Защита интеллектуальной собственности таможня

Обращение в Федеральную таможенную службу.
Порядок защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности установлен главой 38 ТК РФ и приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами».
Для целей защиты своих прав, правообладатель или его представитель (далее — заявитель) подает в Федеральную таможенную службу заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных. К заявлению прилагаются документы (заверенные копии), подтверждающие сведения, указанные в заявлении.
Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в Федеральную таможенную службу непосредственно или направляются почтой.
Заявление от правообладателя, являющегося иностранным лицом и не имеющего возможности быть представленным на территории РФ, может быть подано через российских юридических лиц, имеющих постоянное местонахождение в Российской Федерации, либо физических лиц, проживающих в Российской Федерации, в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Заявление должно относиться к одному объекту интеллектуальной собственности:
— объектам авторского права;
— объектам смежных прав;
— товарным знакам;
— знакам обслуживания;
— наименованиям мест происхождения товаров.
Заявление должно содержать сведения:
— о заявителе;
— об объекте интеллектуальной собственности;
— о товарах, обладающих признаками контрафактных;
— о предполагаемом сроке принятия мер по приостановлению выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.
В отношении объекта интеллектуальной собственности в Заявлении указываются следующие сведения:
1) для объектов авторского права:
— форма произведения;
— вид произведения; — наименование и описание каждого из заявляемых объектов;
— сведения о документах, подтверждающих наличие прав;
— сведения о договорах на передачу прав;
— сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты авторского права, в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия;
2) для объектов смежных прав:
— форма произведения;
— вид произведения;
— наименование и описание каждого из заявляемых объектов;
— сведения о документах, подтверждающих наличие прав;
— сведения о договорах на передачу прав;
— сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты смежных прав, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия;
3) для товарных знаков и знаков обслуживания:
— наименования (указания или изображения) товарных знаков (знаков обслуживания);
— описание товарных знаков (знаков обслуживания);
— перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых зарегистрирован товарный знак или знак обслуживания;
— сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
— сведения о договорах уступки в случае, если исключительные права приобретены по договору об уступке товарного знака;
— сведения о лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах);
— сведения о документах, подтверждающих введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия;
4) для наименований мест происхождения товаров:
— наименование места происхождения товара;
— перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с МКТУ, в отношении которых зарегистрировано наименование места происхождения товара;
— сведения о документах, подтверждающих регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
— сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих наименование места происхождения товара, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
К заявлению также прилагается письменное обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда , который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иному лицу, перемещающему товар, в связи с приостановлением выпуска товаров, в случае, если в установленном законодательством РФ порядке не будет определено, что товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, являются контрафактными.
К Заявлению может быть приложен документ, подтверждающий обеспечение исполнения обязательства, либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, перемещающих товары, задержанные таможенным органом на предмет проверки признаков контрафактности.
Заявление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления на рассмотрение.
При принятии положительного решения срок принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более пяти лет со дня внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Указанный срок может быть продлен на основании письменного заявления правообладателя, поданного не менее чем за два месяца до истечения предыдущего срока. О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.
Принятие положительного решения о защите таможенными органами объекта интеллектуальной собственности сопровождается внесением данного объекта (в течение трех дней) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее — Реестр).
Плата за включение в Реестр не взимается.
Информация об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, а также информация об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра или изменении сведений, необходимых для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, направляется Федеральной таможенной службой в таможенные органы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения (исключения) объекта интеллектуальной собственности в Реестр или внесения изменений.
Пресс-служба Федеральной таможенной службы осуществляет опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр, в официальных изданиях Федеральной таможенной службы.
Таможенное оформление и контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр Федеральной таможенной службы.
Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных товаров путем подачи по желанию декларанта либо отдельной грузовой таможенной декларации (ГТД) либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД.
В случае, если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.
Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.
Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт.
Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.
В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп «Выпуск приостановлен» с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.
Выпуск остальных товаров, в случае их декларирования в одной ГТД, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных.
Уведомления о приостановлении выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после дня принятия решения о приостановлении выпуска товаров.
Если до истечения срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:
1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;
2) объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.
После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.
Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска (завершения таможенного оформления) таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Учет объектов интеллектуальной собственности.
Подразделения таможен и регионального таможенного управления (РТУ), в компетенцию которых входят вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, формируют досье на объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, сгруппированное по правообладателям. В досье отражаются обобщенные по региону деятельности все имевшие в течение срока, на который объекты интеллектуальной собственности включены в Реестр, место факты, связанные с перемещением товаров, содержащих данные объекты интеллектуальной собственности (в том числе обладающих признаками контрафактных). Информацию, содержащуюся в досье, РТУ не позднее чем за два месяца до окончания срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр, направляют в Федеральную таможенную службу.
Источники информации:

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (РОИС) – это база данных, содержащая сведения о правообладателях торговых знаков. Торговый знак является объектом интеллектуальной собственности, за нарушение права использования которого наступает административная и уголовная ответственность. Регистрация торгового знака в РОИС ставит барьер для ввоза контрафактной продукции, защищает репутацию правообладателей и увеличивает продажу лицензий. Товары, с нанесённым торговым знаком, зарегистрированным в базе данных, защищены от недобросовестной конкуренции, что поможет увеличить объём продаж.

Кроме того, такая регистрация выступает защитой потребителей от подделок сомнительного качества, использующих торговый знак правообладателя и зачастую имеющих практически неотличимый внешний вид и стоимость, сопоставимую со стоимостью оригинальной и зарегистрированной должным образом продукции. Поэтому зачастую такой контрафакт приобретается не осознанно, а ошибочно, и может нанести не только материальный ущерб, но и серьёзный вред здоровью и жизни людей.

Использование РОИС может предотвратить не только ввоз контрафактных товаров, с незаконно нанесённым торговым знаком, но и определить нарушителей и предоставить доказательства для их законного наказания. Поэтому данная мера, по мнению представителей таможенных органов, является действенным инструментом для борьбы с контрафактом и незаконным ввозом продукции на территорию РФ и иных государств, указанных в соответствующих законодательных актах.

Инициатором включения товарного знака в РОИС выступает правообладатель или его доверенное лицо. Для этого нужно предоставить заявление и необходимые документы.

Для таможенного оформления товаров, защищённых товарным знаком, необходимо проверить, внесён ли он правообладателями в Реестр объектов интеллектуальной собственности. Для этого нужно перейти на сайт и ввести в поисковую строку название торгового знака и нажать кнопку «Поиск». На нашем ресурсе имеется удобная сноска, позволяющая быстро найти нужную марку, внесённую в данный перечень. Если товарный знак зарегистрирован в базе данных и находится в этом списке, то для его таможенного оформления необходимо получить доверенность от правообладателя или его доверенного лица. Для получения их контактных данных нужно нажать на название торгового знака и перейти в карточку, где указана необходимая информация. Если разрешение получено не будет, то данный товар не будет пропущен таможней. Поэтому во избежание форс-мажорных ситуаций необходимо заблаговременно найти контакты правообладателя и договориться об оформлении разрешения.

ВАЖНО: Если торговая марка находится в реестре объектов интеллектуальной собственности (РОИС), то оформление данных товаров на таможне (при ввозе или вывозе) возможно только с разрешения — доверенности от правообладателя в РФ!

Пример использования РОИС

Для поиска информации о правообладателях и доверенных лицах торгового знака необходимо войти в базу данных РОИС. Для этого нужно:

Открыть страницу сайта.
Ввести название торгового знака в поисковую строку, например: «BMW».

Нажать на кнопку «Поиск».

В появившихся результатах поиска, найти нужный и нажать на торговый знак.

В открывшейся карточке можно найти информацию о правообладателе и доверенных лицах товарообладателя.

Узнать стоимость услуг таможенного оформления

Исходя из анализа судебной практики по делам об обжаловании решений таможенных органов о пересчете таможенной стоимости в связи с неправильным расчетом включаемых в нее лицензионных платежей можно выделить следующие важные моменты:

— суды, руководствуясь позицией Конституционного суда РФ (Определение № 287-О от 20.01.2001 г.), признают ввоз и предложение товара, обозначенного товарным знаком, к продаже на территории РФ использованием такого товарного знака. Поэтому доводы импортирующих организаций о том, что ввозимые на территорию РФ товары уже промаркированы товарным знаком, самостоятельно организация индивидуализацией товаров не занимается и, соответственно, товарный знак не использует, признаются судами необоснованными (Постановление ФАС Центрального округа от 13.01.2012 г. по делу № А23-1556/10А);

— указание в лицензионных договорах права использовать товарный знак не только непосредственно на товаре, но и на упаковке, в рекламе, заключение комплексных франчайзинговых договоров обязывает таможенные органы при перерасчете таможенной стоимости доказывать правомерность отнесения лицензионных платежей к ввезенным товарам, проводить анализ вопроса об использовании организацией других полномочий в рамках данных договоров и проводить достоверный расчет лицензионных платежей, относимых именно к ввезенным товарам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2011 по делу № А44-3558/2010). Соответственно, при неподтвержденности таможенными органами достоверности произведенного расчета — суд может удовлетворить требование организации об отмене решения таможенного органа о пересчете таможенной стоимости товаров.

📌 Реклама

— отсутствие в договоре поставки ссылок на обязанность уплаты лицензионных платежей, как условие поставки товаров, при наличии лицензионного договора, не является основанием для невключения размера лицензионных платежей в стоимость товара (Постановление ФАС МО от 03.11.2011 по делу № А40-13977/2010).

— при наличии договора об использовании объекта интеллектуальной собственности, прямо не связанного с ввозимыми товарами, например, коммерческого обозначения, если расчет платежей за такое использование зависит от объема проданных товаров, суды признают, что в таком случае используемые объекты интеллектуальной собственности влияют на формирование стоимости товаров (Постановление ФАС МО от 08.09.2011 по делу № А40-13376/10).

Как видим из приведенных решений, в части ввозимых товаров лучше прописывать удобный для расчета таможенной стоимости порядок уплаты лицензионных платежей. При этом делая такой платеж минимальным, а всю оставшуюся сумму вознаграждения, планируемого к уплате, связывать с использованием средства индивидуализации, без привязки к ввозимым товарам, что возможно в рамках еще одного отдельно заключаемого договора. Широкие возможности в этом плане дает договор франчайзинга, в котором наряду с правом использования товарного знака, объекта промышленной собственности, иного результата интеллектуальной деятельности могут быть предусмотрены условия использования деловой репутации, коммерческого опыта и т.д., что максимально затрудняет перерасчет заявленной таможенной стоимости и определение факта использования объекта интеллектуальной собственности именно в контексте конкретной партии товаров.

📌 Реклама

Акцентируя внимание на таможенном аспекте в регулировании отношений по использованию объектов интеллектуальной собственности, нельзя не отметить широкие возможности применения таких объектов и в налоговом планировании. Сложность и специфика правого регулирования объектов интеллектуальной собственности приводят к недооцененности этого эффективного инструмента построения налоговой и имущественной безопасности. Попытаться осветить все нюансы использования интеллектуальной собственности мы собираемся в ходе обсуждения на XIX Уральском налоговом форуме «Архитектура налоговой безопасности — 2012». Предлагаем присоединиться к обсуждению и вместе с экспертами разобраться, как именно Вам эффективнее и лучше применить результаты интеллектуальной деятельности в налоговом планировании.

Заместитель начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Руслан Витальевич Штыка ответил на вопросы, поступившие в ходе подготовки и проведения вебинара 10.08.2020 г.

1. Является ли разрешение правообладателя на ввоз продукции с товарными знаками из Реестра обязательным условием для подачи ДТ? Или возможно подать ДТ без этого разрешения с последующей приостановкой таможней выпуска данного товара до самостоятельного получения таможней ответа от правообладателя? Поясню — не все представители правообладателя идут на контакт. Некоторые отвечают, что работают только с таможней по ее офиц. запросам, т.е. заранее, до подачи ДТ, получить разрешение нашим поставщикам невозможно.

Р. В. Штыка: Согласно праву ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры в декларации на товары указываются сведения о товарных знаках, размещенных на декларируемом товаре, а также представляются сведения и (или) документы, подтверждающие соблюдение исключительных прав правообладателя на использование товарного знака.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации правомерно товарный знак может использоваться правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, например, получив надлежащим образом оформленное согласие правообладателя на использование товарного знака.

Отсутствие в декларации на товары сведений о соблюдении импортером исключительных прав правообладателя приведет к приостановлению срока выпуска товаров, в рамках которого правообладатель (его представитель) будет уведомлен об обнаруженных таможенным органом признаках нарушения прав интеллектуальной собственности.

2. Компания имеет зарегистрированный товарный знак в соответствии с Мадридским Протоколом. С целью защиты прав ИС, данный знак был включен также в таможенный реестр ОИС. Подскажите, пожалуйста, каким образом происходит защита товарного знака, если третье лицо-импортер намеренно не укажет в ДТ название нашего товарного знака. Есть ли у правообладателя какие-либо дополнительные возможности по защите своих прав?

Р. В. Штыка: Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрена гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Правообладатель в зависимости от ситуации (признаки нарушения выявлены в гражданском обороте или в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем) и характера нарушения (незаконное нанесение средств индивидуализации, воспроизведение объекта авторского права или «параллельный импорт») может обратиться за защитой своих прав в таможенные органы, органы МВД России или в суд в гражданско-правовом порядке.

3. Согласно части 1 статьи 328 289-ФЗ правообладатель при наличии у него достаточных оснований нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности вправе подать заявление в ФТС России о включении какого-то соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. При этом частью 4 статьи 328 289-ФЗ определено, что заявление подается в отношении одного объекта интеллектуальной собственности. Частью 6 той же статьи 289-ФЗ установлено, что к заявлению прилагается среди прочих документов обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда. Ввиду того, что из формулировок Административного регламента № 131 от 28.01.2019 (далее — АР) не совсем понятна аббревиатура ОИС (п.1 – объекты, п.18 – объект) можно ли пояснить следующее: 1) вправе ли один правообладатель в отношении принадлежащих ему 5-ти товарных знаков подать одно заявление о включении всех их в таможенный реестр, или он должен подать 5 самостоятельных заявлений о включении в таможенный реестр каждого из этих 5-ти товарных знаков; 2) должен ли правообладатель в случае подачи 5-ти заявлений прикладывать к каждому из этих 5-ти заявлений 5 самостоятельных обязательств о возмещении имущественного вреда с оригинальными подписями или достаточно (в силу п. 22 АР) оформить одно обязательство на все 5 товарных знаков с оригинальной подписью и приложить его к одному из 5-ти заявлений, а к каждому из остальных 4-х заявлений приложить копии этого обязательства. 2. Должен ли правообладатель, который подает заявления в ФТС России о включении ОИС в таможенный реестр, каждый раз к каждому заявлению подавать документы, предусмотренные абзацами 1,2,4-6 п. 21.1 АР, либо достаточно их подать один раз, т.к. они формируются в папке (досье) таможенного органа (ФТС России) на данного правообладателя, и в дальнейшем могут использоваться их копии (по общему принципу — как уже имеющиеся в делах таможенного органа).

Р. В. Штыка: Согласно законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности подается в отношении одного объекта интеллектуальной собственности.

Заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом (Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»), и к нему должны прилагаться документы, перечисленные в Административном регламенте в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности.

При этом документы представляются в виде оригиналов или копий, заверенных лицом, их подавшим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо засвидетельствованных в нотариальном порядке, или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью лица, представившего документы, с использованием Личного кабинета.

При представлении заверенных заявителем копий документов их оригиналы могут быть запрошены ФТС России в целях проверки содержащихся в них сведений.

4. Пунктом 6 статьи 384 ТК ЕАЭС предусмотрен порядок защиты прав на ОИС в виде наименований мест происхождения. Каким НПА регламентирован такой порядок?

Р. В. Штыка: Меры, принимаемые таможенными органами для защиты прав на наименования мест происхождения товаров, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, не отличаются от мер, принимаемых в отношении товаров, содержащих включенные в таможенный реестр товарные знаки. Указанные меры регламентированы статьями 124 и 384 Таможенного кодекса ЕАЭС, статьями 112 и 113, главой 57 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При этом Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что Евразийская экономическая комиссия определяет порядок принятия таможенными органами мер по защите прав на наименования мест происхождения товаров, которые включены в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС. В настоящее время такой порядок не определен.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров, содержащих ОИС приостанавливается в случае обнаружения таможенным органом признаков нарушения прав правообладателя. Т.к. основание всего лишь ПРИЗНАК, а имущественный ущерб в случае не подтверждения факта нарушения прав декларанту возмещает правообладатель, прошу пояснить, каким образом выявляются признаки нарушения прав правообладателя?

Р. В. Штыка: Признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности выявляются таможенными органами с использованием информации, представляемой правообладателем (его представителем) при получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (сведения о лицах, уполномоченных на оборот оригинальной продукции, характеристики оригинальной и контрафактной продукции и другое), а также на основании аналитической работы, межведомственного взаимодействия и международного таможенного сотрудничества, результаты которых применяются в системе управления рисками.

6. Вопрос по срокам приостановления выпуска: статья 124 ТК ЕАЭС и статьи 112 и 113 ФЗ-289: с какой даты или с наступления какого события рассчитывается срок приостановления выпуска 10/7 дней? В соответствии со статьей 124 максимальный срок приостановления выпуска — 20 рабочих дней, по статье 112 — 20 рабочих дней, а по статье 113 — 17 рабочих дней? Если правообладатель не выходит на связь, не отвечает на запросы? Срок выпуска возобновляется и при отсутствии прочих оснований для отказа в выпуске, товар выпускается?

Р. В. Штыка: Решение о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, принимается до истечения срока выпуска товаров, который в соответствии с правом ЕАЭС не должен превышать 4 часов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 119 Таможенного кодекса ЕАЭС.

По истечении срока приостановления срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (если объекты включены в таможенный реестр – 10 рабочих дней, если нет – 7 рабочих дней), срок выпуска таких товаров возобновляется, за исключением ситуаций когда:

  • срок приостановления срока выпуска товаров продлен по заявлению правообладателя (его представителя) и при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • срок приостановления срока выпуска товаров отменен до его истечения по основаниям, предусмотренным правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию.

7. Особенности использования инструмента ТРОИС на практике.

Р. В. Штыка: Данные таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также дополнительные сведения, представляемые правообладателем (его представителем) при получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» используются в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов Российской Федерации для автоматизированного таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того данные таможенного реестра используются таможенными органами для взаимодействия с доверенными лицами правообладателей при приостановлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры, а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и пересечении пересылки контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях, и в иных служебных целях.

8. В соответствии со статьей 113 289-ФЗ может быть приостановлен срок выпуска товаров, содержащих ОИС, но НЕ включенных в ТРОИС. В чем тогда целесообразность для правообладателя включать ОИС в ТРОИС и оформлять страховку, если таможенные органы и так принимают меры по защите прав таких ОИС (не включенные в ТРОИС)? При приостановлении выпуска в соответствии со статьей 113, кто возмещает декларанту имущественные расходы, если правообладатель отказывается подавать заявление на включение ОИС в реестр после уведомления от таможенного органа о возможном нарушении его прав? В каких источниках содержится информация о ОИС, не включенных в ТРОИС, но обладающих правовой охраной?

Р. В. Штыка: Основные отличия положений статей 112 и 113 Федерального закона, предусматривающих приостановление срока выпуска товаров, заключаются в следующем:

  • различается срок приостановления срока выпуска товаров (если объекты интеллектуальной собственности включены в таможенный реестр – 10 рабочих дней, если нет – 7 рабочих дней);
  • срок выпуска товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, не включенный в таможенный реестр (статья 113 Федерального закона), может быть приостановлен только один раз;
  • различны условия продления срока приостановления срока выпуска товаров.

9. Правильно ли я понимаю, что при приостановлении срока выпуска на 10-20 рабочих дней, отказ в выпуске ДТ по истечении срока выпуска ДТ установленного пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС не будет?

Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 6.

10. Если нужно защитить свой товарный знак при ввозе товара в другую страну, то нужно включать товарный знак в таможенный реестр другой страны?

Р. В. Штыка: Охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности имеют территориальный принцип действия. Соответственно, если требуется получить охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности на территории иностранного государства необходимо руководствоваться зарубежным законодательством.

11. Есть ли ответственность правообладателя за непредоставление на запросы таможенных органов разрешений на ввоз товаров параллельными импортерами. Таможенные органы для каких целей составляют статистику для вышестоящих органов по количеству ответов правообладателя?

Р. В. Штыка: Документы, подтверждающие соблюдение исключительных прав правообладателя, представляет в таможенный орган декларант (не правообладатель или его представитель).

Доверенное лицо правообладателя, получая уведомление от таможенного органа о приостановлении срока выпуска товаров, может направить в ответ просьбу отменить решение о приостановлении срока выпуска товаров (в связи с тем, что не усматривает нарушения прав интеллектуальной собственности), либо информировать о наличии признаков незаконного нанесения средства индивидуализации (незаконного воспроизведения объектов авторского права или смежных прав), либо представить документы, подтверждающие наложение на товары ареста (как меры обеспечения гражданского иска), а также направить просьбу о продлении срока приостановления срока выпуска товаров (при соблюдении установленных законодательством условий).

В целях исключения причин нереагирования доверенных лиц правообладателя на уведомления таможенных органов о приостановлении срока выпуска товаров ФТС России ведет учет таких фактов и рассматривает их на заседаниях рабочей группы с Ассоциацией производителей фирменных торговых марок «Русбренд».

12. В соответствии с частью 7 статьи 124 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности не включенные в ТРОИС без заявления правообладателя?

Р. В. Штыка: В развитие пункта 7 статьи 124 Таможенного кодекса ЕАЭС статьей 113 Федерального закона предусмотрено право таможенных органов приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (полномочия «ex-officio»).

13. Если товарный знак есть в Роспатенте, но нет в ТРОИС, может ли таможенный орган запросить у декларанта разрешение от правообладателя на ввоз товара?

Р. В. Штыка: Таможенный орган при обнаружении признаков нарушения прав на объект интеллектуальной собственности, не включенный в таможенный реестр, имеет право в соответствии со статьей 113 Федерального закона приостановить срок выпуска товара, на котором указанный объект интеллектуальной собственности размещен, и уведомить об этом правообладателя (его представителя).

14. Как получить подтверждение о факте ввоза контрафактного товара для включения товарного знака в ТРОИС, если досмотра не делают, так товарный знак не в ТРОИС. Какие документы являются подтверждением имеющихся нарушений, для включения товарного знака в ТРОИС, где указан такой перечень для таких документов?

Р. В. Штыка: Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт нарушения прав на объект интеллектуальной собственности, не утвержден. Такими документами могут выступать судебные акты, подтверждающие факт нарушения прав на объект интеллектуальной собственности при перемещении товара через таможенную границу и принятые по результатам возбуждения дела об административном правонарушении, уголовного дела, подачи гражданского иска. Также документальным подтверждением «достаточных оснований правообладателя полагать, что может иметь место нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или вывозом товаров из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем» (Статья 328 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ) могут являться результаты контрольных закупок или иных мероприятий фиксирующих факт реализации на территории Российской Федерации контрафактных товаров, произведенных за рубежом.

При получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» заявитель может представить имеющуюся информацию о получателях/отправителях (декларантах) товаров, перемещение которых через таможенную границу осуществлялось с нарушением его прав интеллектуальной собственности. Указанная информация будет проверена с использованием информационных ресурсов ФТС России и в случае ее подтверждения – использована при предоставлении государственной услуги.

15. Организация ввозит комплектное оборудование не входящее в ТРОИС, однако часть компонентов этого оборудования включены в Реестр. Правомерно ли со стороны таможенного органа приостанавливать выпуск?

Р. В. Штыка: Правом ЕАЭС предусмотрено, что как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, меры защиты внутреннего рынка.

Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, которые размещены на декларируемом товаре и которые индивидуализируют данный товар в целом, а не в отношении его составных частей или компонентов.

Если таможенному органу декларируются отдельные компоненты продукции как самостоятельный товар и они содержат объекты интеллектуальной собственности, в отношении таких товаров будут также применяться меры по защите прав интеллектуальной собственности.

16. В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования применяется ли защита объектов ИС, если товар перемещается в единичном экземпляре (например, оригинальная куртка со знаком «ADIDAS»), требуется ли в этом случае согласие правообладателя?

Р. В. Штыка: Меры по защите права на объекты интеллектуальной собственности принимаются таможенными органами при помещении товаров под таможенные процедуры, при совершении таможенных операций с международными почтовыми отправлениями (в целях пресечения пересылки контрафактных товаров), а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

В соответствии с правом ЕАЭС товары для личного пользования выпускаются таможенным органом в свободное обращение без их помещения под таможенную процедуру (за исключением ситуации когда товары, перемещаемые физическим лицом (доставляемые в адрес физического лица), не отнесены к товарам для личного пользования).

Таким образом, в отношении оригинальных товаров для личного пользования, не помещаемых под таможенную процедуру, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами не принимаются.

17. Как на практике реализуется право первичной приостановки товаров с нанесенными товарными знаками до включения в ТРОИС в рамках статьи 113 №289-ФЗ?

Р. В. Штыка: Полномочия «ex-officio» реализуются таможенными органами в соответствии со статьей 113 Федерального закона.

18. Каким образом сведения из ТРОИС распространяются на таможенные органы стран ЕАЭС?

Р. В. Штыка: Таможенные службы государств – членов ЕАЭС администрируют национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, которые применяются таможенными органами того государства – члена ЕАЭС, на территории которого совершаются таможенные операции.

Правом ЕАЭС предусмотрен Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС, ведение которого осуществляет Евразийская экономическая комиссия (Решение Коллегии ЕЭК от 06.03.2018 № 35).

Единый таможенный реестр начнет «работать» после обеспечения технической готовности участников информационного взаимодействия (Евразийская экономическая комиссия, таможенные службы государств – членов ЕАЭС), предусмотренной регламентом его ведения.

19. Рассматривает ли ФТС возможность дополнение видов объектов интеллектуальной собственности в статью 334 289-ФЗ (в первую очередь имеется в виду изобретения и промышленные образцы)?

Р. В. Штыка: В ближайшей перспективе планируется расширить перечень объектов интеллектуальной собственности, защищаемых таможенными органами, путем включения в него географических указаний.

20. В случае введения в оборот продукции с товарным знаком, не прошедшей таможенной «очистки», возможно ли привлечение ФТС для пресечения реализации такой продукции?

Р. В. Штыка: Товары, незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, либо выпуск которых не произведен в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, должны быть задекларированы таможенным органам в порядке предусмотренном статьей 104 Федерального закона. При совершении таможенных операций с такими товарами таможенные органы примут меры, направленные на обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

21. Можно ли в качестве сведений о выявленных случаях нарушения прав правообладателя рассматривать и представлять в ФТС документы (при подаче заявления о включении товарного знака в ТРОИС), подтверждающие текущее рассмотрение судом заявления полиции о нарушении импортером прав правообладателя? То есть решение по делу еще не принято. Можно ли рассматривать это как потенциальный риск?

Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 14.

22. Когда будет единый ТРОИС для всех стран ЕАЭС?

Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 18.

23. Как включить товарный знак в реестр ТРОИС без документальных подтверждений о ранее имевших место нарушениях (и зачем это требование вообще необходимо для внесения товарного знака в ТРОИС)?

Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 18 Дополнительно следует отметить, что указанное требование установлено Федеральным законом, аналогичное положение в отношении Единого таможенного реестра содержится в Таможенном кодексе ЕАЭС.

Причиной законодательного закрепления указанных норм стали международные обязательства, предусмотренные Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (г. Марракеш 15.04.1994).

Данными нормами руководствуются не только ФТС России и таможенные службы государств – членов ЕАЭС, но и таможенные администрации всех стран-участниц ТРИПС (ВТО).

24. Чем принципиально отличаются реестр товарных знаков ТРОИС от реестра товарных знаков Роспатента (ФИПС)? Зачем дублирование одного общего Федерального реестра товарных знаков реестром ТРОИС (например, Роспотребнадзор и УЭБ и ПК МВД своих дополнительных реестров не ведут, как ФТС России, а используют ФИПС)? Имеют ли для ФТС России юридическое и практическое значение товарные знаки из Реестра ФИПС, и каким образом ФТС России обеспечивает охрану товарных знаков, включенных в реестр ФИПС и при этом не включенных в реестр ТРОИС?

Р. В. Штыка: В реестры Роспатента включены товарные знаки, которым в соответствии с гражданским законодательством предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации.

Факт регистрации в реестрах Роспатента позволяет использовать ряд государственной инструментов их защиты: обращение правообладателя в суд в гражданско-правовом порядке, обращение с заявлением в органы МВД России, в ФТС России.

При этом таможенные органы для организации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности применяют нормативно закрепленные взятые из международной практики специализированные механизмы: таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (глава 57 Федерального закона), приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые включены в таможенный реестр (статья 112 Федерального закона), и полномочия «ex-officio» (статья 113 Федерального закона).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх