни печати)
Груз получил: транзит (не ставим ни подписи, ни печати)

УПД заполняем таким же образом, но в УПД в месте подписания присутствуют графы:
Ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни: указываем «транзитного» покупателя, подпись и расшифровку подписи.
Наименование экономического субъекта – составителя документа: указываем «транзитного» покупателя.

В тот же момент «транзитный покупатель» выставляет свои документы на конечного покупателя (это может быть ТОРГ-12, счет-фактура или УПД). Заполняем все графы, а нижеуказанные графы с учетом следующих особенностей:
Поставщик: «транзитный» покупатель
Грузоотправитель и его адрес: поставщик товара и его адрес
Грузополучатель и его адрес: конечный покупатель товара и его адрес
Покупатель: конечный покупатель товара
Отпуск груза произвел: не заполняем
Груз получил грузополучатель: указываем конечного покупателя товара, подпись и расшифровку подписи.

При этом копию данной накладной передаем поставщику для подтверждения им отгрузки товара и получения этого товара конечным покупателем.

Надеемся, данная статья поможет Вам разобраться в правильном оформлении документов при транзитной торговле.

Если Вам необходимо бухгалтерское сопровождение, обращайтесь по телефонам, указанным на сайте.

Ширяева Наталья

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх