Возмещение коммунальных платежей арендодателю при УСН

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Как правило, компании, арендующие помещение, не разбираются с поставщиками услуг напрямую, а компенсируют сумму коммунальных платежей арендодателю. Минфина настаивает, что сумму подобного возмещения арендодатель, применяющий УСН, должен включать в состав доходов, но…

По общему правилу, заключая договор аренды, компания берет на себя обязанность нести расходы на арендованное имущество (п. 2 ст. 616 ГК). Следовательно, плата за коммунальные услуги ложится именно на арендатора. Собственно говоря, он вполне может оплачивать «коммуналку» самостоятельно, подписав соглашение напрямую с поставщиком подобных услуг. Однако довольно часто фирмы предпочитают оставить эти хлопоты собственнику помещения, лишь возмещая ему соответствующие затраты. Сумма компенсации при этом может как включаться в арендную плату, так и перечисляться отдельно, сверх цены договора аренды. В любом случае, по мнению специалистов Минфина, в целях применения УСН ее необходимо учитывать в доходах.

Так, в письме от 10 февраля 2009 года № 03-11-09/42 финансисты указали, что при определении объекта налогообложения «упрощенцы» учитывают доходы, перечисленные в «прибыльных» статьях 249 и 250 Налогового кодекса, и не принимают к учету лишь доходы, поименованные в статье 251 Кодекса. Между тем в данной норме НК доходы в виде возмещения коммунальных платежей не упомянуты. В связи с этим эксперты финансового ведомства пришли к выводу, что сумму «коммунальной» компенсации арендодатель, применяющий УСН, должен включать в состав доходов. Подобную позицию представители Министерства финансов высказывают уже не впервые (письма Минфина от 17 ноября 2008 г. № 03-11-05/274, от 7 апреля 2008 г. № 03-11-04/2/67). Поддерживают ее и некоторые судьи (постановление ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 г. № А57-9388/06).

Такие разные объекты…

Безусловно, для «упрощенцев», которые в качестве объекта налогообложения выбрали «доходы, уменьшенные на величину расходов», в приведенном Минфином порядке учета сумм возмещения коммунальных платежей, по сути, нет ничего криминального. Согласно подпункту 5 пункта 1 и пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса они вправе учитывать при расчете единого налога материальные расходы в соответствии с перечнем и порядком, предусмотренными для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 Кодекса. К таковым, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК). Следовательно, применяя «доходно-расходную» УСН, фирмы вправе включить сумму уплаченных за арендатора коммунальных платежей в состав расходов. Причем это правило действует даже в том случае, если «коммуналка» включена в арендную плату (письмо Минфина от 15 января 2009 г. № 03-11-09/05). Главное, чтобы данное условие было прописано в договоре и имелось документальное подтверждение величины расходов.

Иными словами, в рассматриваемом случае стоимость коммунальных услуг, потребляемых арендатором, «упрощенцы» учитывают как в доходах, так и в расходах, а значит, соответствующая сумма не влияет на величину налоговых обязательств арендодателя. Однако если речь идет о фирмах, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы», картина меняется, поскольку учитывать при расчете единого налога какие-либо расходы помимо уплаченных пенсионных взносов и «больничных» пособий, они не вправе. Посему подобным «упрощенцам» предлагаемый финансистами порядок учета сумм возмещения коммунальных платежей более чем невыгоден. Впрочем, если компания готова отстаивать свою позицию в суде, то с представителями Минфина вполне можно поспорить.

«Невыгодный» доход

Статья 41 Налогового кодекса гласит, что в целях применения норм НК доходом признается экономическая выгода, получаемая налогоплательщиком в натуральной или денежной форме, которая учитывается при возможности ее оценки и только в той мере, в которой ее можно оценить. Между тем в рассматриваемой ситуации никакой экономической выгоды у фирмы не возникает: ровно ту же сумму, которую арендодатель получает от арендатора, он перечисляет коммунальным службам. В связи с этим тем более несправедливой представляется необходимость включения суммы возмещения в состав доходов и уплаты с нее единого налога. Собственно говоря, такого мнения придерживаются и многие судьи (постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 октября 2006 г. № А56-24646/2005, от 13 июня 2006 г. № А66-7256/2005, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2005 г. № А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).

К примеру, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21 апреля 2008 года по делу № А39-362/2007 арбитры указали, что возмещение арендаторами сумм коммунальных платежей, перечисленных арендодателем соответствующим поставщикам, не является доходом налогоплательщика-арендодателя. Речь в данном случае идет, подчеркнули они, именно об оплате арендаторами услуг сторонних организаций, а не о перепродаже части услуг арендодателем арендатору. Кроме того, с данным решением впоследствии согласился и Высший Арбитражный Суд, отказав налоговикам в пересмотре дела в порядке надзора (определение ВАС от 7 августа 2008 г. № 10079/08).

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ, по агентскому договору агент обязуется­ за вознаграждение совершать по по­­ручению принципала юридические­ и иные действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала. По сделке,­ совершенной агентом с третьим ли­­цом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и ста­­новится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредст­венные отношения по ее исполнению. Предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Сказанное означает, что если арендодатель станет для арендатора агентом во взаимоотношениях с ре­­сур­соснабжающими компаниями, то у него в составе доходов при определении объекта налогообложения будет учитываться только агентское вознаграждение. Но для этого обязательно должен быть оформлен соответствующий посреднический договор.

📌 Реклама

Смена объекта налогообложения

Можно порекомендовать и другой способ (в комментируемом письме его нет) — поменять объект налогообложения, выбрав «доходы, уменьшенные на величину расходов».

При уплате «упрощенного» налога с разницы между доходами и расходами подход Минфина России, требующий учета в налогооблагаемой базе всех доходов (при отсутствии посреднических договоров), проб­лем­­ не создает.

В письмах Минфина России от 07.08.09 № 03-11-06/2/148, УФНС России по г. Москве от 18.12.08 № 18-14/2/118479 чиновники со­­гла­шаются с тем, что арендодатель вправе учесть оплаченные им за арен­даторов коммунальные ус­­луги в со­­ставе своих налоговых расходов.

📌 Реклама

При равенстве сумм доходов и расходов дополнительного налогообложения не будет (когда арендодатель не устанавливает наценку, то есть никаких сумм с арендаторов сверх тарифов ресурсоснабжающих компаний не взимает).

Правда, поменять объект налогообложения можно лишь с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогооб­ложения. Такое правило установлено в пункте 2 статьи 346.14 НК РФ*.

* Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

При этом следует помнить, что организации, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения только «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Так что такие компании воспользоваться данным советом – поменять объект налого­обложения – не смогут.

Компенсация коммунальных расходов

Условие о возмещении коммунальных платежей может быть предусмотрено в самом договоре аренды или в дополнительном соглашении к нему. Независимо от того, каким документом закреплена компенсация «коммуналки», отношения сторон в этом случае не являются отношениями по договору поставки коммунальных услуг. Поскольку, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса, арендодатель — не поставщик коммунальных услуг (п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Рассмотрим подробно учет компенсации коммунальных расходов у арендодателя и арендатора, применяющих УСН.

Расходы арендодателя, применяющего УСН

По мнению чиновников, сумма компенсации арендатором коммунальных услуг арендодателю является доходом арендодателя. Соответственно, должна учитываться при исчислении налоговой базы по «упрощенному» налогу (письма Минфина РФ от 22 мая 2017 г. № 03-11-06/2/31137, от 18 июля 2012 г. № 03-11-11/210, ФНС РФ от 5 декабря 2006 г. № 02-6-10/216@, УФНС РФ по г. Москве от 17 ноября 2009 г. № 20-14/2/120232@, постановление Президиума ВАС РФ от 12 июля 2011 г. № 9149/10).

Это невыгодно тем «упрощенцам», которые платят налог с доходов. Ведь в этом случае увеличивается облагаемая база по налогу при УСН.

Аналогичная ситуация наблюдается во взаимоотношениях арендатора и субарендатора.

Если арендатор сдает часть арендуемых площадей в субаренду, то компенсация стоимости коммуналки, которую он получает от субарендатора, учитывается в его доходах. Причем даже если он применяет УСН с объектом «доходы». Такой вывод сделали финансисты в письме от 12 мая 2014 года № 03-11-11/22068.

Поэтому несмотря на то, что всю сумму за коммуналку, поступившую от субарендатора, арендатор перечисляет собственнику помещений, не оставляя ничего себе, ему придется уплачивать «упрощенный» налог с доходов по ставке 6%.

Но если арендодатель применяет доходно-расходную «упрощенку», оплату коммунальных услуг за арендатора он вправе отразить в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1, 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в стоимости коммунальных услуг поставщик предъявил вам к оплате НДС, вы можете также учесть его в расходах на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Учесть затраты на «коммуналку» арендодатель может в момент списания денег с расчетного счета или в момент выплаты их из кассы. При этом он должен иметь документы, подтверждающие коммунальные расходы:

  • счета поставщиков коммунальных услуг;
  • документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, приходные кассовые ордера, кассовые чеки и др.).

В бухгалтерском учете арендодателя компенсация стоимости коммунальных услуг, потребленных арендатором, не приводит к изменению экономических выгод, поэтому не отражается на счетах учета доходов и расходов.

Пример. Как учитывает компенсацию коммунальных услуг арендодатель

ООО «Пассив» (арендодатель), применяющее УСН с объектом «доходы минус расходы», сдает АО «Актив» (арендатор) офисное помещение. Договор аренды предусматривает оплату коммунальных услуг арендодателем. На основании счета, выставленного арендодателем, арендатор компенсирует ему стоимость таких услуг.

4 июля «Пассив» оплатил коммунальным службам потребленные «Активом» в июне коммунальные услуги в сумме 15 600 руб. (в том числе НДС – 2600 руб.).

5 июля «Пассив» выставил «Активу» счет на возмещение коммунальных платежей за июнь в сумме 15 600 руб.

6 июля «Актив» перечислил указанную сумму на расчетный счет «Пассива».

Бухгалтер «Пассива» сделает в учете проводки:

4 июля

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 51
—15 600 руб. – оплачены коммунальные услуги их поставщикам;

5 июля

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с арендаторами» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
—15 600 руб. – отражена сумма компенсации коммунальных услуг, потребленных арендатором;

6 июля

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с арендаторами»
—15 600 руб. – на расчетный счет арендодателя поступила сумма компенсации коммунальных услуг от арендатора.

Расходы арендатора, применяющего УСН

Указанные расходы можно учесть в момент списания денег с расчетного счета или в момент выплаты их из кассы. Для этого надо иметь подтверждающие документы:

  • счет от арендодателя на оплату компенсации коммунальных затрат;
  • документы, подтверждающие стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно арендатором (например, составленные на основании счетов коммунальщиков акт потребления коммунальных услуг и расчет коммунальных платежей).

В бухгалтерском учете арендатора расходы по возмещению арендодателю коммунальных платежей являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Пример. Как учитывает компенсацию коммунальных услуг арендатор

Торговая фирма «Пассив», применяющая УСН с объектом «доходы минус расходы», арендует помещение у АО «Актив». Потребленные «Пассивом» коммунальные услуги оплачивает поставщикам «Актив», а «Пассив» компенсирует ему их стоимость сверх арендной платы.

5 июля «Актив» выставил «Пассиву» счет на возмещение коммунальных платежей за июнь в сумме 14 400 руб. (в том числе НДС – 2400 руб.). К счету прилагался расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных арендатором, произведенный на основании показаний счетчиков.

6 июля «Пассив» перечислил деньги «Активу» в оплату указанного счета.

Бухгалтер «Пассива» сделает следующие проводки:

5 июля

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с арендодателями»
—14 400 руб. – отражены расходы (с учетом НДС) по возмещению коммунальных платежей арендодателю;

ООО-арендодатель, применяющее УСН, является собственником помещения, которое сдает в аренду. На коммунальные услуги заключены договоры между арендодателем и ресурсоснабжающими организациями. По условиям договора арендатор компенсирует арендодателю коммунальные услуги (в рамках договора аренды переменная часть арендной платы включает в себя плату за фактически потребленные арендатором коммунальные услуги в нежилых помещениях).
Правомерно ли арендодатель не выставляет счета-фактуры за коммунальные услуги и не выделяет НДС в своих документах арендатору?

22 марта 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по «перевыставлению» коммунальных услуг с НДС возникает только в случае, если организация-арендодатель является агентом по их приобретению.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Законодательство не содержит такого понятия, как «коммунальные услуги». На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 «Энергоснабжение» гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.
По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Очевидно, что расходы на обеспечение собственной деятельности арендатора также должны осуществляться за его собственный счет.
В то же время заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров бывает часто технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора.
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами в случае, когда арендатор самостоятельно не заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиком услуг, например:
— арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы;
— арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).
В п. 2 ст. 614 ГК РФ перечислено несколько форм арендной платы. При этом указывается, что стороны могут предусматривать в договоре аренды и иные формы оплаты.
Соответственно, деление арендной платы на постоянную и переменную части, последняя из которых представляет собой оплату затрат арендодателя на оплату коммунальных расходов, удовлетворяет вышеназванным нормам гражданского законодательства. В таком случае вся сумма арендной платы (как постоянная, так и переменная части) является оплатой услуг арендодателя по предоставлению имущества в аренду (постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 и от 10.03.2009 N 6219/08).
На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), не признаются плательщиками НДС. Исключением является НДС, подлежащий уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемый в соответствии со ст. 161 и ст. 174.1 НК РФ.
В связи с чем организация, применяющая УСН и реализующая товары, работы, услуги, не должна дополнительно к цене реализуемых товаров, работ, услуг предъявлять к оплате покупателю соответствующую сумму НДС, не должна выставлять счета-фактуры при реализации и не должна в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах выделять сумму НДС отдельной строкой, что входит в обязанности плательщика НДС (п.п. 1, 3, 4 ст. 168 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 16.05.2011 N 03-07-11/126.
Но отсутствие обязанности по уплате НДС при возмещении коммунальных платежей возникает также и в общем случае у арендодателя (организации, являющейся плательщиком НДС) в силу следующих обстоятельств.
Объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ.
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ обязанность выставления счета-фактуры возникает в случае реализации (работ, услуг), передачи имущественных прав.
Как было указано Президиумом ВАС РФ, заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на коммунальные услуги, не может квалифицироваться как договор на поставку коммунальных услуг, поскольку фактически регулирует порядок компенсации коммунальных расходов (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
Поскольку возмещение коммунальных платежей не является операцией реализации в рамках обычного договора купли-продажи, то счета-фактуры арендодателями (балансодержателями) арендаторам не выставляются и, соответственно, при получении денежных средств, в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает (письма Минфина России от 10.10.2014 N 03-11-06/2/51025, от 07.07.2014 N 03-07-11/32826, от 10.02.2011 N 03-03-06/1/86, от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма ФНС России от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
При этом организация-арендодатель, не являющаяся непосредственным поставщиком ресурсов или агентом по их приобретению и получающая компенсацию расходов на коммунальные услуги, не вправе предъявлять к уплате НДС и выставлять арендатору счета-фактуры (письма Минфина РФ от 31.12.2008 N 03-07-11/392, от 06.09.2005 N 07-05-06/234).
Вместе с тем если между арендодателем и арендатором будет заключён агентский договор, то поставщики коммунальных услуг будут оказывать услуги потребителям-арендаторам при посредничестве агента-арендодателя.
В этом случае с учётом п. 1 ст. 1005 ГК РФ арендодатель как агент, приобретающий коммунальные услуги от своего имени в интересах принципала — арендодателя, будет обязан выписать на его имя счет-фактуру на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков коммунальных услуг. Тот факт, что агент применяет УСН, в данном случае при определении обязанности по составлению счетов-фактур в адрес арендаторов в расчёт приниматься не будет. На это также указывается в письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-06/2/12.
Подобное высказывалось и ранее: посредник (комиссионер, агент), приобретающий товары (работы, услуги) не для себя, а для заказчика, находящегося на общей системе налогообложения, для которого основанием при применении права на вычет может являться счет-фактура, оформленный на его имя, от своего имени формирует на принципала счет-фактуру с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику (письмо УМНС России по г. Москве от 27.08.2004 N 24-11/55682).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Агентский договор на оплату коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх