Корпоративная система управления предприятием ТБ.Корпорация, разработанная коллективом компании ТБ.Софт (http://www.tbsoft.ru) эффективно решает задачи оперативного управления средними и крупными предприятиями (холдингами) с территориально распределенной структурой. Система создана на основе технологии «бизнес-процессов» и охватывает все бизнес-функции предприятия: управление финансами, торговлей, производством, логистикой, трудовыми ресурсами, основными фондами. ТБ.Корпорация обеспечивает высокопроизводительную работу десятков и сотен пользователей в едином информационном пространстве с большим объемом данных. Среди пользователей системы более трех десятков предприятий (оптовой и розничной торговли, производственные, строительные и т.д.).
ТБ.КОРПОРАЦИЯ — СИСТЕМА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
ТБ.Корпорация ориентирована, в первую очередь, на руководителя. Вся логика построения системы подчинена единой цели – предоставить руководителю полную, достоверную и оперативную информацию для осуществления контроля, планирования и управления предприятием. Система ТБ.Корпорация обеспечивает получение важнейшей информации по всему бизнесу о ходе выполнения планов, балансе имуществ и обязательств, прибылях и убытках, о движении денежных средств для поддержки принятия решений, направленных на эффективное развитие бизнеса.
ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ ТБ.КОРПОРАЦИИ
ТБ.Корпорация – система, интегрированная на основе единой базы документов и единой концептуальной модели обмена ресурсов. Модули, с точки зрения системы, это набор сервисов, процедур и структур данных, который позволяет реализовать требуемую для конкретных задач часть бизнес-логики. Отличие технологической платформы – это универсальный модуль ТБ.Управление, который позволяет формализовать, описать, реализовать бизнес-логику любого контура, любого подразделения, любого рабочего места. Все модули оформляются как специализированный взгляд через это единое представление на общую базу документов со своими правами доступа и пользовательским сервисом. С точки зрения архитектуры модули представляют собой иерархию проектов с возможностью наследования структур данных и функциональности. Базовый комплект кроме универсального модуля ТБ.Управление содержит настроенные модули: Бухучет, Зарплата, Основные фонды, Кадры, Торговля, Склад, Планирование, Контроль поручений.
ТЕХНОЛОГИЯ БЫСТРОГО ВНЕДРЕНИЯ
ТБ.Корпорация содержит развитые средства параметрической настройки бизнес-правил, стандартных экранных форм, отчетов и т.п., позволяющие выполнить большую часть работы по настройке системы без программирования. Система настроек сосредоточена в основном в модуле ТБ.Управление. Использование ТБ.Управления для настройки рабочих мест по оперативному учету, контролю и планированию позволяет в кратчайшие сроки организовать в системе оперативное получение информации по всему бизнесу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТБ.Корпорация содержит собственный инструментарий – ТБ.Студия, предназначенный для разработки и модификации приложений, экранных и печатных форм для ввода/вывода информации любого уровня сложности. ТБ.Студия содержит редактор проектов, встроенный язык программирования (похожий на объектный Паскаль) и компилятор, визуальные редакторы экранных форм, средства отладки алгоритмов, как на сервере расчетов, так и в клиентской части программы. ТБ.Корпорация имеет клиент-серверную трехзвенную архитектуру, дополненную сервером расчетов. Сервер расчетов обеспечивает обработку движений по учетным регистрам и оперативное построение аналитических отчетов. Система масштабируется путем простого добавления дополнительных серверов расчетов. Система может работать с различными СУБД – MS SQL Server, Oracle, IB Database, Informix. Возможна одновременная работа с несколькими типами СУБД. Возможность распределения единой логической информационной базы по нескольким серверам прозрачно для приложения и конечного пользователя, и реализуется только средствами администрирования системы. Система поддерживает работу территориально распределенных структур в единой информационной базе. Для удаленного доступа к единой БД по выделенным или коммутируемым линиям поддерживается связь по TCP/IP. Кроме того, возможна работа в режиме Terminal Server. Для организации работ с несколькими серверами в режиме «филиал-центр” предоставляется одно- и двусторонняя репликация данных на уровне документов.
«Турбо Бухгалтер» — учетно-аналитическая программа, в единой интегрированной сфере которой функционируют прикладные системы. Рассмотрим опыт внедрения программы «Турбо Бухгалтер» на промышленных предприятиях на примере ООО «Бородино-Пласт», производящем пластиковые трубы.
Предпосылки и цели внедрения «Турбо Бухгалтера»
Проект внедрения «Турбо Бухгалтера» был начат в связи с реструктуризацией ролей в экономических отношениях между ООО «Бородино-Пласт» и предприятиями-контрагентами. Целью данного проекта явились автоматизация каждого из предприятий («Бородино-Пласт» и предприятий-контрагентов) на единой платформе Турбо Бухгалтер 6.9 и оптимизация управления бизнес-процессами в целом по всем предприятиям.
«Бородино-Пласт» — предприятие по производству широкого ассортимента труб диаметром от 8 мм до 2000 мм из полиэтилена низкого давления (ПНД), полиэтилена высокого давления (ПВД) и полипропилена.
Ранее на предприятии уже использовалась сетевая версия системы «Торговля и склад» (Турбо Бухгалтер 6.7). Однако в ней отсутствовали общие единые справочники, не было единого информационного пространства, что влекло за собой недостатки, связанные с оперативностью управленческого учета. Программа не реализовывала в достаточной степени специфику предприятия. Все это явилось предпосылками для внедрения усовершенствованной комплексной системы автоматизации учета — Турбо Бухгалтер 6.9, призванной решить следующие задачи:
бухгалтерский и управленческий учет компании «Бородино-Пласт» и его контрагентов (комитента и комиссионера);
передача данных между этими предприятиями по установленным схемам учета;
сбор данных из баз данных этих предприятий, необходимых для составления управленческого баланса для руководителей.
Функциональные особенности Турбо Бухгалтера 6.9
При выборе нового программного обеспечения было решено оставить «Турбо Бухгалтер», в пользу которого сыграли такие факторы, как привычный интерфейс, наличие мощного генератора отчетов, присутствие дилера в районе расположения предприятия (поддержка на местах). Единая справочная система программы, отсутствие необходимости повторного ввода (дублирования) информации и возможность отслеживать движение денежных средств также определили выбор в пользу программы «Турбо Бухгалтер». Кроме того, внедрение новой системы позволило реализовать взаимоотношения удаленных друг от друга контрагентов: комитент — комиссионер. На основе стандартного комплекта с учетом специфики предприятия были созданы блоки «Производство», «Реализация», «Закупка материалов» и «Поставка сырья».
В программе поддерживается принцип модульности построения программного и информационного обеспечения, т.е. построение системы ведется из функционально независимых блоков-модулей, обладающих определенной степенью законченности и устойчивости к изменениям.
Система позволяет создавать резервную копию базы данных и предусматривает восстановление после аварийных случаев как в результате действий персонала, так и при форс-мажорных ситуациях.
Благодаря программе стали доступны следующие операции:
ввод и обработка данных бухгалтерии и складов в системе ПК «Турбо-Бухгалтер». Отпала необходимость ведения учета разными подразделениями предприятия и предприятиями в разных программах с последующим сведением показателей воедино;
оперативное формирование необходимой информации для нужд управления;
обеспечение оперативного получения сведений с объективной степенью детализации бухгалтерских данных, а также информации по движению сырья, материалов и готовой продукции на всех этапах;
составление на основании данных бухгалтерского учета отчетов для налоговой инспекции;
на основе сформированных документов создание бухгалтерских проводок;
организация информационных интерфейсов, благодаря чему система может взаимодействовать с другими системами в соответствии с установленными правилами.
Внедрение
Внедрение программы «Турбо Бухгалтер» осуществлялось группой консультантов ДИЦ совместно с представителем IТ-службы «Бородино-Пласт».
Основные проблемы, выявленные перед внедрением системы, — территориальная удаленность контрагентов (комитента и комиссионера) и отсутствие налаженной связи между ними. Были предложены следующие варианты решения данной проблемы:
установка VРN-контроллеров на основе VРN-технологий (работа предприятий в режиме реального времени (online);
организация репликации между SQL-серверами (работа в режиме реально-достаточного времени).
Оба эти варианта имели главный недостаток — низкое качество связи.
Впоследствии был принят третий вариант. Передача данных от комитента комиссионеру и обратно осуществлялась с помощью прикладной части Турбо Бухгалтера. Посредством технологии VРN-маршрутизации данные передавались на удаленный компьютер в определенное время. На удаленном компьютере происходили запуск программы и запись переданных данных в базу данных удаленных компьютеров. Таким образом, передача данных на уровне приложения Турбо Бухгалтера позволила решить вопрос удаленности контрагентов.
Процесс внедрения был рассчитан на 2 месяца и разбит на следующие основные этапы:
установка программы «Турбо Бухгалтер» 6.9 SQL, создание базовых рабочих мест, перенос справочников и остатков из предыдущей версии программы — 6.7;
подключение и внедрение модулей на каждом автоматизированном рабочем месте (всего — 9 АРМ);
обучение и консультация персонала по работе с системой;
оптимизация и контроль работы системы учета (выявление недочетов и внесение необходимых корректировок).
Работоспособность системы проверялась на каждом этапе с помощью рабочего теста.
По окончании внедрения проводились аттестация и сертификация специалистов по обслуживанию системы. В комплекте с программным обеспечением пользователям системы предоставили документацию, руководство и справочную информацию в бумажном и электронном виде.
Результаты
Результатом внедрения проекта стала полная автоматизация учета движения денежных средств, сырья и готовой продукции как на каждом предприятии, так и между этими предприятиями.
В процессе внедрения были решены следующие задачи:
организовано единое информационное пространство для бухгалтерского и управленческого учета на всех предприятиях («Бородино-Пласт» и предприятия-контрагенты);
устранен повторный ввод и дублирование информации для ведения бухгалтерского, оперативного и управленческого учета. В результате — сокращение временных и трудозатрат на ведение бухгалтерского, оперативного и управленческого учета;
обеспечен автоматический сбор и консолидация данных из базы данных трех предприятий, необходимых для составления управленческого баланса для руководителей;
произведена настройка специализированных рабочих мест (с учетом специфики предприятия);
разграничены права доступа и регламентация работ с общими данными с различных рабочих мест;
формализованы схемы документооборота всех предприятий.
Итогом внедрения системы комплексной автоматизации Турбо Бухгалтер 6.9 стали оптимизация бизнес-процессов предприятия, реализация документооборота по новой схеме, повышение оперативности получения управленческих и бухгалтерских отчетов. Реализация блока производства с привязкой к специфике предприятия привела к возможности контролировать различные производственные показатели, что значительно повысило эффективность процесса управления.
«Турбо Бухгалтер» — универсальная программа автоматизации бухгалтерского учета и делопроизводства предприятий. Она обеспечивает:
ведение синтетического и аналитического, в том числе многовалютного учета;
автоматизированное составление, хранение и печать первичных бухгалтерских документов и форм отчетности;
настройку рабочего плана счетов, типовых операций, аналитического учета, форм первичных документов, форм отчетности и др.;
ведение учета на нескольких рабочих местах и ведение нескольких бухгалтерий на одном компьютере.
Программа «Турбо Бухгалтер» совместима с другими компьютерными программами, например с программой «Учет заработной платы» фирма «А&Т», с программой «Учет складских операций» фирмы «Компьютер-Сервис» и др. Совместимость достигается за счет импорта проводок и операций.
При значительном количестве учитываемых операций программа позволяет организовать обработку информации на нескольких рабочих местах в локальной сети. Если рабочие места бухгалтеров не соединены каналами связи, то работа между ними может быть разделена с помощью организации нескольких журналов хозяйственных операций (для каждого бухгалтера — своего). Для обобщения информации осуществляется копирование при помощи дискет журналов на компьютер главного бухгалтера и их включение в общий журнал операций.
Схема ведения учета с помощью программы «Турбо Бухгалтер» состоит в следующем. Хозяйственные операции регистрируются посредством введения в журнал операций или с помощью режима типовых операций. При необходимости формируются первичные бухгалтерские документы, а затем программой генерируются типовые для данного документа проводки и вводятся в журнал. Справочники аналитических признаков типовых операций формируются заранее в соответствии с принятой на предприятии системой бухгалтерского учета. Данные первичных документов хранятся в картотеках и могут использоваться при составлении различных отчетов. По записям в журнале операций программа формирует различные внутренние отчеты:
оборотные ведомости
оборотно-аналитические ведомости
журналы-ордера
Главную книгу
и др.
На основании журнала можно также получить регламентированные внешние отчеты, а также отчеты произвольной формы созданные пользователем:
баланс
расчеты по налогам
и др.
Существует также возможность используя встроенный язык создавать достаточно сложные алгоритмы обработки информации в бланках, журналах, картотеках.