Внеплановая оценка условий труда

Кто должен проводить спецоценку в офисе: собственник или арендатор?

Организация сдает в аренду офисное здание вместе с оборудованными рабочими местами (мебелью, оргтехникой и т.п.). Вправе ли арендаторы не проводить спецоценку рабочих мест своих сотрудников, если собственник уже провел за свой счет СОУТ в отношении всех рабочих мест в здании?
Нет, не вправе. Согласно статье 212 Трудового кодекса, проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя. В статье 4 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» также установлено, что работодатель должен обеспечить проведение СОУТ. Поэтому каждому работодателю, который арендует помещения в офисном здании, придется самостоятельно провести специальную оценку условий труда на рабочих местах своих сотрудников.

Создание рабочих мест после проведения спецоценки

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек?

Вообще-то, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Она проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 — 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Но это необходимо сделать только в том случае, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже была проведена СОУТ.
Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, отопления и освещения. На таких местах работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

Соответственно, внеплановую спецоценку проводить не надо, если одновременно соблюдаются два условия:

  • новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена;
  • количество оцененных рабочих мест не менее 20 процентов от общего числа старых и новых рабочих мест.

При классе вредности 3.1 дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время не положены

В 2013 году на предприятии проводилась аттестация рабочих мест. По ее итогам условия труда на рабочем месте работника были признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). В связи с этим сотруднику полагались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и повышенная оплата труда. В 2015 году работодатель провел спецоценку, которая подтвердила результаты аттестации рабочих мест: условия труда на рабочем месте признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). Но по итогам СОУТ работнику были отменены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Правомерны ли действия работодателя?
Да, правомерны. С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена специальной оценкой условий труда. По результатам проведения СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) или опасные (4 класс). В свою очередь вредные условия труда делятся еще на четыре подкласса: 3.1 (вредные условия труда первой степени); 3.2 (вредные условия труда второй степени); 3.3 (вредные условия труда третьей степени) или 3.4 (вредные условия труда четвертой степени).
Сокращенная продолжительность рабочего времени полагается только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.3 или 3.4) или опасными условиями труда (4 класс).
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 2, 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.2, 3.3 или 3.4.) либо опасными условиями труда (4 класс). А вот повышенная оплата труда полагается всем работников, занятых на работах с вредными условиями труда (то есть 3 класс, независимо от подкласса вредности) или на работах с опасными условиями труда (4 класс).

Трудовое законодательство РФ предписывает раз в пять лет проводить оценку условий труда на территории предприятий и учреждений. Для многих работодателей это уже привычное мероприятие. Спецоценка – это относительно недавно введенная процедура, поэтому правила ее проведения постоянно уточняются Минтрудом.

Существует и особая, внеплановая специальная оценка условий труда. По сути, она тоже представляет собой опознание негативных факторов на рабочих местах, но у этой процедуры существуют свои особые основания: появление в штате новых должностей, переход на иной технологический процесс, использование новых материалов, выявление причин несчастных случаев.

При осуществлении внеплановой спецоценки следует руководствоваться уже знакомым перечнем нормативных документов:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ;
  • Закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ;
  • Приказ Министерства труда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • Приказ Министерства труда России от 5 декабря 2014 г. № 976н;
  • Приказ Министерства труда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

  • появились новые рабочие места;
  • получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • запущено новое производственное оборудование;
  • внедрен новый технологический процесс;
  • начали применяться новые материалы или сырье;
  • обновили средства индивидуальной защиты;
  • случился несчастный случай (не по вине третьих лиц);
  • у сотрудника было обнаружено профессиональное заболевание;
  • с предложением о внеплановая СОУТ выступил профсоюз;
  • трудовая инспекция выдала предписание на проведение внеплановая СОУТ.

Сроки

В большинстве перечисленных ситуаций организация должна провести внеплановую оценку не позднее, чем через шесть месяцев с момента возникновения такой необходимости. Однако в некоторых случаях, в число которых входит введение новых рабочих мест или существенное изменение технологии, на это предприятию отводится двенадцать месяцев.

Отвечая на часто задаваемые вопросы, заметим: перепланировка или ремонт помещения в перечень обязательных условий для внепланового проведения СОУТ не входят, за исключением тех случаев, когда изменившиеся размеры помещения могут стать действительно серьезным фактором, влияющим на работу (для сотрудника остается слишком мало пространства, он вынужден работать слишком близко к источнику шума, излучения, запаха или вибрации и т. д.).

Порядок проведения внеплановой спецоценки такой же, как и у плановой. Однако существуют некоторые особенности. Например, при вводе нового оборудования, материалов, техпроцессов нужно сначала обустроить новые рабочие места и только потом начинать процедуру внеплановой СОУТ. По законодательству нельзя проводить внеплановую СОУТ на еще не готовых местах.

Согласно правилам федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ осуществление специального контроля условий труда обязательно для большей части предприятий. Исключение составляют те из них, которые сотрудничают только с надомными или дистанционными работниками. Рассматриваемый нормативный документ дифференцирует очередное и внеочередное выполнение этой процедуры. Плановая спецоценка организуется каждые пять лет. В каких случаях проводится внеплановая СОУТ, описывает статья 17 426-ФЗ.

Что такое спецоценка вне графика

Согласно 426-ФЗ внеплановая СОУТ – это специальная операция, которая проводится вне утвержденного графика. Она назначается, когда на местах персонала происходят существенные изменения, определяющие условия их работы. Порядок ее организации аналогичен плановой спецоценке. Чтобы понять, как провести внеплановую СОУТ, руководству следует проанализировать требования закона 426-ФЗ, а также отдельного приказа Минтруда № 33н, который регламентирует алгоритм ее осуществления. Он включает следующие шаги:

  • руководитель компании создает оценочную комиссию. Состав и полномочия комиссии утверждаются особым приказом;
  • созданная комиссия составляет список позиций, где должен быть проведен контроль;
  • руководство выбирает исполнителя поставленных задач, затем подписывает с ним договор;
  • исполнитель составляет график работ, затем согласовывает его с заказчиком;
  • уполномоченные сотрудники исполнителя проводят проверку позиций с точки зрения присутствия вредоносных факторов производства;
  • в случае обнаружения таких факторов проводятся замеры интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных исследований составляется отчетная документация, которая передается на утверждение заказчику;
  • после утверждения отчета стороны выполняют необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством. Исполнитель передает данные о результатах оценки Федеральной информационной системе. Работодатель организует публикацию информации об итогах контроля на официальном портале фирмы, а также информирует персонал о ее результатах. Это делается за один месяц с даты утверждения отчетной документации.

Кроме этого, данные, полученные о результатах реализации этой проверки должны быть переданы Фонду социального страхования. Эта информация определяет размеры отдельных страховых тарифов фирмы.

Согласно статье 17 426-ФЗ, внеплановая СОУТ выполняется при:

  • создании новых рабочих мест;
  • установке нового производственного оборудования либо изменении других параметров технологического процесса, оказывающих влияние на степень вредоносного воздействия;
  • получении официального предписания о назначении проверки вне графика со стороны контролирующих органов;
  • изменении характеристик сырья либо материалов, используемых в технологическом процессе, с соблюдением условия, что оно приводит к росту или снижению уровня негативного воздействия;
  • закупке новых средств индивидуальной, коллективной защиты работников от опасных факторов производства;
  • несчастном случае, выявлении профессионального заболевания у сотрудника компании;
  • получении руководством мотивированного предложения о внеплановой оценке со стороны действующего профсоюзного органа.

В зависимости от того, какая причина послужила основанием назначения процедуры, устанавливаются сроки ее выполнения.

Сроки проведения внеплановой СОУТ

Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда определяются так:

  • если причины внеплановой контролирующей процедуры связаны с созданием новых рабочих мест, внедрением нового производственного оборудования, а также корректировкой параметров технологического процесса, компании дается 1 год, чтобы выполнить необходимые действия;
  • во всех прочих случаях провести сделать это требуется за 6 месяцев.

Рассматриваемые сроки отсчитываются с момента наступления соответствующего основания организации специальной оценки.

Когда внеплановая СОУТ не требуется

Иногда наступившие обстоятельства не требуют организации срочной проверки. Чтобы понять, когда внеплановая СОУТ не требуется, руководству необходимо внимательно изучить статью 17 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа, от осуществления этой процедуры можно отказаться, если:

  • несчастный случай, имевший место на предприятии, произошел как результат действий третьих лиц;
  • у работодателя — индивидуального предпринимателя изменились фамилия, имя, отчество;
  • юридическое лицо, выступающее работодателем, прошло процесс реорганизации;
  • изменилось название позиции, занимаемой сотрудником.

Большинство перечисленных ситуаций, кроме первой, объединяет то обстоятельство, что вследствие их наступления условия труда у конкретного рабочего места не изменились. Поэтому в таких условиях контроль вне графика может не проводиться. Однако конкретное решение по этому вопросу должно приниматься оценочной комиссией, которая действует на основании приказа руководителя. Если на основании анализа наступивших обстоятельств она придет к выводу, что уровень негативного воздействия для работников подвергся существенному росту либо снижению, она может принять решение о необходимости выполнения процедуры.

Ответственность за непроведение внепланового контроля

В случае, если предприятие не выполнит обязанность по организации спецоценки вне установленного графика, к нему будут применены санкции, предусмотренные частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает разные типы наказаний. Они дифференцированы по категории виновника допущенного нарушения:

  • должностные лица, отвечающие за проведение работ – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушении) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). В последней ситуации денежное наказание может быть заменено дисквалификацией от 1 года до 3 лет;
  • ИП – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Если имеет место повторное невыполнение правил, денежное наказание могут заменить остановкой работы до 90 дней;
  • юридические лица – штраф 60-80 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 100-200 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Во второй ситуации вместо финансового взыскания к виновнику могут применить такую меру как остановка работы до 90 дней.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если вы провели специальную оценку условий труда, но в дальнейшем:

— ввели в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;

— получили предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

📌 Реклама

— произошло изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— произошло изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— произошло изменение применяемые средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов —

📌 Реклама

вы обязаны провести внеплановую специальную оценку условий труда в сроки, указанные в п. 2 ст. 17 закона.

Если работодатель не проведет специальную оценку, он будет подвергнут административному штрафу (ст. 5.27.1 КоАП) в размере:

  • для ИП — от 5 до 10 тыс. руб.;
  • организаций — от 60 до 80 тыс. руб.

Вывод:

Чтобы избежать наказания и успеть оформить итоги специальной оценки до конца года, совершите следующие действия:

  • заключите договор с организацией, которая будет проводить специальную оценку;
  • создайте специальную комиссию из числа работников по специальной оценке;
  • определите перечень рабочих мест, которые нужно оценить;
  • проведите процедуру специальной оценки;
  • оформите результаты специальной оценки в виде отчета.

И в заключение «вишенка» на торт:

Внеплановая спецоценка условий труда

С 1 января 2014 года проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) стало обязательным для работодателя. Все имеющиеся у работодателя рабочие места (далее — РМ) подлежат процедуре СОУТ, за исключением:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Процедура проведения СОУТ — масштабное и трудоемкое мероприятие, к которому привлечены специалисты по охране труда (службы охраны труда), бухгалтерия, отдел кадров, профсоюзы и многие другие.

Пройдя успешно все этапы специальной оценки условий труда, в соответствии с установленными условиями труда назначаются гарантии и компенсации. Номенклатура и размер гарантий и компенсаций определяется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ). Результаты проведения СОУТ оформляются отчетом по установленной законодательством форме.

Далее работодатель утверждает отчет по СОУТ, уведомляет об этом экспертную организацию и предоставляет все необходимые сведения в Государственную инспекцию по труду (далее — ГИТ), Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации. На этом спецоценку можно считать завершенной.

Однако, иногда наступают случаи, при которых необходима внеплановая специальная оценка условий труда. Ее проведение также является обязанностью работодателя в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ).

Когда проводить внеплановую специальную оценку условий труда?

В соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  1. организация новых рабочих мест на предприятии;
  2. получение предписания ГИТ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда;
  3. изменения, которые могли оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
    • изменение состава применяемых материалов и сырья;
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
  4. случаи, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов
    • несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
    • выявленное профессиональное заболевание;
  5. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

А что если?

Наиболее интересующий работодателя вопрос — требуется ли проводить внеплановую СОУТ в следующих случаях:

  1. Смена сотрудника на рабочем месте;
  2. Изменение наименования предприятия или его структурного подразделения;
  3. Изменение имени, фамилии, отчества работодателя;
  4. Изменение наименование должности, профессии.

Это явление также может быть внеплановое СОУТ не проводится в случаях, если произошедшие изменения не повлекли за собой наступление условий, отраженных в части 1 статьи 17 426-ФЗ. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается комиссией и должно быть отражено в протоколе заседания.

В какие сроки необходимо провести внеплановую спецоценку?

Если же условия проведения внеплановой СОУТ наступили, то сроки ее проведения следующие:

  • В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 и 3.1;
  • В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 2, 3.2 — 5.

Причем, во втором случае, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушениями требований 426-ФЗ.

Что будет, если?

Нарушение установленных сроков проведения внеплановой СОУТ, процедуры ее проведения или непроведения вовсе влечет привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Административная ответственность выражается в предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх