Учетная политика для управленческого учета

Корпоративные стандарты управленческого учета фиксируют в отдельном документе – учетной политике для целей управленческого учета, гдеприводят основные принципы отражения хозяйственных операций в организации, совокупность способов ведения учета и составления отчетности.

К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

В учетной политике закрепляют:

· выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета (основных средств, материально-производственных запасов, затрат на производство и выпуск продукции);

· рабочий план счетов управленческого учета;

· перечень центров затрат и центров ответственности;

· формы первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете;

· формы отчетов центров затрат и центров ответственности;

· методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности;

· трансфертные цены;

· правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации управленческого учета.

Учетная политика организации формируется работником, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета, утверждается руководителем организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации.

Разработка плана счетов управленческого учета

Действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. Порядок отражения информации о хозяйственных операциях не меняется. При этом допускается использование однокру-говой и двухкруговой систем учета производственных затрат.

Однокруговую систему учета затрат целесообразно применять в малых и средних организациях, она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.Однокруговая система учета затрат может применяться:

– без использования специальных счетов управленческого учета; при этом информацию финансового учета группируют в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными;

– с использованием системы счетов управленческого учета; для обеспечения взаимосвязи финансового и управленческого учета рекомендуется использовать для учета расходов по элементам затрат счета 30-39.

Двухкруговую систему учета затратцелесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий учет имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

Система кодов

При разработке плана счетов нужно помнить, что для управленческого учета необходима бо’льшая детализация данных. Поэтому следует предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, направлению деятельности предприятия или производимому предприятием продукту. Кроме того, управленческий план счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, видам продукции, сотрудникам, временны’м периодам и т. д. Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности и каждому виду деятельности присвоить соответствующие коды.

Для систем управленческого учета и бюджетирования разрабатывают одинаковую номенклатуру статей затрат и доходов, при этом каждой из статей присваивают определенный код, позволяющий легко находить и группировать данные. В интересах пользователей присвоить каждой хозяйственной операции и каждому полю в базе данных как можно больше кодов – чем больше признаков имеют поля информационной базы, тем больше отчетов она позволяет сформировать. Можно предусмотреть специальные кодировки для статей затрат и доходов в денежной форме – это существенно облегчит формирование бюджета денежных средств и отчета о его исполнении.

Для чего управленческий учет нужен фирме

Управленческий учет сам по себе представляет систему сбора, анализа и представления результатов исследования сведений о бизнесе компании, о ее направлениях активности и структуре функционирования с целью обеспечения эффективного управления фирмой, принятия верных стратегических и тактических решений, а также планирования ее развития.

Как следует из указанного определения, смысл ведения управленческого учета на предприятии заключается в своевременном обеспечении руководства бизнеса необходимой информацией: количественной, качественной, прогнозной, фактической и т.д.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Следует помнить, что результативные показатели управленческих отчетов могут значительно отличаться от итоговых значений, отраженных в финансовой отчетности.

При этом эффективность принимаемых бизнесом решений во многом зависит именно от цифр управленческих отчетов, поскольку для каждого управленческого звена, как правило, в компании формируются специфические отчеты, нацеленные именно на функции такого звена.

В частности, для высшего руководства фирмы (функцией которого выступает стратегическое развитие бизнеса) составляемые отчеты должны иметь интегрированный, укрупненный характер, без высокой степени детализации. Обычно такие отчеты формируются за определенный временной отрезок в прошлом; приводится соответствие план/факт, что служит почвой для разработки долгосрочного плана развития компании.

Для руководителей подразделений более важным является состояние подведомственных структур фирмы в текущий момент времени. С этой целью управленческая отчетность для них включает обычно показатели отдела/департамента на конкретный момент времени, а также прогнозные значения показателей на краткосрочный период.

Укрупненно задачи управленческого учета в фирме можно свести к следующим:

  • Анализ наличия и движения в компании различных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), результаты которого в виде отчетов поступают к управленческому звену организации.
  • Анализ «план-факт» значения выручки по бизнесу, а также издержек производства. При этом в зависимости от цели составления отчетов (для высших руководителей или для менеджеров) допустима разная степень детализации: в разрезе структурных подразделений фирмы, отделов, групп выпускаемой продукции и т. д. Отдельно здесь в ряде случаев выделяется анализ себестоимости.
  • Анализ итоговых показателей финансового положения фирмы в разрезе «план-факт». Это могут быть как показатели компании в целом, так и финансовые итоги по каждому конкретному департаменту/отделу фирмы.
  • Планирование и прогнозирование результатов бизнеса на кратко- и долгосрочную перспективу в разрезе фирмы в целом или отдельного ее структурного подразделения.
  • Итоговое формирование отчетов и представление их в целевые управленческие звенья.

В чем специфика учетной политики для целей управленческого учета

Отталкиваясь от описанной выше сути управленческого учета, его целей и задач, учетную политику управленческого учета можно определить следующим образом: это описание применяемых фирмой методов и механизмов учета затрат, составляющих себестоимость реализованной продукции фирмы (работ, услуг), с помощью которых компания составляет отчеты, нацеленные на помощь руководству в принятии эффективных управленческих решений.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Основные воздействующие факторы, от которых зависит выбор тех или иных методов учета, при управленческом учете аналогичны факторам, влияющим на учетную политику для целей бухгалтерского учета.

А именно к ним могут относиться: организационно-правовая форма предприятия; отрасль, где компания функционирует; конкретный осуществляемый вид деятельности; специфика бизнеса; основные характеристики такого бизнеса (масштабы, структура управления фирмой, квалификация работников, стратегия развития фирмы и т. д.); задачи, которые фирма ставит перед управленческим учетом на предприятии, а также реальные возможности компании по его осуществлению (действующие системы учета и контроля, текущий уровень развития управленческого учета и др.).

ВАЖНО! Управленческий учет и разработка соответствующей учетной политики могут быть поручены в организации как штатному бухгалтеру, так и специальному ответственному сотруднику (отделу). Второй вариант применяется, как правило, в крупных организациях.

Примерная структура учетной политики для целей управленческого учета

Описанная выше специфика учетной политики для целей управленческого учета обуславливает содержание конкретных положений такой политики.

В общем виде структуру управленческой учетной политики можно представить следующим образом:

  1. Организационный раздел.
  2. Технический раздел.
  3. Методический раздел.

Рассмотрим вкратце каждый из указанных разделов.

1-й раздел — организационный. В нем фирме целесообразно зафиксировать 3 базовых момента:

  • привести сведения об учетных принципах, на которых будет выстраиваться управленческий учет, показать используемую терминологию, а также, если необходимо, сослаться на какие-либо нормативные документы, которыми регулируется управленческий учет;
  • расписать организационную структуру фирмы: кто за что ответственный, какая в компании система подчинения, какое подразделение ответственно за составление рассматриваемой учетной политики и ведения управленческого учета в целом;
  • прописать, какова система финансового обеспечения деятельности фирмы.

2-й раздел является техническим, поскольку в нем компании следует урегулировать аспекты технического плана. В частности, следует предусмотреть порядок управленческого документооборота (и взаимодействия подразделений бизнеса), прописать рабочий план счетов, а также определить основные элементы управленческой отчетности (состав отчетов, формат представления, сроки формирования и т. д.).

3-й раздел является наиболее содержательным. В нем организации раскрывают методическую составляющую ведения управленческого учета на предприятии и составления необходимой отчетности. А именно отражают следующие аспекты:

  • методы оценки активов и обязательств (включая амортизацию, списание материалов и т. д.);
  • систему группировки расходов на предприятии (прямые и косвенные, накладные и основные и т. д.);
  • порядок распределения косвенных расходов (определение базы для такого распределения, способы распределения), а также списания расходов будущих периодов;
  • механизмы исчисления себестоимости продукции фирмы, определение видов себестоимости в зависимости от цели формирования конкретного отчета (к примеру, плановая, фактическая, прогнозная и т. д.);
  • способы формирования, правила и ситуации, когда фирме следует применять трансфертные цены;
  • применяемые способы формирования цены на товары, а также процент прибыли, закладываемый в цену;
  • систему управленческого анализа, т. е. какие показатели являются контрольными, как выстраиваются прогнозные планы на основе таких показателей, и т. д.

Все выбранные выше составляющие методологии управленческого учета могут быть использованы фирмой с 1 января года, следующего за годом, когда учетная политика для целей управленческого учета будет утверждена. Утверждение происходит посредством издания специального приказа, распоряжения и т. д.

Важные особенности имеет и учетная политика для целей налогообложения. И о них подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. В этом же материале можно скачать образцы учетной политики для разных систем налогообложения.

Что следует помнить при учете основных средств для управленческих целей

В российской практике большинство способов учета и оценки основных средств фирмы для управленческих целей совпадает с таковыми в бухгалтерском учете (и с закрепленными в учетной политике для целей бухучета).

Однако предприятие может по своему усмотрению использовать и иные методы, применение которых специфично для налогового учета (к примеру, нелинейная амортизация по ОС), либо те методы, которые установлены в стандартах МСФО.

Поэтому фирме при разработке управленческой учетной политики следует определиться, на какие из следующих документов она будет ориентироваться в вопросах учета основных средств:

  • ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н;
  • НК РФ (гл. 25);
  • МСФО 16 (ОС).

Подробнее об учете ОС по МСФО см. в статье «МСФО № 16 Основные средства — особенности применения»

Различие в применяемых документах напрямую будет влиять на итоговые цифры отчетности, на основании которых менеджеры будут принимать управленческие решения.

Какие подходы к учету нематериальных активов могут быть закреплены в учетной политике

Нематериальные активы компании так же, как и основные средства, в управленческих целях могут быть учтены по-разному, в зависимости от того, какую нормативную базу (из указанных выше источников) компания изберет в качестве основы для формирования управленческой учетной политики.

К примеру, и положения МСФО 38, и НК РФ, и ПБУ 14/2007 (приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н) содержат разные варианты начисления амортизации по НМА. А именно:

  • ПБУ 14/2007 предусматривает линейный метод амортизации (с использованием нормы амортизации и срока полезного использования НМА), метод уменьшаемого остатка и пропорциональный способ списания стоимости НМА (в зависимости от объема произведенной продукции);
  • НК РФ, в свою очередь, разрешает начислять амортизацию только по линейному или нелинейному методу;
  • правила МСФО 38 (введены в действие в РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) устанавливают аналогичные методы амортизации, что и ПБУ 14/2007: линейный, уменьшаемого остатка и метод списания пропорционально выработке. Но вместе с тем отдельные положения МСФО отличаются от российских.

Кроме того, разные результаты компания может получить при определении срока полезного использования НМА в соответствии с МСФО 38 или согласно ПБУ 14/2007.

Таким образом, в управленческой учетной политике составителям следует прописать именно те варианты учета по отдельным позициям, которые будут в большей степени отвечать как целям и задачам менеджмента, так и ориентации организации на применение норм МСФО (если актуально).

Какие элементы системы организации управленческого учета следует зафиксировать в учетной политике

Система организации управленческого учета должна быть описана компанией в техническом и организационном разделах учетной политики.

В частности, в них должны быть закреплены следующие элементы:

  • рабочий план счетов;
  • форма управленческого учета;
  • непосредственно сама организация управленческого учета.

При разработке рабочего плана счетов компании важно понимать, что в управленческих целях могут быть использованы какие-либо иные синтетические счета, отличные от применяемых в бухгалтерских целях. К примеру, в бухучете расходы фирмы могут быть сгруппированы на счетах 20–29 либо на 20–39. При этом в случае использования счетов 20–39 последние 10 счетов, как правило, нужны для детализации расходов по элементам.

Если для управленческих целей такая детализация подходит, компания может ограничиться указанными счетами. Если же нет, можно ввести какие-либо новые счета, закрепляя при этом за ними свободные коды.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Для управленческих задач новые счета могут создаваться как с целью большей детализации, так и, наоборот, для укрупнения элементов учета.

Далее. Формой управленческого учета выступают, как и в бухучете, учетные регистры. Поэтому фирма, после того как определилась с целями, задачами и видами управленческой отчетности, в учетной политике должна прописать, какие именно регистры будут для этого использоваться. При этом следует оговорить не только перечень регистров, но и порядок их ведения (внесения записей, корректировок и т. д.).

О регистрах в бухучете см. в статье «Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)»

Непосредственно сама организация управленческого учета представляет собой распределение полномочий по ведению такого учета и подготовке необходимых отчетов между ответственными структурными подразделениями. Поэтому в управленческой учетной политике фирма должна указать, что это будут за подразделения/отделы/департаменты, какие функции и обязанности будут у каждого из них, а также в каком порядке будет происходить обмен информацией/отчетностью между ними.

Требования к управленческой отчетности, составляемой согласно учетной политике

Как было указано выше, управленческая отчетность может служить как стратегическим целям фирмы, так и ее тактическим задачам.

Исходя из конкретного назначения составляемого отчета, к нему должны предъявляться отдельные специфические требования. Вместе с тем можно выделить некоторые общие критерии, которым должны удовлетворять составляемые фирмой отчеты. А именно:

  • прозрачность,
  • своевременность,
  • объективность,
  • сопоставимость,
  • эффективность.

Коснемся кратко каждого из указанных критериев.

Прозрачность управленческих отчетов означает, что пользователи (линейные руководители или высшие менеджеры) будут в состоянии досконально понять всю информацию, представленную в отчетах. Для этого такие документы не должны содержать излишней детализации (сверх необходимого уровня), сложных математических выкладок и т. д.

ВАЖНО! Своевременность является одним из первостепенных требований, предъявляемых к управленческой отчетности.

Данное требование означает, что всю необходимую для принятия решений информацию руководители получают в нужный момент, и такая информация относится целиком к актуальному состоянию дел в организации.

С требованием своевременности связан критерий сопоставимости, который заключается в следующем: каждый управленческий отчет должен позволять пользователю сравнивать достигнутые итоги с плановыми значениями, выявлять закономерности и тенденции развития.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Содержание управленческих отчетов, установленных учетной политикой фирмы, должно быть чисто объективным, т. е. не содержать чье-либо оценочное мнение, субъективное суждение, погрешность и т. д.

Наиболее сложно оцениваемый критерий — эффективность управленческих отчетов. Ведь ее можно оценить, только основываясь на принятых решениях, базой для которых послужили конкретные отчеты. Поэтому, если в определенный момент фирма понимает, что тактические решения руководителей перестали приносить нужный экономический эффект, следует протестировать систему составления управленческой отчетности — чтобы выявить, не произошел ли где-либо сбой (к примеру, не формально ли ответственные отделы стали подходить к вопросу формирования такой отчетности, упуская тем самым многие важные аспекты бизнеса).

Итоги

Составление учетной политики для целей управленческого учета важно для компании, стремящейся выйти на новый уровень рынка либо упрочить свое положение сейчас. Ведь на основе только бухгалтерских/финансовых отчетов руководство не сможет принимать те решения, которые в долгосрочной перспективе приведут фирму к росту.

См. также «Как составить учетную политику организации (2021)?»

Поэтому организации нужно понимать, что в управленческой учетной политике должны быть полностью освещены все аспекты, касающиеся подготовки таких отчетов, — начиная с организационных и технических (рабочий план счетов, ответственные департаменты, формы отчетов и документооборот и др.) и заканчивая методическими аспектами (определение применяемых методов ценообразования, учета ОС и НМА, группировка расходов и др.).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждает методологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, которая основывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с тем многие положения нормативных документов можно использовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; положения по бухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).

К настоящему времени систему нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в виде четырехуровневой системы.

Первый уровень образуют законодательные акты, указы Президента РФ и Постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского управленческого учета и отчетности в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, их содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06. 03. 1998 г. № 283.

Так как в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом России на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:

  • — необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
  • — цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
  • — необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • — создание инфраструктуры применения МСФО;
  • — изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • — подготовка и повышение качества квалификации кадров;
  • — а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».

Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утверждено 17 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансовый, но и управленческий учет, можно отнести:

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов — документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем.

На основе нормативных документов служба управленческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе:

  • — приказ по учетной политике;
  • — формы первичных документов и учетных регистров;
  • — графики документооборота;
  • — план счетов управленческого учёта;
  • — формы внутренней отчетности.

Ниже приводится пример инструкции, внутренней для холдингового предприятия, по ведению управленческой учетной политики для предприятий холдинга и последующей отчетности.

В идеале управленческая и бухгалтерская отчетность должны строиться на единых данных, с едиными аналитическими признаками, формироваться в единые сроки. Как вариант, вводится понятие «операционного дня», в течение которого все финансовые операции должны быть учтены в информационной системе. В российской практике конца 90-х — начала 2000-х гг. такая ситуация скорее редкость, поскольку некоторые предприятия формируют отчетность при несогласованности бухгалтерского и управленческого учета.

Укажем несколько существенных отличий ведения управленческой учетной политики от бухгалтерской:

  1. стоимость товаров (готовой продукции, сырья и материалов) учитывается без НДС (на других предприятиях стоимость товаров может учитываться с НДС, так как связывает сумму товара с оплачиваемыми и получаемыми денежными средствами);
  2. учет готовой продукции производится по себестоимости (на других предприятиях учет готовой продукции может вестись в продажных ценах. Это показывает сумму средств, которую предприятие может получить после продажи, т.е. будущая прибыль от продаж уже учитывается в стоимости готовой продукции);
  3. списание НДС уплаченного на дебет счета «Расчеты с бюджетом» означает уменьшение управленческой прибыли и стимулирует налоговую оптимизацию;
  4. мелкие суммы затрат учитываются по оплате, а не по начислению. Такая практика достаточно распространена, но игнорирование «неначисленной задолженности» может привести к искажению финансовых результатов;
  5. учет основных средств осуществляется без амортизации в течение года, такой учет подходит для предприятий с небольшим количеством основных средств;
  6. равномерное начисление налогов по месяцам более правильно отражает налоговую нагрузку на затраты;
  7. осуществляется конвертация бухгалтерских проводок в управленческие проводки, и на их базе формируется управленческая отчетность (баланс и прочее). Такой путь оказался более трудоемким, чем ведение только бухгалтерского учета, но менее трудоемким, чем параллельное ведение двух учетов: бухгалтерского и оперативного (управленческого).

Организация управленческого учета.

Учет операций проводится на счетах управленческого учета.

Руководство процессом.

Руководитель предприятия:

  • отвечает за результаты;
  • организует процесс формирования управленческого баланса и отчета;
  • отчитывается перед вышестоящей организацией;
  • согласовывает формат отчета: 1C, Excel или другой;
  • организует учет всех хозяйственных операций, включая коррекции всех видов.

На каждом предприятии выделяется исполнитель по ведению управленческого учета (на предприятиях с малой численностью персонала им может быть руководитель) или функция управленческого учета может быть возложена на нескольких лиц согласно квалификации, объему работы, доступа к информации и т.д.

Исполнитель:

  • осуществляет учет хозяйственных операций, в том числе в бухгалтерии;
  • при необходимости преобразует бухгалтерские проводки (сводные) в проводки по управленческим счетам;
  • технически готовит отчеты;
  • участвует в согласовании формата отчета.

Методы ведения отдельных статей.

Реализация (продажа) товаров, формирование прибыли. Реализация (продажа) товаров фиксируется в момент отгрузки (условия: товар отгруженный равен проданный — переход прав собственности; товар оприходованный равен купленный). Продажа товаров фиксируется через дебет субсчетов счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Предоплата формирует кредитовое сальдо по данному покупателю.

Формирование продажи ТМЦ и других операций, которые приводят к изменению финансового результата (прибыли), осуществляется сложными управленческими проводками, включая кредит счета.

Оценка запасов и затрат. Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по закупочным ценам без НДС.

Не исключено ведение управленческого учета с учетом ТМЦ с НДС, в продажных ценах. В этом случае формирование управленческой прибыли осуществляется не в момент продажи, а в момент закупки товаров. Такое ведение учета требует внесения существенных корректировок в учетную политику и заметно усложняет взаимодействие с бухгалтерским учетом.

При фиксировании неликвидных ТМЦ осуществляется их переоценка по текущим рыночным ценам с отнесением разницы на прибыли/убытки.

Списание закупленных товаров на себестоимость происходит по средневзвешенной стоимости товаров. В ряде компаний, осуществляющих компьютерный учет движения товаров, используется списание товаров по цене закупки партии. При списании по другим методам (LIFO, FIFO) отличия фиксируются дополнительными документами.

Списание использованных ТМЦ (стоимости закупаемых товаров и малоценных предметов) на затраты текущего периода осуществляется полностью (100%) в текущем периоде.

На затраты текущего периода относятся заработная плата и начисления, коммерческие расходы, услуги сторонних организаций, ремонт и прочие затраты. Величина прогнозируемых начислений налогов относится на затраты текущего периода.

Проценты по полученным займам учитываются в составе прочих затрат текущего месяца.

Курсовые разницы при расчетах в валюте подлежат зачислению в прибыль/убыток по результатам переоценки (вариант — ежемесячная переоценка или переоценка, осуществляемая в момент совершения операции продажи/реализации/использования товара).

Затраты на реализацию и производство включаются в затраты текущего периода независимо от времени оплаты (вариант — небольшие суммы затрат относятся на затраты текущего периода в момент оплаты).

Начисление НДС. Начисление НДС осуществляется согласно типовым операциям (торговым) в зависимости от формы оформления договорных отношений. По умолчанию НДС, уплаченный при покупке товарно-материальных ценностей и заключении договоров со сторонними организациями, списывается сразу по дебету субсчета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Учет обязательств. Для расчетов с кредиторами используется управленческий счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», включающий субсчета расчетов с поставщиками товаров, поставщиками услуг и по займам (просроченным и непросроченным).

Покупка товаров фиксируется через кредит субсчетов счета 60 «Расчеты с кредиторами» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется в качестве дебета счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Предоплата формирует дебетовое сальдо по данному покупателю.

Основные средства. Бухгалтерские счета 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» объединяются в управленческий счет 01 «Основные средства и нематериальные активы»

Величина первоначальной стоимости основных средств учитывается по затраченным средствам (инвестициям).

Постановка крупных закупок средств труда на учет по счету 01 «Основные средства и нематериальные активы» осуществляется при суммах более 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Для целей управленческого учета амортизация на основные средства по месяцам не начисляется (вариант — начисляется по равномерному методу амортизации).

В конце каждого года производится переоценка основных средств по текущей рыночной стоимости с отнесением разницы на прибыли (убытки).

Инвентаризация.

Инвентаризация основных средств и инвестиций осуществляется раз в год, запасов и затрат — раз в месяц, обязательств — раз в месяц. Выявленные суммы расхождений относятся на прибыль (убытки).

Закрытие периода.

В конце каждого месяца происходит закрытие периода. Закрытие периода предполагает начисление налогов (даже если в бухгалтерии налоги начисляются ежеквартально), списание затрат и др.

Начисление налогов в управленческом учете осуществляется ежемесячно для формирования равномерного распределения затрат в течение года. Начисление налогов по месяцам осуществляется по ожидаемым суммам (например, 1/3 от ожидаемой квартальной суммы), в последний месяц периода доначисляются налоги до достижения точной суммы.

Списание затрат на расходы текущего периода осуществляется методом direct costing. Накладные (периодические) затраты относятся строго на затраты текущего периода, прямые затраты (связанные с выпуском продукции) — на затраты текущего периода пропорционально продажам продукции. Для производственных предприятий допускается начисление затрат методом standard costing, при котором накладные затраты относятся на затраты по производству продукции для совместности с бухгалтерским учетом.

Затраты по реализации проектов, осуществляющихся в течение более одного периода, накапливаются на субсчету «Затраты прямые» (по сути, как инвестиции в оборотные средства). Закрытие (списание) данных затрат происходит после реализации проекта дня фиксации прибыли.

Списание накладных затрат на доходы (по дебету счета «Прибыль») осуществляется после принятия управленческого отчета.

Типовые операции.

Перечень основных типовых торговых операций разрабатывается дополнительно.

Предприятие дополнительно формирует перечень собственных управленческих операций, который утверждается после согласования с консультантами.

Предприятия должны привести методы бухгалтерской учетной политики в соответствие с управленческой учетной политикой для минимизации разночтений.

Порядок контроля.

Для методического и оперативного контроля учета хозяйственных операций могут привлекаться представители органов управления и руководства предприятия, для методического контроля — консультанты.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх