Законы о защите детей

Информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей

«…7) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;…»

«…информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей, — информация, которая по своему содержанию, оформлению и (или) в связи с использованием при ее изготовлении и обработке специальных приемов (в том числе скрытых вставок и иных технических приемов), воздействующих на подсознание людей, способна оказать вредное влияние на состояние физического или психического здоровья детей и (или) вызвать нарушения их нравственного, духовного, психического, физического или социального развития, в том числе посредством формирования у них искаженных социальных ориентаций и установок, провоцирования детей на потенциально опасные поступки, акты агрессии, жестокости, насилия или иные антиобщественные действия (в том числе уголовно наказуемые деяния), внушения им патологического страха и ужаса либо стимулирования преждевременного интереса детей к сексу и раннего начала ими половой жизни…»

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Необходимость принятия закона об информационной безопасности детей была вызвана стремительно растущей статистикой использования информационных ресурсов, в частности, Интернета, несовершеннолетними лицами. Сегодня редко у школьника нет смартфона или планшета с выходом в сеть, в которой их может ожидать встреча с материалами, пропагандирующими порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя, способными травмировать психику ребенка и исказить его морально-нравственные ценности.

Общие сведения

Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят 29 декабря 2010 года. Последние поправки вносились в закон в мае 2017 года.

Структурно закон представлен семью главами, включающими 23 статьи. Рассмотрим подробнее, обозначив тезисы:

  • Общие положения: сфера действия, основные понятия, профильное законодательство, полномочия различных органов в сфере защиты детей от негативной информации, ее виды;
  • Классификация информационной продукции: проведение классификации, продукция для возрастных категорий: 0+, 6+, 12+, 16+;
  • Требования к обороту информации: общие условия, возрастные обозначения (знаки, текстовые предупреждения), условия распространения такой продукции на телевидении, в радиоэфире и сети интернет, требования к распространению отдельных категорий информационных продуктов;
  • Экспертиза: общие требования, заключение эксперта, правовые последствия;
  • Государственный и общественный контроль информации, несущей вред ребенку;
  • Ответственность за нарушение прав в области защиты детей от вредной информации.

Закон о полиции в последней редакции читать

Закон о защите детей от негативной информации согласно статье 5 ФЗ 436 распространяется, в первую очередь, на следующие материалы:

  • Провоцирующие на действия, которые представляют угрозу жизни детей, в т. ч. к нанесению вреда своему здоровью или суициду;
  • Способные вызвать у ребенка интерес к наркотикам или психотропным препаратам, сигаретам, алкоголю, азартным играм, занятию проституцией, попрошайничеством и бродяжничеству;
  • Провоцирующие насилие или жестокость к людям или животным;
  • Отрицающие ценность семьи, толкающие к пренебрежительному отношению к родителям, формирующие положительное мнение о нетрадиционных сексуальных отношениях;
  • Содержащие нецензурную ругань;
  • Включающие элементы порнографического характера;
  • Оправдывающие совершение преступлений.

Также запрещена публикация информации о детях, которые пострадали в результате бездействия или преступления взрослых: их имен, возраста, фотографий, видеосъемок, записей голоса, данных о родителях, о месте жительства, учебы ребенка или работы родителей, — в общем, любой информации, которая может привести к идентификации личности пострадавшего ребенка и членов его семьи.

К ограниченной в распространении среди определенных возрастных групп негативной информации относят материалы:

  • В виде изображения или описания жестокости, физического или психологического насилия, демонстрирующие совершение преступления;
  • Провоцирующие проявление страха, ужаса или паники: изображение человеческой смерти, болезни, суицида, несчастного случая, авто- и авиакатастроф и т. д.;
  • Изображающие или описывающие межгендерные отношения сексуального характера;
  • Содержащие бранные выражения, которые не относятся к категории нецензурных.

Последние изменения, внесенные в закон о защите детей от информации

Последние поправки, внесенные в закон к настоящему моменту, датируются 1 мая 2017 года. Введены были законом N 87-ФЗ о внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ. Также в 2017 были внесены коррективы в ФЗ №16. Подробнее.

Редакцию претерпел пункт 6 части 4 статьи 11 закона. Оборот контента, содержащего информацию, способную причинить вред здоровью или развитию ребенка без знака информационной продукции не допускается, кроме случаев:

6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов.

Понятие аудиовизуального сервиса в обыденном понимании означает онлайн-кинотеатр, сайт с различного рода видео- и аудиоконтентом (например, популярная видеохостинговая компания YouTube).

Статья 14 об особенностях распространения информации посредством интернета была дополнена частью третьей, которая гласит, что такой сервис должен включать текстовое предупреждение об ограничениях распространения публикуемого материала среди детей согласно установленным законом категориям (0+, 6+, 12+, 16+) или знак информационной продукции (в том числе в той форме, в которой его сможет идентифицировать компьютер или программа — т.е. в виде кода). Классификация осуществляется владельцами самостоятельно с соблюдением требований закона ФЗ 436.

Полностью ограждать ребенка от волнующей, «запретной» и негативной информации до самого его совершеннолетия — во-первых, бессмысленно, во-вторых, опасно. Доступ ко «взрослому контенту» должен открываться поэтапно, в согласовании с возрастом ребенка. С этим фактом связана необходимость градации информационной продукции по возрастным категориям. Каждая последующая категория (см. гл. 2, статьи 7-10 закона) может содержать материалы, включенные в предыдущие возрастные категории информационной продукции :

0+ или возраст до 6 лет: материал может эпизодически содержать неправдоподобное изображение или описание насилия (кроме сексуального) при следующих условиях:

  • Происходящее должно вызывать у несовершеннолетнего зрителя сострадание к жертве;
  • Насилие должно быть осуждено;
  • В конечном итоге добро восторжествует над злом.

6+: допускаемая к обороту продукция для данной возрастной категории может содержать следующие элементы (если это оправдано жанром):

  • Короткое нереалистичное описание или изображение болезней человека (кроме тяжелых) в форме, которая не унижает человеческое достоинство;
  • Ненатуралистическое изображение аварии или ненасильственной смерти без демонстрации последствий и др., не вызывающие у детей ужас и панику;
  • Эпизодическое изображение преступлений, при условии, что они по сюжету не оправдываются и не обосновываются, а, напротив, осуждаются.

12+: при условии, что это оправдано жанром или сюжетом произведения, могут содержаться следующего рода изображения и описания:

  • Жестокости и насилия, где сам процесс нанесения увечий и лишения жизни не демонстрируется подробно. У ребенка должны возникнуть сочувствие к жертве и осуждение в отношении насилия (если оно не было проявлением самообороны или не было вызвано необходимостью защитить интересы общества или страны);
  • Потребления алкоголя, табачной продукции, участия в азартных играх и эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотиков и психотропов. Все это возможно при условии, что происходящее не оправдывается и не аргументируется. В сюжет должно быть заложено сообщение о недопустимости подобных действий, а также об опасности потребления одурманивающих веществ и продуктов;
  • Половых отношений между мужчиной и женщиной, которые не содержат действий сексуального характера, не провоцируют интерес к сексу, не несут возбуждающего или оскорбительного характера.

16+: данная возрастная категория по объему допускаемых к показу материалов во многом приближена к категории информации для совершеннолетних лиц и может содержать изображения и описания:

  • Несчастного случая, катастрофы, заболевания или смерти без подробной демонстрации их последствий;
  • Жестокости и насилия (кроме сексуального), без реалистичной демонстрации самого процесса избиения и смерти человека. Сюжет должен вызывать сочувствие к жертве или осуждение в отношении как самого преступника, так и к жестокости и насилию как таковым, если их применение не было вызвано необходимостью прав и интересов человека, общества и страны;
  • Отдельных бранных выражений, не относящихся к категории нецензурных;
  • Половых отношений мужчины и женщины без демонстрации действий сексуального характера;
  • Наркотических и психотропных веществ без демонстрации процесса их потребления. Материал должен повествовать о тяжелых последствиях и опасности их употребления, формируя у ребенка негативное отношение к такому образу жизни.

Скачать текст 436 ФЗ в последней редакции

Сегодня закон обязывает все информационные ресурсы, будь то интернет-сайты, телевидение, радио или иной источник, градировать размещаемую информацию по допустимости ее демонстрации для той или иной возрастной категории. Однако следует помнить, что детей воспитывает не компьютер, телевизор или гаджет, а родители. Потому чаще общайтесь с детьми, будьте в курсе их интересов и занятий.

Скачать Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Разделы:

  • Осторожно – информация!
  • Основные понятия
  • Оборот информационной продукции: основные требования
  • Контроль и экспертиза

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Доступ детей к информации – это возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Информационная продукция – продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, компьютерные программы и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи, предназначенные для оборота на территории Российской Федерации.

Знак информационной продукции представляет собой графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Зрелищное мероприятие – демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Информационная продукция для детей – информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, – информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.

Информация порнографического характера – информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.

Классификация информационной продукции – распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Места, доступные для детей, – общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции.

Натуралистические изображение или описание – изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

Оборот информационной продукции – предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Эксперт – лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Что запрещается

Запрещена информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Информация, усваиваемая ребенком, не должна обосновывать и оправдывать насилие и жестокость, не должна побуждать к насильственным действиям по отношению к людям или животным, отрицать семейные ценности, пропагандировать нетрадиционные сексуальные отношения и формировать неуважение к родителям и другим членам семьи. Дети не могут смотреть фильмы и Интернет-сайты, оправдывающие противоправное поведение, содержащие нецензурную брань, содержащие информацию порнографического характера.
В настоящее время Роскомнадзор ведет реестр сайтов в Интернете, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101).

На основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ ч. 2. ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» дополнена пунктом 8, согласно которому к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Классификация информационной продукции

Законодательством предусмотрена классификация информационной продукции в зависимости от возраста детей.
Так не причинит вред детям младшего возраста от рождения до 6 лет информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического или психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и осуждения насилия) (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

С 6 лет допускается просмотр и прослушивание информационной продукции, содержащей оправданные ее жанром или сюжетом кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства.

Также это могут быть ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику.

Возможны для просмотра не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодические изображение или описание этих действий или преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

С 12 лет допустимы эпизодические изображение или описание жестокости и насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию.

Кроме этого возможны изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий.

А также не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера (ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 16 лет, могут быть отнесены изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику.

Возможно также изображение или описание жестокости или насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства).

Считается допустимой информация о наркотических средствах или о психотропных и об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления (ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») (см. приложение 2).

Какие требования предъявляются к обороту информационной продукции?
Какие существуют особенности и регламенты распространения информационной продукции на телевидении, радио, в печатных СМИ и в Интернете? Об этом .

Документы по теме

  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)»
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»
  • Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101

Если у вас остались вопросы, напишите нам: editor@garant.ru – мы постараемся вам помочь. Или обсудите волнующие вас вопросы на форуме.

Изымать детей из семей в случае угрозы жизни и здоровью только по решению суда, который должен вынести свой вердикт в течение 24 часов, предлагается во внесенном в Госдуму законопроекте. Авторы документа ссылаются на аналогичную норму в законодательстве РСФСР 1969 года, указывая при этом, что порядок отобрания разработан с учетом новых норм Конституции России. Опрошенные «Ъ” эксперты в целом одобряют инициативу, однако указывают на необходимость широкого общественного обсуждения документа и на ряд не до конца ясных моментов. В частности, в законопроекте нет критериев для определения необходимости немедленного изъятия, которое допускается в документе в исключительных случаях.

Законопроект, который вносит изменения в Гражданский кодекс, Семейный кодекс и закон «О полиции», разработали депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. Они объясняют инициативу новыми положениями Конституции (авторы возглавляют рабочую группу по подготовке изменений): «В силу п. 4 ст. 67.1 дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России… Реализация указанных конституционных положений требует от законодателя максимально эффективных механизмов охраны прав и интересов ребенка, а также обеспечения для него возможности жить и воспитываться в семье».

Отобрание ребенка предлагается производить только «при непосредственной угрозе его жизни и здоровью по общему правилу на основании решения районного суда, выносимого в порядке особого производства».

Суд должен будет рассматривать вопрос в течение 24 часов с момента поступления заявления от органов опеки или полиции. При этом «в исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки при участии прокурора и органов внутренних дел может изъять ребенка, составив акт с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни».

Авторы поясняют, что сейчас административный порядок отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровью закреплен в ст. 77 Семейного кодекса, его производят органы опеки на основании акта органа исполнительной власти субъекта РФ: «Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители (усыновители, опекуны)».

Господа Крашенинников и Клишас полагают, что «требуемый уровень правовой защиты интересов частных лиц способна обеспечить лишь судебная форма юрисдикционной защиты», и указывают, что Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года содержал правило об отобрании ребенка именно на основании решения суда.

Напомним, изъятие детей сотрудниками органов опеки или полицейскими неоднократно вызывало общественный резонанс. В 2015 году в больнице Санкт-Петербурга умер пятимесячный Умарали Назаров, которого забрали от матери из квартиры, в которой проживали мигранты из Таджикистана. В том же году в больнице Новороссийска погиб трехмесячный Родион Тонких — одним из поводов для отобрания младенца стало недостаточное, по мнению сотрудников опеки, количество продуктов в холодильнике. В сообщении, которое распространила пресс-служба господина Крашенинникова, указывается, что причиной для вмешательства соцслужбы может быть нехватка игрушек, громкий плач, отсутствие отдельной комнаты у ребенка: «Произвольное вмешательство органов опеки и попечительства в дела семьи… иногда не имеют под собой не только реальной угрозы жизни или здоровью ребенка, но и связано с нежеланием оказать социальную поддержку».

Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская полагает, что «сама идея о введении судебного подтверждения отобрания однозначно хороша», однако «нужно все продумать процедурно»: «Можно легко предположить, что по сложным историям, в которых суды не смогут разобраться за короткий срок, решения будут выноситься автоматически. То есть процедура может стать формальной: опека запрашивает, суд подтверждает». Среди положительных моментов законопроекта эксперт отметила указание необходимости присутствия на судебном процессе семьи ребенка, но предположила, что «за 24 часа семья может быть не уведомлена или же не будет достаточно трезва, чтобы добраться до суда».

Говоря о срочном отобрании детей при угрозе жизни, госпожа Альшанская отметила, что «невозможно на глазок сотрудникам опеки или полиции определить, умрет ли ребенок в течение нескольких часов»: «Я бы сильно подумала над адекватностью этой формулировки».

Она также отметила, что необходима процедура временного перемещения ребенка, например, к родственникам или друзьям семьи: «Сейчас нет процедуры срочной передачи доверенным лицам, а также нет механизмов дальнейшей работы с семьей». «Хотелось бы, чтобы эту историю продумали и обсудили, в результате чего у нас появилась бы профессиональная система защиты детей»,— сказала Елена Альшанская, добавив, что ей неизвестно, с какими общественными организациями консультировались авторы проекта.

Адвокат, экс-омбудсмен Павел Астахов в разговоре с «Ъ” также поддержал законопроект: «Все внесудебные процедуры ведут к злоупотреблению, субъективизм играет в этих вопросах всегда пагубную роль». «В законе должны быть прописаны все критерии и основания для срочных мер,— сказал он.— Я, прежде всего, выносил бы документ на обсуждение родительской общественности и проводил обсуждение во всех общественных палатах».

Валерия Мишина

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх