Устройство ткацкого станка для ручного ткачества

волонки с петельками); а — верхний брусок ремизки; б — нижний брусок

зевы. Далее вступает в дело челнок, и процесс ткачества идет своим чередом. Удобство ремизок по сравнению с обычными рамками А и Б состоит в том, что они, попеременно поднимая нити основы, не мешают постепенному их пропуску со второго валика на первый. Кстати, в ткацком станке эти валики носят названия задний навой и передний навой. Как только зев от переднего навоя несколько удалится, ткань наматывают на этот самый передний навой, возвращая зев на прежнее место.

Устройство простого ткацкого ручного станка

В ткацкой должно быть свободно и просторно, достаточно тепло и светло.

Ткацкая должна быть снабжена всеми приборами, приличными ткачеству, в полной исправности и по возможности лучшими, которые по своей простоте и дешевизне могут быть доведены до щегольства и роскоши. Такое заведение не составит большого расхода, а между тем чистота и порядок дают всегда выгодное мнение о хозяине, и произведения его трудов, и познаний рекомендуются лучшими и отличнейшими в сравнении с другими…

В ткацком приборе главную и существенную необходимость составляют; хороший став, а за ним приуготовительные и дополнительные приборы или орудия.

Из «Наставлений…» Н.П.Андреевой

Общий вид такого станка можно увидеть на рис. 10 Он деревянный. Состоит из четырех вертикальных брусьев (1), которые вверху и на некотором расстоянии от низа соединены по длине брусками (2). Поперек станка вертикальные стойки (1) соединяют бруски (3). Данный тип ткац

кого станка разборный. Верхние бруски (2) шипами вставляют в гнезда, выдолбленные в средней части вертикальных стоек (1). Поперечины (3) также проходят шипами вертикальные стойки (1). В свою очередь, в этих шипах выдолблены гнезда под клинья, с помощью которых и укрепляют поперечины (3) в вертикальных стойках (1). Приблизительная высота ткацкого станка 2,88 м. Ширина разная. Она зависит от заданной ширины вырабатываемых тканей.

Ткацкий станок своими руками

Берут за ориентир, конечно, наибольшую ширину вырабатываемых тканей.

В сечении брусья, идущие на вертикальные стойки и продольные перекладины, имеют 9×4,5 см или 10×6,5 см. Размеры поперечин (3) в сечении 13×4,5 см. Внизу стоек (1) с одной из сторон станка укрепляют на подшипниках барабан (4) — задний навой или сновальный вал с пряжей. Чуть выше над ним крепят второй валик (5) — скал. Поверх него обходят нити основы. Диаметр навоя составляет от 18 до 26,5 см. Этот навой, как правило, делают из твердых пород дерева. В торцы забивают железные шипы или стержни, при помощи которых он и вращается в подшипниках, укрепленных в стойках (1). К заднему навою предъявляют определенные требования. Он должен быть по всей длине в диаметре совершенно одинаков. Только тогда нити с него будут поступать в основу равномерно. С противоположной стороны станка на нижних продольных перекладинах (2) крепят передний навой (6). Он тоже вращается в подшипниках, устанавливаемых в продольных перекладинах. Над передним навоем делают вращающийся валик меньше диаметром. Этот валик называют грудницей (7). Она по своему предназначению сродни скалу. Если он направляет нити с заднего навоя, то грудница направляет готовую ткань на передний навой. Диаметр последнего 13—18 см. Вытачивают его с такой же тщательностью, как и задний навой.

Для успешного ткачества нити основы всегда должны быть сильно натянутыми. Этого добиваются, вращая навои в разные стороны. Натяг нитей основы фиксируют с помощью храповых колес (8) на навоях с собачками (9). Основу натягивать после каждого наматывания готовой ткани нужно совершенно одинаково. Лишь в этом случае ткань получится доб

Бесчелночные ткацкие станки

Обычные челночные механические и автоматические ткац­кие станки с возвратно-поступательным движением челнока и батана имеют целый ряд серьезных недостатков:

1. На челночных ткацких станках используется только 1/3 времени работы челнока, а 2/3 уходит на ожидание и перемену движения челнока.

2. Чтобы привести в действие ткацкий челнок, его надо ударить с силой, примерно в 50 раз большей массы самого челнока, т. е. при массе челнока 200—700 г (в среднем 500 г) надо со­общить ему удар силой до 445 Н. Челнок нужно не только бы­стро разогнать, но также моментально и остановить.

Как сделать настольный ткацкий станок своими руками?

В результате много энергии затрачивается вхолостую.

3. Батан, амплитуда колебания которого составляет 30—40 см, приводит в движение массу 300 кг (на легких станках) и до 500 кг (на полутяжелых). Батан также совершает воз­вратно-поступательное движение и, обладая такой большой массой, вызывает значительные инерционные нагрузки на валы и рамы станка.

В результате станок работает неравномерно из-за периоди­чески изменяющегося направления движения всех основных ор­ганов станка — челнока, батана, ремиз, погонялок и т. п. Главный вал на станке вращается неравномерно, многие детали и меха­низмы станка быстро изнашиваются.

4. Сильный шум из-за ударов челнока, батана, погонялок и т. д.

5. Большие массы челнока и батана и их возвратно-посту­пательное движение мешают увеличению скоростного режима ткацкого станка. При заправочной ширине 100 см максимальная частота вращения главного вала современного автомати­ческого станка составляет 220—240 мин -1.

Исходя из перечисленного прово­дится большая работа по созданию ткацких машин без обыч­ных челноков, машин, основанных на новых принципах обра­зования ткани.

На многих станках последних типов питание утком произ­водится с неподвижных бобин, а ввод утка в зев осуществляется различными способами: пластинками, стальными лен­тами, рапирами и другими приспособлениями или на основе пневматики (струей воздуха), гидравлики (струей воды). Станки с такими принципами прокладывания уточных нитей получили название бесчелночных.

Бесчелночные станки по сравнению с челночными обладают рядом преимуществ:

— рабочие органы движутся на меньших уча­стках пути;

— средняя линейная скорость прокладки уточной нити на челночных и рапирных станках 12—15 м/с, на СТБ — 20— 32 м/с, на пневматических — 32—36 м/с;

— рапира или иной мало­габаритный прокладчик утка требует намного меньшего откры­тия зева, что сокращает путь батана и ремизок, уменьшает на­пряжение в нитях основы;

— частота вращения главного вала бес­челночного станка не зависит от его рабочей ширины.

Созданы также многозевные станки с одновременным прокладыванием уточных нитей в несколько зевов, образуемых основными нитями. Имеются конструкции круглых ткацких челночных станков, где уточная нить прокладывается по кругу.

Основным недостатком бесчелночных ткацких станков явля­ется ограниченность ассортимента тканей, вырабатываемых на них, так как их конструкция позволяет вырабатывать ткани простых переплетений. Однако ведутся работы по оснаще­нию их механизмами, позволяющими вырабатывать ткани и более сложных переплетений. Примером может служить эф­фективная компоновка ткацкого станка СТБ и жаккардовой машины, позволяющая вырабатывать крупноузорчатые ткани.

Дата добавления: 2017-09-01; просмотров: 1108;

Похожие статьи:

Ткацкий станок своими руками

Маленький самодельный ткацкий станок

Ручной ткацкий станок используется для производства полотен из разного вида тканей. Произвести его своими руками не составляет труда. Но для начала необходимо разобраться в принципах работы и устройстве данного оборудования.

Устройство ткацкого станка

Стандартный ткацкий станок работает, прокладывая нить при помощи металлического прокладчика. На ткацких станках в обязательном порядке установлен зевообразовательный механизм, который перемещает нити основы в вертикальном положении. Он подразделяется на три вида:

  1. Кулачковый тип. Хорошо подходит при производстве тканей с несложными плетениями. Применяется для работы с сатином и небольшим раппортом. Этот тип также подразделяется на два, в зависимости от движения ремизки.
  2. Кареточный. Применяется для сложных рисунков. Ремизок может быть в данном механизме до 34. Перемещение ремизок в каретках происходит при помощи специального подъемного механизма. Ремизки очень разнообразны по своему устройству и функциональности.
  3. Жаккардовый. Наибольшее количество плетений и узоров предусматривает именно этот механизм. Каждая нить в таком механизме поднимается независимо от другой.

Кроме зевообразовательного механизма, станки отличаются шириной заправки. Узкие станки имеют около 220 см, а широкие начинаются с 250 см. В устройстве простого ткацкого станка существует несколько основных механизмов, при помощи которых осуществляется работа:

  • зевообразовательные. Зев может быть открытым и закрытым, а также полуоткрытым;
  • механизмы, которые вводят утку в зев;
  • прибоя утки к опушке ткани, в этот момент происходит образование нового элемента полотна;
  • механизм для перемещения нити основы в продольном направлении;
  • механизм для перемещения полотна и его отвода. Эти механизмы помогают убрать полотно с зоны плетения;
  • отпускание полотна со станка;
  • бердо – часть станка в виде гребня, через который проходит нить основы. Она используется для прибоя уточной ткани.

схематическое отображение

Кроме того, устройство станка предусматривает наличие направляющих механизмов. Это могут быть прутья, скало, а также шпарутки и грудницы. Также в наличие имеются механизмы пуска и установки. Ремизка – две деревянные планки, которые связаны с толкателями ремизным приводом.

Принцип работы

Процесс работы заключается в передаче движения к центральному валу, а потом на все остальные подвижные элементы станка. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Зевообразование. Имеет три фазы:
    • фаза заступа. Это фаза начала нового зева. Все нити располагаются на среднем уровне;
    • фаза раскрытия зева. Нити перемещаются в нижнее и верхнее положение;
    • фаза выстоя. Полное открытие зева и неподвижное положение нитей;
    • фаза закрытия. Нити перемещаются в среднее положение к фазе заступа.
    • Введение утка в зев.
    • Прибой к краю полотна утки.
    • Движение изделия.
    • Опускания полотна с навоя.

    Основа станка производится из брускового леса. Скрепляться они должны максимально крепко и надежно.

    Ткацкое дело у многих ассоциируется с плетеными ковриками и полотенцами в старых избах. Но в современном мире сотканные полотна имеют большую популярность. При этом сделать ручной станок самому не составляет большого труда. Требуется простой набор инструментов и терпение.

    Для плетения больших изделий потребуется опыт, поэтому начинать необходимо с самых мелочей. Попробуйте сплести салфетку на стол или небольшое полотенце.

    Ручной ткацкий станок своими руками

    Сделать это можно даже с небольшим ткацким станком.

    Как сделать ткацкий станок своими руками

    Для производства ткацкого станка своими руками нужно, прежде всего, составить чертеж. По схеме легче ориентироваться в размерах. Чем больше размеры рам, тем больше максимальный размер изготовляемого полотна.

    Затем вам понадобятся две рамы. Одна должна быть большего размера, вторая поменьше. При размере большой рамы – 30 х 10 см. можно связать шарфик для куклы. Для производства станка вам понадобятся рамы в виде четырехугольника. Они могут быть из плоских крепких реек. Затем нужно следовать алгоритму:

    1. В двух рейках сверлятся отверстия в виде округлых проемов.
    2. В отверстия необходимо вставить круглые рейки и закрепить клиньями или другим способом, чтобы они не ходили из стороны в сторону.
    3. В квадратной рейке в средней ее части производятся пазы, в них устанавливается гребенка.
    4. Для полной устойчивости закрепляется дно, желательно фанерное.
    5. Спереди, на круглой рейке, для натяжения нити вбиваются гвозди с промежутком в 5 мм.
    6. Закрепляется задняя рейка, которая необходима для того, чтобы наматывать лишнее полотно.

    Заранее приготовьте размеры зубьев. Они должны быть 7-10 см. в длину, а также 0.5-0.7 см. в ширину.

    Изготавливается гребенка. По стандартам, она должна быть не меньше 15 см. в высоту. Длина гребенки превышает расстояние между боковыми рамами. Производится из толстого листа фанеры.

    Одной из основных частей станка является уток, который поддерживает катушку. Изготовлен может быть, как отдельный механизм из фанеры. На уток наматывается нить.

    Процесс тканья происходит следующим образом: вертикальная рама поднимается с нечетными нитями основы. Затем, при помощи челнока, протягивается нить утка между нечетными и четными нитями основы.

    Опускаем вертикальную раму. Если все правильно, то нечетные нити должны быть ниже четных. Опять протягиваем челнок. Обязательно контролировать ровное наложение рядов.

    Самодельный ткацкий станок не обязательно должен иметь большие размеры. Это может быть маленький вариант, а также детский вариант для обучения детей или игры.

    Мини ткацкий станок пригодится, если нет больших объемов работ. Для начала необходимо взять малый кусок картона. Из него делается вилка, распределяющая нити. Кроме того, можно использовать лист ДСП небольшого размера.

    В фанере отверстия производятся при помощи шила. А для листа ДСП необходимо делать отверстия по краям листа. Рама для мини станка предварительно изготавливается из пластиковых труб.

    На картонку наносится разметка. Карандашом отмечается с шагом в 5-10 мм на противоположных сторонах листа. Провести линии, которые проводятся параллельно неразмеченным сторонам.

    Работает данный ткацкий станок, основываясь на введении нитей, а затем их плетении. Пряжа засовывается в разрез, другой ее конец располагается на обратной стороне. Продевается в виде змейки. Процесс должен идти плавно, чтобы не сгибался картон.

    Процесс плетения

    При помощи такого оборудования можно самому соткать небольшую салфетку, а также обучить ребенка тяжелому ремеслу ткачества. Раньше это умели делать абсолютно все женщины.

    Рисунок ткани получается при помощи чередования нитей различных цветов. Полотна, произведённые на ткацких станках, являются настоящими произведениями искусства.

    Процесс плетения на мини ткацком станке выглядит следующим образом: После распределения нитей основ начинаем плетение. Это можно делать с любой стороны. Под первую нить основы продеваем пряжу и закрепляем ее в разрезе.

    Остальную часть продеваем в виде змейки через нити основы. В конце оборачиваем нить так, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующий ряд должен быть сплетен так, чтобы нить в тех местах, где была сверху, в другом ряду была снизу.

    Так продолжаем чередовать до конца. После окончания работы нужно загнуть разрезы на картоне и бережно снять петли. Затем их разрезаем и связываем узелки.

    самодельный ткацкий станок

    В заключение

    Искусство ткать – это очень трудоемкое занятие. Производство ткани с необходимым узором в домашних условиях – высшее мастерство рукоделия. Главное, что нужно, чтобы начать, это ткацкий станок. Сделать его несложно, важно все рассчитать и составить схему.

    Станок должен быть правильно сконструирован, тогда он может работать и приносить огромную пользу. Кроме того, можно не просто порадовать домочадцев красивыми полотенцами, но и научить этому детей.

    Чем сложнее механизм ткацкого станка, тем более красивые и сложные узоры на нем можно производить, а от размера станка зависит размер изделия.

    Самый простой ткацкий станок. Своими руками

    Скажу честно, что этот «ткацкий станок» и станком то назвать сложно. И тема не свежая, но интересная.

    Наткнулся на неё совершенно случайно и решил «зафиксировать». А вдруг кому-то пригодится.

    Всё просто до изумления и нескольких фото вполне достаточно для того, чтобы и ткацкий станок сделать, и технологию освоить.

    На первый взгляд может показаться, что по такой технологии можно изготовить только самые примитивные вещи. Не торопитесь с выводами. В начале поста я предлагаю вашему вниманию несколько фото работ Susan Johnson, а в конце – видео. Обратите внимание – принцип изготовления панно такой же, как и при изготовлении простого тканого полотна.

    Вам потребуется кусок плотного картона, ножницы, шерстяные (или другие) нитки, иголка или крючок, моток скотча и желание.

    Сначала работы Susan Johnson

    Мастерим ткацкий станок

    А теперь обещанное видео

    06 Окт 2015      admin49h4d5fR94817     Метки: своими руками     950      

    Основы ткачества на станке

    Техника ткачества на станке, о которой вам расскажет этот материал, зародилась еще в 19 веке. Ей плелись ковры, картины, салфетки и даже одежда. Я расскажу вам, как сделать ткацкий станок своими руками и соткать небольшой декоративный коврик и без использования специальных инструментов. Овладев базовыми навыками этой древней и интересной техники вы, без сомнения, сможете создавать и более сложные вещи.

    Материалы и инструменты:

    • плотный картон
    • пряжа
    • ножницы
    • крючок
    • карандаш

    Для создания ткацкого станка своими руками можно использовать кусочек ДСП, фанеры и любых других плотных материалов. Мы же воспользуемся обычным плотным картоном.

    Совет: если вы решили воспользоваться, например, фанерой, то отверстия можно сделать с помощью шила. В таком случае должны получиться не надрезы, как на картоне, а дырочки по краям.

    Делаем ткацкий станок своими руками

    Так как коврик у нас декоративный, я использовала небольшой кусок картона размером 12×15 см.

    В первую очередь необходимо нанести на картон разметку, по которой мы будем делать надрезы.

    Размечаем наш будущий станок следующим образом: по двум сторонам картона ставим карандашом засечки через каждый сантиметр на глубину 0,5-1 см.

    Для того чтобы разметка, а в последующем и коврик, получились ровными, проводим параллельные линии по отметкам, которые мы проставили через каждый сантиметр. Линии должны идти параллельно неразмеченной стороне.

    Далее делаем надрезы по нашей разметке на нужную нам глубину по обеим сторонам картонки.

    Берем нашу пряжу и делаем основу. Вместо пряжи, которую вы будете использовать для коврика, можно использовать декоративные ленточки, обыкновенные нитки и другие материалы.

    Вставляем пряжу в надрез на картонке, как показано на фото. Оставляем небольшой кончик пряжи (двух сантиметров вполне достаточно) с изнаночной стороны картона.

    Продеваем пряжу через надрезы по принципу «змейка». С одной стороны картона мы обвязываем вырезы.

    Изнаночная сторона

    С обратной же стороны создаем линии. Эта сторона будет лицевой станочной, на которой и будет располагаться наш коврик.

    Лицевая сторона

    Наш станок готов. Теперь переходим непосредственно к плетению коврика.

    Начинать можно с любой стороны: справа или слева. Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда. В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута.

    Следующий ряд должен быть проплетен по-другому: одна нить станка снизу, другая сверху, одна снизу, другая сверху и т.д. Далее плетем коврик по той же схеме.

    Для изготовления этого коврика я воспользовалась сплошной цветной акриловой нитью. Если же вы решили использовать разные цветные пряжи, то плести можно следующим образом.

    Сначала по приведенной ранее схеме проплетаете несколько рядов одним цветом. Затем оставляете конец первой нити и вплетаете следующий цвет.

    Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка. Таким образом, они не будут видны на готовом изделии и не будут мешаться при плетении коврика.

    Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось. Это можно делать при помощи крючка.

    Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли.

    Если вы использовали в качестве станка более плотный материал (фанера, ДСП), то прежде чем снимать петли, их нужно разрезать с изнаночной стороны.

    Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки.

    Теперь наш декоративный тканый коврик готов. Использовать такое изделие можно как угодно: как подставку под кружку, подложку для подарка или же просто в виде элемента декора. Как подскажет вам ваше воображение. Удачи!

    Портной плюс…

    Сегодняшний пост не по теме шитья, но я думаю, что он придется по нраву рукодельницам!

    У вас тоже есть мешок маленьких клубочков ниток, пряжи, оставшейся после вязания каких-нибудь вещей? У меня таких мешков уже два! Уже и шали вязала из разных мотивов, и в носках все ходят… а они не бывают, клубочки эти) Вот нашла идею, которая меня очень даже заинтересовала. Можно использовать все остатки ниток и обзавестить теплым, красивым, шерстяным пледом. А сотворить такой плед совсем не сложно и вязать почти не придется. Можно изготовить ткацкий мини-станочек своими руками, смотрим как?

    Итак, для пледа совсем не обязательно использовать остатки пряжи, еще лучше пряжу купить новую, если вы хотите, чтобы он получился не разноцветным и разносортным)

    Для работы нам понадобится деревянная рамка со взбитыми гвоздиками, вот такая. Это и есть наш мини ткацкий станочек. От размера рамки будет зависеть размер мотивов-квадратов для пледа, но только поменьше (смотрите ниже)

    Смотрим начало плетения. Привязываем нитку к гвоздику и протягиваем к противолежащему

    Так протягиваем нити по всему периметру

    Далее нам понадобится вот такой длинный крючок

    Продеваем крючок между рядами, как показано на фото

    и протягиваем крючком нитку

    Продолжаем плетение

    Вот такая плетенка должна получиться

    Берем маленький крючок для обвязки

    и обвязываем края плетенки столбиками без накида

    Вот и все)

    А вот вам для наглядности, смотрите, на сколько мотив получился меньше рамки. Учтите это при изготовлении станка

    Далее все мотивы соединяются в единое полотно

    Края пледа при желании можно обвязать крючком

    Взято отсюда

    Ткацкая машина

    Cтраница 1

    Ткацкая машина работала весь февраль безостановочно, изготовляя по дюйму сукна в минуту. Сколько аршин она выткала.

    Словотворие Фоторепортаж Ткачество ручное Вертикальный ткацкий станок Дерево Нитки

    На комбинате Балтийская мануфактура установлены новые высокопроизводительные прядильные и ткацкие машины.  

    Применение химического сырья дало возможность внедрить высокопроизводительные ткацкие машины, значительно улучшить условия труда ( снизить шум, запыленность), создать современные принципиально новые структуры и улучшить качество хлопковых, шерстяных и льняных тканей. Особенно широко и разнообразно используются в производстве тканей полиэфирные волокна и нити.  

    Ковровые и гобеленовые изделия, полученные на ткацкой машине ( жаккардовый ткацкий станок или подобные ему), имитирующие изделия ручного ткачества, являются обычными тканями с основными и уточными нитями, в которых цветные уточные нити проходят от одной кромки до другой и они классифицируются в соответствующих товарных позициях как тканые материалы или как готовые изделия, смотря по обстоятельствам.  

    Емкостную аппаратуру и технологические трубопроводы в основном изготавливают из стали; крутильные, перемоточные, ткацкие машины, сушилки — из стали в сочетании с чугунными деталями или деталями из цветных металлов.  

    У нас и в других странах ведутся успешные работы по созданию многозевной ткацкой машины, которая позволит в несколько раз увеличить производительность оборудования на ткацких фабриках.  

    Первая промышленная революция, которая началась более двухсот лет тому назад изобретением ткацких машин, привела к замене человеческих рук машинами почти во всех областях производства и вызвала колоссальный подъем производительности труда.  

    В то же время для удовлетворительного чесания, а также для дальнейшей переработки пряжи на трикотажных и ткацких машинах величина / С должна быть минимальной.  

    Основные недостатки фенольных волокон — их низкая устойчивость к абразивному износу и ломкость — затрудняют их переработку на высокопроизводительных ткацких машинах.  

    При испытаниях этих комбинированных материалов в направляющих станков и машин для деревообрабатывающей и пищевой промышленности и в подшипниковых узлах ткацких машин они показали более высокие антискачковые характеристики и нагрузочную способность по сравнению с теми же параметрами исходных материалов.  

    Шнуры, нарезанные на необходимую длину, с узлами, петлями и металлическими или стеклянными глазками для использования на жаккардовых или прочих ткацких машинах.  

    Двигатели с параллельным возбуждением применяются в сетях постоянного тока для привода некоторых станков, механизмов ( подвесные электрические дороги, насосы, вентиляторы, ткацкие машины, прокатные станы, шахтные подъемники), требующих постоянной скорости вращения или широкой регулировки скорости.  

    Он живо интересуется производством различных изделий, и в его записных книжках появляются эскизы и схемы изобретений, которые должны помочь зарождающейся промышленности: цепные силовые передачи, станок для насечки напильников, многочисленные ткацкие машины. Не обошел он своим вниманием и машины энергетические, В его записях находим мы эскизы тепловых двигателей, он предлагает новый тип мельничного колеса — с вертикальным валом и закругленными ложкообразными лопастями, его перу принадлежит чертеж так называемой голландской ветряной мельницы.  

    Страницы:      1    2    3

    Ткачество возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

    Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

    Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк.

    По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

    Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

    Возникновение ткацкого станка

    Ткацкий станок — одно из наиболее древних орудий труда человека.
    Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу.

    Виды ручного ткачества

    Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

    В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка). Его основная часть — большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки “гребенки” бердо, челнок с нормальной нитью.

    Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.

    Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н.э.

    Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству. Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 вв. Среди них наибольшее значение имело изобретение Дж. Кеем в 1733 году так называемого самолётного челнока. В конце 18 века в Великобритании Э. Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования.

    Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В кон. 19 и начале 20 вв. были созданы станки с автоматической сменой челноков.

    Наиболее удачное решение проблемы автоматической смены уточной шпули в челноке принадлежит англичанину Дж. Нортропу (1890). Однако челночные ткацкие станки имеют существенные недостатки: малый размер уточной паковки; свободный, с большими ускорениями полёт челнока через зев; одновременная прокладка лишь одной уточной нити и др. В начале 20 века появилось несколько конструкций бесчелночных станков, в которых уточная нить сматывалась с больших неподвижных паковок и особыми механическими устройствами прокладывалась в зеве. Станки этого типа создали в 1926 году Габлер (Германия), советский инженер В.Е.Леонтьев в 1936 году и др. В 1927 году С.А.Дынник (СССР) предложил конструкцию многозевного круглого ткацкого станка;
    в 1949 году В.А.Прозоровым (СССР) был создан плоский многозевный станок.

    Заправочный рисунок (Илл 47) является важным вспомогательным элементом при подготовке ткацкого станка к ткачеству и состоит из четырех элементов:

    1) рисунок переплетения;

    2) рисунок проборки;

    3) рисунок подвязи;

    4) рисунок хода по подножкам.

    Для того чтобы системы основных и уточных нитей образовывали ткань, они должны переплетаться друг с другом. При этом каждая нить основы будет располагаться либо над нитями утка, либо под ними. Когда нити основы и утка переплетаются друг с другом, образуя ткань, получается ткацкое переплетение. В зависимости от переплетения получаются ткани различных структур. Графически рисунок переплетения может быть изображен как система клеток. В таком рисунке нити основы изображаются вертикальными междустрочьями, а нити утка — горизонтальными. Счет нитей основы осуществляется слева направо, а утка — снизу вверх. Точки, где нити основы перекрывают нити утка, называются соединительными точками и изображаются закрашенной клеткой. Не закрашенные клетки обозначают уточные перекрытия.

    На рисунке переплетения обычно изображают раппорт этого переплетения. Раппортом переплетения называется наименьшее число разно переплетающихся нитей в ткани, после которого порядок их переплетения повторяется. Различается раппорт переплетения по основе (Ro) и раппорт переплетения по утку (Ry). Наименьший возможный раппорт ткани —

    Ro = Ry = 2

    Раппорт переплетения ткани связан с технологическими параметрами заправки ткацкого станка. Так, Ro связан с количеством ремизок, необходимых для ткачества, a Ry — с количеством подножек и ходом по подножкам. Чем больше раппорт переплетения, тем сложнее может быть структура ткани.

    Непосредственно над рисунком переплетения располагается рисунок проборки. Вертикальные междустрочья рисунка проборки обозначают нити основы, и количество этих междустрочий всегда совпадает с Ro. Горизонтальные междустрочья обозначают ремизки, в которые осуществляется проборка нитей основы при заправке на ткацкий станок. Нумерация ремизок может быть как сверху вниз, так и снизу вверх. Порядок продевания нитей основы в ремизку обозначают кружком. Раппортом проборки (Rnp.) называется наименьшее число нитей основы, продетых в ремизки в определенном порядке, Rnp.= Ro. Существует много различных видов проборок (см. 5.4 «Виды проборок»). При заправке ткацкого станка надо выбирать оптимальную.

    Справа от рисунка проборки располагается рисунок подвязи. В этом рисунке горизонтальные междустрочья обозначают ремизки, а вертикальные — подножки. На этом рисунке крестиком отмечено, какая ремизка подвязана к данной подножке на подъем, неотмеченные ремизки при этом должны работать на спуск. Раппортом подвязи (Rn.) называется наименьшее число подножек ткацкого станка, необходимых для выработки данного переплетения. Пользуясь рисунком подвязи, нужно соединять ремизки с подножками при подготовке ткацкого станка к работе (см. 5.5 «Подвязь ткацкого станка»).

    Непосредственно под рисунком подвязи и, соответственно, справа от рисунка переплетения располагается рисунок хода по подножкам. Здесь вертикальные междустрочья обозначают подножки, а горизонтальные — нити утка. Точками обозначен порядок нажатия на подножки.

    Маленький самодельный ткацкий станок

    Раппортом хода по подножкам (Rx.n.) называется порядок нажатия ткачом на подножки в пределах одного Ry. переплетения. Рисунок хода по подножкам служит непосредственным руководством в работе ткача.

    Илл. 47

    Рассмотрим особенности составления рисунков подвязи и хода по подножкам на основе рисунков переплетения и проборки.

    В первом примере Ro = Ry = 8 нитей (Илл. 48). В пределах раппортов нет одинаковых нитей основы или утка. Так как нет одинаковых нитей основы, то минимальное количество ремизок, необходимое для выработки данного переплетения также равно восьми. Пробираем первую нить основы в первую ремизку, вторую — во вторую и т. д. до восьмой ремизки, затем Rnp. повторяется. Теперь построим рисунок подвязи. Так как в раппорте данного переплетения нет одинаковых нитей утка, то количество подножек, необходимых для его выработки, также равно восьми. Соответственно в рисунке хода по подножкам раппорт также равен восьми.

    Илл. 48

    Посмотрим на рисунок переплетения. На первой нити утка отмечены основные перекрытия, которые осуществляются первой, пятой и восьмой нитями основы (закрашенные квадратики). На рисунке проборки видно, что эти нити основы пробраны соответственно в первую, пятую и восьмую ремизки. Следовательно, эти ремизки должны быть подняты при нажатии на первую ремизку и прокладывании первой нити утка. Таким образом, на рисунке подвязи на первой подножке отмечаем крестиками первую, пятую и восьмую ремизки, а на рисунке хода по подножкам, соответственно нажатие на первую подножку. Аналогично рассуждаем и при рассмотрении остальных нитей утка в рисунке переплетения.

    Возможен вариант построения рисунков подвязи и хода по подножкам по нитям основы. В рисунке переплетения рассмотрим первую нить основы. Она перекрывает первую, четвертую и пятую нити утка и пробирается в первую ремизку. Следовательно, на рисунке подвязи отмечаем, что первая ремизка должна подниматься при нажатии на первую, четвертую и пятую подножки. Аналогично рассуждаем и с другими нитями основы в рисунках переплетения и проборки. В результате рисунок подвязи выстраивается автоматически. В рисунке хода по подножкам отмечаем последовательное нажатие с первой по восьмую подножки, так как в данном переплетении нет одинаковых нитей утка.

    Во втором примере Ro = 14 нитей, Ry = 4 нити (Илл. 49). Следует обратить внимание, что в пределах Ro есть одинаковые нити основы. Их можно пробирать в одну ремизку, следовательно, количество ремизок, необходимых для выработки ткани данного переплетения будет меньше четырнадцати. Аналогичными являются первая, пятая и одиннадцатая нити основы, вторая, шестая, десятая и четырнадцатая нити, третья, седьмая, девятая и тринадцатая нити, а также четвертая и восьмая нити. Следовательно, для выработки данного переплетения достаточно всего четырех ремизок.

    Илл. 49

    В рисунке проборки пробираем одинаковые нити основы в одни ремизки. В рисунке подвязи изображаем четыре ремизки и четыре подножки, так как в переплетении нет одинаковых нитей утка. В данном случае, т. е. когда в раппорте переплетения есть одинаковые нити основы, рисунок подвязи удобнее строить по нитям основы. Рассуждаем таким же образом, как в первом примере. В рисунке хода по подножкам отмечаем последовательное нажатие с первой по четвертую подножки, так как в данном переплетении нет одинаковых нитей утка.

    В третьем примере Ro = 4 нити, Ry = 12 нитей (Илл. 50). В Ro нет одинаковых нитей, поэтому в рисунке проборки отмечаем четыре ремизки и последовательно пробираем в них нити основы. В Ry есть одинаковые нити утка, следовательно, количество подножек, необходимое для выработки данного переплетения, можно сократить. В рисунке переплетения аналогичными являются первая, четвертая, седьмая и десятая нити утка, вторая, пятая, восьмая и одиннадцатая нити. Нити третья, шестая, девятая и двенадцатая не имеют аналогичных. Таким образом, для выработки данного переплетения в рисунках подвязи и хода по подножкам отмечаем шесть подножек.

    Илл. 50

    В случае, когда в Ry переплетения есть одинаковые нити утка, рисунок подвязи удобнее строить по нитям утка (см. Илл. 48). При построении рисунка хода по подножкам крестиком отмечаем нажатие первой подножки при прокладывании первого утка, второй подножки для второго утка, третьей для третьего. Четвертая нить утка аналогична первой, следовательно, снова отмечаем нажатие на первую подножку. Пятая нить утка аналогична второй, отмечаем нажатие на вторую подножку. Шестая нить аналогичных не имеет, следовательно, отмечаем нажатие на четвертую подножку и т. д.

    Следующая глава >

    Записи созданы 1517

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх